Капоэйра. Введение

Александр Владимирович Рогозин, 2014

Эта книга двух братьев, которые 20 лет занимаются бразильской капоэйрой. В 2007-м году Александр и Тимур Рогозины основали международную школу «Real Capoeira». Введение в капоэйру – это история происхождения искусства, этапы развития, градации, мастера, инструменты, рисунки ритмов беримбау и техника для начинающих. Книга будет полезной для капоэйристов, для тех, кто только решается прийти на первую тренировку, а также любителям культуры Латинской Америки. Добро пожаловать в мир капоэйры!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Капоэйра. Введение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История Бразилии

Здесь, в Бразилии, смешались все национальности и расы, чтобы создать одну — бразильскую.

Жордже Амаду, «Тереза Батиста, уставшая воевать»

Для того чтобы глубже понять и увидеть все краски и оттенки капоэйры, мы предлагаем вам немного познакомиться с историей Бразилии. Бразилия — страна контрастов, страна господ и рабов, богатства и нищеты, карнавалов, красок, музыки, фавел и криминала.

Бразилия одна из последних стран отменила рабство. Поругальцы насильно крестили африканцев и индейцев, огнем и мечом искореняя язычество и традиции африканцев.

Это страна, в которой родилась эта удивительная смесь танца, боя, музыки и акробатики.

Открытие Бразилии

История Бразилии начинается с приходом португальцев. Высадка эскадры Альвареса Кабрала 22 апреля 1500 года навсегда изменила не только ход истории Бразилии, но и всего мира.

Великая экспедиция

12 октября 1492 года Христофор Колумб открыл Америку.

Король Португалии Мануэль I, взволнованный успехами испанцев, приказывает организовать экспедицию в Индию с целью установления с ней торговых отношений.

23 марта 1500 года из португальского порта вышли 13 кораблей с экипажем 1500 человек (3 % населения Лиссабона).

Главнокомандующим эскадры Мануэль I назначил Педру Алвареса Кабрала. Однако по пути в Индию, как гласит история, он отклонился от курса и достиг берегов Бразилии.

Возможно, установление отношений с Индией было всего лишь прикрытием для настоящей миссии. С трудом верится, чтобы 13 вооруженных до зубов кораблей вдруг поплыли в противоположном направлении и почти 30 дней провели в Атлантическом океане, не ориентируясь, куда направляются.

Бразилия была открыта 22 апреля 1500 года.

Высадившись в Порту Сегуру на юге Баии, Кабрал принял землю за остров и назвал его Вера Круз (порт. Ilha de Vera Cruz — остров Истинного Креста). Остров Вера Круз — первое официальное название Бразилии. Однако немного позднее за этой страной закрепилось другое название — Terra do Brasil (в русском написании — Бразилия). Португальцы увидели на побережье деревья, древесину которых в огромных количествах стали вывозить в Европу. Назвали они эти деревья «пау-бразил» (порт. pau-brasil — «дерево бразил»).

Неизвестный Кабрал

(Pedro Alvares Cabral, 1468–1520)

Сын из благородной и богатой семьи Педро Альварес Говея (Gouveia) родился в центре Португалии в 1468 году. Он был вторым ребенком в семье и после смерти старшего брата смог взять фамилию отца — Кабрал. Вероятно, он был выбран для командования экспедицией в 1500 человек благодаря тому, что был женат на богатой внучке короля. Вернувшись через пятьсот дней после многочисленных штормов на шести кораблях с экипажем в тысячу человек, он был холодно принят на родине, а его экспедицию сочли неудачной. Умер он в 1520 году.

Колонизация Бразилии

С 1533 года начинается португальская колонизация Бразилии. На протяжении следующих трех столетий эта территория была населена португальцами и стала важным экспортером декоративных пород древесины, сахарного тростника, кофе и золота. Важным источником трудовых ресурсов были рабы: сначала индейцы, а после 1550 года африканцы.

E no tempo de outrora

Ele venho de fora

Da nacao Nago Oo

Do porao de tumbeiro

Navio negreiro foi que ele chegou

Oo Ando preso em gaiola

Corrente de agonia

Apanhou do senhor Oo

В былые времена

Он пришел издалека

Из нации Наго,

Из подвала гробницы

На «черном корабле» он прибыл. Шел заключенный

В цепях агонии,

Падал перед господином.

Треугольная торговля

Трансатлантическая работорговля — известнейший пример треугольной модели торговли, которая велась в период между XVI и XIX вв. Она называлась «треугольной» из-за трех основных пунктов назначения — Европы, Африки и Бразилии, спрос и предложение которых идеально совпадали.

Корабли отправлялись из Европы в Африку с грузом меди, тканей и оружия для продажи или обмена на рабов. Затем корабли нагружали рабами и отправлялись в Бразилию. На континенте рабов выгружали и продавали, корабль вычищали и подготавливали для перевозки кофе, хлопка, сахара, рома, дерева, золота и других товаров в Европу, завершая маршрут так называемого «золотого треугольника».

Работорговля

Nego venho de angola ai meu deus

Pra chega aqui no Brasil

Oi chegaram de caravela

Oi chegaram de navio

Isso e uma historia A historia do Brasil

Негр приехал из Анголы, о мой бог,

Чтобы остаться в Бразилии.

Его привезли на каравелле,

Его привезли на корабле.

Это история, История Бразилии.

Hoje esta tudo mudado

Nao ha mais de acontecer

Hoje nego esta livre oi iaia

Pra poder sobreviver

Ie viva meu deus

Сегодня все изменилось,

И больше такое не произойдет.

Сегодня негр свободен,

Чтобы выживать.

Да здравствует мой бог.

Индейцы — первые жители Бразилии. Когда португальцы приплыли в Бразилию, ее уже населяло 5 миллионов индейцев. В 1500 году насчитывалось 900 различных коренных народов. Коренные индейцы были физически слабыми и умирали на плантациях. Колонисты начали завозить рабов из Африки. Пленники были из различных племенных групп: йоруба, Эве, Фанти, Ашанти, Хауза, Фалани, Манди, Банту (Iouruba, Eve, Fanti, Axanti, Hausa, Falani, Mandi, Banto).

Начиная с XVI века, более 15 миллионов африканцев были привезены в Америку в качестве рабов. Их рассматривали как товар, они работали на фабриках, золотых шахтах и в городах на протяжении 400 лет освоения континента.

Исторически первозка рабов в Бразилию делится на 4 периода:

1. Гвинейский цикл (1550–1600) — с западного побережья Африки к северу от экватора везли в Баию.

2. Ангольский цикл (1600–1700) — везли в Баию (в основном из групп, говорящих на языке банту).

3. Мина-Кост цикл (1700–1775) — от западного побережья района экватора везли в основном в Рио-де-Жанейру.

4. Цикл бухты Бенин (1770–1851) — везли с территории современной Нигерии в Рио-де-Жанейро.

Невольничьи корабли

Venho de longe,

Terra dos meus ancestrais.

Eu fui acorrentado

Pra lá não voltar mais.

Numa casa de madeira,

Um tumbar flutuante sobre o mar Assim eu fui trazido

Ao Brasil pra trabalhar

Carolina Soares — Na Aruanda

Я приехал издалека,

С земли моих предков.

Я был закован в цепи,

Чтобы туда больше не вернуться. В доме из дерева —

Гробницы, плавающем в море,

Я был доставлен в Бразилию, Чтобы трудиться

Перевозка рабов из Африки в Бразилию осуществлялась на так называемых «Навиу негрейру» (порт. navio negreiro — черный корабль). Невольничьи корабли, построенные для торговли по «золотому треугольнику», были предназначены для доставки рабов из Африки в Новый Свет. По оценкам историков, с 1540 по 1850 гг. в Америку было доставлено около 15 миллионов африканцев; каждое путешествие занимало от 2 до 6 месяцев.

Рабов считали грузом и содержали в отвратительных условиях, которые угрожали здоровью даже самой команде корабля. Капитаны старались вместить как можно больше груза, и на корабле водоизмещением в 100 тонн перевозили от 220 до 250 рабов. Смертность была невероятно высока из-за дизентерии, лихорадки, ужасных условий содержания и вспышек непредсказуемых болезней, занесенных на борт. Обычно под палубой находилось два или три отсека высотой не более полутора метров. На одного раба приходилось около 0,6 квадратных метра пространства. Людей заставляли лежать двумя рядами друг на друге, как книги на полке, и обычно для третьего места уже не было. Рабы задыхались и давили друг друга на смерть, пытаясь пробраться наверх.

Многочисленные бунты вспыхивали на невольничьих кораблях по пути из Африки. Но рабов запугивали и заставляли подчиниться. Капитаны отрубали конечности наиболее активным бунтарям для устрашения окружающих, показывая тем самым свою власть.

Когда работорговлю запретили, невольничьи корабли стали передвигаться быстрее, чтобы избежать поимки и продолжать свою незаконную деятельность.

Рабство в Бразилии (порт. escravidão — рабство) — основная модель эксплуатации человеческих ресурсов в подвластной Португалии колониальной Бразилии, позднее, в независимой Бразильской империи. Рабство стало основным видом хозяйственно-экономических отношений в стране, поскольку рабский труд широко использовался на плантациях, в надомной работе, а также при освоении месторождений полезных ископаемых. Рабство официально оформилось вскоре после начала португальской колонизации Южной Америки в XVI в. и официально просуществовало до 13 мая 1888 года. Бразилия стала одной из последних стран мира, официально отменившей рабство.

Покупка и продажа рабов

Во времена работорговли в Бразилии чернокожие рассматривались как обычный товар. Их продавали на рынках рабов, как только привозили в Бразилию. Сначала их немного откармливали, а тела мазали маслом, чтобы они казались более здоровыми. Так их можно было продать дороже. Цена зависела от пола, возраста, физического состояния и происхождения. Бантус, например, считались более мирными и, соответственно, стоили дороже.

На плантациях: в период бума сахарного тростника рабы были основной рабочей силой. Они сеяли и собирали урожай, а также запрягались в плуги, подобно домашнему скоту.

В шахтах: во времена золотой лихорадки большое количество рабов работало в шахтах. Они занимались добычей ценных металлов в горах, шахтах и горных реках.

В городах: рабы трудились прислугой в домах богатых семей. Также их использовали как каменщиков, кузнецов и носильщиков.

Жизнь на плантациях

Жизнь на плантациях была сурова. Рабов оскорбляли, истязали, морили голодом, заковывали в цепи, выжимая из них все силы. Рабы удовлетворяли любые нужды хозяев и надсмотрщиков и работали, когда им прикажут.

Для того чтобы заставить рабов трудиться, их часто секли. Поощрением же служили еда, одежда и отдых. Иногда им даже позволяли выращивать собственный скот и зерно. Можно легко представить, насколько жестокими были условия на сахарных плантациях. Восемь месяцев сезона сбора тростника рабы трудились дни напролет, даже по воскресеньям. Рабы часто теряли сознание из-за измождения, порой получали ужасные травмы из-за примитивных инструментов, используемых на плантациях.

Рабов считали имуществом, они имели статус неквалифицированных работников, хотя многие были отличными каменщиками, металлургами, бондарями, поварами, швеями и няньками.

Методом контроля также служило насилие над личностью. Рабов часто без предупреждения переводили на другие плантации, разлучали с друзьями, семьей, детьми. Их насиловали, хлестали плетью, унижали, продавали и делали с ними все, что могли пожелать хозяева.

Но ничто не могло удержать рабов от создания социальной жизни на плантациях. В бараках создавались семьи и обретались друзья, детей обучали и готовили к опасностям тяжелого существования, которое им предстояло. Именно в бараках зародились общины рабов. Религия также играла большую роль. Вера помогала рабам на время спастись от трудной жизни и жестоких хозяев. Иногда религиозное писание использовалось в качестве шифра среди последователей, даруя веру в будущее, а порой — побуждая восстать. Даже в столь темные времена люди сохраняли искру надежды.

Кандомбле

Кандомбле (порт. Candomblé) — афро-бразильская религиозная традиция, в основе которой лежит поклонение духам, связанным со стихиями, природными явлениями и различными родами человеческой деятельности. Широко распространенная эта вера на территории Бразилии, особенно в регионах с большим числом темнокожего населения (в частности, штат Баия).

Кандомбле происходит из следующих верований народов Африки:

— вера ориша народа йоруба

— вера вуду народов эве и фон

— вера нкиси племени банту

— Культ кандомбле глубоко укоренен в культуре Бразилии, он популярен как среди черного населения, так и среди белого. Самые неожиданные люди: полицейские, работники банков, чиновники могут быть участниками и даже жрецами африканских культов. Например, для банкира или водителя автобуса работа лишь часть его жизни, а то, что его действительно вдохновляет и придает смысл жизни, может быть участие как барабанщика в оркестре «Бейжа флор» на ежегодном карнавале в Рио. Это наполняет жизнь смыслом и приносит ему настоящее счастье.

Бараки рабов — сензалы

Бараки были обычным жильем рабов в 16–19 столетиях. Эти дешевые деревянные постройки не требовали особого ухода, что как нельзя лучше подходило плантаторам. Мебель и кровати стояли в бараках далеко не всегда, и рабам приходилось самим делать себе настилы из досок или вовсе спать на полу. Тем не менее теснота и тяжелые условия жизни сплачивали людей.

Порой рабам разрешали возделывать небольшие участки земли рядом с бараками и собирать с них урожай. Рабов очень плохо кормили, и эти огороды спасали их от голодной смерти.

Особняки на плантациях

Особняки на плантациях — многоэтажные здания с высокими потолками, большими окнами, мраморными или деревянными полами и балконами на втором этаже, с которых можно было осматривать свои владения — были символами богатства и успеха плантаторов. Обычно особняк располагался в самом центре плантации, чтобы его было видно издалека. Особняки, как правило, строили рабы.

Надсмотрщики

Feitor (фейтор) — надсмотрщик, который следит за трудом рабов.

Плантаторы в колониях были богатыми белыми европейцами. Они нанимали управляющих, сами часто находились в городах вдалеке от плантаций и передавали власть надсмотрщикам, которые контролировали ежедневную работу. Надсмотрщики следили за трудящимися на плантации, устанавливали дисциплину и замещали настоящих хозяев.

Смешение рас в испанских и португальских колониях

Кабоклу (порт. caboclo. — на языке тупи caa-boc — «пришедшие из леса») — этническая группа в составе бразильцев, португало-индейские метисы. Крупнейшая этно-расовая группа Амазонии. Говорят на португальском, а также на лингва-жерал. Другие названия: caboco, mameluco, cariboca, curiboca.

Mistura de raça e de cor

Mantendo a nossa tradição

Do povo guerreiro e sófrido

Por issó não teme о périgo

Lutar contra a escravidão África!

Mestre Suassuna (Cordao de Ouro)

Смешение рас и цвета кожи,

Сохраняя наши традиции

Народа, перенесшего страдания,

И поэтому не боящегося

Бороться против рабства. Африка!

Восстания рабов

Рабы сопротивлялись разными способами. И хотя случаи открытого бунта встречались редко, они использовали тонкую тактику в повседневной жизни. Притворное невежество замедляло выполнение задач или приводило к тому, что работу нужно было переделывать. Приказания часто были умышленно неправильно поняты. Некоторые прибегали к другим формам сопротивления — убегали в джунгли, где благодаря густой растительности они могли жить и прятаться от европейцев. Там беглые рабы основывали сообщества, называемые киломбу (quilombo).

Negro

Joga até na floresta

Sabe

O que vai enfrentar

Do cativeiro ao morro

Correndo pro matagal

Capataz o perseguiam

Como se fosse um animal

Viro caça, caçador

Porque escravo caço

Professor Capu (Grupo Gingado Capoeira)

Негр,

Достигший джунглей,

Знает,

С чем столкнется.

От рабства на холме

Бежит в заросли.

Старший надсмотрщик его преследует,

Словно зверя.

Стал добычей охотник,

Потому что охотиться стал раб.

Королевство Палмарес

У рабов всегда было желание вырваться из-под господства своих хозяев и жить свободно. Те, кому удавалось бежать, основывали киломбус. Самым известным из таких поселений было «Киломбу дос Пальмарес» (Quilombo dos Palmares), «королевство», состоявшее из нескольких деревень с общим населением в 11000 жителей.

Quilombo — в переводе с языка Банту означающет «поселение».

Как гласит история, в конце XVI века рабы, вооруженные только палками и инструментами для рубки тростника, захватили сахарную плантацию на юге Пернамбуко. Зная, что вскоре власти придут с большим числом вооруженных людей, они бежали в джунгли. Местность, куда беглые рабы направились, была очень густой и дикой, и они были первыми, кто проник в эти джунгли. В их глубине они основали деревню, и это стало началом «Королевства Пальмарес».

Мужчины-рабы ценились больше, и их количество во много раз превышало количество женщин. При этом дефицит женщин в Королевстве Пальмарес тормозил развитие поселения. Для того чтобы это исправить, бывшие рабы устраивали набеги на плантации, похищали африканок, индеек, метисок, мулаток и даже белых женщин. Многие рабы сами желали получить свободу и с готовностью бежали в это поселение.

Королевство Пальмарес развивалось и росло. Его жители засеивали свои поля, охотились в джунглях и делали оружие для того, чтобы нападать на соседние плантации. Это очень тревожило владельцев плантаций, и к началу XVII века португальское правительство больше не могло игнорировать Королевство Пальмарес. Однако в 1624 году Голландия вторглась в Бразилию и захватила Сальвадор. Португалия оказалась втянутой в войну на два фронта: с одной стороны Голландия, с другой — жители Пальмарес. Несмотря на неоднократные нападения, царствование Киломбу дос Пальмарес продолжалось более восьмидесяти лет. Оно было окончательно уничтожено в 1695 году.

Pra espanta a tristesa

O negro cantava

E bate o tambor

Ele venho de la

Ele venho de la

De Angola

Era o negro esquecido

Pobre entristecido

No mundo senhor

Hoje o negro liberto

Mais olha de perto

Tem pouco mudou

A presa dos presares

Zumbi dos Palmares

Nao se entregou

Na guerra dos quilombos

La poe entao tombo

Perdeu mais nao tou

Чтобы отогнать грусть,

Негр пел

И бил в барабан.

Он пришел оттуда,

Он пришел оттуда из Анголы.

Был забытым негром,

Опечаленным бедняком

В этом мире, господин.

Сегодня негр свободен,

Но оглянись —

Мало что поменялось.

Хищник-добытчик

Зумби дос Палмарес

Не сдался.

В войне киломбус,

Там лег в могилу,

Проиграл, но не сдался

Зумби дос Пальмарес (Zumbi dos Palmares)

Киломбу дос Пальмарес располагалось на территории современного штата Алагоас (Alagoas). Последним его королем был Зумби.

В конце XVII века Зумби был наиболее важным черным лидером того времени. Его имя стало символом свободы для тех, кто воевал за отмену рабства.

В 1695 году, после 16 лет сопротивления нападению со стороны правительственных войск, Зумби был убит, а Пальмарес уничтожен.

Palmares cresce sem parar

Lavoura, Muzambo cobrem a regiao

Herdeiro de ganga zumba nasceu

Com destino tracado nas maos

Bravo forte guerreiro

Deus da guerra, se fez na terra

A lenda de um heroi.

Zumbi, Zumbi, olha Zumbi

Палмарес растет, не переставая.

Пастбища покрывают весь регион,

И течет река Музамбо.

Наследник Ганга Зумбы родился —

Судьба написана на его руках,

Храбрый, сильный воин,

Бог войны, рожденный на земле,

Легендарный герой.

Зумби, Зумби, смотрите, Зумби.

Истребление капоэйры

В 1808 году сформировалась Бразильская империя, освободившаяся от влияния Португалии, но все еще управляемая членами португальской королевской семьи. Со сменой правительства пришло наказание для тех, кто боролся за мир и свободу — для капоэйристов. Капоэйра провоцировала гнев полиции и широко преследовалась. Законы запрещали праздношатание и бродяжничество, и этим правительтво косвенно позволяло полиции разгонять роды и наказывать капоэйристов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Капоэйра. Введение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я