Рассказы. 2020—2022 гг.

Александр Василега

В сборник рассказов вошли произведения, написанные автором в период с 2020 по 2022 годы.В рассказах о природе автор делится своими наблюдениями, впечатлениями и размышлениями о прекрасной русской природе. Его волнуют проблемы отношения человека к природе, сохранения растительного и животного мира России.В детских рассказах автор с любовью описывает наблюдения за своими внуками, их поступками, отношением друг к другуи к «братьям нашим меньшим».В книге использованы фото и рисунки автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы. 2020—2022 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сквозь карельские пороги

Сплав по реке Шуя

Решение поехать на недельку в Карелию, было принято неожиданно, хотя посмотреть Карелию нам хотелось уже давно. Через туристическое агентство подобрали недельный тур и вот, мы на пути к желанной цели. Поезд Москва-Петрозаводск ничего особенного собой не представляет — не лучше и не хуже многих других, колесящих по просторам нашей необъятной Родины. Тем не менее, ехать на нём было интересно, потому, что по этому маршруту мы ехали впервые. После Чудово поезд ушёл вправо и наш путь дальше лежал через неведомые нам доселе места — русский северо-запад. Из того, что могло быть интересным, нам была известна только Волховская ГЭС — одна из самых старых гидроэлектростанций в России, построенная в Советском Союзе в 20-е годы прошлого столетия. Весь путь до Петрозаводска по железной дороге занимает около 16 часов. Дорога не утомительная, хотя и немного скучноватая. Собственно говоря, кроме Волховской ГЭС, никаких достопримечательностей из окна поезда мы не увидели.

В Петрозаводск поезд прибыл точно по расписанию. На перроне нас, да и не только нас, ожидал экскурсовод. Оказывается, в этом поезде ехала почти вся наша группа. Мы в такой тур ехали в первый раз, поэтому старались никуда не отлучаться и в точности выполнять все указания нашего гида. Процесс сбора группы занял некоторое время, все же нашлись те, кто проявил инициативу и попытался искать способ отправиться дальше самостоятельно. В конце концов, всех нас собрали в кучу, усадили в автобус и повезли к месту назначения. Конечным пунктом нашего пути была гостиница в городе Кондопога. До сих пор не знаю, как правильно произносится название этого города — с ударением на первый слог (так говорят местные), или с ударением на предпоследний, как привыкли говорить все. Дорога от вокзала в Петрозаводске до гостиницы, где нас должны были разместить, заняла немногим больше часа. Приятно удивило хорошее состояние дороги, поэтому время пролетело быстро, тем более, что экскурсовод всю дорогу нас вводил в курс дела, рассказывал о местных достопримечательностях, которые нам предстояло посетить.

Город Кондопога, оказался небольшим, ничем не примечательным, на первый взгляд, провинциальным городком. Раньше нам о нём было известно лишь то, что в девяностые годы здесь происходили серьёзные столкновения между местными жителями и приезжими чеченцами, писали, что были даже убитые. В гостинице нас ожидали, довольно быстро расселили и сразу же предложили первую экскурсию. Называлась она «Рафтинг по реке Шуя». Что такое рафтинг мы узнали только здесь. Оказывается это сплав по горной реке на надувных лодках или плотах. То, что мы видели раньше по телевизору, честно говоря, не вдохновляло участвовать в таком экстриме. Но экскурсовод очень убедительно начала нас уговаривать, мол, ничего страшного, пороги не высокие, течение не быстрое, даже 12-летние дети участвуют, что за всё время во время сплава никого ещё ни разу в воду не уронили, и что в конце экскурсии нас ждёт шикарный ужин из блюд карельской национальной кухни. Знать бы чего будут стоить нам её речи. Мы поверили ей, потому что были уверены, что она поедет с нами.

Сюрпризы начались сразу, как только подошёл автобус. Экскурсовод куда-то исчезла, а автобус оказался потрёпанным ПАЗиком, видимо обслуживающим какую-то колхозную ферму, водитель которого решил немного подзаработать. Были сомнения — ехать, или не ехать, но уже появилось какое-то стадное чувство, раз другие едут — поедем и мы, чем мы хуже. В общем, мы тронулись в путь, никакого сопровождения с нами, кроме водителя, не имеющего никакого отношения к турфирме, не было. Ехать нужно было обратно до Петрозаводска, а потом ещё в сторону Санкт-Петербурга километров сорок. До Петрозаводска домчались быстро, а дальше началось…

На посту ГИБДД на окружной трассе нас остановили, после проверки автобуса, оказалось, что у автобуса не горит одна лампочка габаритов, а у водителя нет путёвки, нет никаких сопроводительных документов. Но об этом мы узнали от него только минут через 30, после того, как он безуспешно пытался как-то договориться с гаишниками. Что делать дальше он не знал? Снарядили делегацию на пост ГАИ, в общем, еле — еле нам удалось уговорить гаишников нас отпустить. Пока все это происходило, прошло 45 минут, за это время солнышко спряталось за лес и уже начинало вечереть. Настроение у всех рафтингистов упало, попробовать, что такое рафтинг, честно говоря, мы уже не надеялись. Но поскольку за всё было заплачено, никто сдаваться не собирался.

Проехав еще километров тридцать, мы оказались у цели. На трассе нас ожидали две легковые машины с прицепами, на которых были закреплены большие надувные лодки. Следуя за ними по лесной дороге, примерно через километр, мы оказались на берегу речки, оказалось, что это та самая река Шуя, по которой нам предстояло сплавляться. С первого взгляда ничего не вызывало тревоги и полностью соответствовало тому, что рассказывала экскурсовод. Даже подумалось: «Ну и в чём здесь фишка?»

В чём фишка мы узнали потом, а пока разгрузились. Появилась ещё одна проблема — у моей жены разболелось сердце. На моё предложение остаться на берегу, она категорически отказалась, сказав как обычно: «Всё нормально», положила под язык таблетку валидола и решительно пошла к лодке.

Нашими инструкторами оказались два совсем молодых человека, лет по 16—17. Они выдали каждому по веслу и спасательному жилету, провели инструктаж, из которого мы уяснили, что самое главное — не потерять весло, потому что за него придётся заплатить. Кстати о жилетах, они были очень маленького размера, как раз для детей 12 — летнего возраста, но делать было нечего — я надел его, получилось очень смешно. Ни о каких других предосторожностях нас не предупреждали, сказали, что все очень просто, никаких сложностей со спуском не будет. Протяженность всей трассы составляет восемь километров, среднее время прохождения трассы около часа. Ещё нам порекомендовали переодеться, если у кого есть сменная одежда. Ничего не заподозрив, мы расселись в две лодки человек по 10—12. В нашей лодке оказалось 10 человек, не считая инструктора. Было три семейных пары — мы с женой, семейная пара пенсионеров крупного телосложения из Санкт-Петербурга, и учёные, муж и жена, из закрытого города Сарова, тоже примерно нашего возраста, может быть чуть старше. Остальные гребцы — женщины среднего возраста — искательницы приключений. Детей в нашей лодке не было. Валентин (доктор наук из Сарова) и я уселись впереди лодки — я справа, а он слева. Остальные разместились по всей длине лодки. Инструктор сидел на корме и должен был выполнять функцию рулевого. Моя жена Валентина села напротив меня, рядом с учёным. Сидеть нужно было на бортах лодки, держаться было не за что, кроме весла, которое ни в коем случае нельзя было потерять. Отойдя от берега, мы начали грести, даже попытались устроить соревнование с другой лодкой. У всех настроение поднялось, течение было не очень быстрым, порогов не было, по берегам рос красивый смешанный лес. В общем, гребли и наслаждались местными пейзажами, не подозревая того, что нас ожидает впереди.

И вот впереди появилось что-то, что всех немного встревожило. Наш инструктор, он же рулевой, всех успокоил, сказав, что мы подходим к первому порогу. Порог небольшой, гребень высотой всего полметра и проходится он «влёт». Течение заметно возросло, более того, нас понесло к другому берегу, а нужно было держать лодку посередине реки. Беспрекословно подчиняясь своему рулевому, мы усиленно гребли, и надо сказать у нас это неплохо получалось. Первый порог прошли удачно, правда у всех дух захватило, когда лодка на самом гребне порога резко ускорилась. После первого «боевого» крещения все ощутили себя бывалыми моряками, появился адреналин в крови и ощущение того, что теперь нам сам чёрт не страшен. Да, знать бы тогда, какой он этот чёрт, может быть, и не хорохорились бы так. Но эйфория быстро прошла, и у всех невольно возник вопрос — а что же будет дальше, если это самый малый порог. Спросили у инструктора, он невозмутимо сказал, что всего порогов четыре, самый сложный третий, высотой два метра. Настроение у всех сразу упало, но отступать было уже поздно.

Опять нас понесло куда-то в сторону от середины реки к берегу. Течение ускорялось, мы гребли изо всех сил, но лодка не слушалась, её разворачивало то вправо, то влево. В конце — концов, нам удалось выровнять лодку перед самым порогом. И вот он — второй. Впереди что-то бурлило и кружило, волны были какие-то хаотичные, не понятно где основное течение, от всего этого было очень не комфортно. Мы направили лодку в узкую горловину порога почти ровно, и нас понесло течение с бешеной скоростью вперед и вниз. Слава богу, что это продолжалось не долго, лодку опять закружило, и мы лихорадочно стали грести с обеих сторон, чтобы поскорее убраться подальше от этого места. А вот вторая лодка оказалась не такой удачливой — перед входом в порог её развернуло, и они никак не могли выровнять лодку и направить её в нужное русло. Дело в том, что с боков от русла, по которому нужно было проходить порог, были отмели, и можно было, не только сесть на мель, но и повредить лодку, чего, конечно допустить было никак нельзя. После долгих мучений им всё — таки удалось пройти это испытание. Общую картину нашего сплава добавляли визг и крики находящихся в обеих лодках гребцов. Уставшие, но счастливые, что выбрались из водной пучины, мы пошли дальше, вернее нас понесло течением вперед. По правому берегу реки находилась деревня с очень подходящим для текущего момента названием — Матросы. Пройдя без особых приключений совсем немного, мы опять оказались на участке реки с быстрым течением, нам было уже ясно, что впереди нас ожидает очередной порог.

Впереди нас действительно ждало самое серьёзное испытание в этой истории — третий, самый крутой порог. Называется он Большой Толли. Большой Толли — красивый порог с одной ступенью водопада, пользуется большой популярностью у водных туристов. Он состоит из трёх рукавов (сливов), сложность прохождения порога возрастает от левого к правому берегу. Всё это мы узнали потом, а пока, то, что он собой представляет, мы ни сном, ни духом не ведали, поэтому волнение усиливалось ещё и от самого ожидания этого события. Честно говоря, было страшновато, и от окружающей бурлящей свинцового цвета холодной воды, но больше от неизвестности. Течение становилось все быстрее и быстрее, по обоим берегам появились большие валуны, вокруг лодки везде были водовороты, волны стали выше. Мы дружно гребли вёслами, стараясь удерживать лодку параллельно берегу, одновременно все пристально всматривались вдаль. К этому времени начало уже смеркаться, но за счёт того, что сезон белых ночей ещё не закончился, смеркалось медленно, и видимость была хорошей. Впереди по течению мы услышали сначала шум, а затем какой-то гул, все насторожились. И вдруг, из-за очередного поворота появился он — долгожданный третий порог. Это мы поняли по нагромождению огромных валунов посередине реки, бурунам вокруг них и большому количеству зевак на этих камнях. При нашем появлении из-за поворота они явно оживились. Все они были с фотоаппаратами, и было видно, что они ожидают зрелища. Нам сразу стало понятно, что этим зрелищем будет наш проход через это «чистилище». Стараясь не ударить в грязь лицом, а скорее всего из чувства самосохранения, мы шли к жерлу этой бездны уверенно, усердно гребя вёслами. Со стороны, наверное, это смотрелось по-другому. На протяжении всего маршрута я постоянно интересовался у супруги её самочувствием, но то ли валидол помог, то ли экстремальная ситуация повлияла, но она сказала, что ей стало лучше. Тем не менее, момент истины для нас постепенно, но уверенно приближался. Не знаю, как у всех остальных, но у меня в голове все время вертелась одна и та же мысль — что я буду делать, и как буду добираться до берега сам, и спасать свою жену, если мы перевернёмся и окажемся в ледяной воде. В том, что мы благополучно пройдем этот порог, никакой уверенности не было. Зрительно оценив расстояние до берегов, и скорость течения реки я понял, что добраться до берега будет очень сложно, поэтому сделал для себя единственно правильный вывод — нужно отбросить все нехорошие мысли и сделать всё, чтобы удержаться в лодке.

И так, момент истины настал. Нашу лодку течением потянуло вниз. Резкими и частыми гребками вёсел мы с Валентином направили лодку прямо в узкий проем между двумя огромными валунами. Лодка как будто замерла на вершине гребня, а затем, наклоняясь вперед, почти вертикально, ринулась в бездну. Это был самый страшный момент во всём нашем путешествии. В какой-то момент меня охватило оцепенение — внизу всё бурлило, ничего не было видно, вокруг была сплошная водная пена и брызги. Несмотря на то, что водопад был высотой всего два метра, этого хватило, что бы почувствовать состояние невесомости пока мы летели в эту водную яму. Достигнув водной поверхности, нос лодки резко пошёл вверх, лодка как бы согнулась посередине, а все сидевшие в лодке повалились на спины на дно лодки. Лодка в этот момент была неуправляема и неизвестно, что было бы с нами дальше, если бы лодку не выбросило из этой пучины. Тем не менее, экстрим продолжался.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы. 2020—2022 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я