Заднесельские оскорёнки

Александр Быков, 2015

Книга рассказывает о прошлом и настоящем одного из древнейших сел русского севера Егорьевского-Заднего. Исторические очерки, рассказы о современной жизни сплетаются в увлекательное повествование, сравнимое временами с классикой деревенской прозы 1960-80 годов. В книге много юмора.

Оглавление

Загадка преподобного Марка

Когда мне говорят: «вот, ты историк, а не знаешь этого факта», я никогда не сержусь, объясняю людям, что все знать невозможно и в истории, как и в любой науке, есть своя специализация. Не важно, помнит или нет историк те или иные факты, важно, чтобы он знал, где об этом можно прочитать и у кого спросить.

Преподобный Марк Белавинский, живший в уединении на острове посреди одноименного озера в Заднесельской волости в середине XVII в., один из самых загадочных вологодских иноков, так или иначе прославленных православной церковью.

В книге священника Иоанна Верюжского «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской Епархии», автора грамотного и дотошного, ценность сочинения которого не утрачена до сих пор, Марку Белавинскому посвящены две странички.

Кто был этот человек и откуда — точно не известно. В 1630 г. он значился монахом вологодского Ильинского монастыря. Сохранилась челобитная Марка на имя Вологодского архиепископа Варлаама: «Есть, государь, в Вологодском уезде в Заднем селе Белавинское озеро и на том озере остров. Умилосердись государь, преосвященный Варлаам, пожалуй меня, нищего царского богомольца, благослови, государь, на том острову келейцу поставити и потерпети Бога ради».

Просьба об отшельничестве была удовлетворена и Марк покинул Вологду, уединившись на острове Белавинского озера. Верюжский пишет, что вероятно Марк был уроженцем тех мест, хорошо знал округу и сам выбрал уединенное место для молитвы. Он называет его «старцем благочестивым и ревнующим о высших иноческих подвигах».

Сколько лет прожил Марк в отшельниках, чем занимался, были ли какие-то чудеса, связанные с его именем, неизвестно. После смерти он был похоронен здесь же на острове.

Отшельник не был забыт, в XVIII в. на этом месте была построена церковь Богоявления и учрежден монастырь.

Мало ли было на Руси таких монахов-отшельников? Почему же Верюжский включил его в книгу о святых? Надо консультироваться у специалистов.

Протоиерей Алексий занимает важные должности в нашей Вологодской митрополии. Его стараниями на острове в Белавинском озере в честь преподобного Марка поставлен поклонный крест. Кому же знать, как не ему?

Пишу письмо батюшке, прошу пояснить, была ли официальная канонизация, есть ли житие, акафист и все остальное, что полагается святому? Почему нет имени Марка Белавинского в современном православном календаре, хотя известно, что память его отмечается 8 октября.

Жду-пожду. Батюшка письмецо прочитал и спрятал втуне. Может страшится откровенничать с мирянином, а может не получил благословения свыше?

Прошел день-другой. И вдруг получаю ответ: «Имя преподобного Марка входит в список Собора Вологодских святых официального церковного календаря. Этого достаточно для того, чтобы святому петь молебны, поверьте. В официальный список многие святые не входят, они по соборам распределены. Исследуйте дальше сами».

Ну что же, сами, так сами, пойдем дальше.

Михаил Юрьевич в делах духовных большой дока, кандидат исторических наук, автор книг и статей по православной тематике и мой старинный приятель.

Задаю ему тот же вопрос. Ответ не заставил себя ждать, и поразил мою неосведомленность.

— В списках святых, чтимых всей церковью, его нет. В современном православном календаре-ежегоднике Марк тоже не значится. Вообще почитание таких условных святых осуществлялось через служение по ним панихид.

— Вот те раз, почему же священник Верюжский включил Марка в список вологодских святых?

— Молитвенное обращение к ним было частым, но он не святой.

— У Верюжского Марк назван преподобным, открываем энциклопедию, читаем: «Преподобные — разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные — «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» и преуспел в этом уподоблении». Все же так, почему тогда сомнения в святости?

— Все монахи именуются в обиходе преподобными. Это просто чин монаха, есть чины святителей, мучеников и т. д. Не все преподобные попадали в святые!

— Значит он местночтимый?

— Местночтимый в границах одного прихода, не более, и то сомнительно.

— Вот мне и подозрительно, что Мерцалов о нем ни словом не упомянул, а ведь практически каждую кочку описал, а тут — молчание.

— В XVII в. благословение на чествование мог давать епархиальный архиерей устно. Следовательно ничего и не было, ни жития, ни акафиста, ни чудес, только сведения о праведной жизни отшельника. Ему пелись панихидки, а не молебны. Ко временам Мерцалова память о нем вообще могла заглохнуть.

— Мог бы все равно как-то отметить, все-таки не в каждом приходе такое бывает.

— Да что тут говорить, открываем книгу профессора Е. Голубинского, «История канонизации святых в Русской Церкви», читаем на странице 362: «Список усопших, на самом деле не почитаемых: Марк пустынник на Богоявленском (Белавинском) озере».

— Сразил наповал! Как же так, Марк Белавинский есть в списках святых и у митрополита Евгения Болховитинова, который сам канонизирован. Он что, тоже ошибся?

— Евгению, в бытность его архиепископом на Вологодской кафедре, присылали разные списки «святых» видимо для сведения, он скорее всего не перепроверял, а потом это все вышло в Вологодских Епархиальных ведомостях за его именем и стало авторитетным мнением для всех последующих поколений. Смотри, у Евгения дата смерти Марка — 1492 год. Явная ошибка, не мог же он после этого в 1630 г. писать челобития.

— Опечатка, каких немало.

— Вот и я о том же. В вопросах почитания надо верить Голубинскому, он прежде всего ученый и за свои слова отвечает.

— Ну спасибо, Михаил Юрьевич, объяснил!

Что же теперь делать? С одной стороны, преподобный Марк — законный вологодский святой, которого полагается славить и которому нужно молиться. С другой, получается, что Марк Белавинский всего лишь частнопочитаемый угодник божий, хоть и попал в некоторые церковные анналы. Авторитет профессора Голубинского, утверждающего это, велик.

Звоню в секретариат Вологодской митрополии, задаю вопрос представителю. Надо сказать, что новый вологодский митрополит приехал сюда не один, с ним целый штат помощников, все как один «варяги», местных реалий не знают. Через два дня мне перезванивают и говорят: «Марк Белавинский — местночтимый вологодский святой». Все, как говорил протоиерей Алексий. «А как же мнение профессора Голубинского?» — спрашиваю представителя мирополии. Ответ поразил меня своей простотой: «Голубинский — мирянин, что он может знать о святости? Любой священник знает лучше него!» Вот ведь как, значит профессор Московской духовной академии, автор книг по церковной истории, преподаватель, который повышал квалификацию духовенства, ничего не знает? Сомнительный аргумент!

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я