Палубная авиация во Второй мировой войне. Иллюстрированный сборник. Часть I

Александр Брюханов

Иллюстрированный сборник предназначен для широкого круга любителей военной истории и истории авиации и отражает этапы зарождения палубной авиации, её становления в качестве основной ударной силы военно-морских флотов в ходе Второй мировой войны (Часть I) и краткий обзор основных классов палубной авиации Великобритании, США и Японии, принятых на вооружение в период с 1942 по 1945 год (до окончания боевых действий), – истребители (Часть II), торпедоносцы и бомбардировщики (Части III, IV).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Палубная авиация во Второй мировой войне. Иллюстрированный сборник. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Зарождение палубной авиации

14 ноября 1910 года принято считать днём рождения палубной авиации. В этот день впервые был осуществлён успешный взлёт самолёта с палубы надводного корабля.

В начале 20-го века в связи с появлением и развитием авиации идея использования самолётов с палуб надводных кораблей буквально витала в воздухе.

Инициатором проведения экспериментальных полётов с палубы корабля стал капитан 1 ранга ВМС США Ирвинг Чемберс, занимающий в те дни должность помощника министра флота по снабжению. Тщательно изучив все публикации и материалы по данной проблематике Чемберс пришёл к выводу о реальной возможности осуществления полётов с палуб надводных кораблей и добился от командования флота разрешение на проведение экспериментальных полётов с палубы надводного корабля.

Реплика биплана «Кертис Голден Флаер» в авиамузее, Нью-Йорк, США, наши дни

Выделенный командованием флота США крейсера CL-2 «Бирмингем» водоизмещением 3750 тонн был дооборудован наклонной деревянной платформой над баком длинной 25 метров. Высота от края платформы до уреза воды составляла 11 метров.

Согласие на участи в опасных экспериментах дал молодой пилот фирмы Кертисса Юджин Эли, которого Чемберс нашел на авиационной выставке в городе Хейторп (штат Мериленд).

Для полётов был выбран одномоторный (с толкающим винтом) биплан Кертисса, оборудованный поплавками для возможности посадки на воду в аварийной ситуации. Мощности двигателя в 50 лошадиных сил посчитали достаточной для полётного эксперимента.

Эли взлетает на биплане «Кертис Голден Флаер» с наклонной платформы крейсера флота США CL-2 «Бирмингем», 14 ноября 1910 год

Для проведения полётов 14 ноября 1910 года «Бирмингем» с эскортом из четырёх эсминцев направился в бухту Чезапик (штат Вирджиния), где развернулся против ветра и двигался со скоростью в 10 узлов.

В 15.16 биплан Эли, пробежав с работающим на полную мощность мотором по короткой палубе-платформе, скрылся за её урезом и, слегка коснувшись поверхности воды, взмыл в небо.

Радист крейсера «Бирмингем» под свист и восторженные аплодисменты команды корабля отправил командованию радиограмму, известившую мир о рождении палубной авиации.

Завершающим этапом экспериментальных полётов стала уже посадка самолёта на корабль. Для этих целей был выделен ВМС США крейсер ACR-4 «Пенсильвания». На юте крейсера соорудили 36-метровую деревянную платформу с импровизированной системой торможения самолёта, состоящую из мешков с песком и тросов натянутых поперёк посадочной платформы.

18 января 1911 года Юджин Эли на биплане «Кертис Голден Флаер» совершил успешную посадку на деревянную платформу крейсера «Пенсильвания», стоявшего на якоре в заливе Сан-Франциско.

Посадка Эли на биплане «Кертис Голден Флаер» на платформу крейсера «Пенсильвания»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Палубная авиация во Второй мировой войне. Иллюстрированный сборник. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я