Мелодии сфер

Александр Брыксенков

Сборник является пёстрым попурри из прозы и стихов разнообразной тематики, с временным промежутком от начала прошлого века до наших дней. На такой эксперимент авторы пошли, полагая, что подобная подача материала будет интересна для наших читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мелодии сфер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Немецкая нота

Берлинский воздух

Тиргартен. Львиный мост

В центре Берлина расположен большой сувенирный магазин. Чем там только не торгуют! И гипсовыми бюстиками Фридриха Великого, и обломками Берлинской стены, и скульптурками какой-то принцессы, и макетами Рейхстага, и альбомами, открытками и т. п. А ещё торгуют берлинским воздухом. На бутылочках так и написано «Берлинский воздух».

Уж не знаю кто покупает берлинский воздух? Ну разве что какой-нибудь дремучий провинциал. Во-первых, это пошло, а во-вторых, берлинский воздух — не подарок.

Из больших прямоугольных люков, прикрытых красивыми решётками, которые декорируют тротуары центральной части Берлина, всегда (когда слегка, а когда и очень существенно) тянет канализацией. Такой воздух и даром не нужен, а не чтобы покупать его. И все-токи Барсуков однажды приобрел дозу такого воздуха.

Рано утром полицейские Берлина выходят «собирать урожай». В городе машин много, а парковочных мест маловато. Вот вечером, когда свободное место для стоянки машины найти трудно, бедолага-автомобилист, намотав кругалей в районе своего дома и не найдя места для машины, отчаянно ставит её в неположенном месте. Естественно. утром машина встречает его штрафной зелёной квитанцией, засунутой полицейским под дворник.

Когда Барсуков искал место для машины, он всегда напевал заговор: «Парковка-морковка, парковка-уголовка, покажись, появись,» Часто это помогало: паркинг организовывался. Вот и сейчас Барсуков в процессе напева про морковку заметил а сплошном ряду маши, стоявших н на набережной Шпрее, разрыв, куда можно было воткнуть и свою машину Он немедленно воспользовался открывшейся возможностью.

Утром следующего дня Барсуков был ошарашен зловонием, которое заполняло нутро машины. Оказывается поставил он автомобиль над канализационным люком. и за ночь сточные миазмы насытили всё в салоне машины. Вонь не выветривалась. Пришлось менять фильтры и обшивку.

Если такая атмосфера была характерна для центра Берлина (там действовала старая канализационная система), то чем дальше от центра, тем воздух становился чище и чище Однако и в центе горда можно было найти районы с качественным воздухом. Так особо хороший воздух был в недрах Тиргартена, большого парка (более 200 га.). который тянулся от Бранденбургских ворот до площади Большой Звезды и дальше. Кроны парковых насаждений были настолько плотными и густыми, что даже пронизывающая парк напряжённая в транспортном отношении улица 17 Июня никак не влияла на парковую атмосферу, наполненную запахами зелени, воды и цветов. Кстати, Барсуков посчитал, что для такой важной в историческом плане улицы, название «17 Июня» — довольно дешёвое и конъюнктурное. Подумаешь, рабочие Берлина в этот день в 1953 году заколобродили против правительства ГДР.

Барсуков был хорошо знаком с Тиргартеном. Он жил недалеко от Бранденбургских ворот и каждое утро наведывался в парк для совершения пробежек. Вообще-то бег он не любил, предпочитая его велосипеду. Но, поскольку в Берлине на велосипеде особенно-то не погоняешь, то приходилось заниматься джоггингом. Он считал, что его организму необходимо движение, активность. Считал ли так организм — не известно. Бывали свлчаи в среде джоггеров, когда мнение мозга и организма по этоиу полоду не совпдали.

Пробежку он совершал по широкой парковой дорожке, которая пролегала параллельно улицы 17 Июня. По дорожке бежало много людей. Особенно выделялись жизнерадостные женщины 39—35 лет, которые с удовольствием приветствовали встречных джоггеров энергичным «Морген!»

Пробежав до конца парка, Барсуков разворачивался и начинал бег в обратном направлении. Закончив пробежку, он в киоске на площади 18 Марта (тоже революционное название) брал банку пива. Жена Барсукова упрекала мужа в том, что для него главное не бег, а возможность выпить пива. Ну, чисто женский взгляд на проблему.

По площади в своё время проходила Берлинская стена, два фрагмента которой оставлены на площади как память об историческом сооружении и о тоталитарном прошлом. Вот ведь было дуроломство: город стеной разделить. Барсуков представил Петербург пополам разделённый стеной и ужаснулся.

Освежившись пивком. Барсуков не спешил домой. Он часто совершал прогулки по парку. А посмотреть там было на что. Помимо мостиков, беседок, павильонов, парк был хорошо наполнен скульптурой: сцены охоты, воины на конях, амазонки, памятники Гёте, Лессингу, Вагнеру, Бетховену, Моцарту, Гайдну, Бисмарку, Мольтке, мемориал советским воинам, павшим при штурме Берлина. Но Барсукова больше всего тронули скромные памятные знаки, посвящённые Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Они указывали, где был застрелен Либкнехт, и где было сброшено в Трептов-канал тело Люксембург.

Эти имена Лёшка Барсуков знал с детства. Его тётушка жила с семьёй на улице Розы Люксембург. Они с папой часто ходили к ней в гости. Сначала шли по проспекту Карла Либкнехта, а затем сворачивали на улицу Розы Люксембург (в 1944 году им вернули прежние названия: Большой проспект и Введенская улица). Лёшка спрашивал:

— Папа, а кто они такие, что их фамилиями названы улицы?

— Это немецкие коммунисты. Их убили.

— Фашисты?

— Нет. Тогда фашистов ещё не было. Но тоже нехорошие люди.

Во с этими сведениями о Корде и Розе Барсуков прожил всю жизнь. И вдруг история встала перед ним в реала. Вот именно не этом месте застрелили Либкнехта, вот именно на этом месте утопили в канале труп Люксембург. А может быть и не труп. Поскольку версии смерти Розы разнятся. Один участник расправы утверждал, что она была убита в отеле двумя ударами свинцовой дубинки по голове, другой — что её застрелили Хотя вскрытие показало, что череп её не был проломлен, а пулевая рана была не смертельна.

Самым же внушительным памятником на территории Тиргартена является колонна Победы, перенесённая в гитлеровские времена от Рейхстага на площадь Большой Звезды. Колонна, высота которой составляет 66 метров, создана в честь побед, одержанных Пруссией в середине 19 века над Данией, Австрией и Францией. Декорирована колонна тремя рядами позолоченных вражеских пушек. Венчает колонну статуя богини Победы.

Вот таким исторически насыщенным является Тиргартен

Не только Тиргартен, но и весь Берлин просто дышит историей (один Остров музеев чего стоит). Можно сказать, что не только физический воздух Берлина, но и исторический воздух очень насыщен и разнообразен. Жаль, что мемории нацистского периода ликвидированы. Тоже была ещё та эпоха.

А история с убийством немецких коммунистов не закончилась в 19 году. Все участники расправы были арестованы. Веймарский суд к реальному сроку — 2 года тюрьмы, приговорил лишь одного из них — Рунге.. Остальные отделались лёгкими наказаниями.

В 1945 году советские органы арестовали Рунге. Следователя интересовал один вопрос: предатель ли Вильгельм Пик, тогдашний президент ГДР? Вопрос был не праздный. На нелегальной квартире кроме Розы и Карла находился и Вильгельм Пик. После допросов задержанных Пика, в отличии от Розы и Карла,, отпустили. Однако прояснить этот вопрос не удалось. Рунге скоропостижно скончался в тюрьме.

1962 году престарелый Пабст, руководивший убийством Розы и Карла, в своих мемуарах отмечал, что побег Пика стал «наградой за предательство».

Политика — очень тёмное дело.

К Эль Греко

Древние эллины здорово преуспели в изобразительном искусстве. И не только в области скульптуры, но и в живописи (вазопись, фрески, фаюмские портреты). Они освоили и рисунок, и светотень, и перспективу, и колористику, но живописные картины создавать не часто, очевидно считая это дело не очень серьёзным. Действительно, зачем писать пейзаж, когда вот он в живую за окном.

Косвенным доказательством прагматического отношения греков к живописи было и отсутствии в свите Аполлона музы изобразительного искусства (скульптуры, живописи, архитектуры).

Взгляды Барсукова на живопись были под стать взглядам древних греков: картинки и картинки, ничего особенного, так, для бытовых надобностей. Иногда картинки были красивыми, иногда — чёрт знает что. Людей, которые выкладывали миллионы за такие картинки, а особенно за картинки типа обоев с квадратиками и кружочками, он считал недалёкими людьми, играющими в придуманную кем-то дурацкую игру под названием «коллекционирование». Хотя миллиардеров понять можно, они как раз «далёкие» люди, они практики. и используют эту игру как способ для вложения денег.

Несмотря на прохладное отношение к живописи, отдельные картины Барсуков выделял. «Ночь над Днепром», «Демон сидящий», «Оборона Севастополя», «Современная мадонна» — такие картины он мог рассматривать подолгу. Характерно, что произведения западных художников он ценил не очень высоко, считая их излишне декоративными, а работы абстракционистов (и русских и зарубежных) вообще к разряду картин не относил.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мелодии сфер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я