В книгу вошли философско-художественные эссе, написанные в стиле трансреальных философских концепций (буддизм, Адвайта Веданта, Каббала, суфизм, учение Дона Хуана), ранее изданные в третьей части книги «Темпоральность и философия абсолютного релятивизма» (М.: УРСС, 2011).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познание. Начинается с тишины и заканчивается молчанием предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Поток жизни
Событие
Событие всегда одно. Это иллюзия, что каждое мгновение мы делаем выбор, должны делать выбор. В мгновении нечего выбирать. Событие всегда одно. И оно есть.
Выбор возможен только в прошлом — среди прошлых, прошедших событий. Большинство из них мы не замечаем, не видим. Некоторым присваиваем статус выбранных, избранных. Некоторые не выбираем, пытаемся забыть, оправдать. Выбор всегда обращен в прошлое. И только так он предопределяет будущее. Но не будущее как таковое, не возможность самих событий, а нашу способность их замечать. Оценивая прошлые события, мы лишь ограничиваем возможность видеть разнообразие будущих.
Наша жизнь это последовательность событий, которые мы смогли увидеть, различить. А с нами происходит гораздо больше. Вернее, не так. Мир есть неисчерпаемый поток событий, а нас составляют только те события, которые мы сумели различить и связать с собой. Мы есть лишь ограниченная последовательность осознанных событий.
Уровни событий
События последовательны, но не однородны, они относятся к разным уровням реальности. Есть события физические, химические, биологические, социумные, ментальные… Каждый объект, каждый феномен, каждый ноумен есть последовательность событий. Элементарные физические объекты — это поток однородных событий низшего уровня. Мысль — последовательность событий ментального уровня. Человек — сложный пакет разноуровневых событий — от физических до ментальных. Высший уровень событий, реализующих человека, определяется способностью человека различать события этого уровня.
Только элементарные события можно считать мгновенными. События высших уровней иерархии имеют протяженность во времени, они составлены из событий низших уровней. Они суть неким образом организованная последовательность событий низших уровней. Слова «можно считать» указывают на относительность понятия «мгновенно» — события низших уровней воспринимаются как мгновенные относительно высших уровней. И наоборот, события высших уровней с точки зрения низших уровней вообще не воспринимаются как события.
Каждый объект имеет свою протяженность во времени, соответствующую «длине» пакета событий, которыми он реализован.
Все случается
Человек — это машина. Все его дела, поступки, слова, мысли, чувства, убеждения, мнения и привычки суть результаты внешних влияний, внешних впечатлений. Из себя самого человек не в состоянии произвести ни одной мысли, ни одного действия. Все, что он говорит, делает, думает, чувствует — все это случается. Человек не может что-то открыть, что-то придумать. Всё это случается.
Все случается: народные движения, войны и революции, смены правительств — все это случается. И случается точно так же, как случается в жизни частного человека, когда он рождается, живёт, умирает, строит дома, пишет книги — не так, как он хочет, а так, как случается. Всё случается. Человек не любит, не желает, не ненавидит — все это случается.
Но это гурджиевское «все случается» вовсе не производное от «случайность». Оно означает лишь, что человек, осознавая свои действия, свои поступки, не может указать на их истинные причины. Он может лишь сказать «так случилось», «так вышло». Но это не означает, что никаких причин вообще нет, что происходящее с человеком действительно дело случая. Выходит-то все вполне целесообразно и закономерно. Правда, основания этой целесообразности лежат не на уровне цепочки предшествующих событий. Причину случившегося, как и всех предшествующих «случаев» надо искать на другом уровне, обычно невидимом для человека.
Хотя, конечно, в этом «все случается» есть и большая доля случайности. Но случайным является не само событие, а совмещение конкретного человека с конкретным случаем. Вот и получается, что «так случилось» случайно, не имеет видимой связи с другими произошедшими с человеком событиями, так же случайно связанными с ним. Эта случайность совмещения человека и необходимых событий одинакова и на обыденном уровне, и на уровне гениев. Люди случайно выбирают одну из возможных профессий, распределяясь по всему предложенному временем спектру вакансий. А кому-то повезло совместиться с событием научного открытия или появления нового художественного стиля, в то время как десяткам не менее талантливых людей не суждено было оказаться в нужное время в нужном месте. Но так уж устроен Мир — события предопределены, хотя для их конкретных исполнителей они лишь случаются.
Однако человек может вырваться из этой череды случайных случаев.
Реальность
Реальность — это пространство одноуровневых событий. Есть физическая, химическая, биологическая реальности, есть реальность обыденной человеческой жизни, есть реальность экономических процессов социума, есть реальности этических поступков, эстетических и интеллектуальных актов.
Каждая реальность как совокупность локализованных во времени и пространстве событий есть инволюция, реализация идеального содержания вышестоящего уровня иерархии Мира. Реальность может рассматриваться как совокупность точек объективизации распределенных во времени систем — систем идеальных по отношению к данной реальности.
Человек в некоторой степени свободен в выборе реальности своего существования, по сути, в выборе уровня своего представительства в Мире, уровня реализации. Уровень реализации здесь следует понимать не как точку приложения его усилий, не как объективацию некоего его внутреннего содержания, а как место человека в мировой иерархии. Фиксируя пространство своих поступков в той или иной реальности, человек становится механизмом реализации надстоящего идеального содержания.
Единственный способ сознательно (на уровне обыденного сознания) изменить свое идеальное содержание — это изменить цепочку (траекторию) своих поступков, сменить пространство реальности, перейти на другой уровень событий.
Случайность человека
Человек — это вектор в астральном и ментальном уровнях, и значимость его жизни зависит от длины этого вектора. Иным людям соответствуют лишь точки на этих уровнях, множество несвязанных точек, к реализации, воплощению которых были задействованы их тела.
Случайный поступок (пусть даже самый альтруистический), ничего не значит, поскольку это не поступок, а случайное участие в событии. Такое участие может только навредить людям, связав их, введя в зависимость друг от друга. Хотя бы в том смысле, что один будет ждать в будущем аналогичного, а у второго не будет возможности повторить такой поступок.
Изменять мир
В юности мне очень нравилась одна древняя молитва: «Господи, дай мне силы бороться с тем, что я могу изменить, дай мне смирения принять то, что я не могу изменить, и дай мне мудрости отличить одно от другого». Позже, имея в виду себя, я прокомментировал эту молитву так: «Он бросил все силы на различение, он достиг в этом совершенства, но изменять ему уже ничего не хотелось». Тогда мне казалось, что это очень грустный итог исканий, приведший ищущего в тупик. Но теперь я понимаю, что это не только закономерный, но и единственно возможный результат познания — работы по «различению» сущности явлений. Оно неизбежно приводит к осознанию единства Мира во всех случайных и закономерных событиях, к пониманию не столько бесполезности, тщетности, сколько глупости любых попыток изменить ход его разворачивания.
Поток времени
В чистом (свободном) потоке времени нет времени, нет изменения. В событийной реальности время воспринимается как насилие над бытием, как то, что лишает устойчивости. Человек либо не поспевает, либо опережает… Что? Время? Нет. Просто человек, не имеющий точки сборки, разными своими частями цепляется за разные события, прошедшие и будущие. В событийной реальности человек не может совместить себя с собой. Для него нет единого времени. Вернее, то, что он чувствует как время, есть разноритмичные случайные потоки событий, реализующих его.
Да, именно реализующих. Человек — это совокупность связанных с ним событий. Событий на всех планах: физическом, витальном, ментальном.
Сознательность, определенность
Сознательность — это собирание, фиксация своего Я. Элементарный человек распластан по времени, случайно сформирован из уже прошедших и еще не наступивших событий. Сознательность — это отсекание хвостов, привязывающих человека к прошлому и будущему. Концентрация его во временной точке. Имея нулевую протяженность, человек теряет себя как предмет для мышления в реальном мире — предметом его мышления становятся элементы реальности высших уровней. Он перестает быть объектом реальности, в котором обитает его тело. Становится чистым субъектом в этой реальности и если поддерживает свое существование в ней, то только усилием воли, поскольку он сознательно уже вывел себя из-под управляющего влияния общего деятельного процесса социума.
Счастье и страдание
Человек приобретает некое единство в Я, лишь достраивая свою иерархию. Он обретает полное единство только на верхнем уровне, когда он является абсолютным творцом своих поступков. Элементарный человек попеременно управляем несколькими потоками. Если он остается на уровне физического тела, это не доставляет ему проблем и неудобств, он отождествляет себя с траекторией своих поступков. Каждый поступок элементарного человека целесообразен и логичен в этой цепи, поскольку абсолютно согласуется с общим потоком.
Надстраивая уровни, человек приобретает собственный вектор, собственное направление. И тогда он способен ощутить счастье как совпадение вектора и потока, личного волеизъявления и общей необходимости. Но и обречен на страдания, возникающие при неизбежных несовпадениях, невписываниях, биениях. Пока не поднимется над общим потоком. Пока сам не станет потоком.
Бороться или работать
Я лишь улыбаюсь… Почему эта тема так волнует вас? Да во все времена были новаторы и консерваторы. Всегда что-то было в тупике, а кто-то прорывался. Это нормальное, естественное положение дел во всех сферах человеческой деятельности. Общее место. И бороться с ним бессмысленно и глупо. Консерваторы умрут, а бывшие новаторы станут консерваторами.
Жалкое зрелище представляет из себя человек, который, сказав полслова или даже пару слов, остаток жизни тратит на их склонение в разных контекстах. А ведь сколько еще мог написать…
Так что тут я вас не поддержу в борьбе с консерваторами — по сути, в борьбе с прошлым. Мне как-то и в настоящем неплохо. Скажете, что вы за будущее боретесь? Нет — это самообман. Бороться за будущее нельзя. Бороться «за» вообще нельзя — всегда будет лишь «против».
И заметьте, прорывался вперед именно тот, кто не боролся, а неспешно делал свое дело. Борются те, кому делать нечего, кому не жалко тратить время на столь бессмысленное занятие.
Сейчас
Сейчас не имеет причины и не имеет следствия. Сейчас — как непосредственное, вне связи с прошлым и будущим — не обладает ни конкретным смыслом, ни содержанием. Оно содержит в себе все смыслы. Причиной сейчас является все прошлое. Сейчас воплощает в себе все прошлое. И следствием сейчас может быть любое будущее. Оно порождает все будущее. Непосредственно сейчас.
Но наше частное сейчас не бывает непосредственным. Мы боимся воспринять его неограниченную полноту. Нам нужен смысл, содержание — и мы выдумываем причину. И этим уничтожаем будущее, его разнообразие. Найденная в прошлом причина сейчас делает из будущего следствие. Не следствие сейчас — сейчас не является причиной — а следствие некоего частного ограниченного прошлого.
И сейчас пропадает. Пропадает его непосредственная полнота. Оно превращается в преходящий момент между причиной и следствием, между урезанным до причины прошлым и низведенным до следствия будущим, уже ставшим прошлым в момент нахождения причины.
Любовь
Любовь единственное чувство, которое не связывает нас с известным. Единственное чувство, которое существует только в сейчас. Его не может быть ни в воспоминаниях, ни в мечтаниях. Любовь невозможно извлечь из прошлого. Ее нельзя продлить в будущее.
Любовь вырывает человека из времени. Любовь не имеет длительности. Вернее, она сама есть эта бесконечная длительность, воплощенная в сейчас.
Единственный способ пребывать в любви — не покидать сейчас.
Время мы замечаем по изменениям. Но любовь неизменна. Она не может быть другой. Она либо есть, либо ее нет. Когда она уходит — наступает время.
Страх перед будущим
Страх неизвестного в будущем — это не страх пустоты, это страх свершения или несвершения спроецированного на будущее прошлого. Оправдаются или не оправдаются ожидания? Будет лучше или хуже? Это страх вызван незавершенностью настоящего, недодуманностью мысли.
Страх из прошлого
Прошлое известно, прошлое не угрожает, прошлое безопасно. Каким бы ни было прошлое, мы не ждем от него ничего плохого. И так естественно стремление защитить себя от будущего превращением его в прошлое. Знакомое, привычное, обжитое.
И не страшно, что при такой экстраполяции в будущем будут те же самые страдания, те же проблемы, те же страхи. Они уже известные, родные. Для них уже придуманы причины и последствия — то есть не будет ничего страшнее того, что уже было. Бояться не страшно.
Лучше сконструировать себе пусть и тяжелое, страшное, но известное будущее, чем…
Нет страха неизвестного. Бояться можно только известного. Страх неизвестного, вызван не неопределенным будущим, а неспособностью найти в прошлом причину сейчас. Страх неизвестного — это судорожный перебор прошлых страхов.
Настоящая безопасность только в будущем. Именно оно свободно от страхов. Может быть свободно от страхов, если мы еще не успели расселить их в нем, выудив из прошлого.
Бояться надо прошлого. Опасаться обращения к прошлому. Именно прошлое предопределяет, конструирует будущие страхи.
Теория
Любая теория, идеология, религия есть средство экстраполяции прошлого в будущее. Будущее становится узнаваемым, предсказуемым, нестрашным.
Однако, еще не наступив, будущее становится прошлым. В нем возможно только то, что было в прошлом опыте. Причем не в собственном прошлом, а чужом.
Только создатель теории, идеологии, религии творил будущее. Но лишь для себя. В его завтра было то, чего не было в его вчера — теории, идеологии, религии. Для миллионов же последователей он превратил будущее в прошлое.
Осознание связанности
Страсть — это существо человека. Поступок — это содержание реальности. Надо стремиться к осознанию связи своей сущности с внешним содержанием.
Человек не может изменить ни свою сущность, ни событийную реальность. Попытки изменения только своего Я или только внешней реальности приводят к помрачению ума (в прямом, клиническом смысле). Человеку дано лишь осознать связь своих мыслей с событиями, связанность мыслей событиями. Дано увидеть канал, по которому события проникают в ум, превращая мысли в страсти.
Осознание этой связи дает человеку возможность влиять на нее — влиять на воплощение реальности в себе и себя в реальности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познание. Начинается с тишины и заканчивается молчанием предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других