Познание. Начинается с тишины и заканчивается молчанием

Александр Болдачев

В книгу вошли философско-художественные эссе, написанные в стиле трансреальных философских концепций (буддизм, Адвайта Веданта, Каббала, суфизм, учение Дона Хуана), ранее изданные в третьей части книги «Темпоральность и философия абсолютного релятивизма» (М.: УРСС, 2011).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познание. Начинается с тишины и заканчивается молчанием предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Александр Болдачев, 2022

ISBN 978-5-0056-5127-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Мир

Эволюция и Абсолют

Абсолют не может расти, не может уменьшаться — он пуст или, наоборот, беспредельно наполнен. Абсолют простейшего есть абсолют совершеннейшего. Абсолют нуля есть абсолют бесконечности. Но движение от нуля до бесконечности, если уж мы Абсолют расщепили, не может проходить иначе, чем через рост небесконечного, несовершенного, то есть через рост сложности пространственно-временной локализации Абсолюта. Вся сложность Мира, его распределенного содержания, может оставаться бесконечной и в этом неизменной, но явление Мира единичному субъекту конечно, и в этом явлении сложность может изменяться — расти.

Эманация

Эманация Единого во многое — это не процесс, это феноменальная явленность. Единое в себе и для себя всегда остается незамутненным, в Едином нет движения, поскольку нет различий. Движение и различия есть только в субъективной действительности — можно сказать, что Единое является субъекту по его образу. Эманация Единого — это не прямая деятельность Единого, а творчество субъекта, который, внося в Единое точку зрения, границу, порождает объекты. Однако субъект не свободен в своем творчестве — он лишь орудие Единого.

Сознание

Сознание является основой всего бытия. Но не как первооснова, а как обоснование, как определенность: бытие имеет определенность только через сознание, через субъекта. Вне выделенной точки субъекта Мир не обладает бытием. Бытие всегда относительно — оно есть бытие субъекта: воплощение субъекта в Мире или реализация Мира в субъекте.

Субъект не порождает бытие, а определяет его (чем определяет и себя).

Пространство мыслей

Мысли, темпорально точечные относительно темпоральности человека, фиксируются не поочередно, а все сразу, одновременно. Вернее, следует говорить: они вмещаются в сейчас человека. Их множество воспринимается как пространство — пространство одновременных мыслей, которое не мыслится, а созерцается.

Объективная реальность

Субъект находится здесь и сейчас. Здесь он является точкой начала отсчета пространственного многообразия. Сейчас разграничивает прошлое и будущее субъекта. Так мы традиционно представляем пространственно-временной срез Мира. Так отображаем Мир на «плоскость» субъекта. Так Мир видится с нашей субъектной точки зрения. Видится как пространственно-временной континуум — движение пространства во времени или время, разворачивающееся в пространстве. А субъект в этой схеме играет роль лишь точки отсчета, роль рисок на линейке или циферблате, относительно которых отмеряются пространственно-временные отрезки.

Такая пространственно-временная картинка Мира позволяет вполне адекватно ориентироваться в нем на уровне физических (механических) отношений. На этом уровне субъект действительно не что иное, как точка. Множество субъектов — совокупность систем координат. И мы обладаем вполне рациональным, однозначным механизмом «пересчета» пространственно-временных отрезков при соотношении разных систем координат. То есть наши представления о мировых феноменах и ноуменах, сформулированные на языке протяженности в пространстве и длительности во времени, легко согласуемы. Такую согласованную совокупность феноменов и ноуменов мы называем «объективной реальностью».

Первичность и финальность сознания

В утверждении «сознание первично» можно усмотреть вполне рациональное содержание. Если и было что-то первое в Мире, то этому Нечто предшествовало его появление, сам акт появления. Без этого появления не могло быть никакого самого элементарного, бессодержательного, непосредственного нечто. А вот первому появлению не могло предшествовать ни какое-либо нечто, ни появление появления — поскольку такое появление, как первое и непосредственное, само и есть это Появление.

Так вот, это первое непосредственное появление и есть первый акт сознания.

То же можно сказать и о финальной полноте Мира. Все закончится на осознании Миром своего единства с самим собой.

Идеальность

Идеальность надо мыслить не как другое реальности и не как другую реальность, а как внутреннюю сущность реальности, воплощающуюся в ней, как в форме. Но и реальность — это не пустая оболочка, лишь видимость идеального, а его основание, содержание. Реальное воплощается в идеальном. Идеальное творит реальное. Центральное место в этих высказываниях занимают понятия «воплощение» и «творение», которые можно объединить в рамках понятия «эволюция». Мир — это эволюционирующий Мир, Мир непрерывно развертывающийся, реализующийся, воплощающийся и творящий.

Единство мира в сознании

«Если бы хоть одна точка вселенной была лишена сознания, то и вся вселенная была бы лишена его, потому что бытие должно быть единым.» (Шри Ауробиндо).

Более корректно эту мысль, наверное, следовало выразить так: любая точка вселенной причастна к сознанию, в том числе и такая совокупность точек, как человек. Этой перефразировкой хотелось бы подчеркнуть, что сознание, понимаемое как абсолют, не есть атрибут точки — точка как единичная не наделена сознанием. Единство Мира заключается не в обладании человеком и всеми другими «совокупностями точек» сознанием, а в их совместном (хотя и не равнозначном) участии в его воплощении.

Время

Можем ли мы понять, что такое время? И да, и нет. Само наше понимание как таковое, даже просто понимание самой возможности понимания есть процесс или хотя бы переход — от непонимания к пониманию. Поэтому оно существует во времени — то есть сама способность понимания есть ощущение, понимание времени. Но тут же приходится заключить, что мы не можем пойти дальше этого ощущения, сформулировать понимание времени в виде конечного тезиса. Мы не можем выпрыгнуть из времени, остановиться и созерцать его извне. То есть абсурдно предполагать, что наш конечный интеллект может в виде некой конечной формулировки зафиксировать то, что заведомо больше его и всех его возможных тезисов, осознать то, в чем он (интеллект) и его продукты существуют как локальные моменты.

Конечно, рассматривая множество событий (как минимум два), мы можем заключить, что события разнесены не только в пространстве, но и во времени. Это временное расстояние, эту длительность мы умеем измерять. Но эта длительность не есть само время. Как расстояние в пространстве не есть само пространство. Эта длительность есть отображение времени на плоскость той или иной пространственной реальности.

Поэтому нам приходится довольствоваться лишь осознанием того, что наша действительность движется и что это движение воспринимается, выявляется через соотношение локальных событий в терминах длительности и расстояния. Но это немало — ведь длительность и расстояние мы можем не только ощущать, но и измерять. Однако следует понимать, что измеряем мы не время и не пространство как таковые — длительность и расстояния характеризуют лишь отношения событий. А события могут быть не только физическими, но и химическими, биологическими, социальными, психическими — и на каждом из этих уровней свои пространство и время, вернее, свои отображения единого Мира, понимаемого как совокупность всех событий.

Ощущение времени

Время ощущается как движение, когда человек цепляется мыслями за статичные сущности бытия. Время сносит его, судорожно хватающегося за частокол событий. Время налетает на него, бросает из стороны в сторону. Мысль обрывается. Но не отпускает. Человек цепляется за следующее событие, и следующее, и следующее…

Так ощущается время. Как сила, лишающая стабильности, привязанности, несущая изменения. Но время не несет изменений. Изменения есть только там, где есть фиксация мысли, где есть последовательность поступков. Изменение — это череда цепляний-отрывов, признаков и событий, за которые отчаянно держится мысль. Изменение — это противление времени, порождаемое стремлением к стабильности.

Так понимается время.

И понятое так, время предлагает человеку отпустить свои мысли.

Так не ощущается время.

Жизнь и цель

Представление о локальности живого организма вынуждает нас при описании его активности апеллировать к понятию управление: мы вынуждены констатировать, что некий маленький орган, помещенный в черепную коробку, как-то там из себя самого, по своей воле и по своему хотению формирует цель и ведет организм к ней.

Понимание же того, что организм это совокупность процессов, согласованно вплетенных в общий поток движения мира (в частности биологического), дает нам совершенно другую картину: цель всегда внешня организму. Цель это не точка, а фрагмент потока, темпорально больший, чем организм. Цель, конечно, может восприниматься как результат совокупности действий организма, но она никогда не будет причинно обусловлена ими. Мозг не творит цель, а подчиняется ей, намечая путь к ней цепочкой результатов.

Инволюция силы

Создать силовое поле значит сотворить канал для инволюции темпоральной сущности, для реализации ее на нижестоящем уровне. Но это не процесс силового воздействия, а процесс объективации силы. Тонкий мир интегрирует энергию/силу физических уровней и ниспускает, редуцирует ее обратно в виде новых элементов реальности. Человек может стать ее проводником.

Внутри времени

Движение в потоке или поток движения. Взгляд изнутри или взгляд со стороны. Движение пространственно локальной точки во времени или само время, объединяющее пространства, время как пространство всех движений.

Ты точка, гонимая потоком времени, или сам поток — неразделимое единство своего прошлого и будущего. Единство, в котором уже нет «своего» прошлого и будущего.

Я локально во времени и пространстве, будущее и прошлое существуют только относительно Я. Будущее и прошлое есть только у пребывающего в потоке, у несомого им.

Пролетающие мимо берега реальности создают иллюзию движения. Да нет, именно это и есть движение — движение как смена пейзажей.

Можно остановиться. Сесть на берегу. Теперь движение — это движение потока.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познание. Начинается с тишины и заканчивается молчанием предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я