Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян

Александр Белов, 2014

В этой книге читателя ждет увлекательный рассказ о прародине индоевропейцев, о жертвенных культах ариев, о забытых богах славян, о духах предков, об «истинных» арийцах, которых ученые обнаружили в Гималаях, о свирепых ракшасах и загадочных многоглавых девах, о загадках второго рождения, о реальных и сказочных персонажах русского фольклора, о чудесах и приключениях, которые происходят с душой на том свете, о тайне возвращения из мертвых и о крылатых змеях, приносящих в дом детей, золото и счастье.

Оглавление

Времен связующая нить

Праздник любви

Весьма интересно было проследить распространение родственных языческих культур по всей Евразии. Беда только в том, что таких культур практически не осталось. Именно поэтому калаши являют собой удивительный культурный и антропологический феномен. Время словно остановилась в этих заповедных горах, находящихся в непосредственной близости от великой горы Меру, где, по арийским представлениям, находится обитель богов. Сами калаши верят в местную легенду, что они являются выходцами из далекой страны Циям.

Калашский праздник любви чрезвычайно похож на аналогичные языческие праздники, от которых у европейцев сохранились лишь смутные воспоминания. Скажем, во время Ивана Купалы, который проходил у русичей в день летнего солнцестояния, молодежь водила хороводы, прыгала через костры, купалась в реке.

Калаши проводят свои праздники любви весной, летом и осенью. Весенний праздник называется Джоши, летний — Рат нат. Слово «Рат нат» переводится как «ночной танец». Этот праздник проводится в июле. Калаши разжигают огонь на площадке для священных танцев (эту площадку они называют «джештак») и всю ночь веселятся под звездным небом. Для участия в празднике любви собирается молодежь из всех окрестных селений, но и не только она. В этом празднике принимают деятельное участие замужние женщины и женатые мужчины.

К чертовой матери…

Роль «чертовой матери» играет девушка с замаскированным сажей лицом. Ее черная маска состоит из кокетливо закрученных вокруг глаз рогов, нарисованных сажей. На голове у «Великой матери» возвышается «черное солнце», сплетенное из грубых черных или красных ниток. Ее волосы заплетены в длинные косички. Эти косы являются олицетворением крылатых змеев, приносящих счас-тье и любовь. Незамужние девушки и неженатые парни, в перерывах между танцами, взявшись за руки, присягают на верность «хозяйке бала» — «чертовой матери». Это сопровождается шутками, прибаутками и остроумными песенками двусмысленного содержания. Все ритуальное действо имеет некоторый эротический характер. На самом деле в обличье «чертовой матери» нетрудно различить образ Великой богини-матери — прародительницы рода.

Рис 15. Девушка, играющая роль Великой матери на празднике любви у калашей. Если мы присмотримся, то увидим, что ее черная маска состоит из нарисованных сажей рогов, закрученных вокруг глаз

Рис. 16. Рогатая Великая мать. Божество калашей

В этой связи уместно провести параллели между Великой матерью калашей и греческой богиней Гекатой со змеями в волосах (эта богиня выводит души умерших из царства смерти); со змееголовой горгоной Медузой, а также с рогатой и змееногой скифской богиней. О традиции заплетать волосы в косички можно сказать следующее: очевидно, и русская девичья коса имеет древние смысловые связи с культом крылатых змеев, приносящих счастье. Маска вокруг глаз в виде нарисованных сажей рогов имеет прямые аналогии с рогатым женским головным убором славян. У русских это рогатая кичка — головной убор замужней женщины.

Рис. 17. Девушки в круглых головных уборах, символизиурующих солнце, заплетают косы. Народность калаши

Картиная галерея на камнях

Весьма интересно, что похожие сцены, которые можно видеть в инсценированном виде у калашей, изображены на наскальных рисунках — петроглифах, обнаруженных на Ангаре археологом Октябрем Леоновым. В 1975 году там были открыты так называемые Дубынинские писаницы. Человеческие лица сердцевидной формы с огромными обведенными глазами удивленно и насмешливо смотрели на археологов с диабазовых блоков. Над этими лицами возвышалась пара кривых очаровательных рожек. Тогда было обнаружено более ста рисунков, относящихся к разных эпохам. Самые ранние из них датированы 4–6 тысячелетием до новой эры. Это было настолько неожиданно и невероятно, что в Братск срочно прилетел известный археолог академик А. П. Окладников. Он самолично в лютый мороз лазил по скалам Долгого порога и с удивлением рассматривал вновь открытые свидетельства пребывания людей в тех таежных местах… Эти уникальные рисунки соседствовали с изображениями лосей, охотников, но были выполнены совсем в иной манере. Тогда Окладников предположил, что рисунки оставили пришедшие в эти места племена южно-сибирских европеоидов-афанасьевцев, путешествовавших по Ангаре несколько тысяч лет назад. Окладникова особенно заинтересовали эти рисунки, так как они были весьма похожи на изображения, обнаруженные им же самим возле реки Амур. Эти изображения опубликованы в его книге «Петроглифы Нижнего Амура». Наскальная картинная галерея, открытая Леоновым на Ангаре, включала в себя 35 композиций. Помимо сцен охоты, здесь были культовые и эротические сцены. Так, на одной композиции изображена дородная фигура с ветвис-тыми рогами, по-видимому, это «Великая мать». На другом рисунке, расположенном чуть выше, изображена она же, но уже с бубном. Рядом хорошо видна совокупляющаяся пара: мужчина и женщина. Особенно подчеркнуты их анатомические половые особенности. Очевидно, на этих рисунках изображен праздник любви, или праздник плодородия, во время которого осуществлялось ритуальное зачатие детей. Наши древние пращуры считали, что в особые дни — день весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния — «Великая мать» выводит души упокоенных людей из иного мира, где они пребывают, и поселяет их своей волей в нарождающиеся тела. При этом она соединяет и одаривает детьми молодые пары. Обряд совершался под открытым небом…

«Великая мать» стала морской царицей

Рис. 18. Рогатая личина божества плодородия. Окуневская культура. Южная Сибирь. 3 тыс. до н. э.

К сожалению, дубынинская «картинная галерея» ныне покоится на дне Усть-Илимского водохранилища. Археологам удалось лишь снять копии с рисунков, перед тем как этот район оказался под водой. В связи со строительством и вводом в строй Богучанской ГЭС, который ожидается в 2013 году, под водой окажутся многие еще не исследованные до конца археологами памятники. Всего их в этом районе обнаружено свыше ста. Это наскальные рисунки Оленьего утеса, открытые еще аж в 1888 году А. Д. Клеменцем на правом берегу реки Ангары близ села Рыбное, и петроглифы в районе Муромского порога, и поселения древних людей в районе села Чадобец, и уникальные захоронения в зоне, прилегающей к плотине Богучанской ГЭС… Неужели мы уже никогда не увидим берегов Ангары, какими их видели наши предки?

Загадка таримских мумий не разгадана до сих пор

Культ предков был развит и у людей, некогда населявших Таримскую впадину. Во времена существования Шелкового пути путники старались обойти этот засушливый район вдоль северных или южных его границ. Однако в более ранние времена климат здесь был куда более благоприятный. Представители народа, так и не получившего среди ученых своего названия, путешествовали по рекам Таримской котловины на лодках. И было это 4000 лет назад.

О древних обитателях Тарима стало известно после того, как в центре пустыни Такла-Макан, расположенной на севере Тибета, в начале XX века стали находить мумии людей, имевших европеоидную наружность. Некрополь, получивший название «Малое речное кладбище № 5», был открыт шведским археологом Фольке Бергманом в 1934 году. Затем об этом некрополе спокойно забыли на 66 лет. И лишь в 2003 году о нем вспомнили китайские археологи, после того как случайно наткнулись на него. Радиоуглеродный анализ, проведенный специалистами из Пекинского университета, показал, что самые древние останки имеют возраст 3980 лет.

Культ плодородия у таримцев

Когда археологи дошли до самого древнего, пятого слоя, то они обнаружили 200 столбов, высота которых достигала 4 метров. Эти столбы были испещрены черно-красными рисунками и, как показалось ученым вначале, чем-то напоминали весла огромного корабля. Под каждым из таких столбов находилась перевернутая лодка, покрытая воловьими шкурами. Под каждой лодкой покоилась мумия. Из-за засушливого климата на мумиях сохранилась даже одежда. Самое удивительное, что у этих людей были шляпы с широкими полями и пышными перьями. Чем-то эти шляпы напоминают головные уборы жителей французского Тироля. Внешний вид «таримских тирольцев» также вполне соответствовал европейскому. У многих были высокие лица с выдающимися вперед носами и светлые золотистые волосы, заплетенные в длинные косички. Сохранились шерстяные плащи с кисточками и кожаная обувь. Одеты эти люди были не по-летнему, что, кстати, говорит о том, что 4000 лет назад в Таримской котловине был другой, более прохладный климат.

Кроме всего прочего под каждой лодкой вместе с мумиями лежали плетеные корзины с погребальным инвентарем и искусно вырезанные погребальные маски, а также пучки хвойника, которые использовались в ритуальных целях. Все это свидетельствует о распространенном у таримцев культе посмертного существования.

Женские захоронения были отмечены четырехметровыми столбами, имеющими фаллическую форму. Рядом с дамами покоились изображения фаллосов, вырезанных из дерева в натуральную величину. Очевидно, такие особенности женских захоронений свидетельствовали о вере в реинкарнацию. Соответствующие символы помогали женщине вновь родиться в материальном теле. Над мужскими захоронениями, напротив, возвышались столбы, имеющие плоскую вершину с обозначением женских половых органов. Исследователи заключили по этим признакам, что у таримцев был развит культ плодородия и вера в загробную жизнь.

Война генов и генетиков

Кем были таримцы — это по-прежнему загадка. По своему внешнему облику они близки к современным европейцам. Однако нельзя исключать, что они или их предки некогда мигрировали на юг из Сибири. По крайней мере, в 2007 году генетический анализ хорошо сохранившихся мумий провел Ли Цзинь — генетик из Фуданьского университета. Он обнаружил в ДНК маркеры, указывающие на происхождение этих людей из Восточной и даже Южной Азии, что, конечно же, усугубляет интригу. Неу-жели таримцы вопреки всем свидетельствам являются древними монголоидами или китайцами? Однако недавно китайские спецы из Цзилиньского университета в Чанчуне провели новый генетический анализ и пришли к неожиданному выводу, что у таримцев имеются европейские и сибирские генетические маркеры. У мужчин обнаружены Y-хромосомы, точно такие же встречаются сегодня у жителей Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири. Однако эти хромосомы чрезвычайно редки в Китае. Митохондриальные ДНК, которые передаются по женской линии, также показывают, что таримцы типичные европейцы. На основе этого специалисты заключили, что жители Европы и Сибири некогда представляли собой единый народ. И этот народ жил 4000 лет назад. Эти данные как нельзя лучше соответствуют антропологическим данным. На огромном пространстве от Днепра до Алтая и Саян 4000 лет назад обитали европеоидные племена, кочевавшие вместе со своими огромными стадами. Впоследствии часть этих людей пришла в Европу, а часть отправилась на юг и стала иранскими и индийскими ариями.

Где жили индоевропейцы?

Как считают историки и лингвисты, предки современных европейцев происходят из могучей индоевропейской языковой семьи. Представители этого субэтноса в 5–2 тысяч. до н. э широко расселились на огромных пространствах от Британии до отрогов Енисея. В Сибири и на территории современного Казахстана, согласно многочисленным раскопкам захоронений, выявлен европеоидный тип людей, который обитал в этих местах еще 5 тысяч лет назад. Как считают археологи, на рубеже в евразийской степи возникают скотоводческие сообщества. Эти люди перегоняют мелкий и крупный рогатый скот, а также табуны одомашненного коня — тарпана на зимние пастбища, которые расположены на юге, и возвращаются летом на летние пастбища, которые расположены на севере. Этим предопределяется кочевой образ жизни этих племен. Вместе с пастухами кочуют в кибитках на колесах их семьи. На большой повозке, запряженной волами, перевозятся круглые войлочные шатры, которые устанавливаются на новом месте. Культ солнца, характерная черта той эпохи. Для скотоводов особенно важны природные и сезонные факторы. Особое внимание уделяется календарю. С ним связан весь ритм кочевой жизни. Вполне понятно, что основы индоевропейской веры предков зародились именно в этот период.

Как возникли касты

В те далекие времена формируются касты. На Алтае, за Байкалом, а также на Южном Урале создаются «артели» металлургов и литейщиков, а также всех прочих ремесленников, которые обслуживают нужды кочевников и добывают необходимое для своей работы рудное сырье. Среди кочевников выделяется каста воинов, которые специализируются на функциях обороны и нападения. Эта каста является основным потребителем оружия, хотя и прочие от них не отстают. В это время выделяется особая каста жрецов, от деятельности которых зависит благополучие всего кочевого народа. Их функция заключается в установлении связи с богами и обеспечения наиболее благоприятного режима для всего сообщества кочевников…

Однако надо отметить, что в зоне контактов кочевников с населением лесостепной зоны формируется особая область, где преобладают пашенное земледелие и огородничество. Это северное Приуралье и Северный Казахстан. Здесь, по всей видимости, и сформировалась каста земледельцев. Каста скотоводов была более многочисленная. Она располагалась в степной зоне. Это Южное Приуралье, Западный и Центральный Казахстан. Основой уклад — животноводство.

Лента времени

Историки считают, что развитие происходит по экспоненте: от медно-каменной культуры афанасьевских племен, обитавших на юге Сибири, к носителям культуры средней бронзы — каракусцам.

Далее эстафету подхватывают тагарцы — строители монументальный курганов. Особое место историки отводят андроновской культуре. Носители этой культуры являются создателями Аркаима и других укрепленных сооружений на Южном Урале.

Среди прочих культур Сибири выделяется окуневская культура эпохи бронзы, возникшая в первой половине 2 тыс. до н. э. Для этой культуры характерны прямоугольные ограды в виде вертикально врытых каменных плит, установленных над могилами, чуть позже в этих местах появляются и каменные антропоморфные изваяния — т. н. «оленные камни», испещренные удивительными рисунками. На многих из них изображены личины с третьим глазом, с распущенными волосами. Некоторые изображения имеют рога. По всей видимости, на них изображены древние индоевропейские божества. Именно такие рисунки характерны и для некоторых обнаруженных на Ангаре наскальных изображений.

В эпоху бронзы 4 000 лет назад на Южном Урале впервые появляются боевые «классические» колесницы с колесами со спицами. Именно в это время военное сословие разделяется на воинов-колесничих, возничих, пеших воинов, лучников, всадников лучников. Именно такие колесницы, запряженные четверками или парой коней, привозят в Индию и Иран арии.

Судя по археологическим фактам, скифской эпохе предшествовала героическая киммерийская эпоха, возникшая в I веке 1 тыс. до н. э. Как ни парадоксально, люди в эту эпоху жили в едином культурно-этническом пространстве — от Дона и Днепра до Енисея. Основной тип, главенствующий в это время в Великой степи, согласно данным антропологии, являлся европеоидным. Яркое завершение всего этого культурного процесса являет собой скифско-сибирский звериный стиль и курганные погребальные комплексы, разбросанные по всему пространству от Восточной Европы до Монголии и Китая.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я