Терриконы древнего мира

Александр Баженов, 2021

Учёные длительное время не могут ответить на вопрос, кто и с какой целью возводил египетские пирамиды. Возникает предположение, что существует глубоко спрятанная ошибка, мешающая исследователям сделать правильные выводы. В книге ведётся поиск этой таинственной помехи. Выполнив поставленную задачу, автор предлагает новые версии решения загадок пирамид. Удалось ли это сделать? Слово за читателем.

Оглавление

7. Храм в Карнаке

Обзор предыдущего материала. Выше был вкратце рассмотрен один из архитектурных памятников древнего города Фивы — это Мединет Абу, расположенный на левом берегу Нила. Западная часть долины в этом месте была плотно застроена храмами, мастабами и другими сооружениями. Кроме зданий, сложенных из камня и необожжённого кирпича существовали целые подземные кварталы, вырубленные в скале.

Ознакомление с храмом Мединет Абу добавило уверенности в том, что в общепринятой схеме изучения и анализа истории, касающейся Древнего Египта, есть какой-то дефект. Однако конкретизировать проблемный участок достаточно сложно, явно ощущается дефицит необходимого материала.

Ещё один шаг — небольшой экскурс в область географии рассматриваемой местности и снова сомнения в верности устоявшейся методики анализа артефактов. Однако трудно избавится от ощущения того, что ошибка кроется не в самой схеме исследования, а в другом месте, хотя и где-то рядом.

Действительно, выглядит маловероятно, чтобы учёные систематически, в течение длительного времени, совершали одну и ту же ошибку методологического характера. Следует напомнить, что цель этой работы — найти причину, по которой до сих пор не удаётся выяснить назначение египетских пирамид.

Есть определённая надежда на то, что окажется более полезным вначале ознакомится с храмами и другими историческими объектами Древнего Египта. Дело в том, что пирамиды входят в состав пирамидных комплексов, в конфигурации которых обязательно присутствуют строения разного функционального назначения.

Фивы. Постоянное поселение сформировалось ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, а расцвет города, впрочем, как и всего Древнего Египта, приходится на эпоху Нового царства. Именно в этот период наблюдался наибольший размах строительства храмов.

Причём речь идёт не только о количестве этих сооружений, но и о высоком профессиональном уровне древних зодчих. Практически каждый храм есть выдающийся архитектурный шедевр. И именно город Фивы, как столица Египта той эпохи являлся своеобразным центром храмового строительства.

Храмы возводились и во времена Древнего и Среднего царства. Хотя в основном это был период строительства гигантских пирамидных комплексов с прилегающими к ним относительно небольшими зданиями. В данные архитектурные группы входили малые пирамиды спутники и пристани на каналах.

Новое царство — время грандиозных храмов с пилонами. Эти башни, в какой-то мере очень похожи на усечённые пирамиды. Комплексы, созданные в этот период, обязательно включали пристани на судоходных каналах.

Храмы Карнака и Луксора находятся в шаговой доступности от правого берега Нила. Между собой соединяются двухкилометровой, выложенной камнем, дорогой. Этот бульвар известен в литературе как «Аллея бараноголовых сфинксов» и располагается параллельно реке.

Сооружения Карнака и Луксора сильно отличаются между собой размерами. Карнакский архитектурный ансамбль значительно превосходит по всем основным параметрам своего южного соседа. Расположение храмов относительно Нила и между собой показано на рисунке 7.1.

Рис. 7.1. Расположение храмов Карнака и Луксора

На этом же плане стрелкой показано направление на местоположение многочисленных археологических достопримечательностей. В их числе так называемые «Долина царей» и «Долина цариц», представляющие собой еще одну разновидность памятников истории древней египетской цивилизации. Данные объекты выдолблены в скале и с большим вкусом отделаны изнутри.

Западная часть Фив именуется в литературе как «город мёртвых» и представляет собой длинную вереницу храмов. Грандиозные сооружения протянулись цепочкой один за другим параллельно Нилу. Эта шеренга выстроилась по линии раздела обрабатываемой земли и пустыни.

Здешние храмы выстроены по схеме, напоминающей конфигурацию пирамидных комплексов в районе от Фаюма до Мемфиса. Место строительства выбиралось на участках, не затопляемых при наводнениях Нила. С другой стороны, расстояние до поймы реки было минимальным.

Пирамидный комплекс. Необходимо уточнить из чего же состояла данная группа строений. Кроме большой пирамиды и её спутников, каждый такой архитектурный ансамбль включал в себя храм, прилегающий к восточной стороне доминирующего сооружения. Этот дворец еще назывался верхним и разделялся, как правило, на две части.

Важным обязательным элементом пирамидного комплекса являлся второй храм, оборудованный пристанью. Причал выстраивался на судоходном канале, который имел сообщение с Нилом. Нижний дворец напоминал небольшой, но хорошо укрепленный форт с отлаженной пропускной системой.

Между пристанью и верхним храмом обустраивалась дорога, огороженная по обеим сторонам заградительными стенами. Пол путепроводов был каменным, иногда из кирпича. Причём во многих случаях эти конструкции имели и крышу.

Непременным атрибутом пирамидных комплексов являлись стены из камня или необожжённого кирпича, которыми обносились пирамиды и храмы. Как правило, строили несколько линий заграждения, имевших разное целевое назначение.

Группа храмов Карнака включает в себя три храмовых комплекса. Центральный, самый большой, носит имя бога солнца Амона. Это сооружение окружено мощными стенами, длина каждой из четырёх сторон превышала пятьсот метров. Общая площадь территории составляет около тридцати гектаров.

К югу от Амона находится храм Мут. Длина каждой стороны превышает четверть километра. Площадь комплекса тоже не маленькая — почти десять гектаров. Оба сооружения Карнака окружены внушительными стенами, защищавшими внутренние строения от непрошенных посетителей.

От храма Амона до комплекса Мут была выстроена дорога, называемая в литературе как «Малая аллея бараноголовых сфинксов». По обе стороны этого шедевра древних зодчих были установлены скульптуры львов с головой барана, всего шестьдесят шесть изваяний.

Рис. 7.2. Храм Карнака

Храм Монту имеет площадь два гектара с небольшим. Вся группа их трёх храмовых комплексов соединялась с Луксором дорогой протяжённостью два километра, известной как «Большая аллея бараноголовых сфинксов». Каменные скульптуры в количестве более ста двадцати штук и длиной по три метра были расположены на высоких пьедесталах по обе стороны бульвара.

От Нила до храма Амона был проложен судоходный канал длиной около трехсот метров. Русло этой транспортной артерии в наше время засыпано песком. Территория, где проходила водная трасса, занято современными постройками. Сохранились лишь фрагменты причала.

У храма Монту также существовала пристань и соответственно свой канал. Это означает, что группа сооружений Карнака имела как минимум пару водных транспортных трасс, возможно, и больше. Ещё одним свидетельством интенсивного передвижения людей было наличие двух сухопутных аллей «бараноголовых сфинксов».

Храм Луксора также был оборудован пристанью на собственном канале. Расстояние до соседнего храмового комплекса составляло всего два километра. Здесь была проложена удобная дорога. Поэтому посетители Карнака могли прибыть и по этому маршруту.

Безусловно, интересно знать, с какой целью храм посещало столько людей. Какие же грузы привозили, и для чего они предназначались. Возможных вариантов ответа на данные вопросы очень много. Наиболее распространённым мнением по этому поводу является следующее предположение — посетители имели при себе дары, а занимались египтяне поклонением богам и фараонам.

По одним вариантам реконструкции этих событий люди по утрам выходили из Карнака и шли в Луксор, а к вечеру возвращались на исходную позицию. Есть и другие схемы того, как проводились религиозные церемонии. Но суть происходящего одна, посетители храмов, нагруженные продуктами и другими предметами, раскладывают по специально предназначенным местам всё то, что они привезли с собой. Далее жрецы собирали разложенные дары и отправляли их богам.

На следующий день прибывает новая толпа почитателей и занимается тем же. А именно раскладыванием продуктов питания и различных предметов быта по отведённым точкам. К этой теме, а именно для чего же создавались храмы, придётся вернуться несколько позднее, предварительно нужно ознакомиться с конструкцией данных сооружений.

Храм Амона. На рисунке 7. 2 показаны три группы храмов, каждая из которых обнесена собственной оградой. Комплекс Амона защищён мощной крепостной стеной длиной почти два с половиной километра. Внутри огороженного пространства находились следующие объекты:

Большой храм Амона

Храм Хонсу

Храм Рамсеса II

Храм Опет

Храм Птаха

Храм Аменхотепа II

Храм Рамсеса III

Белая капелла

Красная капелла

Алебастровая капелла

Озеро.

Кроме этих объектов имелись просторные дворы за десятым, девятым, восьмым и седьмым пилонами. Да и эти башни вполне можно рассматривать как отдельные сооружения. Несколько рядов капитальных стен также представляли собой достаточно масштабные строительные конструкции.

Необходимо сказать, что на территории храма непрерывно велись работы. Обветшавшие строения демонтировались. Новые здания возводились с использованием материалов разобранных сооружений. Поэтому и вышеприведённый список объектов, и план, приведённый на рисунке 7.3, являются весьма обобщёнными.

Главная ось большого храма Амона перпендикулярна Нилу. Посетители, прибыв по искусственному каналу, проложенному непосредственно до самого входа, миновав первый пилон, попадали в просторный двор, размером примерно сто на восемьдесят метров.

Киоск Тахарки. Слева и справа от главной оси установлена колоннада, но без крыши. Эта архитектурная конструкция называется, как киоск Тахарки. Сооружение носит имя эфиопского царя. Некоторые исследователи полагают, что мать этого фараона была супругой самого бога Амона.

Рис. 7.3. Храм Амона

Столбы этих колонн имели верхнее завершение в виде огромных чаш папируса, создавая ощущение того, что древние зодчие намеревались смонтировать крышу. Вполне возможно, это сооружение было началом строительства нового гипостильного зала. Так или иначе, но точных ответов на вопрос о назначении киоска Тахарки нет.

Параллельно главной оси по южной и северной сторонам двора устроены портики. Такие архитектурные элементы представляют собой колоннаду опор в один или два ряда. На эти столбы и стену опирается навес. Крыша защищала посетителей от осадков и от солнца, вместе с тем обеспечивалось хорошее проветривание, что было немаловажно при большом скоплении народа.

Колоннада Тахарки выводила посетителей ко второму пилону. Кроме центральной дороги, через киоск проходила поперечная, двигаясь по которой можно попасть во дворец Рамсеса III. Сооружение, длиной более пятидесяти метров, начинаясь в большом дворе Амона, выходило за пределы главного строения. Необходимо заметить, что здесь же, слева от основного входа, находился ещё и маленький храм фараона Сети II.

Миновав второй пилон, посетители оказывались в большом помещении размером примерно сто на пятьдесят метров. Такие строения, наполненные регулярно поставленными опорами, на которые опирается крыша, называются гипостильными залами. Общее количество колонн в гипостиле храма Амона составляет сто тридцать четыре штуки.

Параллельно главной оси храма расположены шестнадцать линий колонн разного размера. Опоры, выставленные вдоль центральной аллеи, имеют наибольшие параметры, высота составляет двадцать один метр, а диаметр более трех с половиной метров.

Для сравнения можно привести размеры колонн знаменитого греческого Парфенона в Афинах. Высота опор этого строения не превышает десяти с половиной метров. Столбы центральных рядов храма Амона и относительно аналогичных архитектурных элементов других египетских сооружений подобного типа выглядят также весьма впечатляюще.

Остальные сто двадцать две колонны имеют высоту тринадцать и диаметр два метра. Поперечная аллея соединяет северный и южный входы гипостиля. Гипостильный зал есть базилика, центральная часть выше боковых.

Высота крыши центрального отдела храма Амона составляет двадцать четыре метра, боковые части несколько ниже. В промежутке между первым и вторым ярусом имеются окна, через которые освещается пространство гипостиля, а также осуществляется проветривание зала.

Луковичная структура. История создания храма Амона крайне сложна, растянулась по времени на многие столетия. Отдельные конструкции разрушились и материалы, из которых они состояли, были использованы при строительстве других объектов. Сооружения храмового комплекса имеют в своём составе блоки или кирпичи, ранее уже бывшие элементами какого-то иного строения.

План храма показан на рисунке 7.3. Сложная конфигурация архитектурного ансамбля возникла вследствие многочисленных перестроек, продолжавшихся длительное время. По мнению большинства исследователей, самая старая часть сооружения находится за шестым пилоном. Впоследствии были построены пятая и четвёртая башни с соответствующими им стенами.

На рисунке 7.3 ясно видна луковичная структура компоновки храма. Ядро опоясывается стеной с пристроенными комнатами. Далее ещё одно ограждение со своим пилоном и соответствующими небольшими колонными залами другими помещениями. Затем всё повторяется, напоминая строение луковицы.

Всё это очень похоже на мощную крепость. Чтобы попасть в центральную часть храма, необходимо преодолеть, если двигаться с юга, четыре ряда высоких крепких стен. С севера таких слоёв будет пять, а с востока и запада имеется по шесть оборонительных линий. И это, не считая общего ограждения! Недаром слово «Карнак» означает укреплённое место.

В многочисленных помещениях храма находились различные материальные ценности. Всё необходимое хранилось в ларях, предназначенных для определённого вида предметов. В свою очередь, эти сундуки размещались в специальных камерах. Двери кладовок оснащались засовами разнообразных конструкций, запиравшимися изнутри.

Многие помещения оборудовались ложными входами, очень похожими на настоящие, но на самом деле представляющие собой просто стену с нарисованной дверью. Распространённым вариантом обмана воров была имитация коридора к камере с ценностями, фактически заводящая грабителей в тупик.

Назначение помещений храмов. Что же располагалось в бесчисленных отделах сооружения. Имелись многочисленные кладовки, предназначенные для хранения продуктов питания и закрома для засыпки зерна. Были и пекарни с печами, служившие для выпечки хлеба.

Были широко распространены склады для хранения самых разных материалов. Самое интересное, посредине лестниц имелись пандусы, созданные для перемещения грузов в склады и обратно.

Повсюду находились мастерские, где делались сосуды и другие предметы домашнего обихода, а также помещения ремесленников, производивших разнообразную одежду и обувь.

Небольшие каморы предназначались для хранения ювелирных изделий и других ценностей. Имелись в храмах помещения, служащие для производства и хранения вина и прохладительных напитков. Неизменным атрибутом храмовых комплексов были кухни с печами, предназначенными для приготовления горячей пищи.

Не были исключением и разного рода помещения сельскохозяйственного назначения: хлева и птичники. Были отведены специальные места для забоя животных.

В храмах имелся и административный отдел, состоящий из двора, вестибюля, зала для писцов и архива.

Вокруг храма располагались многочисленные жилые постройки обслуживающего персонала (ремесленники, строители, охранники, художники, писцы и другие).

Производство речных судов. Кроме приведённого выше перечня помещений, имевшихся в храмах, были и другие отделения. Например, вблизи практически всех храмовых комплексов были найдены фрагменты речных судов.

Эти артефакты можно трактовать как свидетельство того, что в храмах было налажено серийное производство, хранение и реализация готовых лодок. Возможно и то, что в этих сооружениях изготавливались отдельные унифицированные элементы, из которых пользователь мог сам собрать плавательное средство.

Однако сторонники «теории гробниц» находки речных судов на территории, прилегающей к храмам, не считают фактом, говорящим о том, что именно здесь было налажено производство или реализация плавательных средств. Они трактуют найденные артефакты как свидетельство намерения фараона полететь на солнце. Эти лодки древних египтян получили название «солнечная ладья».

Полёты душ фараонов на солнце используя для этой цели деревянные лодки, считаются фактом доказанным и сомнению не подлежащем. Так или иначе, к этому вопросу необходимо вернуться отдельно и рассмотреть более подробно.

Пилоны. Что это такое и зачем они нужны — такие вопросы возникают у всех, кто в той или иной мере соприкасается с храмом Амона к Карнаке. Число пилонов в храме Амона равно десяти. Это шесть башен на главной оси и четыре на поперечной линии, являющейся продолжением малой аллеи бараноголовых сфинксов.

Кроме огромных, в храме Амона имеются пилоны относительно небольшого размера. На главной оси основного здания самой старой считается шестая башня. Таким образом, получается, что строители постепенно продвигались ближе к Нилу. Длина первого великана составляет сто тринадцать при толщине пятнадцать метров.

Первый пилон состоит из двух частей. Одна из башен возвышается над землёй на тридцать метров, вторая несколько ниже. Специалисты полагают, что первоначально это сооружение могло иметь высоту аж сорок метров. Остальные аналогичные конструкции храма Амона были меньшего размера, причём габариты изменялись постепенно.

Утилизация строительных отходов. Стены первого пилона сложены из одинаковых блоков, всего сорок пять слоёв с соблюдением горизонтальности кладки. В строениях более раннего периода, когда использовались камни разного размера, такой точности нет. А внутренности этих башен представляют собой калейдоскоп самых различных, порой просто невероятных материалов.

Что только не использовали египетские строители для забутовки внутренностей башен. Например, археолог Шеврие при разборке третьего пилона обнаружил четыре головы и одно туловище каменных изваяний, а также большое количество более мелких кусков статуй. Аналогичная картина наблюдается и в других местах.

Так внутреннее ядро второй, девятой и десятой башни состоит из блоков одинакового происхождения. Как полагают специалисты, эти строительные элементы раньше представляли собой здание храма Аменхотепа IV. Создаётся ощущение того, что пилоны использовались как место утилизации деталей разрушенных сооружений, существовавших в предыдущие времена.

Можно привести ещё пример: в девятом пилоне был обнаружен барабан от колонны диаметром больше метра. А это означает одно — до начала строительства этой башни существовало какое-то рядом стоявшее сооружение, элементы которого были использованы вторично.

Кроме крупных фрагментов ранее существовавших строений, для забутовки широко использовались и разного рода растворы. Вполне возможно, что это был ил с песком, полученный при расчистке как озера, так и канала с прилегающей к храму пристанью.

Необходимо напомнить, что внутренняя площадь храмового комплекса Амона превышает триста тысяч квадратных метров. Речь идёт о территории, обнесенной внешней стеной толщиной в двенадцать метров.

Киоски. Возникает вопрос, какое же из многочисленных строений внутри этой ограды является самым старым, т.е. с чего же начиналось всё это грандиозное строительство. Специалисты отмечают, что это была «Белая капелла» блоки и обломки которой утилизированы при возведении третьего пилона. Что же представляло собой это здание?

Это было компактное строение, иногда ещё называемые киоском. С очень большой натяжкой капеллу можно сравнить с часовней, хотя, разумеется, это неверно. Каменные и кирпичные здания малого формата были весьма популярны во времена строительства гигантских храмов.

Вся двухкилометровая аллея бараноголовых сфинксов, соединяющая храм в Луксоре с комплексом в Карнаке, была практически полностью застроена по обеим сторонам дороги небольшими строениями. Размеры и стиль постройки варьировались в широких пределах.

Нет единого мнения о назначении этих построек. Есть точка зрения о религиозных функциях данных объектов. Египтяне, совершив определённые ритуалы в Луксоре, выходили на аллею, продолжая непрерывно молиться и раскладывать подарки. Наконец, добравшись до Карнака, с удвоенной энергией принимались заново отдавать должное богам и фараонам.

Обряды поминания. Есть и другие интерпретации событий того времени, но не меняющие сути дела. Например, процессии начинались на территории Карнакских храмов, далее все отправлялись в путь, продолжая ритуальные действия в капеллах, расположенных по обочинам аллеи. Затем следовало дальнейшее восхваление богов и фараонов в Луксоре. В этот же день паломники начинали движение в обратную сторону с повторением обрядов и к вечеру прибывали в Карнак, где перед сном ещё и непрерывно молясь умудрялись обойти многочисленные здания на площади триста тысяч квадратных метров.

Считается, что подобные мероприятия продолжались не по одному дню, а были весьма длительными. Эти и аналогичные им умозаключения страдают одним весьма существенным недостатком — многотысячные скопления людей в храмах нуждаются в питании, причём в огромных количествах.

Требуется и напитки или вода для утоления жажды. Наконец где-то нужно и остановиться на ночлег. А вопросы санитарии и гигиены. Учитывая размеры храма, можно прийти к выводу, что организаторы религиозных фестивалей должны были кормить и поить ежедневно несколько тысяч человек.

Организация церемониалов. Так как храмы функционировали продолжительное время, исчисляемое сотнями лет, то и церемонии поминания богов и фараонов проводились в эти же сроки. Получается очередная загадка. Совершенно непонятно, каким образом организовывались благотворительные обеды для прихожан.

Итак, что же получается. Монарх отгрохал храм фантастических размеров, чтобы его там поминали. Если это было действительно так, то должны в этих торжественных мероприятиях присутствовать и праздничные обеды. По логике правитель сам утверждал блюда, подаваемые к столу в его честь и детально расписать суть самого церемониала.

Рисунков в храмах множество, но нигде нет информации относительно установленного распорядка проведения этих масштабных фестивалей поклонников фараона. Тысячи людей ежедневно на протяжении сотен лет прибывали на лодках в храм Амона с целью отдать должное памяти великого правителя, но непонятно как же они ориентировались на огромной территории.

Поклонники могли по Нилу прибыть и из дальних краёв, за сотни километров от Фив. Такие жители отдалённой провинции, рыбаки и собиратели дикорастущих плодов явно не имели возможности заблаговременно ознакомится с установленным порядком проведения поминания.

Дебютанты ритуальных церемониалов, впервые оказавшиеся в столице, не могли обойтись без соответствующих информационных подсказок. Если такие указатели существовали в реальности, то они должны были сохраниться. Но увы — археологи не нашли тому подтверждения.

Рис. 7.4. Храм Хонсу. План

Храм Хонсу. Посетители, прибывшие с Нила на лодке, через вход первого пилона оказывались во дворе главного храма Амона. А куда же попадали поклонники, двигающиеся по большой аллее бараноголовых сфинксов из Луксора в Карнак. Эта дорога приводит в относительно небольшое здание, находящееся внутри территории огороженной основной стеной.

Храм этот имеет название Хонсу, план его приведён на рисунке 7.4. Бараноголовые сфинксы установлены не только на обочине самой дороги до Луксора, но и на её продолжении непосредственно на территории храмового комплекса. Миновав пилон, посетители оказывались во дворе, выполненным в традиционной компоновке.

Двор, достаточно приличных параметров, с трёх сторон окружён портиками по два ряда колонн. Далее по основной линии этого храма находится вход в гипостильный зал. Гипостиль Хонсу небольшого размера и, кроме двух проходов на главной оси, имеет ещё пару боковых выходов.

Схема ритуалов. Какая же в итоге складывается картина. Откуда и куда двигались внушительные колонны посетителей? И главное, с какими целями осуществлялись эти действия? Вырисовывается наличие трёх основных потоков людей и несколько дополнительных маршрутов.

Главное передвижение посетителей начиналось от причала и шло до ворот первого пилона. Зачем люди прибывали сюда и откуда. С какими целями? Второй поток, не менее многочисленный, проходил по большой аллее бараноголовых сфинксов. Опять-таки начало маршрута было на пристани, далее, обойдя помещения храма Луксора, участники оказывались на дороге, ведущей на Карнак.

Пройдя два километра по бульвару, поток входил в промежуточный дворец Хонсу и растекался по всей огромной площади храма Амона. При этом по обеим сторонам аллеи располагались непрерывными рядами многочисленные киоски. Назначение этих зданий вызывает оживлённую дискуссию.

Третий поток проходил по малой аллее бараноголовых сфинксов. Маршрут пролегал между комплексом Мут и десятым пилоном. Далее посетители, миновав девятую, восьмую и седьмую башни оказывались в самом центре храма Амона. Что же представлял собой ритуал поминания фараона и богов — ясности в этом вопросе до сих пор нет.

Даже в наше время в век компьютерных технологий трудно составить осмысленный алгоритм передвижения посетителей храмов Карнака. Движение нескольких тысяч человек должно было организовано и подчинятся определённой цели.

Паломнику, приехавшему из египетской глубинки в столичные Фивы с целью выразить своё почтение богам явно необходимы подсказки, помогающие правильно выполнить свой долг. Обязательно должны быть инструкции типа «шаг 1», «шаг 2» и так далее.

Стены, колонны, пилоны и прочие элементы конструкций храмов исписаны и разрисованы так, что буквально не найти нигде свободного места. Но тщетно искать там памятки по проведению церемониальных мероприятий. Ощущение такое, что никаких ритуалов вовсе не существовало, а огромное скопление народа было вызвано совсем другими побудительными мотивами.

Складывается впечатление того, что у каждого посетителя храма была своя личная задача, заключавшаяся в том, чтобы купить что-то или, наоборот, продать товар. Вполне возможно, именно здесь можно было получить, актуальные на то время, услуги. Всё говорит, тут кипела и бурлила настоящая интересная жизнь.

Что можно сказать после ознакомления с этим выдающимся памятником истории древнего мира, одним из самых грандиозных сооружений того времени. Безусловно, трудно согласиться с тем, что люди построили эти впечатляющие архитектурные шедевры для проведения в них поминальных и заупокойных ритуалов, но закончив строительные работы сами церемониалы так и не смогли организовать.

Складывается достаточно абсурдная ситуация, с точки зрения здравого смысла, разумеется. Тысячи людей ежедневно приезжают в храм, раскладывают по определённым местам продукты питания и различные предметы быта. Все эти приношения предназначены для богов. Жрецы все эти дары собирают и каким-то непонятным образом доставляют до нужных адресов.

После ознакомления с храмом Карнака ещё один малопонятный момент бросается в глаза — непомерная расточительность строительных материалов при возведении пилонов. Причины неясные, но вполне вероятно речь идёт об утилизации остатков строений, разрушившихся из-за низкого качества стройматериалов. Элементы развалившихся сооружений использовались для забутовки башен.

Трудно избавиться от ощущения того, что товарищи египтяне именно лепили многочисленные постройки из непрочного раствора. Возможно, в качестве основы этого «бетона» был ил, полученный при расчистке каналов и внутренних водоёмов.

Делать какие-либо радикальные выводы относительно храмов Карнака будет некорректно без ознакомления с историческими памятниками Луксора. Эти сооружения были соединены между собой аллеей бараноголовых сфинксов и составляли единый общий организм.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я