Сталинизм. Книга 1. Без царя в голове

Александр Афанасьев, 2021

В книге поднимается весьма актуальный для нашей страны вопрос – насколько И.В. Сталин является автором созданного в России после 1917 года тоталитарного государства. То, что он его возглавлял и пользовался им, направлял террор – это несомненно, но был ли Сталин его автором? Или это было коллективное творчество? Но сталинские репрессии – это не непременная составная часть тоталитаризма, это часть политического почерка лично Сталина и партии большевиков. И если брать тоталитаризм, как он есть – то Сталин вряд ли виновен в его установлении, по крайней мере, он не единственный виновник. Большая и политически актуальная книга, интересная и для сторонников, и для противников сталинизма.

Оглавление

Глава 1. Исторические

истоки сталинизма в России. История борьбы со свободой.

Сталинизм намного старше самого Сталина — его история не ограничивается ни 1917, ни 1953 годом. Сталин дал свое имя явлению, точнее интеллектуальному и политическому течению в русской истории, которое старше и больше его самого. И оно не исчезло с его смертью, сталинизм жив и поныне и более того — он опасен. В нашем настоящем — существует много людей, готовых принять его и снова запустить кровавое колесо.

Сталинизм — это свойственная только России политика, антитеза современным бушевским неоконсерваторам. Если неоконы — это левые, вынужденные проводить правую политику, то сталинизм это левая политика правыми руками. Сталинизм имеет свою основу в кружках русской интеллигенции, как левой, так и правой, и ее глубокой враждебности к свободе.

Да, я считаю, что истинный генезис сталинизма намного отличается от ныне общепринятого, и исходит в равной степени из марксистских и консервативных кружков русской интеллигенции. Эти кружки расходились во многом, но в одном они сходились — они считали свободу врагом и тем против чего нужно бороться. Это делало русскую интеллигенцию уникальной — ни в одной другой стране против свободы интеллигенция не боролась…

Организация Международный «Мемориал» не так давно опубликовала ряд признаков, определяющий сталинизм и не изжитых и сегодня.

"И сейчас в стереотипах общественной жизни и государственной политики России… явственно различимо пагубное влияние как самой катастрофы 1937-1938 годов, так и всей той системы государственного насилия, символом и квинтэссенцией которого стали эти годы. Эта катастрофа вошла в массовое и индивидуальное подсознание, покалечила психологию людей, обострила застаревшие болезни нашего менталитета, унаследованные еще от Российской империи, породила новые опасные комплексы.

— Ощущение ничтожности человеческой жизни и свободы перед истуканом Власти;

— привычка к управляемому правосудию; имитация демократического процесса при одновременном выхолащивании основных демократических институций и открытом пренебрежении правами и свободами человека;

— попытки поставить независимую общественную активность под жесткий государственный контроль;

— воскрешение в современной российской политике старой концепции"враждебного окружения", истерический поиск"врагов"за рубежом и"пятой колонны"внутри страны в новом политическом контексте;

— легкость, с которой в нашем обществе возникают и расцветают национализм и ксенофобия;

— интеллектуальный конформизм и безудержный цинизм;

— катастрофическая разобщенность людей, острый дефицит человеческой солидарности

На мой взгляд, здесь не менее важна не только констатация факта, что часть наследия Сталина все еще с нами — но и то что констатируется, по крайней мере, частичная преемственность наследия Сталина с дореволюционным наследием и его влияние на политическую жизнь сегодняшнего дня. Сталин не появился из ниоткуда и не ушел в никуда, он по-прежнему с нами. Сталинизм вошел в нашу историю такой трагической страницей не потому что у людей была отобрана свобода (Россия никогда не была полностью свободной, и самое главное — никогда не училась пользоваться свободой) — а потому что Сталину впервые в российской истории удалось создать столь мощный аппарат насилия и принуждения, что впервые государство получило возможность дотянуться буквально до каждого. Свобод было немного и раньше — но пространство свободы фактически предоставлялось тем, что государственный аппарат был мал и слаб, он просто не мог определять жизнь и смерть каждого. Сталин создал такой аппарат, который — мог. Если бы такой аппарат имелся в распоряжении, например, Ленина — последствия могли бы быть еще более трагическим. И проблема даже не в том, что Сталин создал такой аппарат, а в том что в распоряжении общества не оказалось ничего — ни закона, ни конституционных гарантий, ни значимых общественных групп, ни силы традиции — способных Сталина остановить. Сталин с легкостью преодолел все гарантии и сделал, так как посчитал нужным — и никто, ни народ, ни правоохранительные органы, ни парламент, ни прокуратура — не посмели его остановить.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я