Попроси меня. Матриархат, путь восхождения, низость и вершина природы ступенчатости и ступень как аксиома существования царства свободы. Книга 2

Александр Атрошенко

Повествование исторической и философской направленности разворачивает события истории России с позиции взаимоотношений человека с Богом. Автор приподнимает исторические факты, которые до сих пор не были раскрыты академической историей, анализирует их с точки зрения христианской философии. В представленной публикации приводится разбор появления материализма как учения от увлечения сверхъестественным и анализ марксистского «Капитала».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Попроси меня. Матриархат, путь восхождения, низость и вершина природы ступенчатости и ступень как аксиома существования царства свободы. Книга 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СЕМЁН ГОРДЫЙ, ИВАН II ИВАНОВИЧ, МИТРОПОЛИТ АЛЕКСЕЙ

Сразу после смерти Ивана Даниловича все основные русские князья выехали в Орду, к хану Узбеку. Князья Владимирской Руси не желали наследника Калиты, предлагали хану выдать ярлык на великое княжение Владимирское Константину Васильевичу Суздальскому, старшему из них по лествичному праву. Но Узбек, в свое время долго не решавшийся поддержать Ивана Калиту, однозначно сделал отставку на его старшего сына. Весной 1340 г. Семён получает из рук хана Узбека ярлык на великое княжение, который удостоверял, что он является «великим князем всея Руси» (впоследствии эта надпись была выбита на его печати). Татищев писал, что Семён Иванович, созывая русских князей, напомнил им, что Русь лишь тогда была сильной и славно, когда беспрекословно повиновалась старшему. С братьями Семён заключил договор, чтобы все княжеские распри решались не войной, а на суде у старшего: «А буде кому в князех будет о вотчине или о чем ином котора, ино не воеватися, а судитися пред князи»7. Также было условлено, чтобы против врага выступать единой командой: «и всем заедин противо враг стояти… А начнет кто войну и позовет татаря или тамо суда поисчет, и на того всем нам быти заедин»8.

Первое, что сделал великий князь по возвращению из Орды — направил в Новгородский Торжок сборщиков дани. Тем не понравилось, считая это за притеснение, и обратились за помощью к Новгороду. Вскоре Новгородское войско вошло в Торжок, сборщики были схвачены. Семёну же новгородцы послали сказать: «Еще еси не сел у нас на княжении, а уже бояре твои и силу деют»9. Семён не стал терпеть вольностей Новгорода, собрал князей, позвал митрополита и выступил в поход против новгородцев. Священнослужители постарались уладить ссору миром. Семён согласился на мир, по «старым грамотам», но при этом потребовал от новгородских послов неслыханного унижения, чтобы те пришли к нему босыми и на коленях. «Аще хосчут милости и мира от мене, да приидут пред мя посадники и тысецкии боси и просят при всех князех на коленех. Они же наместника моего чтят, и вси пред ним кланяются, и не садятся, даже кому велит сести… И придоша посадники и тысяцкии со всеми новгородцы, просиша на коленях и даша ему выходы…»10. Ценой большой дани и унижения Новгородцы расплатились за свою вольность: князь взял «черный бор» по всем волостям и 1000 рублей с Торжка. Только в 1347 г. по приглашению Новгородского владыки Василия, специально проезжавшего в Москву, Семён отправился в Новгород, где и занял княжеский стол.

За стремление возвеличить себя и своего положения среди всех князей, приводя веские доводы обеспечения спокойствия на земле, но ставившее остальных князей в положение подручников великого князя, т.е. фактически пойдя против традиционных устоев княжеской вольницы, требуя к себе послушание для общего блага, Семён получил прозвище Гордый.

Искусно используя лесть, хитрость и дары Семён Гордый обеспечил жизнь Московскому княжеству без войн и крови. За свою жизнь он пять раз ходил в Орду (в 1341 г. дважды, в 1342, 1344, 1351 гг.), и всегда возвращался оттуда с честью и пожалованием. О монгольских набегах, насилиях баскаков и послов не было слышно в княжение Семёна, как и в княжение его отца Ивана Калиты.

При Семёне Ивановиче Москва впервые напрямую столкнулась с Литвой. В начале 40-х годов литовцы напали на Можайск и сожгли его посады. Литовские рати вышли на западные рубежи Москвы. Одновременно великий Литовский князь Ольгерд, стремясь оттеснить московских наместников, активно вмешивался в новгородские и псковские дела. Тверские князья также искали в Литве опору против своих извечных противников — Московских князей. Сближение с Литвой способствовало росту политического влияния Твери. Но это же обстоятельство во многом определило окончательное поражение Тверских князей, поскольку Москвой, конечно, была раздута угроза гибели Руси и православия от католического Запада, тем, что Тверские князья были якобы ставленниками якобы враждебной православию Литвы. В 1349 г. Семёну удается предотвратить попытку сближения между Ордой и Вильно. Великий князь Литовский Ольгерд послал в Орду своего брата Кориада, испросить у хана подмоги против Семёна. Узнав об этом, Семён отправил к хану Джанибеку гонца с посланием, что Московский князь верный слуга царя татарского, и ежели Ольгерд идет против Москвы, стало быть, он идет и против Орды. Хан счел слова Семёна верными и выдал гонцам Кориада. Пришлось Литовскому князю мириться с Семёном и просить отпустить брата. А 1351 г. был заключен мир с Ольгердом. В том же году Семён угрозой завоевания принуждает к покорности Смоленск — яблоко раздора между Москвой и Вильно.

Более успешный в делах государственных, Семён был несчастлив в делах семейных. Первая жена его, Литовская княгиня, родила ему трех детей, двое из которых умерли в младенчестве, и сама Айгуста (Августа, в крещении Анастасия) умерла в 1345 г. Со второй женой, смоленской княжной Евпраксией, князь жил один год и отослал обратно к отцу уже в 1346 г., фактически развелся, вероятно, по причине бесплодности. Против третьего брака Семёна выступил митрополит Феогност, и Гордого с дочерью Тверского князя Александра Михайловича тайно венчал брат Сергия Радонежского — Стефан. Мария родила Семёну четырех сыновей, но ни одному из них не суждено было пережить своего отца. Отчаявшись, князь Семён постригся в монахи, приняв имя инока Созонта, и оставив в духовном завещании свое состояние настоящей жене и будущему ещё не рожденному сыну, оставив пустое место для дальнейшего написания его имени: «А по о (т) ца нашего бл (а) г (о) с (ло) в (е) нью, что нам приказал жити заодин, тако и яз вам приказываю, своеи братьи, жити заодин… А пишу вам се слово того дела, чтобы не перестала память роди [те] лии наших и наша, и свеча бы не оугасла»11. «Духовная» (завещание) Семёна Ивановича дошло до наших дней. Оно является исторической памяткой, потому что написано на бумаге (до нее ранее использовался пергамент).

Во время написания завещания Семёном Гордым, в 1351—1353 гг., на Руси бушевала эпидемия чумы, «морозовая язва», «черная смерть», начавшаяся в 1346 г. Мор шел из Китая, где умерло несколько миллионов человек, достиг Греции, Сирии, Египта, Италии, Англии, Франции. В Лондоне на одном кладбище было похоронено, как сообщают летописцы, 50 тысяч человек. В 1349 г. бедствие настигло Скандинавию, оттуда перешло в Псков и Новгород. В Пскове мор начался в 1352 г., погибла треть жителей. Болезнь пришла и в другие города — Киев, Чернигов, Смоленск, Суздаль. В Глухове и Белозерске не осталось ни одного жителя. В Москве от чумы умерли митрополит Феогност (11 марта 1353 г., похоронен в Успенском соборе), брат Семёна Гордого Андрей (27 апреля 1353г.), двое его сыновей. А вскоре, 26 апреля 1353 г. умер и сам 36-летний Семён Гордый. Похоронили его в Архангельском соборе Кремля. Незадолго до смерти Феогност в Константинополе смог добиться согласия патриарха на утверждение своим преемником Владимирского епископа Алексея, сына знатного московского боярина Фёдора Бяконта и личного друга Семёна Гордого.

После смерти Семёна Ивановича русские князья вновь отправились в Орду, чтобы узнать, кто же из них получит право на великое княжение. Наряду с Иваном, единственным из сыновей Калиты, переживший «моровое поветрие», на ярлык претендовал Суздальский князь Константин, поддержанный послами Великого Новгорода. Однако хан Джанибек, помня покорность Семёна, который, по словам Карамзина, «ласкал ханов до уничижения»12, вручил великое княжение его брату — Ивану Ивановичу.

За свое недолгое правление Иван заслужил два прозвища «Красный», т.е. красивый — за приятную наружность и «Кроткий» — за мягкость и миролюбие, хотя в народном фольклоре они могли быть и синонимами. В летописи написано про Ивана, что он был правитель «благоверный, и христолюбивый, и кроткий, и тихий и милостивый»13. Можно предположить, что у Ивана были проблемы со здоровьем, и в частности с умственной деятельностью, очевидно не сильно выраженные, поскольку такая кротость идет в разрез всей традиционной хищнической практики Московских князей; о проблемах со здоровьем также свидетельствует ранняя смерть князя.

Летопись повествует, что кротким нравом Ивана сразу воспользовались соседи. Ещё он не доехал до Москвы, как молодой Рязанский князь Олег обвинив Ивана в том, что его предка Константина убили Московские князья, в качестве отмщения захватил Лопасню, где со времен Калиты хозяйничал московский наместник. Наместника Олег пленил, а захваченные земли присоединил к Рязанскому княжеству. Вопреки традиции Московских князей Иван II не пошел на Рязань войной, очевидно, он не мог управлять войском, и удовлетворился тем, что Олег за выкуп отпустил взятого в плен наместника.

В 1354 г. Иван Иванович отправляет посольство в Константинополь для наставления на митрополию Алексея. Летопись доносит любопытную историю, связанную с новым Московским митрополитом. В 1357 г. хан Золотой Орды Джанибек потребовал прислать к нему Алексея для исцеления своей жены Тайдулы, тяжко больной и ослепшей уже три года. «Слышали мы, — писал хан Ивану, — что есть у вас служитель Божий, который, если что попросит от Бога, то Бог его в том послушает. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелеет моя Царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду воевать вашу землю»14.

Перед отправлением в Орду «святитель» отслужил молебен у «мощей» митрополита Петра (по другим источникам во Владимире перед иконой Богоматери, написанной митрополитом Петром). И дальше, как повествует Муравьев, «внезапно перед глазами всех, сама собою зажглась свеча, при гробе чудотворца, как бы в знамение того, что очи Тайдулы, откроются опять для света»15. С остатком этой свечи и освещенной водой Алексей отправился в Орду, помолился над Тайдулой, окропил её святой водой и она прозрела. После этого Алексей, с честью вернулся в Москву. Джанибек в благодарность подарил ему ханский конюшенный двор, находившийся в Кремле. В 1365 г. на этом месте в память чудесного исцеления Тайдулы, митрополит воздвиг монастырь Чуда Архистратига Михаила в Колоссах — Чудов монастырь (Алексеевский Архангело-Михайловский; разрушен в 30-х годах 20 в.)

Сторонник соглашения с Золотой Ордой для предотвращения новых вторжений на Русь, митрополит Алексей часто ездил к хану, поддерживал мирные отношения. В 1357 г. Джанибек был убит собственным сыном Бердибеком. Новый повелитель Орды сразу же прислал в Москву вельможу Иткара с требованием платить дань в повышенном размере. Митрополит Алексей поехал в Орду и, напомнив о спасенной им Тайдуле, убедил молодого хана отменить грабительный указ.

Продолжал политику объединения под властью Литвы всех русских земель Литовский князь Ольгерд. В 1354 г. считаясь с желанием Ольгерда, Константинопольский патриарх посвятил бывшего монаха Романа в митрополиты Литовского. Ему были определены кроме двух Литовских епархий (Полоцкой и Туровской) и епархии Малой Руси, т. е. Владимирская, Холмская, Галицкая, Перемышльская и Луцкая. Таким назначением митрополит Роман остался недоволен, т.к. вместе с Ольгердом добивался Киевской митрополии. В 1356 г. он снова отправился в Константинополь «искать себя Киева», но патриарший Синод подтвердил ему свое прежнее постановление. Это не смутило Романа, и в конце того же года он приехал в Киев, который в политическом отношении принадлежал Ольгерду, а в церковном подчинялся Московско-Владимирскому митрополиту и, объявив себя единственным митрополитом Киевский, совершал литургию и рукоположение. Это вызвало недовольство. Роман же в противоборстве Москве, выказывал притязания ещё и на Тверскую епархию.

Распространение влияния Литвы продолжалось и в политическом аспекте. В 1354—1359 гг. Ольгерд постепенно присоединяет к себе города восточной Руси, и заключил выгодный брак, выдав свою дочь замуж за Бориса Константиновича Суздальского. Ольгерд подчинил себе Смоленск и Брянск и посадил в них на правление юного князя Ивана Васильевича, отец которого умер, перед смертью получив грамоту от хана на Брянский удел. В 1356 г. Брянск окончательно отошел к Литве. Ольгерд занял Ржев, но тверичане и жители Можайска вытеснили его оттуда. Тем не менее, угроза Москвы со стороны Литвы становилась все более ощутимой.

Иван II Иванович правил шесть лет и скончался 13 ноября 1359 г. на 33-м году жизни. Подобно отцу и брату он написал Духовную, в которой — «приказываю отч (и) ну свою Москву сыном своим, княз (ю) Дмитрию, и княз (ю) Ивану»16. Похоронили князя в Кремлевском Архангельском соборе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Попроси меня. Матриархат, путь восхождения, низость и вершина природы ступенчатости и ступень как аксиома существования царства свободы. Книга 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

В. Н. Татищев. Собрание сочинений. Тома V и VI. История Российская. Части третья и четвертая. Ладомир, Москва, 1996, стр. 94.

8

Там же, стр. 94.

9

Там же, стр. 94.

10

Там же, стр. 94—95.

11

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV — XVI вв. Акад. Наук СССР, Москва-Ленинград, 1950, стр. 14.

12

Карамзин Н. М. История государства Российскаго. Том IV. Издание второе. Тип. Н. Греча, СПб, 1819, стр. 252.

13

Полное Собрание Русских Летописей. Том десятый. VIII. Летописный сборник, именуемый патриаршею или Никоновскою летописью. Тип. Мин. Внутр. Дел, СПб, 1885, стр. 230.

14

Муравьев А. Н. Жития святых российской церкви. А также иверских и славянских. Месяц октябрь. Тип. III Отд. Соб. Е. И. В. канц., СПб, 1856, стр. 117—118.

15

Там же, стр. 118.

16

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV — XVI вв. Акад. Наук СССР, Москва-Ленинград, 1950, стр. 15.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я