Убей свой страх!

Александр Андрианов, 2016

Наличие страхов – естественное явление. Но то, что они мешают жить полной жизнью, может стать настоящей проблемой! Ведь почти все страхи не дают достичь чего-то важного. Александр Андрианов, автор книги, решил избавиться от собственных страхов, когда перестал уважать себя как мужчину. Ему надоело быть хлюпиком и нытиком, не способным постоять за себя! В поисках оптимальной техники избавления от страха драки он изучал психологию и советы мастеров боевых искусств – и в результате не только избавился от страха драки, но и добился успеха в других областях жизни. Он перестал бояться знакомств с новыми людьми, завершения разрушающих его жизнь отношений, кардинальных изменений своей деятельности. Он стал смелее, решительнее и приобрел качества, которые так симпатичны женщинам и за которые его уважают другие мужчины. В этой книге он делится секретами избавления от страха. Прочитав ее, вы освоите техники боевых искусств, превратите свое волнение в драйв, научитесь получать удовольствие от преодоления страхов и откроете путь к самореализации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убей свой страх! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Что это значит — быть бесстрашным?

Глава 1. Как преодолеть страх смерти

Прежде, чем бороться со страхами, поймите, что хотите получить взамен. Это закон сохранения энергии — когда уходит одно, на смену ему всегда приходит что-то другое. Для многих становится проблемой сформировать некий идеальный образ, на который хочется быть похожим. Какой он, идеальный воин? Как он мыслит, как рассуждает, как ведет себя в тех или иных ситуациях, что им движет? Конечно, это не значит, что нам нужно становиться копией кого бы то ни было, даже самого благородного и смелого человека. Каждый из нас индивидуален, и в этом заключены вся прелесть и разнообразие Вселенной. Однако определенные ориентиры иметь необходимо. Просто для того, чтобы видеть цель.

Избавившись от страха, каждый приобретет что-то взамен. Что именно — решает только он сам. Лично мне в этом вопросе помогла информация о благородных воинах прошлого: самураях, викингах, рыцарях. Я черпал ее отовсюду: из книг, из тематических интернет-сообществ (в конце книги я приведу список источников, чтобы любой желающий мог с ними ознакомиться), из общения с мудрыми людьми — и проникался, впитывал информацию по крупицам и хотел еще и еще. Словно путника в пустыне, меня мучила жажда, и я никак не мог напиться. Философия воинов, их образ мыслей оказались мне настолько близки, что прекрасно легли на мое собственное восприятие мира. Картинка сложилась. Я понял, к чему нужно стремиться, чего я хочу достичь.

Меня восхищало мужество этих людей! Благородный воин не думал о том, как сохранить себе жизнь и уберечься от ран. Он был готов броситься на врагов с мечом в руках, пусть их вокруг сотни, даже тысячи, и нет никаких шансов на победу. Не стыдно проиграть в бою — стыдно не принять бой!

«Мертвые сраму не имут», — об этом говорил и великий князь Святослав.

Когда ты бросаешься на врага — это уже победа: над страхом, над инстинктами, над своей человеческой сущностью.

Потому что так велит твой долг! Твоя честь! За тобой — сила твоего рода, за тобой — правда, ты отстаиваешь справедливость, и ради нее можно принести в жертву даже собственную жизнь!

Только бы не испытать величайший позор и не струсить! Потому что никогда себе этого не простишь, и жизнь твоя превратится в пытку. Каждый день ты будешь вспоминать это унижение, свое недостойное поведение и страх. Презирать себя! Грызть! И не находить себе прощения, ни малейшего оправдания! Ну и зачем нужна такая жизнь? Жизнь труса и предателя, жизнь недостойного человека, жизнь без радости, покрытая пятнами позора! По мнению Аристотеля:

«Для того чтобы испытывать страх, человек должен испытывать надежду на спасение того, за что он тревожится»

Воины не цеплялись за надежду сохранить себе жизнь. Они смирились с неизбежным, поэтому страх был им неведом!

«Никакое зло не велико, если оно последнее», — утверждал Сенека.

Для многих воинов своеобразной путеводной звездой становилась религия. Страшно идти в бой. Страшно умереть, получить рану, стать калекой, проиграть и испытать позор. Чтобы храбро броситься в бой, своих собственных сил недостаточно. И тогда люди обращаются к Богу. Они убеждают себя, что находятся под защитой высших сил. Эти силы уберегут от боли и страданий, спасут от погибели, и если даже человека убьют, ему гарантируется счастливая жизнь после смерти.

Самураи знали: после смерти будет другая жизнь. Викинги верили, что, умерев в бою, они попадут в Вальхаллу, где будут пировать, сражаться и наслаждаться обществом прекрасных женщин (валькирий). Христианские рыцари были убеждены, что после кончины их ожидает рай.

В Бхагавад-Гите сказано: «Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное. Тот, кто родился, обязательно умрет, и после смерти обязательно вновь родится. Поэтому не следует предаваться скорби, исполняя свой долг».

Религия помогает преодолеть страх смерти, вдохновляет и дает почву под ногами.

Конечно, довольно странно сводить такой мощный институт, как религия, к одному лишь спасению от страхов. Тем не менее, многие используют веру именно в таком контексте и находят в этом утешение. Воители разных эпох были довольно религиозными. Викинги считали, что именно благодаря поддержке Одина сумели разгромить англичан, а позже — захватить Париж. Знаменитая воительница Жанна д’Арк слышала некие голоса, которые направляли ее и помогали избавить страну от английских захватчиков. Верующим человеком был и наш легендарный полководец Александр Суворов.

Ты, русский, знаешь трех сестер — Веру, Надежду и Любовь; с ними слава и победа, с ними Бог!» — говорил он.

Да и сейчас религиозные люди есть в вооруженных силах и в различных силовых структурах. Встречаются они среди известных спортсменов, в том числе боксеров и участников боев без правил.

При этом не имеет значения, к какой именно конфессии относит себя человек, цель ведь одна: заручиться поддержкой некоего высшего существа, который отведет беду, ну или, по крайней мере, максимально облегчит твою участь.

Далеко не все религиозны изначально. Многие приходят к Богу, пережив какие-то сложные жизненные обстоятельства: потеряв близких, чудом сохранив жизнь или став свидетелями какого-то необычного события или явления. Бывает, что люди разочаровываются в одной вере и обращаются к другой.

Да, мы слабы, мы испытываем страх, наше тело можно уничтожить, но душа будет жить вечно. А раз так — для страха не должно быть места. Бог позаботится о нас. Нужно довериться ему, делать все от тебя зависящее и ни о чем больше не беспокоиться.

Бог знает, как для нас лучше, он спасет и подскажет путь.

По словам митрополита Антония Сурожского, в древности о смерти говорили как о рождении в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало. Но путь к вечности был бы навсегда закрыт для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства на Земле. О том же говорил и Лев Толстой:

«Когда я думаю о смерти, мне радостно думать о том, как я проснусь к той жизни так же точно, как я просыпался к этой в раннем детстве».

Благородные воины, жившие в разных частях света в разные эпохи, были убеждены, что не стоит цепляться за жизнь из последних сил — гораздо важнее сохранить честь и достоинство, поступать в соответствии со своими идеалами, и не важно, к каким последствиям это приведет. С этим настроем люди были готовы идти на подвиги, умирать, вступать в неравный бой с противником. Потому что с ними Бог, а для Бога не существует никаких преград. Бог может все, а значит, смогу и я!

Стоит ли удивляться, что таких воинов боялись и уважали! Попробуй, одолей противника, для которого война — праздник, а гибель в бою — единственно достойная цель, которая открывает дорогу на Небеса…

А в нашем обществе все иначе. Мы постоянно беспокоимся, как бы чего не вышло, а что будет, если… А может, не стоит? Просчитываем последствия, оцениваем риск неудачи, что-то там в голове прокручиваем. Нам драться давно пора, а мы, как чертовы математики, все вычислениями занимаемся! В результате — замираем на месте и ничего не делаем. Прячем голову в песок! Авось, обойдет стороной! Авось, пронесет! Авось, само собой все наладится!

Было такое? Со мной — да. Неоднократно! Я ведь эту книгу задумал, прежде всего, для себя. Потому что надоело мне бояться. Ну не мог больше! Опротивело! От мыслей своих собственных тошнить начало. От слабости, малодушия, от безысходности. Я понял: если враги меня не сожрут, так я сам себя сожру к чертовой матери! Так уж лучше враги!

Как я себя успокаивал, как убеждал не горячиться… Вот никак я сейчас не могу подраться — ну совершенно это невозможно! Ведь завтра у меня такая важная встреча, а я туда с синяками заявлюсь… Это недопустимо! А вдруг меня побитым увидят дети, жена, тренер и решат, что если меня побили — значит, я слабый, никчемный и вообще ни на что не годен? А вдруг их там много, они отморозки пьяные, не соображают ничего, да еще и с оружием. А что люди вокруг подумают, если я на человека сейчас с кулаками брошусь — это же стыдно, неуместно, неудобно, так приличные люди себя не ведут…

Не знаю, как у вас, а моя голова — настоящая мастерица по части страшных фантазий. Ей волю дай, она и до зеленых человечков додумается. И ладно бы только мысли. А еще ведь мы иногда убегаем. Или покоряемся сильному, утешая себя тем, что так выгоднее, безопаснее, спокойнее…

Да, для кого-то и это выход. Но к чему он приведет? К тоскливой, серой жизни где-то под лавкой. Покоряться обстоятельствам, покоряться сильным, жить жизнью униженного, забитого пса, который боится и собственной тени. Которого никто не уважает, и презирают даже собственные дети. Для него все дни как один — такие же серые и убогие, как он сам…

Кто в здравом уме захочет для себя такого? Ведь настоящий мужчина — это авантюрист и искатель приключений! Кто его остановит? Кого ему бояться? Какие такие последствия должны его пугать? Да просто смешно! Он выше этого! Он будет делать все, что хочет! Потому что рожден свободным! Для него нет ни правил, ни запретов, и на любые законы он смотрит свысока. Он — сам себе закон, и сам себе власть. Вот где настоящая жизнь, полная, яркая, насыщенная эмоциями! Вот где простор для фантазий и самореализации. Нет правил, нет шор, нет границ. Мир открыт, и в нем можно реализовать все, что угодно! Все в твоей власти — живи, твори, наслаждайся!

У советского поэта Давида Самойлова есть замечательные строки:

О, как я поздно понял,

Зачем я существую,

Зачем гоняет сердце

По жилам кровь живую,

И что, порой, напрасно

Давал страстям улечься,

И что нельзя беречься,

И что нельзя беречься…

Вот и благородные воины не думали о том, чтобы себя уберечь. Сама мысль об этом означала неминуемый позор. Воину было плевать на последствия, он оставлял для себя единственный вариант — бороться!

«Для человека, который исполнен решимости, не существует таких понятий, как правильность или уместность. Достаточно быть одержимым и быть готовым в любой момент проститься с жизнью. Если же всегда думать лишь о том, чтобы поступить правильно, в минуту решительных действий ты придешь в замешательство, и цель не будет достигнута», — говорится в Хагакурэ[1].

Это был другой образ мышления, другой уровень сознания. Воину было все равно, убьют ли его, проиграет ли он бой, останется ли калекой, потеряет ли деньги и состояние. Это было не важно. Главное — сохранить свое достоинство и поступать в соответствии со своим кодексом чести. Поэтому воины не думали о последствиях, не рассуждали, не путались в бесконечных мыслях и страхах. Они действовали смело и решительно. Так, как велел им их долг.

Знаете ли вы об ордене прокаженных рыцарей Святого Лазаря, который существовал в Средние века? Эти разлагающиеся люди, полузомби, едва стоявшие на ногах, рвались в бой и хотели умереть как мужчины! Их отвергло общество, им были запрещены любые контакты со здоровыми людьми, их держали в специально отведенных местах — лепрозориях. Казалось, все было против них. Они могли бы опустить руки и проклинать судьбу, отчаяться и забыться в вине, как предпочли тысячи других людей на их месте. Но они бились и сражались до последнего! Пока могли держать в руках оружие. Потому что были рождены воинами и хотели уйти, как воины! Это был их выбор, их путь!

«Тот, кто заранее не решился принять неизбежную смерть, всячески старается предотвратить ее. Но если он будет готов умереть, разве он не станет безупречным?», — говорится в Хагакурэ.

Воины следовали этому принципу, не думая о своей шкуре и, конечно, погибали в сражениях. В отличие от разного рода черни, которая до конца цепляется за свою жалкую жизнь и приспосабливается к любым условиям, хоть к свалке, хоть к гнету — лишь бы жить! То же самое происходит и в природе: хорошей, благородной рыбе нужна чистая вода, простор, движение, а какой-нибудь ротан выживет в грязи и будет жрать даже собственную икру, лишь бы продлить свое существование.

Чтобы перестать бояться смерти, самураи медитировали на нее. Изо дня в день. Уединялись где-нибудь в тишине и представляли самые страшные картины: как их пронзают стрелы врага, как в них вонзается меч, как они падают со скалы — и многое-многое другое. В самых ярких красках они визуализировали свои страхи, чувства и эмоции. Шаг за шагом, изо дня в день. Пока самурай не сливался с этим образом, не становился его частью. Смерть, страх травмы и любые другие сдерживающие обстоятельства просто теряли свою власть над воином. Они становились настолько привычны, что воспринимались абсолютно спокойно. Как прием пищи, прогулка и любое другое действие. Таковы особенности нашей психики — не имеет значения, случается ли что-то с нами в действительности или только в наших фантазиях. Реакции психики одинаковы. Это как бой с тенью: если мы натренируем себя в наших видениях, то и в реальной жизни будем действовать абсолютно также.

Но мало просто представлять смерть. Чтобы получить долгожданное освобождение, смерти нужно буквально желать, как бы безумно это ни звучало. Поэтому благородные воины ждали своей гибели, стремились к ней! Ведь она открывала путь на Небеса, дорогу к вечной жизни! Это, конечно, не значит, что они вели себя, как самоубийцы, и бросались голой грудью на вражеские копья. Безусловно, они стремились отправить на тот свет как можно больше врагов, но при этом спокойно относились к тому, что и сами могут не вернуться из этого боя…

Такой подход близок и для нашей культуры. Вот отрывки из воспоминаний митрополита Антония Сурожского:

«Однажды в юности я вернулся из летнего лагеря. Мой отец встретил меня и выразил беспокойство по поводу того, как прошел лагерь. «Я боялся, — сказал он, — что с тобой что-то случилось». Я с легкостью юности спросил: «Ты боялся, что я сломал ногу или свернул шею?» И он ответил очень серьезно, с присущей ему трезвою любовью: «Нет, это не имело бы значения. Я боялся, что ты потерял цельность души». И затем добавил: «Помни, жив ты или мертв — не так важно. Одно действительно важно, должно быть важно и для тебя, и для других: ради чего ты живешь и за что ты готов умереть».

Это опять-таки показало мне меру жизни, показало, чем должна быть жизнь по отношению к смерти: предельным вызовом научиться жить (как отец сказал мне в другой раз) так, чтобы ожидать свою собственную смерть, как юноша ждет невесту, ждать смерть, как ждешь возлюбленную, — ждать, что откроется дверь».

Конечно, нам кажется очень странным желать для себя подобного. Мы вообще плохо представляем образ мышления настоящих героев. Однако если задуматься, в этом есть философский смысл.

Не все то, что представляется нам ужасным, является таковым на самом деле. Во всем плохом есть что-то хорошее, и наоборот — все относительно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убей свой страх! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Хагакурэ («Сокрытое в листве»), или Хагакурэ кики́гаки («Записи о сокрытом в листве») — это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я