Полный курс здоровья для всей семьи

Александр Анваер, 2016

Справочник позволяет в одной книге дать наиболее полную информацию о здоровье семьи в целом, о наиболее часто встречающихся заболеваниях, таких как депрессия, атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, ожирение и пр. Книга посвящена роли семьи в сохранении, поддержании и восстановлении здоровья ее членов. Издание предназначено для широкого круга читателей!

Оглавление

Из серии: Курс на здоровье!

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полный курс здоровья для всей семьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Анваер А. Н., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Введение

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

Такое определение здоровья дает Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).

Разберем это определение по пунктам.

1. Физическое благополучие. Это состояние возможно только в том случае, если бесперебойно и слаженно работают все органы и системы организма. Один из главных законов физиологии — это закон сохранения постоянства состава внутренних сред организма. Что это значит? Например, вы вышли из прохладного помещения на жаркую улицу. Организм немедленно реагирует на это расширением подкожных кровеносных сосудов и усилением потоотделения — причем, именно в той мере, чтобы сохранить самую подходящую температуру внутренней среды организма. Другой пример: вы съели какое-то очень кислое блюдо, в результате чего в крови повысилась концентрация ионов водорода, то есть среда стала кислой. Реакция следует незамедлительно: немного увеличивается частота и глубина дыхания, в результате чего реакция крови снова становится слабощелочной, а избыток ионов водорода выводится почками. Равновесие восстанавливается. Третий пример: вы поели сладкого, и в крови повысилось содержание глюкозы. Бета-клетки островков поджелудочной железы выбрасывают в кровь инсулин, и уровень глюкозы снижается до нормы. Если же инсулина оказывается слишком много, то в кровь поступает глюкагон — продукт альфа-клеток тех же островков — и уровень глюкозы выравнивается. Человек в такой ситуации не испытывает дискомфорта, связанного с повышением глюкозы в крови, — жажды и сухости во рту.

Результатом является сохранение ощущения полного физического благополучия — температура внутри организма становится комфортной, отсутствует одышка, и нет жажды (если вспомнить о приведенных примерах).

Более насущный пример: в организм вторглись чужеродные микроорганизмы. Вначале их присутствие ничем себя не проявляет, но, если они находят подходящую для жизни среду, то начинают в ней активно размножаться. В игру вступает иммунная система и уничтожает микробы до того, как они успеют проявить свою болезнетворность. В результате мы имеем сохранение физического благополучия.

Таких примеров можно привести великое множество, потому что практически все системы организма работают по принципу отрицательной обратной связи: если чего-то становится слишком много, то надо снизить содержание этого вещества, а если слишком мало, то восстановить исходное содержание.

2. Духовное благополучие. Это очень сложный пункт, но попробуем разобраться и в нем. Богословы определяют духовность как служение Богу — служение чистотой помыслов, нравственной жизнью (угодной Богу). Но как быть человеку, который является атеистом или агностиком? Неужели у него нет надежды обрести духовное благополучие? Думается, что такая надежда у него есть, потому что практически каждый человек, независимо от своей конфессиональной принадлежности (или непринадлежности) верит в какую-то Высшую Силу, в Закон, определяющий все природные явления (к которым относится и жизнь, в том числе — человеческая). Дальше, для удобства, будем называть эту силу Богом.

Духовная жизнь человека невозможна без сознания, то есть без представления об окружающем мире, складывающегося из зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых восприятий, а также без представления о своем месте в этом мире. Все явления, происходящие в сознании, можно обозначить как психическую или душевную жизнь человеческого существа. В идеале эта жизнь не должна причинять страдание или душевную боль, то есть в ней не должно быть непримиримых противоречий, несоответствия желаемого и достижимого, не должно быть унижения и зависимости.

Для того, чтобы это стало возможным, человеку необходимо обладать эмоциональным интеллектом, то есть различать дурное и хорошее, зло и добро. Значит, еще одно условие полноценной духовной жизни — это способность к критическому, аналитическому мышлению. Мало того, человек должен обладать памятью — то есть хранить в голове разные полезные сведения, воспоминания о чувствах и эмоциях, возникающих в ответ на разнообразные ситуации и собственные действия. Память приводится в действие ассоциациями, подчас эмоционально окрашенными.

Путь к духовному благополучию (или, да извинит мне читатель такое упрощение, к благополучию психологическому) намечен в религиозных моральных заповедях. Думается, что они выведены из вполне земных наблюдений.

Например, «не убий»: вы видите перед собой человека, который вам несимпатичен, вызывает у вас раздражение, злость и даже ненависть. Этот человек умирает у вас на глазах. Вы видите перед собой тело, оставленное жизнью, просто кусок мертвой плоти, и в этот момент, независимо от вашего отношения, у вас возникает ощущение безотчетного ужаса, вы испытываете дискомфорт, и из этого дискомфорта, из этого ужаса рождается нравственный запрет на убийство. (Здесь, конечно, можно сделать множество оговорок, вспомнить об исключениях, об убийствах на войне, в состоянии аффекта и т. д., но мы говорим о нормальном состоянии).

То же самое касается и других заповедей. Половина из десяти заповедей касается межличностных, чисто человеческих отношений: почитай отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не укради; не лжесвидетельствуй; не желай дома… и жены ближнего твоего.

Еще более выпукло говорится о духовном благополучии в понятии о смертных грехах, которые имеют большее отношение к нравственности: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, уныние.

Человек, добровольно и без внутреннего принуждения соблюдающий заповеди и не совершающий грехов (опять-таки, без внутреннего принуждения), будет, скорее всего, пользоваться хорошим духовным здоровьем.

В религиозной, да и в научной традиции было принято отделять духовные (или, если угодно, психические) свойства от телесных, и, как следствие этой двойственности, душевные расстройства всегда стояли в медицине особняком. В последние десятилетия наука накапливает данные о том, что никакой двойственности здесь нет, и, что наши психические свойства определяются вполне материальными процессами, происходящими в центральной нервной системе. Но рассуждения на эту тему выходят за рамки данной книги.

Достаточно будет сказать, что духовное благополучие зависит от способности и умения контролировать свои эмоции и направлять их не в разрушительное, а созидательное русло. Об этом мы поговорим в соответствующем месте.

3. Социальное благополучие. Переводя это словосочетание с латинского на русский язык, можно назвать это благополучие общественным. Человек — общественное существо, он не может жить без общества и вне его. Пребывание в общественном окружении накладывает на человека определенные обязанности и дает ему права — какие именно, зависит от культуры и обычаев общества, в котором живет индивид. Внешне жизнь человека в обществе или, как иногда говорят, в социуме, проявляется его поведением. Поэтому, иногда говорят о поведенческой составляющей благополучия. Коротко говоря, индивид должен вести себя в обществе (а, в более широком смысле, и в окружающем его мире) так, чтобы это поведение не причиняло вреда физическому и духовному благополучию (как самого индивида, так и других людей).

Для того, чтобы такое стало возможным, поведение должно быть добровольным и не вызывать внутреннего сопротивления. Правила такого поведения общеизвестны и вытекают из множества религиозных и светских моральных и нравственных предписаний. Кроме того, к условиям, определяющим социальное благополучие, относят экологическое состояние среды, условия труда и отдыха, пищевые привычки и многое другое.

Из всего изложенного следует, что определение, данное ВОЗ, соответствует некоему идеальному состоянию. На практике оно недостижимо, как в математике недостижим предел функции, к которому она стремится, бесконечно приближаясь к нему, но все время отличаясь на бесконечно малую величину. По этой причине здоровье всегда относительно, и мы будем относиться к нему, как к идеалу, к которому надо стремиться, чтобы обеспечить себе комфортное существование.

Кроме того, в определении присутствует слово «болезнь», точнее, ее отсутствие. Поэтому теперь мы перейдем к попытке определить понятие болезни.

Болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и/или морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и/или экзогенных факторов.

Это определение болезни, данное экспертами Всемирной Организации Здравоохранения. Разберем и его по пунктам.

1. Жизнедеятельность организма. Под жизнедеятельностью организмов (организмами называют индивидуальные живые существа — бактерии, грибы, растения, животные — способные к размножению, самовоспроизведению, целенаправленному движению и питанию) понимают, во-первых, совокупность биохимических, биофизических и физиологических процессов, необходимых для поддержания жизни, а, во-вторых, взаимодействие организмов с окружающей средой и результаты этого взаимодействия. Нас будет, естественно, интересовать организм человека, а его жизнедеятельность складывается из биологических процессов, способствующих поддержанию жизни, а, кроме того, из процессов социальных, к которым относят труд, отдых и общественную деятельность. Понятие жизни тоже требует определения, но оно отличается неимоверной сложностью. Весь вопрос сводится к отличию живого от неживого, или, другими словами, живой материи от материи косной. Ответ на этот вопрос пытаются дать биологи, психологи, социологи и философы. Рассмотрение всех этих определений увело бы нас далеко в сторону, и, поэтому, мы примем понятие о жизни на чисто интуитивном уровне.

2. Функциональные и морфологические изменения. Этот пункт мы рассмотрим на конкретных примерах. Есть такое заболевание — синдром раздраженной толстой кишки. Оно проявляется нарушениями ее работы — поносами, запорами, урчанием и бурлением в животе, его вздутием и болью. При самом тщательном обследовании не удается обнаружить какую-то конкретную причину болезни — у больного нет ни воспаления, ни опухоли, ни инфекции. Налицо только нарушение функции, то есть работы толстого кишечника. Другое дело — морфологические изменения, лежащие в основе иных заболеваний. Например, острый панкреатит. Как правило, у больного, вследствие вызванного воспалением двенадцатиперстной кишки повышения давления в ее просвете, происходит заброс ее содержимого в выводной проток поджелудочной железы. Содержимое двенадцатиперстной кишки имеет кислую реакцию, а в просвете выводного протока железы реакция щелочная (в щелочной среде пищеварительные ферменты поджелудочной железы неактивны). При закислении среды в просвете выводного протока происходит активация ферментов; это приводит к самоперевариванию поджелудочной железы со всеми его катастрофическими последствиями. В первом случае этиология (причина) заболевания неизвестна, во втором она очень хорошо понятна, а, значит, можно с большим знанием дела разрабатывать профилактические мероприятия.

Разница между функциональными и морфологическими (органическими) расстройствами достаточно условна. Как правило, в первом случае, мы пока не можем обнаружить изменения из-за недостаточного развития диагностических методов. Как только такие методы возникают, функциональное расстройство становится морфологически обоснованной болезнью.

3. Эндогенные и/или экзогенные факторы. С этим делением разобраться немного проще. Эндогенные причины болезни возникают внутри организма в результате врожденных изменений структуры какой-либо системы. Например, к эндогенным болезням можно отнести все генетические аномалии — например, отсутствие одной X-хромосомы, в результате которого развивается синдром Тернера, проявляющийся низким ростом, нарушениями строения кожи, костей и половых органов, а также психологическим инфантилизмом. К экзогенным болезням можно отнести любые нарушения, вызываемые внешними причинами — травмы, инфекции, аллергию, отравления токсическими веществами.

Оглавление

Из серии: Курс на здоровье!

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полный курс здоровья для всей семьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я