Фундаментальные истины

Александр Анатольевич Проценко, 2018

Эта книга состоит из 15 уроков на различные истины Священного Писания, позволяющих заложить твердый фундамент в христианской вере. Она может помочь как начинающим верующим, так и тем христианам, которые помогают другим возрастать духовно через библейские занятия. Книга не относиться к публицистическим произведениям и требует внимательного изучения. Она может быть использована как для самостоятельного изучения, так и для изучения группой. Автор магистр богословия, несущий пасторское служение в ц. "Благодать" города Новосибирска. Имеет жену и четырех детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фундаментальные истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
***

Глава 3: Вера

!!! Задание: выучите эти стихи наизусть Евр.11:1,6.

!!! Прочитайте самостоятельно И.Нав.2:1-21. Мы начнем сегодня с этой ветхозаветной иллюстрации.

Иерихон в осаде. Спасается лишь Раав. Эта женщина в своем благочестии очень далека от совершенства, она является блудницей. Она последняя в очереди на спасение. Но ее вера набросила на нее одежду праведности, плащ спасения. Именно благодаря вере в Иисуса Христа, мы сегодня получаем наше оправдание и спасение. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» Еф.2:8-9.

Не случайно Павел настоятельно просит Коринфскую церковь проверять состояние своего сердца, состояние своей веры в Иисуса Христа. Ведь это вопрос нашего спасения.

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть» 2Кор.13:5.

Несколько значений понятия вера

У понятия веры в Библии есть несколько концепций.

Это значит, что в различных местах Писания это слово может иметь разные значения.

А. Вера — это верность Богу.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» Гал.5:22-23.

Б. Вера — это УБЕЖДЕННОСТЬ в силе Божьей, желании Бога помочь, а также в реальности Божьего ответа.

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» Иак.1:5-7.

В. Вера — это совокупность библейских истин или христианское вероучение.

«Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым» Иуда 3.

Г. Вера — это Доверие Богу.

«Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» Иак.2:20.

Как-то на одном водопаде группа туристов наблюдала, как человек собирался без страховки пройти по натянутому канату. Группе был задан вопрос: «Верите ли вы, что он может пройти по нему?» Звучали разные мнения, но больше было уверенных, что он может это сделать. И человек действительно прошел над пропастью по канату без страховки без всякого напряжения. Потом группе был задан второй вопрос: «Верите ли вы, что он может взять человека на плечи и проделать то же самое?» После увиденного сомневающихся больше не было. Но гид сделал неожиданное предложение к группе: «Любой из вас может подняться наверх, и канатоходец пронесет вас». Нашелся лишь один желающий. Когда они уже вдвоем проходили над пропастью, то дул неблагоприятный ветер и это многих заставило серьезно поволноваться за их безопасность. Но когда они завершили переход, то к молодому парню, который поднялся наверх, было множество вопросов: «Может, он любит адреналин? Может, он альпинист? А, может, жить надоело?» Но молодой человек на все вопросы ответил отрицательно. И лишь добавил: «Человек, который ходил по канату — это мой отец; и я ему верю». Очевидно, что есть различие между верой парня и верой группы. Между этими двумя видами веры зияет целая пропасть. Вера молодого человека была живой, а вера других людей — мертвой. «Вера без дел мертва». Но вера этого парня была наполнена доверием.

В Ветхом Завете главным значением веры была «верность», в Новом Завете — «доверие». Неоднократно звучит в Писании фраза Христа: «Вера твоя спасла тебя». И здесь выступает значение доверия.

«Поливалки» нашей веры

А. Слово Божье.

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» Рим.10:17.

Б. Молитва.

«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» Лк.22:31-32.

Сегодня, к сожалению, вера некоторых братьев и сестер поддерживается лишь благодаря молитве церкви за них. Нам никогда нельзя надеяться лишь на молитвы верующих за нас. Нам самим необходимо вести молитвенную жизнь.

В. Пост.

«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф.17:20-21.

«Почему мы не могли справиться с бесом» — таков был вопрос учеников. Ответ Иисуса двоякий. Он в 20 стихе говорит о вере. А в 21 стихе говорит о посте. На самом деле, нам не надо выбирать между постом и верой. Потому что пост помогает росту веры.

Три составляющих Библейской веры

А. Умственное согласие.

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» Ин.1:12-13. «Принять» в этом отрывке — это проявить умственное согласие.

Б. Участие воли.

«Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» Рим.10:10.

В этом стихе мы видим не только умственное согласие. Дело в том, что сердце — это думающий орган. Во времена Ноя Бог прогневался на людей по причине, которая озвучена в Писании так: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» Быт.6:5.

Апостол же Павел утверждает, что необходимо в нашей вере еще и исповедание уст, т.е. участие волевого компонента человека.

Однажды ученики задавали Христу вопрос: «что нам делать, чтобы творить дела Божьи?» Ин.6:27. И на это Иисус ответил: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» Ин.6:29.

Другими словами, Иисус представляет нам здесь веру, как дело человека. Т.е. в вере обязательно должен быть волевой компонент человека.

В. Божественная составляющая веры. Внутренняя убежденность, приходящая от Духа Святого.

«Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» 1 Ин.5:10.

«…и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» Еф.1:19. Оба стиха говорят нам о том, что вера — это результат действия Духа Святого на человеческое сердце.

Есть несколько врагов, которые разрушительно влияют на христианскую веру

А. Грех — это враг, который разрушает нашу веру.

Грех разрушает все три составляющие нашей веры. Во-первых, грех разрушает наши отношения с Духом Святым и, в результате, мы теряем внутреннюю убежденность. Во-вторых, грех парализует волю, так что его воля (выбор) не «в законе Господа». (См. Пс.1:1-2). Обычно остается внутреннее согласие. Это приводит к тому, что мы редко видим, что наша вера серьезно пострадала.

Ржавчина съедает металл. И металл становится ломким. Листы железа превращаются в непрочную бумагу. Металл трескается, рвется, ломается. Похожий процесс может проходить и с верой человека. Если накапливается не исповеданный грех, то вера «ржавеет». Причем много не исповеданных мелких грехов могут быть тяжелее одного тяжелого. Дело в том, что человек, согрешивший тяжело, нередко реагирует остро, сокрушаясь и оплакивая свой грех. Но человек, который погряз в мелких, привычных грехах, перестает их замечать.

Говорят, что лягушка, которая брошена в кипяток, тут же выпрыгивает из воды. Если же лягушка кладется в воду, которая нагревается постепенно, то она засыпает, а потом просто варится в ней. Это стратегия дьявола — усыпить нас, чтобы мы перестали остро ощущать вред, который нанесен нашей вере.

Дьявол усыпляет человека духовно, так что он не чувствует, как рвется канат его веры.

!!! Прочитайте самостоятельно Евр.3:7-19.

Израильтяне вышли за Господом из Египта, на это им хватило веры. Но они не вошли в обетованную землю за неверие. Они утратили ее где-то на своем пути. Причем в контексте послания к Евреям «обетованная земля» — это Небеса, а «блуждание по пустыне» — это наша жизнь здесь на земле. Израильтяне утратили свою веру на пути в Ханаан. Причем их грех — или непокорность — размололи их веру. Это ветхозаветный образ сегодняшних реалий, в котором мы имеем предупреждающий пример для современных христиан.

Б. Ложные убеждения как результат воздействия ложных учений.

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» 2 Тим.4:7.

Павел в контексте отрывка говорит не о разрушительной силе греха, но о разрушительной силе ложных убеждений.

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» 2 Тим.4:3-4.

В этом случае вера страдает со стороны мысленного согласия с Евангелием. И разрушается еще быстрее, чем от греха. Поэтому автор послания к Евреям предупреждает: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» Евр.13:9.

Один мой знакомый рассказывал, как его вера пострадала от вирусов либерализма. Но в результате не просто выстояла, но и закалилась. Потому что он нашел ответы на вопросы, которые поднимали либеральные богословы. Здесь можно говорить о горниле сомнений. Но дело в том, что многие, поддавшись ложному учению, так и не возвращаются к евангельским позициям.

Однажды я разговаривал с братом, которого мучил вопрос: что же является истиной? Веды или Библия? И серьезность ситуации заключалась в том, что он был уже семь лет верующим. А кроме того, был лидером одного из служений в своей церкви. Когда ему был задан вопрос, как он пришел к Иисусу, он рассказал удивительную историю Божьего вмешательства в свою жизнь. Семь лет назад он был пьяницей. Пережил развал семьи и жил на улице, собирая бутылки. Христос вытащил его, восстановил жизнь, семью. А теперь он сомневался… Вопрос: откуда пришли сомнения? Оказывается, он ради интереса начал почитывать восточную литературу. И через короткий срок он уже сомневался. У этой истории хороший конец. Свидетельствуя, он встрепенулся и сказал, что он уже получил ответ на свой вопрос.

Обычно ложные учения либо говорят о недостаточности креста или отвергают крест, либо возвышают крест так, что не имеет значения, как ты живешь. Но благодать — это не беспредел. И на всякий «беспредел» у Бога есть закон.

В. Отсутствие духовной дисциплины.

«Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка» Пр.13:24.

Человек не регулярно молится, редко приходит на богослужения, почти не изучает Библию. В результате, он лимитирован в духовной пище для размышления, а также в благодати, которая питает веру.

!!! Задание: самостоятельно прочитайте Мф.14:22-32.

Однажды апостол Петр шел по воде. Вера в Христа и Его слово, высвободили силу Божью, которая держала его на воде. Но когда его фокус сдвинулся со Христа на волны, то пришли сомнения, и помазание Духа Святого отошло от него. Теперь он уже не мог быть исполнителем Его слова. Что-то подобное может происходить сегодня с христианином, который перестает держать в фокусе своей веры Иисуса Христа. О таких говорится: «Имеющие вид благочестия, силы же Его отрекшиеся».

Есть старая народная мудрость: «Чайной ложкой вычерпывается мешок сахара». Действительно, пропуск совсем небольших духовных упражнений может привести нас к потере «мешков» благодати.

Почему же мы пренебрегаем духовными упражнениями? Иисус Христос дает нам ответ в следующих словах: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» Мф.13:22.

Дьявол желает погрузить нас в паутину «забот века сего» и «обольщения богатством». И лишь правильно расставленные приоритеты помогут нам избежать попадания в эту паутину.

Симптомы болезни нашей веры

Давайте внимательнее посмотрим на тревожные симптомы того, что наша вера серьезно пострадала.

А. Первый симптом: человек — слушатель забывчивый.

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» Иак.1:22.

У каждого христианина есть разрыв между знанием истины и ее практикой. Но если мы видим, что между нашими знаниями и самой жизнью огромная пропасть, и мы даже не пытаемся сократить это расстояние, то налицо серьезный симптом духовной болезни веры. Мы говорим «аминь», слушая проповедь, но даже пальцем не пошевелим, чтобы это было частью нашей жизни. Лицемерие — это очень опасный враг. Здесь человек перестает замечать, что он обманывает других. Потому что он перешел на более высокий уровень обмана: он обманул самого себя.

Б. Второй симптом: человек не желает говорить о Господе.

«Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим» 2 Кор.4:13.

Первая стадия: мы не желаем говорить неверующим об Иисусе Христе; вторая стадия: нам не хочется говорить об этом с верующими людьми.

На второй стадии этой болезни человек, даже если он пришел на служение домашней церкви, все равно говорит о чем угодно, только не о Господе и Его путях.

В. Третий симптом: человек впадает в ропот.

«…доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» Евр.13:15.

Ропот — это надломленная вера. Надломленная вера в Его любовь.

Израильтяне усомнились в Его любви в пустыне. Они даже видели Бога расчетливо злым, считая, что Он вывел их похоронить в пустыне. С таким сердцем они были способны только роптать.

Но апостол Павел был бит палками и камнями, однако он заявляет, что «все сие преодолевает силою Возлюбившего нас». «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Рим.8:28-29. Другими словами, Павел проводил различие между отношением к нему людей и отношением к нему Бога. Люди не разобрались, и они меня не любят. Но Бог любит меня. И его вера в Божью любовь приводила к тому, что в его жизнь опускалась сила Возлюбившего. Так что он выходил из проблем не побитым, но победителем!!!

Никогда не сомневайтесь в любви Бога

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» 1 Ин.4:9.

А. Любовь Божья открылась.

Это первая стадия нашего соприкосновения с Его любовью. Заметьте, что благодаря кресту Голгофы эта любовь стала видна нам. Она нам открылась.

Однажды мне рассказали, что одна девушка в моем классе любила меня на протяжении всех 10 лет школы. Это удивило меня. Я не знал о ее любви. И поэтому ее любовь никак на меня не влияла. Я не краснел и не потел в ее присутствии. Если бы я знал о ее любви, то, скорее всего, мне хотелось бы выглядеть перед ней еще лучше. Подобно и любовь Божья не может изменять нас, пока мы об этом не знаем. Но через крест она открылась. И начинает влиять на наше сердце, разрушая стену недоверия и страха. Теперь мы перестаем прятаться от Бога и смело идем к Нему навстречу.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог» 1Ин.4:16(а).

Б. Мы познали любовь.

Это вторая стадия, на которой мы на практике переживаем Божью любовь. Мы видим ответы на молитвы, прощаемся со злыми и разрушительными пороками. Кандалы греха с грохотом падают, вместо привычной агрессии и конфликтов мы ощущаем любовь Иисуса всеми фибрами нашей души, находясь внутри церкви.

«…и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». 1 Ин.4:16 (б).

В. Уверовали в нее.

Это третья стадия. Обязательно наступит время, когда нам придется в Божью любовь верить. Обстоятельства жизни могут прямо говорить об обратном. И здесь выбор за нами — во что мы будем верить. Мы будем роптать как Израильтяне в пустыне, или мы примем силу Возлюбившего нас, чтобы выйти из обстоятельств победителями.

На чем может покоиться наша вера

А. Устройство жизни, быстрые ответы, видимое благоволение.

Что же, сразу скажем, что это очень ненадежный фундамент нашей веры. Что будет, если нас бросят в темницу за нашу веру? Или мы обнаружим, что помощь, на которую мы так надеялись к определенному сроку, так с небес и не поступила?

Б. Внутреннее свидетельство Духа.

«…а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» Рим.5:5.

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» Рим.8:16.

Что же, это тоже ненадежный фундамент для нашей веры. Потому что есть время в жизни каждого христианина, когда он проходит пустыни. И это сезон, в котором мы переживаем недостаток влаги Божьего присутствия. В этом сезоне внутреннее свидетельство может быть очень слабым или вовсе исчезнуть.

В. Голгофский крест.

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» Рим.5:8.

Это Самый надежный Свидетель для нашей веры в Его любовь. Он уже все доказал, и нам не стоит сомневаться. Опора на устройство жизни может подвести. Мы можем потерять также ощущение Его присутствия, а с этим и свидетельство Его любви, приходящее от соприкосновения с Его Духом. Но старый крест Голгофы неизменно говорит нам о Его вечной любви к нам.

Похоже на то, что Апостол Павел иногда вынужден был проповедовать эту истину самому себе: «…и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» Гал.2:20.

Павел свидетельствует здесь самому себе, чтобы верить в Его любовь, чтобы снова принять силу Возлюбившего нас.

В моей жизни был особенный эпизод в отношениях с моим папой, который повлиял в дальнейшем на мои отношения с Небесным Отцом. Дело в том, что каждый земной родитель проповедует о Небесном Родителе. И кто-то это делает хорошо, а кто-то — очень плохо. Но каждый отец делает это.

Мой папа очень хорошо проповедовал мне жизнью о Небесном Отце. Он проявил удивительную любовь ко мне тогда, когда я думал, что он от меня отречется. Это странно, но мы больше всего нуждаемся в любви именно тогда, когда мы этого меньше всего заслуживаем. Я боялся, что отец отвернется или даже откажется от меня. Но в этот момент он назвал меня сыном и, моментально расставив приоритеты, сделал выбор спасать меня, а не ситуацию. Через две недели я стал христианином. Но этот эпизод из моей жизни дал мне четкое понимание характера Небесного Отца. Его руки ниже нашего падения. Нам нужно только признать свою вину. И тогда Его руки начинают поднимать нас из глубокой ямы, в которую мы попали. Мы уже не верим в себя, но Он говорит, что Он верит. Мы ненавидим себя, но Он говорит, что любит нас. Мы поставили на себе крест, но Он говорит, что есть будущность и надежда. «Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Если мы надломились, то Он перевяжет. Если погасли, то будет снова раздувать огонь на жертвеннике нашего сердца. Он желает, чтобы мы снова стояли прямо и плодоносили для Него. И мы снова можем гореть и приносить Его свет, Его влияние, Его огонь в жизни других людей.

***
***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фундаментальные истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я