Размышление учителя. Сборник. Часть 1

Александр Алексеевич Майборода, 2020

Сборник состоит из шести книг, написанных ранее и поднимает такой важный вопрос, как роль учителя в современном обществе не только носителя знаний, но и педагога-воспитателя. Автор делится с читателями личным педагогическим опытом, полученным в течение более 40 лет! Книга рассказывает о посланиях Учителей Тибета, Мудрецов Учения Дао, содержит рассказы и поэзию об учителях единоборств, о трудном ученическом пути. Наставления учителей древности актуальны и сегодня для воспитания молодёжи. Современная школа отказалась от воспитательной функции. Книга возрождает морально этические ценности учителя, а так же рассказывает о высшем пути ученичества и главных его трудностях. Вы почерпнёте знания о правильном питании, дыхании, методикам тренировок по укреплению здоровья и долголетию. Мудрость веков невозможно вложить в две сроки, книгу необходимо прочесть. Найти для себя важные постулаты смогут и педагоги, и те, кто стал на путь ученичества, познания Истины!

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышление учителя. Сборник. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие от автора

Идея создания сборников моих произведений родилась у Ирины, моей супруги. Она предложила разделить книги по тематике, чтобы читателям было удобно ориентироваться в большом объёме информации. В сборник вошли книги «По стопам Учителя», «Душа Учителя», «Сердце Учителя», «Призывы Господа», «Размышление о Главном». Эти произведения были написаны в разные годы, под различными впечатлениями жизни, но имеют одну направленность: в них я размышляю о роли Учителя, его задачах, значении для обучения и совершенствования нашей молодёжи и подрастающего поколения.

За последние годы роль Учителя в нашей стране приобрела довольно узкую направленность и была сведена до задач педагога, дающего знания по тому или иному предмету. Я считаю, что задача Учителя с большой буквы, должна охватывать более широкий спектр его предназначения, а самое главное не утрачивать функцию воспитания.

Мой анализ обучения детей в общеобразовательных школах показывает, что воспитание ушло на второй план, а Министерство образования России перестало ставить такую задачу перед педагогами. Теперь стали считать, что воспитывать должны родители, а не школа!

Прекрасно, господа! Извините, что называю чиновников именно так: мы начинаем постепенно приобретать образ глобального подчинения власти! Дети большую часть времени стали находиться в школе, а не со своими родителями. Школьные программы стали довольно сложными и непонятными для родителей, которые учились ранее, при другой системе образования. Если перестать воспитывать детей в школе, то в скором времени мы обретём неуправляемое поколение.

Мне недавно пришлось побывать в школе, и я был шокирован: дети совершенно невоспитанны, не соблюдают элементарных правил общения не только с взрослыми людьми, но и с учителями. Нас учили говорить с учителем стоя, в уважительной форме, не перебивать его, когда он говорит с другим человеком. Этого я не видел и в помине! Где старая добрая школа с её традициями? Канула в небытие! Чего тогда мы хотим от наших детей? Именно воспитание должно стоять во главе всего процесса обучения. Можно вырастить умных, эрудированных детей, но жестоких и беспощадных к окружающим их людям. Дети перестали читать книги классиков литературы, а пользуются только сокращёнными вариантами произведений в учебниках. Учебники пестрят нелепостями анекдотичного характера. Система тестов постепенно приведёт к полной деградации наших детей. Дети совершенно разучились писать сочинения, размышлять, а пользуются только заранее заготовленными стандартами решений. Критика системы образования не имеет смысла: всё останется таким, как удобно существующему политическому строю. Я просто высказываю собственное мнение, на которое имею право.

Учитель это не тот, кто никогда не делал ошибок, жил праведной жизнью, учился, добивался успехов. Прежде всего, он человек во плоти, который был ребёнком, подростком, молодым человеком. Он так же, как и Вы совершал проступки, допускал ошибки, но нашёл в себе желание и волю для того, чтобы стать на Путь к Истине, чтобы совершенствовать себя, обрести знания, Учеников, последователей. Разве Будда не совершал ошибок? Его мирское имя Сидхарта. Он был подвержен, как и все, тяге к удовольствиям, у него даже был ребёнок от падшей женщины, ему не были чужды проявления слабой воли. Тем не менее, он отыскал Путь прозрения Души, обрёл Величие Духа. Разве есть у представителей буддизма сомнения в его святости?

Христос, не совершал ли в своей жизни ошибок? Разве не любил женщину, которую считали падшей? Ему был известен страх смерти, и Он долго в муках принимал решение пойти на смерть ради веры! Ни в коем случае я не стремлюсь принизить роль Святых и Пророков. А сказать Вам о том, Что Учитель тоже до какого-то времени был простым человеком не лишённым земных привязанностей и слабостей.

Моисей в молодости тоже совершил великий грех: убил египтянина охранника, который издевался над рабами евреями. Разве убийство, не важно, ради каких целей, не является грехом? Пророк сам признал этот грех и считал, что все его муки были искуплением этого рокового поступка!

Не существует людей, не совершавших в своей жизни грехов. Если такой человек и заявит о себе, то его можно объявить лжецом! Я тоже совершил немало ошибок в своей жизни, многие из них несли тяжкие последствия. Вас не сможет научить ничему хорошему тот, кто заявляет, что он в жизни не ошибался. Мудрость к Учителю пришла через тяжкие испытания, которые и были результатом допущенных ошибок.

Мне тоже приходилось заблуждаться, искать пути исправления своих заблуждений. Долгие годы я считал, что завтрак человеку не нужен, что ужин должен быть плотным и искренне следовал подобному образу жизни и питания. Прошли годы, я изменил своё мнение: завтрак человеку необходим, только рацион должен быть у каждого индивидуальным. Многие годы в молодости я считал, что алкоголь в малых дозах полезен, теперь я твёрдо знаю, что это не так. Малые дозы это квас, кефир, и другие молочно кислые продукты питания! Я не был лишён доли эгоизма, даже несколько высокомерного отношения к людям. Считал, что люди сами виновны в своих болезнях, и поэтому не надо проявлять сострадания к ним. Теперь, когда я вижу инвалидов пожилого возраста, которые еле переставляют ноги, мне их искренне жаль: ведь не у всех есть возможность получить своевременно необходимые знания, чтобы уметь правильно поддерживать организм, в здоровом состоянии. Наша медицина не всегда успешно лечит, чаще делает имитацию заботы о здоровье наших граждан, особенно пожилого возраста. Найдите Учителя и обретёте благо!

По стопам Учителя

Автор: Александр Майборода

Соавтор: педагог-психолог Майборода Ольга

«Посланник Бога,

Души Наставник,

В наш Мир убогий,

Небесный странник!»

(Александр Майборода)

Чита 2016 год

Введение

Роль Учителя в жизни отдельно взятого человека и общества в целом непомерно велика, её нельзя переоценить, а можно лишь приуменьшить! Врачи отвечают за физическое здоровье нации, а Учителя и педагоги, ответственны за воспитание благородной Души, нравственное здоровье общества, формирование полноценной личности и добродетелей человека! Учителя древности были, как правило, философами, представляли «науку наук», включавшую в себя основные знания человечества во всех сферах жизни. Философы древности прекрасно знали астрономию, астрологию, математику, физику, геометрию, химию, историю, законы развития Космоса и Вселенной! Они глубоко понимали все закономерности развития цивилизации Земли, её народов, государств и общества. У них учились императоры, их же предавали гонению, заключали в остроги, сжигали на кострах! Такая вот великая несправедливость затаилась на Планете Земля! Ушли в небытие великие философы, такие как Сократ, Аристотель, Платон, Сенека, Гиппократ, Пифагор, Конфуций, Лао Цзы, и другие. Современные школьники знают Пифагора, как основоположника открытий в области геометрии, как гениального математика, но не многим известно то, что он был прекрасным философом с широчайшим кругозором в различных областях знаний человечества. В данной книге я постараюсь рассказать о Пифагоре как о философе.

В наше время философия перестала быть «наукой наук» и приобрела более узкую направленность изучаемых проблем, её поделили на десятки направлений, лишив главного качества — универсальности знаний! В современном обществе уже упразднена роль Учителя как мудрого философа и наставника. Взамен утраченного, Мир получил педагога, преподавателя определённого предмета обучения, задача которого дать знания по своему предмету и не более того!

Учитель древности, прежде всего, учил «науке жизни», давал основы нравственности, развивал в учениках способность широко смотреть на Мир, понимать проблему не только в рамках одной науки, а во взаимодействии со знаниями в других областях, что позволяло делать гениальные открытия, опережавшие время на столетия! Быть педагогом — это ремесло, а быть Учителем — величайшее искусство и призвание. Настоящего Учителя может воспитать — только Великий философ, а Великого философа посылает на Планету Бог! Только Господь способен породить настоящего Учителя! У восточных народов ещё жива притча о том, что тело ребёнку дают родители, а Учителя посылает ему Господь.

Учитель — это великий Дар Господа. Жизнь, Всевышний дарует многим, а Учителя — лишь избранным, чтобы он указал им Путь. Настоящего Учителя жизни, обретают лишь однажды, а предав или потеряв, больше не находят никогда!

Материальное благополучие иллюзорно: сегодня оно есть, а завтра будет утеряно, потрачено или разрушено стихией, но то, что называют «Сокровищем Души», живёт и дышит вместе с человеком всю сознательную жизнь. «Сокровища Души» нельзя украсть, оно не подлежит инфляции и множится, по мере роста мудрости человека!

Берегите это «Достояние», не растрачивайте по пустякам и будьте всегда благодарны в своём сердце Учителю, который открыл Вам дверь в «Сокровищницу Знаний», не вините Учителя за свои собственные ошибки и промахи, ибо они — есть результат невнимания, распущенности, и отсутствия целеустремлённости!

Учитель говорит, Вы не хотите слушать. Учитель показывает, Вы не желаете смотреть. Учитель делает замечание, Вы не извлекаете выводов из ошибок. Учитель хвалит Вашего товарища, Вы завидуете, не желая исправить себя. Учитель указывает путь устранения ошибок, а Вы искренне уверены в том, что он незаслуженно предъявляет Вам требования! Таков Путь Великих Заблуждений!

Наша Школа «Тэнсин» предполагает тот факт, что многие из Вас впоследствии станут инструкторами по Каратэ-До, а значит, данное учебное пособие будет для Вас хорошим подспорьем по педагогике.

Храни Вас Бог, мои Ученики!

Если Вы ушли с чувством благодарности, то Учитель всегда будет Вашим надёжным Ангелом — Хранителем!

Часть 1. Великое звание — Учитель

Как зародилось понятие «Учитель»?

Профессия Учителя очень древняя, она существовала задолго до времён Лао Цзы, Конфуция и других мыслителей далёкого прошлого. Само же слово учительотносительно молодое, в русском языке оно возникло примерно два века назад и закрепилось столетие назад. Понятие учитель выделилось среди ранее возникших понятий, таких как воспитатель, мастер, наставник, магистр, проповедник, святой отец. Слово учитель происходит от слова «учить», что полтора века назад выполняли святые отцы, обучая Вере и своему Учению. В основном, полтора века назад задачу воспитания и обучения детей решала семья. Это теперь, ленивые и невежественные родители переложили свою святую ответственность на плечи общества и государства. До сих пор понятие «учитель» расширяется и уточняется.

Толковый словарь Ушакова Д.Н. (1935-1940) даёт значение слова «учитель» следующим образом: «Учитель это лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. Вообще, лицо обучающее, учащее чему-нибудь. Учитель пения. Учитель танцев. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, великие учителя социализма. Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого или чего-нибудь»

По свободной энциклопедии 2012 года Учительныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений, для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь. Так же и для роста общественных возможностей, для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.

Профессия Учителя это одна из трёх основополагающих профессий наряду с такими специальностями как врач и строитель. Врач формирует здоровье нации, Строитель обеспечивает людей жильём, без которого не может обходиться ни один человек, а учитель обучает и воспитывает молодое поколение, от коего зависит будущее общества и государства в целом!

Роль учителя в современном обществе

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому, в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее нашего общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена, выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Великий педагог А.Я. Коменский писал: «Должность учителя превосходна, как никакая другая, выше которой ничего не может быть под солнцем».

Русский педагог К.Д. Ушинский о роли учителя в прогрессивном развитии общества говорил так: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, борющихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознаёт, что его дело, скромное по наружности — одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

О связи прошлых и будущих поколений так же говори великий философ Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть Учителем! Согласие между Учителем и Учеником, лёгкость учения и возможность для Ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством. Самое трудное в учении, научиться чтить Учителя, но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю Учитель, не совершал ему поклона — так высоко древние чтили Учителя!»

В тон Конфуцию о значимости Учителя и его роли в жизни учеников так же говорил М. Квинтилиан: «Ученики должны искать одобрения Учителя, а не Учитель — одобрения учеников!»

Поэтому мне довольно странно слышать фразу родителей после первого занятия в нашей Школе Каратэ: «Сынок, тебе понравился твой Учитель? Ты будешь дальше посещать эту Школу?!» Оценку Учителю может дать только профессиональный педагог, а не ребёнок! К сожалению, за долгие годы преподавания Каратэ я пришёл к выводу, что воспитывать надо не детей, а их родителей!

Учитель — педагог — воспитатель

Роль педагога в обществе, его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Не удивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, часто эволюционировала от уровня наёмного ремесла до государственного служащего.

Любой учитель не просто учит своему предмету, но и осуществляет педагогическую деятельность в целом. А это значит, что, будучи педагогом, он постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, другими представителями общества и выполняет определённые необходимые функции, то есть, как их иначе называют: «Функции педагогической деятельности».

Исследования современных учёных в области педагогики показали, что в педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции учителя:

Диагностическая функция — связанна с изучением в учащихся уровня их воспитанности, обученности. К. Ушинский сказал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Прогностическая функция — выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности на каждом этапе воспитательной работы. Поскольку педагогика изучает тенденции и перспективы развития воспитании и обучения, она выполняет прогностическую функцию. Педагогика может делать прогнозы в области образования, планировать развитие школ и других учебно-воспитательных учреждений на будущее.

Например, в настоящее время в результате педагогического прогноза установлено, что к концу этого тысячелетия и в начале следующего будет возрастать роль педагогики в жизни общества. Именно педагогика должна стать наукой, которую будут изучать все специалисты, работающие с людьми, особенно с детьми.

Это, прежде всего работники средств массовой информации, искусства, кино и другие. От успехов педагогики, воспитания и обучения напрямую зависит процветание общества. Эту мысль хорошо выразил писатель-фантаст Иван Ефремов в книге «Час быка». Земляне попадают на планету Янг. Властелин её спрашивает: «Как могли на Земле люди создать общество гармонии, красоты, добра и любви?» Ему ответили: «Это стало возможно потому, что профессии учителя и врача были сделаны ведущими по отношению к другим».

Обычно прогноз базируется, строится на реальных, объективных фактах жизни и научно обоснованных идеях, на изучении тенденций развития общества. Так как ребёнка воспитывают не только семья, детский сад, школа, но и телевидение, радио, кино, театр и вся окружающая его детская, молодёжная, взрослая среда, то необходимо подумать над тем, как усилить положительное воспитательное влияние окружение на ребёнка и уменьшить отрицательное.

Как принято говорить в педагогической науке, необходимо усилить влияние воспитателей, учителей и других специалистов по педагогике на средства массовой информации, родителей, организаторов детского досуга. Причём это постоянное влияние должно осуществляться, как в микрорайоне школы, детского сада, по месту жительства детей, так и быть частью государственной политики в области воспитания, и обучения. Поэтому учитель и воспитатель, получившие педагогическое образование, должны уметь и знать, как организовывать свою работу с детьми, родителями и другими группами населения по воспитанию и обучению.

Конструктивно-проектировочная функция — обеспечивает отбор и организацию содержания учебного материала, а так же предполагает постановку дальних перспективных целей обучения и воспитания.

Организаторская функция — связанна с вовлечением учащихся в педагогический процесс и стимулированием их активности.

Эта функция не из лёгких, ибо соответствующая государственная политика в современном обществе отсутствует. Воспитателю или даже целому педагогическому коллективу в наше время трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребёнка телевидение, радио, пресса, Интернет. Это и культ денег, и низкопробные фильмы, и другие радио, и телепрограммы, конкурсы, не требующие интеллектуального развития детей, и подростков.

Информационная функция — связана с передачей научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Конечно, противостоять мощному потоку информации современных средств учитель-воспитатель не в состоянии даже в союзе с семьёй, общественностью! Необходим государственный контроль над духовной продукцией, предназначенной ребёнку. Надо помнить, что ребёнок формируется, у него ещё не созданы системы ценностей, системы оценок, позволяющие отбирать и правильно анализировать информацию, полученную из различных источников.

В заключение повествования об информационной функции я хочу привести в пример слова Н. Пирогова: «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».

Коммуникативная функция предполагает установление доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса. Хочется подчеркнуть факт значимости деятельности учителя и воспитателя. Именно на этих педагогах лежит ответственность за формирование системы ценностей с самого раннего возраста. С дошкольного возраста, они должны помогать родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, правильно организовать этот процесс. Ведь только специалист педагог может ответственно, с позиции педагогической науки дать тот или иной совет, рекомендацию, консультацию.

Творческая функция — определяет отношение педагога к педагогической деятельности, как творческому процессу. А. Дистервег по этому поводу говорил так: «Плохой Учитель преподносит истину, а хороший Учитель учит её находить…». Н.А. Коменский: «Тот, кто мало знает, малому может и научить».

Учитель как воспитательдолжен уметь применять в своей работе научные знания и передовой педагогический опыт. Эти критерии составляют содержание педагогической профессии, педагогической специальности. Конечно, первые шаги начинающего педагога-воспитателя будут не простыми. В первые годы самостоятельной работы, начинающему учителю будет свойственно обращаться за чужим опытом, рекомендациями и рецептами. Педагог и философ Мишель Монтень говорил: Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому…» Постепенно будет накапливаться свой собственный опыт, расширяя научный кругозор.

Впоследствии педагог будет отходить от стандартов, чужих рекомендаций и постепенно превратится в Учителя с большой буквы — мастера, творчески и увлекательно работающего воспитателя. Только через практический опыт можно будет прийти к совершенству в этой ответственной профессии. Н.А. Коменский сказал: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле…» Научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность, составляют сущность педагогической профессии, педагогической специальности. «Воспитание и только воспитание — цель школы», — И. Песталоцци.

Формирование личности Учителя

Многие считают, что в педагогические институты идёт молодёжь, которая в плане фундаментальных знаний подготовлена слабее своих сверстников, поступающих в университеты и технические вузы. Те, кто идут поступать в педагогические вузы, не считают профессию учителя престижной и привлекательной. Часто на скамью студентов этих вузов приводит банальное желание получить высшее образование, чтобы потом не работать по специальности.

Я лично знал десятки подобных выпускников, которые по окончании Вуза торговали гвоздями в магазине хозяйственных товаров! Очень редко молодёжь чувствует настоящее призвание к профессии педагога. Доминирование конъюнктурных мотивов приводит к тому, что около 40% поступающих в пединституты случайные люди, не желающие в будущем работать учителем.

Необходимо повысить значимость труда учителя, но эту задачу сложно выполнить по следующим объективным причинам:

низкая общественная оценка этого труда и поддержка профессии учителя со стороны государства;

большая загруженность учебной и воспитательной работой;

недостаточность свободного времени для самообразования;

относительно низкая оплата труда в сравнении с более престижными профессиями;

Повышение социальной ценности труда учителя обеспечит приток в педагогические вузы наиболее подготовленной части абитуриентов. После чего можно осуществить отбор в педагогические учебные заведения, по рекомендациям, которые даёт руководство школ на основе научно обоснованных разработанных требований по определению профессионально-педагогической пригодности к профессии учителя.

В настоящее время государство прилагает определённые усилия в поднятии престижа профессии. Владимир Путин взял на личный контроль вопросы своевременной выплаты заработной платы, значительно повысилась оплата труда педагогов. Ещё А.П. Чехов говорил: «Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!».

Проблемы подготовки современного учителя

Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, многие исследователи уделили особое внимание проблеме учителя и системе его профессиональной подготовки, ибо самый существенный недостаток в деле русского просвещений есть недостаток наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей.

Высокое общественное значение учителя определяет серьёзные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которыми должен обладать учитель, являются его убеждения. «Учитель, образ его мыслей, — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании!», — говорил А.Дистервег.

Хотелось бы привести в пример ещё и высказывание Л.Н. Толстого: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель!»

Педагог К.Д. Ушинский по этому же вопросу говорил так: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определённые взгляды, а это возможно только в том случае, если он имеет своё мировоззрение. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждении можно действовать только убеждением».

Убеждения настоящего учителя по призванию нельзя изменить ни инструкциями, ни контролем, ни программно — методическими указаниями. Учитель, лишённый твёрдых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Одним из важнейших знаний учителя являются знания и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитанные таланты, которые сами себе прокладывают дорогу, встречаются редко, знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены людям, не обладающими особенными способностями. Учитель должен преобладать разнообразными, ясными, точными и определёнными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для учителя необходимо всестороннее широкое образование.

Первое что должен знать будущий учитель начальной школы, чтобы действительно войти в свою специальность это: что такое педагогика и её самые важные понятия:

процесс обучения и воспитания, педагогические процессы;

взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого;

цели педагогического процесса;

содержание обучения и воспитания;

методы и приёмы обучения и воспитания.

Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые помогли бы ему ясно и чётко определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю так же для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания. Однако, одних теоретических знаний учителю не достаточно, необходимо ещё овладеть практическим искусством преподавания, получить необходимые навыки в педагогической работе.

Эти навыки строятся на научных основах, но всё же есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, будущему учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так же, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь!

Задачи педагогических вузов

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что перед педагогическими вузами сейчас стоят три основные задачи:

разработка наук, всесторонне изучающих человека со специальным приложением к искусству воспитания;

подготовка широко образованных педагогов;

распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений.

Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в каждом учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. К.Д. Ушинский говорил: «Учитель живёт до тех пор, пока учится!» Это утверждение в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Способность «творить себя» стала острейшей потребностью дня в современной педагогической деятельности. Профессиональное развитие, как и любая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности.

Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребностью в самосовершенствовании. Для успешного развёртывания процесса саморазвития, большое значение имеет уровень сформированной самооценки. Психологи отмечают два основных приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй состоит в том, чтобы сопоставить их с мнением окружающих.

Ошибка в выборе профессии учителя обходится очень дорого! Цена такой ошибки — жизнь, здоровье и уровень знаний доверенных педагогу и воспитателю детей. М. Остроградский сказал: «Хорошие учителя создают хороших учеников!». «Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики», — говорил Д. Лихачёв. Мы нередко встречаемся с тем, что один и тот же ученик совершенно по-разному ведёт себя у различных преподавателей: у одного пассивен, а у другого добивается отличных результатов. Значит дело не только в ученике, а так же и в учителе, его профессионализме и определённых личностных качествах. Уважение, как известно, не приходит вдруг — это результат великого труда ума и Души.

Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда-то он был, чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний.

Сегодня книги, журналы, телевидение, радио и Интернет стали важнейшим источником информации. Это, как бы оттеснило учителя, лишая его данного приоритета, а потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет. Только широко образованный учитель может прикоснуться к Вечности: «Учитель прикасается к Вечности, никто не может сказать, где кончается его влияние», — сказал Д. Адамс.

Великая миссия воспитателя

Педагог не только учит и даёт знания, но и выполняет нелёгкую миссию воспитателя! Это не просто работа, а подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь — вот что сегодня особенно значимо, «Учитель — не посредник между Миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель — не дети, как все думают, а Мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания не в воспитании, не в целенаправленном воздействии, а, в общем, вместе с детьми улучшение общей жизни!».

Такая деятельность требует времени, сил и полной самоотдачи! Трудно ли это? Да! Вместе с тем, только учитель может говорить о своих воспитанниках с такой искренней заинтересованностью, с такой решимостью вступаться за каждого из них перед администрацией и даже его собственными родителями, если над их головами сгущаются тучи! Это очень важно, чтобы ученики чувствовали защищённость со стороны своего учителя! Учитель должен научить учеников жить в обществе полноценной жизнью, не отворачиваться от общества и не замыкаться в себе. Тогда ученики будут безгранично ценить, и уважать своего учителя.

Всегда ли ученики по достоинству оценивают труд учителя? Понимают ли они, сколько сил он тратит на их судьбу? Сколько гнева иногда выплёскивают ученики и их родители на учителя, за личные просчёты и ошибки ученика! Всё подвергается критике и оценке в учителе, всё и вся! Но этого не должно быть, ведь от авторитета учителя в глазах ребёнка, зависит судьба самого ребёнка. Если, уважаемые родители, Вас что-то не устраивает в Учителе, уведите ребёнка, к другому педагогу молча, без унижения достоинства учителя: ведь в противном случае, ваш ребёнок начнёт отыскивать причины придирок и к новому наставнику!

Мы столько требований предъявляем к учителю, и совсем забываем о том, что и мы сами должны относиться к учителю с большой любовью, и уважением, с глубокой благодарностью за его тяжёлый труд. Ведь не кто иной, как учитель открывает нам дверь в мир знаний, науки, учит дружить, работать, ставит нам цели и помогает их достигать! Наставник учит нас решать сложные задачи в общении со сверстниками, в науке, искусстве побеждать. Наши учителя переживают за наши неудачи и промахи, радуются вместе с нами успехам, могут смеяться над нашими проделками и строго наказывать за невыполненные задания. Наше отношение к учителям является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, так как передают опыт от одного поколения к другому. Надо любить учителей, помнить их, помогать им, чтобы взамен получить, как можно больше умного, доброго, вечного!

Учитель «Гибкого Пути». Ветка Ивы.

Молодой юноша уверенным шагом направился к Учителю Школы Тэнсин Сёнсэю Фукуда. Его прежний Наставник Яги Тэйносукэ умер, но перед уходом из жизни оставил рекомендательное письмо для Учителя Фукуды, в котором было сказано, что молодому мастеру Дзигаро Кано, он передал все секреты своей Школы и просит принять Кано в обитель Школы «Тэнсин Синъёрю». Сёнсэй Фукуда принял юношу доброжелательно, внимательно и тихо прочёл рекомендательное письмо, после чего с улыбкой посмотрел на молодого человека. В глазах мастера был лукавый вопрос: «Как такой требовательный Учитель, как Яги, сделал наследником стиля, столь молодого человека?»

— Я доверяю Сёнсэю Яги и не ставлю под сомнение его решения, — уже более строгим голосом сказал мастер Фукуда, — но я хотел бы на деле увидеть то, чему Вас обучили, уважаемый мистер Кано. Завтра в десять часов утра я буду ждать Вас в моём Додзё! — кратко завершил свою речь Учитель.

— Осс, Сёнсэй (Да, Учитель), — с поклоном одобрительно ответил юноша. Аригато Годзаймас, Мата-О-Аисимасё, Сёнсэй! (Большое спасибо! До новой встречи, Учитель!)

За два года упорных тренировок Сёнсэй Фукуда пришёл к выводу, что не ошибся в юноше. Целеустремлённость, настойчивость, несгибаемая сила воли, невообразимая гибкость тела юноши с хрупким телосложением, поражала мастера, ведь Фукуда признавал только дух смертельной схватки: все его броски имели крайне опасные последствия для противника. Молодому мастеру Кано, явно не везло с Учителями: мастер Фукуда тоже вскоре умер, за ним последовал и его приемник Исо Масатомо.

Архивы школы после смерти приемника перешли к Дзигаро Кано, что ни для кого не было неожиданностью: мастер Фукуда в завещании указал вторым приемником именно его. И вновь приверженцу Боевых Искусств, пришлось искать себе Учителя, чтобы продолжить тренировки! Кано давно привлекала Школа «Ёсин Рю», он направился к её наставнику Икубо Цунэтоси.

— Здравствуйте, мастер, — с поклоном обратился Дзигаро Кано к Учителю.

— Рад видеть Вас, — ответил мастер, — премного наслышан. Хочу пригласить Вас в монастырь Эйсёдзи, если Вы не возражаете, молодой человек!

— Осс, Сёнсэй! — одобрительно ответил Кано.

— Тогда рано утром, добро пожаловать ко мне и в путь! — сказал Учитель.

Ночью в горах выпал обильный снег, но Сёнсэй не отменил поход, а только обрадовано отметил: «Нет ничего прекраснее, чем горы, после снегопада!» Мастера Дзю Дзюцу двух поколений, старого и молодого, осторожно шагали по заснеженным тропам. В узком горном ущелье снег огромными шапками лежал на мохнатых ветвях сосен, елей и могучих кедров. Тропинка в горы шла вдоль большого ручья, с низкорослыми ивами.

— Великая красота нетронутой природы! — с хрипотцой в голосе сказал Учитель, — давай присядем, полюбуемся: ведь всё в этом Мире мимолётно, как снежинки на ветру!

***

Юноша и мастер присели на ствол поваленного дерева.

— Смотри, сын мой, как могучий кедр держит в своих лапах шапки снега!

— Значит кедр сильнее стихии, — ответил с восторгом Кано.

Учитель молчал, прислушиваясь в тишине к чему-то такому, что было неведомо юноше. Откуда-то сверху послышался непонятный звук, похожий на скрип старой двери, после чего, огромная ветка могучего кедра с треском упала на землю, подняв белое облако!

— Ну вот, мой милый друг, — загадочно сказал Учитель, — случилось то, чего я ждал. Видишь? Ты был не прав, мой юный друг, стихия оказалась сильнее могучего кедра! — словно в тон словам Учителя, ветви молодой ивы прогнулись и сбросили с себя шапки мокрого тяжёлого снега, после чего снова выпрямились, направив зелёные листья к солнцу! — Вот видишь, продолжил свои поучения старый мастер, — гибкие ветви ивы оказались более живучими, нежели у кедра! Сила не всегда решает исход схватки, а гибкость — может одолеть силу! Давай продолжим путь, чтобы быть в монастыре засветло! — Учитель и Ученик поднялись, и осторожно продолжили путь по заснеженному ущелью.

Дзигаро Кано, на всю жизнь запомнил свой поход с Учителем в горы. Икубо Цунэтоси впоследствии так же сделал Кано своим приемником. Молодой 21-летний мастер Кано в монастыре Эйсёдзи открыл свою первую Школу и дал ей название «Сердце ивы», увековечив тем самым мудрые наставления старого мастера!

Побеждать силу гибкостью — стало главным стратегическим принципом основателя стиля Дзюдо — Дзигаро Кано!

«Гибкий Путь» Владимира Путина

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» — это была надпись над дверью первого спортивного зала Владимира Владимировича Путина.

Первым Наставником будущего Президента России по Дзюдо был легендарный мастер Анатолий Соломонович Рахлин. А.С. Рахлин родился 23 мая 1938 года в Ленинграде. Вместе с родным городом он пережил все 900 дней страшной ленинградской блокады, выжил и в 1953-м году впервые вступил на борцовский ковёр — пришёл во Дворец пионеров, Где был принят в секцию.

В 1959-м году он окончил факультет физической культуры в Педагогическом институте имени А.И. Герцена. В 1962-м году, после того, как он отслужил во флоте, Рахлин А.С. пришёл работать в спортклуб «Турбостроитель» при Адмиралтейском механическом заводе. В 1964-м году он набрал первую группу учеников, в неё пришли те, кто потом станут президентами, олигархами и большими спортсменами — Аркадий и Борис Ротенберги, Валентин Степанов, Николай Кононов, Василий Шестаков и будущий президент России Владимир Путин. Ребята занимались САМБО, а потом осваивали Дзюдо. Можно сказать, что Школа Рахлина была первой Школой Дзюдо в Ленинграде — Петербурге и одной из первых в Советском Союзе.

За 50 лет работы заслуженный тренер России Анатолий Рахлин подготовил более ста мастеров спота международного класса. Под его руководством женская сборная команда страны добивалась весомых результатов на чемпионатах Европы и мира. Несмотря на тяжёлую болезнь, тренер руководил сборной буквально до последних месяцев жизни. Анатолий Рахлин всегда уделял главное внимание поиску и подготовке молодых спортсменов дзюдоистов. Он учредил Турнир на свои призы для самых маленьких спортсменов. В мае 2013 года А. Рахлин отметил своё 75-летие. В этот знаменательный день Владимир Путин вручил ему «Орден почёта» за вклад в развитие Дзюдо, а так же часы под номером «75».

О своём Учителе Дзюдо Владимир Путин сказал так: «Анатолий Соломонович Рахлин был сильным волевым, интеллигентным и доброжелательным человеком. Его уважали и любили коллеги, друзья и, конечно, воспитанники, для которых Анатолий Соломонович был настоящим Учителем, заботливым наставником и в спорте, и в жизни».

Правительством принято решение открыть памятник великому человеку, тренеру, Учителю Дзюдо в Петербурге. Судя по всему, для Владимира Путина, он был больше, чем просто тренер по Дзюдо, прежде всего он был для него Учителем! Настоящего Учителя встречают однажды, и на всю жизнь!

Найти учителя

Найти Учителя в Судьбе своей не просто:

Он не всегда на «Жизненной Дороге»!

На первый взгляд покажется Вам чёрствым,

А может быть и непомерно строгим!

Учитель тот, кто Вас спокойно учит

И знает Истину, и говорит чуть слышно,

А ученик его, глазёнки глупо пучит,

Но с умным видом: чтобы чего не вышло!

Но иногда Учитель чувствует обиду:

Ведь в пустоту вещает громогласно!

Ученики ж его, не подают и виду,

Что говорил Учитель всё напрасно!

Ошибок груз не давит на их плечи:

Они не видят их, а утопают в грёзах.

Учитель знает, что беды не далече

И чувствует, что скоро будут слёзы!

Идёт он мирно по дороге пыльной,

Учеников своих, считая за прохожих,

Как декабрист и каторжанин ссыльный,

На вид как все, но всё же не похожий!

Но есть мечта: найти родные Души

Чтоб к знаниям стремились благородно,

Чтобы внимательно урок умели слушать

И чтоб не верили всегда кому угодно!

Часть 2. Послания Учителей Тибета.

Послание первое.

Спокойствие святого человека — это признак Мудрости.

Обретение спокойствия — было целью многих философов и Мудрецов! Только спокойный ум может принимать правильное решение в сложной ситуации. Эмоциональность и вспыльчивость приводит к необдуманным поступкам и ошибочным решениям.

Умеем ли мы быть спокойными? Ты спокоен, когда несёшь домой двойку в портфеле? Со спокойным ли лицом папа открывает конверт со штрафом от ГИБДД? Спокойно ли лжёт человек, глядя в глаза другому человеку? Ты полностью спокоен, когда выходишь на площадку для соревнований? Думаю, что всё не так! Добиться спокойствия в экстремальном состоянии, это большое искусство, доступное далеко не всем. Разведчиков обучали устойчивому состоянию психики по особым секретным методикам, которые и сегодня недоступны общественности и засекречены.

Так что у нас с вами только один Путь достижения спокойствия: углубленное изучение философии и упорные занятия Боевыми Искусствами под руководством Мудрого Учителя!

Когда добродетели и способности твои собственные, то это характеристики превосходного человека

Превосходный человек это личность, которая добилась определённых успехов в обществе в сравнении с другими людьми. Это человек, совершивший благородные поступки не ради личной выгоды, а по зову своего сердца и порыву отзывчивой Души. Это человек, который развил в себе ряд качеств и способностей, которых не в других людях. Это человек, который овладел профессией или искусством, приносящим практическую пользу обществу! Мало обладать хорошими качествами, необходимо ещё не завидовать тем людям, у кого они есть, стараться самому добиваться успеха, без посторонней помощи.

Задай себе вопрос, мой последователь и преданный Ученик: «Какие качества, полезные для окружающих людей, ты развил в себе?». Если ты сможешь ответить на него положительно, значит ты на правильном Пути!

Когда встаёт солнце, то звёзды не видны

Читая эту заповедь, многие думают о небесных светилах, а древние монахи думали по-другому. Мудрецы древности сравнивали с солнцем Учителя, ибо только Учитель мог дать людям свет знаний! В современном Мире расплодилось множество «звёзд»: звёзды балета, звёзды спорта, звёзды шоу бизнеса, звёзды театра и кино…

Сколько их, таких «звёзд»? Думаю, что только в России не меньше, чем загадочных светил на ночном небе! Разве может звезда затмить свет солнца? Нет, не может, равно, как и «звезда клоунады» не способна затмить Свет Учителя! Те, кто стремятся с детства стать мнимыми «Звёздами», в конечном итоге останутся с обратной стороны солнца, в полной темноте невежества.

Солнце светит всем земным существам, но далеко не многие хотят замечать жизненно важное светило по имени — Учитель!

Кто заметит другого человека там, где есть Будда?

Только глупец будет замечать других людей там, где есть Будда! Рядом с Пророком, другие люди не видны, равно как и звёзды в полуденном небе! Истинно верующий и набожный человек, когда молится в церкви, видит только Святого отца, Проповедника, и через его Душу обращается к Богу, а глупый человек, смотрит на окружающих людей, оценивает их одежды, осуждает или восхищается, любит или презирает. Верующий человек, приходит в церковь или мечеть к Господу, поэтому и не замечает окружающих.

Глупый человек говорит о своих качествах, а Мудрец держит их тайну в самом себе. Солома плавает на поверхности воды, а драгоценный камень лежит в её глубине

Философы всех времён приветствуют такое качество как скромность. Только скромный человек творит добро во имя самого добра, а не ради личной выгоды. О своих положительных качествах говорит тот, кто хочет, чтобы его заметили, и руководит им — тщеславие, что по своей сути тоже есть грех! Тщеславные люди — словно солома на поверхности воды: о них знают всё, как об положительных, так и об отрицательных качествах. Публичные тщеславные, люди открыты и уязвимы. На них покушаются, совершают акты насилия или даже убийства! Сосчитайте, сколько политиков убито за последнее время? Представители Воинских Искусств должны понимать, что любая информация в руках врага — это оружие!

Глупец делит людей на друзей и врагов, а Мудрый человек уважает и любит всех в равной степени, ибо ещё неизвестно, кто из них может оказать реальную помощь

«Хочешь победить врага, сделай его своим другом»,гласит древняя мудрая поговорка. Кто изучал философию Воинских Искусств, тот знает, что заповедь древних Самураев гласит: «Люби и уважай своих врагов!». Чтобы врагов было меньше, надо научиться относиться ко всем людям одинаково, независимо от их заслуг и социального статуса в обществе!

Много говорить — это источник опасности. Говорящего попугая наказывают чаще, а молчаливых птиц — просто не замечают!

«Язык мой, враг мой!»,гласит народная поговорка. Разве это не так? Сколько раз в жизни мы убеждались в том, что наши необдуманные слова, брошенные в запале гнева или по глупости, возвращались бумерангом обратно, принося нам беды, и несчастья! Чем меньше люди знают о Вас, тем лучше, поверьте человеку, который прожил на Земле больше полувека. Более того, все наши слова материальны и имеют ту или иную степень материализации. Уже давно доказано наукой, что слово имеет реальную силу. Наши слова воспринимают все растения. Эту проблему изучают многие учёные Мира. Силу слова принимает даже вода, обретая при хорошем слове гармоничную кристаллическую решётку или при бранном слове — уродливую, имеющую неприглядный вид, как и само слово! Древние философы говорили о том, что необходимо чаще слушать собеседника, нежели говорить самому: тогда ты больше узнаешь об этом человеке, оставив до времени в секрете свои мысли и намерения!

Величайшее богатство человека состоит в щедрости, а величайшее счастье — в спокойствии ума.

Щедрость человека это редкое качество в современном Мире. Будучи щедрым, вряд ли можно разбогатеть а, став богатым, перестаёшь быть щедрым. Таков закон современной действительности. Мы с Олей щедрые люди, помогаем краевому Дому малютки, в чём-то отказывая себе. Бог нам воздаст по делам нашим, но вот богатыми, мы вероятно не станем! Когда человек открыт и делает добро, то бояться ему нечего: добрые дела делают его неуязвимым, поскольку таких людей хранит Господь! Только открытые, честные и милосердные люди обретают спокойствие ума!

Под руководством великого человека, даже люди малых способностей могут преуспеть.

История знала многих великих людей, которые были окружены менее талантливыми личностями, но сделавшие себе карьеру на гениальности своего руководителя. Разве Вам неизвестна история жизни великого учёного России М. Ломоносова, которого впоследствии отстранили от Академии Наук, им же созданной?! Разве малое количество людей получили учёную степень под его руководством?

Школа Каратэ-До «Тэнсин» вывела в мир более ста человек обладателей чёрного пояса, многие из которых были заурядными личностями, без особых выдающихся способностей. Суть не в этом: главное чтобы они не считали все свои достижения собственными заслугами и всегда помнили то, где они начинали свой Путь!

Капля воды не велика, но не высохнет даже под лучами палящего солнца, если соединится с озером.

Владимир Путин является обладателем чёрного пояса по Дзюдо, Каратэ и хорошо знает философию Боевых Искусств. Он на практике применяет эту заповедь, сплачивая народ России и укрепляя добрососедские отношения с государствами, граничащими с Великой Державой!

Ученики нашей Школы Каратэ-До «Тэнсин», тоже обладают великой силой, поскольку объединены едиными целями, моральными ценностями и устремлениями под руководством своего Учителя!

Вредные выражения не используй даже против врага, ибо они сходны с действием бумеранга.

В этой книге довольно много сказано о действии вредных выражений и оборотов речи! Я хотел бы акцентировать Ваше внимание на том, что даже к своим врагам надо относиться с большим уважением, не оскорблять их честь и достоинство. Тогда возможно у Вас появится шанс многие вопросы решить мирным путём без провокаций и конфликтов! Любое сказанное бранное слово дурно воздействует на Вашу кровь, подрывая здоровье, и обязательно вернётся к Вам в том виде, в каком было сказано! Однажды, к сожалению, я был свидетелем того, как тренер по Каратэ-До учил своих воспитанников «психологическому наезду» на уличных хулиганов во время конфликтов с использованием «фени» и бранных слов. Печально, но некоторые из его воспитанников уже ушли из жизни в юном возрасте именно по причине подобных конфликтных ситуаций: знание использования «фени» и нецензурных слов не помогло!

Тому, кто знает истинную природу вещей, какая нужда в Учителе? Тому, кто уже выздоровел, какая нужда во враче? Тому, кто пересёк реку, какая нужда в лодке?

Познать истинную природу вещей без хорошего Учителя практически невозможно. Но есть проблема: только Учитель может сказать, когда Ученик уже готов покинуть его чтобы уйти в «свободное плавание». Основатель стиля Айкидо Морихей Уэсиба тоже в своё время хотел досрочно покинуть Учителя, но Сёнсэй Такэда на практике объяснил, что его решение преждевременно. Уэсиба понял ошибку и открыл свою Школу по Айкидо только после смерти Учителя. Воистину, нет нужды в Учителе только тогда, когда он уже ушёл из жизни. Пока Учитель жив, к нему всегда найдутся вопросы, на которые сложно получить ответы самостоятельно. Настоящий мастер, рядом со своим Учителем всегда!

Когда ты сам научился регулировать своё здоровье, то врач уже не нужен. Вероятно, что это так, но только не надо забывать о том, что всегда найдётся специалист, который знает в своей области медицины гораздо больше чем Вы. Если Вами руководит не гордыня, а истинные знания о физиологии человека и его болезнях, тогда Вы правы. Существует 60 наследственных генетических заболеваний. Вы знаете о них всё?!

Верно: если пересёк реку, то лодка более не нужна. А если будет нужда вернуться обратно? Что тогда? Не забывайте о том, что существует так же и обратный путь. Когда Наполеон шёл к Москве, то сжигал всё и вся на своём пути, разоряя города и деревни. О, Боже, как же он сожалел по этому поводу, когда вёл свои войска обратно во Францию!

Астроном знает всё о движении луны звёзд и планет, но не может предсказать, как поведут себя во время ссоры родственники в собственном доме.

Многие люди познали фундаментальные науки, научились предсказывать движение планет, светил, метеоритов и целых галактик. Многие ли люди способны предсказать законы развития общества, коллектива, семьи? Для этого и существует великая наука под названием — философия!

Глупцы — подобны зыби на воде: стихает ветер, и зыби больше нет. Мудрый человек — подобен резьбе на камне.

Истина неизменна. Мудрость непоколебима! Глупец может менять свои взгляды и моральные принципы ежедневно, а у Мудрого человека они словно высечены на камне, и хранятся в неизменном виде веками!

Общение с мудрым, великодушным, борющимся и правдивым человеком, даже в тюрьме — лучше, чем общение на свободе, с неуправляемым глупцом.

Общение с Мудрым человеком подобно утолению жажды путника, который в пустыне пришёл к оазису с чистой прозрачной водой! Спасение приносит ощущение полноты жизни. С неуправляемым глупцом вообще не может быть никакого плодотворного общения: его сознание совершенно не способно воспринимать информацию, оно работает только «на передачу!»

Во все времена, Правосудие, никогда не достигало своего апогея милосердия и справедливости! Великий Мудрец Конфуций говорил о том, что если у Судьи нет сострадания к подсудимому, а так же к его близким и родственникам, то не будет и справедливости. Мы же видим ныне только полное равнодушие судебной системы к судьбе человека. Судебные ошибки стали нормой жизни современного общества. В колониях России зачастую сидят невинные люди, добрые, культурные, образованные, интеллигентные. Я это знаю не понаслышке. Судьба преподнесла мне шанс общаться с людьми подобного рода, чья жизнь была покалечена равнодушием и безразличием судебной системы России. Подобное положение вещей необходимо принципиально менять. Вероятно, ещё не пришло время. Отрадно то, что президент России В. Путин уже обратил свой взор на несправедливость и необъективность судебной системы, дал указание, о её гуманизации. Уходит в прошлое легенда о том, что в тюрьме сидят тёмные необразованные люди, жестокие преступники и убийцы. Это далеко не всегда так и я верю в то, что будут перемены к лучшему под руководством нашего президента — Владимира Путина.

Эгоист никогда не отыщет правильный Путь.

Поиск правильного жизненного Пути это бескорыстное побуждение под руководством Мудрого Наставника. Эгоизм человека не может быть незаметен для Учителя. Эгоизм оборачивается неблагодарностью, предательством по отношению к товарищам и Учителю, что становится причиной отказа Учителя от нерадивого ученика. На этом правильный Путь познания для него заканчивается.

Что можно считать «Совершенным оружием?»:

Милосердие даёт урожай в следующем рождении. Глупец тот, кто считает, что плоды милосердия можно увидеть ещё при жизни. Они появятся только в следующем поколении.

Воздержанность — это мать человеческого счастья. Плоды воздержанности человек может получить ещё при жизни: здоровье, семейное счастье, благополучие, наличие верных преданных друзей.

Терпеливость — упражнение, подходящее всякому человеку. Практикуя терпеливость, можно добиться результатов в любом деле. Будет величайшей ошибкой, это Ваша противоположность терпеливости, торопливость. Учитель Боевых Искусств мистер Мияги говорил: «Кто не торопится, тот везде успевает».

Трудолюбие — это вожатый каждого всякого личного достижения. Трудолюбие — это наиболее важное качество, которое необходимо воспитывать с раннего детства. Педагог Э. Хаббарт говорил так: Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами…» К сожалению, в современном обществе появилась тенденция воспитывать в детях не тягу к труду, а стремление к шоу бизнесу, материальному благополучию за счёт танцев, песен и других развлечений. Кто тогда через пару десятков лет, будет кормить нас хлебом насущным?! Исхудавшие и бледные мы будем петь, и танцевать!

Правильное дыхание — это очиститель затуманенного ума. Правильному дыханию мы в нашей Школе посвятили такому пособию, как «Дыхание и Боевые Искусства». Вам, мои Ученики, необходимо ежедневно практиковать упражнения по правильному дыханию. Дыхание это основа жизни. Все обменные процессы в организме человека протекают с использованием кислорода. Нет в клетках кислорода, не будет жизни и энергии!

Интеллект — это оружие, которое побеждает любого врага! Вот мы и подошли к выводу о самом главном оружии человека, под названием — интеллект! Кто думает, что в бою побеждает сила, тот явно ошибается. Кто думает, что в бою побеждает техника, тот ошибается дважды. Кто думает, что в бою побеждают тактика и стратегия боя, тот явно заблуждается. Интеллект человека объединяет в себе все три условия необходимых для победы!

Никогда не злорадствуй, даже если смерть или несчастье одолеет твоих врагов

Милосердие и сострадание должны быть главными качествами Воина. Злорадствовать над поверженным противником это признак дикости и невежества. Не радуйся когда у других горе, иначе оно придёт к тебе!

Не хвастай, даже если твои достижения заоблачно велики!

Хвастовство плохая черта человека. Это родная сестра тщеславия. Хвастовство только раздражает твоего собеседника, вызывает зависть или отвращение к твоей особе. Хвастовством ты не сможешь расположить к себе людей. Подумай: может не столь уж и велики твои достижения, чтобы ими хвастать? Может быть, у кого-то достижения гораздо выше?

Будь всегда скромным и кротким, если хочешь быть возвышенным; воздай хвалу хорошим качествам каждого, если хочешь иметь друзей, а не врагов и завистников.

«Скромность украшает человека»,гласит старая русская поговорка. Помни о том, что какие-то хорошие качества есть у каждого человека, даже у отъявленного негодяя, надо только их поискать. Если постоянно напоминать другу о его отрицательных качествах и ошибках, забывая, о его добрых делах, то потеряешь друга. Если будешь постоянно хвалить только себя, то обретёшь врагов и завистников. Если будешь публично поносить отрицательные качества своих врагов, то потеряешь возможность мирного сосуществования с ними. Будь справедливым и уравновешенным.

Не спорь с самодовольным видом, а доказывай правоту с чувством собственного достоинства. Уважай своего собеседника.

«Самодовольство вещь опасная», — так говорил основатель Каратэ-До знаменитый мастер Гитин Фунакоси. Это отрицательное качество приводит к самоуспокоению, к уверенности в том, что ты практически добился многого и больше не к чему стремиться. Спор — это способ поиска истины в беседе, а не средство удовлетворения амбиций. Самодовольный вид принесёт только обиду твоему собеседнику, а не будет способствовать конструктивному решению вопроса.

Никогда не унижай мстительного человека.

Месть, само по себе очень плохое качество. Народная мудрость гласит так: «Если хочешь мстить, рой сразу две могилы!». Если будешь унижать человека за месть, то превратишь её в кровную вражду. Унизив мстительного человека, ты отрезаешь ему все пути к миру!

Не соперничай с удачей, так как у неё нет конкурентов!

Удача дева капризная. Соперничать с ней бесполезно, так как у неё нет конкурентов. Сегодня она с твоим врагом, а завтра порадует тебя. Удача практически не предсказуема, хотя и базируется на долгом и кропотливом труде того, кто ухватил её за хвост!

Не имей никакой зависти к сильному противнику.

Зависть приводит к необдуманным поступкам, так как кормит Ваши амбиции. Чувство зависти подрывает уверенность в себе и веру в свои собственные возможности. Не завидуй людям и тогда они перестанут завидовать тебе. Зависть к сильному человеку опасна вдвойне, так как он может заподозрить в тебе конкурента и решит уничтожить. Тогда ты обретёшь в его лице не только сильного человека, но и опасного сильного врага!

Отбрось дурные и злые привычки, даже если они восприняты тобой от твоих родителей или предков. Воспринимай хорошие и добрые привычки и обычаи, даже если они приняты среди твоих врагов. Добро и помощь приемлема даже от того, кто враждебен, и вреден

Каждый из нас хотя бы раз ловил себя на мысли о том, что унаследовал дурные привычки в результате неправильного воспитания в семье. Разве это не так? Разве не было случаев, что с возрастом, мы начинаем оценивать поступки родителей совершенно по-другому? Я буду не прав, если начну рассказывать обо всём дурном, что унаследовал от воспитания в семье, так как хорошего было гораздо больше. Надо уважать родителей независимо от того правильно они нас воспитывали или нет. Должен быть просто разумный анализ для того, чтобы отбросить всё лишнее и оставить положительное. Когда я служил в Германии, то взял на вооружение очень много положительных привычек и обычаев немцев: пунктуальность, рациональность в одежде и пище, приоритетное отношение к дисциплине. Исторически немцы никогда не были нашими друзьями, но я с великим уважением отношусь к их писателям, композиторам, художникам, философам. Труды немецкого философа Фридриха Ницше я не только внимательно изучил, но и многие постулаты социальной философии взял себе на вооружение; они нашли отражение в моём двухтомнике «Философия Жизни». Ищите в людях положительные черты и качества!

Не будьте ревнивым и подозрительным к человеку, преданному своему делу

Я фанатично предан своему делу: Боевым Искусствам, но очень часто испытывал на себе ревность и подозрительность со стороны тренеров, административных чиновников до тех пор, пока не перестал обращать внимания на их несправедливые замечания и оскорбления. Надо просто работать и самоотверженно продвигаться к намеченной цели, тогда Ваши недоброжелатели тоже поверят в Вашу искренность и порядочность.

Помни о том, что ядовитые растения очень часто соседствуют, даже с целебными травами!

Когда мы собираем целебные травы, то настолько сосредоточены на них, что совершенно не замечаем того, что рядом с ними произрастают ядовитые цветы и растения. Эта мудрость напоминает нам ещё и о том, что даже целебная трава при большой передозировке может превратиться в смертельный яд! Мудрое изречение предостерегает нас: рядом с нашими друзьями могут оказаться так же и злейшие враги!

Наибольший недостаток, который должен быть устранён — это невежество. Чтобы преодолеть враждебное невежество требуется Мудрость. Наилучший способ обретения Мудрости это неизменные старания

Невежество древние Мудрецы считали самым страшным преступлением, так как именно невежество являлось причиной проявления жестокости, войн, убийства на Земле во всех странах Мира! Великий мыслитель Конфуций говорил о том, что просвещение народа, должно быть главной задачей императора. Он видел три великих опоры власти: надо сначала народу дать крышу над головой, потом накормить, после чего обязательно дать образование. Образованный народ принесёт благополучие государству. Для того чтобы преодолеть враждебное невежество, необходима Мудрость правителя. России неимоверно повезло: у неё есть Мудрый правитель Владимир Путин, который прилагает все усилия к тому, чтобы наша страна стала самодостаточной, чтобы развивались науки, передовые технологии, повышалась культура народа и качество образования! Иметь Мудрого правителя это только половина условий продвижения к успеху. Другая половина, неизменные старания самого народа на Пути обретения знаний!

Кто может сказать с точной определённостью, что он доживёт до завтрашнего дня?

Ламы Тибета имеют в виду лишь тот факт, что согласно Восточной философии, человек не может знать свою Судьбу. Более того, каждый должен жить так, словно живёт последний день, отдавая все свои силы стремлению к знаниям. Конечно, планировать свою жизнь необходимо, в этом нет сомнения, но каждый день мирской жизни надо стараться наполнять счастьем, а не ссорами и раздорами! Будьте счастливы сегодня и сейчас! Не ждите, когда наступит завтра!

Откажись от твоей жизни, если желаешь жить!

Заповедь Послания говорит о том, что наша повседневная мирская жизнь наполнена ненужной суетой и пороками. Чтобы наша жизнь внезапно не оборвалась её необходимо изменить, отказавшись от дурных привычек и порочных проявлений. Отказываться надо не от жизни, а от её дурных проявлений.

Мудрые люди не ждут удовольствия от чувств, ибо чувства переменчивы, как дождь и ветер

Чувства это плоды эмоций, они не могут приносить удовольствие. Даже чувство мирской любви скоротечно, словно раскаты грома! Разве много таких мужчин или женщин, кто сдержал своё обещание вечной любви? Думаю, что нет. Вечной может быть только любовь, основанная не на чувствах, а на разуме! Разум, который постоянно совершенствуется, продолжает совершенствовать так же и любовь, её глубокое понимание и осознание. Вряд ли можно доверять чувствам, а разуму с чистыми и светлыми помыслами можно верить всегда!

Учитель может только указать Путь. Путь — одинаков для всех, но чтобы достичь Цели, средства должны быть индивидуальными для каждого путника

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, Учитель может сделать только одно — указать дорогу», — сказал педагог Р. Олдингтон.

Я Вам указал Путь, а как достичь Цели, думайте сами!

Послание второе. «Высший Путь Ученичества»

Причины сожаления

Добившись трудно достижимого в совершенствовании человеческого тела, было бы причиной для сожаления, растратить жизнь по мелочам.

Данная причина очень знакома большим спортсменам и чемпионам, добившимся успехам в молодости, а потом растратившим свою жизнь на развлечения и разгульный образ жизни. Колоссальные силы были затрачены на совершенствование тела, расширение его возможностей, а потом бездарно разбросаны на мирские развлечения. Почему так произошло? По той причине, что, добившись совершенства тела надо незамедлительно приступать к совершенствованию разума, а лучше всего, если это будет продвигаться в гармонии в самом начале Пути!

Было бы причиной сожаления — умереть неверующим и мирским человеком

Мы все помним времена ярого атеизма с приходом к власти коммунистов. Коммунисты отвергли Бога, разрушили Храмы и Святыни, а народ, повернулся к Господу лицом в годы тяжёлых испытаний. Красноармейцы шли в бой «За Родину и Сталина», а у самого сердца хранили молитву, присланную мамой во фронтовом письме! Я тоже имел неосторожность проповедовать атеизм, когда был молодым и глупым лейтенантом; прошло время, я стал капитаном, Судьба поставила меня на грань жизни и смерти. Я выбрал жизнь, повернувшись лицом к Богу! У меня тогда ещё был красный партийный билет коммуниста, но это не помешало мне верить в Бога! Вера приходит не сразу. Я часто вижу, как дети набожно молятся, но это не есть Вера, а лишь подражание взрослым людям. У детей не может быть Истиной Веры: они ещё дети. Опыт жизни, плеяда промахов и ошибок, боль и страдания приводят человека к Вере в Господа. Я не противник того, что дети ходят в Храмы и церкви. Я против Культа! Настоящая Вера приходит с Мудростью!

Поскольку жизнь так мимолётна, коротка и изменчива, что было бы причиной сожаления, растратить её на мирские цели и устремления

Могут ли быть мирские цели и устремления средством обретения человеческого счастья? Скорее всего, что нет. Ты стремился стать большим чиновником или депутатом, добился своей цели, но значит ли это, что ты стал счастливым? Стало ли у тебя от этого меньше болезней, страданий? Больше ли стало людей искренне тебя уважающих? Больше ли стало преданных друзей? Найдите ответы на эти вопросы и поймёте, что годы жизни были потрачены впустую! Чем выше человек поднимается по лестнице мирской жизни, тем больше встречает лицемерия, лжи, завистников, предательства. Стоит ли тогда стремиться к мирским достижениям?!

Было бы причиной для сожаления, если сознание будет поглощено трясиной мирских иллюзий

«Весь Мир иллюзия в сознании живом!», — это строки из моего поэтического сборника «Я вижу Мир, таким, какой он есть». Всё что мы видим, всё, что нас окружает, далеко не всегда соответствует Истине. Одну и ту же вещь или какое-то событие люди могут видеть и оценивать по-разному в соответствии с кругозором, образованностью, воспитанием, уровнем интеллекта. Понимание Истины — приходит с Мудростью, а Мудрость пестуется долгими годами совершенствования тела и Духа!

Поскольку Учитель является руководителем на Пути к знаниям, то было бы причиной огромного сожаления, разлучиться с Учителем ранее, чем будет достигнуто Просветление!

Преждевременный уход от Учителя это наиболее часто встречающееся заблуждение или ошибка. Иногда она зависит от самого Ученика, но чаще всего от его родителей или опекунов! Легендарный мастер Каратэ-До, основатель стиля Киокусинкай Масутацу Ояма в своих мемуарах писал: «Я слишком рано ушёл от своего Учителя, поэтому допустил много ошибок на Пути Каратэ-До». Уважаемые родители! Прежде чем лишить ребёнка его Учителя подумайте о том, что у сына или дочери тоже есть право выбора, есть право решать свою Судьбу!

Если Вера и традиционные обряды являются кораблём к достижению Цели, то было бы причиной сожаления потерпеть крушение на мели неуправляемых страстей

Для истинно верующего в Бога человека церковь, Храм, мечеть, монастырь и религиозные обряды, не имеют особого значения, ибо Бог находится в глубине Души, управляет сердцем и сознанием верующего, побуждениями поступками. Но если Вера в Господа недостаточно сильна, то соблюдение традиционных обрядов могут укрепить её, помогут укротить мирские человеческие страсти на Пути к достижению Цели!

Обретая внутри себя под руководством Учителя истоки Мудрости, было бы причиной сожаления, что этот чистый ручей знаний затеряется в «Мирских джунглях»

Мирская жизнь наполнена тысячами соблазнов: развлечения, мелкие удовольствия, мнимое материальное благополучие, которые с возрастом надоедают и человек приходит к выводу, что попусту растратил свою жизнь! Тогда он вспоминает своего Учителя, его Мудрые наставления. Проблема в том, что чистый ручей знаний за все бесцельно прожитые годы затерялся в «Мирских джунглях». Учитель ушёл далеко вперёд по Пути совершенствования, а Вы остались среди «диких зверей», пожирающих друг друга ради славы, наживы, амбиций и страстей!

Было бы сожалением, торговать, как обычным товаром, Возвышенным Учением Мудрецов, не имея Мудрости!

С пустой торговлей Учением Мудрецов мы сталкиваемся практически ежедневно. На полках магазинов пылятся книги Конфуция, Монтеня, Аристотеля, Платона, Сократа и других Мудрых философов. Разве стал Мир от этого лучше? С кафедр многочисленных платных Университетов читают лекции по философии. Разве стали от этого люди милосерднее? Церковные лавки заполнены «Библиями», «Старым» и «Новым Заветом», прихожане ежедневно раскупают их, но разве укрепилась от этого Вера в сердцах верующих? Я не призываю Наставников к бесплатной выдаче книг и Трактатов, а говорю о том, что эту миссию должны нести Мудрые Учителя! К прочтению каждой книги должно прийти своё время. Глупо пытаться читать Конфуция на школьной скамье. Разве можно понять великое произведение «Война и мир», будучи школьником? Как можно понять «Преступление и наказание» в юном возрасте? Это возможно, но только под руководством Мудрого Наставника! Где его найти? Вопрос!

В виду того, что все живые существа наши прародители было бы сожалением отказаться от любого из них

Всё живое на Земле имеет единое начало. Клетки всех живых существ устроены практически одинаково: это знает каждый школьник. Только далеко не каждого школьника научили любить всё живое на Земле в равной степени! Почему некоторые люди безумно любят свою собаку, но при этом едут на охоту на зайца или утку, чтобы убивать? По какой причине люди убивают друг друга из религиозных побуждений? Разве в теле христиан, католиков и мусульман течёт разная кровь? Недавно впервые за долгие годы встретились Патриарх Всея Руси и Папа Римский. Они единогласно пришли к выводу, что две религии не имеют особых принципиальных разногласий. Так почему же сотни лет они враждовали? Вероятно, действительно, постепенно приходит — «Эра Милосердия»!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышление учителя. Сборник. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я