Революционный актив России

Александр Алексеевич Агапов, 2017

Публицистическое справочное издание на основе исторических документов из открытых источников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Революционный актив России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История еврейского правительства.

«Из обширных степей Аравии племена семитов переселялись в соседнюю Месопотамию (Междуречье), расположенную между реками Евфратом и Тигром.… Из Месопотамии племена семитов проникали в страны, расположенные к берегу Средиземного моря. Одни утвердились в Араме, или Сирии, другие — в Ханаане, или Палестине.

Некоторые кочевые семитские племена уходили ещё дальше, на африканское побережье Средиземного моря, и проникли в Египет — третье великое государство древнего Востока.…

Предки еврейского племени раньше жили в Вавилонии (Южная Месопотамия), затем переселились на север — в Арам, а потом перекочевали в Ханаан. В Ханаане этим переселенцам дали название “евреи” (“ибраим”, “хабири”), что означало: “заречные”, пришедшие с того берега, с берега Евфрата (С. Дубнов)».

«В 13в. до н.э. племенной союз двенадцати древнееврейских племён, в литературной традиции именуемых коленами, вторгся на территорию Палестины и подчинил себе ряд местных ханаанейских городов — государств.… В 12-11вв. до н. э. древнееврейские племена ещё отчётливо сохраняли характерные черты первобытных предков.

Выборные вожди являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время в числе прочих дел разбирали тяжбы соплеменников, почему и обозначались термином «судьи». Постепенно переход к оседлой жизни, развитие ремесла и торговли ускоряли процесс имущественного расслоения. В древнееврейском обществе складывался класс крупных собственников и рабовладельцев, заинтересованных в установлении прочной власти, охраняющей их интересы и требования. Замена выборных вождей царями с наследственной властью и процесс создания государства стимулировались и внешней опасностью. Древнееврейские племена вели с переменным успехом долгие войны с филистимлянами. В ходе этих войн царём был избран Саул, власть которого признали все племена (11в. до н. э.) (В.Кузищин)».

«Культ Яхве, бога племени Иуды (отсюда — Иудаизм), сыгравшего главную роль в становлении древнееврейского государства в 10в. до н. э. и выдвинувшего из своей среды династию первых царей, превратился в общегосударственный культ, а впоследствии — в культ единого бога, управляющим миром (М.Новиков)».

«Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, бросился на меч. Царём стал его зять Давид (ок. 1000-965гг. до н.э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нём был присоединён Иерусалим, ставший столицей нового царства.…

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965 — 935гг. до н. э.).… В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме небольшой, но роскошно украшенный храм.…

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло Дамасское царство. Египетский фараон Шешонк Первый использовал недовольство израильских племён господствующим положением иудеев, из племени которых происходил род Давида, и дал приют бежавшему чиновнику — израильтянину Иеровоаму. В этот критический момент умер Соломон, и на престол вступил его сын Ровоам. Израильские старейшины предъявили Ровоаму требование об уменьшении податей и повинностей. Но новый царь ответил резким отказом,…. Эти угрозы вызвали восстание. Большинство племён отпало от Иудеи и, выбрав царём вернувшегося из Египта Иеровоама, образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в 9в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария.

Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив в своих руках столицу Иерусалим (В.Кузищин)».

«В 731г. до Р.Х. Израиль был завоёван Ассирией и его жители уведены в плен. Иудея была на время пощажена и просуществовала ещё столетие, как мелкий вассал сначала Ассирии, затем Египта, всё время оставаясь оплотом левитской секты (Д. Рид)».

«Левиты — сословие низших храмовых служителей у древних евреев. Считались принадлежащими к колену (роду) Левии (М.Новиков)».

«История Израиля была весьма краткой, после чего он сошёл с мировой сцены.

Иудея просуществовала несколько дольше, породив иудаизм, из которого впоследствии возник сионизм. При этом маленькое южное племя иудеев стало отождествляться с безземельным племенем потомственных жрецов — левитов, утверждавших, будто священство было поручено им и их потомкам самим Иеговой на горе Синай. Это они были отцами иудаизма: кочуя среди племён, они проповедовали войну во имя Иеговы. Стремясь к власти, они видели её в форме теократии, где Бог — царь, а религия — закон (Д. Рид)».

«Иудея при Царе Иосии (640 — 609гг. до н.э.) вернула себе самостоятельность и расширилась на север и запад за счёт ассирийских владений.… Иерусалимский храм с течением времени, особенно после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э., стал не только центром, но и практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве.…

В Иудее жречество пыталось остановить народное недовольство проведением реформ, которым постарались придать религиозную оболочку. Было объявлено, что в Иерусалимском храме при ремонтных работах были якобы случайно найдены законы, требующие единобожия и централизации культа.…

После гибели Ассирии (614 — 612гг. до н. э.) Восточное Средиземноморье стало яблоком раздора между возродившимся при 16-ой династии Египтом и Нововавилонским царством.…

Царь Иудеи был разбит в 609г. до н. э. при Мегиддо фараоном Нехо Вторым. Страна подчинилась Египту и стала в его руках орудием борьбы против Вавилона.…

В 586г. до н. э. вавилонские войска взяли Иерусалим, считавшимся неприступным. Последний царь Цидкия был ослеплён, и значительная часть иудеев была уведена в плен в Вавилонию (В. Кузищин)».

«… весь период древнееврейской истории до 586г. до н. э., когда Иерусалим был завоёван Вавилонией, храм разрушен, а множество евреев во главе с жрецами и пророками были уведены в плен в Вавилон, называется периодом Первого храма (Л. Васильев)».

«Как в столичном городе Вавилоне, так и в других, евреи жили отдельными общинами, имели своих старшин, своё духовенство и свои молитвенные дома (С. Дубнов)».

«Как пишет Кастейн, однако, пленные иудеи “пользовались полной свободой” в выборе местожительства, религии, занятий и самоуправления. Это позволило левитам закабалить фактически свободных людей. Подчиняясь настойчивым требованиям священства, иудеи селились тесными, сплочёнными группами: так возникло гетто и власть левитов в нём.…

Взяв соплеменников крепко в свои руки, левиты занялись завершением своего «Закона». Как уже было сказано, они добавили к Второзаконию ещё четыре книги, закончив то, что теперь называют Торой (Д. Рид)».

«Вавилонский плен дал мощный толчок работе по написанию этих книг: уведённые из Иерусалима жрецы не имели более забот по обслуживанию храма и вынуждены были сосредоточить свои усилия на переписывании и редактировании свитков, на составлении новых текстов (Л. Васильев)».

«… в 539г. до н. э. Кир (царь Персии) выступил против Вавилонии и в течение нескольких месяцев захватил страну. По приказу Кира иудеи, уведённые в вавилонский плен, были возвращены на родину, а город (Иерусалим) восстановлен.

Во главе городской общины становится жречество, установившее теократическое правление (В. Кузищин)».

«В древней республике евреев не было ничего выше синедриона. Он составлял верховный совет. Учреждённый после возвращения из вавилонского плена…, в виде как бы верховной палаты, синедрион заменил собою монархию; власть его явилась весьма значительной, став одновременно религиозной, законодательной и административной. Он толковал закон (Тору), судил крупные дела и имел точное наблюдение за администрацией. Членов в нём вместе с председательствующим было 71 человек из представителей трёх классов: священников, книжников или толкователей закона (фарисеев) и старейшин народных, избранных среди начальников колен и семейств (А. Селянинов)».

«По окончании “вавилонского пленения”, при Кире, не все изгнанники возвратились в Иудею; многие остались в Вавилонии и жили там особыми общинами, не смешиваясь с окружающим языческим населением (С. Дубнов)».

«Еврейская нация была к тому времени окончательно рассеяна, собрать её снова в Ханаане стало навсегда невозможно, и этого факта никто больше изменить не мог. Как пишет профессор Велхаузен:” Из изгнания вернулся не

народ, а одна только религиозная секта”. Однако для священства символическое значение этого “возвращения” было огромно, ибо оно позволило левитам установить свою мистическую власть над рассеянными массами (Д. Рид)».

«… за четыре года здание иерусалимского храма было построено. Новый храм был готов в 516г., то есть спустя 70 лет после разрушения первого храма (С. Дубнов)».

«Двести лет продолжалось господство Персии в Иудеи и во всей Передней Азии. Но, наконец, могущественное персидское государство, основанное Киром, распалось и власть в Азии перешла к грекам.

Великий греческий завоеватель Александр Македонский одержал победу над персами и подчинил себе все подвластные им страны, в числе которых были Сирия и Иудея (332г. до Р. Х.).… Присоединив Иудею к своим владениям, Александр Македонский оставил жителям внутреннюю их свободу: он позволял им исповедовать свою религию и управляться по своим законам, как было при персидском господстве.…

Когда Александр умер (323г. до Р. Х.), его полководцы стали воевать друг с другом из-за обладания покорёнными землями.…

После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птоломеем, а Сирия, Малая Азия и Вавилония достались военоначальнику Селевку (С. Дубнов)».

«Государства Селевкидов и Птоломеев соперничали между собой за господство в восточной части Средиземного моря.… Селевкиды занимали обычно антиримскую позицию, а Птоломеи — проримскую (В. Авдиев, Н. Пикус)».

«Стремясь консолидировать свою многоплеменную державу на случай возможной борьбы с Римом, селевкид Антиох 4-й начал более энергично насаждать эллинские обычаи. В 168г. до н. э., заняв своими войсками Иерусалим, он сделал попытку запретить иудейскую религию.…

… в Иудее началась упорная, сначала партизанская, борьба за независимость, которую возглавили братья Хасмонеи, выходцы из среднего жречества (левиты). Эта борьба была дипломатически поддержана Римом. Главный из братьев — Иуда Хасмоней был прозван «Маккавеем, т. е. молотом». Потом это прозвище перешло на весь его род.… Антиох 4-й погиб во время похода в восточные области своего государства. При его преемниках происходила ожесточённая династическая война, которая дала возможность Маккавеям, боровшимся с переменным успехом за независимость, в конце концов после тяжёлых потерь добиться её фактического осуществления (В. Авдиев, Н. Пикус)».

«В многолюдном народном собрании, созванном в Иерусалиме 18 элуа (августа) 140г. до Р. Х., Симон Маккавей был избран первосвященником и князем освобождённого народа. Он повелел чеканить особую монету для Иудеи, как государства независимого (С. Дубнов)».

«В полном объёме был восстановлен Синедрион (В. Битнер)».

«Но значительная доля власти принадлежала государственному совету или сенату, носившему имя Синедрион (греч. — собрание, совещание).… Князь не принимал никаких важных решений в делах государственных без одобрения синедриона (С. Дубнов)».

Однако, независимость Иудеи продлилась 77 лет.

«В 63г. до н. э. римский полководец Помпей, только что захвативший Сирию, воспользовался внутренней борьбой в Иудее и ввёл туда войска.…

Иудея вошла в состав Римского государства, она была присоединена к провинции Сирии, но сохранила некоторое самоуправление (И. Дьяконов)».

«Гиркану Хасмонею Помпей предоставил звание “этнарха” (то есть начальника племени) и первосвященника, но не позволил ему именоваться царём (С. Дубнов)».

«В 41г. до Р. Х. римский полководец Антоний назначил иудея-эдомита Ирода и его брата Фазаила правителями Иудеи на правах римских наместников. Гиркан 2-й, один из представителей рода Хасмонеев, сохранил своё звание этнарха и первосвященника (С. Дубнов)».

В этот период Римской империи на Ближнем Востоке серьёзно противодействовало Парфянское Царство.

В 40г. до н. э. парфяне «… на время захватили Сирию, Малую Азию и Палестину,… (В. Кузищин)».

«С помощью парфян в Иудее воцарился племянник Гиркана 2-го Антигон 2-й Хасмодей. Сам Гиркан 2-й был увезён в Парфию, Ирод убежал в Рим, а его брат Фазаил покончил с собой (С. Дубнов)».

Однако Парфии удержать Ближний Восток не удалось.

В 37г. до н. э. «… Ирод, в сопровождении римских отрядов, вторгся в Иудею и осадил Иерусалим. После трёхмесячной осады Иерусалим был взят приступом,… По требованию Ирода, Антигон 2-й был казнён.

Сам Ирод, получивший от Рима царский титул, отныне лично назначал первосвященников.… Желая сколько-нибудь расположить к себе еврейский народ, царь Ирод приступил к перестройке иерусалимского храма.… Работы по перестройке храма длились более 10 лет. Обновлённый храм поражал своим великолепием.…

Ирод умер после 33-летнего бурного царствования (4 г. до Р. Х.). Иудейский народ презрительно прозвал его “эдомитом” и “полу-иудеем”, римляне титуловали его Иродом Великим (С. Дубнов)».

«По завещанию Ирода Великого Иудейское царство было разделено между тремя его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Антипой. Однако римский император Август предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха (князя), а вторую половину разделил на две территории (тетрархии), которые вручил Филиппу и Антипе.

Свои доли получили:

Архелай (23г. до н. э. — 18) — Самарию, Иудею и Идумею;

Филипп (4г. до н. э. — 34) — южную Сирию;

Антипа, иначе Сосипатр (20г. до н. э. — после 39) — Галилею и Перею.

В 6г. н. э. Архелай за злоупотребления был сослан в Галлию (Франция), а Иудеей стали править римские прокураторы.

В 37г. римский император Калигула пожаловал царский титул и тетрархию умершего Филиппа внуку Ирода Великого — Агриппе 1-му (10г. до н. э. — 44).

В 41г. Агриппа 1-й добился от нового императора Клавдия разрешения присоединить к своим владениям Иудею. Таким образом, на короткий срок страна вновь стала вассальным государством.

В 44г., после смерти Агриппы 1-го, Иудея окончательно отошла под власть римлян.

В 49г., после смерти Антипы-Сосипатра, Рим объявил Агриппу 2-го — сына Агриппы 1-го — царём Халкиды (Сирия) с правом надзора над Иерусалимом.

В 66г. Агриппа 2-ой всеми силами пытался остановить начало восстания иудеев против римлян, но, увидев, что это невозможно, покинул Иерусалим (Википедия)».

«Повстанцы заняли Иерусалим и разбили войска легата Сирии — Цестия Галла. Против них была брошена сильная армия Тита Флавия Веспассиана (С. Дубнов)».

«К 67г. Весспасиан подавил восстание почти по всей Иудее и осадил Иерусалим (И. Дьяков)».

«… законоучитель Иоханан бен Закай, один из влиятельных членов иерусалимского Синедриона,…, как глава партии миролюбцев, предвидел падение Иудеи и решил приготовить убежище для духовных вождей народа, на случай разрушения Иерусалима.…

… Иоханан явился к римскому полководцу Веспассиану и сказал ему: ”Дозволь мне поселиться с учениками и устроить школу в городе Явне (Ямния, недалеко от Яффы)”. Веспассиан дружески принял еврейского законоучителя, стоявшего за мир с римлянами, и исполнил его просьбу (С. Дубнов)».

«Перед падением Иерусалима в 70г. по Р. Х. две группы людей покинули его: ученики Иисуса Христа и фарисеи. Первые несли человечеству новую весть народившегося христианства; вторые, предвидя, что грозит Иерусалиму по их же собственной вине, искали себе новый “центр”, чтобы оттуда (как левиты из Вавилона) управлять «евреями», куда бы судьба не забросила этот народ (Д. Рид)».

«В 70г. возобновилась осада Иерусалима. Римляне начали штурм и через несколько месяцев сломили стойкое сопротивление защитников города (И. Дьяконов)».

«С разрушением Иерусалима в 70г. окончательно пало Иудейское государство.[…]

Вскоре после того, как Иоханан поселился со своими учениками в Явне (Ямнии) туда пришла весть о разрушении Иерусалима и храма.…

Для изучения законов еврейской веры основана была Иохананом высшая школа в Явне (Ямнии), а для надзора за исполнением законов образовался в этом же городе новый Синедрион.…

После смерти Иоханана в 80г. главою Синедриона в Явне сделался Гамлиель 2-ой…. Римские власти утвердили Гамлиеля 2-го в этой должности и дали ему звание патриарха, то есть старшины палестинских евреев (С. Дубнов)».

«Фарисейские старейшины, переселившиеся в Ямнию…, ставили себе целью, как в своё время левиты в Вавилоне, установить новый “центр” власти и контроля, чтобы держать в повиновении рассеянную по всему миру организацию. Они привезли с собой богатый опыт из Иерусалима и Вавилона, вместе с накопленными вековыми тайнами управления, и образовали своего рода кочующее правительство, которое с тех пор и до сегодняшнего дня осуществляет власть над евреями (Д. Рид)».

«В 130г. римский император Адриан посетил Иудею и отдал ряд распоряжений. На месте Иерусалима он приказал основать колонию Элию Капиталину, а на месте иерусалимского храма построить храм Юпитера. Особым эдиктом было запрещено евреям делать обрезание.

В 132г. в Иудее началось восстание. Во главе его встал Симон по прозвищу Бар — Кохба (Сын Звезды). Повстанцы выбили римлян из Иудеи и только в 135г., стянув сильные подкрепления, Адриан подавил восстание (И. Дьяконов)».

«В 140 г., когда смуты прекратились, законоучители собрались в галилейском городе Уша на совещание. Здесь было решено возобновить деятельность Синедриона и вновь открыть упразднённые школы.… Как Синедрион в Явне (Ямнии) после разрушения Иерусалима Веспассианом, так действовал и Синедрион в Уше после неудачного восстания Бар-Кохбы. Цель нового Синедриона также состояла в том, чтобы объединить общими законами всех евреев, рассеянных по различным странам.

Патриарх Симон 3-ий (сын Гамлиеля 2-го) отправил в Вавилонию посольство с требованием чтобы тамошние евреи закрыли свой Синедрион (образован во время опустошения Палестины (“Циона”) при императоре Адриане).… вавилонские евреи покорились и снова признали над собой власть палестинского Синедриона.…

Синедрион собирался сначала в Уше, а потом в галилейских городах Тивериаде и Ципоре,… (С. Дубнов).

«В 226г. Ардехир (Ардашир) основал Новоперсидское царство и под именем Артаксеркса 1-го начал новую династию Сассанидов (В. Битнер)».

«Преемник Ардашира (Ардехира) воинственный царь Шабур 1-й (Сапор 1-й) (241 — 272) возвратил евреям свободу вероисповедания и внутреннего управления. При нём и последующих персидских царях еврейские общины в Вавилонии процветали. Самые большие и богатые общины находились в городах: Нагордее, Суре, Пумбадите и Махузе.

Во главе всех еврейских общин стоял верховный начальник из евреев, носивший титул…“экзиларх”, что означает “начальник изгнанников”. Экзилархи, подобно палестинским патриархам, вели свой род от царя Давида; власть их переходила от отца к сыну. Экзиларх считался высшим судьёй и правителем вавилонских евреев. Персидские цари утверждали каждого нового экзиларха в его должности, и он считался одним из высших персидских сановников (С. Дубнов).

В 337г. римский император Константин (306 — 337) принял христианскую веру.

«При преемнике Константина, императоре Констанции (337 — 361) были запрещены браки между евреями и христианами. Стали мешать евреям изучать в синагогах свой закон, и поэтому многие законоучители должны были переселиться из Палестины в Вавилонию.…

При византийском императоре Феодосии 2-ом (408 — 450) жил последний еврейский патриарх в Палестине, Гамлиель 6-ой. Император сначала утвердил Гамлиеля в его сане и присвоил ему звание “префекта” (начальника иудеев).

Но когда патриарх позволил себе нарушить императорский указ, стеснявший права евреев (император запретил евреям строить новые синагоги, занимать государственные должности и держать в своих домах христиан для услужения), Феодосий лишил его почётного сана, а затем совершенно упразднил должность патриарха в Палестине (около 425г.).

Так закончилась власть палестинских патриархов из рода великого законоучителя (раввина) Гилеля, после трёхвекового существования (С. Дубнов)».

«… центр вновь переместился назад в Вавилон, где ещё жила иудейская колония, которая 800 лет назад предпочла остаться там, не пожелав переселяться в Иерусалим. Талмудистское правительство обосновалось в Суре, а Академия переселилась в Пумпедиту. Талмуд, начатый в Ямнии и Уше, был закончен в Суре и Пумбедите (Д. Рид)».

«Вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.) объединившиеся под флагом ислама арабские племена вышли за пределы Аравийского полуострова и начали завоевание соседних византийских и иранских земель (В. Семёнов)».

«Первые арабские халифы (наместники пророка; выборные вожди арабской военной общины) были отличными полководцами. Во главе своих войск, они завоевали Сирию, Палестину, Персию, Египет.…

Евреи из Вавилонии вновь получили право иметь над собой начальника из своих соплеменников. Первым таким начальником или экзилархом при господстве арабов был Бостанай, потомок прежних экзилархов, ведших свой род от царя Давида.…

После смерти халифа Али (656 — 661), во всех владениях бывшей Персии царствовали халифы из арабского рода Моавия, или Омайады (661 — 750). Столица их находилась в главном городе Сирии — Дамаске.

При этих халифах самоуправление евреев в Вавилонии окончательно упрочилось. Установилась двоякая верховная власть над еврейскими общинами: светская и духовная. Светская власть принадлежала экзилархам из рода Бостаная.… Представителями духовной власти у вавилонских евреев были начальники двух главных талмудических школ или академий, находившихся в Суре и Пумбадите. Эти начальники получили новый титул: гаоны, что означает — великие, превосходные. Сурский гаон считался старшим духовным сановником, а пумбадитский — вторым после него. Наравне с экзилархом гаоны были верховными судьями евреев. Хотя сан экзиларха был наследственным в роде Бостаная, тем не менее утверждение в этом сане зависело от обоих гаонов.… (С. Дубнов)».

«Руководители академий в Суре и Пумбедите назывались гаонами и начали осуществлять полную власть над рассеянными по всему миру евреями. Призрачные экзилархи, впоследствии именовавшиеся назимами или князьями, назначались или утверждались ими, а синедрион вынужден был передать им свои полномочия, или же был их лишён (Д. Рид)».

«Основанное арабами в Испании государство — Кордовский халифат (711г.) расширилось и достигло процветания в 10 в.… Одним из влиятельных государственных людей этого времени был еврей Хасдай ибн Шапрут (915 — 970).… Он сделался начальником еврейских общин в Испании, чем-то в роде вавилонского экзиларха.…

Высшую талмудическую школу в Кордове возглавил Моисей бен Ханох, вавилонский талмудист, поселившийся в Кордове.… Моисей носил титул не гаона, а раввина (от слова рабби — учитель) и этот титул утвердился среди европейских евреев (С. Дубнов)».

«В эпоху гаона Саадия (928 — 942) еврейская образованность в Багдадском халифате достигла своего полного расцвета. Но вскоре началось уже распадение Багдадского халифата; вместе с тем близилась к упадку общественная и духовная жизнь вавилонских евреев.…

Гаон Гай умер в 1038г. Начальником пумбадитской академии и гаоном был провозглашён Хизкия,… Хизкия должен был соединить в своём лице сан экзиларха с саном гаона; но он властвовал недолго. По чьему-то доносу, багдадский халиф велел схватить еврейского князя и бросить его в темницу, где Хизкия вскоре умер (1040 г.). Сыновья его бежали в Испанию (С. Дубнов)».

«Талмудистское правительство еврейской нации внутри наций продолжало свою деятельность с испанской территории. Гаонат или раввинат издавал свои декреты, талмудистская академия обосновалась в Кордове; время от времени существовал даже номинальный экзиларх, правивший евреями.…

Господство мавров (арабов) в Испании длилось почти 800 лет. Затем последовали освободительные войны, и когда в 1492г. Испания окончательно сбросила это долгое иго, то не только мавры, но и евреи были изгнаны.…

Центр талмудистского правительства был после этого переведён в Польшу (Д. Рид)».

«В Польше же, где в 16в. скопилась огромная масса евреев, они жили более спокойно, пользуясь свободою и широким самоуправлением внутри своих общин. Польша сделалась для евреев тем, чем была в древности Вавилония, а в средние века — Испания, то есть духовным центром, к которому тяготели все остальные части рассеянного народа (центр национальной гегемонии) (С. Дубнов)».

Три раза, в 1772, 1793 и 1795гг., Пруссия, Австрия и Россия делили Польшу — Речь Посполитую (лат. Respublica — общественное дело).

«В 1772г. произошёл раздел Польши и эта громадная община “восточных евреев”, сплочённая как государство в государстве, оказалась разъединённой новыми государственными границами, причём большая её часть оказалась в пределах России.

В этот момент, впервые за два с половиной тысячелетия и меньше, чем за двести лет до наших дней, центр еврейского правительства вдруг исчезает из поля зрения. До 1772г. он существовал непрерывно: в Иудее, Вавилоне, снова в Иудее, в Галилее, опять в Вавилоне и, наконец, в Испании и в Польше.… Не подлежит ни малейшему сомнению, что центр продолжал существовать и после 1772г., но работал тайно. Последовавшие события ясно показывают, почему ему выгодно было уйти в подполье (Д. Рид)».

В своей книге «Евреи и Талмуд» (Примечание 59) Флавиан Бренье предполагает, что центр талмудистов переместился из Польши в Европейскую Турцию — город Салоники (Фессалоники), город: «…почти совершенно еврейский и близкий к Константинополю (Стамбулу).…

Отметим также, что “Салоники еврейские” (“Saloniquela Jurve”) и теперь ещё являются городом беспокойным, откуда вышла младотурецкая революция (1908 г.), и где зародился комитет “Единение и прогресс”».

Ф. Бренье обращает внимание и на то, что в Салоники доставлялись налоги, взымаемые с евреев, «отметим также, что взымание дидрахмы с евреев всех стран было всегда обязательным и всегда посредством синагог;…».

«Турецкая империя, занявшая место бывшей Византии, возникла за 40 лет до изгнания евреев из Испании. Еврейские летописи говорят, что Провидение как будто заранее приготовило испанским изгнанникам спокойное убежище. И действительно, значительная часть изгнанных из Испании и Португалии евреев нашла приют во владениях Турции.…

В 16в. в Европейской и Азиатской Турции образовалось много еврейских общин. В Константинополе, столице государства, было около 30 тыс. евреев, имевших 44 синагоги.… Положение евреев в Турции особенно упрочилось в царствование султана Солемана Великолепного (1520 — 1566). […]. Еврейские общины находились в Константинополе, Салониках, Адрианополе, Никополе, в Крыму, в Палестине.

Во главе всех турецких евреев находился верховный раввин (“хахам”), который утверждался в своей должности султаном. Этот раввин, как представитель еврейства, имел право заседать в государственном совете Турции (С. Дубнов)».

«Есть основание считать, что в настоящее время (2-я половина 20в.) “центр” не расположен в какой-либо одной стране, и что, хотя его власть сконцентрирована главным образом в Соединённых Штатах Америки, она осуществляется в форме директората, размещённого внутри многих государств и работающего согласованно, поверх голов правительств и народов этих стран (Д. Рид)».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Революционный актив России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я