Астрологический Аспектариум

Александр Айч, 2023

Изданный более двадцати лет назад "Астрологический Аспектариум" для многих астрологов стал настольной книгой. В седьмом, электронном издании, систематизированная информация о влиянии натальных аспектов существенно дополнена. Особо уделено внимание тому, как на протяжении истории изменялись представления о астрологических аспектах. Книга рассчитана на людей, желающих самостоятельно изучить астрологию и может быть полезна тем, кто уже знаком с этой наукой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астрологический Аспектариум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Элементы лунной орбиты

Орбиты движения каждого небесного тела определяются несколькими параметрами: расстоянием от Солнца, Узлами — точками пересечения орбиты с эклиптикой, положением перигелия, в котором планета ближе всего расположена к Солнцу и афелия, в котором она наиболее удалена от Солнца. Элементы орбит астрологи приравнивают к фиктивным точкам (наряду с куспидами домов, арабскими точками, полусуммами планет и т.д.). Несмотря на то, что астрономически в них ничего материального нет, астрологически они имеют большое значение. Наибольшее внимание уделяется параметрам орбиты ближайшего к нам небесного тела — Луны. Ее орбитальные точки имеют собственные названия: Восходящий Лунный узел называется Раху или голова дракона, Нисходящий узел, располагающийся точно напротив — Кету или хвост дракона. Лунный апогей, в котором Луна наиболее удалена от Земли назван Лилит, а расположенный напротив перигей — Тома.

Ось Лилит — Тома

Мифологическое значение: Лилит, злой дух, обычно женского пола, в иудейской демонологии, она особенно известна как вредительница деторождения. Согласно одному преданию Лилит была первой женой Адама, Бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену. У Адама с Лилит сразу же возник спор: Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. В Красном море ее настигли три ангела, посланные Богом. Лилит отказалась вернуться, тогда ангелы взяли с нее клятву в том, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Согласно «Зогар» Лилит стала женой Самаэля, матерью демонов.

Заметим, что в настоящее время Лилит частично реабилитирована: последовательницы феминизма обратили внимание на то, что главный грех Лилит состоял в том, что она настаивала на своем равенстве с Адамом и сделали Лилит символом своего движения. Согласно раввинистическим преданиям Лилит — одна из четырех женщин, соблазненных Самаилом и другими падшими ангелами; позже Самаил (сатана) подослал ее к Адаму, когда еще не была сотворена Ева. Перед тем, как покинуть Адама по велению Бога, она в пылу ссоры назвала истинное имя Бога. От союза Адама и Лилит произошло множество демонов женского пола.

Приведенные символические аналогии со змием весьма показательны: в древних текстах последний олицетворял собой Богиню — Мать (Тиамат). Довольно простая, в сущности, история: так как райские кущи не показались Лилит подходящим местом, она предпочла ад (по видимому, в раю больше запретов чем в аду). Лилит не способна ни на малейший компромисс и, таким образом, представляет собой одержимость идеей самоутверждения. Она также женщина-искусительница, соблазнительница, обладающая такими сильными чарами, что их считают дьявольскими. Молчаливое порождение ночи, она — женщина, которую всегда будут бояться мужчины.

«Астрологическая» история Лилит вкратце такова: в 10-х годах нашего века немецкий астроном Вальгематт открыл два небольших планетоида, вращающихся вокруг Земли по сильно вытянутым орбитам. Английский астролог и оккультист Сефариал назвал один из них Лилит, немного позже голландский астролог Libra назвал второй именем Лулу. В 1961 году это открытие подтвердилось польским астрономом Кордылевским, однако «планетоиды» оказались пылевыми облаками, расположенными в точках Лагранжа L4 и Д5 на лунной орбите. В США оба планетоида были включены в число гипотетических планет Айви Г. Джекобсоном.

В настоящее время большинство астрологов называют Лилит (Черной Луной) проекцию на эклиптику апогея — наиболее удаленной от земли точки лунной орбиты. Упрощенно, орбиту вращения Луны вокруг Земли можно представить в виде эллипса, в одном из фокусов которого находится Земля. Ось, проходящая через фокусы этого эллипса, называется линией апсид. Эта линия пересекает орбиту в двух точках — точке Апогея и точке Перигея. Эти точки совершают полный оборот вокруг Земли за 8 лет и 310 дней (со скоростью 40,659 град. в год). Так как цикл ее обращения около 9 лет, то стоит обратить внимание на соответствующие годы жизни человека: 9, 18, 27, 36, 45… Это годы, когда Лилит возвращается на свое место, это время особых соблазнов. Она сыграла негативную роль в судьбе Лермонтова, Есенина, Маяковского. На Лилит астрологи вначале обратили внимание из-за ее рокового влияния.

Само по себе существование оси означает поляризацию некой системы (Луна-Земля) и показывает ее ориентацию в пространстве на данный момент. Находясь в апогее, Луна движется максимально медленно, здесь происходит максимальное удаление ее от Земли. Лунно-земные связи здесь как бы кристаллизируются, дифференцируются, достигая своей конечной формы.

Лилит определяет точку в карте, через которую актуализируются, получают выход главные психические проблемы. Причем Лилит является индикатором именно самых глубоких, первичных проблем, на базе которых уже будет формироваться целый букет проблем вторичного характера, которые возникают обычно как следствие попыток компенсации. Эти вторичные проблемы обычно маскируют истинные мотивы поведения.

Лилит выполняет в психике и такую важную функцию, как создание масок и ролевого поведения. Поэтому сильная Лилит делает человека артистичным или лживым — в зависимости от его способностей и нравственных установок. Почему включение Лилит приводит к негативным последствиям? Большинство человеческих проблем, прежде чем оформиться, проходит длительный период инкубационного развития. Это как бы период становления проблемы, и протекает он скрыто. Понятен и смысл этого процесса — нужно понять, не является ли возникшее напряжение случайным, не исчезнет ли оно само собой, не получив «подкрепления». Но есть напряжения, которые сохраняются достаточно устойчиво и даже усиливаются. Напряжения, которые уже не могут пройти сами собой, они ждут своего воплощения в образах внешнего мира. Человек готов дать жизнь этим образам, вложив в них ту эмоциональную энергию, которая уже и так заперта в этих напряжениях.

Эту функцию перекодирования проблемы и постановку ее в терминах объективной реальности осуществляет Лилит. Породить какие-то образы, «раздать» роли подходящим реальным людям и следить за развитием событий — вот способ перенести арену борьбы из внутреннего мира во внешний. Конечно, происходит все это подсознательно. Сделать проблему видимой, выгнать врага из себя наружу — вот смысл подобных искушений Лилит.

На низком уровне Лилит представляется как обольстительница, разрушающая психику, психические устои человека, его логику, разум. Она усиливает тягу к сексуальному разврату, к различного рода и характера половым извращениям, а при соединении или плохо аспектированная особенно с планетами — вредителями — к убийству (на сексуальной почве) или самоубийству.

Люди высокого уровня используют Лилит в доме как показатель, на что не надо ориентироваться, что надо изменить в себе, изжить, кем не надо быть и от чего надо отказаться. В данном случае оно проявит, поможет осознать все негативное, человек будет видеть это в себе, понимать, что это его искушение и от него отказываться.

Событийные проявления Лилит это периоды, когда в нас проявляются нездоровые импульсы, когда мы совершаем немотивированные поступки, становимся податливыми на обольщения. Опасно время, когда включение Лилит происходит на распаде долго державшихся гармоничных аспектов медленных планет к Асценденту, одному из светил или какой-то важной для человека планеты. Предшествующее устойчивое благополучие в каких-то сферах вызывает обычно падение тонуса и тормозит процесс оформления внутренних проблем человека. Поэтому включение Лилит застает обычно врасплох.

Сама по себе Лилит не добра и не зла. Подобно театральным декорациям и группе актеров, она дает возможность создать любой образ, разыграть драму, комедию, трагедию, фарс. Режиссером же, вольным или невольным, талантливым или бездарным будет все равно сам человек. Поэтому в период внутренней неустойчивости, депрессии, переутомления Лилит оформляет и выводит наружу все то брожение, которое происходит в душе, все те неясные страхи, бредовые образы расстроенных чувств, которые прежде были скрыты. А включившаяся Лилит может зафиксировать человека на этих чувствах, что может усилить панику и страхи и еще более усугубить ситуацию.

Включение Лилит на распаде длительно державшихся напряженных транзитных аспектов к натальным планетам, обычно бывает благотворным. За период напряженности проблемы обостряются и развиваются очень быстро, человек внутренне мобилизован. К моменту, когда напряженные аспекты начнут распадаться он обычно уже сделал свой выбор, у него есть вполне определенные планы и желания на будущее. Лилит поможет их воплотить в жизнь, сформулировать. Поможет она и чисто психологически: освободиться от комплексов, сублимировать затрачиваемую на них энергию.

Можно сказать, что Лилит — это активная творческая сторона эмоциональных отношений с миром, это творческое воплощение своего «я», всех его возможных вариантов. Лилит ставит человека перед выбором. Сомнения и борьба чувств, порождаемые ею приводят к выработке более широкого взгляда на вещи, она позволяет человеку овладеть языком чувств. Поэтому она выделена практически у всех артистов, писателей, поэтов, художников. Все основные проблемы, в том числе философские, нравственные, психологические — осознаются не без участия Лилит. Именно ею они ставятся, а разрешение их в какой-то мере связано уже с Тома. Так проблема свободы и необходимости, индивидуального и коллективного, остро стоящая для человека Лилит (и нередко решаемая им в пользу свободы и индивидуальности), снимается полностью Тома. Представители Лилит, даже будучи верующими, больше тяготеют к исследованиям, в том числе в области религии, философии. Им трудно принять что-то не раздумывая, они хотят найти истину сами, их одинокий путь иногда проходит вообще без Бога. Но они нуждаются в Боге гораздо больше, чем люди Тома. Человек Лилит верит в разум и ему невыносима мысль, что он живет бессмысленно, что он погибнет. Поэтому он ищет Бога и верит в спасение, в личное спасение через веру.

У многих религиозных христиан Запада по утверждению французского астролога Руше, выделена Лилит. По опыту российского астролога Татьяны Романовой, у верующих россиян доперестроечных времен обычно была выделена Тома. Возможно, те, кто смел верить в Бога тогда, вопреки общему настрою, жаждали не столько личного спасения (Лилит), сколько преданного бескорыстного служения Богу (Тома). Нравственные установки человека Лилит и человека Тома отличаются весьма существенно на низком уровне и сближаются на самом высоком. Людям Лилит свойственно сомневаться. Поэтому среди них много бунтарей, лидеров сомнительных компаний, анархически настроенных личностей, пародистов. Но каковы бы ни были начальные проявления их Лилит, навряд ли эти люди на чем-то остановятся. Рано или поздно при конструктивно реализуемой карте они придут к определенным и обычно весьма демократическим нравственным нормам, выработанным человечеством до них. Хотя, возможно, они пожелают их усовершенствовать…

Точка перигея, где Луна достигает максимальной скорости и максимально сближается с Землей некоторыми астрологами называется «Тома» или «Белой Луной». Глубина и интенсивность лунно-земных связей в этом месте достигают своего максимума, здесь же эти связи становятся максимально подвижными, что можно сравнить с увеличением внутренней теплоты системы в этом месте. Интенсификация связей влечет трансформацию, как бы растворение, растапливание жестких структур и границ, превращая в единое целое то, что раньше было разъединено. Происходит как бы возвращение к первородному единству. Связи астрального и физического становятся столь глубокими и интенсивными, что не нуждаются в специальном упорядочивании.

Внешне это может выглядеть как усиление хаотичности, потеря личного контроля над собственными эмоциями. Внутренне, при включении Тома человек ощущает как бы выход за границы самого себя, он отдается какому — то мощному, внеличностному потоку, растворяясь в нем, отождествляясь с ним. Он ощущает себя частью некого целого, ощущает в себе и над собой некие силы, которыми он не владеет. Полюс Тома попадает на самые древние, первичные структуры подсознания, унаследованные нами от наших предков. Кроме того, это и структуры, образовавшиеся в раннем детстве, т.е. в результате первичного взаимодействия наследственного материала с окружающим миром.

Тома будет также управлять функциями, обеспечивающими целостное функционирование психики и организма, их глубокую взаимозависимость, единство психических функций и соответствующих им органических структур. Это единство особое, неразделимое, в котором каждая часть питается от целого и не может без него существовать. Через точку Тома человек воспринимает себя как часть некого непрерывного жизненного потока, здесь его индивидуальность обесценивается, человек ощущает себя растворенным в чем-то большем, чем он сам. Это большее питает его, считая своей частью. Поэтому часто включение Тома транзитами ощущается как помощь, поддержка.

В психике Тома управляет всеми типическими проявлениями. Прежде всего это инстинктивная природа. Если Лилит — это частное и особенное в психике, то Тома это универсальное и типическое, то, что делает нас похожими. Человек испытывает множество разных чувств (Лилит), но лишь те из них превращаются в устойчивые, запоминаются и влияют на судьбу, в которых можно увидеть нечто типическое, глобальное, универсальное, по крайней мере, для судьбы и характера данного человека. Таким образом, выживают и становятся эмоциональным опытом лишь те чувства, которые соответствуют каким-то врожденным индивидуальным и коллективным архетипам и могут служить целям коррекции развития человека в соответствии с его первоначальным планом.

С другой стороны, если человек своей индивидуальностью, своими эмоциональными способностями, переживаниями выражает дух какого-либо архетипа, то он и его чувства получают дополнительное усиление, привлекают внимание людей, а затем сохраняются уже в качестве коллективного эмоционального опыта. Эту функцию Тома можно назвать корректирующей.

Однако здесь важно не забывать относительно какого уровня мы рассматриваем ось. Ведь Лилит и Тома поляризованы относительно одного уровня, а на следующем уровне происходит переполюсовка. Например, индивидуальная эмоциональная коррекция связана с Тома только на внутреннем уровне данной индивидуальности (т.е. Тома управляет целостностью психики, а Лилит — разными ее временными состояниями, масками, ролями). На социальном уровне наоборот: индивидуальное символизируется Лилит, а Тома осуществляет коррекцию в интересах целостности и выживания определенных групп, коллективов, что иногда может приводить к разрушению отдельной личности, ее полной трансформации и даже физической гибели. На уровне всего человечества: отдельные нации — под Лилит, все человечество — под Тома.

Тома — это пассивная сторона эмоциональных отношений с миром, с людьми, с природой, с обществом, когда собственное «я» уступает власть надличным силам. Активность человека, связанная с включением Тома — это работа в качестве проводника каких-то внеличностных чувств и идей. Тома, будучи выделенной в карте, у одних людей дает особые формы религиозности, у других — культ природы, естества, первобытной слитности со всем живым.

У человека с выделенной Тома нет страха перед потерей своей индивидуальности, поэтому она часто встречается у сумасшедших и самоубийц. Сильная Тома может питать фанатические идеи, так как она дает человеку склонность находить эмоциональный комфорт, отождествляя себя с чем-то великим. Часто эти люди ощущают себя проводниками неких высших сил, их посланниками и служителями. Многие из них являются хранителями забытых религиозных традиций, возрожденных ими из древних культов. Сильная Тома делает человека зависимым от авторитетов, коллективов, собственных инстинктов. Она освобождает от сомнений.

Когда в карте сильно задействована вся ось, это создает особую динамику в эмоциональной жизни. Тома дает возможность ощущать пульс народа, времени, а Лилит — свою избранность, уникальность, возможность выразить себя. Никто так остро не чувствует свое одиночество, как люди с сильными Лилит и Тома. Им знаком диапазон чувств от экстаза полного слияния, растворения в чем-то до опьянения своей собственной персоной, когда удается особенно блестяще представить ее миру. Им знакомо и наслаждение отдаваться, и счастье владеть. Поэтому они обречены на почти постоянный стресс, никогда не достигая окончательного удовлетворения.

Для Тома не существует никакого противостояния индивидуальности и коллектива, человека и природы, человека и Бога. Существует лишь естественное подчинение, как рука подчиняется человеку, будучи частью его самого, так и человек подчинен тому, что выше его. На низком уровне человек Тома слишком хорошо знает, что у него есть благодетель. Вера для них не есть предмет дискуссии или рационализации. За веру можно бороться, погибнуть, даже убивать других, неверных, но проникать в святая святых каким-то выскочкам они не позволят. На высоком уровне — это действительно святые, отшельники, монахи.

Люди Тома склонны больше доверять своей совести, чем придуманным законам, своему чувству больше, чем размышлению. В крайнем варианте эти люди вообще отрицают цивилизацию, культуру, т.е. все, созданное человечеством. Но этот путь может вылиться даже в отрицание самого себя, своей души.

Ось Раху — Кету

В Индии восходящий узел (☊) называют головой дракона, а нисходящий (☋) — хвостом. Согласно преданию, этот демон (асура) получил бессмертие, самовольно выпив чашу амриты. Но едва амрита дошла до его горла, Солнце и Луна заметили Раху в толпе богов, и донесли о нем Вишну. Разгневанный Вишну разрубил Раху на две части своим диском (чакрой), но так как демон, выпив африты стал бессмертным, его две половины не погибли, а вознеслись на небо. Иногда голова бессмертного и постоянно голодного дракона проглатывает Солнце или Луну, желая им отомстить, но надолго удержать их внутри себя не может, через некоторое время такая же история приключается с его хвостом. Голову дракона — Раху за ее захватнические тенденции астрологи Индии соотносили с принципом Юпитера, а хвост дракона, выполняющий функции усвоения, концентрации и выделения — с принципом Сатурна. Именно отсюда берет начало бытующее среди современных астрологов представление о Раху как благоприятном показателе, а о Кету как показателе неблагоприятном.

На самом деле все несколько сложнее. По Раху человек стремится ко всему новому — переживаниям, контактам, знаниям, но если его жизнь становится реализацией принципа «не съем, так понадкусываю», то довольно скоро он столкнется по Кету с проблемой усвоения «огрызков». Так возникает то, что в эзотерических кругах принято называть кармой. Поэтому, при проработке Раху, особенно с дисгармоничными аспектами, необходимо руководствоваться следующей простой заповедью: не расширяй судьбы своей, не стремись брать на себя больше, чем на тебя возложено.

Приблизительно через каждые 18-19 лет лунные узлы возвращаются на свои прежние места в радиксе. Это дает нам возможность несколько раз в жизни глубоко осознать свои кармические задачи и позволяет свою карму смягчить или даже искупить как своим мышлением, поведением, действиями, своим отношением к друзьям и близким, к окружающему миру. В это время человек переживает очередной духовный кризис, ему дается очередная возможность освободиться от накопленного хлама, лишнего балласта.

Первый раз это происходит на 19-й год жизни, в этом возрасте человек часто впервые ставит перед собой вопрос «кем быть?». В следующий раз, такие возможности даются на 38-м году жизни, часто именно это время становится переломным моментом в судьбе творческих личностей, когда они вдруг ясно осознают все ошибки и последствия своих действий. В это время важно не просто раскаяние, а осознание, ведь процесс индивидуации требует от нас не самобичевания, а усвоения горьких уроков собственных ошибок. Такая возможность дается еще раз на 57-м, потом на 75-м и еще раз, а для многих в последний, на 95-м году жизни.

В эзотерической астрологии ось лунных узлов связывает наши прежние инкарнации с настоящей и будущей. Символом Кету является ваза, в емкости которой хранится и наша карма, накопленная в наших предыдущих жизнях и опыт, приобретенный в предыдущие годы нынешней жизни. Прошлый опыт всегда оказывает влияние на подсознание человека, поэтому, анализируя положение Кету и аспекты к нему можно выявить подсознательные стереотипы действий человека в той или иной ситуации. Другие люди, имеющие свои натальные планеты в соединении с Кету исследуемого человека могут восприниматься им как давние знакомые. Даже если локальный Меридиан какого-нибудь города аспектирует Кету, это может вызывать у этого человека ощущение, что он здесь уже был. Но стоит ли все списывать на прошлые жизни? Если человек был в похожей ситуации, это еще не означает, что ситуация должна повторяться полностью. Факторы, аспектирующие Кету как бы запрашивают подсознание «где я это мог видеть?» и оно с готовностью формирует ответ из фрагментов имеющегося в нем опыта.

Само расположение Раху в оппозиции к Кету подразумевает разрушение сформированных ранее стереотипов. По Раху часто происходят события, предлагающие человеку поискать новые решения или способы действий, он или находит или ошибается, создавая карму. Поэтому все действия, происходящие с участием Раху, кроме новых возможностей создают и весьма значительные последствия свободного выбора. Если приобретенный опыт полностью соответствует условиям окружающей среды, то человек совершенно бессознательно делает правильный выбор, даже не заметив этого. В этом случае Кету становится весьма благоприятным показателем, по которому приходят результаты часто в виде неожиданных подарков, находок, удачных знакомств.

Раху в конъюнкции с планетами или элементами гороскопа указывает на необходимую программу эволюции данного воплощения, на те качества или принципы, которые человек должен усвоить в обязательном порядке. Кету в соединении с планетой или элементом карты часто символизирует принцип, который был хорошо усвоен в прошлых воплощениях, а теперь он отшлифовывается до совершенства. Но это никоим образом не дает повод к тому, чтобы строить всю свою жизнь только вокруг данного принципа, скорее наоборот, данный принцип должен быть гармонично связан со всеми остальными проявлениями жизни.

Планеты, находящиеся в напряженных аспектах к узлам Луны указывают, что в прошлых воплощениях принцип данных планет был понят или использован неверно. Сейчас эти ошибочные представления должны быть пересмотрены и устранены, иначе они будут мешать выполнению своего кармического предназначения. На физическом уровне такие планеты часто указывают на необходимость пожертвовать чем-либо для достижения собственных целей.

Гармоничные аспекты к лунным узлами всегда указывают на те принципы и сферы жизни, которые могут помочь в эволюционном развитии, избавиться от конфликтов и неприятных ситуаций. Они могут указывать и на те качества души или характера, которые нравятся окружающим в этом человеке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астрологический Аспектариум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я