Книга для вожатого

Алекс Прядко

Книга для вожатого – это аналитический сборник материалов, накопленный за двадцать лет работы в детских оздоровительных лагерях.

Оглавление

  • Многопрофильная вариативная программа

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга для вожатого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Алекс Прядко, 2023

ISBN 978-5-0059-8523-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Многопрофильная вариативная программа

«Планета Детство»

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:

— Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

— Конституция Российской Федерации (принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года);

— Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 17.12.2009г. №326-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Типовое положение о детском оздоровительном лагере (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. №18—2/10/1—2188);

— Национальный стандарт Российской Федерации услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления ГОСТ Р 52887—2007;

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6.09.2009 г. №273);

— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (СанПиН 2.4.4.1204—03 от 17.03.2003 №20);

— Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей (МР 2.4.4.0011—10) Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование РФ;

— Рекомендации по организации деятельности загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей (утв. Постановлением Минтруда России от 10 апреля 2000 года №29).

Актуальность программы:

Настоящая многопрофильная вариативная программа «Планета Детство» является комплексной по направленности, и долгосрочной по продолжительности, объединяя различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Она рассчитана на реализацию в течение ряда лет, учитывая этапы развития лагеря.

Одной из предпосылок реализации данной программы, опирающейся на личностно-ориентированный поход и эмоционально-ценностный компонент в организации отдыха и оздоровления детей, является позиционное самоопределение педагогического коллектива лагеря в понимании ребенка как субъекта саморазвития в структуре педагогического взаимодействия. Это проявляется через уровни поведенческой и деятельной активности детей в процессах организации принятия целей и планирования основных форм отрядной и общелагерной жизни.

Программа «Планета Детство» способствует реализации одной из важнейшей долгосрочной цели — организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярные периоды, создание оптимальных условий для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста детей.

Наиболее эффективной формой для реализации этой цели являются многопрофильные направления лагеря, характерной особенностью которых стала адаптированность содержания работы к интересам детей.

Система многопрофильных направлений является важной и неотъемлемой частью, обеспечивающей ребенку возможность для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих потребностей. Программа выстроена с учетом психолого-педагогических особенностей детей, их стремления к групповой деятельности, потребности в самоутверждении среди сверстников.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей воспитания и оздоровления, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в оздоровительных лагерях. Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время каникул происходит разрядка накапливающейся в течение учебного года напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

— повышением спроса родителей и детей на организованный отдых в условиях загорода;

— необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

— обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

— модернизацией старых форм работы и введением новых;

— необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Цель, задачи и принципы работы

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный, активный, интеллектуально и эмоционально насыщенный отдых детей, их оздоровление и всестороннее творческое развитие личности ребенка на основе его включения в соуправление жизнедеятельностью лагеря.

Задачи:

Воспитательные:

— создавать условия для реализации творческого потенциала детей;

— воспитывать гражданско-патриотические чувства, культурные и духовно-нравственные ценности у детей и подростков;

— организовывать положительно насыщенное общение и взаимодействие детей и взрослых, способствуя социализации личности ребенка.

Оздоровительные:

— содействовать обеспечению процесса оздоровления детей условиями загородного лагеря;

— организовать систему спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

— способствовать закреплению навыков к здоровому образу жизни.

Развивающие:

— развитие кругозора и потребности в интеллектуальной деятельности детей;

— развитие творческого потенциала детей посредством организации тематических дней и сюжетно-ролевых игр;

— развитие различных форм общения в разновозрастных группах, посредством организации социальнозначимой деятельности детей.

Принципы деятельности педагогического коллектива:

— осуществление системно-деятельностного, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к вовлечению детей в различные виды деятельности на основе учета интересов каждого ребенка;

— использование здоровьеформирующих технологий при организации многообразных форм отдыха детей;

— организация инновационно-творческого подхода в деятельности педагогического коллектива и органов детского самоуправления.

Реализация системно-деятельностного подхода будет обеспечиваться созданием системы воспитательных мероприятий, позволяющих детям осваивать и применять на практике полученные знания и формированием активной деятельностной позиции.

Личностно-ориентированный подход направлен на формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур, формирование основ российской гражданской идентичности и чувства гордости за свою Родину, развитие толерантности, принятие и освоение своей социальной роли, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе, формирование эстетических потребностей, ценностей, этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, мотивации к творческому труду и работе на результат.

Здоровьеформирующие технологии будут способствовать формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям, пробуждению в детях желания заботиться о своем здоровье, формированию установки на использование здорового питания, использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развитию потребности в занятиях физической культуры и спортом, применение рекомендуемого врачами режима, формированию знания негативных факторов риска здоровью, становлению навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ, формированию потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитию готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Направления развития личности ребенка:

— Спортивно-оздоровительное,

— Духовно-нравственное,

— Гражданско-патриотическое,

— Социальное,

— Общеинтеллектуальное,

— Общекультурное.

Содержание программы

Программа состоит из двух модулей:

— деятельностного «Орбита Творчества»,

— здоровьеформирующего «Орбита Здоровья».

Модуль «Орбита Здоровья» предполагает реализацию спортивно-оздоровительного развития личности, а также организацию и проведение разнообразных по форме и методике здоровьеформирующих мероприятий:

— утренняя зарядка (спортивная для мальчиков, танцевальная для девочек);

— спортивные, массовые, танцевальные мероприятия;

— беседы, часы общения, выпуск санитарных бюллетеней, газет.

В том числе на формирование здоровья и здорового образа жизни оказывают: полноценное питание, определенный во времени распорядок дня и свежий воздух.

Модуль «Орбита Творчества» ориентирован на деятельностное направление программы и предполагает реализацию пяти направлений (духовно-нравственного, гражданско-патриотического, социального, общеинтеллектуального и общекультурного):

— проведение оргсборов отрядов;

— организация общелагерных и внутриотрядных творческих конкурсов и мероприятий, экскурсий и походов;

— работа клубов, секций и мастер-классов по интересам;

— организация тематических дней, коллективных творческих дел, общественно полезных практик.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Многопрофильная вариативная программа

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга для вожатого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я