Жизнь Души. Самопознание без религии

Алекс Ли́вит

Духовное образование – это ясное понимание основы всех религий, основ философской мысли, философского значения фундаментальных научных открытий в области устройства мироздания, а также основы законов человеческих и законов устроения бытия. Это целостная непротиворечивая картина мироздания, понимание содержания и смысла жизни. Это открытие конкретного пути самореализации и практического самопознания и освобождение от разного рода манипуляций. Всё это и много более Вы найдёте в этой книге.

Оглавление

Введение

28 октября 2018 года я решил начать писать вторую книгу в дополнение к «Жизнь Души — Практическое самопознание» по причине того, что первая книга, похоже, оказалась слишком сложной для понимания читателей, не погружённых уже́ какое-то время в процесс активного поиска истины. Поэтому в новой книге, которую сейчас Вы держите в руках, мы сведём к минимуму цитаты, ссылки на произведения других авторов и на «священные писания» и рассмотрим насущные проблемы, с которыми все мы так или иначе сталкиваемся в повседневности. Каждая такая проблема будет сформулирована в явном виде с заголовком. И чтобы отделить её от основного текста, будут использоваться три звёздочки, как здесь:

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀*⠀ *⠀ *

Эта книга не коснётся вопросов религии — насколько это возможно, не заденет Ваши верования — насколько это возможно, не потребует от Вас никакой специальной подготовки. Оговорка «насколько это возможно» связана с тем, что религия в явном и неявном виде глубоко вплетена в нашу жизнь: культуру, традицию, законы, социальные стандарты и т.д., поэтому не затронуть её вовсе представляется маловероятным. Что же касается разных верований, то они совсем не обязательно связаны с религией, но их общей основой является догматизм, существенно препятствующий применению разумного критического подхода и достижению взаимопонимания. Таким образом, единственное, что будет нужно для нашего общения, — это включение разума — для достаточно глубокого размышления о содержании и смысле нашей жизни, понимание которого определяется, в первую очередь, образованием.

Что осталось от Вашего школьного образования? — Что Вы помните из школьной программы объёмом в 10—11 лет обучения по 30—40 часов в неделю? — Я вряд ли ошибусь, если скажу, что большинство из нас забывает практически всё, чему нас учили в школе, уже́ через несколько лет после её окончания. Олимпиады, экзамены, экскурсии, познавательные шоу, мастер-классы и т. д. — из всего этого в голове не задерживается ровным счётом ничего! В сухом остатке мы имеем, главным образом, приобретённые навыки: мы научились читать, писать, считать, запоминать, кое-как размышлять и понимать художественные образы, — что, однако, не сделало для нас картину жизни ощутимо яснее, а саму жизнь — понятнее. Учебные учреждения следующего уровня (училища, техникумы, колледжи, институты, университеты и т.д.) в основном продолжают выстраивать структуру образования на заложенном в школе фундаменте, нагружая мозг различной информацией преимущественно энциклопедического или узкоспециализированного характера. И обратите внимание: при этом, что у школьников, что у студентов, чаще всего вообще нет ни малейшего понятия, зачем им нужна бо́льшая часть учебного материала, и в чём цель учебного процесса в каждый конкретный момент времени. В этой связи́ у учащихся возникает естественный барьер, блок, неосознанный внутренний протест, обусловленный нежеланием проделывать бессмысленную работу, который им приходится преодолевать, совершая над собой усилие (принуждение) под напором требований учебной программы. Такое совершенно ненужное насилие над разумом учащихся существенно препятствует их естественному стремлению к самопознанию. Неудивительно, что, «отмучившись», мы так легко и незаметно для самих себя выбрасываем из головы весь этот ненавистный мусор. И это, в первую очередь, свидетельствует о том, что общепринятая система образования не даёт главного: фундаментального основания и необходимого материала для строительства несокрушимого здания знаний — мировоззрения, формирующегося на познаниях подлинной действительности.

Банк данных, накопленных человечеством за несколько тысячелетий, уже́ давно не представляется возможным объять индивидууму, и объём этих «знаний» ежедневно нарастает, как снежный ком, однако человечество до сих пор не имеет чётких ответов на фундаментальные вопросы бытия: кто мы? откуда мы? зачем мы здесь? и куда мы идём? — соответственно, нет и целостной непротиворечивой картины мироздания, в которой любые знания имели бы своё конкретное место, описывая либо иллюзию, либо реальность. Поэтому люди в большинстве своём смотрят на мир не разными, — а одинаково «потерянными» глазами шаткого мировоззрения, основанного не на Истине, а на верованиях, предположениях (гаданиях), теориях (фантазиях) и предрассудках. В такой ситуации ничто не представляется разуму незыблемым, надёжным, — отсюда и устройство общества, и качество жизни, и уровень ценностей… Всё это отражает принятый осознано или бессознательно и действующий в сознании закон — программа самовосприятия и устроения жизни индивидуума, общества, всякого бытия. Эта программа (закон) может либо содействовать естественному стремлению человека к самопознанию, либо препятствовать ему (способствовать познанию иллюзии, лжи), либо выстраивать счастье и гармонию, либо плодить конфликты и противоречия, либо пробуждать разум светом истины, либо погружать сознание в иллюзию («тьму» неведения). И образование (в том числе самообразование) определяет то, какой конкретно закон мы постигаем, принимаем и реализуем практически.

Данная книга предложит вариант содержательного наполнения учебного процесса для формирования полноценного образования, свободного от догм мировоззрения и осознанного развития таких ключевых навыков, как: поиск и логический анализ информации, проведение расчётов, запоминание, интерпретация образов, обобщение, а также устная и письменная коммуникация.1 Под полноценным образованием здесь подразумевается система знаний, открывающая человеку целостную непротиворечивую картину мироздания, способность подлинной самоидентификации и самостоятельного осознанного самопознания. Возраст учащегося при этом не имеет ни малейшего значения, — было бы искреннее желание учиться.

Надеюсь, эта книга окажется полезной и Вам, и Вашим детям в равной степени. Что же касается инструментов для реализации предложенных в этой книге идей, — лучше было бы привлечь для их разработки и практического применения профессиональных грамотных психологов и педагогов, разделяющих предложенные в данной книге идеи и ценности на 100%. Уроки, описанные во II-й части данной книги, — возможно, далеко не лучшие примеры инструментов. И уж конечно, они охватывают далеко не все темы и вопросы полноценного образования, главная цель которого — обеспечить разум фундаментом, необходимыми материалами и навыками для самостоятельного созидания (восстановления в сознании) мировоззрения Единства. Однако же и первая, и вторая части данной книги дают достаточно ясную картину содержания и инструментов полноценного образования, и с этим арсеналом взрослому человеку вполне можно двигаться дальше полностью самостоятельно. Для детей же учебный процесс, разумеется, потребует большей детализации объяснений, большего количества примеров, обязательной самостоятельной практической работы и многократного повторения для закрепления полученных навыков и знаний. Я не имею профессионального образования педагога или психолога и не претендую на эту роль, так что для организации обучения учащихся школ и студентов ВУЗов по предлагаемой программе данную книгу можно использовать не как готовый курс, а лишь в качестве шаблона для построения полноценного (хотя бы факультативного) курса. Ну и, конечно, эту книгу полезно использовать для семейного самообразования — представителям всех поколений без исключения.

При изучении любой информации необходим так называемый «критический подход», но что это означает? С какой позиции нужно «критиковать», или воспринимать критически? Если подходить с позиции своего имеющегося на каждый момент знания, которое всегда ограничено и, по крайней мере, частью (а то и полностью!) непременно ложно, то неизбежно столкновение мнений, из которых предпочесть одно другому нет справедливого способа. Из этого вытекает серьёзная проблема взаимопонимания, поскольку при столкновении мнений прийти к общему знаменателю, как показывает вся история человечества, у людей никогда не выходит. Итак, частное мнение в качестве опоры для «критического подхода» не годится, но почему? — Уразуметь ответ на этот вопрос крайне важно, что и будет рассмотрено далее.

Частное мнение выражает содержание индивидуального ума, а ум всегда выстраивает многовариантные последовательности причинно-следственных связей, которые иначе можно представить как сложно структурированную сеть, отражением чего в физиологии2 является структура мозга. Сформированная таким образом картина ума (для него самого) однозначно претендует быть истинной или, уж как минимум, правильной, отсюда у индивидуума и возникает чувство правоты, адекватности, уверенности в себе и т. п. Вследствие разного содержания ума у индивидуумов они опираются на разные причинно-следственные связи, и доказать друг другу свою правоту либо неправоту оппонента становится безнадёжной и крайне неблагодарной задачей. Это противоречие кажется совершенно непреодолимым, и означает оно, по сути, что у каждого человека «своя истина», что косвенно подтверждается уникальностью квалиа3, «косвенно» — поскольку чувственное восприятие не имеет прямого отношения к логике. На этом основании появился софизм,4 отвергающий саму возможность существования объективной истины, что на практике обесценивает абсолютно всё, лишая тем самым общество вообще каких-либо твёрдых ценностей, приводит к оправданию любой морали и ужасающему падению нравственности. Я намеренно добавил здесь чувственный эпитет, чтобы Вы, читая или слушая, могли проверить себя — отражается ли он какой-либо хоть отдалённо сходной эмоцией в Вашем восприятии: если нет, то Вы, к сожалению, не очень понимаете, о чём идёт речь. Посмотри́те фильм «Пятый элемент» («The Fifth Element», 1997), точнее, фрагмент из этого фильма,5 где Лилу просматривает историю человечества, — к прямым следствиям принципов софизма относятся все наши беды.

Итак, «у каждого своя истина» — это не вариант, это мы уже́ проходили, и ничего хорошего из этого не вышло. Другой вариант, который мы также пробовали многократно, плоды которого нам также хорошо известны, и всё-таки мы упорно продолжаем наступать на эти грабли, — это следование авторитету. Что же плохого в том, чтобы следовать за умным человеком? Давайте рассмотрим этот крайне важный вопрос с достаточной детализацией.

Во-первых, необходимо отдавать себе отчёт в том, что́ представляет собой авторитет. Известная медийная личность с миллионами подписчиков в социальных сетях, один «пост»6 которой запускает людей в движение, — это авторитет? Нет, в действительности это продукт идеологии, которая в свою очередь формируется настоящим авторитетом. Отсюда должно быть понятно, что настоящий авторитет — это всегда власть, управляющая умами средствами разного вида пропаганды, начиная с рекламы и новостей и заканчивая системой образования, которая занимается принудительным обучением подопечных в жёстких рамках идеологии вплоть до их гробовой доски. Таким образом, авторитет — это система, паразитическая структура, выстроенная конкретными людьми для управления толпой, поэтому авторитет кровно заинтересован в удержании последователей, принимающих его водительство. За системой всегда стоит личность или ограниченный круг личностей (так называемая «элита»), так что следование авторитету, в сущности, означает отключение собственных мозгов и вовлечённость в культ личности — таков независимый принцип, с какой бы «прекрасной» личности это ни начиналось. Ярче всего этот принцип реализован в религии, однако не сто́ит обольщаться своей непричастностью к религии в явном виде, если Вы не считаете себя религиозным (ой). Лишь сто́ит копнуть поглубже и начать разбираться в содержании своего индивидуального ума (мировоззрения), как может выясниться, что Ваше мировоззрение устроено в точности на тех же принципах. Хотите выяснить, так ли это? — Нужен ли Вам ещё «критический подход»? Готовы ли Вы отнестись критически к собственному багажу знаний?

Итак, следование авторитету — это тоже не вариант, если Вам не безразлично, идёте ли Вы путём разума или куда Вас ведут. Для пути разума требуется самостоятельность, но самостоятельность, разумеется, не значит, что не нужно никого слушать и ни у кого учиться. Между «учиться» (в том числе, на чьих-то примерах) и «следовать авторитету» — огромная разница. Что же у нас останется для реализации критического подхода и взаимопонимания, если мы отвергнем концепцию «у каждого своя истина» и следование авторитетам? У нас останется совместный поиск истины (учения о реальности бытия) с непременным анализом собственного здравомыслия, проведение самостоятельных исследований и выбор всякий раз из всех доступных вариантов наилучшего для своей души, — это и есть «критический подход», путь разума и прочная основа для достижения взаимопонимания.

Теперь можно более осмысленно ответить на вопрос: какие книги считать великими? Показателем величия однозначно не является общественное признание и статус бестселлера, поскольку, в сущности, это означает признание толпы, а толпа, как показывает вся история человечества, податлива манипуляциям и более чем склонна к заблуждениям. Показателем величия также не является «авторитет» автора (известность, личные заслуги, титулы, награды и т.п.), поскольку любая личность может быть продуктом системы идеологической пропаганды, — по сути, крючком, на который продавцы ловят наивных потребителей для продвижения им под видом реальных ценностей бестолковой интеллектуальной продукции. Разумеется, из этого не следует, что книги известных авторов, пользующиеся признанием читательского общества, обязательно несут ложные ценности. Это означает лишь, что нужно во всём разбираться самостоятельно, применять критический подход к любому содержанию с позиции совместного поиска истины, но ничего не принимать на веру.

Таким образом, к действительно великим, пожалуй, можно отнести книги, которые ставят фундаментальные вопросы, посвящают им серьёзное исследование и предлагают на них обоснованные ответы. Это книги, раскрывающие какую-то часть Истины в образах своего времени, Истины — о том, кто мы, откуда мы, зачем мы здесь и куда мы идём. То есть, это книги, посвящённые универсальным непреходящим общечеловеческим ценностям. Все прочие книги — это совсем другой масштаб, а потому даже при всей их художественной гениальности и полезности их всё же нельзя назвать воистину великими.

В этой связи́ весьма показателен пример Льва Николаевича Толсто́го, который в своих дневниках, оценивая своё литературное творчество в конце жизни, высказался примерно так: «Человечество склонно к написанию книг и написало их уже́ столько, что никакой жизни не хватит, чтобы прочесть их все, тогда как большинство из этих книг не являет собой никакой жизненной ценности. Но люди продолжают тратить своё драгоценное время на всю эту чепуху. Я тоже написал несколько таких книг, которыми восхищается непросвещённое общество, однако мне самому́ теперь даже стыдно, что я писал их. Между тем, есть всего несколько подлинно сто́ящих книг, представляющих собой сконцентрированную мудрость человечества, — именно эти книги и являют главную ценность, и они должны быть удостоены внимания каждого приходящего в мир человека в первую очередь…»

Разделяя эту мысль на все 100%, я, тем не менее, взялся за написание данной «ещё одной» книги, претендующей попасть в число творений, выражающих сконцентрированную мудрость человечества, достойной приоритетного внимания, по крайней мере, в настоящее время. Это означает, что каждое предложение в этой книге потребует от читателя сосредоточенности, проникновенной внимательности, труда понимания и немалых усилий для самостоятельного исследования. Иначе от представленной информации не будет никакого толка.

Данная книга написана в дополнение к первой книге «Жизнь Души — практическое самопознание», и в сущности, обе книги составляют одно целое. Содержание этих книг — это не теория, а практический результат пройденного пути. Как многие, я получил два высших образования, некоторое время строил карьеру, работая по найму, а затем стал предпринимателем и реализовал вместе с друзьями-партнёрами несколько довольно успешных бизнес-проектов. Однако все эти и многие другие части личной истории я не считаю чем-то важным. Главным для меня всегда было понимание устройства и смысла жизни, — и этим исследованиям я посвятил уже́ более 30 лет применительно ко всем областям познания, а это: религия, философия, наука и искусство. Конечно, я не стал экспертом во всех областях, это и не было моей целью. Я стремился добраться до фундамента, на котором строится всякая теория познания и всякий познавательный процесс. В результате получилось сформулировать фундаментальную систему знаний, которую, на мой взгляд, можно описать как: «целостная непротиворечивая картина мироздания». По моему опыту, это весьма качественный рабочий материал для реального самостоятельного духовного образования. Такого образования не даёт никакое высшее (и уж тем более, среднее) учебное заведение, никакая религиозная организация и никакие другие известные мне философские учения и школы, включая каббалу.

Под духовностью я не имею в виду ничего религиозного. Религия просто присвоила себе этот термин и использует его не по назначению. Например, такие выражения, как «духовный сан» или «духовное лицо», лишь подчёркивают, что в действительности религия наделяет этот термин смыслом принадлежности к административной иерархии. Тогда как истинная духовность всегда указывает на подлинные общечеловеческие ценности и означает высшую степень нравственности, человечности, — чего так не хватает в устроенном нами обществе.

Итак, что же включает в себя заявленное духовное образование:

— Во-первых, это ясное понимание основы всех религий, основ философской мысли, философского значения фундаментальных научных открытий в области устройства мироздания, а также основы законов человеческих и законов устроения бытия.

Без этих знаний попросту невозможно сделать разумный, осознанный выбор своего жизненного пути! А значит, выбор за Вас сделает государственная пропаганда и/или какая-либо организованная идеология.

— Во-вторых, неотъемлемая часть духовного образования — это наличие чётких и аргументированных ответов на фундаментальные вопросы человечества: кто мы? откуда мы? зачем мы здесь? и куда мы идём? — с описанием целостной непротиворечивой картины мироздания, отражающей содержание и смысл жизни.

Без этих знаний систему Ваших ценностей и смысл Вашей жизни опять же с большой степенью вероятности определит государственная пропаганда и/или какая-либо организованная идеология.

— В-третьих, духовное образование — это ясное понимание причин и механизмов психологических проблем, касающихся как самовосприятия, так и человеческих взаимоотношений, а также это умение пользоваться инструментами, чтобы разобраться с любыми психологическими проблемами самостоятельно. Это свобода от рамочного мышления, то есть от ограниченного, искусственно специализированного понимания жизни, а значит, от всех форм догматизма, включая религиозность.

Без этих знаний попросту невозможно прийти к независимости, здравомыслию и психическому здоровью.

— В-четвёртых, духовное образование — это способность различения реальности от иллюзии и правды от лжи, а также владение инструментами для самостоятельного анализа, регулярного переосмысления и осознанного формирования собственного мировоззрения, соответствующего реальности бытия.

Без этих знаний невозможно обрести и сохранить адекватность понимания, восприятия, мышления, оценки… и даже чувствования.

— В-пятых, духовное образование — это развитие ключевых навыков, необходимых для самостоятельного эффективного познавательного процесса, единственно делающего человека подлинно знающим, а потому свободным от всякого страха и разного рода манипуляций.

Без этих навыков все перечисленные выше знания и способности не получат поддержки и со временем будут неминуемо утрачены.

— И, в конце концов, духовное образование — это открытие конкретного пути самореализации и практического самопознания — без религиозной мистики и ритуалов, без непонятного символизма, без «заумных» терминов и без логических противоречий и тупиков.

Всё это и много более Вы найдёте в книгах «Жизнь Души — практическое самопознание» и «Жизнь Души — самопознание без религии». Кроме того, у Вас есть возможность предметного общения с автором — через социальные сети или на авторских семинарах можно задать свои вопросы, выразить несогласие, разобрать аргументацию и принять участие в живом обсуждении самых разных тем.

Надеюсь, и Ваше общение с окружающими людьми станет по-настоящему содержательным, и Вы найдёте путь к подлинному единению и искренней нелицеприятной любви.

На этом вводная часть окончена, приглашаю Вас к основной, содержательной части.

Алекс Ли́вит7

P.S.

Возможно, эта книга — ответ на Ваши молитвы, или ответ на запрос Вашей души. А может быть, она просто письмо, ожидающее, когда Вы обратите на него своё внимание.

Что за жизнь без знания Истины? — Это нам известно, но всё же вряд ли это кого-то устраивает на 100%. А что за жизнь со знанием Истины? — Почему бы не потрудиться ради этого понимания? Ведь риск невелик: если получится, мы утратим лишь иллюзии, а если не выйдет, то останемся при своём.

Абсолютная Истина существует! Надеюсь, эта книга поможет Вам открыть себя воплощением Истины в подлинной свободе.

Если Вы познаете Истину, должно что-то произойти… Как минимум, должен проявиться путь к Свободе, пониманию Жизни и Любви! Если Вы не найдёте пути в данной книге, выбросьте её без сожалений и с тем же подходом ищи́те дальше.

Идей и книг, пытающихся выразить объективную Истину, немало. И, увы, все они извращаются воспринимающим умом. И всё же я надеюсь, что эта книга принесёт Вам прозрения несравнимо больше, чем поводов для заблуждения!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь Души. Самопознание без религии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В своей книге «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» Мортимер Адлер выделяет отдельно навык чтения и посвящает его описанию серьёзный труд, который я, безусловно, рекомендую Вам прочитать — с моими комментариями к нему, которые приведены в приложении в конце данной книги. Здесь же я не рассматриваю навыки настолько подробно, поэтому навык чтения включён мной в состав коммуникации.

2

Физиология — наука о функциях, отправлениях организма; сами эти функции и законы, ими управляющие.

3

Квалиа (от лат. qualia (мн. ч.) — свойства, качества, quale (ед. ч.) — какого сорта или какого рода) — термин, преимущественно используемый в аналитической философии сознания для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода (от первого лица). Введён американским философом К. И. Льюисом в 1929 г.

4

Философское направление, распространённое в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV века до н.э.

5

https://www.youtube.com/watch?v=y9_Gr5FYUD4

6

От английского «post» — вывешивать, расклеивать (объявления, афиши); сообщать, объявлять (о чём-либо) или рекламировать (что-либо) с помощью афиш, плакатов, объявлений. Сейчас словом «пост» обозначается также всякое сообщение в социальных сетях.

7

«Ли́вит» — ударение на первый слог — псевдоним автора «Alex Leaveit». Фамилия псевдонима образована от английского «Leave it», что в переводе означает: «оставь это». Правильным произношением в данном случае будет именно «Ли́вит», хотя по правилам прочтения английского языка слово «Leaveit» нужно было бы произносить как «Лива́йт» (c ударением на второй слог), но это означало бы утрату смысла псевдонима.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я