История успеха Garanti Bank поистине уникальна. Назначенный его президентом Акин Онгор, поистине легендарная личность, всего за девять лет превратил заурядный турецкий банк в финансовый институт мирового уровня. Вместе с созданной им командой менеджеров Онгор реализовал программу перемен, затронувших буквально все аспекты работы банка, рыночная стоимость которого за эти годы увеличилась со $150 млн до $5 млрд, а годовая прибыль – с $85 млн до $500 млн. Банк превратился в мощный холдинг, имеющий филиалы в Голландии и России, а в Турции – успешные страховые и лизинговые компании. В противовес широко распространенной фразе «После нас хоть потоп» Онгору удалось в рамках созданной им культуры Garanti внедрить новый принцип «После меня – продолжение…», который во многом определил фантастический успех банка и стиль работы его лидеров.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги После меня – продолжение… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Видение
Голова его на небе, а ноги на земле!
У него грандиозные мечты, но он реалист
Взгляд в будущее и последующие шаги, которые позволили обосновать общее видение и указать верный путь развития
Во время бесед за завтраком с председателем совета директоров Айханом Шахенком я представил ему свое видение будущего банка Garanti и предложил план административных, финансовых и культурных радикальных изменений, даже реформ. Их нужно было провести с учетом перемен, которые произошли как в отечественной, так и в мировой политической и экономической жизни после 1980 г., а также событий, четко характеризовавших расстановку сил в мире к 1991 г. Работая над своими прогнозами и расчетами, я отслеживал массу турецких и зарубежных изданий, пытался разобраться в тенденциях и делился своими идеями по решению различных проблем как национального, так и интернационального масштаба с людьми, уму и аналитическим способностям которых всецело доверял. Среди них были и мои коллеги, и признанные эксперты в своих областях.
Теперь, после впечатляющих преобразований, проведенных банком Garanti с 1991 по 2000 г., мы можем говорить о том, что во всех важных и успешных начинаниях команда руководителей целиком и полностью следовала намеченным планам, принимая во внимание как потенциальные риски, так и уникальные возможности. А все потому, что в прогнозах и расчетах были правильно определены не только миссия Garanti Bank, но и видение того, с помощью какой политики и стратегии можно добиться целей, запланированных на будущее.
Размышления о дальнейшей судьбе банка были оформлены в виде печатных изданий, и в конце 1991 г. все сотрудники получили по две брошюры — «Банковский сектор и Garanti в свете экономического и социального развития» и «Итоги совещания руководства, посвященного планам на 1992 г.». Если посмотреть на эти записи спустя 20 лет, можно увидеть не только все предпосылки великих перемен, произошедших в Garanti, но и любопытные прогнозы относительно политической и экономической ситуации в Турции и в мире.
Из записей с собрания совета директоров о планах на 1992 г.
Основные направления, характеризующие сегодняшнюю ситуацию в мире:
• переход от промышленной эпохи к информационной эре;
• переход от национальной к глобальной экономике;
• поворот к децентрализации;
• отказ от социалистической экономики и внедрение политики рыночной экономики;
• распространение культурного национализма вместе с глобализацией экономики;
• продолжение процесса приватизации;
• рост социальной активности женщин в политической, экономической и социальной сферах;
• усиление влияний религиозных течений по всему миру;
• переход от коллективного мышления к индивидуальному;
• повышение информированности в вопросах охраны окружающей среды…
Выдержки из отчетов годовых собраний за 1992, 1993 и последующие годы…
Предполагаемое развитие мировой политики:
• противостояние двух сверхмощных держав уходит в прошлое, в мире правит одна сверхдержава;
• ожидается объединение европейских государств, чтобы обеспечить баланс политических сил;
• развалился СССР, и есть надежда, что потепление в отношениях между странами поможет решить международные проблемы;
• с огромной скоростью произойдет либерализация в странах Восточного блока;
• одна за другой появляются существенные предпосылки к тому, что европейское сообщество совершит стремительный рывок и объединится в единый экономический союз;
• скорее всего, Югославия развалится на составные части, что приведет к возникновению больших проблем на Балканах.
Предполагаемое развитие мировой экономики:
• в мировой экономике возникнет три серьезных полюса — Америка, Европа и Китай с Японией, ставшие центром развития экономики в Тихоокеанском регионе;
• произойдет стремительная глобализация мировой экономики, и между странами разгорится конкурентная борьба за влияние на рынке;
• будут развиваться сферы сервиса и коммуникационных средств;
• увеличится поддержка стран Восточного блока со стороны Запада, появятся новые источники финансирования.
Предполагаемое развитие политических сил Турции:
• начинается эпоха коалиций;
• ожидается, что свободы и права граждан будут развиваться по западному типу; демократия станет более зрелой;
• для решения проблем в восточных и юго-восточных областях будут выискиваться более мягкие и демократичные методы;
• на этом этапе Турция не войдет в европейское сообщество, но тем не менее станет полноправным партнером этого блока при принятии общих решений; европейские страны Восточного блока станут очень первыми кандидатами на вступление в Европейское сообщество.
Предполагаемое развитие экономики Турции:
• будет продолжаться процесс либерализации и большей открытости внешнему миру;
• чтобы Турция заняла достойное место в мировой экономике, должны будут произойти необходимые организационные изменения, которые помогут в конкурентной борьбе;
• не будут прекращаться усилия по снижению инфляции;
• существенно увеличится число слияний фирм, усилится контроль за их себестоимостью;
• в результате пристального внимания Запада к странам Восточного блока Турция будет подзабыта;
• уменьшится влияние власти на экономику; будет набирать обороты приватизация.
Предполагаемое развитие банковского сектора в мире:
• европейские банки объединятся… чтобы стать более влиятельными и прибыльными, они будут развиваться, имея в штате меньшее количество сотрудников, чем раньше;
• японские банки будут расти за счет приобретения американских и европейских банков и таким образом укрепятся на рынке банковских услуг;
• западные банки, в первую очередь немецкие, обратят внимание на страны Восточного блока;
• западные банки будут инвестировать в развитие стран Тихоокеанского блока;
• в банковском секторе будут созданы новые продукты; все системы будут продолжать развиваться только с учетом интересов клиентов;
• банки будут обязаны работать с прибылью, оказывать влияние на рынок и полностью ему соответствовать.
Предполагаемое развитие банковского сектора в Турции:
• государственные банки, составляющие не менее 70 % от общего числа, будут либо приватизироваться, либо объединяться;
• государственные банки будут реструктуризированы, станут прибыльнее, что создаст серьезную конкуренцию на рынке;
• неприбыльные банки останутся за бортом;
• выживут только те банки, которые будут оказывать лучшие услуги при меньших расходах;
• будет создан общий центр по работе с кредитными картами и банкоматами;
• будет развиваться конкурентная разведка и создан центр по финансовым рискам; банки станут делиться друг с другом ценной информацией;
• банки все чаще будут вкладывать деньги в автоматизацию;
• будут радикально преобразованы системы управления данных для руководителей;
• практически все банки выйдут на рынок со своими активными предложениями;
• перестанут существовать банки, которые работают без учета требований рынка;
• значительно уменьшится вероятность получить прибыль, используя рискованные кредиты.
Мы с самого начала формировали свои взгляды с учетом именно этих оценок и предположений, на основании которых окончательно определились с видением предстоящих перемен.
Видение, миссия и позиционирование
До 1991 г. банк Garanti не представлял своих перспектив, и это никак не обсуждалось с сотрудниками. Когда же я был назначен на должность президента, мы открыто заявили о своих намерениях:
«Мы не самый крупный банк… Но мы станем самым лучшим банком».
В то время как банки не только в Турции, но и во всем мире стремились стать именно крупными, желание стать лучшим прозвучало как доказательство совершенно нового пути развития. Эту фразу еще нельзя было связать с видением, но она четко определяла роль Garanti в будущем и то место, которое ему следовало занять.
С началом глобализации и появлением концепции качества стало ясно, что впредь будет побеждать только сильнейший и что конкурентная борьба выходит на новый, более высокий уровень. Но мы верили, что самые эффективные компании не только устоят на ногах, но и приумножат свой успех. Если еще пристальнее рассмотреть наше желание стать лучшими, то следует сказать, что до того времени в любом бизнесе и особенно в банковском секторе базовым мерилом успеха считались не только фактор роста и укрупнения, но и превосходство по всем параметрам. В нашем же понимании быть лучшими означало следующее: «Работать эффективно и прибыльно, другими словами, быть гибкими и конкурентоспособными… предоставлять клиентам самый лучший сервис и продукт; быть лидерами на целевом рынке; добиться уважения и доверия; иметь самых лучших и самых довольных сотрудников, развитые технологии и перспективные проекты; у нас должен быть самый лучший руководящий состав; мы должны с большой почтительностью относиться к акционерам; проявлять заботу об окружающей среде, не забывать о народе; уметь предвидеть будущее, анализируя прошлое и настоящее; постоянно обновляться и развиваться; руководство должно не просто наблюдать за изменениями и каким-то образом на них реагировать — оно должно само стать инициатором перемен и направлять развитие банка в нужное русло…»
Есть еще одно обстоятельство, которое следовало бы учесть, — наше понимание того, с чем предстояло столкнуться в будущем, сформировалось в совершенно новую концепцию, которая пригодилась не только банку Garanti, но и всем деловым кругам Турции. Если говорить о терминах «видение» и «миссия», то после 1990-х гг. они вошли в турецкую деловую литературу и стали модными словами наряду с понятием «всеобщее управление качеством». Видение — это не точечная цель, которую можно достичь в короткие сроки, а долгий и многоплановый путь, многое суливший всем заинтересованным лицам. Подобная формулировка была абсолютным откровением не только для всех сотрудников Garanti, но и, без всяких сомнений, радикально меняла привычный порядок работы всего банковского сектора. Мы хотели расшатать устои, на которых держались турецкие банки, и выдвинуть абсолютно новые принципы.
Окончив Ближневосточный технический университет, я был решительно настроен никогда не работать в государственном секторе и банках. Я знал, с какими трудностями столкнулись мои родители, отдавшие госслужбе по 40 лет, и потому категорически не желал становиться чиновником. Ну а что касается работы в банке, то в те времена банковские работники смотрели на всех свысока, думая, что управление денежными потоками придает им особую силу и значимость. Это были такие снобы! Курсом валют и процентными ставками в те годы ведал Центробанк, но впоследствии, с приходом к власти в середине 1980-х гг. Тургута Озала, многое изменилось, и их больше никто не контролировал. Я посчитал, что в банковском деле наступила эпоха гигантских перемен, и в 1981 г. поступил на работу в банк.
В тот период практически все президенты банков имели финансовое образование, банковское дело считалось «искусством управлять деньгами, накапливать депозиты и выдавать кредиты»… Я же, в отличие от них, в университете изучал такие предметы, как управление бизнесом и маркетинг, и поэтому был сфокусирован на том, чтобы банк как можно лучше обслуживал своих клиентов. Я совершенно иначе воспринимал суть банковского дела. Шло время, и в 1991 г., когда мне предстояло приступить к обязанностям президента Garanti Bank, я стал первым генеральным директором с дипломом специалиста по маркетингу, да еще и из Ближневосточного технического университета.
О том, что Garanti Bank отныне будет не только покупать и продавать деньги, а станет организацией, в первую очередь ориентированной на клиента, на которого нельзя смотреть свысока, мы сообщили всем нашим сотрудникам, сформулировав это таким образом: «Наша миссия не ограничивается только осуществлением денежных операций. Банк является организацией по оказанию услуг, и цель его существования — соответствовать требованиям клиентов, совершающих финансовые сделки, и даже превзойти все их ожидания».
Этот подход, озвученный в 1991 г., был неожиданностью не только для сотрудников Garanti, а и для всех занятых в банковском секторе. Вместо определения банков как организаций, уполномоченных принимать депозиты, появилось понятие «компания по оказанию услуг»; вкладчики, владельцы сберегательных книжек и должники по кредиту стали «клиентами»; операции с текущими счетами и векселями, валютные сделки и т. п. получили определение «финансовые услуги»; открытие аккредитива или сберегательного счета, кредитование, работа с ценными бумагами объединились под общим термином «удовлетворение потребностей клиентов и забота о них». Новый подход был для Garanti поистине революционным; в последующие годы он должен был отразиться на всей деятельности банка и его результатах, что незамедлительно вывело бы нас на передовые позиции в конкурентной борьбе с другими банками.
Заявление, проясняющее нашу новую миссию и смысл существования, стало началом великих перемен, которые длились десять лет; стремление стать лучшими диктовало политику и стратегию банка.
Ставя перед собой такие волнующие душу и будоражащие ум задачи, топ-менеджмент набросал такой план действий:
1991–1994 гг. — стать лучшими в Турции;
1994–1997 гг. — стать международным банком;
после 1997 г. — стать лучшим банком в Европе.
И, наконец, в 1997 г. банк должен осуществить свою новую миссию, единогласно принятую руководителями самого высшего уровня. Она была сформулирована так: «Банк должен быть активным, гибким и эффективным, чтобы принести пользу…
• нашим клиентам;
• нашим акционерам;
• нашим сотрудникам;
• обществу и окружающей среде».
Именно так была сформулирована основная идея новой миссии. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, на официальном сайте Garanti Bank можно найти точно такую же фразу, потому что сегодняшний президент банка, как и большинство руководителей высшего звена, в 1997 г. был в команде, обсуждавшей видение будущего на новый срок.
Вот как об этом вспоминает Феррух Экер, который в те времена был моим заместителем:
В 1997 г. мы провели выездное обзорное собрание в Бодруме. Я думаю, что тогда началась вторая фаза в успешной карьере Акин-бея. Руководители банка обсуждали дальнейшие планы развития Garanti, его новую миссию, критические факторы успеха. Мы много и долго спорили в течение трех дней и в конце концов сошлись на том, что наш банк должен стать лучшим в Европе… не самым крупным, а именно лучшим. И в этом Garanti весьма преуспел. Мы не были банком, где все решения спускаются сверху, потому что их единолично принимает президент; принятые нами решения были результатом коллективной работы, можно сказать, мозгового штурма. Акин-бей не пошел ни на какие компромиссы, а немедленно приступил к действиям, ведь перед нами стояли новые задачи.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги После меня – продолжение… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других