Гид по детской безопасности для родителей дошкольников

Айрин ван дер Занде, 2013

Как без запугиваний обеспечить ребенку безопасное детство, поощряя его интерес к познанию мира, а самим оставаться спокойными и уверенными? Начните с этой книги: она состоит из очень простых правил поведения и способов их тренировки с детьми дошкольного возраста. В ней собран более чем тридцатилетний профессиональный опыт Айрин ван дер Занде, основателя международной компании по обучению безопасному поведению.

Оглавление

Из серии: Школа безопасности для детей и взрослых

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гид по детской безопасности для родителей дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как помочь детям понимать личные границы и выстраивать гармоничные взаимоотношения

По мере того как малыши и дошкольники становятся более независимыми и сами контактируют с миром, родители часто задаются вопросом: «Как научить ребенка определять личные границы? Как помочь ему выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми?»

У детей разные темпераменты, их поведение может меняться на различных этапах развития. Лучше всего принимать решения, исходя из собственного понимания своего же ребенка, быть готовым изменить стратегию поведения, не сравнивая его с другими малышами или с тем, каким он был раньше. Ваш малыш коммуникабельный или же очень стеснительный и сходится с другими не так быстро? Ему нужно больше времени для отдыха или, наоборот, больше активности? Он пытается скрупулезно следовать правилам или понимает границы дозволенного, лишь наскочив на них?

Создавать взаимоотношения и выстраивать границы дети учатся у взрослых, поэтому нам нужно показывать хороший пример и самим налаживать гармоничные отношения и устанавливать здоровые границы. Еще ничего не понимая, ребенок реагирует на стресс, интонацию, мимику и жесты.

Для гармоничных взаимоотношений с другими людьми нужны здоровые границы. А именно:

• Понимать, что безопасно, а что — нет; что корректно в эмоциональном и физическом плане.

• Знать свои права, уметь говорить о том, что устраивает, а что — нет.

• Уметь пользоваться своим телом и словами осторожно, чтобы не нарушить границы других людей.

• Понимать, что любые чувства — это нормально, но нужно уметь выражать их таким образом, чтобы не навредить другим.

• Уметь отстаивать права других людей, чтобы помочь сделать мир безопаснее и счастливее для всех и каждого.

Как только дети начнут передвигаться самостоятельно и что-либо понимать, их можно обучать различным социальным границам. Начните с осознания и признания того, что ПОД СИЛУ каждому ребенку, и отталкивайтесь от этого. Даже если придется направлять его в нужное русло постоянно и на протяжении нескольких лет, такие уроки будут усвоены.

За действиями малыша, желающего погладить кошку, нужно внимательно наблюдать, рассказывая и показывая, что надо «гладить нежно». Так дети научатся деликатно прикасаться и к остальным. Уже в раннем возрасте следует научить малышей тому, что иногда что-то НЕ НАДО трогать. Нельзя прикасаться к плите, потому что она «ГОРЯЧАЯ!». Прыгать на папу можно, но не тогда, когда он болен. Много чего можно брать в руки, но НЕ КЛАСТЬ в рот.

По мере развития речи и понимания дети могут начать применять простейшие навыки по защите своих и уважению чужих границ. К примеру:

• «Скажи: “Перестань, пожалуйста. Мне это не нравится”».

• «Послушай, что он говорит».

• «Расступитесь, ей тесно».

• «Отойди в сторону».

• «Это очень обидно. Не говори так».

• «Рот на замок».

• «Опусти руки вниз».

• «Скажи: “Мне это сейчас нужно. Ты можешь взять, когда я закончу”».

• «Сейчас моя очередь. Тебе нужно подождать своей».

Проявлять вежливость при встрече — потребность взрослых, но не детей. На наш взгляд, малыши не должны вступать в социальное общение со взрослыми, пока не будут к нему готовы. Дети могут научиться приветствовать взрослых, если вы это разрешаете, смотреть в лицо, махать ручкой, жать руку, говорить «привет» или «пока». Однако всему этому следует учить деликатно, не принуждая.

Если малышу трудно здороваться с новыми людьми, лучше всего показать все действия на собственном примере, а затем позволить ребенку делать это по-своему и тогда, когда он сам будет готов. Родственникам или близким друзьям можно объяснить, что, по правилам вашей семьи, дети обнимают и целуют кого-либо, сидят у него на коленях, только если сами того хотят.

Мать трехлетней Розы с удивлением выяснила, что защитить право ребенка проявлять симпатию по своей воле бывает непросто. «Мне пришлось поговорить с тетей, чтобы она перестала заставлять Розу целовать ее. Для тети это было своего рода игрой, а Розе совершенно не нравилось. Моя тетя долго обижалась, хотя я и объяснила, что не хочу, чтобы Роза чувствовала себя обязанной проявлять симпатию только потому, что так сказал взрослый». Взрослые должны знать, что большинство из тех, кто причиняет вред ребенку, — это именно те люди, которых малыш знает. К счастью, чуткий контроль и четкие границы дозволенного позволяют предотвращать жестокое обращение с ребенком.

Правила личных границ Kidpower

Мы все и каждый из нас принадлежим себе. Покажите малышам, что их тела важны и заслуживают бережного и заботливого обращения. Помогите им останавливать нежелательные щекотки, шуточные тормошения, заигрывания или проявления симпатии. Подрастающих детей начинайте учить правилам личной безопасности, но помните, что они еще слишком малы, чтобы относиться к этому осознанно.

Некоторые вещи являются обязательными. В первую очередь это всё, что касается здоровья и безопасности. Нравится или нет, но, пересекая улицу, нужно держаться за руки, пока ребенок не сможет переходить дорогу самостоятельно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Школа безопасности для детей и взрослых

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гид по детской безопасности для родителей дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я