Гид по детской безопасности для родителей дошкольников

Айрин ван дер Занде, 2013

Как без запугиваний обеспечить ребенку безопасное детство, поощряя его интерес к познанию мира, а самим оставаться спокойными и уверенными? Начните с этой книги: она состоит из очень простых правил поведения и способов их тренировки с детьми дошкольного возраста. В ней собран более чем тридцатилетний профессиональный опыт Айрин ван дер Занде, основателя международной компании по обучению безопасному поведению.

Оглавление

Из серии: Школа безопасности для детей и взрослых

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гид по детской безопасности для родителей дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Эмоциональная безопасность молодых родителей

В шутку говорят, что родителям нужно успеть насладиться уверенностью в себе до рождения первенца, ведь в следующий раз она появится лишь с внуками!

Слово в слово обо мне. Беременная первой дочкой, я точно знала, где она и кто с ней рядом. Даже не видя ее, я чувствовала, что с ней все хорошо.

И вдруг в моих руках оказался крошечный младенец, такой беспомощный и полностью зависящий от меня. Как и многие новоиспеченные родители, я буквально задыхалась. То от счастья, то от нахлынувшего страха.

Мой муж Эд был напуган почти так же, как и я, но был почему-то уверен, что я знаю, что делать. Когда же я в пятый раз за первые три дня жизни нашей малышки вызвала доктора, муж убедил меня обратиться в группу поддержки для молодых мам.

Если родители спокойны и уверены, то и дети наверняка будут чувствовать то же самое. Установки — один из самых мощных инструментов личной безопасности, которым мы владеем. Для нашей безопасности и благополучного развития важно защищаться от любых эмоций и впечатлений, разрушающих положительные установки.

Так, во время моей второй беременности Эду не понравился тренер курсов для будущих родителей, на которые мы только начали ходить. «Мы туда больше не вернемся, — сказал он после первого же посещения. — Этот тренер постоянно рассказывает о женщинах, которым пришлось делать кесарево сечение. А ты настолько мнительная, что убедишь себя, что и с тобой так будет».

И тогда мы нашли курсы, на которых рассказывали только то, что нам было нужно, а не всевозможные страшилки. Новый тренер обсуждал, как заботиться о себе во время беременности, если в семье уже есть маленький ребенок, и как подготовить старших детей к появлению малыша. Мы усвоили важный момент: беременные женщины вправе ограничивать то, что им говорят другие, и то, как к ним прикасаются.

Иногда люди ведут себя так, как будто тело беременной принадлежит всем, а не ей самой. Именно поэтому на наших тренингах по выстраиванию личных границ мы предлагаем специальные упражнения.

Например, Корнелия — наш инструктор, а Лоис — беременная студентка. Корнелия играет роль друга семьи. Она подходит к Лоис и заговаривает с ней: «Привет! Как здорово! И когда ждать прибавления?» Говоря это, Корнелия начинает гладить живот Лоис.

Но Лоис уже знает, что делать. Поэтому она отстраняет руки Корнелии и, удерживая их в стороне от себя, отвечает с улыбкой: «Примерно через три месяца».

«Ах, бедняжка! — не умолкает Корнелия. — Судя по тому, как ты выглядишь, роды будут тяжелыми. Я помню, когда…»

Но Лоис не хочет слушать страшные истории о родах, поэтому решительно прерывает ее: «Я не хочу это обсуждать. Мой врач говорит, что у меня все в порядке».

Корнелия не успокаивается: «Да-да, конечно, самое главное — это здоровый ребенок. Но сейчас такая экология, все эти загрязнения. Никогда не угадаешь, какие ужасы могут случиться с малышом».

Но Лоис не хочет слушать и эти страшилки. Поэтому она снова перебивает и повторяет: «Я не хочу слышать о плохом, что может случиться с детьми. Я знаю, что мой ребенок здоров и с ним все хорошо».

Тут Лоис меняет тему и просит Корнелию рассказать о себе, что та и делает с большим удовольствием.

Подобные умения устанавливать границы дозволенного пригодятся и после рождения ребенка. Например, когда родители захотят прервать доброхотливых людей, которые отпускают негативные комментарии о развитии их ребенка. Или остановить слишком дружелюбных прохожих, которые заговаривают с малышом или даже пытаются дотронуться до него. А еще очень важно не давать другим членам семьи заставлять малышей проявлять внимание и симпатию.

Вы должны сами решать, кому разрешено прикасаться к вашему ребенку. Пока он не умеет говорить (и даже позже), вам придется устанавливать границы дозволенного от его имени.

Родители совершенно по-разному реагируют, когда заходит речь о том, кому можно брать на руки их детей, кому позволено их обнимать и целовать, а также об играх, связанных с прикосновениями: щекотке или шуточном тормошении. Найдите время, чтобы обсудить со своим супругом и другими людьми, присматривающими за малышом, какие правила будут в вашей семье.

Так, в одной семье решили, что те, кого они не знают, не должны прикасаться к их детям. Придерживаясь этого, им пришлось действовать в общественных местах спокойно, дружелюбно, но настойчиво. Например, в торговом центре отец с годовалым сыном на руках столкнулся с любезным пожилым мужчиной, который захотел пощекотать пальчики малыша.

«Чьи это тут пальчики? Заберу, заберу!» — воскликнул мужчина.

«Э, нет, не заберете!» — рассмеялся отец по-приятельски, не сбавляя хода.

Знание — сила, но чужое мнение сбивает с толку

Люди привыкли считать, что рождение ребенка означает автоматическое появление знаний о его воспитании, а новоявленные бабушки и дедушки являются уже мировыми экспертами в этой области. Такое предположение редко оказывается верным, но в какой-то степени упрощает жизнь.

Со временем наши представления о том, что важно для благополучного развития детей, существенно изменились. Взгляды на то, что лучше для ребенка, продолжают меняться. Многое, во что свято верили наши родители, сегодня под вопросом. Молодые родители буквально завалены информацией, зачастую совершенно противоположной. По каждому вопросу воспитания есть авторитетное мнение.

• «Если плачет, не берите на руки».

• «Возьмите на руки».

• «Лягте рядом с ней».

• «Возьмите к себе в кровать».

• «Ни в коем случае не берите в кровать».

В большинстве случаев молодые родители просто в замешательстве, а еще чаще — на пределе сил и в панике. А для малышей лучше всего, если мама и папа полны уверенности, что смогут позаботиться и о своих малютках, и о себе.

Шаги молодых родителей на пути к уверенности в своих силах

Собирайте информацию. По всем вопросам воспитания детей написано множество книг, а Интернет изобилует полезными ресурсами. Изучайте как можно больше информации. И помните — советы специалистов по уходу и воспитанию продолжают изменяться. Найдите то, что отражает именно ваши взгляды, не верьте чему-то лишь потому, что это настоятельно рекомендуется или популярно на данный момент.

К полезным ресурсам, доступным в Интернете и библиотеках, относятся сайт, книги и видео педиатра доктора Харви Карпа «Самый счастливый малыш в квартале» и «Самый счастливый ребенок в квартале» с практическими советами, как воспитывать детей и как успокоить расстроенного кроху. Моей первой книгой «1, 2, 3… ранние годы» пользуются родители и воспитатели во всем мире, на сайте «Ресурсы для воспитателей» пионера детского развития Магды Гербер выложены книги и тренинги, в которых показано каждодневное применение ее концепции уважительного отношения к детям.

Прислушайтесь к себе. Никто не знает вас и вашего ребенка лучше, чем вы. Каждая личность — уникальна. То, что правильно для одного, может быть ошибкой для остальных. Старайтесь отделить интуицию от внешних стимулов, чтобы, принимая решения, основываться на собственных ощущениях, а не на опасениях.

Признайте, что все мы разные. Беспокойство из-за того, что их дети отличаются от других детей, чаще всего вселяет родителям неуверенность в себе. Сравнивать своих детей с детьми родственников и друзей или просто с другими детьми в парке — нормально, но это может повлиять на эмоциональную безопасность. Дети приходят в этот мир с собственной индивидуальностью, потребностями, уязвимостью, активностью и обучаемостью. И развиваются они с разной скоростью. Чтобы не переживать, постарайтесь понять, что мысли «Почему мой ребенок не такой, как вон тот?» или «Что я сделал (делаю) не так, что мой ребенок не такой же?» пользы не приносят.

Ищите поддержку. По-настоящему поддерживает тот, кто относится к нам с уважением. Поддержка — это умение выслушать, дать ненавязчивый совет и предложить помощь, если та нужна. Поддержка не выражается в ненужных, надоедливых рекомендациях, отрицании вашей позиции, постоянном высказывании своей обеспокоенности или настаивании на неких единственно верных действиях. Исключением являются случаи, когда ребенку грозит реальная опасность.

Если ваши родители или другие взрослые члены семьи поддерживают вас, то пусть они участвуют в жизни ребенка как можно чаще. В противоположной ситуации привлекайте их в тех случаях, когда это на пользу вам и ребенку.

Найдите для общения других родителей, у кого есть маленькие дети. Развивающие группы для детей — прекрасная возможность познакомиться с теми, кто разделяет ваш подход к воспитанию, завязать дружеские отношения и проводить время с теми, кому интересно обсудить все тонкости воспитания и родительских обязанностей.

Оглавление

Из серии: Школа безопасности для детей и взрослых

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гид по детской безопасности для родителей дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я