История Бузовьязовского района. Люди и судьбы

Айрат Мударисович Сулейманов, 2020

Книга посвящена участию жителей Бузовьязовского района в Великой Отечественной войне. Кроме того, представлены материалы и об истории селений края. Предназначена для историков, этнографов, краеведов, а также тех читателей, которые интересуются историей Кармаскалинского района и российской военной историей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Бузовьязовского района. Люди и судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Гражданская война, нэп, коллективизация

(1917-1941 годы)

В 1917 году Уфимская губерния, как и вся Россия, пережила социальные потрясения. В феврале свергли царя. У власти оказалось Временное правительство. А уже осенью, 25 октября 1917 года (7 ноября 1917 года по новому стилю), произошел переворот — власть в стране перешла в руки большевиков.

Органами новой власти стали Советы на местах. Процесс перехода власти к Советам на местах занял определенное время. На территории Уфимской губернии выборы в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов прошли лишь в марте — апреле 1918 года. Во всех волостях создавались волостные Советы, а в отдельных селениях сельские Советы.

Недалеко от Бузовьязов находится кладбище, на котором похоронены 19 красноармейцев, погибших во время боестолкновения с колчаковскими соединениями возле деревни Болотино. В то время части Белой армии наступали со стороны Чишмов на Адзитарово и Бузовьязово. Бойцы Красной армии после боя у Болотино отступили в Бузовьязы. Артиллерия колчаковцев начала обстрел селения снарядами, несколько снарядов взорвалось на нынешней улице Кирова. Тогда местный авторитетный мулла Мансур Абдеев уговорил командование части Красной армии отступить из селения, чтобы не было жертв среди мирного населения. А сам поехал встречать белогвардейские части, прихватив свои документы о службе в царской армии унтер-офицером. После этого белогвардейцы тихо-мирно через несколько часов проследовали через Бузовьязы в сторону Стерлитамака. Уже в послевоенное время на этом красноармейском кладбище похоронили главного агронома Полякова Василия Ивановича, в годы Великой Отечественной войны, служившего в «Смерше».

После изгнания колчаковских войск летом 1919 года из Уфимской губернии на территории края восстанавливается советская власть. Вместе с советской властью в Уфимскую губернию вернулись продразверстки и продотряды — бич крестьянства всей страны. Нередко многочисленные продотряды действовали с нарушениями законности: сажали крестьян в «кутузки», морили голодом, пороли, били, заставляя крестьян сдавать последний хлеб. К тому времени реквизициям по твердым ценам (то есть ценам ниже рыночных) подлежали не только зерно и фураж, сахар и картофель, но и мясо, рыба и все виды животных и растительных масел.

Политика «военного коммунизма» по отношению к крестьянству обернулась для последних большой бедой. В 1921 году, из-за сильнейшей засухи начался голод. Засуха сжигала все, земля от зноя потрескалась, реки обмелели.

То же самое происходило и на территории современного Кармаскалинского района. Старожилы утверждали, что муку делали из лебеды и из желудей. Ели также древесную кору, лебеду, крапиву, различные травы и коренья, лишь бы хоть немного набить желудок и обмануть голод. «Известия Башкирского ЦИК» это время описывали так: «Затерянные среди снежной пустыни, башкирские деревни, отстоящие на сотни верст от железных дорог, обычно поддерживали между собой связь конным путем, но теперь вследствие бескормицы, лошади почти все погибли, и всякая возможность общения с внешним миром для этих селений потеряна. Оставшиеся в живых люди настолько обессилели, что пешком ходить не в состоянии. Деревни занесены снегом и добраться до них можно только на лыжах… Когда даже является откуда-нибудь возможность получить помощь, население не может этим воспользоваться: лошадей, чтобы привезти хлеб, нет, люди еще бродят или лежат опухшие, в ожидании смерти. Из изб, занесенных снегом, не слышится лай собак: они давно съедены. Не видно дыма из труб — топить некому…».

Помимо голода настоящим бедствием для сельчан стали повальные болезни. Тиф, дизентерия, холера буквально косили людей.

Хасан Бахтиярович Бахтияров рассказывал об этом времени так: «Сразу же после гражданской войны по всей необъятной стране разразились эпидемии. Тиф, чума, холера выкашивали людей чуть ли не целыми деревнями. Докатилось это и до наших краев. Только в нашей семье от холеры умерло семь человек. Моего отца, к тому времени уже не было в живых, он погиб в боях гражданской. И надо же было такому случиться, что в 1921 году от западных границ страны и до Урала разразилась ужасная засуха. Всходы хлебов были буквально выжжены солнцем дотла. Голодный год в Поволжье и на Урале даже отмечен в учебниках истории. Бескормица убивала людей пуще холеры. Помню, мы, мальчишки, как только сошел снег, бегали в поле собирать уцелевшие колоски. Никто тогда не знал, что зерно, прозимовавшее под снегом, становится ядовитым. И в деревнях люди ели его и умирали, даже не зная, от чего. К тому же, в те годы в башкирских селах и аулах не сажали картошку, не выращивали никаких овощей. Дыхание смерти, казалось, носилось в воздухе».

Большой голод 1921-1922 годов можно считать своеобразным эпилогом гражданской войны и политики «военного коммунизма». Политику продразверсток в деревне сменила «новая экономическая политика» — нэп, принятая на X съезде РКП (б) в марте 1921 года. Переход к нэпу вёл к улучшению политического и экономического положения в стране.

В 1922 году произошли изменения в административном делении. Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды Уфимской губернии вошли в состав БАССР. В 1920 году в Бузовьязах насчитывалось 3748 жителей (1769 мужчин и 1979 женщин). После вхождения Стерлитамакского уезда в состав Башкирской республики деревня Бузовьязы была включена в Уршакминскую волость Стерлитамакского кантона. Уршакминская волость была одной из крупнейших волостей кантона. В неё входило 143 населенных пункта. Волостной центр располагался в Курманаево. Часть бузовьязовцев в начале 1920-х годов выселилась и основала поселок Бузовьязбаш. В 1926 году в деревне Бузовьязы насчитывалось 556 дворов, а в поселке Бузовьязбаш19.

Первым председателем Бузовьязовского сельского совета был избран Хасан Ишмаков. Среди сельских активистов того времени можно отметить Хуснуллу, Гаймадислама, Зайнаги Авдеевых, Вакиля, Гиляза и Миннигали Канбековых, Сулеймана Сулейманова.

Мой дед Сулейманов Сулейман Сайфульабрарович принимал активное участие в жизни д. Бузовьязы. Он избирался председателем комитета бедноты, принимал участие в коллективизации, в организации колхозов. Комитеты бедноты создавались Советами крестьянских депутатов и подчинялись им, оказывали содействие частям Красной гвардии, РККА, отрядам Продармии и ЧК при закупке ими зерна по фиксированным ценам. Впоследствии на комбеды возложены также набор добровольцев и проведение мобилизации в РККА. В состав Комитетов бедноты могли избираться деревенские жители, за исключением «заведомых кулаков и богатеев, хозяев, имеющих излишки хлеба или других продовольственных продуктов… пользующихся батрацким или наёмным трудом». Односельчане вспоминают его, как политически грамотного, принципиального, справедливого активиста, постоянно отдающего себя работе. Своих сыновей, Мудариса и Ильяса он с бабушкой Мафтухой Нургалеевной воспитывали также принципиальными, честными, трудолюбивыми.

Активизировали свою работу в это время волостные и кантонные организации РКСМ и РКП (б). Комсомольская организация в селе была создана в 1920 году стараниями Баяна Абдеева. Среди первых комсомольцев Бузовьязов можно назвать Мазгара, Хамита и Мазита Ишмаковых, Музайну, Хусну и Банат Мустаевых, Васфию и Гали Канбековых. Первые комсомольцы оказывали активную помощь частям Красной Армии, многие из них ушли на фронт. Оставшиеся вели активную борьбу с кулачеством, голодом, болезнями, беспризорностью детей и безграмотностью населения. По воспоминаниям одной из первых комсомолок села Малики Ждановой сельская комсомольская организация выросла до 62 человек. Далее она пишет: Открыли в деревне небольшой клуб, заведующим которого и секретарем комсомольской организации работали, сменяя друг друга, Хайдар Ишмаков и Гарей Абдеев.

Комсомольцы использовали все формы агитационной работы

среди крестьян. Большое влияние оказывали на их классовое самосознание спектакли, организуемые нами. В них мы бичевали отсталое, темное, пропагандировали новое, прогрессивное. Пьеса X. Ибрагимова «Башмагым», М. Файзи «Галиябану» сыграли свою роль в годы коллективизации в волости. Костюмы и декорации шили и делали сами участники самодеятельного драмтеатра».

Вход на спектакли был за умеренную плату. На вырученные деньги покупали для пионерского отряда барабаны, горны, флаги. На комсомольскую организацию также нужны были деньги. Помимо спектаклей, комсомольцы организовывали и концерты, в которых сами и были главными действующими лицами. Репертуар концертов был обширен — хоровое пение, танцы, песни, декламация, спортивная акробатика.

Комсомольцами выпускалась стенгазета, редактором которой был Мазит Ишмаков, а основным автором — Мустаева Музайна.

Была организована также пионерская организация в селе. В 1928 году был проведен слёт пионеров Уршакминской волости. На слёте проводились различные соревнования, на которых среди лучших были бузовьязовцы. Среди первых бузовьязовских пионеров можно назвать Миннигалима Ишмакова, Магданию и Малику Ждановых, Сагиду Абдееву, Шайду, Гарифуллу Канбековых, Юнуса Байбулатова. Был организован пионерский отряд, который именовался так — 43-й пионерский отряд имени Багау Нуриманова. В состав отряда входило 60 мальчиков и девочек.

Но такая мирная идиллия продолжалась недолго. Сама коммунистическая идеология не допускала наличия оппозиции. В стране появились многочисленные изгои, так называемые «лишённые права голоса». Эту категорию населения страны по решениям партийных властей составляли в основном «бывшие» — зажиточное население царских времен и нэпа, торговцы, служившие в Белой армии, священники и муллы и т.д.

В то же время намечался конфликт отцов и детей. Родители не одобряли появление красных галстуков, комсомольских значков на груди своих чад. Их «безбожие» также не добавляло симпатий к новым организациям. Апогеем всего этого стали демонстрации организованные местными коммунистами, с привлечением комсомольцев и пионеров, у одной из местных мечетей (на современной улице Магдании Сулеймановой). С одной стороны у мечети стояли отцы семейств, с другой — их дети, распевающие революционные песни. Требование у демонстрантов было одно — пора закрыть мечеть. И действительно, вскоре власти добились своего, минарет мечети « несли, а здание мечети стало использоваться как клуб. Но это была только первая ласточка, вскоре мечети закроют все. Одно хорошо, в селе не нашлось своих Павликов Морозовых.

В 1928 году в связи с хлебозаготовительным кризисом, под давлением сталинской группировки в руководстве страны, начали применяться чрезвычайные меры по отношению к крестьянству. По существу, это была та же политика «военного коммунизма», что и в годы гражданской войны. Нарушения законности, произвол, насилие вызывали открытые протесты крестьян вплоть до вооруженных восстаний. В то же время трансформировалась политика всемерного развития кооперации во всех её формах на сплошную коллективизацию.

В 1928 году Сталин выдвинул теорию о том, что будто бы по мере успехов социализма классовая борьба якобы неизбежно будет обостряться. В 1930 году врагами социализма были объявлены кулаки, и выдвинут лозунг о «ликвидации кулачества как класса». Ликвидацию кулачества предписывалось производить путем конфискации скота, орудий труда, хозяйственных сооружений, семян и т.д. Часть кулачества, которая активно выступала против коллективизации, подлежала аресту, а остальные выселению из своих деревень.

Круг хозяйств, определяемых как кулацкие, был расширен за «чет таких размытых категорий, как «культурный хозяин», «подкулачник», «зажиточный», да и просто не согласных с коллективизацией.

Репрессии прокатились и по Бузовьязам. В октябре 1929 года органами НКВД было инспирировано дело по бузовьязовским единоличникам, муллам, всем тем, кто противился внедрению колхозов. 30 октября по политическим мотивам были одновременно арестованы 10 сельчан. К высшей мере наказания были приговорены и в марте 1930 года расстреляны единоличник Хайрулла Багаутдинович Абдеев (1884 года рождения) и Хашривар Шарипович Жданов (1882 года рождения). Остальные получили различные сроки — от пяти до десяти лет лагерей.

По селу прокатилось несколько волн репрессий. Первая волна прошла в октябре 1929 года. Такие же мероприятия в Бузовьязах прошли через год, в конце октября — декабре 1930 года, затем в апреле — мае 1931 года. Так, за один день 11 апреля 1931 года было арестовано сразу 12 бузовьязовцев. Техника «шитья» антисоветского «дела» была предельно простой. За какую-либо провинность, за прошлые, с точки зрения коммунистов, грехи или колебания, или же в результате доноса арестовывалось два-три человека, затем с виду простенькое дело разрасталось как снежный ком, и вместо нескольких обвиняемых на скамье «антисоветчиков», «террористов», «шпионов» оказывались десятки «матёрых», зачастую неграмотных «оппозиционеров».

Какие же преступления инкримировались нашим землякам? Практически все из арестованных были осуждены по политической 58-й статье, в которой было довольно много пунктов. Так, Ганиахмет Абдюков (1867 г. р.) был осуждён на 10 лет по статье 58-й, пункты 8-й, 10-й, 11-й, 13-й. Что же гласили эти пункты зловещей статьи? Статья 58-8, по которой обвинялся Абдюков Г.Х. гласила — «Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов, хотя бы и лицами, не принадлежащими к контрреволюционной организации, влекут за собой меры социальной защиты…». Статья 58.10: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания». Следующая статья 58-11 содержала такие положения: «Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений». Статья 58 — 13 гласила: «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны». Наказание по этой статье — «расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства… с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества».

Первый колхоз местные руководители под давлением сверху создали в Бузовьязах еще в 1928 году. Тогда в моде была гигантомания, погоня за различными рекордами, в т.ч. и дутыми. Вот и создали громадный колхоз, назвав его «Гигантом». В колхоз вошли населенные пункты Адзитаровского и Бузовьязовского сельсоветов, а их было немало в то время. Гигант оказался «колоссом» на глиняных ногах — вскоре согнанные в колхоз крестьяне вновь стали самостоятельными.

Но за первой волной колхозного строительства последовала вторая. Теперь власти пошли по иному пути — в каждом практически селении появилось несколько некрупных колхозов. Среди первых бузовьязовских колхозов известны «Первый Бузовьяз», «Сарысаз», «Каенлыкуль». Председателями в этих колхозах стали Саитгали Мустаев, Заки Канбеков, Миннулла Ишмаков. Эти колхозы были маломощными, в каждом из них было лишь по несколько десятков дворов. Директивами сверху эти чисто середняцкие или же бедняцкие колхозы стали объединять. В Бузовьязах было организовано два колхоза: «Первый Бузовьяз» и

«Урняк». Так, последний из этих колхозов представлял собой объединение из шести маломощных колхозов, слитых вместе в 1932 году. Колхоз «Первый Бузовьяз» был образован в южной части селения. Границами ее были улицы Ленина и Чкалова.

Сначала было шесть бригад: четыре бригады в самих Бузовьязах (по улице Первое мая, Ленина (южная сторона), К.Маркса; по улице Октябрьской; по улице 7 ноября; по улицам Кирова и Садовой. Еще две бригады располагались в посёлке Бузовьязбаш и Абдрахманово. Позднее, абдрахмановцы организовали свой собственный колхоз «Искра». Общая посевная площадь колхоза «Урняк» достигала 1700 гектаров.

Колхоз «Урняк» располагался в северной, большей части села. Входили в этот колхоз также поселки Булякай, Кзыл Яр, Якты-Куль и деревня Муксиново. Позднее жители поселка Булякай образовали отдельный колхоз «Алга», а Муксиново отошло к Аургазинскому району. В начале 1950-х годов поселок Якты-Куль отошел к колхозу «Россия» (центральная усадьба в Подлубово), а поселок Кзыл Яр вскоре исчез с карт района, после того как её жители переселились в Бузовьязы.

Земли колхоза «Урняк» были полтора раза больше земель колхоза «Первый Бузовьяз»: пашни было более 2,5 тысяч гектаров. В «Урняке» было семь бригад.

Сначала рабочий скот и сельскохозяйственный инвентарь держали у кого-либо в большом крестьянском дворе. Но вскоре в колхозе «Первый Бузовьяз» построили по одной конюшне на бригаду и в каждой из них содержали по 80-100 голов скота. Для жеребцов-производителей была построена отдельная конюшня. К 1935 году пришлые казахи построили две саманные конюшни, каждая на две бригады. Для каждой лошади было свое стойло. В каждой бригаде работало по два конюха и одному сбруйщику. Конюхами в «Первом Бузовьязе» работали Миниахмет, Абдулла, Мингазетдин Мустаевы. Они очень заботились о здоровье, упитанности лошадей, хорошо работали. В «Урняке» известны конюхи Султан, Усман, Мавлют, Минивалей Бикметовы, Гайният Канбеков.

В Бузовьязбаше животноводческая ферма была небольшой — не более 15-20 коров (в 1930-1935 годах). Работали здесь один или два скотника и столько же доярок. Зато овцеферма была большой — до 800-1000 голов скота. Скотником здесь работал Хазивали Абдеев. Ферма была передовой в районе, сам Хазивали ездил в Москву на ВДНХ. В колхозе «Урняк» близ поселка Якты-Куль располагалась молочно-товарная ферма, заведующими в которой были Зуфар Бикметов, Нурулла Асянов. Потом ферму построили в северной части села Бузовьязы. Она стала большой молочно-товарной фермой с поголовьем крупного рогатого скота до 1200 голов и дойных коров до 600 голов. На Бузовьязовской МТФ заведующими работали Нурулла Асянов, Миннигали Бикметов. Передовыми доярками были Мининур Ишмакова (награждена орденом Ленина), Хания Ишмакова, Фарида Асянова, Фарзана, Минезифа, Муслима, Аклима Бикметовы, Хадия Сафарова.

В полеводческих бригадах «Урняка» до войны бригадирами были Мавлют и Нурулла Асяновы, Сабир Жданов, Идиятулла Канбеков, Сафар Бикметов, Ислам Канбеков. Был свой сад, где работали садоводы-овощеводы Сулейманов Талха и Бикметов Саитгали.

В колхозе «Первый Бузояз» бригадирами работали Мустаев Зыятдин, Абдеев Минниахмет, Абдеев Бахти, Бикметов Шайхайдар и другие.

В довоенные и военные годы председателями колхоза «I Бузовьяз» работали Фатхелислам Бикметов (1932-1937 годы), Сулейман Сулейманов, Ямгафир Абдеев, Миниахмет Абдеев, Султангази Абдеев (1939 — 1941 годы), Миниахмет Суняев (1941 год) Хасан Байбулатов (1942 — 1943), Барый Ибрагимов (1944), Файзрахман Абдеев, Гандалиф Абдеев.

Интересны и познавательны ступени трудовой биографии уроженца села Султангази Ахметфазыловича Абдеева (1904 г.р.). Он и до этого работал в колхозе на разных должностях — с 1930 до 1934 года был столяром, затем до 1937 года — кладовщиком, в 1937 — 1939 годах — завфермой, Несмотря на то, что С. А. Абдеев был беспартийным (вступил в партию в трудную для страны пору — в 1942 году), его избрали председателем колхоза в 1939 году. Хозяйственная жилка всегда ценилась любыми руководителями. В 1941 году Султангази Ахметфазыловича призвали в армию. Из-за того, что он не подходил к строевой службе из-за возраста и давней травмы руки он трудился в тыловых частях. Всю войну он прослужил заведующим складом 29-й стрелковой дивизии. После возвращения домой в 1945 году, его вновь избрали председателем колхоза «I Бузовьяз». На этом посту он трудился до 1947 года, когда его назначили председателем Бузовьязовского сельсовета. Работал в сельсовете до 1949 года. А в 1949 году руководству вновь потребовался его опыт председателя колхоза в родном селе.

Председателями колхоза «Урняк» в это же время были Абдулла Бикметов (1934-1940), Вакиль Канбеков, Тариф Ишмаков, Миннигали Сулейманов (1941-1948).

В полеводстве было много ручного труда. Зимой — очистка семян на триере (малопроизводительном, требующем много физической силы), сбор золы, птичьего помета, вывозка навоза на поля и т.д. Весной — погрузка семян во время весеннего сева. Летом — ручная прополка посевов, жатва, возка снопов, очистка зерна, погрузочно-разгрузочные работы. В основном эта работа ложилась на плечи женщин. Передовиками были Асма, Гафия, Зарифа, Закифа, Минезифа, Мубарлиха, Ракия, Сарур, Сарвар, Фархисрур Бикметовы, Макмуза Алпарова, Магибанат и Мугамбара Ишмаковы, Фархинур Сафарова, Хадича Канбекова, Зайтуна Асянова, Зайтуна Жданова.

Среди рядовых работников наших колхозов можно также отметить кузнецов Мустаевых Шарифьяна и Калимуллу, Абдюкова Шакира, столяров и колесников Абдеева Янура, Бикметова Шакира. Мустаев Садрислам готовил веревки и арканы из липовой коры.

Со второй половины 1930-х годов за каждый трудодень колхознику давали по 6,5 кг зерна, и семьи, состоявшие из двух-трех работающих, получали по 70-80 центнеров зерна. В неурожайные же годы сельчане достаточного количества зерна не получали. В 1938-1940 годах многие ездили за хлебом в соседние районы, там меняли свою одежду, вещи на хлеб.

От проданного хлеба колхозом «Урняк» в 1934 году было приобретено две автомашины с 4,5 тоннажем. В колхозе «Урняк» в 1934-1935 годах было подготовлено трактористов 28 человек, три комбайнера, шесть шоферов, один машинист. Перед уборкой урожая лобогрейщики и молотари были пропущены через 5-дневные курсы. Колхоз подготовил из лучших колхозниц садовода-огородника Жданову, под руководством которой был заложен плодово-ягодный питомник на площади 6 га.

Председателем этого колхоза в эти годы работал Байбулатов, член ВКП (б). С 1931 по 1935 год он работал секретарем парткома колхоза и считался одним из лучших парторгов района. В 1935 году он был избран председателем колхоза «Урняк». В 1934 году колхоз «Урняк» продал государству через кооперацию 4200 центнеров хлеба, купил две автомашины и другие строительные материалы. В следующем 1935 году на проданные 4500 центнеров приобретается двигатель и другие машины. В 1935 году колхоз полностью переходит на сортовые посевы.

Колхоз «Урняк» стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а агротехник Шайбек Жданов был награжден малой золотой медалью выставки.

В основном коллективизация сельского хозяйства в районе закончилась к 1937 году. Но единоличники в Бузовьязах по-прежнему оставались. Некоторые из сельчан и после окончания Великой Отечественной войны все также оставались вне колхозов.

Важное значение для подъема сельского хозяйства уже послевоенной деревни имело укрупнение колхозов начавшееся в 1950 году. Такое объединение состоялось и в Бузовьязовском сельсовете, когда колхозы «Первый Бузовьяз», «Урняк были объединены в более крупный колхоз имени Жданова. В 1955 году к колхозу Жданова присоединили и колхоз имени Ворошилова (из соседней деревни Александровка, в основном состоящей из украинцев-переселенцев). Уже в перестроечные годы на волне гласности и окончательной десталинизации колхоз переименовали. Видимо, власти не слишком одобрили то, что колхоз имени Жданова возглавляет уроженец села Бузовьязы Р.И. Жданов. Таким образом, с 1989 года колхоз именуется «Дружба». В 1993 году состоялось новое переименование. Так, как главной производственной задачей колхоза было разведение овец породы «Советский меринос» на племя, то и название изменили на «Племзавод «Дружба».

Председателями объединенного колхоза работали Гандалиф Абдеев, Сает Нурмухаметов, Фатхелислам Бикметов (1959-1968 годы), Анвар Абдеев (1968-1974) и с 1975 года Рашит Исламович Жданов.

Председателями Бузовьязовского сельского совета до войны работали Мустаев Саитгали, Бикметов Гильмутдин, Бикметов Мирсай, Мустаев Муллагали, Кильдияров (родом из деревни Исмагилово современного Аургазинского района).

Сельсовет и активисты очень активно работали по благоустройству села. Как победитель в этом соревновании сельсовет был удостоен почетной грамоты за подписью М.И. Калинина и легковым автомобилем. Председатель Мирсай Бикметов и секретарь сельсовета получили денежные премии.

К 1935 году в селении не осталось безкоровных дворов. В отчете колхоза «Урняк» о жителях селения говорится так: «Вот Асянов X., до вступления в колхоз батрак, сейчас является лучшим ударником в колхозе. Ежегодно премируется. Имеет в хозяйстве новую квартиру, имеет корову, гусей 10 шт. Обстановка в квартире у него считается одной из лучших. Все обязательства перед государством им выполнены на 100%, имеет на 1.10. — 210 трудодней. Абдеев Хамат — бывший батрак — лучший ударник колхоза. Сейчас имеет дом, корову и овец. Выработал 215 трудодней. Или вот Мустаев К. до вступления в колхоз пастух. Является лучшим ударником колхоза. Имеет новый дом, корову, телёнка, гусей. Выработал 188 трудодней». У бузовьязовцев появились первые велосипеды. К 1936 году по деревенским улицам и окрестностям колесили 14 велосипедистов. В 159 хозяйствах обзавелись большими зеркалами. У колхозников появилось 130 шкафов. Шторы на окнах были почти во всех домах. Некоторые сельчане (29 человек) купили себе карманные часы. На кухнях появились первые примусы (в 27 дворах). В 23 домах висели стенные часы. Строилась и электрическая станция. Колхоз «Урняк» вложил 22 тысячи рублей на постройку электростанции. В 1935 году здание под электростанцию было построено и приобретено динамо. С ноября 1935 года в Бузовьязы пришло электроосвещение. Но освещалась лишь часть административных зданий. Дома же, как и до революции освещались лучинами и были в основном покрыты соломой. Железных крыш в селении было всего несколько. В некоторых домах в окнах вместо стекол использовались бычьи пузыри.

В августе 1930 года прошло районирование БАССР. Кантоны и волости упразднялись. Село Бузовьязы было включено как центр сельсовета в Кармаскалинский район. Через несколько лет, по указу от 31 января 1935 года в Башкортостане происходят изменения в административно-территориальном устройстве. Создается ряд новых районов, среди них и Бузовьязовский с центром в Бузовьязах. Район граничил с Уфимским районом на севере, Кармаскалинским на востоке, Аургазинским на юге, Давлекановским и Чишминским районами на западе. Общая площадь района составляла 1067 квадратных километров. В состав района вошли 18 сельских советов, 145 населенных пунктов. В 1939 году в районе насчитывалось 40 тысяч человек населения. Было два совхоза, 62 колхоза, два МТС, госпитомник, государственный сортоиспытательный участок, училище механизации сельского хозяйства, 90 общеобразовательных школ, центральная районная больница, дом культуры, 20 клубов, районная библиотека. Издавалась районная газета на татарском языке «Сталин юлыннан» (в марте — июле 1956 года называлась «Коммунизм юлы»). Газета начала издаваться с марта 1936 года. Последний номер увидел свет в июле 1956 года. Выходила три раза в неделю.

Район специализировался на сельскохозяйственном производстве — разведении крупного рогатого скота, овец, выращивании зерновых культур, свеклы, картофеля.

Приведём названия некоторых колхозов района по сельсоветам: «I Бузовьяз» — Бузовьязовский сельсовет;

«Урняк» — Бузовьязовский сельсовет;

«7 ноября» — Курманаевский сельсовет;

«Искра» — Бузовьязовский сельсовет;

«Им. Сталина» — Ишлинский сельсовет;

«Им. Будённого» — Андреевский сельсовет;

«Им. Ворошилова» — Александровский сельсовет;

«Кзыл Юлдуз» — Адзитаровский сельсовет;

«Каран» — Адзитаровский сельсовет;

«1 мая» — Суук-Чишминский сельсовет;

«Прожектор» — Ильтеряковский сельсовет;

«Коминтерн» — Ильтеряковский сельсовет;

«Динамо» — Кузяковский сельсовет;

«Кзыл Маяк» — Кузяковский сельсовет.

В момент образования района в селе не было помещений для расположения районных административных организаций. Для этих целей было решено использовать хорошо сохранившиеся дома репрессированных сельчан. Для средней школы, больницы, пожарного депо построили капитальные здания из кирпича. На месте нынешнего правления колхоза было построено двухэтажное здание, на одном этаже которого располагался райком КПСС, на другом райисполком. Во времена, когда Бузовьязы были райцентром в селе были также роддом, лесничество с питомником (для разведения саженцев, его сельчане называли «Султан бахчасы»), птицефабрика, был большой пруд. По реке Бузовьязы работала мельница.

Во второй половине 1930-х годов на страну обрушилась новая волна репрессий. В Бузовьязовском районе, как и в других районах страны, в эти годы было необоснованно репрессировано много партийных, советских, хозяйственных работников, работников народного просвещения. Было арестовано немало и колхозников, за так называемые «колоски» (закон об охране социалистической собственности, принятый 7 августа 1932 года, предусматривал высшую меру наказания за хищение колхозного и кооперативного имущества с заменой при смягчающих обстоятельствах к лишению свободы на 10 лет) и «вредительство». Из партии были исключены десятки коммунистов по различным, в основном, политическим, обвинениям. За «колоски» пострадали и бузовьязовцы. Гайша Асянова вспоминала: «Недалеко от нас жила многодетная бедная семья. Муж был инвалидом с детства. Жена как-то взяла немного зерна детям, но попалась. Ее судили и с новорожденным ребенком погнали в морозный день в тюрьму. Ребенок в дороге умер. А она, отсидев срок, вернулась домой. Вскоре умер и ее больной муж. Дети — кто умер, кто заболел от тяжелой жизни. Недолго прожила и их мать. Это была Магизиган Мустаева»23.

В начале 1930-х годов в Бузовьязах действовали две школы — средняя и начальная (ее по старому именовали и как школа 1-й ступени). В конце 1930-х годов в селе было выстроено новое каменное здание средней школы. В настоящее время в здании этой школы размещена Бузовьязовская участковая больница. Учеников окончивших полный курс обучения в школе первоначально было маловато. В 1940 году, например, из стен школы было выпущено девять выпускников. До Отечественной войны и во время войны директорами средней школы работали Х.Х. Ханипов, Зуфар Мухаметзянов, Х.В. Карачурин, Мустафа Гареев.

Работа в Бузовьязовском районе была одним из начальных этапов долгой профессиональной карьеры партийного и хозяйственного руководителя как республики, так и страны в целом — Зии Нуриевича Нуриева24. Проработал он в районе относительно недолго — около пяти лет. В течение 1940 — 1942 годов Зия Нуриевич возглавлял Бузовьязовский районный отдел народного образования, в 1942 — 1943 годах работал начальником политотдела Подлубовской МТС, а в 1943 — 1944 годах был 2-м секретарём Бузовьязовского райкома ВКП (б).

В конце 1930-х годов директором средней школы работал учитель истории Зуфар Мухаметзянов. Русский язык преподавал Мамлеев, родной язык — Абдулла Терегулов, арифметику — Мидхат Сабирович Байраков (позднее был завучем в школе, а с 1942 года заведующим РОНО), географию — Ихсанова (Байракова), ботанику — Сабира Хабирова, немецкий язык — Борис Прокопьевич, физкультуру — Шайхетдин Байбулатов. В 1940 году директором школы назначили Х.В. Карачурина (в 1942 году перевели директором в Ишлинскую среднюю школу), который преподавал родной язык, его жена Тамара Петровна Леонова преподавала русский язык, Нажиба Гумерова — историю, Зубарзят Алпарова — зоологию. В 1941 году появился новый директор. Им стал Мустафа Гареев, преподававший историю, учителями математики были Габбасова и Суфия Губайдуллина, русского языка — Макфуза Еникеева, географии — Тайфа Гильманова (Ямалетдинова). В годы войны директором позднее работал историк Ф.Н. Зайнетдинов (с 1942 года, до этого работал в Ишлах), родному языку обучала Зайтуна Резяпова и Рашида Еникеева, физику преподавал Лазарев (из крещеных татар), химию — Сабира Хабирова, русский язык — Юдина, математику — Мунира Абзалилова, историю — Фатхия Якупова.

С образованием района более пристальное внимание стало уделяться здравоохранению. Была открыта амбулатория, на базе которой была организована в Бузовьязах районная больница.

В жизнь района входило и радиовещание. В 1932 года началась радиофикация района.

Особое внимание придавалось культурно-массовой работе среди колхозников. Во второй половине 19.30-х годов бузовьязовскими колхозниками ежегодно выписывалось до 577 экземпляров газет. Во время уборочных работ выпускались многотиражки, проводились кинопостановки. Работал драмкружок. Каждая бригада имела красный уголок. Две бригады и МТФ были телефонизированы. Во время уборочных работ организовывалась читка газет и проработка решений партии и правительства. Широко было развернуто соцсоревнование и ударничество между бригадами и звеньями и индивидуальное соревнование колхозников и колхозниц.

Абдрахманово

В исторических материалах конца XVIII века известна деревня Малое Тукаево. Но население ее учитывалось по деревне Тукаево. Эта деревня имеет другое название — Абдрахманово. Основана служилыми татарами в 1782 году. В деревне имелась мечеть25.

В 1917 году в Абдрахманово зафиксированы следующие семейства бывших государственных крестьян:

1. Басыргарей Ахметшин Ахметов (48 лет);

2. Салимгарей Хасаншин Адильметов (57);

3. Мухаметгариф Мухаметов Ахметов (19);

4. Амирзян Мухаметзянов Ахметов (25);

5. Миннигалим Валиуллин Валитов (36);

6. Галяутдин Валиуллин Валитов (47);

7. Хуснутдин Мавлиханов Изикаев (57);

8. Сайфутдин Хисамутдинов Адильметов (51);

9. Шамрат Мавлютов Абдулфаизов (55);

10. Арслангарей Мавлютов Файзов (51);

11. Габбас Абдулкаримов Файзов (71);

12. Хайрулла Хамидуллин Валитов (46);

13. Куртангали Валиуллин Валитов (39);

14. Абдулбасыр Абдулвалеев Абдулхаликов (38);

15. Абдулкадыр Абдулвалеев Абдулхаликов (26);

16. Гайнулла Хамидуллин Валитов (39);

17. Гарифулла Хамидуллин Валитов (44);

18. Гиндулла Хабибуллин Валитов (50);

19. Хамидулла Ахмадуллин Алимбеков (49);

20. Ахмадиша Ахметшин Ахметов (56);

21. Гадельша Ахметшин Ахметов (32);

22. Сайфулла Ахмадуллин Алимбеков (55);

23. Асфандияр Мухаметшин Ахметов (28)26.

Предок Адельметевых и Алимбековых служилый татарин Абдрахман Шарипов (1718-1799), переселенец изд. Куй-Су (Овечий Овраг) Сергачского уезда Нижегородской губернии (прежде Алатырский уезд). Вместе с ним прибыли и его сыновья Салихан (Саитбурхан), Салимьян и Адильмет. В 1815 году в Тукаево переселился еще один сын Абдрахмана Алимбек, до того остававшийся на родине. В том же 1815 году Алимбек умер, а его дети (три сына и дочь) проживали вместе с дедом. Младший сын Алимбека Салимбек в середине 19 столетия также наряду с мещеряками выехал в Оренбуржье в д. Султакай. От последних двух сыновей ведут свои роды и нынешние тукаевцы Адильметевы и Алимбековы. Абдрахман Шарипов обосновался на левом берегу речки Сакат, где до недавнего времени располагалась деревня Буляк. Эта деревушка была частью Тукаево того времени. Потомки Абдрахмана Адельметевы еще во второй половине XX века проживали в Буляке.

Родоначальник рода Валитовых — выходец из деревни Грибанове Сергачского уезда Валит Байгулов (1746 — 1820) в 1811 году обосновался в деревне Зирган (ныне Мелеузовский район), однако уже в 1814 году (по указу казенной палаты от 5 мая) был переведен вместе с семейством в Тукаево. По указам казенной палаты в 1815 и 1816 годах в Тукаево поселились также Валитовы и Сюняевы, также выходцы из Сергачского уезда. По договору от 8 мая 1817 году башкиры Уршак-Минской волости продали за 1000 рублей часть своих угодий уфимскому 3-й гильдии купцу Абдулу (Абдулсаляму) Адельшину сыну Морозову (до этого проживал в деревне Абдулино современного Федоровского района), который стал основателем деревни Старое Абсалямово. Позже появилась также деревня Новое Абсалямово. Поселение новых групп населения продолжался и позже. Еще раньше, в 1794 г. отец Валита Байгула Абдулов (1722 г.р.) с другим сыном Булатом (1750 г.р.) поселился в д. Узянские вершины (ныне Старо-Ибраево).

Многие абдрахмановцы в годы Великой Отечественной войны были награждены правительственными наградами. Рядовой 619 стрелкового полка 203 стрелковой дивизии Ахметов Рауль Курбанович (1925 г.р.) был награждён медалью «За отвагу» 15 февраля 1944 года. Ефрейтор Валитов Гибадулла Гарифуллович 23 марта 1943 года был награждён орденом Красного Знамени, а 9 июля того же года пулемётчик Валитов Г.Г. представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени.

Население деревни Абдрахманово в XIX-XXI веках:

Абсалямово

Селение основано в 1817 году служилыми татарами и буинским купцами, потомками алатырских» татар. 8 мая 1817 года Уфимский купец 3-й гильдии Абдулсалям (Абсалям) Адильшин купил у вотчинников Уршакминской и Куркульминской волостей землю по урочищам без означения десятин. На купленной земле было основано татарское поселение, названное по имени первопоселенца. Сам купец на территории современной Башкирии поселился еще в 1779 году, когда мулла Абдулла Адельшин сын Морозов вместе со своими односельчанами служилыми татарами Такташевыми, татарскими князьями Токшайковыми, Акчуриными, Дашкиными и другими из д. Абдуллино (ныне деревня Ильбяк Сармановского района Татарстана) купил землю у башкир по реке Ашкадар27. Абдулла мулла Морозов был, скорее всего братом будущего основателя деревни Абсалямово. Сами служилые татары Морозовы были скорее всего выходцами из Кадомского уезда, расположенного рядом с землями алатырских татар.

20 ноября 1817 года купец А. Адильшин продал 200 десятин земли купцу Пятаеву из г. Буинск Симбирской губернии, 1 февраля 1818 года — то же количество ясашным татарам Ибрагиму, Исмагилу и Сиразетдину Хаймурзиным из д. Аллагуватово Стерлитамакского уезда, а также мещанам г. Уфы Клявле и Юсупу Кадырметевым.

100 десятин земли купил у него же служилый татарин Аюп Юмаев из д. Балыклы Кулево Стерлитамакского уезда и 75 десятин земли — у него же служилый татарин Абдулмень Алишев из д. Медяна Курмышского уезда Симбирской губернии.

Всего купец Адильшин продал 775 десятин земли. Позже, видимо, Хаймурзины, Пятоевы и Алишевы продали свои участки другим купцам и мещанам. Они дальше в числе жителей Абсалямово не значатся. Зато появляются Стерлитамакские и Уфимские купцы Рафиковы, Бикмаевы, Абуталиповы, Сулеймановы и Фахретдиновы, Сайтовы.

В начале XX века многие служилые татары из Буинска вынуждены были навсегда оставить родные края и поселиться на территории Оренбургской губернии. Абсалямовские купцы и мещане были прикреплены к городам, и их записывали как Стерлитамакских, уфимских или же белебеевских купцов той или иной гильдии. Многие абсалямовцы учились в известных медресе в Каргалах (Сеитовский посад Оренбурга), Стерлибашево, Балыклыкулево, Троицке, Уфе.

Многие знатные абсалямовцы вынуждены были в связи с революционными событиями 1917 года и последующими репрессивными мерами со стороны новых властей, уехать из родных мест и жить под чужими именами на чужбине.

По законам Российской империи, купцы и мещане свои налоги платили в городах, а абсалямовцы, в частности, были на учете в городах Стерлитамак и Уфа. В Абсалямово проживали и платили подушную подать только государственные крестьяне, которые занимались земледелием. Купцы Абсалямово занимались торговлей, а мещане — как бы сейчас сказали — мелким бизнесом. В справочной литературе дореволюционных лет население Абсалямово незначительное, так как часть абсалямовцев проживали в вышеназванных городах. Несмотря на это, в 1851 году в Абсалямово к 1-й соборной мечети было прикреплено государственных крестьян — 27, купцов — 118, мещан — 48 и тептярей — 7 душ, а всего 200 душ мужского пола. Указным имамом от 4 мая 1848 года был «приписанный к мечети из д. Ургазы Кармала Мухамет Юсупов».

По сведениям 1863 года, в Абсалямовом приходе значатся 280 мужчин и 262 женщины. Указным имамом, зямигом и хатип-мугаллимом с 6 ноября 1847 года был Абдулгафар Сулейманов. К нему с 30 июля 1862 года указным имамом и мугаллимом был назначен Галимхузя Алимгузин Гадельшин. С 8 февраля 1877 года указным замигом, хатипом, мугаллимом и сабияном стал Абдулханнан Шагизиганов28.

После крестьянских реформ 1860-х годов селение вошло в состав Уршакминской волости Стерлитамакского уезда.

По сведениям 1870 года в деревне Апсалямова (Абдулова) при речке Аургазы было всего 12 крестьянских дворов с населением 66 татар и 22 тептярей обоего пола (без купцов и мещан).

В 1890-е годы при деревне имелись две двухпоставные водяные мельницы, принадлежавшие М.Рафикову и Ш. Аделыпину29.

В 1906 году деревня уфимскими статистиками показана так:

Апсалямова, при р. Аургазе, мечеть, бакалейная лавка, хлебозапасный магазин; деревня отстояла от уездного центра в ия в Курманаево в двух; 71 двор, 147 мужчин, 100 женщин30.

Во время подворной переписи крестьянских хозяйств 1912-1913 годах в д. Абсалямово Уршакминской волости было 199 хозяйств, где проживало население из 609 муж. и 569 жен. Население учтено как крестьяне-собственники. 23 хозяйства были безземельными. 176 хозяйств имели купчие земли

2860,37 дес. купчих земель принадлежали единоличникам, а 309,76 дес. земли были куплены обществом (совместно). Всего абсалямовцы владели 3170,13 дес. купчих земель.

Всего было хозяйств, имеющих купчие земли:

до 3 дес. — 37; до 5 дес. — 47; до 10 дес. — 45; до — 15 дес. — 8;

до 20 дес. — 15; до 30 дес. — 71; до 40 дес. — 3 и свыше 40 — 10.

Численность скота, учтенных у абсалямовцев:

лошадей (жеребцов и меринов) — 272; маток — 214; подростков — 52.

Крупного скота:

быков — 31; коров и нетелей — 414; подростков от 1 до 2 лет — 190; телят — 262. Овец — 1501 и коз — 52, всего 2989 поголовья всего скота. Абсалямовцы засевали 1615,86 дес. ржи, овса, пшеницы, полбы, проса, гречи и картофеля. 3 хозяйства занимались пчеловодством, у них было 38 пчелоульев.

55 хозяйств были заняты промыслами вне своего земледельческого хозяйства.

Учитывая происхождение абсалямовцев, можно легко предположить, что 55 хозяйств занимались торговлей, продолжая купеческие дела своих предков.

Во время Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года в Абсалямово было 169 крестьянских хозяйств — дворов и только 35 из них зафиксированы как крестьяне, а остальные — мещане.

77 хозяйств были без железного плуга. Таковых тогда относили к бедным. 84 хозяйства имели по одному однолемешному железному плугу, а 9 хозяйств — по 2 плуга.

3 хозяйства имели сепараторы (Рафиков Исмагил, Адилыиин Сахабетдин, Фахретдинов Шарафетдин) и 2 хозяйства — жнейки (Сайтов Мухутдин и Фахретдинов Шарафетдин).

По материалам Всероссийской подворной переписи 1917 года в царской армии к лету 1917 года служили 118 абсалямовцев. Их возвращения домой ждали в 87 дворах.

Адзитарово

Население деревни Адзитарово в XVIII-XXI веках:

На вотчинной земле башкир Уршак-Минской волости на речке Уязы, возникла деревня Адзитарово. Основали ее тептяри по договору с вотчинниками в 1735 году. Это были тептяри-припущенники. Но в прошении жителей этой деревни Абдулгазиза Мурадымова, Шамсутдина Худайбердина, Тухватуллы Хуснутдинова и Мухамадияра Валишина от 17 июля 1843 года видно, что их предок ясачный татарин Юлдаш Исмагилов купил землю у уршак-минцев по договорной записи 1739 года. Таким образом, два источника свидетельствуют о том, что среди тептярей деревни были припущенники, из которых одни только пользовались уршак-минской вотчиной, другие владели ею на основе купчей записи.

Мишари были припущены башкирами в 1758 году, причем без согласия тептярей. Возник спор между ними относительно землепользования. В 1777 году они «миролюбно» согласились его уладить с оставлением мишарей у себя. В начале XIX века припускалась новая группа мишарей. Их соседом оказался муфтий — председатель Оренбургского Мусульманского духовного собрания в Уфе Мухаметжан Гусейнов, приобретший в 1791 году у уршак-минцев землю в собственность и основавший хутор Харам Абат. В 30-х годах XIX века при этом хуторе тептяри д. Адзитарово создали выселок из трех домов, оказавшись тем самым на чужом участке. Поэтому они были вынуждены вернуться в коренное поселение.

Название д. Адзитарово происходит от антропонима. Людей по имени Адзитар можно встретить в источниках немало. Обратим внимание только на одного из них. В прошении башкир четырех дорог за 1728 год о притеснениях воевод имеется и тамга жителя д. Мин Минской же волости Атьетяра Илкаева. д. Адзитарово находится именно на территории этой волости.

Тептярская деревня по этническому составу постепенно становилась мишарской. В 1834 году тептярей-мужчин здесь насчитывалось

54 человека, мишарей — 256 душ мужского пола.

После крестьянских реформ 1860-х годов селение в состав Шмитовской волости (с началом 1-й мировой войны волость переименована в Ново-Андреевскую). В 1896 году в селении имелось две мечети.

В 1920 году в деревне было 999 мужчин и 1055 женщин. Мишари преобладали. Имели 393 двора.

Храбро сражались адзитаровцы на фронтах Великой Отечественной войны. Старший сержант медслужбы Макаев Нуртдин Сахабутдинович был награждён медалью «За боевые заслуги». Лейтенант Халяф Шарипович Уразбахтин (1915 г.р.) воевал в составке 1065 стрелкового полка 272-й стрелковой дивизии. Был награждён орденом Красной Звезды.

Балыклыкуль

Село Балыклыкуль основано ясачными татарами в 1707 году. Первоначально эти ясачные татары проживали в деревне Месейлы и лишь с 1773 года из-за земельных споров стали переселяться на новое место у озера Балыклы и называвшееся тогда как Нижние Месейлы. возникла в 1756 году, когда мишари заключили договор с меркитминцами о купле земли. Тептяри, в свою очередь, заключили договоры с вотчинниками в 1758 и 1762 годах. В середине XIX века в 57 дворах жили 391 мишар и тептяр. Кроме того, здесь зафиксированы служилые татары.

С 1781 г. сюда заселились служилые татары из деревни Медяна Курмышской округи Симбирского наместничества (ранее деревня входила в состав Алатырского уезда).

После крестьянских реформ 1860-х годов селение входило в состав Ишпарсовской волости Стерлитамакского уезда. Селение в статистических материалах показывалась как Балыклыкулева 1-я, 2-я и 3-я. Все они располагались в 40 верстах от уездного центра и 8 верстах от волостного правления в селе Макарово. В 1906 году материалы по деревням показаны так:

Балыклыкулева 1-я, при оз. Балыклыкуль, просёлочная дорога, хлебозапасный магазин, мечеть; 84 двора, 245 мужчин, 241 женщина;

Балыклыкулева 2-я, при том же озере, просёлочная дорога, хлебозапасный магазин, мечеть, бакалейная лавка, базар; 114 дворов, 309 мужчин, 319 женщин;

Балыклыкулева 3-я, при озере Балыклыкуль, просёлочная дорога, бакалейная лавка, мечеть; 140 дворов, 381 мужчина, 384 женщины31.

В 1870 году в Балыклыкуле было две мечети, училище, водяная мельница32.

В 1920-е — начале 1930-х годов жителями села Балыклыкуль основаны следующие селения: Байкал (в 1927 году).

Население деревни Балыклыкуль в XVIII-XXI веках:

190633

Бекетово

Население деревни Бекетово в XVIII-XXI веках:

185834

Население деревни до крестьянских реформ 1860-х годов относилось к горнозаводским крестьянам. К 1811 году селение состояло во владении вдовы полковника Бекетовой, по фамилии которых и было названо селение. Хотя крестьяне и относились к горнозаводским, но ни к каким работам на уральских горных заводах они не привлекались. Дело в том, что земледелие в горных областях Уральских гор, где и находились горные заводы, было нерентабельным делом, и урожаи хлебов при горных заводах в долинах не давали нужного эффекта. Вот и пришлось горнозаводчикам Твердышевым и Баташевым для обеспечения хлебом рабочих горных заводов покупать земли под Уфой, заселить эти земли крестьянами в основанных ими деревнях Подлубово и Бекетово, которые и должны были поставлять на горные заводы хлеба. В ряде источников деревня показывается как «от Миниярского завода выселок».

В 1850 году из более чем 100 хозяйств селения 16 представляли клан Симоновых. Шапошниковых было 13 семейств. Немало было Кондровых, беляевых, Березиных, Шонгуровых, Вишевых, Жулиных. Также в селении проживали семейства Пискуновых, Шориных, Садовниковых, Фиениных, Воробьёвых, Кулаковых, Вдовиных, Козловых, Шамовых, Лебедевых, Фроловых, Иванушкиных, Лабшиных, Удаловых, Карташевых.

После крестьянских реформ 1860-х годов селение состояло в Воскресенской волости Уфимского уезда. Селение наряду с Подлубово и Сихонкино являлось одним из наиболее крупных в волости. Сама волость в источниках начала XX века характеризовалась так: «В волости 28 селений. Преобладающий род занятий жителей, в числе 10489 душ обоего пола, земледелие, а побочный — извозный промысел. В пределах волости протекают речки Уршак и Узень. Местность в общем ровная35». В составе волости были следующие населённые пункты:

пос. Аксаковский (при р. Уршак, на просёлочной дороге; 3 двора, 12 жителей);

село Андреевка (при р. Уштиле, на просёлочной дороге, церковь, построенная в 1891 году, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, две бакалейные лавки; 170 дворов, 1038 жителей);

д. Атаевка (на почтовом тракте; 4 двора, 16 жителей);

выселок Балтинцы (при просёлочной дороге, при р. Уштиле; 17 дворов, 95 жителей);

д. Баранцева (при р. Терекле, на просёлочной дороге; 19 дворов, 110 жителей);

д. Бекетова (при р. Уршаке и Узени, на почтовом тракте, земская школа, три бакалейные и пивные лавки, хлебозапасный магазин);

село Булгаково (Воскресенское) (на почтовом тракте, при р. Уршаке, церковь, построенная в 1851 году, почтовое отделение, волостное правление, хлебозапасный магазин, две бакалейные и пивные лавки, земская школа, ремесленное училище; 73 двора, 447 жителей);

д. Верхнее Тимкино (при р. Уштиле, на просёлочной дороге, бакалейная лавка, мечеть; 115 дворов, 581 житель);

д. Верхнее Угличинино (на просёлочной дороге, при р. Терекле, хлебозапасный магазин, бакалейная лавка; 53 двора, 291 житель);

д. Гординовка (на почтовом тракте, при р. Уршаке; 10 дворов, 59 жителей);

д. Журавлёвка (на просёлочной дороге; 11 дворов, 70 жителей);

д. Ильтерякова (на просёлочной дороге, при р. Уштиле, хлебозапасный магазин; 55 дворов, 366 жителей);

д. Камышлы (на почтовом тракте, при р. Уршаке, хлебозапасный магазин четыре бакалейные, пивные и винные лавки, земский этапный дом; 55 дворов, 277 жителей);

д. Королёвка (на просёлочной дороге, при р. Уршаке, хлебозапасный магазин; 19 дворов, 74 жителя);

село Ляхово (на просёлочной дороге, при р. Уршаке, церковь, построенная в 1895 году, хлебозапасный магазин, церковно-приходская школа, две бакалейные лавки; 120 дворов, 710 жителей);

выселок Нагорка (на просёлочной дороге; 6 дворов, 35 жителей);

д. Нижнее Тимкино (на просёлочной дороге, при р. Уштиле, две бакалейные лавки, мечеть; 118 дворов, 661 житель);

д. Нижнее Угличинино (при р. Уршаке, на почтовом тракте, хлебозапасный магазин, бакалейная лавка; 35 дворов, 76 жителей);

д. Николаевка (на просёлочной дороге, при р. Именликуль, хлебозапасный магазин, бакалейная и винная лавка; 129 дворов, 704 жителя);

пос. Никольское товарищество (на просёлочной дороге; 4 двора, 18 жителей);

д. Новиковка (на просёлочной дороге, при р.Терекле, хлебозапасный магазин; 22 двора, 160 жителей);

село Подлубово (на почтовом тракте, при р. Узени, церковь, построенная в 1837 году, хлебозапасный магазин, церковно-приходская двухклассная школа, две бакалейные, пивные и винные лавки; 241 двор, 1499 жителей);

д. Петровка (близ почтового тракта, на р. Уршаке, хлебозапасный магазин; 22 двора, 147 жителей);

пос. Сантура (на просёлочной дороге, при р. Уршаке; 2 двора, 10 жителей);

село Сихонкино (на просёлочной дороге, при р. Уштиле, церковь, построенная в 1864 году, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, четыре бакалейные лавки; 201 двор, 1115 жи);

выселок Тетеревников (на почтовом тракте; 6 дворов, 36 жителей);

д. Топорнина (на почтовом тракте, при р. Уршаке, хлебозапасный магазин, бакалейная лавка; 17 дворов, 120 жителей);

д. Ульяновка (на просёлочной дороге, при р. Кары-Илге, хлебозапасный магазин, бакалейная лавка; 59 дворов, 443 жителя).

Итого: 1807 дворов, 5022 мужчин, 5467 женщин36.

Крестьяне села Бекетово Булгаковской волости И.Г. Кондров, Г.И. Кондров и А.Р. Шапошников 22 марта 1921 года по предложению Л.Д. Цюрупы были приглашены на совет к В.И. Ленину, который беседовал с ними о переходе к продовольственному налогу и мерах по укреплению крестьянского хозяйства. Они участвовали в заседании ВЦИК, на котором был утвержден закон о замене продразверстки продналогом.

По просьбе ходоков, участвовавших в беседе, им выдали удостоверения за подписью В.И. Ленина. Вот одно из них:

«Удостоверение А.Р. Шапошникову

Выдано настоящее удостоверение крестьянину деревни Бекетово, Булгаковской волости, Уфимского уезда, Уфимской губернии Шапошникову Алексею Романовичу в том, что он был вызван мною в Москву для беседы и совета по важному делу, касающемуся крестьянского хозяйства.

В данных им объяснениях и ответах гражданин Шапошников А.Р. обнаружил добросовестное и честное отношение к делу.

Предлагается всем советским властям РСФСР оказывать гражданину Шапошникову А.Р. всемерное содействие к возвращению его к месту жительства к мирному труду.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)»

22 марта 1921 г.

Возвратившиеся из Москвы бекетовцы сделали на Уфимской губернской беспартийной крестьянской конференции в Уфе сообщение о своей поездке и встрече с Лениным. Участники совещания послали на имя Цюрупы — наркома по продовольствию и заместителя председателя Совнаркома РСФСР — телеграмму, в которой заявили, что «с удовлетворением они отмечают издание новых законов о землепользовании».

Болотино

Деревня именовалась также как Ново-Покровское и Болотниковский. Основана деревня в 1891 году русскими переселенцами из Курской губернии37.

Население деревни Болотино в XIX-XXI веках:

Бузовьязбаш

Население деревни Бузовьязбаш в XX-XXI веках:

Булякай

Население деревни Булякай в XX-XXI веках:

Ильтуганово

Население деревни Ильтуганово в XVIII-XXI веках:

Деревня Ильтуганово возникла на Минской земле в 1764 году, когда ясачных татар припустили башкиры д. Мусино. Первопоселенцем был сотник из д. Карамалы Ильтуган Ильмикеев. Известно, что в восстании Пугачева участвовал 71 ясачный татарин из д. Ильтуганово. Затем деревня дважды упоминается в опубликованных источниках за 1789, 1791 годы. 435 жителей, в т.ч. 22 башкира, при 62 дворах было в 1870 году. По Всероссийской переписи 1897 года деревня насчитывала 812 человек и 140 домов. В распоряжении прихожан находились мечеть и школа, 1 лавка. Деревня тогда названа Алимгулово, причем указано и третье ее название — Именликулево. Перепись 1920 года показала в ней 903 тептяря и мишаря, 184 дома. Наблюдаются, как видно, высокие темпы увеличения населения, происходившего как за счет естественного роста, так и из-за притока тептярей из других мест.

В 1795 году по договорной записи с минцами возникла д. Новоильтуганово. Тогда население ее состояло из 6 мишарей и 72 тептярей. За припуск они платили башкирам 10 руб. в год. Затем сведений о деревне в источниках не встречается. В 1920 году в 49 дворах проживало 224 человека из татар.

Исмагилово

Деревня Исмагилово (Узян Баш) в 1795 году называлась «вновь заведенной» Узянбашевой. Тогда в ней жило 6 мужчин и 7 женщин из ясачных татар. Они переселились из д. Кутлумбетово Бугурусланского уезда и д. Дюсметово Мензелинского уезда. В то же самое время переселились сюда служилые татары (15 мужчин и 7 женщин) из деревень Грибанове и Ключище Сергачкого уезда Нижегородской губернии (бывший Алатырский уезд). В 1816 году в 49 дворах проживало 264 человека.

X ревизия показала 2 башкирских двора из 34 человек, 93 мишарских двора из 547 человек.

Жители деревни осели на покупной земле, закрепленной по купчей записи у помещика гвардии капитана Левашова от 1812 года. Тот в свое время купил ее у башкир — уршак-минцев.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Бузовьязовского района. Люди и судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

23

Сулейманов А.М. Бузовьязы: люди и судьбы. Уфа, 2007. с. 128.

24

З.Н. Нуриев (1915 — 2012), родился в д. Верхнелачентау Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Бирский район РБ. В 1933 году закончил Бирский педагогический техникум. В 1933 — 1935 годах — учитель ШКМ, в 1935 — 1938 годах — заведующий Бураевским РОНО, в 1938 — 1940 годах — служба в РККА

— секретарь бюро ВЛКСМ артполка во 2-й Особой Краснознамённой армии, в 1940 — 1944 годах работал в Бузовьязовском районе, 1944 — ы — 1-й секр. райкома ВКП (б), 1945 — 1948 годы — заведующий сельскохозяйственным отделом Башкирского обкома ВКП (б), 1951 — 1952 годы — зав. отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов Башкирского обкома ВКП (б), 1952

— 1957 годы — секретарь, 2-й секретарь Башкирского обкома КПСС, 1957 1969 годы — 1-й секретарь Башкирского обкома КПСС, 1969 — 1973 годы —

председатель Государственного комитета заготовок при Совете Министров СССР, Министр заготовок СССР, 1973 — 1985 годы — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по вопросам агропромышленного комплекса. С ноября 1985 года — персональный пенсионер союзного значения.

25

Аургазинский район. Годы и судьбы. Уфа, 2005. с. 6.

26

ЦИА РБ. Ф. Р-473. On. 1. д. 4361.

27

Материалы по истории Башкирской АССР. Т. V. М., 1960. с. 81.

28

Сафин М.Х. Абсалям: страницы истории. Уфа,2008. с. 9-13.

29

Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. II. Стерлитамакский уезд. Самара, 1899. с. 1056.

30

Полный алфавитный список… с. 396.

31

Полный алфавитный список… с. 362.

32

Аургазинский район. Годы и судьбы, с. 17.

33

Данныео численности подсчитаны по всем трем селениям Балыклыкуль.

34

Вместе с 4 душами мужского пола и 4 душами женского пола дворовыми крестьянами

35

Полный алфавитный список всех населённых мест Уфимской губернии. Уфа, 1906. с. 432.

36

Полный алфавитный список… с. 433 — 435.

37

Аургазинский район. Годы и судьбы. с. 21

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я