Мосты помогают нам перебраться через препятствие и служат важным транспортным звеном. И одновременно они могут быть шедеврами архитектуры, настоящими произведениями искусства. Они демонстрируют красоту и изобретательность инженерного замысла. В этой книге вы найдете все о том, какие бывают мосты, как они строились и преображались с течением времени. А также узнаете, что такое «арки», «фермы», «кружалы», «пилоны» и другие инженерные словечки. Автор книги, Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, экскурсовод и лектор, руководитель компании «Глазами инженера». Есть такая удивительная профессия — инженер. Именно благодаря ей развивается мир вокруг нас. Дома и башни, железные дороги и машины, поезда и самолёты, телефоны и компьютеры — всё это создано ими. Но, пожалуй, самый великий инженер на свете — это природа. И хотя мы можем многому у неё научиться, временами нам приходится бороться со стихиями: например, прокладывать тоннели сквозь скалы или перебрасывать через бурные реки особые конструкции — мосты. Для кого • Для всех любителей разбираться как все устроено от 7 лет и старше; • Для всех, у кого дух захватывает при взгляде на громадные переправы через бурные реки; • И для будущих инженеров и архитекторов, которые будут удивлять нас все новыми инженерными сооружениями и менять мир к лучшему.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Большая книга мостов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Какие существуют мосты?
История инженерного искусства насчитывает не менее пяти тысяч лет. За это время люди создали множество мостов и приспособили их к разным функциям. Кстати, мостами инженеры, как правило, называют конструкции над водной преградой для переправы людей или транспорта. Если сооружение помогает пересечь другую дорогу (например, проехать на автомобиле над железной дорогой), оно называется путепроводом. А вот для того, чтобы поднять дорогу на определённую высоту (например, отделить шумную трассу от центра города), строятся эстакады. Кроме того, с давних времен известны сооружения, предназначенные для переноса через реку или овраг водопроводных труб, — их называют акведуками.
В зависимости от того, как мосты воспринимают нагрузку (например, от людей и автомобилей), выделяют их различные статические схемы.
Балочный мост
Балка — это прямолинейная конструкция, которая лежит на двух или большем количестве опор. Однако она легко изгибается, поэтому может перекрыть только сравнительно небольшой пролёт — расстояние между опорами моста.
Арочный мост
Арка — это конструкция в виде дуги, которая может перекрывать сравнительно большие пролёты. В древности арки строились из камня, а в наши дни — из металла или железобетона.
Консольный мост
Консоль — балка, закреплённая с одной стороны и свободная с другой. В консольном мосте две консоли соединяются друг с другом в середине пролёта.
Висячий мост
Дорожное полотно такого моста подвешено к основной несущей цепи или тросу. Эта конструкция позволяет перекрывать очень большие пролёты. Сегодня самые большепролётные мосты в мире — именно висячие.
Вантовый мост
Этот вид похож на висячий мост, но его дорожное полотно подвешено длинными тросами-вантами напрямую к высоким башням — пилонам.
Схемы этих мостов — наглядная история мировой инженерной мысли. Ещё в доисторические времена люди научились строить балочные мосты. В Античности произошёл расцвет арочных конструкций, ставших новой вехой в мостостроении. В эпоху научно-технической революции были изобретены консольные, висячие и вантовые мосты, которые активно строятся до сих пор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Большая книга мостов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других