В книге рассматриваются два смысла слова «бизнес»: предприятие и форма деятельности. В разных значениях роли бизнеса в обществе принципиально отличаются. Неосознанная подмена смыслов вызывает не только экономические проблемы, но и деформирует государственное управление и общественное сознание.Книга адресована представителям системы государственного управления и специалистам в области экономической политики, однако будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся подобными вопросами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственная поддержка бизнеса – тормоз экономического развития и источник социальных проблем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Эта книга в определенной степени является продолжением моей же книги «Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационная политика. Национальная идея», в которой рассматривались особенности экономики страны и были предложены некоторые идеи о новой экономической политике. В силу того, что экономика является интегральным результатом поведения отдельных экономических субъектов — потребителей, предприятий и государств, то и изменение экономической политики невозможно без пересмотра некоторых постулатов, справедливости и правильности привычных точек зрения. В этой связи в предыдущей книге в дополнение и даже в развитие идей по экономической политике были рассмотрены и предложены идеи по пересмотру привычных дискурсов, формированию новых ценностей с учетом особенностей развития общества, определяемой особенностями возрастной динамики и исторического прошлого.
По мнению экспертного сообщества страны значительная часть тех идей уже реализуется, причем не только в сфере экономической политики, но и в сфере общественного взаимодействия. Вместе с тем, по моему мнению, процесс трансформации и полномасштабного перехода к новой социально-экономической политике и взаимоотношениям власти и общества продвигается медленнее, чем мог бы. Я упоминал проблему взаимоотношения власти и бизнеса, необходимость пересмотра подходов к мерам его поддержки, информационные и коммуникационные издержки, связанные с принятыми в стране способами и формами поддержки бизнеса. Как выяснилось, этот пункт вызвал значительное отторжение и дискуссии при обсуждении моих идей. Анализ дискуссий, а также анализ базовых государственных программ с точки зрения бизнес-подхода, привел меня к предположению, что главная проблема заключается в искаженном понимании или заблуждении относительно роли и значения бизнеса в развитии общества. Это искажение родилось из изначальной подмены понятий, распространилось на систему принятия решений и принципов построения и реализации государственной политики.
В стране сложилось искаженное понимание роли и значения бизнеса в экономике. Например, нормальной считается точка зрения, чтоб бизнес нуждается в поддержке, что бизнес является становым хребтом экономики, что развитие бизнеса приводит к росту занятости, росту доходов и заработной платы. Это заблуждение даже доходит до удивительной формулировки «что хорошо для бизнеса — то хорошо для экономики», а вся экономическая политика должна отвечать и удовлетворять интересам бизнеса.
Доминирование этой неверной точки зрения в общественном сознании, а хуже того, в сознании лиц, принимающих решения, серьезно тормозит разработку и применение эффективной социально-экономической политики страны. Многие ее проблемы, как и проблемы собственно казахстанского бизнеса возникают и формируются самой государственной политикой, базирующейся на неверных предпосылках.
Реализация любого решения, программы или политики зависит от понимания целей, задач и приоритетов исполнителями, от их системы ценностей и способа мышления. Исполнители, вся пирамида государственного аппарата в конечном итоге определяют конкретные меры, исполняют политику, принимают решения на всех уровнях. Бизнес-ориентированное сознание искажает даже здоровые и правильные начинания на этапе их реализации. Хотя зачастую оно диктует неверную политику с самого начала.
Неправильное понимание роли бизнеса в экономике имеет огромное значение, далеко выходящее за рамки финансовых показателей. В предыдущей книге я много говорил о том, что основной вред приносит не долларизация депозитов или кредитов, но долларизация сознания — то есть привязка ценности не к национальной валюте, а к иностранной. Сознание определяет экономическое и социальное поведение субъекта экономики — человека или семьи. При долларизованном сознании человек измеряет ценность своего труда (заработную плату), ценность своих имеющихся и желаемых долгосрочных активов (машины, квартиры, холодильника, телевизора, обучения детей) в валюте, которая не используется в повседневной жизни, а значит и не имеет отношения к сопоставлению цен и ценностей в наших реалиях. Сиюминутное, рыночное движение курса (особенно его ослабление) объективно имеет весьма слабое экономическое влияние, однако в условиях долларизованного сознания оказывает сильное психологическое воздействие на широкие слои населения, изменяя социальное самочувствие, потребительское поведение, инфляционные и курсовые ожидания. Потребительское же поведение и ожидания населения являются реальным значимым экономическим фактором. Таким образом, долларизация сознания психологически усиливает изначально незначительный и опосредованный фактор номинального курса, сдвигает потребительское поведение и ожидания, а уже они приводят к реальным и существенным негативным макроэкономическим последствиям.
Это искажение понимания или заблуждение, возникнув лет пятнадцать назад, особенно активно развивалось, прорастало и легитимизировалось в общественном сознании в последние десять лет, превращаясь не нечто само собой разумеющееся, в аксиому и очевидность. Ровно таким же образом сегодня бизнес-подход и бизнес-мышление во многом уже подменило нормальное государственное планирование и политику. Неверное понимание роли и значения бизнеса приводит к целому каскаду ошибок и вытекающих из них проблем не только в экономике, но и во внутренней социальной и информационной политике, коммуникациях власти и общества. Эти ошибки очень системные потому, что сама разработка государственной политики, система принятия государственных решений базируется на бизнес-логике, что в принципе неверно.
Здесь я хочу явно подчеркнуть тот факт, что применение бизнес-логики в государственных решениях происходит не по злому умыслу и не потому, что так задумано, а потому что вытекает из исходного заблуждения. В этом отношении мне очень нравится сравнение с застегиванием рубашки: если вы застегнули первую пуговицу неправильно, то все остальные очень правильные действия приведут к тому, что в конце рубашка будет застегнуто криво. Ровно то же происходит и в системе разработки государственных программ. Неверный изначальный посыл приводит к тому, что в конце концов не работает вся конструкция и она не заработает, пока не будет осознана неверность исходного постулата.
Я убежден, что внутренняя логика развития страны рано или поздно приведет к устранению искажения, таким же образом, как она привела и к последним изменениям в экономической политике. Тем не менее, проактивная и целенаправленная работа по возвращению к истинным смыслам сделает развитие страны более быстрым и эффективным. Пересмотр господствующей точки зрения на взаимоотношения бизнеса и государства, на роль бизнеса в социально-экономическом развитии, — то есть «модернизация» именно этого аспекта сознания является одним из важнейших поворотных пунктов к дальнейшему устойчивому развитию страны.
Искаженное представление о природе бизнеса и его роли в социально-экономическом развитии страны приводит к знаменитой формуле, озвученной Черномырдиным — «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Бизнес-ориентированное сознание государственных служащих и соответственно дискурса и риторики государственной экономической политики имеет гораздо более важные негативные эффекты, чем просто неэффективная трата бюджетных средств, либо средств Национального Фонда.
Для восстановления понимания реального значения и роли бизнеса в развитии общества повествование придется начать издалека. Расстояние позволит начать с тезисов, которые, как я надеюсь, не встретят отторжения читателя, потому что они будут находиться достаточно далеко от зоны искажения уже сформированных принципов и стандартов мышления. По мере рассмотрения вопроса и приближения к текущим реалиям, искажения и неверные допущения будут становиться более явными и очевидными. В отдельной главе я рассмотрю, каким образом ошибки стали нормой.
Позднее я перейду к собственно рассмотрению взаимоотношения государства и бизнеса, отдельно затрону влияние бизнес-мышление на формирование и реализацию экономической политики в Казахстане и рассмотрю ее результаты.
В завершение будет краткое подведение итогов и предложения о том, как выйти из этой ситуации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственная поддержка бизнеса – тормоз экономического развития и источник социальных проблем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других