Как большевики создали башкирскую и татарскую литературу и театр

Айдар Хусаинов

Существует расхожее мнение, что Советская власть дала многим народам свою литературу и театр. Давайте вместе с вами попробуем разобраться, что происходило в этой сфере у башкир и татар.Думаю, что вы будете очень даже удивлены картиной, которая откроется перед вашими глазами!

Оглавление

  • Часть первая. Как создавалась башкирская советская литература

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как большевики создали башкирскую и татарскую литературу и театр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Айдар Хусаинов, 2022

ISBN 978-5-0053-8833-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Никому не нужно представлять человека, имя которому совок, советский человек. Но каким образом он возник? Что за чудовищный инструмент воззвал его из небытия и явил во всей красоте и силе? Очевидно, что в этом деле не обошлось без литературы и театра.

Но каким образом такие прекрасные явления человеческого духа как литература и театр были поставлены на службу большевикам? Лучше всего это, на мой взгляд, можно понять на примере двух народов Поволжья, проживающих рядом. Давайте вместе рассмотрим историю возникновения советских литератур и театра у башкир и татар. На мой взгляд, именно в этом случае процессы преобразования человека традиционного общества в большевика видны в самом чистом виде.

Часть первая. Как создавалась башкирская советская литература

Глава 1. Что было до революции

Существует расхожее мнение, что Советская власть дала многим народам свою литературу. Давайте вместе с вами попробуем разобраться, что происходило в этой сфере до революции у башкир.

Вполне себе очевидно, что подавляющее большинство башкир жило на селе и у них существовала во многом бесписьменная литература, то есть песни, сказки, эпос, пословицы и поговорки.

А что же происходило в городе? Для того, чтобы с этим разобраться, давайте рассмотрим ситуацию на живом примере. Вот цитата из книги академика Гайсы Хусаинова «Мухаметсалим Уметбаев» (перевод Фарита Ахмадиева)1:

В сентябре 1894 года в Уфу приезжает Акмулла. В честь великого поэта муфтий Мухамедьяр Султанов устраивает торжественный обед, куда были приглашены многие знатные и ученые люди. В своих воспоминаниях Риза Фахретдинов пишет о поэтическом состязании Акмуллы и Уметбаева.

Акмуллу попросили прочесть свои стихи — улены. Он поднялся и полунапевно, не спеша начал читать наизусть. Эти стихи были посвящены башкирской культуре и вызвали восхищение у присутствующих. Когда Акмулла сделал паузу, М. Уметбаев произнес приветственные слова, называя Акмуллу самой яркой звездой среди поэтов, признаваясь, что часто цитирует строки из стихов Акмуллы, чтобы повлиять на души людей. Акмулла, в свою очередь, отвечает Мухаметсалиму, превознося заслуги Уметбаева как ученого. Акмулла говорит о том, что необходимы знания, что нужно знать не только русский, но и по возможности французский язык. Уметбаев соглашается с ним, утверждая, что их цель — распространение света знаний в народе. Это поэтическое представление вызвало большое одобрение и понимание у собравшихся.

Закир Шакиров вспоминает, что Риза Фахретдинов не раз рассказывал об этом событии: «Акмуллу он называл прославленным народным поэтом. Ставил его творчество выше всех поэтов XIX века среди татар и башкир. Мухаметсалим Уметбаев для Р. Фахретдинова всегда был первым башкирским ученым. На поэтическом вечере Акмулла удивил всех своим мудрым, острым словом. Уметбаев оказался достойным соперником, приложившим весь свой талант в этом импровизированном состязании».

Р. Фахретдинов хотел помочь Акмулле в издании сборника его стихов. Но на следующий год Акмулла трагически погиб. И книга не была издана.2

Итак, что происходит? Муфтий собирает многих знатных и ученых людей на обед в честь поэта. А кто этот муфтий Султанов? Это человек, который был награжден:

Орден Святого Станислава 1-й степени, 1888.

Орден «Османие» 2-й степени, 19.03.1893.

Орден Святой Анны 1-й степени, 1896.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного, 1898.

То есть это чиновник высшего ранга в Российской империи.

А что происходит на обеде? На обеде два поэта читают стихи и это вызывает восхищение собравшихся.

Подведем итоги.

Башкирская литература существовала и вызывала большой интерес. Она существовала в среде высшей и средней знати. Стихи и проза переписывались и распространялись среди них. Все это живо обсуждалось.

Но, может быть, это была татарская литература? Но тогда почему не читались стихи, посвященные татарской культуре? Было бы смешно, если бы Пушкин и его товарищи собирались и читали стихи, посвященные французской культуре, которую они прекрасно знали. Нет, они были русские и посвящали свои труды русской культуре.

Так и здесь — собрались башкиры и читали стихи, посвященные башкирской культуре.

Таким образом мы можем сказать, что письменная башкирская литература до революции существовала. Она была достоянием знати, но понемногу проникала в народную толщу.

Точно так же развивалась русская литература — сперва были Тредиаковский, Державин, потом Пушкин, то есть дворяне, потом появились разночинцы. То есть литература пошла в народ.

Глава 2. Что было во время революции?

Итак, мы выяснили, что башкирская литература существовала и развивалась в среде высшей и средней знати, а также среди ученых людей. Постепенно она бы распространилась и на все слои, то есть пошла бы в народ, но случилась Октябрьская революция и гражданская война.

Что произошло в итоге этой войны? Приведу только одну цитату:

«Я вот приведу пример в назидание тем, кто мечтает отмечать торжественно через два года 100-летие советской, большевистской Башкирии. Так, сельскохозяйственная перепись 1917 г. дала по Бирскому уезду следующие результаты: башкиры — 209 тыс., татары — 12,5 тыс., так называемые «мусульмане» — 14 тыс., тептяри (включая тептяр-татар и тептяр-башкир) — 55 тыс. (Роднов М. И. Крестьяне Бирского уезда по переписи 1917 г. Уфа, 1997. С. 119—120).

А по переписи 1920 г. в уезде, который практически не претерпел изменений в своих границах, башкирами назывались уже только 141 тыс. человек, татарами — 108 тыс., тептярями — 63 тыс., башкиро-татарами и татаро-башкирами, соответственно, — 2,5 и 1,1 тыс. Примерно 5,5 тыс. продолжали называть себя «мусульманами» (Роднов М. И. Население Уфимской губернии по переписи 1920 года. М., 2014. С. 20)».

Рияз Масалимов. Хроника реальных событий 1917 года в Башкирии3

В интернете существуют цифры, что в годы гражданской войны погибло до 650 тысяч башкир. А. Солженицын по этому поводу писал: «В 1917—1926 годах от войны, подавлений и голода погибло свыше миллиона башкир, или 58,7 процента исходного предреволюционного населения. Трагедия башкирского народа в революции большевиков — один из самых больших (и самых неизвестных) геноцидов в мировой истории».4

В любом случае масштабы трагедии просто ужасают.

Что было с писателями?

Но что же происходило в это время с писателями? Когда мы говорили о развитии башкирской литературы, имели в виду, что она постепенно должна была проникать в народ. Ярким представителем этого явления является поэт Шайхзада Бабич. Поговорим о его судьбе.

Бабич

Он родился 2 [14] января 1895 года в небольшой деревне Асяново Бирского уезда Уфимской губернии (ныне в Дюртюлинском районе Башкортостана). Его отцом был мулла, который жил такой же жизнью, что и его паства. То есть фактически он был чуть богаче своих односельчан. Образ его жизни совпадал с ними. Так же был воспитан и жил Шайхзада, разумеется.

И отец, и мать Шайхзады жили долго, у него была масса родственников, друзей, современников, его жизненный путь задокументирован. Правда, есть странный момент, что в 15 лет он на год уехал в казахские степи учить детей местной знати. Отпустил бы отец такого юнца? Я не уверен.

Пять лет учился в Уфе, в медресе Галия. Затем преподавал в Троицке, пока не осел в Оренбурге как журналист. И с первых шагов новой башкирской власти во главе с Валидовым, он примкнул к ней.

Таким образом, жизнь Бабича напоминает прямую линию — родился, учился, поехал в одно место, переехал в другое. Так всю жизнь и жил бы в Оренбурге. Это же не шпион Гафури, которого мотало по стране по заданию своих хозяев.

О чем писал Бабич?

В отличие от Гафури, который был пропагандист, Бабич нам являет образцы чистой лирической поэзии. Как это и должно быть у юного поэта, который романтически относится к жизни. Вот примеры:

Не пойму я, отчего печалюсь,

Нет покоя. Я души не чаю

В каждом сущем на живой земле.

[7, с. 35]

Ноет, ноет! Иль в душе — болячка?

Среди черных сил я, как в лесу…

Грудь моя горит! Студеный ветер

Обдает, и снегом бьет метель:

От всего святого, что на свете есть,

Оторван, брошен я на мель.

[7, с. 34]5

А вот образец его сатирических стихотворений:

Хорошо сделал: в молодости начал учиться по-русски,

Слава богу, давно забыл я понятие шакирд,

Ведь теперь я образованный, по крайней мере, славный джигит.

Обращается каждый ко мне: «Здравствуй, студент!»…

С какими хорошими барышнями знаком я, господа;

Ах, как весело прогуливаться с ними в саду!

Всегда разговариваю я вмешивая русские слова,

Потому что наш язык неприятный — думаю я.

Перевод Газима Шафикова.

6

Тут видна добрая насмешка, это же не пропагандист Гафури, который не жалел черных слов, да и вообще брал быка за рога, восклицая:

Видно, нет тебя, Аллах!

Гибель Бабича

Сухие слова из интернета:

28 марта 1919 года при переходе Башкирского войска на сторону РККА Шайхзада Бабич и его друг, поэт Габдулхай Иркабаев были убиты красноармейцами 1-го Смоленского стрелкового полка в селе Зилаир Башкирской АССР7.

Вот только двое из того миллиона башкир, что погибли в результате октябрьской революции в годы гражданской войны. Здесь примечательно то, что вместе с Бабичем погиб его друг, тоже поэт Габдулхай Иркабаев.

Таким образом и была истреблена вся башкирская литература, которая зародилась в XIX веке. От нее не осталось фактически никого.

Был ли Бабич татарским поэтом?

Поэзия Бабича была реакцией на жизнь. Ему было хорошо — он пел песню радости, ему было плохо — он горевал. У юного Бабича не было конкретной задачи, которой он посвятил бы жизнь.

Разумеется, в эти годы он контактировал со всеми, кому была интересна поэзия. В том числе и с татарскими поэтами. Стал ли он от этого татарским поэтом? Разумеется, нет.

Судите сами — после 1917 года он посвятил себя делу становления башкирской автономии, он посвятил себя башкирскому народу и вместе с большей его частью погиб в этой борьбе. Если бы он был татарин, то спокойно уехал бы в Казань и выжил.

Если бы он был шпион и пропагандист вражеский, как Гафури, то он бы легко пережил все напасти войны, вышел бы сухим из воды.

Так что Бабич был башкирский поэт и принадлежал к той башкирской литературе, которую убили большевики вместе с Мажитом Гафури.

Вина Мажита Гафури

Многие годы Мажит Гафури работал на врагов России и вместе с ними готовил распад Российской империи. Поэтому он ответственен за гибель миллионов людей, именно поэтому мы должны знать, кто он такой. Его имя должно стоять рядом с именем Тевкелева. Пора задуматься о том, за что поставили ему памятник и наградили самыми высокими званиями.

Башкирская литература и жизнь

Итак, мы выяснили, что башкирская литература, которая зародилась естественным путем в среде высшей и средней аристократии и ученых людей, была уничтожена в горниле гражданской войны.

Глава 3. Что было после гражданской войны?

Итак, на земле Башкортостана отполыхала гражданская война. Дым рассеялся, и мы смогли рассмотреть открывшуюся картину.

Что же случилось с той башкирской литературой, которая возникла в XIX веке и успешно развивалась? Лучше всего это понять по судьбам литераторов.

Мухаметсалим Уметбаев (1841—1907), Мифтахетдин Акмулла (1831—1895), Мажит Гафури (1880—1934), Шайхзада Бабич (1890—1919), Габдулхай Иркабаев были мертвы, причем последних двоих зверски убили большевики.

САФУАН ЯКШИГУЛОВ (1871—1931) из-за преследования властей отошел от творческой деятельности.

ЗАКИР ХАДИ (1863—1932) уезжает в деревню Бимсала Рязанской губернии, где и работает учителем до конца своей жизни.

Туйкин Фазыл Каримович (башк. Туйкин Әхмәтфазыл Әхмәткәрим улы, тат. Фазыл Әхмәткәрим улы Туйкин, 10 июня

1888 года деревня Зай-Каратай Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне Лениногорский район Республики Татарстан — 15 февраля — поэт, драматург, историк, собиратель фольклора. После революции уехал в Татарстан, в начале 1930-х годов был репрессирован, в 1938 году расстрелян.8

Остальные литераторы родились уже в самом конце XIX века либо в начале XX века и вошли в литературу после гражданской войны.

Таким образом, мы можем достоверно заявить, что большевики полностью уничтожили башкирскую литературу и ее носителей, учитывая запрет на публикацию произведений Акмуллы, Бабича и других дореволюционных писателей.

Из них в живых остался только Мажит Гафури. Почему же он выжил, почему его власть большевиков приласкала и обогрела?

Единственный верный ответ — Гафури был агент большевиков с дореволюционным стажем, работал на них пропагандистом верой и правдой. И к башкирской литературе не принадлежал. То есть не был писателем, а был пропагандистом и агитатором.

Глава 4. Что было при Валидове?

После гражданской войны территория Российской империи была поделена между национальными республиками, в том числе. Во всех них в правительстве были люди коренной национальности с дореволюционным стажем работы на большевиков.

Единственным исключением был Башкортостан, где власть взяли башкиры во главе с Валидовым, среди них не было агентов большевиков.

Почему так случилось? Единственным ответом является то, что большевики и те, кто стоял за ними, не планировали создать республику башкир. Они хотели создать штат «Идель-Урал», где верховенство взяли бы татары, а башкирам не было бы места. Лет через тридцать их всех записали бы в татары. Однако вновь созданная разношерстная нация воевала не хотела и не умела. Потомки торгашей и дворников оказались к этому не способны. Поэтому большевики волей-неволей согласились с Валидовым, но сделали все, чтобы выхолостить содержание Башкирской автономии.

Приведем известную цитату:

Вспоминает разговор с В. И. Лениным в 1922 году и известный татарский политик Сахиб-Гарей Саид-Галиев (из книги «В. И. Ленин и Башкирия, Уфа, 1984): «Касаясь вопроса о башкирах, которые остались за пределами малой Башкирии и, по нашему мнению, должны были войти в Татреспублику, мы старались убедить Ильича в том, что между татарами и башкирами в сущности разницы почти нет. На это Ильич примерно в таком смысле ставил нам ряд вопросов:

— А есть разница в языках или наречиях татар и башкир?

— Есть, но совсем незначительная, и то среди крестьян, — следовал наш ответ.

Затем мы указывали на то, что вражда к татарам ограничивается лишь узким кругом шовинистически настроенной башкирской интеллигенции.

Тогда Ильич задал нам примерно такой вопрос:

— Ну, а кто же тогда недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл, как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне?

— Конечно, — отвечали мы, — делали это крестьяне, но это было результатом агитации башкирской интеллигенции.

— А кто сформировал полки и бригады из башкирских крестьян и сумел их повести в бой против кого угодно?

— Тоже башкирская интеллигенция, — тихо промолвили мы упавшим голосом.

На несколько секунд беседа прервалась. Мы молчали, ибо дальше некуда было ехать. Ильич нас поставил, что называется, лицом в угол. Этими тремя простыми вопросами Ильич дал нам великолепный урок в том, как одна из только что освободившихся национальностей, сравнительно более сильная, не должна брать на себя роль благодетеля по отношению к менее сильной народности, а тем более действовать вопреки ее желаниям».

Что было с литературой во времена валидовцев?

Итак, какое-то время валидовцы были у власти. Что произошло с литературой в это время?

Чтобы это понять, лучше всего обратиться к деятельности писателя Даута Юлтыя.

Даут Исхакович Юлтыев родился 6-го апреля (18 апреля по новому стилю) в 1893 году в деревне Катай вблизи реки Ток, что находилась неподалеку от села Юлты (на данный момент село Юлты Красногвардейского района Оренбургской области) в бедной крестьянской семье. Учился в медресе родной деревни и в Сорочинском медресе. Работал учителем в д. Юлты.

В 1914 году был призван на фронт Первой Мировой войны9.

В царское время в начале XX века призывали в армию в возрасте 20 лет10.

После этого сообщается, что Даут Юлтый воевал в Первую Мировую, а затем на фронтах гражданской войны.

Мог ли он стать поэтом в краткий период юности? Нет, потому что для этого нужна соответствующая атмосфера, нужно литературное окружение.

Мог ли он стать поэтом на войне и в годы гражданской войны? Нет, потому что там надо было воевать. Он даже то, что знал, должен был забыть.

Далее сообщается, что он работал в газете «Кзыл юлдуз», выходившей в Оренбурге. В 1920 году был военным комиссаром и секретарём Ток-Суранского кантонного комитета РКП (б) (сейчас это территория нескольких районов Оренбургской области). В 1921 году в Стерлитамаке вышел первый сборник стихов «Мелодии Урала». В 1925—1926 гг. учился в Москве в Институте красной профессуры. Работал редактором газеты «Башкортостан» (1921), журнала «Октябрь» (Уфа), участвовал в создании Союза писателей Башкирии.

С 1921 года Даут Юлтый работал редактором газеты «Башкортостан». В конце 1921 года избран делегатом Всероссийского IX съезда Советов, встречался и беседовал с В. И. Лениным.

В 1926 году окончил Институт красной профессуры. Работал в структуре ВКП (б), также активно занимался литературной, журналистской и издательской деятельностью.

Достаточно заглянуть в его тексты, как стразу станет ясно, что его стихи — это агитки против войны за большевиков, это не поэзия.

Что еще говорится о его творчестве в официальных данных?

Из-под пера поэта выходят яркие, наполненные пафосом борьбы и труда произведения — поэма «Сказка о нефти», «Айхылу», «Майсара». Как прозаик, Даут Юлтый ярко раскрылся романом «Кровь», замечательными рассказами «Маленький Кутуш», «Камиля» и другими. Даут Юлтый является и видным драматургом. Его пьесы, начиная с «Карагула» (1920), были поставлены на сценах многих театров. Писателем и общественным деятелем Башкирии написано много интересных и ценных статей по вопросам истории и теории башкирской литературы и народного творчества. Вот почему в национальной культуре глубок и неизгладим след Даута Юлтыя — одного из основоположников башкирской литературы и одного из организаторов печатного дела в республике11.

Вот что сам Юлтый писал об этом:

— Когда я приехал в Стерлитамак и ушёл с головой в газетную работу, мои стихи вновь обрели «кампанейский» характер. В то время проводились бесчисленные политические кампании. А к каждой кампании требовалось выпустить специальный номер. По обычаю тех лет присутствие стихотворения в таком номере — закон. Если под рукой не окажется соответствующего произведения, то сам, не боясь уронить свое редакторское достоинство, прямо в типографии садишься писать стихи.

Стихотворение не дописано, не собрано, а верстка продолжается — для стихов оставлено место… В то время стихи большей частью писались именно в таких условиях»12.

То есть перед нами партийный чиновник, мобилизованный на службу. Пишет он агитки. Каким же образом из-под его пера выходят роман и пьесы?

Кем был Даут Юлтый?

Если мы займемся вопросом, кто были революционеры, то мы увидим, что практически все они были родственники, выходцы из узкого круга людей. Кроме того, мы увидим, что среди башкир не было ни одного революционера.

Откуда же тогда взялся единственный революционер с дореволюционным стаже среди башкир Даут Юлтый? Ответ прост — он не был башкиром, иначе его бы просто не взяли на тайную работу. Учитывая, что они дружили с Мажитом Гафури, что они похожи внешне, то это скорее всего родственники. И оба не башкиры, а просто люди, направленные на работу среди башкир.

Можно ли это доказать?

Приведем цитату из книги «Судьба земли, дыхание времени. Ил язмышы, заман һулышы». — Уфа: Китап. 2009. — 752 с.:

Д. Юлтый имел авторитет, ко всем относился дружелюбно, помогал советами, но ни с кем «по душам» не говорил, был одинок. «Это трагедия для писателя», — признался он на II пленуме в марте 1937 г.

То есть башкиры понимали, что он имеет власть, но что он чужак и не общались с ним.

История с Мухаметшой Бурангуловым

Согласно официальным данным, Даут Юлтый до 1920 года был военным комиссаром и секретарём Ток-Суранского кантонного комитета РКП (б).

И там же работал писатель Мухаметша Бурангулов — В 1917—1920 гг. заведующий отдела народного образования и председателем кантонного исполнительного комитета в Ток-Суранском кантоне Башкирской АССР13.

Однако он ни слова ни сказал о том, что работал с Даутом Юлтыем!

Зато в заявлении о приеме в Союз советских писателей Башкирии он с горечью писал: «Пьесы, которые я давал к постановке в театрах или к выпуску в печати издательством, присваивались и выпускались разными проходимцами. Например, в 1918 году я сдал директору Казанского театра А. Кирееву рукопись пьес „Ашкадар“ и „Зянгяр шаль“. Пьесу „Зянгяр шаль“ присвоил Карим Тинчурин, который тогда работал с А. Киреевым. В 1919 году мою пьесу „Карагул“, переданную мной руководителю Башкирского театра Муртазину, присвоил Д. Юлтый, изменив отдельные места (действительно, в энциклопедии „Башкортостан“ пьеса „Карагул“ числится за Д. Юлтыем. — Р. В.). Он же в 1927 году присвоил другую мою пьесу „Ялан Яркей“, сданную в Башгостеатр. Мою пьесу „Башкорт туе“ присвоил В. Муртазин. О двух последних пьесах я подал в суд. Суд признал меня автором пьесы „Ялан Яркей“ и соавтором пьесы „Башкорт туе“ вместе с Муртазиным. Решение суда о соавторстве было незаконно. Это получилось потому, что тогдашние авторитеты, такие как Даут Юлтый и Губай Давлетшин пошли в суд в качестве свидетелей на стороне Муртазина»14.

Как такое могло случиться?

Деньги, деньги

Таким образом получается, что Мухаметша Бурангулов был частью легенды Даута Юлтыя и поэтому ему простили то, что он якшался с валидовцами. Соответственно, у них были короткие взаимоотношения.

Вот что сообщается о Бурангулове:

В 1921—1924 гг. работал учителем сельской школы в родной деревне.

В 1924—1937 гг. преподаёт башкирский язык и литературу в школах и техникумах Башкирской АССР.

То есть он не без оснований боялся за себя, что скрывался в сельской местности. Но в это же время он написал множество пьес. И вот одну из них и «подарил» Дауту Юлтыю. Разумеется, не бесплатно. Думаю, что все пьесы, которые приписываются Юлтыю, написал Бурангулов. Юлтый их просто не мог написать. А Бурангулов лепил как из глины. Стоит их сравнить, как правда вылезет наружу.

Аппетит приходит во время еды

Уфа, как известно, два раза переходили из рук в руки белых и красных, и многие интеллигентные люди ушли вместе с белыми. Многие, но не все. До революции в Уфе было множество отличных русских писателей. Об этом можно почитать в газете «Истоки», где мы публиковали серию материалов краеведа Я. Свице.

И вот кто-то из них остался и тоже «подарил» Дауту Юлтыю роман «Кровь». Не случайно вторая часть романа была найдена на русском языке, а на башкирском — нет. Должно же было быть наоборот, не так ли?

Таким образом Даут Юлтый публиковал книги произведений, которые ему не принадлежали. Получал за это деньги, делился с «неграми». И всем было хорошо.

Но ни поэтом, ни писателем он не был, он был просто пропагандист.

В качестве пропагандиста и партийного работника он и был расстрелян в 1938 году.

Что же было в годы валидовщины?

Ответ прост — никакой литературы валидовцы не создали, просто не успели. Все их сторонники были либо расстреляны, либо разбежались. Бал правили агитаторы и пропагандисты. Вот так!

Глава 5. Что было в конце 20-х — в начале тридцатых?

Итак, мы выяснили, что в годы валидовщины собственно башкирская литература не получила никакого развития. Произошло это в первую очередь потому, что Башкирская автономия была быстро свернута и власть перешла в руки ставленников Москвы, большевиков.

Однако, поскольку люди, которые планировали будущее России после революции, не планировали создание Башкортостана, не готовили кадры, у них банально не было большевиков-башкир. И тогда очевидно было принято решение привлечь к работе в Башкортостане большевиков другой национальности, выдавая их за башкир.

И действительно, в 1927 году в Уфу прибыл некий «Афзал» «Тагиров».

В Самаркандском областном комитете он был заведующим агитпрома, в советско-партийной школе и Узбекском институте читал лекции. В 1922 году был переведен в Хорезм. Там организовывает советскую партийную школу, назначается редактором газеты «Инкилап кояшы» («Солнце революции»).

Писатель в 1925 — 1927 гг учился в Московской коммунистической академии. Приехав в Уфу, работал на должности ответственного секретаря областного комитета партколлегии Башкортостана, в 1931 избирается председателем ЦИК Башкирской АССР и остается там до конца жизни.15

Если обратить внимание на его лицо и телосложение, мы увидим несомненное сходство с Мажитом Гафури и Даутом Юлтыем. Возможно, это были родственники.

Немудрено, что именно такому проверенному человеку поручили заняться литературой.

В конце 20-х гг. А. Тагиров приступает к созданию широкомасштабных эпических произведений. Был самым активным писателем романов. Первая часть романа «Солдаты» вышел в свет в 1931 г, вторая часть — в 1933 году.

Это произведение является первым опубликованным романом в истории башкирской литературы.

Цитата оттуда же.

Во вступлении к книге говорится: «Солдаты» — это большая эпопея о многострадальном русском солдате времен царизма, о его хождении по мукам в царской казарме и в окопах во время империалистической войны, вплоть до победы Октября.

Разумеется, это полностью лживая пропагандистская книга, посвященная тому, чтобы извратить суть событий и рассказать читателю о том, чего не было, нарисовать картину ужасной жизни при царизме и райского существования при социализме, ну и вывести Валидова и его людей в виде исчадий ада.

«Афзал» «Тагиров» согласно официальной биографии в 21 год пошел служить в армию, а потом воевал на фронтах гражданской войны. Разумеется, никаким писателем в такой обстановке он не мог бы стать.

Кто же писал эти романы? Разумеется, их писали русские литераторы, которые остались в Уфе, а не ушли с белыми. Подтверждением тому может служить такой факт: В 1935-37-е гг. публикуется дилогия А. Тагирова «Красногвардейцы» («Хыдылгвардеецтар»), «Красноармейцы» («Кы^ылармеецтар»). Печатается только русский вариант второй книги дилогии. Цитата отттуда же.

А вот что касается содержания. В самом начале есть эпизод, когда мальчика заставляют в огороде сторожить огурцы! Ну, во-первых, никто никогда никакие огурцы на огороде в деревне не стережет. А во-вторых, башкиры не заводили себе огородов и не растили всякие овощи. Так что понятно, что книгу писал русский или русскоязычный городской человек.

Поскольку у большевиков не было своих людей коренной национальности, они поручали работу тому, кто был. «Афзал» «Тагиров» соответственно был руководителем высшего органа власти республики — Председателем Центрального исполнительного комитета Башкортостана, директором института языка и литературы, председателем комиссии по поддержке студентов и также являлся руководителем во многих других организациях. Активно работал в области литературной критики и литературоведения.

И немудрено, что именно он стал первым председателем Союза писателей Башкортостана, который был организован в 1934 году.

Когда такому занятому человеку было писать романы?

Таким образом, мы можем сказать, что никакого свободного развития литературы при большевиках в 20-х-начале 30-х не было, а была планомерное создание пропагандистского материала.

Как же был создан союз писателей, и кто в него вошел? Об этом мы поговорим в следующей статье.

Глава 6. Почему была организована башкирская ассоциация пролетарских писателей?

Любой, кто знает, кто такие писатели, отмечает их резкую индивидуальность. Писатели обычно живут по принципу, который высказал еще Пушкин:

Ты — царь, живи один.

И если они вдруг очень быстро объединяются в организацию, значит, на то есть причины.

После гражданской войны в 1928 году в Башкортостане была создана башкирская ассоциация пролетарских писателей. Ее возглавил Булат Ишемгул. Фактически можно сказать, что организация возникла моментально, учитывая борьбу с валидовщиной.

Кто такой этот Булат Ишемгул? Приведем длинную цитату из его биографии, она того стоит.

Булат Ишемгул (настоящее имя Габдрахман Закирович Габдрахманов) родился 16 февраля 1900 года в простой крестьянской семье, в деревне Ново-Чебенки Оренбургского уезда Оренбургской губернии, ныне село Новые Чебенки Зианчуринского района.

В 1916 году Габдрахман поступил на подготовительное отделение медресе «Галия» в Уфе. Но через год из-за тяжелого материального положения был вынужден оставить его и вернуться в родную деревню, где работал сельским учителем. В 1917 году горячо поддержал Советскую власть. Вступил в ряды Красной армии, активно участвовал в Гражданской войне.

С 1920 года Габдрахман Закирович работал начальником политического отдела, заведующим политпросветуправления в Кыпсак-Джетировском и Юрматынском кантонах Башкирской АССР. Проводил активную работу по организации органов местного самоуправления кантонов и волостей, комитетов бедноты, комсомольских ячеек.

С 1921 года жил в Стерлитамаке, Уфе и работал заведующим отделом политического просвещения областного комитета ВЛКСМ, инструктором и заведующим сектором печати Башкирского областного комитета ВКП (б). В эти годы Булат Ишемгул много сделал для становления газет и журналов в республике. Он являлся редактором газеты «Башкурдистан» (ныне «Башкортостан»), директором и главным редактором Башгосиздата, редактором журналов «Октябрь» (ныне «Агидель») и «Белем» («Знание»).

Трудился председателем Башкирской ассоциации пролетарских писателей (БАПП), являлся ответственным редактором по переводу трудов В. И. Ленина и И. В. Сталина на башкирский язык. Стал организатором и первым редактором республиканской молодежной газеты «Йэш юксыл» («Молодой пролетарий» — ныне «Йэшлек»).16

То есть перед нами никакой не пролетарий, это, во-первых. Во-вторых, он фактически нигде не учился, то есть человек безграмотный. В-третьих, учитывая его занятость по работе, он не мог ничего писать, это невозможно. Тот есть перед нам очередной родственник «Мажита» «Гафури». На фотографии видно абсолютное сходство с ним и другими членами этой группы лиц.

Чем же занимался этот «товарыш»? А вот чем:

В эти годы писатель активизировался в области социальной сатиры и критики пережитков прошлого. Он пишет рассказы «В штабе шайтанов», «Письмо муллы Сабира с того света». Издается книга «Безбожный смех», в которой Булат Ишемгул разоблачает корысть и двуличие мусульманского духовенства, религиозный фанатизм, проповедует идеи материалистического атеизма. Написанные им острые сатирические рассказы, пародии, фельетоны заложили основы башкирской сатирической литературы.

Булат Ишемгул плодотворно работал и в области публицистики. Выходят в свет его книги «Ленин о религии», «Русское самодержавие и мусульманское духовное управление», «Духовенство в дни контрреволюции», «Мажит Гафури»17.

То есть очевидно, что все эти тексты писали за него.

Башкирская ассоциация пролетарских писателей существовала до 1932 года. Задачей ассоциации было утверждение социалистической идеологии в башкирской литературе.

То есть люди даже не скрывали своих намерений.

Почему же она была закрыта, если так успешно работала?

Во-первых, была организован всесоюзный союз писателей, который вобрал в себя всех писателей страны. Во-вторых, задача примитивной агитации за социализм подошла к концу и нужно было воспитывать новое поколение жителей страны и республики. И, в-третьих, нужны были писатели из башкир, поскольку наступило мирное время и выдавать за башкир тех, кто им не являлся, стало затруднительно.

К тому же это обычная политики английских колонизаторов — опора на местные кадры, так называемая политика коренизации. Именно это и произошло в СССР, в целом, и в Башкортостане в частности.

Глава 7. Как был создан союз писателей Башкортостана

Итак, в 1934 году в Башкортостане был создан Союз писателей. Как это было?

Приведем цитату из книги «Судьба земли, дыхание времени. Ил язмышы, заман һулышы». — Уфа: Китап. 2009. — 752 с.:

Первый съезд советских писателей Башкортостана начал свою работу в 10 часов утра 16 марта 1934 года. Председатель Организационного комитета Союза советских писателей Башкирии Афзал Тагиров вступительной речью открыл I съезд писателей Башкортостана.

Единогласно избирается президиум в составе: Исанчурин, Хасанов, Абубакиров, Тагиров, Ишемгулов, Янаби, Булашев, Зеликман, Чернявский, Юлтый, Гафури, Давлетшин, Тимергалина, Иванов, Мухаметшин.

Отчетным докладом Башкирского организационного комитета Союза писателей начинается деловая часть работы съезда. С отчетным докладом выступил Тухват Янаби (Тухватулла Калимуллович Калимуллин).

В прениях по отчетному докладу первым выступает Фахриев из Баймака. На утреннем заседании выступили в прениях Сабиров, Швецов, Салихов, Мифтахов, Шабай, Сафронов и другие.

17 марта утреннее заседание съезда писателей Башкирии открылось докладом Ш. Шагаретдинова «Башкирская литература за 15 лет». В прениях по докладу выступили Еникеев, Хабиби, Хасанов, Сафаров.

О детской литературе и драматургии перед участниками съезда выступил Сагит Агишев.

Речью председателя Оргкомитета Афзала Тагирова вечернее заседание завершает свою работу.

18 марта съезд заслушал доклад Абдуллы Амантая о состоянии башкирской критики в литературе. В прениях выступили Ишемгулов, Чанышев, Баимов и другие.

18 марта в вечернем заключительном заседании съезда состоялись выборы руководящих органов.

В правление Союза советских писателей Башкортостана единогласно избраны А. Тагиров, М. Хасанов, Б. Ишемгулов, Т. Калимуллин (Янаби), Чернявский, М. Марат, И. Недолин и другие.

Делегатами на Всесоюзный съезд писателей избраны А. Тагиров, Б. Ишемгулов, Г. Гумеров, Т. Калимуллин, А. Амантай, Ахмуш (Баймак), один представитель из Белорецка.

18 марта 1934 года, после закрытия съезда, состоялся первый пленум избранного правления Союза советских писателей Башкирии. Пленум единогласно избрал председателем правления Афзала Тагирова, его заместителем — Абдуллу Амантая, секретарем правления — Муслима Марата.18

Итак, кто сидел в президиуме?

Ахме́т Ресмухаме́тович Исанчу́рин 1897—1938) — советский государственный деятель. Народный комиссар просвещения Башкирской АССР. Входил в состав особой тройки НКВД СССР.

Гали-Ахмед Вали-Мухамедович Хасанов (1894-?) — участник Башкирского национального движения, государственный деятель Башкирской АССР.

Зинатулла Гизатович Булашев (7 апреля 1894, д. Карашиды — 11 июля 1938, Уфа) — советский партийный и государственный деятель, председатель СНК Башкирской АССР (1930—1937).

Нау́м Петро́вич Зеликма́н (1901, Новомосковск [3], Екатеринославская губерния — 2 марта 1939) — майор госбезопасности (1935), полномочный представитель ОГПУ по Башкирской АССР, начальник УНКВД Башкирской АССР (1933—1937). Входил в состав особой тройки НКВД СССР.

В. И. Чернявский, главный редактор газеты «Красная Башкирия» (с начала 1950-х гг. — «Советская Башкирия»).

Мы видим, что на съезде присутствует практически вся верхушка власти в Башкирии. То есть перед нами процесс, контролируемый этими людьми. Цель этого процесса ясна — создать инструмент агитации и пропаганды. И эта цель была достигнута.

Приведем цитату из открытых источников:

В 1930-е годы в Башкирии начался подъёмом башкирской литературы. Литература развивалась по пути соцреализма. Теме коллективизации посвящены повести и романы С. Агиша, Б. Г. Бикбая, Х. Л. Давлетшиной, А. Карная, С. Ф. Кудаша, И. Насыри, А. М. Тагирова, поэмы М. Г. Хая, Д. И. Юлтыя, драмы С. М. Мифтахова. Рост промышленности в Башкирии, становление рабочего класса отражены в очерке А. Карная «Ишимбай». (1935), в повести А. М. Тагирова «Кровь машин» (1934), в стихах Рашита Нигмати, Кадыра Даяна, Саляха Кулибая. С поэтическими произведениями о рабочем классе выступили поэты Батыр Валид, Максуд Сюндюкле, Муслим Марат и др. Большое развитие в литературе 30-х гг. получила тема Революции и Гражданской войны: романы А. М. Тагирова («Солдаты», ч. 1—2, 1931—33, «Красногвардейцы», 1934, и «Красноармейцы», 1936), Д. И. Юлтыя («Кровь», 1934), И. Насыри («Кудей», 1936), повести А. Карная, Х. Б. Мухтара, И. Насыри, Ч. Х. Ханова, Б. Х. Хасана и др. Развиваются юмор и сатира: повести Сагита Агиша, рассказы Губая Давлетшина, Булата Ишемгулова, Кирэя Мэргэна, Тухвата Янаби, стихи Гайнан Амири. Широкое распространение получил жанр поэмы: «Шункар» (1936) и «Дитя» (1939) Г. Саляма, «Прекрасные долины Ак-Идели» (1939) Р. Нигмати, «Страна победителей» (1935) Т. Янаби и др. Появились пьесы С. М. Мифтахова, Б. Г. Бикбая, К. Х. Даяна, Н. К. Карипа19.

То есть перед нами именно то, что мы заявили ранее — инструменты агитации и пропаганды.

Дело было не в бобине

Итак, повторим еще раз цитату — В правление Союза советских писателей Башкортостана единогласно избраны А. Тагиров, М. Хасанов, Б. Ишемгулов, Т. Калимуллин (Янаби), Чернявский, М. Марат, И. Недолин и другие.

Сегодня это совершенно забытые люди, никому не известные, что немудрено. Биографии некоторых из них мы разбирали выше.

В 1935 г. аппарат правления состоял из председателя (не освобожденный), ответ. секретаря — М. Марата, машинистки и двух инструкторов. Башкирская литература под руководством правления шла по пути развития. У писателей ощущался творческий подъем.

В правлении числилось 80 писателей, из них утвержденных Центральной приемочной комиссией членов 18, кандидатов — 10.

2 апреля на заседании правления рассмотрен вопрос — ходатайствовать перед Всесоюзным правлением о том, что следующие писатели достойны быть членами Союза советских писателей СССР:

— Недолин Иван

— Таджетджинов Мухутдин

— Карнаев Али

— Валеев Акрам

— Мухамедьянов Али

— Гирфанов Касым

— Давлетшина Хадия

— Салихов Ахмут.

И принять стажерами:

— Хадисова Ахмета

— Абдуллина Мазгара

— Искандарова Абдуллу

— Ильясова Абдуллу

— Бикбова Файзи

— Амирова Гайнана

— Баимбетова Исмагила

— Мухтарова Хасана

— Аминева Абдуллу

— Валидова Батыра

— Нигматуллина Рашита

— Хайри Гайнана.

Из всех этих людей какая-то известность ожидала Акрама Вали, Гайнана Амира и Батыра Валида.

Посмотрим, что это за люди.

Про Акрама Вали сказать особо нечего. Он ставленник человека по имени Камал Гимадеевич Айдаров (1891—1944) — директор «Башкниготорг». Считается, что он участник Башкирского национального движения, член ВКП (б) с 1917 года. Но на самом деле это очередной родственник «Мажита» «Гафури».

Именно он занимался привлечением в литературу нового поколения.

Акрам Вали родом из Чекмагушевского района, был пропагандистом, а не писателем.

Гайнан Амири (наст. имя — Гайнан Гимазетдинович Амиров; башк. Ғайнан Әмири, Ғайнан Ғимазетдин улы Әмиров; 25 августа 1911, Новый Артаул, Уфимская губерния — 9 октября 1982, Уфа) — башкирский советский писатель, переводчик и журналист. Член Союза писателей Башкирской АССР (1939). Заслуженный работник культуры РСФСР (1971) и Башкирской АССР (1969).

Он, как и Акрам Вали, окончил педуниверситет, выходец из Янаульского района, так же ставленник Айдарова.

Батыр Валид (башк. Батыр Вәлид; псевдоним; настоящее имя — Батыр Хажиахметович Валидов; башк. Батыр Хәжиәхмәт улы Вәлидов; 1905—1969) — башкирский советский поэт и журналист. Член Союза писателей Башкирской АССР (1936).

И этот родом из Оренбургской области, тоже окончил пединститут.

В общем, в писатели брали только своих. А людей из районов, где поддерживали Валидова, не брали.

Картина ясна, не так ли, товарищи?

Глава 8. Почему в 1937 году были уничтожены большинство башкирских писателей?

В книге «Судьба земли, дыхание времени. Ил язмышы, заман һулышы». — Уфа: Китап. 2009. — 752 с.: приводятся цифры, что до 1937 года в Союзе писателей состояло 80 человек. В 1939 году мы обнаруживаем уже только 30 человек. Очевидно, что они были подвергнуты тем или иным репрессиям. Почему?

Почему они катались как сыр в масле, а тут случилась такая беда? Кстати, не следует думать, что репрессиям подвергались только живые писатели. Нет.

Вот цитата из той же книги:

В 1938 г. в республиканских газетах были организованы литературные страницы, посвященные М. Гафури. За это редакторы газет «Красная Башкирия» и «Коммуна» были вызваны в обком и им сделано внушение. А номер газеты «Башкортостан» был задержан. Литературная общественность подготовила вечер в связи с четвертой годовщиной смерти М. Гафури, но власти не разрешили. 22 ноября 1940 г. отмечалось его 60-летие, хотя день рождения 20 июля. Все это исходило от первого секретаря Обкома партии А. Т. Заликина.

Учитывая, что были репрессированы все писатели, о которых мы говорили в предыдущих статьях, то вывод напрашивается сам собой — они были репрессированы именно как пропагандисты — агитаторы, которые работали на определенную силу. Когда эта сила потерпела поражение, были убраны все ее агенты.

Репрессии продолжались и после 1937 года. Так, в 1940 году был репрессирован Гареев Юсуф Ибрагимович, он же Юсуф Гарей. У этого персонажа типичная биография пропагандиста-агитатора.

Вот очевидно неполный список репрессированных писателей из той же книги:

1. Афзал Тагиров — расстрелян

2. Булат Ишемгулов — расстрелян

3. Губай Давлетшин — расстрелян

4. Хадия Давлетшина — вернулась в Союз писателей

5. Даут Юлтый — расстрелян

6. Габдулла Амантай — расстрелян

7. Тухват Янаби — расстрелян

8. Имай Насыри — расстрелян

9. Салях Ямалеев — нет в справочнике

10. Ахмет Хадисов — нет в справочнике

11. Мухаметша Бурангулов — возвратился

12. Башар Хасан

13. Абус — возвратился

14. Юсуф Гарей — возвратился

15. Абдулла Искандаров — нет в справочнике

16. Хабибулла Габитов — нет в справочнике

17. Мансур Крымов — нет в справочнике

18. Зайни Баян — нет в справочнике

19. Иван Недолин — возвратился, член СП

20. Амир Чаныш — возвратился, член СП

21. Муслим Марат — возвратился

22. Афзал Кудашев — возвратился

23. Хурмат Хайри — нет в справочнике

24. Абдулла Ильясов — нет в справочнике

25. Гимади Ягудин — нет в справочнике

26. Исмагил Баимов (Баимбетов) — нет в справочнике

27. Мухамет Хайдаров — возвратился, член СП

28. Мухамет Юлтый — нет в справочнике

29. Нигматулла Зулькарнаев — нет в справочнике.

Желающие могут рассмотреть их биографии и поломать голову над тем, почему их репрессировали, если их не устраивает моя версия.

Кто выжил?

Разумеется, погибли не все писатели. Одним из тех, кто выжил, был Сайфи Кудаш. Почему же не тронули его?

Рассмотрим его биографию.

3 октября 1894 г., деревня Кляшево Караякуповской волости Уфимского уезда, ныне Чишминского района Республики Башкортостан — 26 июня 1993 г., город Уфа.

Окончил медресе «Галия» (1918). Учитель татарского языка и литературы в селе Красная Горка Уфимского уезда (1918—1919), в мужской средней школе №2 города Омск (1919—1920), одновременно сотрудник газеты «Азат Себер». С 1925 г. жил в Уфе. Работал в редакциях газеты «Башкортстан» (1925—1930), журнала «Октябрь» (1931—1933). С 1935 г. в Союзе писателей Башкирской АССР (в 1943—1948 гг. председатель правления).20

Это максимально комплиментарная для него биография, из которой видно, что перед нами банальный графоман, который в свое время попался на удочку пропаганды.

Если бы это был серьезный агент, то после медресе он бы отправился по делам службы, а не гнил в своей деревне, воспитывая местных оболтусов.

Если бы он был агент, то его бы не мобилизовали белогвардейцы и не утащили с собой аж в Омск. А этот товарищ еще и писал статьи под своим именем, он не понимал вообще, что происходит.

Если бы он был агент или просто умный человек, то уехал бы на запад правдами и неправдами. Но нет.

Поэтому ЧК его простило, дало возможность работать.

А как же он стал начальник писательским? А потому что никто не хотел этим делом заниматься, люди же не дураки, видели, что это расстрельная должность.

Существует точка зрения, что Сайфи Кудаш написал доносы и именно поэтому репрессировали многих писателей.

Я могу согласиться с тем, что он, возможно, писал доносы, но, чтобы серьезные органы принимали по ним решения — тут согласиться нельзя. Доносов пишут много, что теперь всех расстреливать, что ли? Такая точка зрения отражает непонимание реальных процессов, которые происходили в обществе.

Вот в таком положении Союз писателей Башкортостана и жил эти годы, им даже не платили денег, есть такие жалобы в книге о судьбе союза. Почитайте сами!

А что было потом, после войны? Об этом я расскажу дальше.

Глава 9. Что делали писатели в союзе писателей?

В начале перестройки в русскую литературу вернулись запрещенные писатели — те, кого репрессировали в свое время. Это был мощный пласт, чуть ли не сотни имен.

Почему же в башкирской литературе этого не случилось? Почему репрессированные писатели не стали открытием, а наоборот, как были забыты, так и остались?

Чтобы это понять, давайте вместе с вами посмотрим, чем же таким занимались писатели в жизни.

Обычный день писателя

Итак, мы выяснили, что типичная биография башкирского писателя тех лет была — родился в деревне, учился в медресе. Родом из района, который не поддерживал Валидова. Затем стали брать людей, которые вместо медресе учились в Башкирском государственном педуниверситете (ныне БГУ). Практически все они были родственники, земляки.

Ну хорошо.

А чем они занимались в это самом союзе писателей? Как проходили их дни? Как они вели себя в дни репрессий?

Обратимся к той же книге «Судьба земли, дыхание времени. Ил язмышы, заман һулышы». — Уфа: Китап. 2009. — 752 с.:

Многие писатели не знали, о чем писать («Янылык» — «Октябрь»), чтобы не быть репрессированными, чтобы угодить и властям, и доносчикам. И журналу не хватало оригинальных художественных произведений. В 1938 г. около половины опубликованных в нем материалов составили переводимые произведения.

Ну то есть многие испугались.

20 августа 1940 г. на заседании бюро Обкома партии был рассмотрен вопрос о работе правления СПБ. По докладам секретаря правления Н. Карипова и инструктора отдела пропаганды и агитации Р. Кутушева бюро приняло постановление, в котором отмечено, что правление работает крайне неудовлетворительно. Карипов не обеспечил должного руководства, не перестроил работу соответственно решениям XVIII съезда ВКП (б). Правление не сплотило писателей, не ликвидировало групповщину и не мобилизовало лучшую часть писателей на создание высокохудожественных произведений. Творческие секции работают крайне слабо. Не ликвидировано отставание детской литературы, литературы на оборонную тематику, прозы и драматургии. Не создано ни одной комедии на башкирском языке. Нет литературной критики. Недостаточна работа с начинающими писателями и т. д.

У части писателей укоренились элементы зазнайства, самоуспокоенности, неуважение к критике, аморальные явления, вроде групповой пьянки.

То есть мало работали, много пили.

В 20-е гг. XX века под руководством X. Габитова возник «Кызыл калям». Вокруг журнала «Башкорт аймагы» объединились многие представители башкирской интеллигенции, и было сделано многое по созданию литературного языка и теории развития башкирской литературы. В этом большая заслуга Сагита Мрясова, который считал, что научные, философские и социально-экономические термины должны быть взяты из других тюркских наречий.

В 1928 г. Г. Хайри, Б. Валид и др. создали литературное движение «Усеу».

В 1929—1930 гг. возникла подпольная организация «Етеган», руководители которой пытались вести борьбу с партийным влиянием на литературу. Вскоре разоблачены и привлечены к ответственности шесть человек этой организации, среди которых С. Кудаш, Н. Исанбет, А. Кутуй и др.

Причинами сплочения писателей (и вообще интеллигенции) в группы, кучки также могли быть единство во взглядах, землячество, единый диалект, родоплеменное обособление (трайбализм), семейство, совместное времяпровождение, инстинкт самосохранения, стремление урвать побольше куска от пирога и т. д. Ясно, в СПБ шла незаметная, но упорная, тайная и открытая интеллектуальная борьба за жизнь, соперничество между группами, течениями и отдельными индивидуумами. В период между пленумами, собраниями разногласия затихали, наступал период корпоративных выручек друг друга.21

Ну и занимались интригами, объединяясь в группировки, боролись за власть.

Типичный портрет такого писателя создал Яныбай Хамматов в своем романе «Карьера».

«Я написал примерно четвертую часть книги, но все еще не был уверен в своих силах. Не терпелось ее кому-нибудь показать. С этой целью я отправился к одному известному писателю.

Узнав, по какому делу я к нему явился, тот презрительно усмехнулся.

— Среди наших писателей недоносков и так полным-полно. И ты туда же?! Решил вот так запросто писателем заделаться? Тоже мне, нашел дурака! Думаешь, я тебе помогу книгу написать?

— Да я и не прошу мне помогать. Хотел только, чтобы вы прочитали хотя бы часть. Мне нужно узнать ваше мнение, агай!

— А что, разве кроме меня больше никого не нашлось?

— Мне Сальман Иргалин, с которым вы в серменевской школе вместе учительствовали, посоветовал к вам обратиться. Вы ведь как-то с ним вдвоем ко мне заходили!…

— А-а, точно, ты тот самый егет… — вспомнил писатель и вдруг недовольно произнес: — Знаешь, что я тебе скажу, кустым? Чем всякой чепухой заниматься, возьми да брось свои бумажки в печку! Будешь потом перед людьми хвастаться, дескать, если б не сжег в свое время книжку, писателем мог бы стать!…

А вот еще один эпизод из той же книги.

Собираясь повидать Мухитдина Тажи, который работал в редакции журнала «Агидель», я поднялся на четвертый этаж. И тут мне повстречался знакомый писатель. Он поздоровался со мной за руку.

— Что-то не видно тебя в последнее время. Как начальником заделался, так сразу и лапти на почетное место вывесил, да? Так нельзя. Угостил бы хоть разок, — сказал он и повел меня в ресторан «Уфа».

Когда агай был уже навеселе, я осторожно завел разговор о своей рукописи. Но, как и в тот раз, он от меня отмахнулся.

— Оставь, ну, зачем тебе с этим возиться! Читай лучше наши книжки, и этого будет достаточно! Два коровьих века ты уже прожил, так что писатель из тебя все равно не выйдет. Хе-хе… А ты знаешь, в которой из моих книг про двух старых коров написано?

— В повести «Махмутов».

— Надо же, хе-хе, запомнил! Оказывается, почитываешь мои вещички, — сказал классик. — А то ведь партработники народ невежественный. Книг не читают, а сами еще о чем-то рассуждают, мнение свое высказывают. Ты-то хоть мои книги читал. Это уже хорошо. Быть читателем — само по себе достижение! Как там писал Некрасов? — «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!» Поэтому прислушайся к моему совету: не трать время попусту. Начинать писать после тридцати просто дурачество!…

— Да вы хоть почитали бы.

Однако агай, оставив мои слова без внимания, продолжал гнуть свое.

— Как-то раз довелось мне побывать в доме для слабоумных детей. Один из ребятишек у меня спрашивает: «А из таких, как мы, писатель получится?» Я отшутился, мол, из умного писатель не получится, писателем же может стать только умалишенный.

— Вы это к чему?

— А ты не понял?

— Нет.

— Хе-хе-хе… Ну, с кем еще можно сравнить взрослого, как ты, мужика, мечтающего стать писателем, как не со слабоумным ребенком…

Я оскорбился. Человек, которого я угощаю, позволяет себе говорить мне такие вещи. Я быстренько расплатился с официанткой и собрался уходить.

— Постой, не торопись! Хочу тебе кое-что рассказать, — остановил меня писатель. — Ты …. знаешь?

— Книги его читаю, а самого встречать не доводилось.

— Еще встретишь как-нибудь, — сказал он и, не желая меня отпускать, начал: — Вот про него я как раз и собираюсь тебе рассказать. В молодости мы были с ним закадычными друзьями. Даже после того, как я женился, постоянно у нас торчал. Как-то раз явился он ко мне домой, когда я в районе был, и, по привычке, ночевать остался. Вертится-вертится он на своей раскладушке, потом у жены моей спрашивает: «Енгэ, ты не мерзнешь?» Жена ему отвечает: «Нет, кайнеш, не мерзну». А тот все не унимается: «Может, тебя согреть?» Так они переговаривались. Потом… не выдержал, подкрался к ней, хотел было обнять и тут же получил скалкой по лбу… Возвращаюсь я утречком перед рассветом домой и вижу: дверь закрыта, а… с шишкой на лбу снаружи сидит. «Что случилось?» — спрашиваю, а тот молчит. Даже после того как я в дом его запустил, чаем стал угощать, он ни словечка не проронил. И только когда ушел, жена мне все и выложила…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть первая. Как создавалась башкирская советская литература

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как большевики создали башкирскую и татарскую литературу и театр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Мухаметсалим Уметбаев: жизнь и творчество / Г. Б. Хусаинов [перевод с башк. Ф. В. Ахмадиева]. — Уфа: Китап, 2021. — 480 с.

2

https://vatandash.ru/index.php?article=370

3

Рияз Масалимов газета Истоки №49 — 50 (869 — 870), 2013

4

https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-bashkirskoy-istorii-v-kontekste-sovetskoy-ideologi-i-popytka-reanimatsii

5

https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-liricheskogo-geroya-poezii-sh-babicha

6

Кунафин Г. С. Творческие горизонты Шайхзады Бабича — Шэйехзада Бабичтыц ижад офотстары. Уфа: Китап, 2015. 288 с.

7

ЦГИА РБ, Ф. 1107. Оп, 1. Д. 128. Л. 50 об.

8

https://vatandash.ru/index.php?article=2120

9

Даут Юлтый // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020

10

https://amarok-man.livejournal.com/197425.html

11

Культура народов Башкортостана: Слов.-справ. для учащихся сред. и спец. учеб. заведений / [Авт.-сост. Синенко Сергей Германович]. — Уфа: Уф. полиграфкомбинат, 2003. — 175 с.: ил.; 25 см.; ISBN 5-85051-260-8 (в пер.)

12

Гайса Хусаинов. Даут Юлтый. Жизнь и творчество, Уфа, 1963, 222 стр. (на башкирском языке).

13

История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. — Уфа: Гилем, 2010. — Т. V. — С. 128. — 468 с.

14

Агидель, №7, 2006, с.173—179.

15

https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnaya-deyatelnost-afzala-tagirova

16

Туләбаев М. Булат Ишемғол. Тормош юлы һәм ижады [Текст] /М. С. Түләбаев. — Өфө: Китап, 1999. — 96 б. 3.

17

Туләбаев М. Булат Ишемғол. Тормош юлы һәм ижады [Текст] /М. С. Түләбаев. — Өфө: Китап, 1999. — 96 б. 3.

18

Ил яҙмышы, заман һулышы = Судьба земли, дыхание времени / [сост. Равиль Бикбаев, Кадим Аралбаев]. — Өфө: Китап, 2009. — 751 с.: ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-295-04905-7

19

Ил яҙмышы, заман һулышы = Судьба земли, дыхание времени / [сост. Равиль Бикбаев, Кадим Аралбаев]. — Өфө: Китап, 2009. — 751 с.: ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-295-04905-7

20

Кудашева С., Кузеев Р. Жизнь длиною в один век: Воспоминания. Уфа, 1998; Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/literatura/personalii/kudash-kudashev-sajfi-sajfetdin-fattahovich Онлайн — энциклопедия Tatarica

21

Судьба земли, дыхание времени = Ил язмышы, заман һулышы / сост. Р. Бикбаев, К. Аралбаев. — Уфа: Китап, 2009. — 752 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я