О природе голоса

Айал Сильверсан

Целостный подход к обучению вокалу выводит педагогический подход от глотоцентрированности к взгляду на исполнителя в целом, то есть как на целостный организм, как целый вокальный инструмент. Такой подход продиктовал поиск закономерностей развития певческого голоса в зависимости от телесных проявлений. Анализ теоретических и практических работ в области телесно-ориентированной психологии помог выявить прямую взаимосвязь вокальных ошибок с телесными зажимами и блоками. Книга посвящена естественному раскрытию и высвобождению певческого голоса от оков зажатого тела. Издание будет полезно для вокалистов и для всех, кто хочет научиться петь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О природе голоса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ИСТОКИ ПЕНИЯ

Человек является величайшим творением природы. На протяжении миллиардов лет происходили события, так или иначе способствовавшие нашему рождению. Эти события охватывали огромные пространства и время, начиная уровнем атомных частиц и заканчивая масштабами звездных систем и планет. Только представьте себе, сколько сил и событий на невероятных пространствах произошли, чтобы у человека появились зачатки самосознания. Вселенная создавала нас долго, и на сие мгновение мы являемся совершенным плодом ее величайшего творчества. Современный человек впитал в себя многочисленные опыты и мудрость всех предыдущих поколений.

Всё, что мы называем «великими открытиями» науки, существовали в природе задолго до того, как человек их открыл. По сути, человечество идет по следам уже существующих законов, прописанных Вселенной задолго до нас. Нам многое еще предстоит осознать и открыть в бесчисленном количестве законов природы в будущем. Эволюция вселенной и в сравнении с ней несоизмеримо маленькая эволюция человека привели к появлению сознания и человеческой психики, а вместе с ней и голоса.

Человеческий голос является неотъемлемой частью психики, сыгравшей одну из самых главных ролей в появлении человеческой цивилизации. Известное изречение из Нового Завета «В начале было Слово…» действительно отражает реальную отправную точку истории вокала. Пение неразрывно связано с речью, в которой используется человеческий голос.

Несомненно, голос является самым древним музыкальным инструментом на Земле. Так, если вернуться в период раннего палеолита (900–100 тыс. лет до н. э.), издаваемые звуки (праслова) прародителями человечества выражали физическое состояние и их реакцию на внешнее раздражение. То есть звук как эволюционный продукт был изначально призван выражать состояние прачеловека и его реакцию на окружающие события. Эти первобытные звуки вызывали спонтанные звуковые и поведенческие реакции других пралюдей. Благодаря звуковым отражениям издававшие звук пралюди стали выделять самих себя из всего многообразия хаотичного мира, а затем и осознавать себя отдельными объектами окружающего мира. Постепенно, используя звуковоспроизведение, прачеловек всё явственнее ощущал свою индивидуальность, что в итоге послужило отправной точкой появления и развития самосознания человека. Звук стал одним из спусковых механизмов самоотражения (сознания). Поэтому голос тесно взаимосвязан с сознанием и вплетен в психику человека.

Потребность «общения» с представителями своих сородичей для успешной охоты и защиты от опасностей побудило пралюдей объединиться, создав первобытно-родовые общины (до 100 тыс. лет до н. э.). Звуковые сигналы (зачатки человеческой речи) начали использоваться как средства передачи информации для обозначения себя из окружающего мира, о своих намерениях, действиях и т. д.

С появлением предпосылок к появлению первых организованных общин человеческого рода (100–40 тыс. лет до н. э.) и под воздействием суровых условий окружающего мира, как основного эволюционного фактора в появлении современного человека Homo Sapiens (с лат. «человек разумный») необходимость использования звукового воспроизведения, как основного средства коммуникации становится основополагающей прачеловеческого общества.

С появлением родо-племенных форм первобытного общества повышалось количество контактов с другими родами, что обусловило появление закономерностей звукоиспользования. Так, прачеловеческий язык начал усложнятся и обретать свои четкие правила и законы.

Говоря о периодизации эволюции языка (речи) человека, стоит отметить, что вектор направления его развития идет от конкретного к абстрактному, от более детального описания картины мира к более упрощенному. То есть, пралюди давали имена и названия каждому конкретному дереву или камню, не было еще таких обобщающих понятий, как «деревья», «камни».

Прачеловек любое окружающее явление и объекты воспринимал как полноправные живые объекты, в науке такое явление называется — анимизмом. Если ситуации и конфликты, возникающие в связи с коммуникациями с другими индивидуумами, связанные с делением территорий, еды и воды, возможно было решить с помощью праязыка, то с другими явлениями (цунами, похолодание, обмеление водоемов, землетрясений, опасности животного мира и т. п.) они не могли «договориться». Эти вопросы оставались неразрешенными и тревожащими первобытных людей. Явления окружающего мира, действия и влияние которых не поддавалось их регулированию, разбудили острую потребность в поиске средств, позволяющих с этими опасностями общаться и находить общий язык.

Так появилась особая социальная роль в первобытных обществах — особые люди, умеющие общаться с ветром, мертвыми, духом земли, морем — шаманы (в других источниках колдуны, жрецы, знахари и т. д.), которые имели способность «договариваться» с опасными явлениями окружающей среды, посредствам использования вокализаций и напеваний древних слов. Это были поистине первые певцы в истории человечества. Их безграничная свобода в поиске средств общения с живым окружающим миром в конце концов послужила первопричиной использования голоса как средства особого общения с природой — пения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О природе голоса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я