Мусульманская нравственность

Азамат Байзаков

Перед вами одна из книг, которую читатели давно ждали. Она посвящена актуальной теме – разработке и реализации нравственного развития людей на основе Корана и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).По сути, речь идет о перспективном нравственном конструировании будущего для верующих, причем проблема анализируется составителем в логическом ракурсе их развития, на конкретных наглядных примерах Пророка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мусульманская нравственность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. ГЛАВНЫЕ ЭТАПЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

Важнейшие события семейной жизни — моменты в жизни, которые нам посылает Всевышний Творец, такие как, свадьба, рождение ребенка и другое.

2.1 Любовь в Исламе

В Пророческой сунне сообщается, что вера человека неполноценна, если любовь к Аллаху и Его Посланнику не будет превыше всего. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не уверует ни один из вас (т. е. не будет его вера полноценной), пока не полюбит меня больше своего ребёнка, своих родителей и всех людей!» (аль-Бухари, Муслим).13

Любовь ради Аллаха — признак чистой веры. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самая крепкая опора веры — любить и ненавидеть ради Аллаха» (ат-Табрани).14

Еще одна грань любви это создание семьи. Самая светлая и прекрасная грань мирского бытия, которая, безусловно, найдёт свою проекцию нежности двух любящих сердец в вечности.

Семья это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества, писал Феликс Адлер. Но все по порядку уважаемый читатель.

2.2 Помолвка

Важный этап предшествующий браку, называется помолвкой «аль-хитаб».15 Что такое помолвка? Это этап когда молодой человек просит руки девушки для женитьбы. Обратиться с таким намерением он может как к ней самой, так и к ее родственникам, делая это явно или завуалировано. Условия помолвки: Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если сватается один из вас, то при возможности он должен увидеть в девушке то, что подведет его к заключению брака».

Мужчина и женщина с явным намерением вступить в брак должны хорошо познакомиться друг с другом. Хорошо известны слова «первый взгляд для тебя, а второй против тебя». Эти слова были сказаны пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), когда его спросили о том, как быть, когда взгляд падает на женщину, проходящую рядом. Но, если мужчина имеет твердое намерение жениться, то ему разрешается смотреть на будущую невесту.

На какие части тела невесты можно смотреть? Разрешается смотреть на лицо, кисти рук, ступни ног. На лице, кистях рук и ступнях ног присутствует большое количество точек, активизирующих внутреннюю и внешнюю жизнедеятельность человеческого организма. Если внимательно наблюдать за кистями рук и лицом, глазами человека, то можно сделать много заключений.

Оставаться наедине с невестой после помолвки и до заключения канонического брака запрещено, не говоря уже о близких отношениях, которые будут явным прелюбодеянием. Упомянутое может быть только после брака (никяха).

Если мужчина, познакомившись с женщиной, решил не жениться на ней (ему не понравилась ее внешность или почувствовал дискомфорт), то он не должен рассказывать то, что может ранить женщину и ее семью. Так как то, что не понравилось ему, может понравиться другому мужчине. Аналогичное касается и женщин.

Если мужчина, предложивший брак, решил не жениться на своей невесте, или женщине не понравился ее жених в период, предшествующий заключению брачного контракта, они в праве отказаться от брака. Обручение является залогом, но не твердым обязательством бракосочетания.

2.3 Сватовство

Родители жениха идут к родителям невесты для сватовства и назначения даты свадьбы. Период между сватовством и бракосочетанием не затягивают из уважения к чувствам молодых.

2.4 Свадьба

Свадьба следует после сватовства. Его главной частью является соглашение между женихом и опекуном невесты, когда последний говорит жениху, что он выдает замуж за него свою дочь, сестру или т.д., а жених, в свою очередь, подтверждает что он берет ее в жены. Эти слова являются неотъемлемой частью обряда бракосочетания.

Тема никаха и порядка его проведения актуальна для мусульманской общины. Согласно Кораническому Откровению, супружеский союз между мужчиной и женщиной является одной из важных заповедей, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого.

В Священном Коране сказано (16:72): «Аллах сотворил для вас супруг и супругов из вашей среды, и создал для вас через супруг и супругов ваших детей и внуков, и наделил вас благими дарами».

Требования, предваряющие заключение брака: юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования:16

— Обратить внимание на девушку;

— Предварительно удостовериться в том, что заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);

— Если девушка произвела внешне благоприятное впечатление и подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;

— Если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;

— Оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.

Необходимо обратить внимание на здоровье, морально-нравственные качества и материальный достаток будущей жены или мужа. Хотя самым главным условием является духовно-религиозная грамотность и благочестие. «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, Всевышний обогатит вас по милости Своей».17

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Не женитесь на девушке [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!».18 Следовательно главным фактором, побуждающим совершить такой ответственный шаг, каким является женитьба, должны быть не богатство или красота будущей супруги, а её религиозность.

У Пророка спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]? Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: „Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе, и если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому“».19

Две главные цели, которые преследуются при выборе супруги: 1) чтобы она принесла в дом счастье и спокойствие; 2) чтобы она могла воспитать будущих детей в духе высокой морали, религиозной нравственности и богобоязненности.

Исходя из исламских религиозных канонов, можно назвать следующие качества, наличие которых желательно у будущей супруги:

— Религиозность;

— Детородность;

— Благородное происхождение (принадлежность к семье, известной своей религиозностью и смирением);

— Красота;

— Наибольшая отдаленность по линии кровного родства.

Вышесказанное относилось к периоду до дня совершения никах (бракосочетания). В день никаха в доме собираются родственники новобрачных и молодожены, после чего начинается церемония бракосочетания.20

1. Произнесение брачной проповеди.

Пророк велел обнародовать брак и уведомлять об этом родственников и близких, дабы все могли разделить эту радость, а при встрече с четой различать между законными отношениями и распутством.

Кроме того, желательно, чтобы при бракосочетании молодоженам была прочитана проповедь, потому что Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) читал проповедь при всех благих начинаниях.

Брачная проповедь читается имамом («хазратом» наместником данного региона или «кадием» судья в данном регионе), который ведет церемонию бракосочетания. Начинается проповедь с восхваления Аллаха, произнесения шахады (свидетельство веры в Единого Бога и пророческую миссию Посланника Его Мухаммада), «Салавата» (прошения благословения для Пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Далее следует самостоятельный комментарий о важности богобоязненности, особенно во взаимоотношениях между мужем и женой.

Завершая проповедь, имам обобщает сказанное и акцентирует о важности чувства богобоязненности, верности, взаимопонимания и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-Лааху лякь, ва бааракял-Лааху «аляйкь, ва джама‘а бэйнэкумаа фии хайр»» (Перевод «Пусть Всевышний ниспошлет вам во всем баракят (Божью благодать) и объединит вас в благом).21

Также можно прочитать следующее молитву: «О Аллах! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, Пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. О Аллах! Дай им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Аллах! Дай им во всем благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!» Аминь.

— Точно знать, кто является женихом и невестой;

— Молодожены должны дать согласие на вступление в брак;

3. Упоминание о свадебном подарке.

Разрешенным является оговаривание во время церемонии бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок «махр» сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, «муфтием» высшее духовное лицо у мусульман).

4. Свидетели бракосочетания. Приглашение гостей на свадьбу.

Присутствие свидетелей является одним из пяти условий обряда бракосочетания. Кроме того, необходимо.

Обязательно присутствие опекуна невесты. Им имеет право быть только мужчина-мусульманин, в первую очередь, ее отец. Если его нет, то ее сын, затем ее родной брат, затем брат ее отца, затем дети ее братьев, затем родственники со стороны ее отца и другие родственники. Если их нет, то опекуном невесты является правитель страны или его заместитель.

Когда Посланник Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что «Абдуррахман ибн «Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение, [зарезав] хотя бы одного барана»».22 Большая часть богословов считает, что свадебное угощение — обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма желательно, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик настаивают на его обязательности «ваджиб».

Приглашенные на свадьбу не должны забывать хадис Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-то из вас был приглашен на свадебное торжество и не ответил своим появлением на свадьбе, тот непокорен Господу и Посланнику Его».23

5. Молитва, читаемая женихом.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас женится, тот пусть скажет: „Аллаахумма иннии ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа аляйхь“».

Перевод: «О Аллах, я прошу у Тебя блага ее [невесты] и того блага, для чего Ты создал ее. Я прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее».

Таковы самые общие правила бракосочетания в исламском законодательстве. Они проистекают из Божественного Откровения — Священного Корана, Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и основывающегося на них богословско-правового наследия великих исламских ученых.

Следует помнить о том, что бракосочетание недопустимо без выплачиваемого невесте (а не ее родственникам) калыма. Во избежание споров и сплетен, а также для материальной поддержки молодой жены желательно упомянуть величину выплачиваемого калыма при бракосочетании.

Бракосочетание считается недействительным без опекуна невесты, поскольку Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Брак невозможен без опекуна».24

Запрещается свататься или жениться на девушке, которая уже посватана с другим мусульманином, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мужчина не должен свататься на той, на которой сосватан его брат, пока они не женятся или не расстанутся».

При бракосочетании шариат не обязует мусульман расходовать крупные суммы денег и расточительствовать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мусульманская нравственность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

13

www.islam.ru

14

www.islam.ru

15

http://helpiks.org/2-2150.html; до конца главы.

16

https://vk.com/topic-99594742_32945842, далее потексту.

17

Св. Коран, 24:32

18

хадис от «Абдуллы ибн «Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы

19

хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада

20

https://vk.com/topic-60378097_29744858

21

достоверный хадис из Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа

22

хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима

23

хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима

24

https://russ-muslim.livejournal.com/143468.html

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я