Джентльмен если и совершает поступки, недостойные джентльмена, то делает это так, как может сделать только джентльмен. О. Уайльд В предлагаемой книге описывается процесс превращения невоспитанного и неуклюжего простака в заправского «изящного мужчину». Все правила светского этикета XIX века, нюансы поведения в высшем обществе, а также кодекс чести истинного джентльмена – обо всем этом вы узнаете из предлагаемой книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© ООО «Издательство Родина», 2018
Настольная книга изящного мужчины
От автора
Выпускаемая нами книга является в России первой попыткой в простом, общедоступном изложении представить тот краткий конспект житейской мудрости и светских правил, знание которых необходимо для каждого культурного человека в наше время. Как бы ничтожна и незначительна ни казалась известной категории преувеличенно серьезных людей наружная показная сторона жизни, приходится все-таки согласиться, что порой она играет очень важную роль в нашем существовании, и все мы знаем случаи, когда неудачный цвет галстука или надетый вместо фрака сюртук оказывали влияние на судьбу самых серьезных вопросов… В наш век, когда вкусы и потребности человека с каждым днем становятся более художественными и утонченными, вполне естественным является желание сделать и весь внешний облик нашей жизни более красивым и изящным… Разумеется, свести это желание исключительно к деталям одежды было бы слишком узкою и одностороннею задачею, поэтому в предлагаемой нами книге, кроме элементарных правил элегантности в смысле костюма и светских приличий, мы постарались дать возможно полную картину жизни, обстановки и развлечений современного культурного джентльмена. Отдел спорта, ввиду возрастающего к нему в обществе интереса, разработан нами особенно подробно. Издавая нашу книгу, мы преследовали интересы серьезных, деловых людей, не имеющих времени и возможности обдумывать детали своих костюмов. Для удобства этой категории наших читателей нами составлено подробное и точное оглавление и каждый джентльмен, таким образом, без труда и затраты времени найдет нужное ему разрешение интересующих его вопросов. Можно с уверенностью сказать, что, следуя указаниям нашей книги, он будет избавлен от многих неприятных шероховатостей. Бесспорно, жизнь сама по себе слишком сложная шарада, полная неуловимых изгибов и неожиданностей, предусмотреть которые в полном объеме в нашей книге мы не смогли. Но все — же вложенный нами богатый, проверенный опытом и знанием жизни материал дает нам право надеяться, что настоящее издание встретит сочувствие интеллигентного круга русской читающей публики, запросам которой в данном случае мы и хотели пойти навстречу.
Наше время, которое принято называть культурным двадцатым веком, является, прежде всего, временем всеобщего недовольства жизнью, преувеличенных к ней требований, временем сложных, нервных заболеваний и эпидемических самоубийств. Невольно поднимается вопрос: неужели культура и цивилизация внесли с собою эту, казалось — бы, неожиданную перемену и человек, став просвещенным властелином четырех стихий, оказался беспомощным ребенком, когда дело коснулось устройства сносных условий для его личной жизни? Затронутый нами вопрос может, несомненно, рассматриваться с глубокой философской точки зрения, Мы же в этой книге займемся исключительно житейской его стороною. И цивилизация, и культура сами по себе не могли, конечно, повлечь за собою столь печальных последствий.
Дело, однако, в том, что быть истинно культурным человеком не так легко и просто, как думают в большинстве случаев. Для этого недостаточно схватить верхушки туманных вопросов оккультизма, спиритизма, теософии и т. п. модных наук и, отравив колебаниями и сомнениями свою душу, мучиться потом болезненною тоской или, выражаясь более модным термином, «культурною неудовлетворенностью».
Не лучше ли в таком случае предоставить решение всех этих сложных вопросов подготовленным к ним умам ученых и философов и брать от современной жизни и культуры менее призрачную ее сторону?
В этом отношении нам следует пример брать с англичан. Стоящая на недосягаемо высоком для нас пока культурном уровне, эта нация умеет пользоваться жизнью со всею ее полнотой, в красивых, полных чувства человеческого достоинства и меры рамках; у англичан находится время и для продуктивной работы, и для беззаботного веселья, и для спорта, оздоровляющее значение которого для молодежи обеспечило ему выдающуюся роль в общественной жизни Соединенного Королевства. В Англии почти не знают самоубийств, жизнь еще не потеряла там своей ценности, и англичанин-джентльмен считает подобный способ разрешения жизненных затруднений малодушным и унижающими его достоинство. Из всего разумного и красивого, примером чего нам может служить английская жизнь, наиболее прекрасным является выработавшееся там как продукт высокой культуры человеческого самосознания понятие о мужчине-джентльмене. Слово это в настоящее время приобрело права почти всемирного гражданства.
Все стремятся быть джентльменами, немногие, однако, отдают себе ясный отчет в истинном значении этого слова. Быть обладателем модного элегантного костюма не значит еще быть и джентльменом.
Это слово заключает в себе целое миросозерцание, которое, уступая в сложности жизненным теориям современных философов, быть может, именно благодаря своей разумной простоте и здоровой логичности, заслуживает особенного внимания в наш неуравновешенный, больной век, когда современные люди, удачно справляясь с подводными лодками и аэропланами, не умеют в большинстве случаев владеть своими издерганными нервами и страстями. Джентльмен, прежде всего, трезвыми глазами, без детских иллюзий, но и без излишнего пессимизма смотрит на окружающих его людей и обстановку; это человек, безукоризненно владеющий всеми своими чувствами и порывами; к себе самому он предъявляет большие и строгие требования, зато, как истинно культурный человек, бесконечно мягок и снисходителен к другим. Хорошо зная истинную цену людскому вниманию и похвалам, он чужд мелкого тщеславия, избегает дешевой популярности, не старается выделиться из толпы.
Скромно, без шума, с сознанием собственного достоинства, идет он по намеченному жизненному пути.
Глава I. Здоровый эгоизм джентльмена
Девиз джентльмена — жить сообразно собственным принципам, вкусам и требованиям, имея в виду свою личную выгоду и пользу.
Несомненно, что такая точка зрения эгоистична, но это есть естественный эгоизм сильного, здорового человека, предъявляющего свои права на жизненные блага. Джентльмен и не скрывает этого нормального эгоизма, предоставляя менее сильным и смелым, чем он, людям, условную мораль большею частью оказывающегося лицемерным альтруизма.
Джентльмен, однако, старается никогда, по возможности, не нарушать интересов других. Он всегда корректно считается со вкусами и личными чувствами окружающих, никогда не задавая и не оскорбляя их, все требования, предъявляемые условиями времени и места, тактично учитываются джентльменом.
Нельзя отрицать одной несомненно хорошей стороны такого эгоизма: он заставляет, исходя из основной точки зрения эгоиста, применяющего все к себе лично, постоянно и тщательно наблюдать за собою, чем достигается основательное знакомство и справедливая оценка всех положительных и отрицательных качеств. А известно, что самопознание научает нас и беспристрастному, справедливому отношению к окружающим. Поэтому-то джентльмен никогда не сочтет себя в праве навязывать другим свои взгляды и вкусы.
Такт и ум, естественно, помогают джентльмену таким образом проводить в жизнь свои принципы, чтобы, ничем не выделяясь из окружающей его обстановки, не потерять все же своей индивидуальности, т. е. оставаться всегда самим собою.
Джентльмены XIX века. Гравюра из модного журнала «Элегант». 1840-е гг.
«Джентльмен — это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения»
Как часто приходится обращать внимание на, по-видимому, скромного, ничем не выделяющегося по своей внешности господина: тут играет главную роль, конечно, его уменье носить платье и скромная, полная достоинства манера себя держать, качества неотъемлемые от джентльмена-эгоиста. Этот здоровый эгоизм развивает особую, тщательную наблюдательность к каждой мелочи, касающейся наших физических и душевных пороков и достоинств. Эта наблюдательность большинством считается, ошибочно, проявлением пустоты и тщеславия. А между тем тот, кто не умеет следить за собою и не придает значения ни своим манерам, ни наружности, в 99 из 100 случаев бывает малоприменимым к жизни человеком. Только гению позволительно выделяться из толпы своею экстравагантностью, мы же, обыденные люди, должны стремиться выделяться отнюдь не костюмом, а своим умом, тактом и чувством меры, которым должны быть проникнуты наши поступки. Ошибочно считать потерянным то время, которое мы тратим на себя, стремясь к всестороннему самосовершенствованию. Напротив, сознательное отношение к себе развивает здоровую, твердую уверенность в себе и своих силах, а это, несомненно, лучший залог успеха, как в общественной, так и в деловой жизни. Джентльмен в самых затруднительных случаях сразу, не задумываясь, найдет верный, тактичный выход из положения, для другого же это будет предметом бесконечных размышлений и колебаний.
Глава II. Искусство говорить и слушать
Каждому не раз приходилось испытывать мучительное чувство неловкости при оборвавшемся разговоре, когда тщетно ищешь темы, могущие заинтересовать собеседника. Джентльмен никогда не очутится в таком положении, так как сумел себя к нему подготовить. Он знает, что быть приятным собеседником значит, кроме умения хорошо говорить, еще и обладать и умением слушать другого. Для этого джентльмен развивает в себе наблюдательность, изучает человеческую натуру и таким образом по нескольким фразам своего собеседника уже в состоянии определить его нравственную физиономию. Джентльмен дает тему для разговора и затем предоставляет своему собеседнику высказаться. Ему чуждо, конечно, мелкое тщеславие стремиться всецело овладеть разговором, он спокойно уступает это преимущество своему собеседнику, довольствуясь несколькими кстати сказанными замечаниями. Высокие темы разрешения мировых и социальных задач всегда тщательно избегаются джентльменом.
Он никогда не будет навязывать другим ни своих взглядов, ни убеждений, так как умеет считаться и уважать индивидуальные воззрения другого, и таким образом достигается то, что собеседник унесет о джентльмене приятное впечатление.
Глава III. Чувствительность и откровенность
В упрек джентльмену часто ставится его бессердечность. Между тем это обвинение лишено основания. Каждый прошедший суровую школу жизненной борьбы знает слишком хорошо, насколько опасно следовать влечению чувства и сердца… Да и что может быть смешнее человека, который удручает всех интересными только для него лично излияниями чувств?
Понятно, что джентльмен тщательно избегает такой нетактичности и чувствует себя неловко, наталкиваясь на нее у других. Из этого, конечно, не следует заключать, что духовная жизнь джентльмена менее сложна, чем у остальных людей, просто он из чувства нравственной чистоплотности переживает один свои радости и горести, не ища ни в ком поддержки и сочувствия.
Безукоризненная сдержанность, при всех обстоятельствах жизни проявляемая джентльменом, и составляет, пожалуй, наиболее ценное достоинство джентльмена, выгодно выделяющее его из среды остальных, менее воспитанных людей. Уменье владеть собою — это фундамент воспитания. Мы должны выработать в себе способность беспристрастного контроля над душевными движениями, правда, таким образом и мы лишим себя многих радостей, зато избавим себя и от острых страданий и горестей большинства людей. Тот, кто находится во власти своих чувств и страстей, перестает владеть собою, он только жертва тех радостных или горьких порывов, которые бросают его то в ту, то в другую сторону, делая из него беспомощное, безвольное существо.
Джентльмен же должен всегда, как наружно, так и душевно, сохранять свою корректность, никогда не переходя известных границ, и благодаря этому качеству главным образом он и является всегда приятным и желанным в обществе.
Глава IV. Типы мужчин
Если мы попробуем бросить взгляд на улице, в театре или клубе на собравшееся там общество, то, конечно, хоть сколько-нибудь внимательному и опытному глазу бросится разница между этими, казалось бы, приблизительно одинаково одетыми людьми.
Так как мы говорим об одних сильных представителях человеческого рода, то среди мужчин приблизительно можно насчитать пять боле или менее резко отличающихся друг от друга типов.
Начнем с представителей так называемой «богемы», составляющих, так сказать, переходную ступень от людей совершенно чуждых культуре и ее требованиям к цивилизованным представителям человеческого рода. Тут нам представляется наглядный случай убедиться, что талант и образование получают настоящую ценность только в связи с воспитанием и внешним благообразием. Все великие гении были строго дисциплинированными натурами, и в этом, может быть, разгадка их жизненного успеха.
Человек, у которого развито эстетическое чувство, никогда не будет пренебрежительно относиться к своей внешности. В этом отношении несколько выше «богемы» стоит буржуазный класс. В нем уже созрело понятие о необходимости внешней опрятности и порядка. Конечно, ни эстетическое чувство, ни индивидуальные потребности вкуса не играют здесь никакой роли.
Джентльмен, наоборот, вполне ясно сознает значение жизненной задачи, составляющей смысл его существования, а именно: довести до возможно полного гармонического совершенства все данные ему природой душевные и физические качества. Это идеал мужества и корректности в общественной и частной жизни, идеал, стремление к достижению которого сопряжено со столькими же затруднениями, сколько радостей даст оно в конечном результате, так как таким образом достигается здоровое нормальное развитие наших способностей. Как всегда, крайности и преувеличения встречаются и в этом направлении. Каждый из нас понимает важность и цену чувства меры.
Многие, однако, из заботы о своей наружности создают исключительный культ, причем, естественно, впадают в крайность, — мы говорим о так называемых пшютах с их утрированной элегантностью, вечным желанием производить эффект, желанием, делающим их большею частью смешными и жалкими в глазах окружающих.
Глава V. Культура древних
Попробуем проследить историческое развитие мужской культуры, начиная с античного мира, и таким образом получить более ясное представление о том типе, который в наши дни известен под определением «джентльмена».
Племенам древнего Востока, по-видимому, было чуждо современное значение этого слова. В Библии и старинных персидских и индийских книгах мы встречаем много подробностей, касающихся одежды, нравов, обычаев, находим и некоторые указания на эстетические вкусы и понятия о красоте, но все это носит исключительно общий характер. Понятие о культе и жизни джентльмена мы находим много позднее, во времена расцвета Греции. Мы видим, что мудрый Сократ советовал своим ученикам внимательнее смотреть на себя в зеркало, о пользе которого Платон написал даже хвалебную песнь. Афинская молодежь заботу о своем теле превратила в художественный культ. Мы знаем о тех роскошных банях, составлявших собственность греческого правительства, которые ежедневно посещались и составляли сборный пункт как молодежи, так и солидных людей и ученых.
Мы узнаем также о широком применении в те времен массажа, целью которого являлось достижение возможного совершенства и красоты тела втираниями благовонных эссенций. Гимнастике также отведена большая роль. Заботы о теле распространяются и на мельчайшие подробности костюма; и как это ни покажется преувеличенным, но вопросы о манере завязывать шнурок сандалий или носить тогу составляли тему продолжительных споров между афинскими мудрецами. Нельзя обойти молчанием и того, что так называемая греческая школа философов прежде всего внушала посещавшим ученикам правила внешнего изящества и благовоспитанности, и, право, то, что внушалось в те времена греческому юноше, могло бы найти широкое и полезное применение у нашей современной молодежи.
В Риме это направление греческой культуры скоро перешло в крайнее преувеличение, так как благородное чувство меры было чуждо страстному увлекающемуся темпераменту римлянина.
Поэтому-то они заимствовали только внешние формы греческой культуры, превратившейся, в сущности, в Риме в циничную погоню за наслаждениями.
В то время как греческий денди Алкивиад представляет собой тип развитого интеллигентного человека, многие черты характера которого близки даже нашему XX веку, римский щеголь является исключительно грубым, развратным искателем сильных ощущений; он чужд хороших манер и воспитания. Неудивительно, что подобное миросозерцание быстро привело к полнейшему банкротству начавшейся зарождаться в Риме культуры.
Затем, уже только в XVI столетии, нам приходится видеть возрождение мужской культуры. Эпоха Возрождения, в сущности, воскресила дух древней Греции, придав только соответствующие времени формы. Искусства и литература процветают в эту эпоху.
Бесчисленное множество вновь появившихся княжеств и герцогств стараются внести оживление и разнообразие в придворную жизнь развитием культурных стремлений. Италия является в это время законодательницей хорошего тона. Вследствие необыкновенного обилия мелких дворов господствующим тоном является придворный тон. Костюм принимает все более определенную форму. Манеры и образ жизни придворного джентльмена того времени тоже входят в известные рамки дисциплины.
Граф Балтазар Кастаглионе, выдающий придворный того времени и, кроме того, человек, обладавший в высшей степени развитым чувством вкуса и меры, написал первую в своем роде книгу о хорошем тоне и манерах.
Нужно отдать справедливость мастерству автора этого сочинения, могущего до наших дней быть полезной настольной книгой каждого джентльмена. С переходом итальянцев через Альпы их придворная культура отражается на Франции и Германии. Развивающая общественная жизнь не замедлила обнаружить и свои обратные стороны: преувеличенная роскошь и изысканность в костюмах привела к вмешательству в этом направлении закона, и, таким образом, тип придворного джентльмена постепенно демократизируется.
В богатых торговых немецких городах того времени, как Нюрнберг и Аугсбург, встречается уже тип вполне светского мужчины, обладающего изысканным костюмом, изящными манерами и вообще всеми качествами современного джентльмена.
XVIII столетие, так называемый галантный век, является расцветом мужской культуры. В это время Франция является центром всемирной цивилизации. Конечно, теперь нам кажутся немного карикатурными мужчины эпохи рококо, любившие яркие оттенки, дорогие ткани, кружева и драгоценности, с их преувеличенно-изящными манерами и вычурной речью… Все это составляет слишком резкий контраст с тем, что привыкли считать хорошим тоном в наше время. Поэтому-то праотцом современного джентльмена и является не французский придворный времен рококо, а англичанин Георгий Брумель, бывший лучшим другом принца Уэльского, впоследствии короля Георга IV. Уже в то время жизнь английского высшего общества приняла вполне законченную светскую форму, и принц Уэльский являлся центром кружка знатной молодежи, поставившей себе задачу быть законодателями хорошего стиля в манерах и модах мужчин. Брумель был, если можно так выразиться, предводителем этого кружка. Пожалуй, он обладал одним из самых выдающихся светских талантов, которые насчитываются в истории мужской моды. Он не оставил после себя записок, но в разговорах с друзьями и почитателями им определенно высказаны все правила, которыми следовало бы руководствоваться и современному джентльмену.
В то время как Казанова и маршал саксонский, модные герои более ранней эпохи, старались яркостью и ценностью своего костюма произвести наиболее сильное впечатление, Брумель первый оценил превосходство безукоризненного, но скромного платья. Он первый вводит в моду истинную элегантность мужского костюма, заключающуюся не в яркости и пестроте красок, а в солидном качестве материи и в безукоризненном изяществе покроя. Таким образом, Георгий Брумель первым открывает широкие горизонты для применения личного вкуса джентльмена. Некоторые из основных правил Брумеля заслуживают того, чтобы их напомнить. Во-первых, он говорит, что платье, которое надевает джентльмен, никогда не должно иметь того нового вида, который определятся словом «с иголочки». Он говорит также, что выглядит хорошо только тот, кто одевается с самой большой тщательностью, но тотчас же забывает о том, как и во что он одет. Действительно, ничего нет смешнее человека, поглощенного в обществе рассматриванием своих ботинок, вечно поправляющего галстук или одергивающего свой жилет.
Затем тот же Брумель дает в высшей степени мудрый совет — никогда и нигде не оставаться настолько долго, чтобы ваше присутствие стало обычным и привычным для окружающего вас общества.
Уже в некоторых из жизненных советов Брумеля мы можем заметить намек на демократизацию наклонностей и вкусов высшего английского общества, наступившая же вскоре европейская революция окончательно вывела из моды яркие краски и драгоценные украшения в мужском костюме. Французские революционеры первыми стали носить длинные брюки, а прусский король Фридрих-Вильгельм III вел эту новую моду при своем дворе.
Трудно решить вопрос, насколько это нововведение полезно или вредно отразилось на области мужского туалета. Нужно, конечно, согласиться, что с эстетической точки зрения эта форма одежды оставляет желать многого. Зато это было важным шагом вперед в новом направлении мужской моды, стремящейся не к ослепительной пестроте красок, а к элегантной скромности и удобству мужского костюма.
К этому времени нужно отнести появление длинного сюртука, заменившего единственный существовавший до тех пор фрачный покрой. Яркие материи, золотые пуговицы и украшения стали употребляться только для жилетов. Наиболее выдающимся джентльменом того времени является князь Пюклер-Мускау.
Уже он ввел в моду брюки к сюртуку другого цвета. Как известно, мода эта осталась в силе и до наших дней, и к черному сюртуку носятся исключительно брюки из специального брючного купона. Совершенно современной является особенная заботливость, проявляемая Пюклером к менее всего заметным деталям костюма, а именно к элегантности и безукоризненной чистоте белья.
Из его записок мы узнаем, что в неделю у него выходило 20 сорочек, 24 носовых платка, 50 галстуков и дюжина жилетов! Конечно, эти цифры несколько преувеличены, но ведь нельзя забывать, что Пюклер за то и считался королем моды того времени!
Постепенно исчезает из употребления и цветной фрак, и на смену ему является черный фрак.
Все больше и больше начинают встречаться так называемые комплекты, т. е. костюм, все три части которого одного цвета. Черный цвет становится единственным, который можно носить в официальных случаях. Вместе с черным фраком и сюртуком мы видим и удобный пиджак, соединяющий в себе вместе с возможностью полной свободы движений и элегантный покрой. Первым покровителем этого удобного нововведения был принц Уэльский, покойный отец ныне благополучно царствующего английского короля. В молодости он считался законодателем европейской моды и первым джентльменом в Европе. Принц Уэльский прежде всего требовал от костюма удобства, целесообразности, высокого качества от материи, из которой шилось платье, безукоризненного, но свободного кроя от портного, который на него работал. Принц Уэльский первый стал носить широкие цветные пальто с большими удобными карманами, пальто, соединяющие в себе красоту и практичность. Он же первый начал обращать особое внимание на покрой карманов, на пуговицы сюртуков; он обратил внимание на уродливость цилиндра и стал заменять его во многих случаях котелком и мягкой фетровой шляпой.
Принцу Уэльскому также принадлежит инициатива дорожных костюмов из пестрой английской материи и различные способы завязывания галстуков.
Естественно, что когда этот король европейской моды сделался настоящим королем, другие, более серьезные заботы отвлекли его мысли, и он охотно завязывал свои галстуки узлами, честь изобретения которых принадлежала уже другим.
Глава VI. Дороговизна жизни
Большинство думает, что человек, обращающий на свою наружность более тщательное внимание, должен или обладать очень большими средствами, или же жить выше этих средств. Объяснением этого ошибочного мнения является, прежде всего, сравнительно низкий культурный уровень нашего общества, для которого забота о своей внешности кажется ненужной роскошью, мало подходящей для мужчин и свойственной в большинстве случаев глупым и мало занятым людям. Несомненно, что с поднятием культурного нашего уровня для нас станет вполне естественной потребность заботы о нашем внешнем и внутреннем «я», тогда отпадет само собою и ошибочное мнение о безумных расходах, связанных с этими заботами. Быть джентльменом не является недоступной роскошью, нужно только немного сообразительности и расчетливости. Для этого совсем нет нужды с рабской покорностью подражать какому-нибудь идеалу, следует, наоборот, сообразить, что хорошо и удобно для нас лично, и сообразоваться исключительно с этим.
Не стоит распространяться на хорошо всем известную тему — сколько бесполезно тратится денег на ненужные мелочи и пустяки; каждый из нас, обратив внимание в этом направлении, сделает большие и неожиданные сбережения. Кроме того, не следует забывать, что часто мы тратим ненужные и очень крупные суммы на развлечения, которые часто в конце концов не доставляют нам даже удовольствия. Ошибочно думать, что полученное удовольствие всегда пропорционально истраченной на него сумме денег. Нет, в этом случае очень многое зависит от нас лично, от нашего умения разумно и культурно выбирать развлечения! У нас же по большей части манера веселиться очень однообразна — колеблется только цифра выпитых бутылок. А между тем культурный джентльмен предпочтет такому способу убивать время подходящее приятное общество, в котором он будет чувствовать себя хорошо и весело, не ощущая потребности в искусственном взвинчивании нервов безмерным количеством шампанского. Понятно, что для культурного человека большую роль играют разные мелочи и детали обстановки, но ум и благоразумие в таких случаях должны всегда указывать должные границы нашей требовательности. Следует всегда помнить, что наружная мишура не имеет никакой ценности. Истинный джентльмен никогда не будет стараться казаться не тем, что он в действительности из себя представляет. Ему чуждо мелкое тщеславие пшютов, старающихся во что бы то ни стало привлечь на себя внимание. Джентльмен не будет нагло прищуриваться в монокль, если его зрение слабо — он будет носить пенсне, он избегает и разных ненужных украшений в виде колец, браслетов и т. п., а если и носит их, то всегда в самом ограниченном, не режущем глаза количестве. Вопрос о том, каких расходов требует жизнь от джентльмена, конечно, очень растяжим и условен. Думается, однако, что деньги, затрачиваемые на приобретение платья и вообще элегантной внешности культурного человека, следует считать более продуктивно истраченными, чем когда они оставляются в ресторанах и т. п. увеселительных заведениях. И на сокращение этой статьи своих расходов почти каждый мужчина может исправить и дополнить свой гардероб, тем более что, повторяю еще раз, от джентльмена требуется только скромное изящество и не бросающаяся в глаза элегантность.
Платье джентльмена должно быть хорошего качества и сшито у хорошего портного, что обойдется всегда дешевле, — гнаться за дешевизною в этом отношении не составляет экономию, эта истина вне всяких сомнений.
Глава VII. Одиночество и потребность откровенности
Бывают минуты, когда самый веселый, общительный человек испытывает потребность одиночества, жаждет возможности остаться наедине со своими мыслями и вопросами. Эти вопросы далеко не всегда касаются разрешения важных мировых проблем, но разрешение их в том или ином смысле важно для того, кто ими занят. Ошибочно стараться в таких случаях поделиться своей мозговой работой с посторонним, будь он даже вашим искренним другом. Нет, старайтесь одни, без свидетелей, справиться с вашими мыслями, решить волнующие вас вопросы, и только когда ваш мозговой и нервный аппарат приведен в порядок — дайте волю вашей потребности высказаться перед другим человеком. Чтобы беседа с вами никогда не была бременем для другого, следует прежде всего избегать споров, навязывания своих мнений, — все это признаки культурной нервности.
Наоборот, каждое самостоятельно высказанное мнение, будь оно совершенно противоположно вашему, должно всегда быть выслушано со вниманием и заслуживает, прежде всего, уважения. Ведь целью взаимного обмена человеческих мыслей отнюдь не является желание во что бы то ни стало заставить жить и думать всех по одному масштабу. Право, это скоро показалось бы очень однообразным и скучным.
Глава VIII. Внешность джентльмена
Понятие о красоте, несомненно, один из самых спорных вопросов. Несмотря на бесконечное число написанных на эту тему книг, до сих пор понятие об истинной красоте остается большей частью субъективным впечатлением, и поэтому оно, конечно, крайне неустойчиво. Как часто люди, удовлетворяющие всем требованиям классической красоты и правильности линий, тем не менее совсем не нравятся и не имеют успеха в жизни, тогда как другие, казалось бы, не имеющие ни малейшего права претендовать на это, не знают неудач ни у женщин, ни в деловой жизни. Объяснения этому нужно искать в том, что классическая правильность линий в жизни играет гораздо меньшую роль, чем сила личного обаяния. Постоянно нам приходится слышать: «он не красив, зато интересен, безукоризненно изящен, элегантен» и т. д.… Словом, мы видим, что существует целый ряд качеств, заменяющих и даже побеждающих красоту, составляющую достояние немногих избранных. Стремиться же к тому, чтобы все дарованные нам природой и современной культурой качества соединить в гармоничное целое, и должно быть задачей джентльмена. Таким образом он обеспечит себе путь к многим мирным победам, так как три четверти нашего жизненного успеха находятся в связи с тем впечатлением, которое мы производим на окружающих.
Глава IX. Значение культуры нашего тела
Вследствие всего сказанного выше совершенно ошибочно считать заботы о красоте нашего тела недостойными серьезного занятого человека и находить их подходящими только для женщин и пшютов. Мы сами убедимся, насколько ложно это мнение, если вспомним то значение, которое древние греки и римляне придавали культуре своего тела, их-то уже, несомненно, никто не сможет упрекнуть в недостатке мужественности. Поэтому, естественно, не следует бояться, что и в наше время развитие заботы о красоте и силе нашего тела окажет расслабляющее и деморализующее влияние.
До сих пор большинство держится того мнения, что только нравственные и умственные достоинства важны в мужчине, и поэтому относится к своей наружности с почти преступным равнодушием и небрежностью.
Одною из наиболее важных и видных частей нашего тела является рука. Казалось бы, что эта в большинстве случаев наиболее деятельная часть человеческого тела заслуживает к себе известного внимания… Право, вы не унизите своего мужского достоинства, если ваши руки не будут грубы и шероховаты, а ногти правильно точены и отполированы… Также и прическа… Большинство считает вполне достаточным раз в день, утром, кое-как провести по своим волосам щеткой… Бесполезно говорить о том, что эти понятия настолько же элементарны, как и неизбежны для каждого, кто претендует быть, в своих глазах, джентльменом. Не думайте, что это мелкое, пустое тщеславие, нет, здесь мы сталкиваемся снова с требованиями нашего здорового эгоизма. Ведь самое драгоценное, чем мы обладаем, — это мы сами, наше здоровое, красивое тело. Потому стремление сохранить его возможно дольше в возможно лучшем состоянии вполне естественно и понятно, и это стремление должно распространять свою заботливость начиная с наружной его оболочки, т. е. с кожи, а не с культуры наших умственных и душевных способностей, так как только таким образом мы достигнем гармонического развития всех наших человеческих качеств.
Кожа является органом дыхания для всего нашего тела. Поэтому забота о чистоте ее пор вызывается, казалось бы, самой понятной, гигиенической необходимостью. Чем чище и свободнее поры, тем легче чувствует себя человек. Все пятна и шероховатости, появляющиеся на нашей коже в жару, объясняются исключительно этим отсутствием элементарной чистоплотности.
Несмотря на то, что только голова и руки человека соприкасаются непосредственно с влиянием атмосферических и других осадков, они все-таки отражаются также и на коже всего нашего тела, вызывая, таким образом, настоятельную необходимость ежедневного тщательного умывания, а если возможно, то и общей ванны. Лучше всего, если мы лишены удобства иметь в своей квартире ванну, то по крайней мере два раза в неделю заменять ее баней.
Купальные костюмы XIX века
Конечно, полезнее всего общая ванна, когда все части нашего тела равномерно и одновременно погружены в теплую воду. Что же касается температуры, наиболее полезной для ванны, то можно рекомендовать только или совсем теплую, или чуть-чуть тепловатую воду, так как подобная ванна служит очищению пор нашей кожи. Холодные ванны, принимаемые даже летом, в жару, требуют большой осторожности. Лучше всего брать ванны от 25° до 28° и оставаться в воде около 10 минут, таким образом вместе с очищением пор нашего тела достигается и восстановление правильной циркуляции крови. Прежде чем войти в воду, следует тщательно и энергично с помощью довольно твердой люфы намылить все тело. Для этой цели никогда не следует употреблять тот дешевый сорт мыла, который обыкновенно берется для ванны и бани, так как в составные части его входят вредные вещества, дурно отражающиеся на коже. Лучше всего в таких случаях брать мыло с богатым содержанием глицерина или ланолина, как известно, благотворно и смягчающе влияющих на нашу кожу. Ввиду этого также не следует брать ванны из чистой воды, а следует прибавлять в нее небольшое количество одеколона, который вместе с приятным ароматом соединяет и укрепляющее действие на наши мускулы. Другие примеси для ванн, как сосновый экстракт и все шипучие углекислые составы, требуют непременно совета врача, так как применение их по собственной инициативе может повлечь вредные для здоровья последствия. После десятиминутного пребывания в ванне следует принимать душ, действие которого на циркуляцию крови и дыхательные пути в высшей степей благотворно. Однако и тут следует остерегаться легкомысленных экспериментов, как слишком резкой перемены в температуре воды или слишком продолжительного применения этого душа.
Конечно, только очень немногие в состоянии позволить себе роскошь специально предназначенной для туалета комнаты, так называемой уборной. Однако это не должно нам помешать снабдить наш туалетный стол всем необходимым для приведения в возможно эстетический вид всей нашей особы.
Естественно, что первой и самой необходимой принадлежностью нашего туалетного стола являются кувшин и таз для умывания, затем висящее немного наклонно над этим столом зеркало. Туалетный стол должен помещаться таким образом, чтобы свет беспрепятственно падал на него.
На полке, помещающейся с ним рядом, мы будем иметь возможность поставить все атрибуты, необходимые нам при нашем туалете.
Ниже мы перечислим необходимые для джентльмена принадлежности этой полочки.
1. Несколько кусков мыла различного запаха и сорта; таким образом имеется всегда возможность выбора, зависящего от нашего настроения. При покупке мыла не следует увлекаться дешевизною в связи с величиной куска, так как следует помнить, что плохое мыло оказывает на нашу кожу более вредное влияние, чем всякая грубая работа и резкая перемена температуры; таким образом, в данном случае эта грошовая экономия вряд ли окажется целесообразной. Французские мыла известных трех-четырех фирм до сих пор являются наилучшими, и та сравнительно небольшая разница в их цене сравнительно с нашим отечественным производством с избытком искупается их превосходным качеством.
2. Флакон с антисептической жидкостью, которая служит для дезинфекции умывальных принадлежностей.
3. Флакон одеколона для того, чтобы смешивать его с водой.
4. Флакон вежеталя (вода для волос). Только немногие знают, что для достижения безукоризненной мягкости и блеска волос недостаточно ежедневного применения воды и мыла. Нужна еще специальная вода для волос, так называемый вежеталь, который можно за весьма доступную цену приобрести в каждом аптекарском магазине. После того, как наши волосы вымыты обыкновенным способом, т. е. теплой водой с мылом, следует протереть их вежеталем, который, оставляя легкий приятный аромат, придает ощущение необыкновенной свежести всей голове.
5. Флакон духов. Мужчина должен очень умеренно и осторожно применять духи, которые должны главным образом служить для того, чтобы уничтожать специфический запах белья и носильного платья. Мужчина, пользующийся духами как косметическим средством, всегда производит карикатурное, почти отталкивающее впечатление. При выборе духов следует избегать сладких запахов, лучше всего брать специально мужские духи, при этом избегать частой их перемены.
6. Флакон зубного эликсира. Само собой понятно, что уход за зубами и полостью рта важен одинаково как с гигиенической, так и с эстетической точки зрения. Здоровые, хорошо вычищенные зубы придают всему нашему лицу приятный, обаятельный вид. Тем, кто много курит, следует обращать особенно тщательное внимание на свои зубы, так как никотин разрушающе действует на их эмаль.
При покупке зубного эликсира нужно избегать тех сортов, которые имеют сильный, острый аромат. Не отрицая их дезинфицирующего влияния, следует, однако, помнить, что входящие в их состав эфирные масла дурно влияют на зубную эмаль. Лучше всего употреблять обыкновенные мятные составы.
7. Зубная паста. В этом случае также можно посоветовать самую простую пасту. Вода, которая употребляется для полоскания рта, должна всегда быть тепловатой.
8. Зубная щетка должна быть, насколько это возможно, мягкой. Ошибочно мнение о преимуществе твердых зубных щеток, они портят эмаль и раздражают десны. После употребления зубную щетку каждый раз следует тщательно вымыть.
Чистить зубы следует не менее трех раз в день.
9. Головные гребни и щетки. Нужно иметь обыкновенный и так называемый частый гребень, при помощи которого удаляется вся попадающая в волосы пыль и грязь. Затем, две щетки — одну очень твердую, другую, наоборот, и сколько возможно мягкую. Нужно сознаться, что мужчина заботе о своих волосах отводит слишком незначительную роль, совершенно забывая, что они-то главным образом подвержены влиянию пыли и грязи и, таким образом, очень часто являются носителями опасных микробов. По-этому-то и следует самым тщательным образом следить за чистотой наших волос, не говоря уже о требованиях, предъявляемых модой и красотой.
10. Принадлежности для маникюра. Никто не может предъявлять требования, чтобы рука каждого мужчины представляла из себя безукоризненный образец классической красоты и правильности линий. Это преимущество сравнительно немногих, если можно так выразиться, породистых людей.
В этом отношении мужчина находится в более благоприятных условиях, чем женщина, большая, мускулистая рука не может повредить общему благоприятному впечатлению, если ее обладатель относится хотя бы с небольшой заботливостью к ее внешнему виду. Как известно, культурного человека легче всего узнать по рукам и ногам. По-этому-то, не переходя в смешную крайность, следует заботиться о возможно приличном и красивом виде своих рук и ногтей. Первым и самым важным для этого условием является, конечно, безукоризненная чистота. Затем наступает роль прибора для маникюра, который так же необходим цивилизованному человеку, как зубная и головная щетка. Эти принадлежности должны состоять из маленьких, тонких, кривых ножниц, острого ножичка, так называемого ногтяного напильника, затем идет камень или паста для ногтей и, наконец, род маленького утюга, обтянутого замшей, известного под названием «полиссуара». Ножницы служат для удаления кожи, нарастающей около ногтей, при помощи этих же ножниц исправляется форма ногтей. Самой красивой формой ногтей является миндалевидная; следует, конечно, избегать слишком длинных ногтей, во-первых, потому, что они крайне неудобны, во-вторых, и мало гигиены. Ноготь должен быть совершенно очищен от нарастающей кругом и по бокам его кожи, для этой цели служит ножичек и напильник.
После того, как мы справимся с этой частью нашей задачи, мы беремся за полиссуар и ногтяную пасту, при помощи которых наши исправленные ногти принимают красивый, блестящий вид. Тем, кто прочтет этот совет и скажет, что вряд ли деловой человек в состоянии тратить так много времени для того, чтобы ногти его приобрели красивый блеск, мы можем возразить, что эта трата времени сведется в результате к получасу, потраченному каждую неделю. А едва ли самый занятой человек в Европе не может позволить себе подобной роскоши.
В наш век, который принято считать веком вырождения, очень редко можно встретить человека со здоровыми, нормально развитыми мускулами. С точки зрения эстетической красоты и гигиены тело современного мужчины страдает многими недостатками, тем более тело так называемого интеллигентного мужчины, так как отсутствие физического труда ослабляет, почти атрофирует его мускулы. Поэтому-то и приходится это отсутствие физического труда заменять искусственным образом, т. е. гимнастикой и массажем. За гимнастикой остается то преимущество, что ею можно заниматься самостоятельно, без помощи другого лица, она дает возможность укрепиться ослабевшим мускулам и развивает нашу силу и ловкость. Чтобы дать наглядный пример той пользы, которую приносят нам гимнастические упражнения, достаточно напомнить, что левая сторона человеческого тела всегда слабее и менее развита, чем правая, так как обречена большей частью на полное бездействие. Гимнастические упражнения сглаживают этот недостаток, и при некоторой настойчивости можно достичь гармоничного развития обеих частей нашего тела. Массаж преследует те же цели, что и гимнастика. Он состоит в том, что после ванны тело наше растирается человеком, получившим специальную в этом направлении подготовку. Благодаря массажу устраняются местные жировые скопления, восстанавливается правильное кровообращение и мускулам возвращается их эластичная упругость. Поэтому всем, кто имеет для этого хоть малейшую возможность, горячо рекомендуется еженедельный общий массаж.
Положительный вред или польза воздушных и солнечных ванн до сих пор остается нерешенным вопросом. Бесспорно, что непосредственное соприкосновение с воздухом должно благотворно влиять на поры нашей кожи. Зато каждое злоупотребление или крайность в этом направлении может иметь самые грустные последствия для кожи. Поэтому-то воздушные и солнечные ванны должны применяться с большой осторожностью.
Не менее важным, чем маникюр, является и уход за ногами (педикюр). Большинство не видит в этом необходимости, ссылаясь на то, что ноги наши совсем не видны.
Мы останавливаемся намеренно так подробно на этих мелочах с целью доказать, насколько необходимо внимательное и заботливое отношение к нашей коже, рукам и ногам. До сих пор только немногие понимают важность и целесообразность этого ухода. Конечно, необходимо установить границу, отделяющую разумные требования красоты и гигиены от преувеличенного и карикатурного кокетства пшюта. Перечисленные выше принадлежности туалета джентльмена должны быть для него 10 заповедями культуры его тела. Нам остается только прибавить, что не упомянутые нами уши заслуживают, конечно, того же внимания, как и остальные части нашего тела.
Как мы уже говорили выше, джентльмен никогда и ничем не должен выделяться. Костюм его должен всегда соединять в себе безукоризненную элегантность с выдержанной простой и большой скромностью. Мужчина должен стремиться, чтобы обращали внимание на него лично, а не на его костюм.
Было время, когда для каждого дня употреблялось скромное темное платье, зато в праздники оно заменялось ярким блестящим нарядом. Теперь, наоборот, в обыденной жизни мы носим цветные английские материи, зато в торжественных, официальных случаях допускается только один цвет — черный. Тут уже не принимается во внимание ни цвет нашего лица или волос, хотя и в мужском туалете вряд ли это играет менее важную роль, чем в дамском. Только в выборе фасона платья, цвета галстука и жилета джентльмена предоставлена возможность личной инициативы.
Поэтому-то задача мужского портного бесконечно труднее, чем его коллеги, работающего для прекрасной половины человеческого рода.
Он не может дать воли своим художественным фантазиям, а должен работать в ограниченных рамках, умевши и тут внести нотку индивидуальности. Ведь два костюма, сшитые по одной и той же модели в мастерской хорошего портного, никогда не будут совершенно одинаковыми… Поэтому-то становится ясным, насколько сложной является эта работа, требующая кроме технических знаний еще и психологии художника.
Теперь все чаще и чаще видишь готовое платье. В особенности молодежь предпочитает носить его, объясняя это предпочтение значительной разницей в цене.
В общем, этот взгляд является ошибочным.
Готовое платье, сделанное из дешевого материала, небрежно сшитое, конечно, никогда не будет производить хорошего впечатления, а кроме того, оно в высшей степени непрочно.
Джентльмен, конечно, далеко не всегда обладает большими средствами, но он не будет носить готового платья, имея три-четыре хорошо сшитых костюма и обращаясь с ними аккуратно, он везде будет чувствовать себя хорошо одетым, и его костюмы прослужат ему настолько долго, что за тот же промежуток времени ему пришлось бы сносить двойное количество готового платья.
Платье требует к себе бережливого, аккуратного отношения. Никогда не следует бросать снятого платья на стулья и диваны, так как от этого на нем моментально появляются морщины и складки. Следует принять за правило — раздеваясь, немедленно повесить в гардероб снятое платье: сюртуки, пиджаки и жилеты на специальные вешалки; для брюк необходимо иметь так называемые брюкодержатели, иначе придется каждый раз перед тем, как их надевать, отдавать их отутюживать.
Точно так же необходимо приобрести колодки для обуви. Таким образом мы сохраним фасон наших башмаков. Как сказано выше, платье требует бережливого к себе отношения. Поэтому никогда не надо употреблять для его чистки дешевых, твердых щеток. Сберегая время, мы в этом случае портим платье, для чистки которого нужно всегда брать хорошую, дорогую щетку. То же самое нужно сказать и относительно обуви: она требует хороших щеток, крема, куска замши для того, чтобы придать ей блеск.
Часто приходится в театре или в ресторане встретить господина, который, не выделяясь ни наружностью, ни костюмом из окружающей его толпы, тем не менее никогда не останется незамеченным. В этом случае можно с уверенностью сказать, что мы имеем дело с джентльменом, и притом высшей марки, так как уменье одеваться, избегая крикливости и вычурности, прилагается труднее всего и требует развитого вкуса культурного человека.
Джентльмен всегда будет избегать утрировки; между тем платье его будет безукоризненно модным. Он сумеет выбрать то, что является для него наиболее удобным и подходящим, так как никогда не следует забывать того, что платье существует для нас, а не мы для нашего платья. Джентльмен никогда не будет иметь вида модной картинки, всегда и везде он остается самим собой.
Он не наденет неимоверно широких брюк даже в том случае, если это будет последним криком моды, а удовольствуется тем, что его брюки будут просторными без комической утрировки. Пестрые, яркие жилеты тоже не будут пользоваться симпатиями джентльмена, он всегда сумеет выбрать их в спокойных, мягких тонах и носить их станет только изредка, к черному сюртуку, когда нужно смягчить немного его официальность. По той же причине джентльмен избегает и драгоценных украшений, ярких галстуков и лакированных ботинок в не указанных кодексом светских приличий случаях.
Костюм джентльмена никогда имеет совершенно нового, «с иголочки», вида.
Он всегда одинаково элегантно и тщательно одет, и во фраке он выглядит так же свободно и просто, как и в пиджаке.
Если муж и жена собираются вместе выехать и раздается неизбежный вопрос: «Что же я надену?», то заранее можно сказать, что для женщины этот вопрос сводится к тому, в каком платье она больше всего возбудит зависть своих подруг; мужчина же часто находится действительно в затруднении. Различные оттенки светской жизни установили известные правила, предписывающие являться то в смокинге, то во фраке. Действительно, уменье быть надлежащим образом одетым в соответствующем месте является своего рода франкмасонством, по которому узнаются люди одного и того же круга, кто не принадлежит духовно к этому кругу, будет выделяться в нем и по своей внешности. По оплошности он наденет черный галстук к фраку или полуботинки к сюртуку… Впрочем, тут бесполезно удивляться — для понимания таких деталей нужен или врожденный, или тщательно привитой инстинкт.
Мужской гардероб, в сущности, чрезвычайно прост и несложен. Если для женщины платье — оружие наступления и борьбы, то для мужчины оно является только возможностью избежать нежелательных столкновений. Этим и объясняется бросающаяся в глаза внешность джентльмена, который имеет право не обладать обширным гардеробом. Ниже мы перечислим те костюмы, которые должны висеть в его платяном шкафу: два цветных пиджачных костюма для ежедневного употребления и работы, один черный пиджачный костюм или «cutaway» для переходного времени и посещения близких знакомых, черный сюртук для официальных случаев, смокинг для вечеров и обедов и, наконец, фрак для торжественных случаев. В общем, шесть костюмов, обладая которыми, он всегда и везде будет чувствовать себя хорошо одетым. При известной бережливости этого количества платья должно хватить на нисколько лет. К этому инвентарю нужно еще прибавить три пальто: зимнее, летнее и демисезонное. Цилиндр, котелок, мягкая фетровая шляпа, соломенная шляпа и английская дорожная фуражка — вот и все необходимое для гардероба джентльмена. В ношении обуви можно обойтись, имея две пары обыкновенных ботинок (конечно, черных), пару лакированных ботинок на пуговицах и лакированные башмаки. Несколько галстуков, разумеется, для самозавязывания; затем остается только вопрос о достаточном количестве свежего белья.
Обладатель перечисленного выше гардероба при наличности некоторого умения беречь свои вещи довольно продолжительное время будет в состоянии бывать всегда и везде и чувствовать себя хорошо одетым. Если смотреть на вещи разумно, то мы должны будем прийти к заключению, что одеваться таким образом практичнее, чем одеваться плохо; тогда мы гораздо скорее снашиваем вещи и поэтому принуждены гораздо чаще их менять для того только, чтобы не иметь уж совсем обтрепанного вида. Конечно, перечисленный выше гардероб далек от идеала: в нем не хватает многих тонких деталей, начиная от шляп, обуви и кончая специальным подбитым шелком пальто для фрака. Но роскошь для джентльмена не составляет необходимости; быть может, он горячо ее желает, но, без сомнения, сумет с достоинством обойтись и тем, что у него есть в данную минуту.
В мужском гардеробе мы встречаем платье четырех различных покроев, а именно: пиджак, сюртук, смокинг и фрак и переходный «cut-away». Несомненно, самый удобный из них — пиджак. В сущности, он и наиболее красивый, так как тут предоставлено самое широкое поле для применения личного вкуса. Большей частью все составные части пиджачного костюма, т. е. пиджак, брюки и жилет, делаются из одной и той же материи. Жилет, однако, может быть и цветной. Брюки не должны быть узкими, так как в практической жизни это слишком неудобно. Однобортный или двубортный пиджак с довольно широкими отворотами застегивается на три пуговицы, так что видна верхняя часть жилета. Длина пиджака зависит от фигуры. Жилет однобортный и без отворотов; во всяком случае, при цветном пиджаке не следует обшивать его белым кантом, выходящим уже теперь из моды. Если он и допускается еще, то исключительно при черном костюме, как освежающий его контраст. От личного вкуса зависит также, делать ли пиджак обрисовывающим фигуру или американским, т. е. очень просторным. Следует помнить, что последний покрой хорош только на мужчинах высокого роста. Цвет пиджачного костюма зависит от того, делается ли он для работы или для прогулки. Наиболее практичным рабочим костюмом будет серый или пестрого, английского рисунка. Для улицы же, конечно, наиболее элегантным нужно считать черный. При выбора цвета нужно сообразоваться со своей наружностью. Толстякам следует избегать коричневого цвета, очень выгодного для брюнетов. Блондины с голубыми глазами будут хорошо выглядеть в сером и синем. Зеленый цвет, ставший последние годы модным, составляет, однако, привилегию сравнительно немногих обладающих свежим цветом лица людей. Неудачно выбранный цвет часто портит впечатление удачно сшитого костюма; поэтому-то мы так подробно и останавливаемся на этом вопросе. Потом носят соломенную или мягкую фетровую шляпу, зимой — котелок, ботинки на шнуровке, летом — также и полуботинки. Черный пиджачный костюм является более официальным, его можно надевать и при визитах к близким знакомым.
Сюртук заменяет пиджак в серьезных или более торжественных случаях; он делается исключительно черного цвета. Только на скачках допускается сюртук серого или коричневого цвета. Покрой сюртука двубортный, с довольно резко обрисованной талией, от которой он идет так называемыми клешем. При сюртуке следует носить цилиндр, лакированные ботинки и лайковые перчатки. Одним из самых элегантных костюмов нужно считать, бесспорно, «cut-away». Он менее интимен, чем пиджак, и не так помпезен, как сюртук. Стройный мужчина лучше всего выглядит в «cut-away». При нем допускается цветной жилет, можно носить и цилиндр, и котелок, серые перчатки, полуботинки или ботинки черной кожи. При черном пиджаке, сюртуке и «cut-away» принято надевать серые брюки.
Фрак, всегда черный, с черным или белым жилетом, надевается в торжественных случаях. При нем, как и при смокинге, надеваются черные брюки. Галстук только белый, с довольно широким бантом, белый широко вырезанный жилет. Три или четыре непременно белые жемчужные или перламутровые запонки, лакированные башмаки, белые перчатки.
Смокинг, в сущности, является элегантным видоизменением пиджака и надевается в менее официальных случаях, чем фрак. Черный или цветной (отнюдь не белый) глубоко вырезанный жилет, галстук исключительно черный, лакированные башмаки или ботинки, котелок или мягкая черная шляпа, светло-серые перчатки.
Из всего вышесказанного мы видим, что костюмы современного джентльмена находятся в непосредственной связи с его вкусами и потребностями. Нашедший себе такую широкую популярность пиджак обязан ею исключительно тому, что соединяет в себе удобство и практичность. В сущности, вся современная мужская мода основана на этих же причинах практичности и удобства, в чем и заключается ее неоцененное преимущество. Действительно, современный мужчина, начиная от просторного пальто до американских широких ботинок, ни в чем не стеснен в своих движениях. Недовольные этим направлением моды жалуются на ее безобразие. Однако они совершенно забывают, что это течение — начало новой эпохи, девизом которой будет красота и удобство. Насколько целесообразно это направление моды, доказывают тщетные попытки вернуться к прежним вычурным фасонам. Попытки эти встречают мимолетное сочувствие у эксцентричных пшютов и быстро предаются забвению.
Джентльмен не имеет возможности, подобно даме, просматривать десятки модных журналов и волноваться в зависимости от перемены фасона рукава или юбки. Практический смысл удерживает его от заказа платья, которое сегодня является последним криком моды, но через месяц может показаться анахронизмом.
Он предпочитает руководствоваться английским модным журналом, который, отражая современные модные течения, воздерживается от крайностей. Сталкиваясь с модной новинкой, прежде чем заказать ее для себя, джентльмен взвешивает, насколько будет она гармонировать с его внешностью, и если вопрос будет решен им отрицательно, без сожаления откажет себе в удовольствии ее надеть.
Каждый знает, какое отталкивающее впечатление производят люди, вечно одетые по последней модной картинке и как бы представляющие собой вывеску портного.
Джентльмен слишком хорошо изучил свои физические данные в малейших деталях для того, чтобы, предположим, надеть необыкновенно широкие брюки, раз он знает, что будет выглядеть в них карикатурой. Джентльмен великолепно знает время и место для каждого костюма; ему также хорошо известно, что достаточно иногда мелочи, как, например, нового жилета, для того, чтобы вышедший из моды костюм опять приобрел возможность продолжать свое существование.
В этом направлены джентльмен умеет делать положительно чудеса. Даже тогда, когда средства позволяют ему быть всегда на высоте требований, предъявляемых модой, он по свойственному ему художественному вкусу вносит какое-нибудь субъективное изменение в покрой рукава или форму кармана, и это изменение придает новый, своеобразный характер всему костюму.
Брумель сказал, что благовоспитанный человек всегда настолько прилично одет, что, будучи разбужен ночью, может прямо с постели попасть в общество, не чувствуя смущения за свой костюм.
Конечно, это мнение короля английской моды — только парадокс, но в нем заключается, несомненно, и доля здравого смысла, а именно, каждый человек лично для себя обязан в каждом положении быть вполне приличным. Поэтому-то утренний халат, на мой взгляд, прискорбное явление, с которым можно мириться, только принимая во внимание возраст или болезнь. В остальных случаях он совершенно недопустим и заменяется специальным утренним костюмом, который не стесняет нас больше, чем халат, и вместе с тем не режет глаза своим безобразием.
Костюм этот состоит из брюк и куртки с мягким отложным воротником. Надевается он прямо на ночную рубашку. Брюки не поддерживаются подтяжками, а только кушаком. Материя, наиболее подходящая для такого кого костюма, — самая легкая и мягкая, стоящая очень дешево. После того как джентльмен выпил кофе, прочел газету и полученные им письма, он занимается своими делами или идет на службу. Хотя бы он обладал миллионами, джентльмен никогда не останется праздным.
Тут утренний костюм сменяется пиджаком серого или коричневого цвета удобного американского покроя. Воротник надевается стоячий отложной, галстук может быть и довольно яркого оттенка, только отнюдь не клетчатый и не слишком пестрый. Ботинки на шнуровке. Летом — круглая соломенная шляпа, зимой — котелок. При пиджаке обыкновенно перчаток не носят.
Если занятия джентльмена кончаются сравнительно рано, т. е. в два или три часа, то, прежде чем отправиться в ресторан, он заезжает домой, приводит свой туалет в порядок, меняет рабочий костюм на черный пиджак и так называемую длиннохвостку, в которой может остаться и вечером, если ему не предстоит присутствовать на каком-нибудь светском обеде, балу.
Одежда джентльмена. Гравюра из редкого мужского модного журнала «Элегант»
«Мода — настолько невыносимая разновидность безобразия, что приходится менять ее каждые полгода»
Светская жизнь обыкновенно начинается с пяти часов вечера, времени, когда для англичанина кончается его трудовой день.
Эта благоразумная нация создала мудрое распределение дня, большая часть которого посвящена работе, меньшая отдается светской жизни, начинающейся именно с пяти часов вечера.
С пяти часов дня джентльмен должен быть в черном костюме.
Современная мода представляет большое удобство, предписывая серые полосатые брюки и для черного пиджака, «cut-away», и для сюртука. Во всех случаях допускается цветной жилет, меняется только фасон крахмального воротничка и галстука, шляпы тоже во всех трех случаях носят одни и те же, так же как и ботинки. Таким образом, перемена костюма для джентльмена необыкновенно упрощается.
Пятичасовой чай за последние годы все больше и больше входит в обиход нашей жизни. Обычай этот, заимствованный нами у англичан, привился одинаково и в первоклассных ресторанах, и в светских гостиных.
Наиболее подходящим костюмом для пятичасового чая является длиннохвостка или сюртук.
Приходится встречать мужчин, одетых и во фраки. Это показывает, увы, полное непонимание светских правил.
Вечером и ночью джентльмен носит смокинг или фрак. Смокинг для более интимных вечеров и обедов, фрак в официальных случаях. При смокинге надевается черный жилет, черный галстук (бантом), лакированные ботинки на шнурках. Ботинки на пуговицах с замшей надеваются при фраке или сюртуке, лакированные полуботинки — исключительно при фраке. Для обедов в интимном кругу можно надевать и черный пиджак, и «cutaway». В таких случаях надеваются лакированные ботинки на шнурках.
Галстук — одноцветный, котелок. Фрак надевается на более торжественные и официальные обеды, в нем едут в театр, в ложу или первый ряд кресел, он является неизбежным бальным мундиром, с каждым годом все чаще мы встречаем его и в общих залах первоклассных ресторанов. Во всяком случае, фрак не принято надевать ранее 6 часов вечера. При нем обязателен белый галстук, лакированные башмаки или ботинки на пуговицах и цилиндр. Перчатки надеваются белые. Белье, как и при каждом черном костюме, только белое, цветная сорочка ни в каком случае не допустима.
Благоразумные люди, рассылая официальные приглашения, обыкновенно упоминают о костюме, обязательном для гостей. Таким образом устраняется возможность недоразумения и неловкого для многих положения. Хозяин дома должен всегда быть одетым так, как большинство приглашенных.
Истинная культурность сказывается в той заботливости, которую мы проявляем по отношению к незаметным деталям нашего туалета. Джентльмен поэтому всегда носит безукоризненное белье, так как знает, что от качества и покроя этого белья зависит во многом и наружный вид надеваемого сверху него платья. Поэтому-то он никогда не покупает готового белья, а делает его на заказ, тем более что разница в цене искупается с избытком неизмеримо лучшим его качеством.
Джентльмен носит два сорта сорочек: 1) мягкую, утреннюю и 2) дневную, также не слишком сильно накрахмаленную. Прежние специальные ночные сорочки отжили свой век и отошли в область предания, их заменила пижама, ночная одежда из мягкого шелка или зефира, которая состоит из курточки и панталон. Цвет и рисунок выбираемой для пижамы материи зависит исключительно от личного вкуса и не подчинен никаким законам моды или светской условности. За последнее время появились «пижама» нового покроя, составляющая общую комбинацию сорочки и панталон. Сорочки делаются из полотна.
Утренняя рубашка не имеет манжет, воротник у нее низкий, отложной, стоячий, эта сорочка надевается только при утреннем костюме.
Дневная сорочка, сделанная точно по мерке, должна плотно облегать шею, иметь полумягкий, застегнутый на две пуговицы пластрон.
Белый цвет обязателен для сорочки, надеваемой в официальных случаях, однако летом и для занятий нельзя отрицать практичности цветного белья. Пристяжных манжет следует избегать, во-первых, ввиду их негигиеничности, во-вторых, не следует забывать, что они и мало красивы, так как почти невозможно достичь того, чтобы они плотно прилегали к рукаву сорочки.
От покроя нижних панталон зависит и то, как будут сидеть брюки, поэтому-то на них и должно быть обращено самое тщательное внимание. Цвет их зависит от личного вкуса. Наиболее подходящей материей следует считать шелк.
Мужчины носят обыкновенно короткие чулки, известные под названием носков, так как длинные чулки представляют большие неудобства в отношении других принадлежностей мужского костюма. Яркие цвета и рисунки для носков, как и все пестрое и резкое, избегаются джентльменом.
Лучшим материалом для носков считается шелк и фильдекос.
Надевая башмаки или полуботинки, цвет своих носков следует выбирать не менее тщательно, чем цвет надеваемого галстука. К черному костюму джентльмен никогда не надевает цветных носков, единственная допустимая вольность — это маленькая цветная стрелка. При коричневых ботинках надевают, понятно, и коричневые чулки.
Какой ошибкой является сравнительно незначительная экономия, достигаемая покупкой готовой обуви, сравнительно с теми удобствами, которые дает нам обувь, сделанная на заказ.
Поэтому-то джентльмен, который всегда имеет в виду прежде всего здоровье, удобство и свободу всех частей своего тела, и носит исключительно сделанную на заказ обувь.
Наиболее распространенным фасоном в наше время следует считать американский, который, не меняя естественной формы ноги, дает нам возможность легко и много двигаться, не ощущая, как в других, более узких башмаках, чувства быстрой усталости. Ботинки носят в большинстве случаев на шнуровке, на пуговицах только в более официальных случаях — с фраком или сюртуком.
Очень элегантны появившиеся в течение последних пяти лет полуботинки, завязанные красивым большим бантом. Лакированные башмаки с большим бантом, сделанные по образцу дамских бальных туфель, надеваются только вместе с фраком. Цветная обувь носится исключительно летом, и то главным образом на даче, и отнюдь не идет к темным костюмам.
Гетры, сделанные из одноцветной замши, застегивающиеся на крупных перламутровых пуговицах, очень элегантны, идут к каждому костюму, не надеваются только при сюртуке, смокинге и фраке.
Наиболее подходящим головным убором джентльмена является универсальный котелок. Летом его заменяет элегантная мягкая серая фетровая шляпа.
В жару, конечно, наиболее целесообразной является круглая английская соломенная шляпа. Панама по своей высокой цене доступна очень немногим, джентльмен же тщательно должен избегать дешевых и вульгарных имитаций.
Большинство мужчин, претендующих на изящество и элегантность, чувствуют к зонтику предубеждение.
Между тем обойтись без него бывает очень трудно. Поэтому-то при покупке зонтика следует выбирать его насколько возможно из лучшего материала, такие зонтики свертываются настолько аккуратно и тонко, что по наружному своему виду почти не отличаются от тросточки. В отношении последней, как, впрочем, и везде, джентльмен не должен руководствоваться принципами дешевой экономии. Тросточка должна быть простой красивой формы, с большим крючком, упрощающим ее ношение на руке, но хорошей работы и из дорогого материала.
Вензеля, монограммы и т. п. накладные украшения отнюдь не допускаются. Входя в комнату, джентльмен всегда берет с собою свою тросточку, шляпу и перчатки, впрочем, за последние годы англичане постепенно стали оставлять в передней свой головной убор, Перчатки носятся обязательно при пальто, без него только в официальных случаях, при черном костюме и на скачках обязательно светлые.
Джентльмену необходимо иметь в своем распоряжении следующие пальто:
1) летнее однобортное пальто со скрытой застежкой, не слишком длинное, сделанное из светлой материи и подбитое шелком;
2) просторное дождевое пальто, однобортное с крупными красивыми пуговицами и бархатным отложным воротником;
3) ульстер, широкое красивое пальто, сделанное из лучшей английской материи. По своей практичности оно легко может заменить и специальное дождевое пальто;
4) затем идет практичное темное демисезонное пальто с бархатным воротником.
Что касается мехового пальто, то, так как его употребление зависит главным образом от местных климатических условий, то для него и не существует других правил, кроме требований, предъявляемых колебаниями термометра.
Красота же и цена меха находится, естественно, в непосредственной связи с состоянием кошелька его владельца.
Глава X. Жилище джентльмена
Наше жилище, где проводится три четверти жизни, несомненно, отражает характер своего хозяина. Поэтому, если мы хотим оставаться неразгаданными, мы не должны давать видеть нашей квартиры.
Джентльмен и у себя дома проводит все те же принципы изящества, простоты и удобства.
Квартира его может быть очень простой, но в ней всегда царствует безукоризненная чистота и порядок. Вы не увидите там бесполезных, часто безвкусных украшений на стенах. Вы не встретите дешевых картин в аляповатых золоченых рамах — их заменяют гравюры, копии с любимых художественных произведений, несколько изящных статуэток, хрустальная ваза с цветами. Мебель, конечно, не подчиняется никаким правилам, одно можно только заранее и с уверенностью сказать, что она никогда не загромождает жилища джентльмена, лишая его света, воздуха и возможности свободно двигаться. Эта мебель может быть и очень старинного, и, наоборот, так называемого стиля «модерн», но в обоих случаях она будет отвечать требованиям удобства, гигиены и изящества.
Тонко развитое эстетическое чувство джентльмена поможет ему удачным выбором ковра, красивой вазы и других мелочей придать своей квартире уютный, нешаблонный вид.
Глава XI. Спорт
Еще совсем недавно на спорт смотрели с предубеждением, видя в нем только бесполезную, к тому же не всегда безопасную трату времени. Только за последние годы отношение к спорту значительно изменилось. Для современного джентльмена спорт является естественной потребностью. Джентльмен, не интересующийся спортом, немыслим.
Конечно, и в этой области он чужд каких-либо специальных, если можно так выразиться, увлечений, он только дилетант. Но, как интеллигентный человек, он понимает то крупное значение, которое имеет спорт в гигиеническом и даже психологическом отношениях. Польза спорта для здоровья настолько очевидна, что нет нужды подробно на ней останавливаться.
Единственный вид спорта, влияние которого на здоровье остается открытым, неразрешенным вопросом, — это велосипедная езда.
Воспитательное значение спорта играет не меньшую роль, чем приносимая им физическая польза. Спортсмен незаметно усваивает хладнокровие, настойчивость, сообразительность — качества, очевидное преимущество которых во всех отраслях деловой и светской жизни не нуждается в более детальном подтверждении.
Нельзя обойти молчанием и ценное качество, наблюдаемое в спортсмене-джентльмене, а именно его рыцарское вежливое отношение к слабейшему и побежденному противнику.
Нигде в другой области, кроме спорта, мы не встречаем подобной лояльности. Достаточно вспомнить те интриги, клевету и злорадство, царствующие в деловой и официальной жизни, чтобы суметь оценить это культурное качество спортсмена.
Верховая езда, пожалуй, наиболее старинный, а поэтому, вероятно, и наиболее фешенебельный вид спорта. Посещение в известные дни крупных призов скакового ипподрома является обязательным для элегантного джентльмена.
Однако это вместе с тем и один из самых недоступных по своей дороговизне видов спорта. Нельзя считать себя истинным знатоком верховой езды и лошадей, катаясь только на взятых по часам из манежа Росинантах.
Не говоря уже о том, что занятие каждым спортом доставляет истинное удовольствие только в соответствующей обстановке и костюме. Поэтому-то благоразумие должно указать джентльмену вид спорта, наиболее для него во всех отношениях подходящий.
Костюмы, надеваемые при занятиях спортом, преследуют цель дать возможно большую свободу движениям, не нарушая элементарных правил красоты и изящества.
Скаковой ипподром, являющийся в известные дни местом rendez-vous фешенебельного общества, требует от джентльмена тщательно обдуманного в мельчайших подробностях костюма.
Для скачек самым элегантным считается серый длинный сюртук со светлым жилетом, к нему надеваются лакированные ботинки на пуговицах, серый цилиндр, белая сорочка. Так как ввиду узкого, специального назначения серого сюртука далеко не все в состоянии позволить себе роскошь его иметь, то он и не является преобладающим на скаковых трибунах. Там можно встретить безукоризненно элегантных джентльменов в черных костюмах: сюртуках, длиннохвостках, и даже допускается и пиджак при условии свежести и изящества. Нельзя не заметить, насколько комично выглядят среди этой обстановки велосипедисты в своих профессиональных костюмах или молодые люди, надевшие белые брюки с цветными пиджаками, костюм, терпимый только на морском берегу.
Костюм состоит из полудлинных клетчатых брюк, черного сюртука, цветного жилета, мягкой белой сорочки, высоких черных или коричневых сапог, которые могут быть заменены и гетрами. При них носят шпоры. Стек и перчатки должны соответствовать цвету костюма. Как головной убор — особый, не очень высокий цилиндр, иногда котелок.
Костюм для тенниса: длинные белые брюки, стянутые широким кожаным кушаком, мягкая белая рубашка с отложным воротником, завязанным цветным галстуком в виде морского узла. Белые полуботинки на шнурках или, еще лучше, высокие ботинки из цветной кожи без каблуков, серая или синяя куртка, соломенная шляпа или фуражка для спорта.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других