О чем молчат женщины. Как кризис среднего возраста влияет на нас и почему это лучшее время для перемен

Ада Калхун, 2019

Любой женщине хотя бы раз в жизни хотелось все бросить и сбежать. От своих обязательств, от близких людей, от ответственности и рутины ежедневного быта. Эта книга показывает, что совершенно нормально желать изменений, разбираться в себе и своих желаниях, говорить «Я» вместо «Мы» каждый раз, когда возникает конфликт собственных и чужих интересов. Мир предъявляет к женщинам поколения X множество требований, но редко щедро одаривает послушных исполнителей взамен. Хотите жить иначе? Хотите каждый день получать впечатления и делать открытия? Пройдите вместе с этой книгой путь осознания необходимости изменений и станьте новой женщиной – уверенной, счастливой, открытой миру и своему успеху. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Психологический бестселлер (Эксмо)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем молчат женщины. Как кризис среднего возраста влияет на нас и почему это лучшее время для перемен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие Анны Поповой

Так о чем же все-таки молчат женщины?

Эта книга для меня стала поводом очередной раз задуматься о месте женщин поколения икс — то есть тех, кто родился в период с 1964 по 1983 г. — в современном мире.

Автор книги — американка Ада Калхун — пишет о своих согражданках, и это особенно интересно. Образ американской сильной, деловой, свободной женщины знаком, пожалуй, каждой из нас. Точнее, знаком и не знаком одновременно.

В фильмах 90-х, которые мы смотрели взахлеб, эти героини были совершенно не похожи на своих советских современниц. Никаких очередей и дефицита, уже тогда — стиральные машинки-автомат и посудомойки, стильная одежда.

Даже у матерей-одиночек, которые, по задумке режиссера, еле сводили концы с концами, был свой дом, машина, беби-ситтер и свежие фрукты круглый год. Их быт был не хуже, а то и лучше, чем у представителей советской партийной элиты.

Мы одновременно восхищались героинями и при этом не одобряли их — так было со всем американским. Писатель Александр Ливергрант однажды метко заметил, что в XX в. Америка экспортировала все виды культуры — кинематограф, джаз, искусство комиков, литературу. Парадоксально, но люди с удовольствием принимали их, но при этом не любили поставщика. Соединенные Штаты удивительным образом были и врагом, и примером для подражания одновременно.

После падения железного занавеса ситуация изменилась, джинсы и газировка перестали быть предметом мечтаний. И вдруг оказалось, что, несмотря на разное детство и юность, мы не так далеко ушли друг от друга.

Большая часть «их» проблем до боли похожа на наши — это понимание трогает и пробуждает ту самую солидарность, которая возникает даже у женщин разного круга и образа жизни.

Да, мы не плакали из-за катастрофы «Челленджера» и не обсуждали законы об ограничении прав чернокожего населения, а они не вступали в пионерскую организацию. Но не так важно, в какие игры мы играли в детстве, какую музыку слушали и что брали с собой в школу на обед: бутерброд с арахисовой пастой или вареной колбасой.

Важнее, что в юности мы все попали под очарование одной и той же идеи — добиться всего на свете, достичь успеха во всех «женских» сферах. Казалось, стоит лишь как следует захотеть, и все получится.

Строить карьеру? Пожалуйста! Быть идеальной хозяйкой, степфордской женой из одноименного фильма? Конечно! При этом, разумеется, безупречно выглядеть и реализоваться как мать. Не просто любить детей, но и подавать им пример, проводить время вместе, проявлять сдержанность и спокойствие.

К сожалению, эта модель в реальности доступна единицам и чаще тем, за кем стоит сильный, влиятельный и обеспеченный партнер или серьезный капитал.

В этом случае можно, когда сил мало, сосредоточиться на чем-то одном. Печь плюшки с корицей, зная, что уборку обеспечит помощница по хозяйству, а вкусные полезные продукты с фермерского рынка привезет курьер. Провести выходные с детьми и поужинать в ресторане. Выбрать то, чем нравится заниматься, не ориентируясь на зарплату и график.

Но среднестатистическая женщина, пытаясь воплотить эту модель в жизнь, получит разве что нервный срыв и ощущение, что она ни с чем не справилась. Причем сказать об этом вслух ей будет стыдно — «нытье» осуждается.

В отличие от «зумеров», рожденных после 1997-го, «иксы» и в России, и в США не привыкли просить помощи, ходить на терапию или признаваться в своих слабостях. Они считают, что должны молча везти воз проблем и подстегивать себя тем, что кому-то еще хуже.

«Даже самые несчастные из моих респонденток, независимо от того, насколько глубока была их депрессия и велика усталость, извинялись передо мной за ”нытье”. Мало того, почти каждая заявляла, что ей ”повезло”», — пишет Калхун, и мы узнаем своих подруг, приятельниц, коллег.

Я смотрела статистику, изучала проблемы и страхи героинь книги и видела, как часто они совпадают с нашими, разница минимальна. Например, российским женщинам не нужно непременно платить гигантские суммы за школу, детский сад и медицинскую страховку.

Но при этом они так же разрываются между детьми, которые еще не выросли, и родителями, которым уже нужна помощь, так же несут на себе груз больших и мелких семейных дел, обеспечивают комфорт детям и мужьям и порой не получают за это даже благодарности. У них так же нет серьезных сбережений, гарантирующих безбедную старость, и есть сотни тревог.

Все это — на фоне кризиса среднего возраста, пугающего самыми разными «может», как раз такими, о которых рассказывает Калхун: «Может, пришло время отказаться от попыток открыть свое дело? Может, пришло время сменить профессию? Может, пора выйти замуж? Может, пора развестись? Хочу ли я еще детей? Будут ли у меня вообще дети? Куда отправить детей учиться? Поместить ли отца/мать с болезнью Альцгеймера в дом престарелых, а если да, то кто за это будет платить? Не слишком ли поздно осуществить мои мечты?»

Мы, как и героини книги, циклимся на дилеммах и запретных невыполнимых желаниях: «Я больше не хочу здесь работать. Я больше не хочу быть мамой. Я точно больше не хочу быть женой. Я хочу сбежать куда-нибудь на волю».

В какой-то момент забываешь, что читаешь истории американских женщин, и даже не обращаешь внимания на имена, потому что у Мелиссы и Джейн из книги те же страхи, что у знакомых тебе Марины и Жени. И тем, и другим очень хочется понять, что мы можем сделать со своей жизнью, отношениями, карьерой и есть ли на это время или поезд безвозвратно ушел.

Книга дает понимание того, что мы не одни. Что нет виноватых, а есть выросшие девочки, которым все время говорили, как они сильны, — но это делало их лишь слабее. Здесь нет советов, которыми пестрят книги по психологии, нет четких инструкций — просто факты и цифры для размышления.

Ответ придется искать самостоятельно — теми самыми бессонными ночами, о которых пишет автор. Думать, кто ты и кем хочешь быть — и решить, есть ли на это силы. Отказаться от мечты об идеале и нереалистичных ожиданий. Признать, что молодость проходит, а здоровье подводит — и стать бережней к себе. Провести ревизию отношений. Решить, хотим ли мы жить с теми мужчинами, что рядом, есть ли в наших отношениях любовь, бережность, страсть или они — просто привычка.

Хочется, чтобы, прочитав эту книгу, мы, в конце концов, стали спать крепче и просыпаться счастливее.

Анна Вячеславовна Попова,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры истории и теории политики,

заместитель декана факультета политологии МГУ по дополнительному образованию

Теория поколений в ее современном виде возникла в 1991 г., когда Уильям Штраус и Нил Хоув издали свою книгу Generations. Эта книга рассматривала историю США с самого начала колонизации и до настоящего времени через биографии сменяющихся поколений (к одному поколению, согласно теории, принадлежат люди, родившиеся в промежутке около 20 лет). Именно в работе Штрауса и Хоува впервые появились такие термины, как «беби-бумеры», «поколение X», «поколение Y», «поколение Z». Теория получила развитие в 1997 г., когда свет увидела книга The Fourth Turning. В ней Штраус и Хоув доработали терминологию, а также разработали концепцию повторяющихся исторических циклов. Важно отметить, что теория относится в первую очередь к США и в других странах она должна применяться с поправками на исторический контекст, при этом сами авторы книги отмечали, что похожие закономерности можно наблюдать и в других развитых государствах.

Согласно теории, четыре поколения соответствуют каждой из фаз жизни: детство, молодость, зрелый возраст и старость. Принадлежность людей к одному и тому же поколению определяют три главных фактора:

1. Общие исторические события, с которыми они столкнулись, находясь в определенной жизненной фазе

2. Схожие ценности и модели поведения

3. Осознание принадлежности к определенному поколению

Фазе старости в наше время соответствует поколение беби-бумеров, родившихся с начала 40-х по начало 60-х. Представители этого поколения наблюдали за резким развитием научно-технического прогресса, противостоянием сверхдержав и послевоенными культурными изменениями.

В России это поколение также называют «поколением оттепели», ведь именно на него выпало правление Н. Хрущева. Для представителей этого поколения характерны надежды на глобальные проекты, вера в командную работу и коллективизм. Перестройку и распад СССР это поколение встретило уже в зрелом возрасте и с измененными ценностями.

В фазе зрелого возраста находится поколение Х — люди, родившиеся с 60-х по 80-е гг., то есть сейчас им от 38 до 57 лет. В СССР этот период соответствует эпохе застоя, которая дала второе название этому поколению в России.

Самыми значительными событиями для этого поколения является перестройка, распад Союза, войны в Афганистане и Вьетнаме, а также связанный с ними расцвет общественных движений, например хиппи.

Многие представители этого поколения успели дважды разочароваться — сначала в советских ценностях, а потом и в новых, перестроечных. Можно сказать, что гимном поколения Х стала песня «Перемен» группы «Кино». Столкнувшись с 90-ми и разрушением привычного мира, «иксы», которым пришлось самостоятельно строить свой путь в изменяющейся реальности, гораздо более склонны к материализму и индивидуализму, чем их предшественники, стремятся к стабильности, личному успеху, накоплениям.

Сильными сторонами «иксов» являются независимость и самостоятельность, они способны организовать как себя, так и остальных. С другой стороны, представители этого поколения особенно часто конфликтуют с более младшими, считая их изнеженными и рафинированными.

Фаза молодости приходится на миллениалов, они же поколение Y, они же перестроечное поколение. К этому поколению относят людей, родившихся с 80-х по 00-е гг. После распада СССР и начала глобализационных процессов миллениалы еще более индивидуалистичны, чем «иксы», опираются на глобальные ценности.

Кризис 90-х представители этого поколения застали в детстве и гораздо слабее ощутили их влияние, а значит, они менее склонны к накоплению и созданию стабильности. Многие «игреки» рассматривают работу как временный этап, а не как самоцель, стремятся к постоянному самосовершенствованию.

Наконец, фаза детства соответствует поколению Z, известному также как «зумеры», — это те, кто родился в начале XXI века. Это первое поколение, выросшее в эпоху интернета и стремительного развития постиндустриального общества.

Все то, что старшим поколениям казалось новинкой, они воспринимают как обыденные вещи. Представители этого поколения стремятся в первую очередь к самовыражению, реализации своих личных амбиций, чему активно способствует интеграция в их жизнь соцсетей. Многие из них стремятся к высокоинтеллектуальной работе, требующей серьезной подготовки и высшего образования.

Оглавление

Из серии: Психологический бестселлер (Эксмо)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем молчат женщины. Как кризис среднего возраста влияет на нас и почему это лучшее время для перемен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я