Тот факт, что на карте османского адмирала Пири Рейса изображены береговые линии Антарктиды, Северной и Южной Америки, для многих историков является удивительной загадкой. Роман повествует о мусульманских путешественниках, открывших Америку ещё за двести лет до Колумба. После переселения за океан, мусульмане пытаются призвать местные народы к исламу, чтобы с их помощью укрепить мусульманскую цивилизацию и построить фундамент для новой империи, способной установить справедливость во всём мире.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Карта Пири-Рейса. Том 2. Даават на Большой земле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Долгожданное возвращение
Накрытые лакомством столы, фонари, освещающие городскую площадь, и шумное театральное представление напоминали Юнусу праздничное событие шестилетней давности. После успешной обороны прибрежного города Альмуньекара от войск крестоносцев в Гранаде для них был организован праздничный ужин с выступлением артистов. Юнус находился в кругу своих боевых товарищей и слушал рассказы учителя медресе о философах Древней Греции. Его настроение и внутреннее состояние были в то время совсем иными. Как и все окружающие его тогда люди, Юнус искренне наслаждался праздником в честь победы, а также был воодушевлён прибывшей от отца вестью о необходимости организовать военную экспедицию. Мысль о том, что он сможет повлиять на ход истории, настолько его воодушевляла, что каждое мгновение того времени было для Юнуса по-настоящему счастливым. Однако истинной причиной этого счастья было то, что его невеста Амина находилась где-то неподалёку. После её смерти внутреннее состояние Юнуса изменилось. Он перестал радоваться праздникам и получать удовольствие от наблюдения за рассветом и закатом, как это было раньше. Даже долгожданное воссоединение с отцом, которого Юнус не видел более десяти лет, не заполнило внутреннюю пустоту в его душе. Чтобы окружающие не замечали его грусти, Юнус заставлял себя часто улыбаться, а также совершал много дополнительных молитв, ежедневно читал Коран и уединялся, выходя за стены города. Никто, кроме дяди Али, не догадывался о подавленном состоянии Юнуса. Отец Халид уже три года старается его женить, однако дядя Али уговаривал его не давить на Юнуса и дать ему ещё немного времени. Халида было можно понять, поскольку все ровесники Юнуса уже давно женились и обзавелись детьми. Как сын халифа Умар, так и Юнуса друг Нух после переселения на Большую землю взяли в жёны девушек из местных племён. Несмотря на то что многие мусульманки будут согласны выйти за него замуж, Юнус оставался холостяком. Спустя несколько попыток ему так и не удалось найти ту, рядом с которой его сердце билось бы так же, как это было рядом с Аминой.
Халиф Абу Бакр объявил присутствующим за праздничными столами об удачной экспедиции, которая прошла под руководством его сына Умара. Люди обратили свои взоры на Умара, а тот не скрывал своего довольства от этого пристального внимания. Халиф сказал, что Умару удалось вступить в контакт с представителями могущественного племени тольтеков, а также побывать в их городе Колуакане. Все присутствующие, в том числе и Юнус, не скрывали своего восхищения этим успехом. Множество кораблей, которые были ранее отправлены на юг континента, с тех пор так и не вернулись. Про племя тольтеков Юнус слышал из рассказов старейшин народа мобил. Судя по этим рассказам, тольтеки обладали большим влиянием на юге континента, а контакт с представителями этого племени был для мусульман очень важен. Ввиду разнообразия народов континента, различий в их языках и отсутствия у многих из них письменности, призыв этих народов к религии Аллаха продвигался очень медленными шагами. Из-за того, что во время первых провальных экспедиций и эпидемии страшной болезни мусульмане потеряли очень много учёных мужей, осваивать местные языки и переводить на них основу исламской религии было крайне сложно. Профессор Абдулла стал главой медресе, в которой обучались как дети, так и взрослые. Подготовка нового поколения людей науки требовала много времени и учебного материала. И того и другого у жителей Мавиллы не было. Приходилось готовить участников экспедиций на интенсивных спецкурсах, а детей заставлять учить материал наизусть. Юнус помогал профессору Абдулле в подготовке людей к экспедициям. Они совместно объясняли участникам основы картографии и ориентации на местности. Получив составленные ими карты после успешных экспедиций, они вносили новые данные в имеющиеся у них, а также делали некоторые изменения. После нескольких лет такой работы они составили атлас Большой земли, в который внесли известные им племена, города, а также обитаемые там растения и животных. Юнус смотрел на Умара, который сидел с обмотанным плечом и играл со своим сынишкой. В очередной раз он пожалел о том, что поддался порыву гнева, травмировав Умара. Несмотря порой на высокомерные выходки, всё же Умар принёс сейчас огромную пользу местной общине. До этого дня никто не имел представления о приблизительном месте расположения города Колуакан и проживании народа тольтеков. Они встретились с Умаром взглядами, и Юнус было попытался ему улыбнуться, однако, увидев строгую физиономию, отвёл свой взгляд в сторону и продолжил общаться со своим другом Нухом.
Утром в медресе студенты слушали доклад Умара и рассматривали месторасположение города Колуакан на составленной им карте. Юнус осознавал, насколько ценной была эта информация. Профессор Абдулла дополнял висящую на стене карту, отмечая в ней те места, о которых говорил Умар. В центре долины, где жили племена тольтеков, находилось большое озеро, которое Умар смог объехать и нанести на карту. Помимо этого, они наткнулись на руины старых городов, где, по рассказам тольтеков, раньше жили могущественные народы. Представители племён тольтеков дружелюбно встретили Умара, приняли подарки и выслушали рассказ о его переселении из империи Мали. Умару даже удалось поговорить с ними о религии Аллаха, ввиду чего тольтеки отправили представителей своего племени для её изучения. Эти представители находились на корабле, ожидая официального приёма. Поскольку Умар не имел полномочия приводить посторонних людей в город, он оставил представителей на борту корабля, а сам доложил об этом своему отцу. На утреннем совете было решено гостеприимно принять этих представителей, поскольку опасности для города они не представляли. Наличие больших кораблей позволяло лишь мусульманам путешествовать в отдалённые места огромного континента. Местные же племена обитали на обширных территориях, порой даже не зная о существовании других народов. Умар закончил свой доклад и поспешил выходить, так как вместе с отцом и вождём народа мобил собирался отправиться к кораблю, чтобы встретить представителей тольтеков, а затем привести их в Мавиллу. Пытаясь как-то сгладить свою вину, Юнус обратился к Умару с похвалой, сказав:
— Отличная работа! Дай Аллах этот огромный народ встанет на прямой путь и укрепит своей численностью ряды мусульман!
— Да воздаст тебе Всевышний! Надеюсь, ты тоже сможешь вскоре отправиться в путь и принести для нас нужные сведения, — ответил ему Умар, немного издеваясь и намекая на трусость Юнуса.
Юнус пожалел, что заговорил с ним, и хотел было ответить что-то обидное, но вспомнив о наставлении дяди Али, сумел удержаться и сказал дружелюбным тоном:
— Я тоже надеюсь, что моя экспедиция на север континента будет успешной и, подобно тебе, я смогу наладить контакт с представителями какого-нибудь племени.
Умар удивлённо посмотрел на Юнуса, поскольку, скорее всего, ожидал резкого ответа. Растерявшись, он даже слегка улыбнулся, а затем покинул медресе.
Профессор Абдулла продолжал сверять и изучать дополненную Умаром карту, а Юнус был искренне рад, что ему удалось не пойти на поводу у своего гнева и проявить силу характера.
Юнус находился в мечети и читал Коран, как вошедшая группа людей отвлекла его от этого чтения. Через переводчика халиф Абу Бакр объяснял представителям тольтеков значение мечети для мусульманской общины. Он объяснял, что как только на определённой территории устанавливается закон Аллаха, первым, что мусульмане должны построить, это мечеть. Вождь племени мобил рассказал то, как несколько лет назад его народ принял Ислам, а затем как всем племенем они возносили эту деревянную постройку. Представители тольтеков внимательно его слушали, одновременно наблюдая за тем, как некоторые люди совершали дополнительную молитву. Тут со стороны центральных ворот стал раздаваться стук барабанов, и все присутствующие в мечети вышли на площадь. В город заходили участники экспедиции, которых считали уже давно погибшими, поскольку почти четыре года от них не было никакого известия. Люди, столпившиеся на площади, во весь голос воздавали хвалу Аллаху. Женщины и дети, увидевшие своих мужей и отцов, бежали им навстречу и прыгали в их объятия. Слёзы радости и счастья лились рекой. Глава экспедиции подошёл к халифу Абу Бакру и, слегка склонив голову, сказал измученным голосом:
— Приветствую тебя, повелитель правоверных! Мы выполнили своё задание и вернулись к тебе с хорошей вестью!
Только сейчас Юнус узнал капитана Карима, который командовал флотом во время переселения на Большую землю.
— Я рад тебя видеть, брат мой! — счастливо улыбаясь, ответил ему халиф.
— Все эти годы мы не возвращались из-за того, что попали в плен к народу города Кахокии, — ответил капитан Карим. После небольшой паузы он дополнил: — Однако Всевышний услышал наши молитвы. Глава этого города заинтересовался религией Аллаха и отпустил нас.
— Не сейчас, капитан Карим! Остальное доложишь позже. Иди к своей семье, которая ждёт твоих объятий, — прервал его халиф и продолжил общаться с представителями племени тольтеков.
По национальности капитан Карим был бербером, а в жёны взял себе чернокожую женщину из Мали. Их смуглые сыновья кружили вокруг обнимающихся родителей и весело кричали. Считая их отца погибшим, Юнус и профессор Абдулла уделяли особое внимание этим мальчикам и всегда помогали им на уроках в медресе. Наблюдать за счастьем этих детей было таким удовольствием, что к Юнусу тут же вернулись самые тёплые воспоминания его юности, проведённой с покойной невестой во дворце Альгамбры.
Вечером Юнус сидел в доме отца и обсуждал вместе с отцом и дядей Али недавно завершившееся собрание халифа. На собрании он не присутствовал, однако его отец и дядя Али были постоянными его участниками. Они обсуждали приглашение делегации мусульман в город Кахокию. Тургут принёс свежезаваренный мятный чай и подал его в порядке старшинства сперва дяде Али, затем отцу, а затем Юнусу, как это требовал их обычай. Али стал убеждать Халида, что приглашение от главы города в свой дом не может представлять для мусульман какую-либо опасность, поскольку они приглашены в качестве гостей к самому главе города. Халид же был скептичен и предполагал наличие какого-то подвоха в этом приглашении. Тот факт, что мусульмане попали в плен и пробыли в Кахокии четыре года, заставлял его нервничать и видеть какой-то коварный план за этим приглашением. Али всё продолжал его успокаивать и в очередной раз упомянул, что глава двадцатитысячного города не может пасть так низко, чтобы приглашать к себе делегации из других городов, а затем подлым образом причинять им вред. Когда Халид немного успокоился, Али сказал, что не будет спускать с Юнуса глаз и всё время будет рядом с ним. Только сейчас Юнус понял причину переживаний своего отца, а также неожиданно для себя узнал, что ему вскоре предстоит отправиться в Кахокию. Его удивлённый взгляд, по всей видимости, заметил дядя Али и рассказал о произошедшем на собрании. После отчёта капитана Карима было принято решение отправить в составе делегации несколько человек, умеющих объяснять людям основы исламской религии, а также хорошо владеющих местными языками. По причине того, что Юнус быстро учил местные языки и хорошо знал исламские науки, его кандидатура на участие была само собой разумеющейся. Халид настоял отправиться вместе с ним, однако халиф отверг его просьбу, напомнив ему о том, что он ответственен за оборону города. Поскольку дядя Али являлся правой рукой халифа и главным его советчиком, он предложил возглавить данную делегацию, объяснив это тем, что она является очень ответственной. Юнус сразу же понял, что дядя Али сделал это в основном из-за того, чтобы его отец не сильно волновался. Али стал рассказывать Юнусу основное из того, что доложил на собрании капитан Карим. По всей видимости, у этого народа остались некоторые знания прежних пророков, поскольку жителям города запрещено воровать, прелюбодействовать или обманывать. Несмотря на их благие нравы, народ города не использует свой разум и пребывает в заблуждении многобожия. Они поклоняются солнцу, а глава города у них считается сыном солнца на земле, подобно тому как народ Древнего Египта относился к фараонам. По мнению капитана Карима, истинная власть в городе находится не в руках правителя, а у жрецов, которые имеют влияния на его постановления. Втайне от них глава города стал общаться с пленными мусульманами. Во время этого общения он заявил, что верит в единого творца, а себя Богом или сыном солнца ни в коем случае не считает. Воспользовавшись отсутствием нескольких влиятельных жрецов, он приказал освободить мусульман и попросил руководителей мусульманской общины посетить его город. Когда дядя Али завершил рассказывать обсуждаемое на собрании, наступило мгновение тишины, однако продлилось оно совсем быстро. Халид вновь стал нервничать и приводить аргументы об опасности для участников делегации, которые теперь казались вполне оправданными. Его опасения насчёт того, что жрецы всеми силами будут препятствовать исламскому призыву были отнюдь не беспочвенными. Юнусу пришлось вмешаться, для того чтобы успокоить своего отца.
— Мы будем очень осторожны и при малейшем подозрении какой-либо опасности тут же вернёмся в наш город, — сказал он, обращаясь к Халиду.
— Если жрецы действительно обладают абсолютной властью в Кахокии, то сам правитель помочь ничем не сможет! — ответил Халид грубым голосом.
— Однако если он не в состоянии защитить своих гостей, то не стал бы и приглашать их, — вмешался в их диалог дядя Али, а затем добавил, обратившись к Халиду: — Мне кажется, он хочет попросить нас об услуге, связанной с этими жрецами. Если глава огромного города Кахокии внимет нашему призыву, то и завоевание остальных народов континента будет не за горами. Мы не можем игнорировать это предложение, брат Халид!
— Я знаю, что эта встреча может ускорить распространение религии Аллаха на этом континенте, и ни в коем случае не хочу её отменить! Также я рад, что мой кровный брат и старший сын могут повлиять на ход истории! Однако после десятилетней разлуки я очень боюсь вас потерять, поэтому вижу лишь самое худшее из того, что может случиться. Дай Аллах всё это окажется всего лишь моими страхами и мы увидим, как однажды глава Кахокии, а затем и его жители примут Ислам и усилят нашу религию! — твёрдым и уверенным голосом ответил Юнуса отец.
Глядя на него, Юнус вспомнил его таким, каким представлял всё своё детство и юность. Смелым, решительным, готовым всем пожертвовать ради довольства Аллаха. Именно такой человек остался в его детских воспоминаниях, когда в десятилетнем возрасте Халид отправился за океан, оставив Юнуса на попечительство дяди Али.
Оставшуюся часть вечера они провели за рассказами о былых временах. Юнус с удовольствием вспоминал государство Гранады, где он родился, вырос и провёл самые лучшие годы своей жизни. Они пытались словами описать Тургуту роскошные дворцы и фонтаны Альгамбры, но из-за того, что за свою жизнь он видел строения лишь из глины и дерева, его воображение и близко не подбиралось к описанию Альгамбры, настоящему чуду мусульманских архитекторов и инженеров. Юнус вспомнил дворик львов, в котором он регулярно проводил свидания со своей покойной невестой. Он закрыл глаза и представил, что будто бы очутился в нём. Тут до Юнуса стал доноситься приглушённый шум фонтана, пение птиц, играющих возле него, а также аромат лепестков роз, плавающих в его чаше. Увидев перед собой лицо Амины, ему хотелось как можно дольше его рассматривать, но младший брат вдруг стал обращаться к нему и вырвал Юнуса из этих сладких воспоминаний. Он вдруг осознал, что прослезился, и тут же стал тереть свои глаза, делая вид, что в них что-то попало. Зная тяжёлую травму Юнуса и, скорее всего, догадавшись о том, что он прослезился, Али пожелал Халиду и Тургуту спокойной ночи и пошёл к себе домой, позвав за собой и Юнуса. Юнус ещё раз попросил отца не беспокоиться и пообещал, что во время всего похода будет находиться рядом с дядей Али. Они обнялись, пожелали друг другу спокойной ночи, и Юнус отправился вслед за дядей. Их дома находились по соседству и в пяти минутах ходьбы от дома Халида. В Гранаде Юнус и Али делили одно жилище на двоих и сильно привязались друг к другу. Даже когда дядя Али взял себе в жёны вдову из племени мобил, для Юнуса было уютней жить рядом с ним, нежели рядом с собственным отцом и младшим братом. Когда они расстались с отцом, ему было десять. Спустя долгие годы они воссоединились, и он неожиданно для себя узнал о существовании младшего брата. Наблюдая счастливую жизнь отца со второй женой, к нему возвращались мутные детские воспоминания о покойной матери. Несмотря на то что он не мог вспомнить её лица, по рассказам дяди Али он знал, что они с отцом были счастливы и сильно любили друг друга. Наблюдая за жизнью Халида с новой семьёй, Юнус ощущал некоторую отдалённость от них, несмотря на то что и отец, и его жена из племени таино, и брат Тургут были для него, безусловно, близкими людьми. Задумываясь над своими чувствами, он пришёл к выводу, что боится сблизиться с новой семьёй отца из-за того, что он ежедневно просит Всевышнего воссоединить родителей в раю.
Перед тем как зайти в свой деревянный дом, Юнус выслушал указание дяди Али по поводу того, что нужно будет взять в делегацию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Карта Пири-Рейса. Том 2. Даават на Большой земле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других