Имам ‘Али и его взгляд на общественное устройство

‘Абд ал-Хусайн Хосроупанах, 2017

Имам и праведный халиф Али ибн Аби Талиб пользуется признанием у подавляющего большинства мусульман всего мира вне зависимости от их политических взглядов и конфессиональной принадлежности. То, как он относился к соблюдению религиозных обязанностей, как заботился об умме, и сегодня может быть примером для мусульманина. В предлагаемой вниманию читателя книге рассказывается не только о том, чем был ислам для имама Али, но и о том, каким, по мнению имама, должно быть мусульманское общество: его экономика, политика, образование и т. д. Для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Имам ‘Али и его взгляд на общественное устройство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Литературное наследие имама ‘Али

Краткий обзор «Нахдж ал-балага»

Высказывания имама ‘Али уже на самом начальном этапе исламской истории были предметом пристального внимания поклонников познания, и на этой основе было предпринято немало попыток составления сборника высказываний Его Святости. Ниже в хронологическом порядке приводятся имена тех, кто приложил усилия для собрания воедино высказываний Имама:

1. Харис ибн ‘Абдаллах Хамдани (ум. 65 г. х. / 685 г. н. э.).

2. Абу Сулайман Зайд ибн Вахб Джахни Куфи (ум. 96 г. х. / 715 г. н. э.).

3. Асбаг ибн Нубата[26].

4. Абу Исхак Низари Ибрахим ибн Хакам (II в. х. / IX в. н. э.).

5. Абу Мунзир Хишам ибн Мухаммад ибн Са'иб Кальби Куфи (ум. 204 г. х. / 819 г. н. э.).

6. Мус'ада ибн Сидка (II в. х. / IX в.).

7. Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн ‘Умар ибн Вакиди Багдади (ум. 207 г. х. / 822 г. н. э.).

8. Лут ибн Йахйа ибн Са‘ид ибн Михнаф Азуди Гамиди Куфи, известный как Абу Михнаф (ум. 157 г. х. / 774 г.).

9. Абу-л-Хасан ‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Абдаллах ибн Аби Сайф Багдади (ум. 225 г. х. / 840 г.).

10. Салих ибн Аби Хаммад (ум. III в. х. / X в. н. э.).

11. Ибрахим Сулайман ибн ‘Абдаллах Харраз Куфи Нахми (ум. III в. х. / X в. н. э.).

12. Исма'ил ибн Михран из числа сподвижников имама Резы (ум. III в. х. / X в. н. э.).

13. Абу-л-Хасан ‘Али ибн ‘Абдаллах ибн Бахи' Са'ди, известен как Ибн ал-Мадини (ум. 234 г. х. / 848 г. н. э.).

14. ‘Абд ал-‘Азим ибн ‘Абдаллах ‘Алави Хасани (ум. III в. х. / X в. н. э.).

15. Абу ‘Усман ‘Амр ибн Бахр ал-Басри (ум. 255 г. х. / 869 г. н. э.)

16. Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад ибн Са'ид ибн Хилал Сакафи Куфи (ум. 283 г. х. / 896 г. н. э.)

17. Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан ибн Дурайд Азди Басри (ум. 321 г. х. / 933 г. н. э.)

18. ‘Абд ал-‘Азиз ибн Йахйа ибн Ахмад ибн ‘Иса Азди Басри (ум. 332 г. х. / 944 г. н. э.)

19. Абу Ханифа Ну‘ман ибн Мухаммад ибн Мансур ибн Хаййун Магриби Тамими Мисри (ум. 363 г. х. / 974 г. н. э.)

20. Абу-л-Хасан Мухаммад ибн Хусайн ибн Муса ибн Мухаммад ибн Муса ибн Ибрахим ибн имам Муса ибн Джа‘фар, известный как Шариф Рази, который является составителем Нахдж ал-балага[27]. Он родился в 359 г. х. / 970 г. н. э. в Багдаде и в 406 г. х. / 1015 г. н. э. покинул этот бренный мир.

Нахдж ал-балага в силу своего содержания и филологической значимости пользовалась широкой популярностью у шиитских и суннитских религиозных ученых. На эту книгу были написаны многочисленные комментарии, разъяснения и приложения.

Исследователи говорят о комментариях к Нахдж ал-балага, количество которых колеблется от 26 до 210 книг[28]. Саййид Рази и его брат Саййид Муртаза также комментировали часть высказываний и проповедей (хутба) Его Святости, но первым комментатором Нахдж ал-балага является религиозный ученый VII в. х. / XIII в. н. э. ‘Али ибн Насир.

Некоторые исследователи считают Зийа' ад-Дина Тадж ал-Ислама ‘Илм ал-худа Кашани Раванди, известного богослова и комментатора VI в. х. / XIII в. н. э., первым, кто занимался комментированием и исследованием Нахдж ал-балага[29]. Другие называют в качестве первого комментатора этой книги Кутб ад-дина Раванди (ум. 573 г. х. / 1177 г. н. э.). А Ибн Аби-л-Хадид указывает на его книгу Манхадж ал-бара‘а фи шарх Нахдж ал-балага [Стезя велеречивости при трактовке «Пути красноречия»]. Кроме того, книга Кутб ад-дина Кидари Хада'ик ал-хака'ик [Сады истин] представляет собой лексико-литературный комментарий к Нахдж ал-балага. Кидари принадлежал к числу хорасанских знатоков религиозных наук VI в. х. / XII в. н. э. А комментарий Ибн Аби-л-Хадида является самым пространным и надёжным комментарием Нахдж ал-балага, написанным суннитским му‘тазилитским[30] ученым-богословом. Одной из выдающихся особенностей этого произведения считается использование исторических фактов при изложении политических и социальных течений в период раннего ислама и правления ‘Али.

Кроме того, образцами комментариев к Нахдж ал-балага являются: Шарх-е Нахдж ал-балага [Комментарий к «Пути красноречия»] Камал ад-Дина ибн Майсама ибн ‘Али ибн Майсама ал-Бухрани, выдающегося ученого и знатока фикха VII в. х. / XIII в. н. э.; Манхадж ал-бара‘а фи шарх Нахдж ал-балага [Стезя велеречивости при трактовке «Пути красноречия»] Мирзы Хабибаллаха Хашими Хойи; Бахдж ас-сабага фи шарх Нахдж ал-балага [Радующие окраски при трактовке «Пути красноречия»], принадлежащее перу современного ученого-богослова ‘Ал-ламы Мухаммада Таки Шуштари, а также Тарджуме ва тафсир-е Нахдж ал-балага [Перевод и комментарий «Пути красноречия»] Мухаммада Таки Джа‘фари, Партоу-и аз Нахдж ал-балага («Сияние «Пути красноречия») Айатоллы Саййида Махмуда Талекани и Саййида Мухаммада Махди Джа‘фари, Пайам-е Имам [Послание Имама] Айатоллы Насера Макарима Ширази.

Имеются многочисленные переводы Нахдж ал-балага на персидский язык, среди которых можно указать на комментарии и переводы этой книги, осуществленные Файз ал-Исламом, переводы Асадаллаха Мубашшири, Мухаммада Джа‘фара Имами, Мухаммада Резы Аштийани, Саййида Джа‘фара Шахиди, ‘Абд ал-Маджида Ма‘адихаха, Мухаммада Джавада Шари‘ата, Мухаммада Таки Джа‘фари, Хусайна Устадвали, Саййида Джамал ад-Дина Динпарвара, Махмуда Резы Эфтехари, Мухаммада Дашти, Мустафы Замани, Хусейна ‘Ибад-заде Исфахани и десятки других. Кроме того, данный труд переведен на английский, урду, испанский, немецкий, итальянский, французский, турецкий и другие языки мира.

Нахдж ал-балага подразделяется на три части:

1. Проповеди (хутба) и высказывания. Содержит 125 проповедей, 111 высказываний и 4 кратких изречения.

2. Письма (мактубат). Состоит из 63 писем, 12 завещаний, поручений и распоряжений, 2 приказов, 1 молитвы и 1 соглашения.

3. Мудрые изречения (хикам). Включает в себя 480 афоризмов.

В Нахдж ал-балага затрагиваются различные вопросы, связанные с проблемами вероучения, экономики, политики и нравственности. Ответы на эти вопросы даются в форме проповедей, писем и мудрых изречений.

В вероучительных разделах этой книги рассмотрены проблемы сотворения мира, человека и животных; телеологичности сотворения человека[31]; познания Всевышней Истины (Бога)[32], единства Всевышней Истины[33], цели послания пророков[34], цели миссии досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и род его!)[35], продолжения пророческой миссии посредством Корана и Святого семейства (‘итрат)[36], конца света и воскрешения[37]. В сфере экономики имам ‘Али затрагивал такие вопросы, как ответственное отношение человека к земле и скоту[38], уважительное отношение к труду и пользование плодами собственного труда[39], необходимость благоустройства стран[40] и сбережение богатства[41]. Кроме того, им были изложены рекомендации относительно общей казны мусульман, вопросы, связанные с социальной справедливостью, ликвидацией нищеты, нравственными назиданиями для состоятельных лиц, экономическими программами, индивидуальными задачами нуждающихся лиц, обязанностями государства и общества[42].

В области политики и управления государством имам ‘Али освещал такие вопросы, как обязанности чиновников и руководителей провинций, воинства и военачальников, способы взимания налогов и руководства страной[43].

Рассматривая нравственные и воспитательные вопросы на основе монотеистического мировоззрения, в области этики имам ‘Али указывает на необходимость накопления знаний, опирающихся на практику; на пренебрежение мирскими благами, на благородство натуры и борьбу против угнетения и на внимательное отношение к своим обязанностям. А в области социальной морали он призывает к добронравию и гуманизму, а также справедливому отношению к людям[44]. Культовые и духовные вопросы, такие как образ бодрствующих праведников, различные стимулы при богослужении, духовные состояния и степени молящихся, роль богослужения для прощения грехов, — также стали в Нахдж ал-балага объектом пристального внимания[45]. Подход ‘Али во всех его высказываниях основан на справедливости. По его же словам: «Справедливость — это сущность жизни»[46].

‘Али не принадлежал к той многочисленной группе лиц, которые любят говорить о своих правах, но не принимают меры для их защиты[47]. Ибо истина на словах пользуется широким признанием, но на практике она ограничивается[48]. То есть легко можно говорить хвалебные слова в адрес истины и справедливости, но следовать им на практике оказывается очень трудно. «Имам ‘Али в противостоянии угнетателям грохочет подобно грому, а для угнетенных — он твердый и надежный заступник. ‘Али — священное обиталище справедливости, которую он, обладая высшей степенью гуманизма, защищает мечом и пером. Что, кроме Нахдж ал-балага, выступающей в качестве программы справедливого правления, может способствовать спасению стран, подвергшихся насилию, и людей, оказавшихся под воздействием кошмара нищеты?»[49]

Своим сторонникам ‘Али рекомендует: «Ты обязан быть справедливым как к друзьям, так и к врагам»[50].

Этот подход ‘Али выработал на основе Корана, в котором говорится:

«Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость»[51].

«Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя бы и против самих себя, или родителей или близких»[52].

«А когда вы говорите, то будьте справедливы, хотя бы и к родственникам»[53].

Проявления справедливости, по мнению ‘Али, означает: равенство при использовании общей казны мусульман (байт ал-мал), льготы для всех членов общества, наличие постоянного контроля со стороны ответственных лиц за соблюдением социальной справедливости, равенство всех людей перед законом.

Следование по духовному пути в «Нахдж ал-балага»

Нахдж ал-балага — это произведение, с которым следует жить, которым нужно дышать, которому должен быть созвучен дух и в унисон с которым должно биться сердце, чтобы его смысл проник до глубины души, позволив войти в его миры и завоевать его земли. Хотя достижение высокой вершины познания ‘Али, даже в области Нахдж ал-балага, не под силу никому. Ибо нам невозможно проникнуть во все миры аскетизма и богобоязненности, богослужения и ‘ирфана, мудрости и философии, проповедей и афоризмов, политики и социальных обязательств, героизма и отваги, а также других качеств, присущих Его Святости ‘Али. И невозможно полностью познать этот бесконечный океан. Автор этих строк также не претендует на то, чтобы при рассмотрении различных разделов этой книги объяснить все ее аспекты и все ее содержание. Он стремится только к тому, чтобы до определенной степени познакомить читателей с высказываниями ‘Али, дабы они извлекали пользу из этого огромного моря ценных познаний.

Нахдж ал-балага — это сверкающий луч из мира коранических наставлений, которые отражают различные аспекты человеческого счастья и разъясняют вопросы нижеследующего характера.

Богопознание. Включает в себя единство Аллаха в Сущности (зати), атрибутах (сифати), действованиях (аф‘али) и поклонении Ему (‘ибади), в частности знание, могущество, жизнь, справедливость, Его деятельность как Творца и др.

Методология. Содержит такие аспекты, как необходимость пророческой миссии (ба‘сат), философия и задачи пророческой миссии, методы наставления и проповедей пророков, вопросы имамата и религиозного правления (вилайат), представление различных аспектов Корана и Сунны.

Вселенная и вопрос творения. К этому вопросу относятся телеологичность творения, движение творений, сотворение мира, природы и человека и их особенности.

Правление и социальные вопросы. Например, задачи и обязанности правления и связанные с ним условия, взаимные права государства и народа, экономические вопросы, внешняя политика, образование и воспитание, социальные связи, война и мир, а также международное право.

Проповеди и мудрые изречения. К данной группе относятся вопросы, связанные с аскетизмом, богобоязненностью, альтруизмом (исар), положительными и отрицательными нравственными чертами.

История. Описание событий, смут и трагедий прошлых времен, а также этнография, призванные продемонстрировать подлинные реалии этого мира.

Предписания и молитвы. Изложение подобающего и неподобающего с точки зрения шариата, их философия и практические последствия.

Эсхатология. Излагает учение о смерти, перешейке (барзах)[54], собрании воскресших в День Суда (хашр), отчёте о содеянном (хисабат), о рае, аде и загробной жизни.

Молитва и восхваление Аллаха. Например, смирение, обращение к Всевышнему с просьбой о прощении и т. д.

В целом содержание Нахдж ал-балага представляет собой толкование Корана и хадисов Пророка, а также разъяснение различных аспектов исламского вероучения. В нем 122 раза встречаются ссылки на айаты Корана и 38 раз — на хадисы Пророка. В 11 случаях приведено толкование айатов, а в 96 случаях даются описания Книги Аллаха.

Нахдж ал-балага составлена примерно тысячу лет назад Саййидом Рази в 400 г. х. / 1010 г. н. э. Книга состоит из трех частей.

Первая часть содержит хутбы (проповеди) и высказывания Повелителя верующих ‘Али. Она состоит из 125 проповедей, 111 высказываний и четырех заметок, которые, в свою очередь, включают в себя 12 фрагментов из проповедей или молитв. Эти проповеди и высказывания по объему различны — от одной строки до 17 страниц.

Вторая часть состоит из 63 писем, 12 завещаний и распоряжений, 2 приказов, одной молитвы и одного договора. Самым объемным из них является благословенный наказ Его Святости, адресованный Малику ал-Аштару, а самым коротким — 79-е письмо, состоящее из двух строк.

Третья часть содержит мудрые изречения (480 афоризмов). Следует отметить, что Нахдж ал-балага — это избранный свод ценных высказываний ‘Али, которые собраны Саййидом Рази с учетом его специальности (литература, поэзия и риторика). Это слова, обладающие совершенно особенной красотой и воздействием. Это проза, которая, однако, имеет все преимущества поэзии и способна повлиять на самые глубинные чувства. Сам ‘Али по этому поводу говорит: «Поистине, язык — часть человека, и речь его не имеет успеха, если язык отказывает, и не дает ему передохнуть, если он многословен. Поистине, мы — повелители речи, через нас проходят ее жилы, над нами нависают ее ветви»[55].

Выдающейся стороной Нахдж ал-балага является то, что ‘Али скачет на великолепном скакуне слова по различным областям. И секрет подобной универсальности кроется в универсальности самого говорящего. Ибо слово — это выразитель духовного мира автора. Дух ‘Али не ограничен каким-либо отдельно взятым миром. По словам ‘арифов (гностиков), он совершенный человек, который охватывает все ступени бытия. Эта духовная особенность проявляется также и в высказываниях ‘Али, затрагивающих такие сферы, как теология и метафизика, мистический путь и богослужение, правление и справедливость, Люди дома (ахл ал-байт)[56] и халифат, проповеди и афоризмы, мир и приверженность ему, героизм и отвага, битвы и доблесть, молитвы и покаяние, сетования, социальные принципы, ислам и Коран, мораль и очищение души, личности и т. д. А теперь приведем краткий обзор этих вопросов с точки зрения ‘Али.

Теология и метафизика

В Нахдж ал-балага вопросы монотеизма рассматриваются с самых разных, порой неожиданных позиций. Иногда это делается на примере изучения всего созданного, следов творения или с помощью описания общего устройства неба и земли, а иногда — на примере изучения одного из созданий — летучей мыши, павлина, муравья. Иногда же проблемы монотеизма излагаются в форме логической аргументации. Так, в Проповеди 227 говорится о прочности сотворения и устойчивости структуры муравья, о его зрительном аппарате, скелете, коже, а также о его перемещении и собирании зёрен. Тем самым читателя призывают поразмышлять над процессами ассимиляции и диссимиляции в организме муравья, над строением его брюшной полости, особенностями его слуха и зрения. Посредством подобных аргументов Его Святость стремится привлечь внимание своих слушателей к совершенству Создателя и могуществу мудрого Творца. А в ряде других теологических рассуждений он прибегает к сугубо рациональным умозаключениям и абстрактным философским раздумьям. Некоторые авторы скептически относятся к подобному способу мышления, и, следовательно, сомневаются в принадлежности подобных рассуждений в Нахдж ал-балага имаму ‘Али. Тогда как подобный способ мышления встречается также и в Коране. Примером могут служить айаты: «Скажи: “Если бы море было чернилами для слов Господа моего, то море иссякло бы раньше, чем иссякли слова Господа моего, даже если бы Мы добавили еще подобное этому”»[57], или: «Разве они не подумают о Коране? Или на сердцах их бывают затворы?»[58] А в Нахдж ал-балага мы читаем:

«Он пребывает со всякой вещью, но не посредством (физического) действия, не движением тела и не инструментами»[59].

«Не является Он в вещи входящим, ни из этих вещей выходящим»[60].

«Он (Бог) — Един без толкования исчисления»[61].

«Ни в какие границы Он не включается, никакими числами не исчисляется»[62].

«Хвала Аллаху, указавшему Своим творением на Свое существование, и Его обновлением на Свое вечное пребывание, и подобием их друг другу на то, что нет Ему подобия. Не воспринимают Его чувства, и не скрывают Его покровы, из-за разницы между творцом и творением»[63].

«Времена не сопутствуют в Его пребывании, орудия не оказывают вспомоществования; предвосхитило (все) времена Его существование, а Его бытие предвосхитило небытие, и вечность Его предвосхитила начала»[64].

Мистический путь и богопоклонение

Поклонение Господу и отказ от всех форм идолопоклонства — один из принципов учения божьих пророков. Исламское богослужение осуществляется в коллективной и индивидуальной форме. С точки зрения ислама, всякое доброе и полезное дело, если оно сочетается с чистыми божьими побуждениями, считается богослужением. Поэтому учеба, освоение профессии и общественная деятельность, если они предпринимаются на путях Господа и ради Господа, являются формами богослужения. Люди оценивают богослужение неодинаково. С точки зрения одних, богослужение является своего рода обменом действий на воздаяние. Другая оценка богослужения несёт на себе оттенок ‘ирфана. Согласно подобной оценке, богослужение — это лестница, приближающая к Аллаху, это вознесение к Аллаху и возвышение души человека.

В Нахдж ал-балага дается мистическое разъяснение богослужения. Его Святость ‘Али по этому поводу говорит:

«Вот, есть люди, поклоняющиеся Аллаху из стяжания, и это — поклонение торговцев, и есть поклоняющиеся Аллаху из трепета, и это — поклонение рабов, и есть люди, поклоняющиеся Аллаху из благодарности, и это — поклонение свободных»[65].

«Я поклоняюсь Тебе не из-за боязни быть наказанным или ради того, чтобы попасть в рай. Я поклоняюсь Тебе по той причине, что нахожу Тебя достойным поклонения»[66].

Корень всех духовных, моральных и социальных аспектов богослужения кроется в упоминании Истины (Аллаха) и забвении обо всем, кроме Нее. По этому поводу ‘Али говорит:

«Аллах — Преславен Он и Всевышен — сделал поминание для сердец освещением, давая через него им слышать после глухоты, прозревать после слепоты, наставляться после возмущения»[67].

Или:

«И увидишь ты тогда их признаками правильного руководства, светильниками, тьму освещающими, ангелами окруженными, низводится на них Божья благодать, и врата небесные пред ними раскрываются»[68].

Описывая образ праведников, имам ‘Али говорит:

«Ночи же выстаивают рядами, читая части Корана чтением размеренным. Печалят они им свои души, но получают действенное лекарство своим недугам. И если встречается им айат о желании (рая), устремляются к нему в стяжании, и воспаряют к нему их души в желании, и представляется им, будто они появляются перед их взорами. А если встречается им айат об устрашении (адом), то слух сердечный свой к нему направляют. И представляется им, будто скрежет ада и крики его слуха их достигают, так что они спины свои и бока в простирании изгибают, простираясь на лбы, и ладони, и колени, и пальцы ног, Аллаха Всевышнего призывают разорвать их оковы. Днем же они созерцательны, учены, праведны, богобоязненны»[69].

Правление и политика

К числу вопросов, о которых в Нахдж ал-балага говорится достаточно часто, относятся вопросы правления, политики и справедливости[70]. Его Святость, выступая против хариджитов и других враждебных групп, говорит о необходимости наличия сильной власти, взаимных прав народа и государства, о ценности справедливости и верности властных структур народу. Так, в Хутбе 40 говорится о добром правителе, в Хутбе 207 — о взаимных правах власти и народа, в Мудром изречении 429 — о преимуществе справедливости, в Хутбе 126 — о первичности справедливости по отношению к целесообразности, а в Письме 5 — о верности властей народу.

Люди дома (ахл ал-байт

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Имам ‘Али и его взгляд на общественное устройство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

26

Сеййед ‘Абд ал-Касим Мусави Хойи. Му‘джам риджжал ал-хадис. Т. 4, с. 132.

27

Ашнайи ба Нахдж ал-балага (коллектив авторов), с. 16–28.

28

См: Хусайн Нури. Мустадрак ал-васа'ил. Т. 2, с. 513; Мухсин Амин. А‘йан аш-ши‘а. Т. 1, с. 245; Мирза Акабозорг Техрани. аз-Зари‘а ила тасаниф аш-ши‘а. Т. 14, с. 161.

29

Там же, с. 171.

30

Му‘тазилиты (от араб. му‘тазила — «обособившиеся», «отделившиеся») — крупное направление исламского калама. Своё наименование получили в связи с «обособлением» от кружка известного богослова и признанного исламского ученого ал-Хасана ал-Басри (ум. 748 г.). Главные идеи их учения заложены в «пяти основополагающих принципах»: 1) справедливость, 2) единобожие; 3) обещание и угроза (ал-ва‘д ва-л-ва‘ид) (никто из творений не в состоянии изменить характер воздаяния за совершённые человеком деяния); 4) «промежуточное состояние» (ал-манзила байн ал-манзилатайн), основанное на том, что мусульманин, совершивший тяжкий грех, не становится неверующим, но оказывается в «промежуточном состоянии между верующим и неверующим»; на этом и основывается их отход от кружка ал-Хасана ал-Басри, который называл таких мусульман лицемерами (мунафик); 5) повеление дозволенного и запрещение отвергаемого (ал-амр би-л-ма‘руф ва-н-нахий ‘ан ал-мункар). Согласно первому принципу, Божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли. Кроме того, му‘тазилиты признавали, что Коран — сотворён, а не извечен (прим. М. Махшулова).

31

Нахдж ал-балага. Хутбы 1, 165 и 185.

32

Там же. Хутба 186.

33

Там же. Хутбы 45 и 152.

34

Там же. Хутбы 1 и 144.

35

Там же. Хутба 1.

36

Там же. Хутбы 97, 152 и 198.

37

Там же. Хутбы 132 и 222, мудрые изречения 44 и 452.

38

Там же. Хутба 167.

39

Там же. Хутба 160.

40

Там же. Письмо 53.

41

Нахдж ал-балага. Мудрое изречение 123 и хутба 183.

42

Там же. Письма 40, 53, 67, мудрые изречения 93, 140, 142, 229, 230, 328, 366 и 390, хутбы 15, 127, 205 и 224.

43

Там же. Письма 5, 8, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 40, 43, 45, 50, 51, 53, 60 и 77.

44

Там же. Хутбы 47, 53, 110, 192, 230; письма 31, 47, 53, мудрые изречения 147, 439.

45

Там же. Хутбы 192, 193, 199, 220, 222 и 230; письма 31, 47 и 53; мудрые изречения 237, 290, письмо 45.

46

Амади, ‘Абд ал-Вахид. Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам, с. 99 (раздел первый «О значении справедливости и ее плодах»).

47

Хансари, Джалал ад-дин Мухаммад. Шарх Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам. Т. 6, с. 62.

48

Нахдж ал-балага. Хутба 216.

49

Джардак Лубнани, Фуад. Саут ал-‘адалат ал-инсаниййа. Т. 5, с. 121 (цит. по: Хакими, Мухаммад Реза. ал-Хайат. Т. 5, с. 252.

50

Амади, ‘Абд ал-Вахид. Цит. соч. Т. 4, с. 294.

51

ал-Ма'ида 5: 8.

52

ан-Ниса' 4: 135.

53

ал-Ан‘ам 6: 152.

54

Барзах (араб. «преграда») — в исламской эсхатологии промежуточное состояние, в котором пребывает человеческая душа в период между смертью и Днём Воскресения (прим. М. Махшулова).

55

Нахдж ал-балага. Хутба 233.

56

Все 12 имамов мусульман-шиитов являются потомками ‘Али и Фатимы (дочери Пророка). Отсюда и словосочетание «Люди дома [Пророка]» (прим. М. Махшулова).

57

ал-Кахф 18: 109.

58

Мухаммад 47: 24.

59

Нахдж ал-балага. Хутба 1.

60

Там же. Хутба 186.

61

Там же. Хутба 152.

62

Нахдж ал-балага. Хутба 186.

63

Там же. Хутба 152.

64

Там же. Хутба 186.

65

Нахдж ал-балага. Мудрое изречение 237.

66

Маджлиси, Мухаммад Бакир. Бихар ал-анвар. Т. 21, с. 14.

67

Нахдж ал-балага. Хутба 222.

68

Там же.

69

Нахдж ал-балага. Хутба 193.

70

Более подробная информация относительно правления и политики будет дана в последующих разделах данной книги.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я