Боспор 1.1 Археанактиды или Семандровичи

АРИЙ РАдаСлав Степанович Сокульський, 2023

Предком Семандровичей был отец Семандра – Смарагдан Священностроитель. Будучи скифомстранником, после очередного плавания, он очутился в землях, где некогда была держава его родичей – нисийцев (хеттов)…Из последних сил, которых уже и не было, он добрался до реки и напился воды, а после этого упал и уснул. Проснулся он перед рассветом, от невыносимого жара и света, который пробудил его – не взирая на усталость. Смарагдан вскрикнул: Скайямаргос – отче древний! Ты ли это?! Таргелий Святый, о смири же свои лучи!Не смиряя жара огненная фигура приказала Смарагдану: встань и подойди ко мне. Борясь с ослепляющим жаром и светом – Смарагдан исполнил приказ представшего перед ним Божества.Смарагдан видел отдаленное подобие человека, но нет назвать это существо человеком – было бы оскорблением. Человеческая физиологическая природа жалкая – а это воплощение Всепревосходящего Совершенства. Священная фаро (прана) наполняла Смарагдана и давала ему возможность стать сильнее, мудрее и совершеннее.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боспор 1.1 Археанактиды или Семандровичи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Фанагоръ Древний

Славный град Фанагория, был назван в честь мудреца Фанагора (Φαναγoρου), который приходился старшим родственником и верным сподвижником Священностроителю Семандру (вероятно Фанагор был братом или даже дядей Смарагдана). Фанагор несомненно был хорошо знакомым с греческой культурой и однозначно был скифом, по крайней мере частично. Возможно он также был наполовину греком или много лет с ними контактировал. До 540 г. до н.э. он основал Фанагорию, которой он стал градоначальником — архонтом. Краткое упоминание, что Фанагория была основана Фанагором имеется у Арриана (ок. 86 — 160 гг. н.э.). Стефан Византийский (VI в. н.э.) со ссылкой на автора рубежа VI–V вв. до н.э. — Древнегреческий историк Гекатей (не путать с синдским царем!) также сообщает, что Фанагория была названа в честь Фанагора.

Φαναγόρεια· πόλις ἀπὸ Φαναγόρου, ὡς Ἑκαταῖος Ἀσίαι. Ἡ νῆσος Φαναγόρη καὶ Φαναγόρεια. ἔστι καὶ ἐµπόριον τὰ Φαναγόρεια οὐδετέρως. Фанагория — город, [получивший название] от Фанагора, как [говорит] Гекатей в «Азии»: «есть остров Фанагора и Фанагория». Имеется также порт Фанагории (имя склоняется по среднему роду).

Территории от Тамани до Каспия — греческие географы также причисляли к Азии, поэтому не стоит удивляться тому, что и Боспорских царей греки часто причисляют к царям Азии, ведь Таманская половина Боспора это Азия, а Керченская — Европа. Боспор имел уникальное географическое положение находясь на рубежах Европы и Азии, Скифо-Сарматского и греко-римского мира.

Существует также неподтвержденная легенда о Фанагоре (Черном лекаре), которого если верить данной легенде можно считать первым алхимиком — существование которого исторично. Во Славу Аполлона — Всеисцелителя, он выращивал виноград, собирал целебные травы и лечил людей, мечтая создать «эликсир жизни», дарующий исцеление от недугов, божественные силы и бессмертие. Фанагора еще при его жизни, в благодарность за безотказное целительство, называли добрым «богом» (Сотером теосом) — поэтому некоторые исследователи считают основателем Фанагории некого мифического древнего грека с именем «Теос» (в переводе с греческого — Бог) Avram A. et al. The Black Sea Area. P. 950–951. О раскопках в Фанагории см.: Tsetskhladze G.R. Phanagoria: Metropolis of the Asiatic Bosporus // Greek Archaeology without Frontiers. Athens, 2002. P. 129–150; Kuznetsov V.D. Phanagoreia // Fornasier J. und Böttger B. (Hrsgg.) Das Bosporanische Reich. S. 59–68. Также вероятно, что часть реальных историй касающихся Фанагора, в греческой мифологии, были переадресованы к Асклепию Аполлоновичу (др. — греч. Ἀσκληπιός, лат. Aesculapius) — богу целительства. Именно в почтение к Фанагору, в следующих поколениях Археанактидов — повторялось его имя. Но в последующих ветвях Семандровичей оно не использовалось, так как, в начале Спартокиды, не хотели ассоциироваться с Древними Археанактидами (первой златой ветви), а далее не осмеливались претендовать на славу его имени, принадлежащую в народной памяти, в первую очередь, ему.

У Аммиана Марцеллина сказано, что острова Фанагор и Гермонасса (insula Phanagorus et Hermonassa) колонизированы греками. Он также упоминает, что вокруг Меотийского моря живет множество разноязычных народов, с разной внутренней иерархией: Яксаматы (Ἰαξαμάται, jaxamatae род сарматов живших между течением Дона и течением Волги), Языги (Ἰάζυγες. jazyges древние сарматские рода, которое далее переселились на запад в c. 200 г. до н.э. в современные Венгрию и Сербию между реками Дунай и Тиса, где вели полуоседлый образ жизни), Раксарьяне (Ῥοξολάνοι, roxolani — царственносветлые арьяне), Аланы (Ἀλανοί, halani), Меланхлены (Μελαγχλαινοι, melanchlenae), Геланы (gelanes, тоесть Гелы (Γηλαι) или Гелоны (Γελωναι), Agathyrsi (Αγάθυρσοι, agathyrsi) и Майотаи (Μαιῶται, maeotae).

В данном списке упоминаются анохронизмы, где Аланы сосебствуют с Агатырсами, хотя между временами их нахождения в Северном Приазовье около500 лет (по меньшей мере). Упомянутые Геланы (gelanes — Солнечные) могут быть Гелонами (интеллектуальной элитой скифов) или кавказскими Гелами, а возможно, эти Геланы — промежуточное Приазовское ответвление Гелонов, еще до того как другая их часть уйдя на Кавказ стала Гелами. В связи с этими Гелами вспоминается греческая история про золотое руно, где упомянута некая Гела — которая и является мифологическим отображением части Гелонского народа, некогда бывшего на территории Греции, но бежавшего оттуда под натиском эллинов, а от тех их представителей, которые остались близь Гелиспонта (символический «брак Гелы и Посейдона») — чем и дали ему название, позднее произошли Пеоны [Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы. 19.], или Эдоны [Гигин. Астрономия. II. 20, 1.]. Это кстати один из первых плюсов в пользу «Фракийской теории», ведь косвенно свидетельствует о происхождении, по крайней мере части, фракийских родов от Гелы скифов Гелонов. Брат Гелы Фрикс, который всетаки добрался до Боспоро — Колхидского царства Эата и стал мужем его дочери вероятно воплощает Таретов, которые будучи ответвлением рода Керкетов, также побывали в Греции, и также ушли оттуда, после того как древние греки начали скрещиваться с финикийцами и перенимать их обычаи. Также, вероятно, что имя Фрикса (Φρίξος) стало одним из прототипов название всей страны Фракия (Θράκη, Thracia, хотя другая трактовка возводит название сей страны к «Пря-кия» — «земля битв», но возможны наложения). (Рисунок 6, удален, так как нет лицензии, смотри здесь https://vk.com/id722967583)

Гекатей, живший около 550 лет до Р. X. [Гекатей Fragmenta 164, 165. — У Скилокса Карианского — Φαναγορου πόλις (Σκύλ καριανδ., § 72)], Страбон [Страбон, XI, 2, 3], Плиний [Plinii «Historia naturalis», VI. 5, ] и Аммиан Марцеллин [Ammianus Marcellinus, 30]: говорят, что на азиатской стороне Пантикапейского пролива (panticapes angustiae) на острове Фанагоре лежит Фанагория, и что в этом городе находится Апатурон (Απάτουρον), храм Афродиты у Ааптурской бухты.

У Страбона и Гекатея Фанагория — весьма значительный город — восточная столица царства. У Плиния, Фанагории — «почти заброшенный город».

Арриан Никомидийский говорит, что города Фанагора Φαναγορα и Гермонасса, соседний с Фанагорой город, обе колонии ионян, которых привел туда Фанагор Гермоон (отсюда Ερμονασσα) и так два города названы по одному человеку название. Но иной Арриан, в книге «Periplus», утверждает, что Фанагория Φαιναγόρεια основана Фаногором, который бежал от персов. А Гермонасса получила свое название, от Гермонассы, жены митиленянина Семандра, который уговорил нескольких эолийцев переехать в будущий Боспор, но умер во время основания города, а его жена после этого стала править городом и так он был поименова по ней [Αρριαν. Νικωμήδ. Müller.Fragmenta hist. graeci III. Εύθταδ., 212]. Вообще обилие разноречивых версий то именующих Фанагора Гермооном, то упоминающих Гермонассу, жену Семандра — могли бы лишь обясниться ЛГБТ-трактовкой брака данных основателей городов Боспора, но тогда они не смогли бы родить Археанакта — и весь проект свернулся бы еще у «основания».

Возможно, имя Археанакт восходит к индоевропейскому: АРьянатх — вдохновляющий АРиев; возможно АРьянадх — превосходный АРевич; или более редкому АРьяаннакитар — АРевич распространяющий Истину с Небес на Землю. Но есть и греческая версия: Археанакт, как составное слово, от: Αρχι-άναξ (Архи анакс) — Всепревосходящий (Древний, Великий) Правитель.

Археанакт Семандрович Великий, был хорошо образован в совершенстве зная скифский и греческий язык и культуру. С юности Археанакт был весьма набожен и стал верховным жрецом в Храме Аполлона. Храм, по началу развивался как храм Аполлона Гиперборейского и Аполлона Лекаря, в следствии чего очень почитался именно греками, но очевидно, что он был построен на месте древнего святилища и входил в ту же систему Черноморских Святилищ, что мегалитические святилища горного Крыма, Святилище острова Змеиный, Жевахова гора в Одессе и Кохайна (Когайон в Румынии). Поставленный изначально на священном месте, храм уже только по этой причине получал местных киммерийских, скифских и сарматских прихожан. К тому же Культ Аполлона Гиперборейского не был враждебен автохтонным народам и выступал общеуважаемой платформой для мирного диалога пришлых скифов и греков с местными киммерийцами.

Связь с Божественным миром добавляла ему поддержку жречества и уважение от народа к 480 году до н.э. в следствии чего он смог провести объединение разрозненных местных сил, став религиозным лидером Боспорского амфиктиония городов Гермонасса, Тиритака, Корокондама, Пантикапей, Фанагория, Мирмекий, Кепы и Порфмия вокруг древнего храма Аполлона Гиперборейского (др.-греч. Ἀμφικτίων, или Ἀμφικτύων — от др.-греч. ἀμφι-κτίονες — жители окружающих областей, соседи, в Греции амфиктиониями были Дельфы, Калаврийский и Делосский союз, и даже древнюю иудею выстроенную вокруг храма — историки часто называют данным термином). Киммерийский Ахеменидский принц Ариарамна хотел построить МитРАград — амфиктионий городов в — и вокруг Аральского моря.

Поскольку по Ведическому мировоззрению считается нежелательным создавать огромные мегаполисы населенные сотнями тысяч человек, в древности принцип амфиктиониев был весьма распространен. Даже древнюю Гиперборею можно считать гигантским амфиктионием, выстроенным вокруг горы Меру и состоящим из тысяч городов разного размера и предназначения.

Древний Киевград также имел ряд городов расположенных рядом, где был Княжий город (Киев-град), Жреческий город (Солнцеград), Славетьян — город философов, и людей развивающих науки; и еще ряддревних городов. Но более близкая параллель Боспора именно с ИСКРАСтаном, так как он изначально был выстроен вокруг Храма Аполлона.

Археанакт первый правитель Боспора который начал чеканить собственную серебряную монету с надписью AΠOΛ (в честь Аполлона). (Рисунок 7, удален, так как нет лицензии, смотри здесь https://vk.com/id722967583)

Древнейшие Боспорские монеты Археанакта исполнены по технологии и по львиному сюжету во многом аналогичной с Лидийскими монетами, хоть и имеют большую техноемкость изготовления, от которых произошла персидская чеканка монет Дария. Но они разительно отличаются от греческих монет и по символике и по технологии изготовления. (Рисунок 8, удален, так как нет лицензии, смотри здесь https:// vk.com/id722967583)

Лидийские монеты царя Алиатта (др.-греч. Ἀλλυάττης)617-560 до н.э., отца Креза, воевавшего против Киммерийского Сандахшатра, а возможно и успел еще повоевать против Дагдама-Кнеса. А Ариенис Алиаттовна стала женой Астиага и матерью Спитама — отца Заратуштры, а ее дочь Мандана была матерью Кира Великого, соответственно бабушкой Роксаны Кировны. (Рисунок 9, удален, так как нет лицензии, смотри здесь https://vk.com/id722967583)

Ахеменидские монеты Дария Великого, на столетия ставшие символом богатства и процветания изготовлена наследуя Лидийские прототипы, в плане технологии, хоть и со своей символикой и иконографией, в то время как боспорская технология превосходит ее многократно.

Лидийцы только освоили технологию изготовления металлических монет мерил ценнтости и их монеты были по началу односторонними: мысль пришла к возможности нанесения изображения на метал путем оттиска, но не сразу дошла до идеи двусторонних монет. Персы заимствовали лидийскую технологию и лишь приспособили к своим потребностям, а вот Археанакт решил применить к монетам технологию аналогичную той, что гиперборейцы ИСКРАСтана применяли к изготовлению Священных Знаков окант и чеканил монеты именно двухсторонние.

По началу монетоделы Археанакта как и их лидийские и персидские коллеги делали оттиск прижимая метал к форме сверху прямоугольным предметом, позднее стали делить его Сваргообразной или Свастической сеткой, а позднее и на этом орудии придавливания металла к форме стали делать полноценное изображение — вторую сторону монеты. Первые монеты в Боспоре появились по Анохину В.А. (1986 г.) около 530 — 520 год до н.э. или по моей датировке 527 — 523 г. до н.э., что в общем смысле совпадает с началом активной деятельности молодого Археанакта. Греки торговавшие с Боспором еще с времен Семандра — сразу же заимствовали двустороннюю технологию и в течении нескольких десятилетий внедрил в своих основных полисах. (Рисунок 10, удален, так как нет лицензии, смотри здесь https://vk.com/id722967583)

Боспорская монета датированная по Шонову И.В. 480 — 439 гг. до н.э. и Афинская тетрадрахма, 454 — 404 гг. до н.э.

Для греков монетная технология стала открытием, а на Боспорщине, монеты были не только у верховного правителя: монеты иногда чеканились и основными городами Боспора, подчеркивая некую самостоятельность гражданского общества боспорских городов. Монетное дело распространилось подчиненным Боспору синдам, колхам и фракийцам. Отколовшаяся от Боспора времен первой смены династий Феодосия — также чеканила свою монету. Херсонес, Ольвия, Тира и другие торновые города Северного причерноморья также быстро освоили чеканку монет. В этом смысле Северное Причерноморье было не территорией колонизируемой греками, а экспортером технологий у которого учились греки. Известно, что монеты Археонактидов назывались: гьнурътъ. Тут и далее приводятся боспорские монеты, фото многих из которых взяты с сайта https://bosporan — kingdom.com/ где собрана достойная коллекция монет Боспора, с удобным поиском по времени или городам чеканки. Также авторы сайта подошли разумно приводя разные варианты датировки монет, предложенные разными исследователями.

Обычно считается, что монетная чеканка Кельтов началась в период от ок. 300 г. до н.э. до рубежа I века н.э. и это начало связывается с получением кельтскими наемниками золота от Филиппа II Македонского после чего кельтские правители и сами начали чеканить свои монеты, по началу подражая македонским и греческим. Я же не исключаю, что хоть монетная чеканка активно начала распространяться среди кельтов возможно и во времена кореллируемые с указанными событиями, но самые ранние монеты кельтов могли быть изготовлены еще под влиянием Археанакта II прибывшего с Боспора для наведения порядка в Кельтиране. Свидетельством существования чеканки у кельтов во времена до Филиппа, и связанной с Боспором, может быть наличие на кельтских монетах тамг аналогичных некоторым синдским, сиракским и Боспорским. Ведь с Археанактом II в келтские земли пришли и некоторые знатные синдские и сиракские воины, которые вероятно осели в кельтское среде порождая знатные рода носители тамг.

Появление первых фракийских монет, тех же Боспорских князей, также датируется временами после правления Археанакта. По стилю фракийские монеты: промежуточное звено между Боспорскими и кльтскими.

Большинство исследователей считает, что Археанакт не чеканил золотые монеты, но считаю более корректным утверждение, что доподлинно не известно чеканил ли Археанакт золотые монеты. Чеканя серебро, ему ничего не мешало чеканить и золото. Но его монеты или еще не найдены ввиду малочисленности, или неверно приписаны кому-то другому или спрятаны по каким-то причинам.

Имея скифское происхождение и образование, глубокое погружение в греческую культуру, он смог проявлять невероятную политическую гибкость и изобретательность военного таланта. Будучи в нерушимом союзе с жречеством оставшимся с киммерийских времен, и собирая ресурсы в торговле с греками. Археанакт успешно подчинял своей власти ранее существовавшие и основанные его родичами поселения, устранял влияние греческих олигархов и побеждал в войнах с окружающими родами синдов на востоке и иногда набегающих с гор тавров. Увидев его доблесть 2 синдийских правителя перешли на службу Археанакта Семандровича и были приняты им в царство как основа войска. Археанакт объединил силы своих союзников в симмахию (военный союз) из которой по сути и выросло Боспорское царство, над которым он стал архонтом правя из Гермонассы, а позднее Пантикапея.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боспор 1.1 Археанактиды или Семандровичи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я