Транзиты. Новый уровень

АНЕМОНА @ КЛЕВЕР

Фантастическая история о Древнем Ростове, когда наши предки владели технологией ушедших цивилизаций. Современная девушка Аня вспоминает свою прошлую жизнь, в которой была несправедливо убита. Она начинает восстанавливать события тех времен, открывая интриги, тайные знания и новое понимание исторических событий. Книга является второй в серии «Транзиты». Серия описывает наш мир как некую «матрицу», в которой людям блокируют развитие. Миссия главных героев помочь людям перейти на новый уровень.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транзиты. Новый уровень предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЗА ОТВЕТАМИ В РОСТОВ

Воскресенье после концерта со звуками гонга прошло у ребят в особенной легкости. Они просто гуляли по солнечной Москве и наслаждались происходящей вокруг жизнью. В прогулках рассуждали о том, что произошло с ними за последнюю неделю.

— Олег, надо поехать к Монаху, как и хотели. Он как будто недалеко где-то, Мишка же говорил, что ездил к нему на выходных недавно.

— Да, давай наберу Мишке, хоть увидимся. А то нам повод нужен, чтобы пересечься иногда в Москве. Ты не находишь, что это неправильно?

— Набирай. Предлагаю его позвать с нами прогуляться, хорошо, если сегодня выберется.

Олег набрал номер Мишки, но абонент не отвечал на звонок. Олег, сбросив короткое сообщение другу в мессенджер, убрал смартфон в карман.

Мишка был еще одним членом «команды Монаха», как он сам называл сообщество всех, кто прошел этап разграничения в осознании новой и старой реальностей. Он был «айтишник», а потому командная задача у него была в перепрограммировании «зараженной» техники для всей команды. Если кто-то из ребят, занимающихся какой-либо миссией от Монаха, хотел сменить любой свой гаджет, то сначала нужно было новый гаджет дать на перепрошивку Мишке.

Одно время Мишка жил на Урале, затем забрался куда-то в глушь в Сибирь, а теперь уже полгода обитал в Москве. В Москву он долго не хотел ехать, потому что оборудовать свою техническую лабораторию в мегаполисе, было куда сложнее, чем в глухой сибирской деревеньке. На съемной квартире обустраивать лабораторию ненадежно, свою жилплощадь покупать в столице накладно. И жил бы Мишка в своей любимой деревне, если бы не одна роковая красотка, которая разыскала Монаха как раз в канун предыдущего Нового года. В деревне все вместе встретили Новый год. А потом девушка эта стала связываться с Мишкой для технических консультации практически каждый день. Вероятнее всего, искра прошибла их обоих еще в Новогоднюю ночь, но слово за слово и подтянула его девица к себе в Москву. Звали девушку Ксения, и в столице она была не из «понаехавших», а что ни на есть коренная жительница в третьем поколении. В ее квартире оборудовали отдельный небольшой кабинет для технических работ по переналадке оборудования, и кто из ребят ни приходил к Мишке после этого, констатировали факт — Миша и Ксения жили вместе душа в душу.

Мишка и Ксения с момента их совместного проживания стали связующим центром для всей огромной команды «прозревших». Все новости Мишка знал один из первых, друг о друге ребята также узнавали у него, сидя за чашечкой чая. Но самое главное, только Мишка знал текущее местоположение Монаха, притом без всяких загадок. Миша чинил его вечно выходящие из строя смартфоны, а потому давно вставил туда блок отслеживания геолокации. Монах, конечно, знал это, но не возражал. Мишку он любил особо. Валера так прямо и говорил: «Не родился другой такой гений, который бы смог вернуть к жизни технику, с которой я что-то случайно натворил». И еще часто подтрунивал над Мишкой, мол тот зря думает себе, что поймал Монаха «за хвост», реально все что видит Мишка это мигающая точка на нарисованном поле.

Сейчас связаться с Мишкой было бы лучшим решением для выхода на Валеру. И конечно Мишка перезвонил Олегу. Погулять вместе с ним не удалось, он объявился на связи поздно вечером, когда ребята уже вернулись домой. Как и ожидалось, Мишка знал, где Монах, и даже отправил сообщение с точным адресом. Валера в этот раз обитал в городе Ростове Ярославской области. Как объяснил Мишка, Валера жил там один, без своих друзей-единомышленников, и что он там нашел, никто кроме Валеры не знал. Однако жил он там, никуда не выбираясь, с марта месяца. После передачи координат Валеры, Мишка сообщил еще одну важную новость. Ребята узнали, что он и Ксения решили пожениться. А по сему прекрасному поводу, они через две недели собирают самых близких соратников на выходные в некотором удивительном месте под названием «ЭТНОМИР». Место это располагалось в двух часах езды от Москвы, а значит, ехать туда нужно было с ночевкой. По сути, на выезде кроме самих будущих молодоженов планировалось присутствие Олега с Аней и Ростислава с Катей. По словам Мишки ответы «не сможем» и «ну, мы не знаем» не принимались.

В итоге, будущие выходные на две недели вперед у Олега с Аней были расписаны. В ближайшую субботу нужно было ехать к Монаху в Ростов, а через неделю в «ЭТНОМИР» поздравлять Мишку с Ксенией.

В субботу Ростов встретил путешественников ярким утренним солнцем. Купола соборов Кремля соединяли его беленые стены с голубым небом. Естественное, не залитое современным золотом, покрытие куполов добавляло ощущения тонкости границ между текущим временем и временем Древней Руси.

Туристов в утренние часы было немного, а потому современность выдавали только торговые ряды неподалеку. Местные жители охотно предлагали разнообразные украшения с ростовской финифтью, глиняные изразцы, местный квас и медовуху.

Каждый торговец бойко зазывал ребят в свою палатку, но ребята решили сначала заглянуть к Валере, затем пройтись по музеям Ростовского кремля, а уж позже вернуться за сувенирами.

Дом Валеры был не далеко от центра. Однако, двери были закрыты, и на стук внутри дома никто не отреагировал. Видимо, Монах куда-то отлучился в это утро. Чтобы не терять время, ребята вернулись обратно к стенам кремля, было решено посетить экспозицию.

Возле билетной кассы на входе стояла небольшая группа людей. Рекламный плакат на стене рядом объяснял стоимость посещения отдельных экскурсионных блоков. Ребята решили взять общий билет, предполагавший свободное перемещение между выставками. Пока Олег покупал билеты, Аня рассматривала открывавшийся ей вид вдоль стены. Граница между современностью и древностью пролегала ровно по этой линии. И в какой-то момент слегка слепящая белизна стены навела на Аню легкий морок, ей отчетливо показалось, что вдоль стены пасутся белые гуси и бегают ребятишки в хлопковых старорусских одеждах. Надо же, ей показалось, что если она сейчас не повернется и не найдет глазами Олега, то старая Русь окончательно ее захватит. Вот-вот и выйдут из ворот женщины в льняных рубахах и сарафанах, полное ощущение надвигающегося «дежавю». Аня резко повернула голову в сторону кассы, Олег с билетами уже шел к ней. Морок развеялся.

— Ну вот, смотри, дали два билета и карту-схему с расположением экспозиций — он протянул лист бумаги Ане — кружочками нам обвели те, в которые мы можем свободно пройти.

— Отлично, пошли внутрь! — улыбнулась Аня

— А ты знаешь, что именно тут снимали сцены про старую Русь в «Иван Васильевиче»? — с видом знатока сказал Олег и, не дожидаясь ответа Ани, запел, — «Вдруг, как в сказке скрипнула дверь! Все мне ясно стало теперь!»

И погода, и настроение, и песня сложились в одно целое. У Ани родилось редкое ощущение наполненности жизнью, той, которая происходила вокруг. Все было как-то совсем по-настоящему в это мгновение. И вспомнив свое наваждение пару минут назад, Аня поддержала тему любимого новогоднего фильма:

— Слушай, так если тут снимали часть про времена Ивана Грозного, то Шурик не только во времени их перенес, получается, но и растворил расстояние между своей московской квартирой и Ростовским кремлем?

— Да, точно! Даже не думал. Вот какой агрегат был мощный — машина времени плюс телепорт. Ну а мы своими двоими дальше куда двинемся?

Ребята остановились на площадке внутри стен кремля и стали рассматривать выданную им карту-схему.

— Ань, ты куда хочешь в первую очередь?

— А что тут под цифрой «один»? Предлагаю по порядку и пойти.

— Не получится, так как под цифрой «один» — Успенский собор. Но он за территорией. Значит кто первый, тот будет последний. Порядок нарушен, что дальше прикажите?

— Тогда давай закрою глаза и покажу пальцем первое попавшееся место!

Начали свой обход ребята волею судьбы с колоколов и колокольчиков. Небольшая экспозиция тем не менее взбодрила, так прекрасно отыграли им колокольчики и бубенцы на стенде, имитирующем конскую упряжь.

Дальше силы были брошены на посещение всех музейных экспозиций. Финифть различных лет производства и стилей росписи, музей церковных древностей, исторические экспозиции с раскопок ростовской земли, церковь Одигитрии с ее древней иконописью и забытыми в Православии богами — все пронеслось ярким калейдоскопом разнообразных впечатлений. Пришла легкая усталость. Сев на скамью недалеко от небольшого пруда в центре и немного перекусив, ребята следующей целью выбрали смотровую башню.

Разобрав по карте, где примерно находится вход, они поспешили туда. Однако, зайдя в открытые ворота и поднявшись по лестнице, они поняли, что что-то на карте распознали неверно. Вокруг никого не было: ни работников, ни туристов. Зато перед Олегом с Аней был тот самый переход на стене кремля, по которому дружина бегала за самозванцами в «Иван Васильевиче», и с которого в фильме все дружно спрыгнули вниз, во двор.

— Слушай, а пойдем тут прогуляемся, раз открыто? — предложил Олег.

— Пойдем, конечно!

И ребята двинулись по открывшемуся им переходу. Любопытства ради, Олег пробовал отворить разные двери, которые встречались на пути. За одними были узкие темные лестницы, за другими новые переходы, уводящие в другой угол кремлевской стены, третьи были крепко закрыты. Ане в душу запала одна дверь, которая вела в пространство светлой небольшой комнаты. Дверь была настолько низкой, что входить пришлось низко кланяясь. Комната была совершенно пустой, но стены из ее беленного кирпича как будто издавали свет и тепло. Аня подумала, что должно быть, когда-то давно, в этой комнате жил какой-то очень хороший и добрый человек.

Затем на пути ребят попался указатель (а если проще просто стул с приклеенным к нему скотчем листком), где стрелкой обозначалось место просмотра эксклюзивного фильма про ураган в Ростове. Эта часть музея не входила в общий билет, но ребята решили следовать указателю.

В конце коридора, по которому их провела напечатанная на листе стрелка, сидела женщина. Она обрадовалась прибывшим, выдала два билета на сеанс и, как радушная хозяйка, усадила в пустом полутемном зале. Зал, верно, был послан добрыми силами, так как после прогулок по кремлю в этот жаркий летний день, самое время было немного охладиться и расслабиться в помещении с хорошим кондиционером.

Фильм был короткий, минут пятнадцать-двадцать. Речь в нем шла о редком, но страшном природной явлении, проявившемся в Ростове в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году. Ураган зародился неожиданно в окрестности города и быстро набрал мощь. Черная воронка прошла через Ростовский кремль и снесла купола соборов. Дальше вихрь ушел в центр озера Неро, что близ кремля, и там угас.

Советские люди приложили много труда, чтобы воссоздать разрушенное.

Олег вышел отдохнувший, а у Ани родилось еще одно ощущение в дополнение к предыдущим. Фильм она восприняла настолько художественно-эмоционально, что черный вихрь показался ей чьим-то злым черным колдовством. Его мог запустить только какой-то сильный маг, желающий отомстить этому белому городу, других более логичных мыслей в Аниной голове по такому редкому природному явлению не возникало.

Ребята вернулись к стулу с указателем и заметили, что все проходы, где они буквально полчаса назад прогуливались, перегорожены стойками с указателем «Посторонним вход воспрещен».

Ребята переглянулись, и решили, что сам ростовский кремль сегодня направляет их пути.

Выйдя снова во двор, и найдя уже верно вход для подъема на смотровую башню, они пошли за новыми впечатлениями. Длинные и крутые деревянные лестницы были преодолены быстро, и ребята наконец вырвались на открытую ветрам и всем сторонам света смотровую площадку.

Как же красив кремль и земля ростовская с высоты. Внизу на территории музея видны туристы, что-то ищущие по своим картам или уверено движущиеся в новых направлениях. Наверху небо, васильково-синее с легкими редкими белыми барашками облаков, купола совсем рядом. И самое дивное — впереди переливающееся огоньками отражающегося в нем солнца — озеро Неро.

— Олег, смотри, какая красота! — с восторгом практически пропела Аня.

Ее лицо как будто бы сияло, а волосы длинными нитями развивались на ветру.

— Точно! Красота! Давай-ка сделаю пару твоих снимков!

Олег достал мобильник и запечатлел Аню и окружающую ее панораму. Сессию прервали новые туристы, которые поднялись к ребятам. Места хватало всем, но единение с пространством было нарушено.

— Слушай, Олег, а у нас там что осталось пройти из экспозиций кремля?

— Переходы остались.

— Мы же уже прошлись по своим переходам, давай лучше сейчас пойдем к озеру? А потом к Валере?

— Да, я не против. А смотри, вот там внизу — это что?

— Какая-то площадка организованная, памятник какой-то что ли? Нет! Это валун, камень, похоже.

— Тогда пошли к озеру с этой стороны стены, и посмотрим, что за камень такой.

Ребята спустились с башни и пошли к выходу из кремлевского музея. Практически на выходе, увидев магазин сувениров, Аня остановила Олега:

— Погоди, хочу что-то приобрести «на память».

Перед Аней предстали полки с знаменитой ростовской финифтью, магнитами и другими сувенирами соответствующего вида. Она просматривала полку за полкой, выискивая что-то свое. И наконец, восторженно, позвала продавца. В дальнем уголке лежали металлические украшения местного мастера. Ане очень приглянулась брошь в виде конька. Голова и тело конька были как будто из резной изогнутой проволоки, голову венчали острые ушки и большие круглые глаза, а вместо хвостика и ног на кольцах висели небольшие металлические треугольнички, как лапки уточки. На спине конька было три спиралью собранных круга. Женщина-продавец, вытащила конька, немного встряхнула. Лапки конька слегка забренчали.

— Шумящая подвеска, она охраняет хозяина — пояснила продавец.

— От чего охраняет? — спросила Аня.

— От всего плохого. Такие подвески носили местные жители десять веков назад. Тут жило племя Меря. А сейчас никаких следов от них не осталось, только то, что с раскопок принесли. Вот по образцу найденных украшений наш мастер и делал эти вещицы.

Рассчитавшись за брошь и купив пару банок варенья из Митрополичего сада (для себя и Монаха), ребята пошли к замеченному сверху камню.

Спустившись вниз и обойдя стены кремля по нужной стороне, ребята пришли к небольшой площадке. Слева стояло несколько скамеек, а справа, ближе к стене кремля, находился закладной камень.

Камень был установлен внутри круга из белого тротуарного кирпича. Точнее кирпичи были выложены вокруг камня, который нижней частью был погружен в землю и был в этом месте первичен. Кирпичную площадку ограждал ровно подстриженный кустарник, похожий на невысокую зеленую стену.

Табличка на камне гласила: «Здесь будет сооружен памятник ростовскому князю Василько (1209—1238), защитнику земли русской, павшему в битве с татарами при реке Сить»

Аня, прочитав надпись, обратилась к Олегу:

— Знаешь такого героя?

— Да нет, что-то из истории не помню. Но как видно, при битве с татарами погиб.

— Надо будет прочитать про него. Смотри, камень-то как будто сердце, одним боком погруженное в землю. Любили, видимо, князя на этой земле.

Аня села на скамью недалеко от камня, набрала в поисковике имя ростовского защитника и стала читать его историю.

К Олегу тем временем подошла местная жительница, которая по каким-то неведомым причинам, решила кратко рассказать ему историю Василька.

— Князя этого, люди ростовские очень любили. Он сам был наполнен любовью, никому дурного не делал, помогал и поддерживал. Характер у него был золотой, Ростов очень плакал, когда о смерти его узнали. Схоронен он в Успенском соборе. Были там уже?

— Нет, туда не попали. А там что, усыпальница?

— Да. Там хоронили князей раньше. Вот тело Василька под алтарем хранится. Но сам собор-то уже не тот. Первый белокаменный сам князь Василько строил, но его сожгли и разрушили при татарах. Теперь другой на старых каменьях стоит, и тоже нет ему покоя, плачет.

— Почему плачет?

— А ты сходи туда, милый, и поймешь душой все.

— Да, мы планировали, как раз в Успенский на обратной дороге заглянуть, спасибо. Камень притянул, надо сказать. Удивительный, какой-то.

— Но это только закладной камень, вот тут недалеко в Переславле есть другой камень, Синий. Были там?

— Нет, не были.

— Ну так езжайте, может тоже интересное что-то увидите. Там волшебный камень, желания исполняет.

На этом женщина как бы откланялась и пошла далее по своим делам.

— О чем говорили? — спросила Аня Олега.

— Да про князя немного и про камень какой-то волшебный.

— Уж и волшебный? И где такой?

— Такой в Переславле, вон поищи и про него в сети что-нибудь. Думаю, заедем на обратном пути. А теперь что? К Валере идем? Время к обеду.

— Погоди, а как же Успенский собор и озеро Неро?

Олег почесал щеку:

— На Неро сейчас пошли, тут близко уже, помнишь сверху видно было. А Успенский собор будет после встречи с Валерой. Что-то плакать сейчас не хочется.

— А почему плакать-то?

Олег не стал объяснять, лишь повторил услышанное:

— А ты сходи в Успенский и поймешь душой все. Лучше расскажи, пока идем до озера, что за князь был? Как погиб?

Аня рассказала то, что успела найти и прочесть за это короткое время. Князь этот правил Ростовом в первой половине тринадцатого века. При нашествии татар на Владимиро-Суздальскую Русь пошел с войском своего дяди, чтобы дать врагам отпор. Но сама битва на реке Сить историками описывалась странно, как будто не ждали русичи, что враг нападет на них в тех местах. А враг и правда подкрался удивительно незаметно, хотя всей своей большой татарской ратью должен был бежать по следам русских войск, что-то есть, чем-то кормить лошадей. И всегда это было заметно, но только не в случае с битвой на реке Сить. Враг появился внезапно и разбил, как будто спящих русичей. Следы сражения находили вдоль всей реки. Там же татары поймали и обезглавили дядю князя Василька, а голову отвезли Батыю в Орду. Самого-же Василька взяли в плен, но отважный князь не согласился сотрудничать с татарами, за что его казнили, и труп его был позже найден в лесу недалеко от лагеря татар. Собственно, эта битва была ключевой для истории Руси, с этого момента начался отсчет татарского ига.

— Аня, а женщина, которая подходила, сказала, что Василько захоронен в глубине Успенского собора.

— Ну, значит, зайдем, навестим память его, как и хотели, после визита к Монаху. А вот и Неро!

Озеро, представшее перед взором Ани, было спокойно. Легкая рябь от ветерка покрывала темные серые воды. На горизонте справа виднелся небольшой остров. По озеру на моторках и небольших корабликах катали туристов.

— Нравится? — спросил Олег.

— Да, давай посидим немного тут на камнях — Аня указала на большие валуны возле берега.

— А по мне озеро, как озеро, — пожал плечами Олег, усаживаясь на камень рядом с Аней.

— В интернете ничего про него особого не сказано. Купание тут запрещено, очень большой слой ила на дне. Фактически дна и нет, может затянуть так в глубину, что и не выберешься. Зато ил этот очень полезный, там много вариантов его применения описано. Но мне тут просто хорошо, и все.

И Аня, подставив лицо ветру, веявшему с озера и солнцу вступившему в послеполуденную силу, замерла.

Олег какое-то время также постарался отключиться и насладиться природой, но его отвлекали толпы гуляющих рядом путешественников. Наконец, он устал, и решил завершить прогулку на Неро.

— Аня, пожалуй, нам пора к Монаху. Вставай!

— Да, пожалуй, — неохотно ответила Аня, поднимаясь с теплого камня.

Олег посмотрел по карте как от озера добраться до дома Валеры, дом был недалеко. Сначала надо было идти вдоль побережья до памятника Крещению Руси — большого каменного креста, а дальше подняться на валы древней кремлевской стены. Как выяснилось, дом Валеры находился как раз на одном из этих валов, просто утром ребята зашли с центральной части Ростова и не поняли, что находятся на возвышении.

Как только путешественники двинулись в сторону дома Монаха, погода резко начала портиться. Откуда-то быстро собрались серые тучи, ясное небо и солнце были уже в другом времени и пространстве. Нужно было поспешить, чтобы не попасть нечаянно под дождь.

Добравшись до нужного дома, ребята удивились. Монах стоял у калитки и как будто их ждал уже. Валеру ничто не меняло. Все такая же беззубая улыбка на загоревшем лице, выцветшая майка с эмблемой олимпиады восьмидесятых годов и синие хлопчатобумажные брюки, похожие на «робу». В руках Валера держал бутыль кваса и пластиковый стаканчик. Прищуриваясь, не смотря на отсутствие солнца, он помахал ребятам рукой с пустым стаканчиком:

— Кваску не изволите, гости дорогие?

— Конечно изволим, это то, что доктор прописал — отозвался ему с радостью Олег.

Валера налил квас в стаканчик и сначала дал Олегу, после проделал тоже для Ани.

— Ну что? В дом пойдем? Или тут в огороде присядем? Я вон навес какой смастерил, даже ливень не страшен. Это у меня такая кухня летняя. Вот я вас прям почувствовал, картохи отварил. Вон, огурцы с грядочки, Анечка помой, пожалуйста. Колонка с водой — вон она, там и миска чистая.

Аня пошла заниматься огурцами. Олег подсел к Монаху на лавку под навес. Навес представлял собой цветной тент, натянутый на четыре жерди. Внутри стоял длинный стол с двумя лавками по бокам. На столе лежал зеленый лук, кастрюля с дымящейся отварной картошкой, булка хлеба и посуда.

Олег взялся нарезать хлеб, и, разделав полбулки, счел это достаточным.

— Валера, а где чай?

— А чайник уже кипит! — Валера выскочил из-за стола и убежал в дом.

Далее очень быстро, огородник появился с пластиковым сиреневым чайником, судя по всему, полным кипятка.

— Вот, это я понимаю, а мы как раз с вареньем! Груша с корицей! М-м-м-м! — и Олег достал купленную ранее в кремле баночку.

Дождь так и не пошел, темные тучи все еще закрывали солнце, но уже не казались угрожающими. Еда на свежем воздухе, как водится, приносила особое удовольствие. Но насытившись, от пищи физической ребята перешли к пище духовной. Гости начали разговор, ради которого ехали к Монаху.

— Валера, ты знаешь уже, почему мы приехали? — начал Олег.

— Ну, маленько понимаю, нашли человека с «голубым» уровнем?

— Ты уже с таким сталкивался раньше? Расскажи все, что знаешь. Видно время пришло.

— Время пришло! Вот тут ты хорошо сказал, Олег.

И далее Монах поведал ребятам новый слой, открытой и исследованной им самим реальности. Про людей, уровень которых выше четвертого, совсем не писали разработчики боксов. И даже, если бы они столкнулись с такими на практике, они вероятно и не поняли бы, что перед ними какая-то новая отличная от других человеческая типология. По словам Монаха, на людей пятого уровня не действовали боксы. Не действовали совсем, а потому, реальность эти люди видели без искажений. Но как выяснил Валера, эти люди видели иначе не только новую навязанную реальность, но и старая реальность была в их восприятии иной, нежели видел сам Монах.

— И не надо на меня так смотреть — отреагировал Валера на удивление ребят, — я не на пятом уровне, и я не в переходе на пятый.

Валера находился на четвертом уровне, но, по его словам, перешел через некую точку невозврата, после которой мог выбирать себе любую из реальностей иллюзорную новую и чуть менее иллюзорную старую. На своей практике он дважды встречал людей «голубого» уровня. И первый им встреченный как раз стал его Учителем. Все, что Монах узнал про старую и новую реальности ему показал этот редкий человек. Однако физический контакт со своим Учителем Валера давно потерял и предполагал, что Учитель живет где-то вдали от больших скоплений людей, ближе к природе. А если у Монаха появлялся неразрешимый вопрос на пути познания мира, то Учитель часто являлся к нему во снах и давал понимание, что делать и где искать ответы.

— Валера, а что будет, если на человека пятого уровня посмотреть через карту? — Олег выпустил мучавший его давно вопрос.

— Я не смотрел и тебе не советую! — очень резко сказал Монах и добавил, — карта работает до четвертого уровня.

— А почему камень тогда не до четвертого? Он же светился голубым!

— Камень — это живая сущность, ему все равно с какой энергией взаимодействовать. А карта что? Пластик! Ты знаешь, что такое пластик?

— Знаю конечно, пластик — это технологическое творение человека.

— И глубже посмотри! Пластик — это творение органическое, но не живое. А камень, как раз наоборот — неорганическое и живое! — Монах подняв палец правой руки вверх хотел было уже развить дальше начатую тему, но по глазам ребят понял, что отклонился от заданного ими вопроса.

Монах замолчал на некоторое время. Олег решил прервать паузу:

— Хорошо, через карту не смотрю. Помочь-то этой женщине с переходом можно? Чего-то ей не хватает, раз камень светится.

— Помочь можно, но не как всегда. Такие люди должны сами внутри поменяться. Вы же помните, на них не действуют боксовые излучения. И если я правильно сам все понял, то им надо до конца впустить в себя то, что они уже ощущают в абсолютном отрыве от нас с вами, а потом это же пропустить через себя в мир, — лицо Монаха впервые на протяжении всех их встреч светилось одухотворенно.

— Так помочь-то как?

— Просто рядом будьте, прикройте им тылы. Эти люди живут не в нашем мире, хоть тела у них и есть. Будете рядом, поймете, как можно помочь.

— Твою мать, Валера, ну так и скажи, что не знаешь! Зачем сказки сочинять!

— Да. Не знаю, — Монах вздохнул, — сказки ему не нравятся. Только я точно знаю, что если рядом с таким человеком быть, то сам быстрее с уровня на уровень продвинешься, и это правда.

Аня, долго слушавшая все молча, решила немного поддержать Монаха:

— Валера, а может тебе с этой женщиной познакомиться? Быстрее прогресс случиться по твоим уровням.

— Ха! Ну удумала, с женщинами меня на старости лет сводить! Не дождетесь! — и Монах все снова перевел в каламбур.

— Ладно, все мы поняли, вопрос исчерпан. Видно, находясь на четверке, все дальнейшее постигаешь уже сам — сказал Олег.

— Золотые слова! — и Валера в порыве потянулся двумя руками к лицу Олега, чтобы чмокнуть его по-отечески в щеку.

Олег быстро жестом показал, что данное действо будет лишним. Монах опять глубоко вздохнул. Аня решила перевести тему разговора, чтобы хоть немного разрядить возникшее между Олегом и Валерой напряжение.

— Валера, а подскажи, что ты в Ростове делаешь? Почему нынче Ростов?

— О, Анечка! Это очень интересное место. Это очень древний город. Знаете его историю?

— Не очень подробно. Вот сегодня про князя Василька узнала.

— Да-да, был такой князь тут, но город древнее значительно. Я сам-то еще не все тут понял и разгадал, но скажу тебе так. Этот город стоит на грани времен, он как будто соединяет через свое местоположение разные эпохи.

— Как портал во времени? — Аня оглянулась на Олега, — как в «Иван Васильевиче».

— Ну, и «как», и не «как». Город этот был поставлен на озере Неро очень древней цивилизацией. Эти люди жили в полном единстве с природой, знали ее законы и могли сами даже управлять природными явлениями. Они заложили этот город, чтобы наполнить его светом и добром. Цель их была в том, чтобы после их ухода с земного плана, этот город сохранил все то, чем он наполнен. Чтобы новые люди, мы с вами, могли все это впитывать и от этого понимать, кто мы есть.

— То есть этот город работает как большая «черная карта»? — уточнила Аня.

— Да, только очень медленная. Переход людей на новый уровень тут не происходит моментально, но каждый уносит в сердце частичку света. И этот свет разгорается. И люди вспоминают кто они, зачем они пришли в эту жизнь.

— А ты сам что-то вспомнил?

— Я жил тут когда-то давно. На той стороне города — Монах показал куда-то вдаль в направлении кремля, — тут жило племя меря, и мы молились своим богам, но это долгая история.

— Валера, — Аня опять оглянулась на Олега, который встал из-за стола и пошел прогуляться среди грядок, — мне сегодня показалось, что я как будто вижу другое время у стен кремля. Словно наваждение небольшое, и от озера родные ощущения и от похода внутри кремля. Это что-то значит?

— Думаю, что ты тоже колыхнула покров времен. Значит, как Олег и сказал: «Время пришло!»

— Не понимаю, объясни понятнее.

— Я не смогу это объяснить тебе девочка, это твое время и твой путь. Одно могу посоветовать, будешь засыпать сегодня ночью, подумай про моего Учителя. Хоть ты и не знала его лично, но он всех нас чувствует. А там во сне что-то и увидишь, небось.

— Спасибо, Валера.

Видя, что Олег в задумчивости уже в пятый раз обходит огород, загруженный новой информацией, Аня решила завершить визит:

— Ладно, будем собираться, мы еще хотели в Успенский собор зайти напоследок. Олег, пойдем, нам пора уже!

— Да, зайдите. Это центральное место.

Не совсем понимая, что Монах имеет в виду, но не вдаваясь в дальнейшие расспросы ребята собрались на выход. Обнявшись с Монахом «на дорожку», они спешно пошли к калитке.

У калитки Олег обернулся:

— Монах, а как ты узнал, что мы к тебе придем? У тебя ясновидение появилось на фоне излучения этого города?

— Да, что там. Это мелочи, подумаешь. Я и не такое могу! Ну а если накануне еще и Мишка дозвонится, так и ясновидение и яснослышание случается, и всякое иное, что и не разберешь при плохой связи — и Монах оскалил довольно свой беззубый рот.

Ну что с него взять, Валера, он и в Ростове Валера.

Путь из Ростова, как и запланировали, должен был лежать через Успенский собор. Чтобы попасть в собор, ребятам нужно было снова вернуться вдоль берега к стене кремля и далее, следуя вдоль нее, попасть в небольшие ворота, ведущие внутрь площади, на которой стоял собор.

— Аня, тебе не показалось, что Валера, чуть-чуть размяк на этой ростовской земле?

— Да нет, ну может быть просто расслабился. По ощущениям, он какой-то более спокойный. Но разве это плохо?

— Меня больше волнует, что он очень невнятно все объяснил. Получается, что зря мы сюда приехали.

— Совсем не зря! Я для себя тут столько новых впечатлений получила, что есть над чем поразмышлять. Думаю, что у меня есть тема для похода в «шаманское путешествие» с Маей.

Олег, как будто не услышал ответ Ани. А может быть его мысли были слишком сосредоточены на бессмысленности визита к Монаху. Он просто кивком согласился с последними выводами Ани, и дальше продолжил свой путь молча, в глубокой задумчивости. Олегу не давали покоя мысли о том, что при наличии людей выше четвертого уровня, Монах себя к таким не отнес. Может быть, Монах лукавил, как часто за ним водилось, но это не понять Олегу сейчас. К тому же был странный разговор о достижении точки невозврата на «зеленом» уровне. Получается и сам Олег и, вероятно, Аня до такой точки не дошли. И раньше про это Монах ничего не рассказывал. Да и в последнем разговоре проскочил эту тему быстро. Олег даже подумал, что возможно надо вернуться и подробно расспросить хотя бы про дальнейшее движение на четвертом уровне, но вспомнив кривляние Валеры, отказался от этой мысли. Если Валера что-то и донес сегодня, так это то, что, поднявшись до четвертого уровня, человек должен научится сам во всем разбираться. Видимо, простой рассказ посвященного в дальнейшее движение в реальности не даст самого важного, что необходимо для роста. Рассказ не даст ощущений. Надо было бы еще перечитать все про чакры, может быть его старая теория о перемещении «точки сборки» от чакры к чакре прольет какой-то свет на практическую сторону вопроса. Ведь, во всяком случае, после «зеленого» следовал «голубой», как следовало по чакрам. Хотя, впрочем, на спектре радуги последовательность цветов была такой же. После «зеленого» должен быть «голубой», чем бы он, по сути, не являлся, это закон природы. А вот суть «голубого» уровня теперь нужно было понять через свой опыт.

В задумчивости и молчании ребята дошли до небольших ворот в белой стене, войдя в которые полностью увидели Успенский собор. Это было большое величавое строение, самое большое из всех ростовских храмов. Основание собора имело форму куба, составленного из трех вертикальных равных частей, закругленных в вверху в виде арок и разделенных плоскими колоннами. В каждой части было по два узких продолговатых окна: одно на втором ярусе, одно на третьем. Первый ярус был без окон, но в центре располагалась большая дверь в круглом арочном проеме. Над основной кубической частью строения были поставлены пять глав с серыми куполами — четыре по углам и одна большая в центре. Высота центрального купола с крестом была сопоставима с высотой кубического основания.

— Олег, ты помнишь, в фильме про ураган с этого собора снесло купола?

— С этого! Посмотри, похожих рядом нет, а смерч прошел по кремлевской территории. Пойдем внутрь?

— Пойдем. Посмотрим захоронение Василька.

Приблизившись к входу в храм, ребята увидели, что ступени, по которым надо было подняться полуразрушены. Края ступеней осыпались мелкой крошкой. Сюрприз ждал и внутри. Храм был в плачевном состоянии. Многие фрески под напором веков потеряли часть своих изображений, и смотрели на ребят блекло и уныло. Внутри храма не было службы, но возле икон можно было поставить свечи, помолившись всем ростовским святым. Передняя часть помещения, там, где должен быть алтарь, была занята строительными лесами. Если тут и велись реставрационные работы, то их скорость была очень медленной. Осмотрев все доступное посетителям пространство, ребята не нашли никаких напоминаний про усыпальницу древних князей. Большая часть дверей храма была закрыта от любопытных туристов.

— Ну что? Тут тоже ничего, что ожидали? — спросил Олег Аню.

— Не ожидала, что такой большой и красивый храм в таком скорбном состоянии.

— Странно, все стены как будто расстреляны. Видишь эти дыры? До самого купола все фрески в дырах.

Аня повертела головой и сквозь слабое освещение внутри собора разглядела то, о чем говорил Олег. Фрески на стенах были в различной степени сохранности, но все стены были испещрены темными круглыми отверстиями диаметром три-четыре сантиметра. Дыры были расположены в хаотичном порядке, где-то их было много, как в темном звездном скоплении, где-то были единичные темные точки.

— Не поняла, что это такое?

К диалогу ребят подключился стоящий рядом немолодой мужчина:

— Это гвозди в стенах храма, ребята.

Мужчина подошел к ближайшей стене. Фреска на этой стене была совершенно уничтожена, видны были лишь цветочные декоры, но зато эти необычные отверстия на ней были так низко, что при желании их можно было потрогать. Аня и Олег последовали за мужчиной, чтобы поближе все разглядеть.

В отверстиях действительно находились большие металлические шляпки от гвоздей. Во всяком случае, было похоже на то.

— Гвозди? И зачем так много? — обратилась к мужчине Аня.

— Тут использовали такой способ нанесения фресок. Сначала густо в стены храма вбивали эти гвозди, затем на них натягивали какую-то армирующую сетку, на нее накладывали штукатурку и расписывали. Думали, видимо, что лучше сохранится. А сейчас видите, от шляпок штукатурка-то отлетела вся. В советские времена, когда фрески реставрировали, даже заранее искали эти гвозди и вытаскивали, чтобы целостность не нарушать. Но сами видите, их тут несчитано много.

— Распято тут все получается этими гвоздями! Верно та женщина сказала, плачет храм. Поехали уже дальше, Ань?

— Поехали. Через Переславль и Синий камень?

— Да, конечно. Это же по дороге в Москву.

Дорога из Ростова до Переславля-Залесского должна была занять около часа. Пока Олег за рулем следил за дорогой, Аня решила почитать все истории, связанные с тем, что сегодня удалось узнать.

— Олег, знаешь, сколько смотрю историй про князя Василька, все какие-то лубочные. Его святым признали, так как от веры не отрекся у татар. Но в целом, как будто не человек живой, а какой-то рисованный супергерой. Даже неинтересно, видно же, что приврали все житие. Зачем писать настолько банальные вещи? Любой сейчас прочтет и не поверит, только глупый может сказать, что верует. На кого это рассчитано?

— Ань, я думаю, что это давно писали. Тогда люди проще к информации относились. Что написано, то и правда. Это мы сейчас копаемся в потоках информации и пытаемся отделить ложь от истины, а раньше информация была дефицитом. Даже читать не все могли. И где гарантии, что с боксовыми трансляциями не почистили все это, что думать заставляет?

— И то верно. Хорошо бы переписать все это, чтобы людям реальный образ донести. Он же герой.

— Наверное, традиция православия такова, что переписать не могут. Либо традиция с ее лубочными писаниями, либо превращение в какую-то другую церковь. Выбор не велик. Да и история про этого князя есть ли? Кто помнит, как оно было в те года? Представь, тысяча лет почти прошла!

— Ну да. Это ты прав, наверняка никаких реальных документов и описаний не осталось. Жаль, что так. Живем и не знаем свою историю, которая всего тысячу лет назад была. Я уже не говорю про две и три тысячи, а то и глубже в веках.

— Давай лучше про Синий камень почитай. Что за диво дивное?

Аня открыла несколько статей, в которых детально описывали историю этого камня и его чудесные свойства. Аня сначала самостоятельно прочитала все, что выдал ей поисковик, и когда уже в новой ссылке ничего нового не находилось, пересказала кратко все прочитанное Олегу.

— Значит, слушай, что пишут. Цвет этого камня в обычном состоянии серый, но когда он мокнет, то дает синий оттенок. Хотя название может быть и не от того, многие совсем не видят там синего цвета. Камень исполняет желания, но надо быть к нему почтительным. То есть нельзя на него садиться, вставать, отламывать кусочки, он это не любит.

— Так и говорит всем: «Не люблю я так?» — попытался пошутить Олег.

— Зря иронизируешь, камень этот живой. Во-первых, пишут, что он очень древний. Культ синих камней был у племени меря, которое жило раньше на этих землях, а сейчас его представителей найти не могут. Исчезло племя. Только толком никто не знает, чему служил этот камень, но это еще не все. Во-вторых, когда на эти земли пришли славяне, они хорошо вместе существовали рядом с людьми меря, и тоже камень этот стали почитать.

— А как давно сюда славяне пришли? — уточнил Олег.

Аня посмотрела ответ на вопрос Олега в поисковике.

— Разное пишут. По официальной версии первые славяне сюда приходили в десятом веке, а княжество тут возникло и расширилось в одиннадцатом-тринадцатом веках.

— Это как раз при Васильке, что ли?

— Да, похоже. Точно! Василек, а вернее его прадед, дед, отец и прочие родственники и обосновали тут славянское княжество.

— Ну тогда продолжаем знакомство с нашим героем. Рассказывай про камень дальше.

— Дальше пришло время, когда православные священники, решили, что камень мешает людям верить в бога. Просто очень много людей ходили к камню с молитвами. И священники признали, что в камне сидит бес.

— Ого! Это тоже при Васильке?

— Нет! Это позже, несколько веков спустя. И вот тогда, решили они камень уничтожить. Закапывали в землю, а он из земли выпячивался. Потом его через Плещеево озеро везли, уронили в воду. Думали утонул, а он в скорости на берег вышел. Вот там и лежит.

А еще там рядом гора есть, которая была святым местом славян. Ее называли Яриловой горой, но через некоторое время переименовали в Александрову гору. Так и зовут сейчас. Это знаешь, в честь Александра Невского. Где-то пишут, что Невский тоже камень чтил. А на горе храм строили и терем свой Невский строил, да только все разрушилось. Сбрасывает гора все с себя.

— Раньше даже и не подумал, что тут рядом есть такие интересные места. И что еще прочитала?

— Остальное все больше похоже на выдумки. Кто-то пишет, что камень с горы скинули. Тогда непонятно, как его по озеру с другого конца везли. Про то, что снег на нем не лежит, а тает, и камень все время оголенный. И тут же кто-то фото прислал со снегом. Хотя снега очень мало. А может кто и специально снега сверху накидал, как думаешь?

— Да все равно. Люди любят вокруг чего-то загадочного рождать путаницы. Аня, скажи мне лучше, как там правильно у камня желание загадывать? Мы уже почти подъехали.

Машина Олега двигалась по прямой асфальтированной дороге, с одной стороны которой была возвышенность, поросшая лесом, с другой стороны было Плещеево озеро. На широком берегу озера виднелись палаточные лагеря, отдыхающих в этот летний день было много. По обочине дороги с одной и второй стороны были припаркованы машины. В общем-то свободных мест для парковки было минимально.

— Про то, как желание загадывать. Кто-то пишет, что надо руки на него положить и пообщаться. Кто-то ленточки советует завязать. И кстати, вход туда платный.

— Тогда идем за билетами, приехали.

Олегу повезло с парковкой, он остановил машину на обочине дороги, напротив вывески с Синим камнем. Это место освободилось прямо перед тем, как ребята подъехали.

Перейдя дорогу и немного спустившись, Аня и Олег нашли небольшую будку, где можно было купить билет. Билет стоил двести рублей. Далее деревянная широкая дорожка вела через крытые торговые ряды с сувенирами к берегу. У берега были уже туристы, часть из них расположилась возле камня, другая пошла вязать ленточки на деревянный пирс, уходящий в густые заросли камыша.

Ребята подошли ближе к камню. Люди, не смотря на все, что Аня прочитала, на камень садились, вставали и даже ложились. Было сложно понять, хотели ли эти люди максимального внимания и помощи камня в своих земных желаниях, либо праздно испытывали это необычное место на прочность.

— Ань, а посмотри с помощью кулона, может кого-то интересного тут найдем? Место необычное.

— Тогда пошли к тем, что ленточки вяжут. Мне почему-то хочется у камня побыть наедине, пусть эта шумная компания разойдется.

Деревянный пирс вблизи скорее походил на небольшой помост, так как край его, повернутый к озеру, до воды не доходил, а весь контур этого помоста был огорожен перилами. На деревянных перилах красовались разноцветные тоненькие ленточки, их было очень много. Помост выглядел нарядным. Ленточки колыхались на ветру.

— Может тоже повяжем? Их продают в сувенирных рядах, могу сходить купить — предложил Олег.

— Не ходи, это просто ритуал. Мне ощущается, что с камнем побыть будет поважнее. А ты желание уже придумал?

— Мое желание разобраться с «голубым» уровнем. Другое в голову и не приходило.

— А мое, я тебе не скажу, — Аня заулыбалась, — это секрет.

— Опять что-то девичье придумала! Давай уже посмотрим на присутствующих, есть «транзитники»?

Улов был. Девушка, повязавшая все свои ленты одним узлом, стояла в самом конце помоста, пытаясь за камышами рассмотреть озеро. Кулон в ее присутствии искрился оранжевым. Олег, отойдя на небольшое расстояние, навелся на идентифицированную девушку черной картой. Миссия по переводу на второй уровень восприятия была успешно завершена в считанные секунды. К этому времени от Синего камня уже ушли все те, кто несколько минут назад привязывал ленточки. Камень был свободен.

Аня и Олег подошли ближе. Это был достаточно большой валун, вероятно глубоко погруженный в землю. Видимая его часть, действительно была серого цвета. Местами камень был слегка покрыт каким-то матовым тонким белесым налетом, местами отшлифован до темного серого цвета. Отшлифованные места, скорее всего, были итогом соприкосновения одежды сидящих с поверхностью. Сначала Аня, а затем Олег присели рядом с камнем, и, закрыв глаза, мысленно обратили к нему свои запросы. Запрос Ани, хоть и был, исходя из ее пола, девичьим, но суть его была определена поездкой в Ростов. Аня все больше чувствовала свою глубинную связь с этими местами. Синий камень, тоже был частью ее самой, той частью, которую она никак не могла точно вспомнить. А потому, просьба ее была лишь об одном, ей необходимо было вспомнить то забытое, что весь день преследовало ее мимолетными ощущениями-воспоминаниями от самых стен Ростовского кремля. Что-то важное должно было выйти из глубин памяти, да и Монах дал однозначно это понять при встрече. Аня, настроившись на камень, как будто слилась с ним во что-то единое. И вдруг в ее осознании пролетел на огромной скорости кинофильм, где множество людей, в большей степени пришедших к камню в надежде на аттракцион «щедрого чуда», создавали вокруг камня плотное облако своих узких и приземленных желаний. Камень взывал к помощи, его душа была растерзана этими несовпадающими с его тонкой энергией человеческими желаниями. Аня услышала зов, но пока не могла понять, как ей помочь этому волшебному камню.

Олег поднялся первым, нужно было поклониться камню и отправляться дальше.

Аня поднялась следом, сняла кулон, чтобы переложить его в сумочку. И на миг ей показалось, что в центре камня в кулоне сверкнула синяя яркая молния. Аня повертела кулон, но эффект больше не повторялся. Говорить это Олегу было лишним, он был очень озадачен историей с Майей, да возможно, что и молния всего лишь примерещилась. Ребята отправились на выход.

— Ну что, на Ярилову гору будем подниматься? — спросил Олег возле машины.

— Я устала, если хочешь поднимись сам, я в машине посижу. Это вон туда, где большой крест стоит?

— Да. Тогда посиди, я недолго.

Олег быстрым шагом направился к горе, какое-то время Аня видела его малюсенький силуэт, стоящий близко к краю, и смотрящий, вероятно, на озеро. Потом он спустился по тому склону, который не был виден из окна машины.

— Олег, а в этом озере рыба есть?

— Конечно, должна быть.

— А где бы ее купить? Наверняка здесь продается свежая копченая рыбка!

— Давай в Переславле посмотрим, тут на туристских палаточных просторах маловероятно, что есть коптильня.

Свежую копченую рыбу нашли почти в самом центре Переславля. Она продавалась в небольшом магазине с собственной коптильней недалеко от памятника Ильичу. Помимо переславской ряпушки в магазине были свежие сыры, мясные деликатесы и хлеб — все собственного производства. Популярность магазина подтверждалась постоянным наличием покупателей. Значит продукция была качественная. Взяв с собой в Москву разных вкусностей помимо ряпушки, ребята прошлись к берегу реки расположенной недалеко.

— Это Трубеж, — пояснил Олег, — приток Плещеева озера.

Трубеж был небольшой спокойной рекой, разделяющей жилые дома, как широкая дорога. Возможно, когда-то река была более важным путем передвижения, чем сейчас, когда мы все с лодок пересели на автомобили. Вода в реке была зеленовато-коричневого оттенка, только местами ее высветляло отражающееся в ней небо. У берега обильно росли круглые листы кувшинки, а близ домов были привязаны рыбацкие лодки. Казалось бы, такая провинциальная идиллия, но Ане из-за этих мутных вод стало совершенно мутно на душе. Река показалась ей такой грязной, что хотелось скорее убраться отсюда, чтобы успеть еще вычистить всю эту грязь, внезапно хлынувшую внутрь. Настроение у Ани испортилось.

— Олег, поехали отсюда, что-то мне не по себе от этой темной воды.

— Да, поехали, как скажешь. Может тогда к храму еще завернем, там Плещеево озеро, в нем светлая вода?

— Думаешь станет легче?

— Думаю ты утомилась, просто посидим там на берегу, послушаем волны. Помнишь, как на Неро сидели.

— Поехали, немного посидим.

Набережная возле Храма сорока мучеников открыла перед ребятами огромный простор Плещеева озера. Ветер колыхал гладь этого огромного водоема, потому вся его поверхность была покрыта живыми бугорками волн. Набережная представляла собой широкую бетонную дорогу, закругляющуюся по изгибу побережья. С правой стороны от бетона, если ориентироваться от места, где ребята вышли на набережную, за забором был православный храм, и сразу по этому краю дороги стояли лавочки, где можно было отдохнуть путешественникам. С левой стороны бетонную набережную ограничивал невысокий металлический забор-поручень. Подойдя к ограждению, можно было разглядеть воды озера. Вода, плескавшаяся у бетонного спуска, была прозрачной, но желтой, похожей на медовый квас. В воде у берега кучковались маленькие рыбки.

Понаблюдав за игрой мальков, Аня села на свободную скамейку. День был наполнен разными впечатлениями, которые пронзали до самой глубины ее внутренний мир, но при этом все они не имели никакого логичного объяснения. И как по-разному она ощутила эти два древних города. Ростов — наполненный светом и любовью, как будто манил ее обратно. Переславль — рождал в Ане смутную тревогу и мимолетное, но тягостное чувство тления всего живого. Даже чистые воды Плещеева озера не отмыли в Ане ощущений, случайно возникших на берегу Трубежа. Вечерело, пора было возвращаться.

В Москву ехали почти молча, сказывалась усталость и обилие впечатлений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транзиты. Новый уровень предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я