Развитые коммуникативные способности или умения общаться с людьми – это профессионально значимые требования не только для руководителя, но и любого коммерсанта. Перед каждым бизнесменом ежедневно встают одни и те же вопросы: «Как обеспечить продуктивность деловых связей?», «Как повысить результативность переговоров?», «Как учесть психологию торгового партнера?», «Как вести переговоры с конкурентами или разрешить деловой конфликт?». Не сразу и не всегда удается найти правильные ответы на поставленные вопросы.Хорошим переговорщиком не рождаются, а становятся.Книга предназначена для широкого круга читателей, желающих получить практические знания в сфере общения и ведения успешных переговоров.Данное пособие может быть использовано в качестве книги продаж при обучении торговых представителей, для составления обучающих курсов, опросников и тестов для оценки торгового персонала.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология делового общения. Как добиться результата. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вместо введения.
Деловое общение как повышение эффективности коммерческой деятельности.
Встречаясь с руководителями и предпринимателями, как в ходе учебных занятий, так и в неофициальной обстановке, я постоянно задаю им один и тот же вопрос: «Какие, по Вашему мнению, качества коммерсанта обеспечивают успех в его работе?». Ответы в большинстве случаев идентичны: общительность, предприимчивость, умение работать с людьми, (подчиненными и партнерами).
Результаты научных исследований и практический опыт работы известных в нашей стране и за рубежом менеджеров подтверждают правильность этих ответов.
Говоря о взаимосвязи человеческого фактора и эффективности фирм, некоторые авторы приводят такие данные: повышение профессиональной компетентности коммерсанта в общении на 5% дает прибыль на 20%. Вот почему один из самых известных в последние двадцать лет представителей делового мира США, Ли Якокка пишет: «Есть одна фраза в характеристике любого менеджера, каким бы способным он ни был, которую я не терплю; вот она: «У него не ладятся отношения с людьми».
Ли Якокка подчеркивает, что такая характеристика является «убийственной», она просто уничтожает такого менеджера. «Он не умеет обходиться с людьми? Следовательно, он оказался в труднейшем положении, ибо здесь кроется самая суть управления. Ведь не с собаками, не с обезьянами имеет дело менеджер, а с людьми, только с людьми. Если он не способен правильно строить отношения с себе подобными, то какой от него прок компании? Его единственное назначение в качестве руководителя — это побуждать к деятельности других людей. Если он не умеет этого делать, он, следовательно, не на своем месте».
Развитые коммуникативные способности или умения общаться с людьми — это профессионально значимые требования не только для руководителя, но и любого коммерсанта, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности. Перед каждым бизнесменом ежедневно встают одни и те же вопросы: «Как обеспечить продуктивность деловых связей?», «Как повысить результативность личных деловых контактов?», «Как учесть психологию торгового партнера?», «Как вести переговоры с конкурентами или разрешить деловой конфликт?».
Не сразу и не всегда удается найти правильные ответы на поставленные вопросы. Хорошим предпринимателем не рождаются, а становятся. Ошибки составляют неотъемлемую часть жизни бизнесмена, полностью избежать их невозможно. Но их можно уменьшить и не допускать дважды. Для овладения искусством торговли, требуются время и усилия. Необходимо снова и снова практиковаться в этом искусстве, пока оно не станет вашей второй натурой.
Для приобретения навыков общения Ли Якокка прошел специальный курс в институте Карнеги и с тех пор стал его большим поклонником. Впоследствии он посылал в этот Институт за счет компании десятки молодых специалистов для развития своих коммуникативных качеств.
А нуждаются ли наши отечественные предприниматели в развитии умений делового общения? Не будем торопиться с ответом, посмотрим, что думают по этому поводу сами коммерсанты и менеджеры. Когда мы им поставили соответствующий вопрос, то лишь 35% предпринимателей ответили, что они не удовлетворены уровнем развития своих коммуникативных способностей и хотели бы повысить навыки делового общения. Остальные ответили, что уровень развития своих коммуникативных качеств их вполне устраивает. После этого с испытуемыми в течение трех дней проводился социально-психологический тренинг по развитию коммуникативных умений. Предприниматели имели возможность не только обсуждать конкретные проблемы, выступать публично, выполнять конкретные упражнения, но и проанализировать свое поведение, записанное на видеомагнитофон. Для многих это оказалось не легким испытанием. Лишь 7% испытуемых (из 65%) осталось при своем прежнем мнении, что они хорошо подготовлены к деловому общению. Остальные заявили, что только теперь они увидели свои слабые стороны, ошибки при общении с людьми и намерены совершенствовать коммуникативные способности.
Обобщая результаты эксперимента, можно следующим образом ответить на поставленный выше вопрос:
-уверенность многих коммерсантов в том, что они владеют навыками делового общения, не является гарантией их профессиональной подготовки;
большинство предпринимателей имеют существенные резервы в повышении коммуникативных способностей и нуждаются в развитии навыков делового общения.
Можно указать несколько причин недостаточной профессиональной подготовки коммерсантов к деловому общению.
Первая — отсутствие опыта соответствующей деятельности и неуверенность в себе («перед ответственной беседой трясутся поджилки»).
Вторая (противоположная первой) — повышенная самоуверенность и развязность.
Третья — недооценка значимости делового общения в коммерческой деятельности, отсутствие установки о необходимости психологического подхода к людям, ориентация на административно-командные методы управления. Если до перестройки подобный метод управления людьми и позволял решать какие-то проблемы, то сегодня он совершенно неэффективен. У людей выросли чувства собственного достоинства, национальной гордости. Поэтому методы работы с людьми должны не подавлять личность, а способствовать самоутверждению и стимулировать ее самовыражение.
Цель учебного пособия и состоит в том, чтобы оказать теоретическую и практическую помощь слушателям фирмы в развитии коммуникативных способностей и умений проводить деловые беседы, коммерческие переговоры, разрешать психологические конфликты. Для закрепления теоретических знаний и формирования коммуникативных умений после каждой главы учебного пособия имеются контрольные вопросы, практические задания, рекомендации и психодиагностические тесты.
Вопросы и задания для самоподготовки
Чем обусловлена необходимость психологической подготовки?
Проверьте себя: можете ли Вы стать предпринимателем? Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что не более 5% активного населения может стать хорошими предпринимателями, основать процветающие и быстро растущие фирмы.
Известный американский предприниматель и специалист по управлению М. Стори предлагает тем, кто хочет проверить свои предпринимательские способности, взять лист бумаги и ответить на перечисленные ниже вопросы. Постарайтесь при этом быть как можно точнее и правдивее.
1.Какие функции (не должности, а именно функции, обязанности) Вы выполняли за последние 5, 10, 20 лет? Имеют ли они отношение к Вашему бизнесу?
2.Достаточно ли Вы активны, деятельны и инициативны? Или больше принадлежите к числу администраторов, вечно ожидающих распоряжений свыше?
3.Способны ли Вы совладать, справиться с внезапной напастью или несчастьем? Способны ли проиграть, потерять все и все-таки начать сначала?
4.Каково Ваше хобби, каковы страсти? Можно ли их приложить к Вашему бизнесу?
5.Прямолинейны ли, откровенны ли Вы?
6.Достаточно ли Вы агрессивны?
7.Можете ли Вы быть гибкими, случись Вам встретить непреодолимые обстоятельства? Быстро ли Вы пасуете перед силой?
8.Обладаете ли Вы аналитическим складом ума? Способны ли добраться до корней, до самой сути проблемы, а затем решить ее?
9.Торговец ли Вы по натуре? Способны ли Вы торговать? Продавали ли Вы в действительности когда-нибудь что-нибудь? Желаете ли Вы пойти от одной двери к другой, чтобы попробовать? (Это не шутка. Два предпринимателя Ариан Дагюн и Джордж Фейсон твердо верили в свое призвание и начали импорт новозеландской оленины, вложив в дело, точнее, в повозку, доверху наполненную этой продукцией, 15 тыс. долларов. Катали ее от одного дома к другому, чтобы собрать свои первые заказы в 1984 г. Сегодня товарооборот у них превышает 0,5 млн. долларов).
10. Готовы ли Вы пожертвовать чем-либо лично, пойти на личные жертвы ради Вашей новой фирмы? (Почти с определенностью можно сказать, что настанет неделя, когда у Вас не будет чем платить заработную плату. И это не самое худшее, что может случиться. Просто это означает, что Вам, быть может, придется скрежетать зубами, снимая последнюю тысячу с Вашего и без того уже похудевшего текущего счета, чтобы быть в состоянии вновь открыть двери Вашего предприятия в понедельник).
11. Творческий ли Вы человек? Есть ли у Вас воображение, способны ли Вы на выдумку? Можете ли Вы распознать «нишу» рынка? (Норман Эдмунд смог, например, сделать это, когда как фотографу-любителю ему понадобились специальные фотолинзы, которых не было в магазине. Он должен был купить у производителя целый набор линз, чтобы достать ту единственную, которая была ему нужна. Сегодня его «Эдмунд сайентифик каталог» («Научный каталог Эдмунда») предлагает специальные линзы и тысячи других изделий и приносит 12 млн. долларов дохода ежедневно. Но как недавно заявил его сын: «Мы лишь только начали использовать наш потенциал»).
12. В состоянии ли Вы использовать то, что имеется под рукой?
(Вам лучше научиться этому. Вы сможете тогда больше узнать о Вашем собственном бизнесе, о его дополнительных возможностях. Но сможете ли Вы преступить собственное «я» и свой образ мышления, когда всегда имеется кто-то еще, кто сделает это за Вас? Том Дэвидсон, президент «Кембридж Тайлмэньюфэкчуринг» из Цинцинати, прошел этим путем: «В «Проктер энд Гэмбл» у Вас есть мириады всевозможных ресурсов, которые Вы только можете назвать. В мелкой компании у Вас ничего подобного нет. Вы должны выжимать гораздо больше из того, что имеется у Вас в руках»).
13. Как Вы справляетесь с неудачей? Не с какой-то задержкой, а с настоящим провалом? Сможете ли Вы обернуть эту неудачу в свой грядущий рыночный успех?
(Недавно к М. Стори обратилась телевизионная сеть ВБЗ (WBZ-TV) в Бостоне с просьбой сделать 12-минутный ролик о новом бестселлере «Кулинарная книга для любителей кошек». М. Стори потратил 75 долларов на покупку фартука и шляпы шеф-повара, — аксессуары, призванные привлечь внимание публики. Но за день до выхода в телеэфир продюсер заявил, что передача не состоится. Прежде чем бить себя ушами по щекам, М. Стори взглянул на свой роскошный фартук с вышитыми на нем шелковыми нитками кошками (специально для телешоу) и решил, что у него в руках замечательный товар. И по сей день он продается весьма активно).
Так вот, готовы ли Вы, умеете ли рассмотреть серебряную окантовку черных облаков, сгущающихся над Вашей головой?
14. Наконец, умеете ли Вы быть настойчивым? Возвращаетесь ли Вы назад опять и опять, чтобы добиться своего?
Если Вы смогли положительно ответить на все эти вопросы, то можете быть уверены в том, что необходимый предпринимательский минимум у Вас есть. Если какие-то качества преуспевающего предпринимателя Вы у себя не обнаружили, не огорчайтесь. Еще не все потеряно. Всегда есть возможность воспитать их у себя, заставить себя полюбить то, что пока Вам не нравится, научиться тому, к чему Вы не имеете склонности. Главное помните: предприниматель обязан быть оптимистом по натуре, всегда верить в конечный успех своего бизнеса.
Глава I. Как проводить деловые беседы
1.1.Что такое деловая беседа и ее структура
Деловая беседа — это общение между должностными лицами в рамках одной организации или представителями различных фирм, наделенных необходимыми полномочиями для обсуждения и разрешения конкретных проблем (коммерческих сделок). Она состоит из шести фаз:
Подготовка к беседе.
Начало беседы.
Передача информации.
Аргументирование.
Опровержение доводов собеседника.
Принятие решений.
Коммерсантам, ведущим беседу, целесообразно придерживаться такой структуры. Однако, это не значит, что каждая деловая беседа в обязательном порядке включает все фазы. Относительно простые, типичные беседы не требуют существенной подготовки; не всегда приходится «обрабатывать» партнера, опровергать его доводы.
Следует учесть, что в ходе реальной деловой беседы нет и жесткого разграничения фаз. Некоторые фазы (например, аргументирование, информирование) могут повторяться и иметь различную продолжительность.
Деловая беседа не только искусство, но и наука, она опирается на знание таких дисциплин как психология, логика, маркетинг.
1.2.Подготовка к деловой беседе
1.2.1.Как готовиться к повседневной деловой беседе
Время, которое необходимо отвести на данную фазу, зависит от содержания решаемой проблемы и личностных особенностей собеседника. Решая повседневные задачи и договариваясь о деловой встрече с постоянными партнерами, мы надеемся на свой опыт, интуицию и часто не готовимся специально к предстоящей беседе. Однако, даже в этих «простых» ситуациях целесообразно составлять план беседы, набрасывать предполагаемые вопросы партнеру.
Это существенно повысит результативность делового общения. Готовясь к встрече, попытайтесь продумать возможные стратегии поведения. А для этого осмыслите ответы на следующие контрольные вопросы:
Какую главную цель я ставлю перед собой в беседе?
Как отнесется к просьбе о встрече мой собеседник?
Готов ли к обсуждению предполагаемой темы мой собеседник? Уверен ли я в благополучном (для меня) исходе разговора?
Уверен ли в том же мой собеседник?
Что я хочу уяснить для себя?
Какой исход устроит (или не устроит) меня, его, обоих?
Какие приемы воздействия на собеседника я использую в разговоре?
Какие вопросы я буду задавать?
Какие вопросы может задать мне собеседник?
Как я буду себя вести, если мой собеседник:
Во всем согласится со мной?
Решительно возразит, перейдет на повышенный тон?
Не отреагирует на мои доводы?
Проявит недоверие к моим словам, мыслям?
Попытается скрыть свое недоверие?
Мысленное «проигрывание» различных стратегий поведения позволит успешно достигнуть поставленной цели беседы.
1.2.2.Как готовиться к деловой беседе с зарубежными партнерами
Организация переговоров с деловыми партнерами зарубежных фирм требует еще более тщательной подготовки. Особо ответственно необходимо подходить к первым деловым контактам.
Прежде чем проявлять инициативу в установлении деловых связей, ответьте себе на три вопроса:
Почему я ищу торгового партнера?
Какого партнера я бы хотел иметь?
Что я хочу предложить и что я хотел бы получить взамен?
Опытные специалисты по внешнеэкономическим связям рекомендуют:
Если Вы затрудняетесь дать достаточно обоснованный ответ хотя бы на один из выделенных вопросов, то воздержитесь на некоторое время от конкретных шагов по установлению деловых связей с возможным торговым партнером.
Что желательно сделать в период проработки перспективы внешнеэкономического сотрудничества? Специалисты Академии внешней торговли отвечают на этот вопрос следующим образом:
Во-первых, необходимо объективно оценить свои возможности. Коммерческое дело можно начинать лишь тогда, когда внешнеэкономические возможности фирмы позволяют Вам уверенно заявить, что «Я имею то, в чем нуждаются другие».
Во-вторых, изучите круг возможных партнеров (заказчика, продавца, субподрядчика, покупателя), их авторитет в деловом мире, конкурентоспособность, соответствие их товара мировым ценам. К сожалению, практика показывает, что нередки случаи, когда наши «молодые» предприниматели не учитывают эту азбуку международного бизнеса и заключают экспортные и импортные контракты, не придавая значения поиску оптимального уровня цен. Необходимо признать, что причины этого кроются не только в отсутствии представлений о мировых ценах и о конкуренции на внешнем рынке, но стремлении во что бы то ни стало побыстрее заработать иностранную валюту, приобрести персональные компьютеры или ширпотреб. Но независимо от мотивов подобных действий наших коммерсантов, это снижает их престиж на мировом уровне, способствует проникновению в сферу бизнеса различного рода авантюристов. Имейте в виду, чем более высок престиж зарубежной фирмы, тем реже встречается стремление получить одностороннюю выгоду. Ищите таких партнеров! Выбирая партнера, необходимо учитывать конкуренцию между иностранными продавцами и покупателями. Опытные зарубежные фирмы руководствуются правилом: покупать товар при наличии пакета предложений не менее трех иностранных поставщиков. При крупных закупках минимальное число иностранных конкурентов должно увеличиваться до пяти и более фирм. По каждой из них необходимо собрать нужную информацию.
В-третьих, четко определитесь со своими полномочиями и гарантиями, не давайте партнерам легковесных обещаний. В этом смысле особенно часто грешат участники переговоров о намерениях. Будьте в этих вопросах бдительны и принципиальны. Помните, что вся полнота ответственности за развитие торгово-экономических контактов фирмы, в конечном счете, ляжет на Вас.
Не допускайте эйфории в оценке первоначальных контактов и, тем самым, предупреждайте легковесность в оценке первоначально складывающейся ситуации. Не случайно на эмблеме лондонской биржи написан латинский девиз: «МОЕ СЛОВО — МОЙ ВЕКСЕЛЬ».
1.2.3.Организационная и психологическая подготовка к деловой беседе
При подготовке к важным деловым переговорам составляются организационные планы. Они должны детально и точно предусматривать все мероприятия, которые необходимо осуществить до переговоров (сбор необходимой информации, анализ, подготовка документов и др.) Планы предусматривают разработчиков, сроки исполнения. Такое планирование позволяет жестко контролировать выполнение работ, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. На реализацию этих планов отводится от нескольких дней (3-4 дня) до нескольких недель.
Видный австрийский бизнесмен Вольфганг Хойер, длительное время сотрудничающий с нашей страной, подготовил для советских читателей специальное учебное пособие «Как делать бизнес в Европе». Он, в частности, отмечает:
«Очень важным является вопрос согласования сроков переговоров. В работе с западными партнерами необходимо постоянно помнить, что согласование сроков командировки происходит, как правило, заблаговременно, причем по обоюдному согласию сторон. Считается невежливым, когда один из партнеров не придает значения возможностям другой стороны принимать гостей. Этот момент весьма существенен, от него во многом зависят результаты встречи. К сожалению, весьма часто по непонятным причинам он игнорируется российской стороной.
Следует хорошо уяснить, что установление даты прибытия — это еще не способ достижения взаимной договоренности, поскольку без согласования сроков нередко получается так, что российские специалисты приезжают в выходные и праздничные дни или же в то время, когда соответствующих специалистов нет в стране пребывания».
Согласовав сроки переговоров, необходимо приступить к планированию деловой беседы. Такие планы являются «ахиллесовой пятой» в деятельности большинства коммерсантов Некоторые полагают, что планирование деловой беседы вообще нереально, ибо внезапно всплывший по ходу встречи факт может основательно все поменять и разбить план вдребезги.
Целью планирования как раз и является попытка нейтрализовать, смягчить влияние новых моментов, непредвиденных обстоятельств на ход беседы, снизить эффективность возможных «выпадов» собеседника. Кроме того, в ходе подготовки к беседе формируется психологическая готовность к быстрой и гибкой реакции на случай неожиданных оборотов.
Первоначально в план беседы включаются главные идеи, мысли, фразы. Затем рабочий план приобретает логическую цельность. В нем выделяют такие элементы как обращение к партнерам, коммерческие намерения, аргументацию своей позиции, приемы нейтрализации возможных замечаний, варианты удовлетворяющих решений, подведение итогов беседы.
Наиболее важные моменты, удачные формулировки следует писать полностью, так как только на бумаге можно наглядно увидеть свои рассуждения и оценить их критически. Автор известной книги «Как проводить деловые беседы» — Предрег Мицич, подчеркивает, что по окончании подготовки плана беседы производится проверка проделанной работы и окончательная шлифовка текста. При этом важно посмотреть на текст разговора «со стороны», то есть с учетом психологии нашего партнера, его отношения к обсуждаемым проблемам.
После окончательной подготовки плана беседы должна быть специальная репетиция по произношению текста. Первоначально необходимо осмыслить (а не заучить) основные положения беседы, затем рекомендуется повторить текст вслух с последующим прослушиванием на магнитофоне. Важным методом психологической подготовки к переговорам является их проигрывание (репетиция) с коллегой. Такую беседу целесообразно записать на видеомагнитофон и вновь просмотреть. Это позволит внести дополнительные коррективы в тактику ведения беседы, повысит уверенность в себе и в успехе переговоров.
1.3.Контрольные вопросы по самоподготовке к главе 1
Что такое деловая беседа?
Представляете ли Вы основные фазы деловой беседы?
Как готовиться к обычной деловой беседе?
Как готовиться к деловой беседе с зарубежными партнерами?
Как составляется организационный план подготовки к деловой беседе и самой беседе?
Тест: является ли общение необходимостью для вас?
Если Вы согласны с приведенным в вопроснике утверждением, то напишите в бланке «Да» рядом с его номером. Если Вы не согласны с утверждением, то напишите «Нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации.
Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «Да» или «Нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших и плохих ответов не существует.
Бланк для заполнения ПО (потребность в общении)
1 ____ 2___ 3___ 4___ 5___ 6___ 7 ___ 8 ___ 9 ___ 10 ___ 11 ____ 12 ___ 13____ 14 ___
15 ___ 16 ___ 17 ___ 18 ___ 19 ___ 20 ___ 21 ___ 22 ___ 23 ____ 24 ____ 25 ____ 26 ____
27 ___ 28 ____ 29 ___ 30 ___ 31 ___ 32 ___ 33 ___
Сумма «Да» —
Сумма «Нет» —
Опросник.
Мне доставляет удовольствие участвовать в разных торжествах.
Я не могу подавить свои желания, даже если они противоречат желаниям моих товарищей.
Мне нравится выказывать кому-либо свое расположение.
Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
Я чувствую, что по отношению к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.
Чтобы быть удовлетворенным собою, я должен кому-то в чем-то помочь.
Я забываю о своих заботах, когда оказываюсь среди товарищей по работе.
Мои друзья мне основательно надоели.
Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает.
Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.
Неприятности у друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.
Мне приятно помогать другим, если даже это и доставляет мне значительные трудности.
Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, если он и не прав.
Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей.
Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
Мне жалко бездомных кошек и собак.
Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.
Я люблю бывать среди людей.
Я долго переживаю после ссоры с близкими людьми.
У меня определенно больше близких друзей, чем у многих других.
Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
Я больше доверяю интуиции и собственным представлениям о людях, чем суждениям о них окружающих.
Я придаю большее значение материальному обеспечению и благополучию, чем общению с приятными мне людьми.
Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе.
Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе.
Если бы я был журналистом, то я бы с удовольствием писал о силе дружбы.
Обработка
Подсчитайте количество ответов «Да» в первой колонке протокола.
Подсчитайте количество ответов «Нет» во второй колонке протокола.
Сложите оба числа и полученную сумму сравните с психодиагностической шкалой.
Психодиагностическая шкала.
Глава II. Как начинать деловую беседу
2.1.Задачи начала беседы
При всей важности деловой направленности беседы (заключение коммерческого договора с партнером и т. п.) начало беседы имеет задачи как бы иной направленности:
установление психологического контакта с собеседником;
привлечение внимания к целям беседы;
пробуждение интереса к обсуждаемой проблеме.
Начало беседы, словно смазка механизма перед началом работы. Необходимо «смазать» так, чтобы детали не скрипели, но важно и не переусердствовать в стараниях. Именно представление собеседников, первые два-три предложения создают психологическую атмосферу (доверия, деловитости или наоборот вызывают сомнения в партнере и его намерениях).
2.2.Ошибки и трудности начала беседы
П. Мицич, на книгу которого мы уже ссылались, подчеркивает: «Как ни странно, многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться». Это связано с тем, что должностные лица, ведущие переговоры, допускают ошибки в самом начале беседы.
Первая ошибка — несоответствие внешнего вида и манер поведения деловым нормам. Речь идет о том, что в каждой социальной среде существует определенная культура, неофициальные нормы (неписанные правила поведения), традиции обычаи. Если внешний вид и манеры поведения человека не соответствуют принятым нормам — это вызывает к нему отрицательное отношение.
Вольфганг Хойер так описывает внешний облик делового человека:
«В рабочее время в деловом мире принято носить не слишком светлые костюмы. Не рекомендуется одевать пестрые или темные сорочки. Сорочка должна быть белой или светлой (голубой, бежевой, в тонкую полоску или мелкую, чуть заметную клеточку). Галстуки желательно выбирать для деловой обстановки не слишком яркие и без броских узоров. При этом понятно, что они должны подходить по цветовой гамме к костюму и сорочке. Носить сорочки с короткими рукавами в деловой обстановке также не рекомендуется, поскольку считается элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра. Темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску — наиболее распространенный тип костюма для каждого случая.
Что касается обуви, то черную обувь в принципе можно носить ко всем видам костюмов и ко всем цветам. Коричневая обувь подходит к костюмам бежево-коричневой гаммы. Носки лучше иметь не очень яркие и броские, чаще носят серые или черные, а к бежево-коричневой одежде и обуви — коричневые.
Если судить о моде, то, например, ФРГ в этом отношении больше ориентируется на Англию, а в Австрии и Швейцарии больше следуют рекомендациям моды Франции и Италии. Вообще в деловой мир мода входит не так активно и быстро. Он достаточно консервативен по отношению к моде, строг и сдержан.
Деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моды, а определенного уровня одеваться так, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными. Заношенный, наглаженный костюм, несвежая сорочка, «съехавшие» носки или галстук в пятнах при всем уважении к человеку всегда обращают на себя внимание и оставляют не лучшее впечатление.
Еще более сложно научиться одеваться относительно вольно, как говорят «с шармом», но одновременно с чувством меры, другими словами, по-настоящему модно и элегантно. Нечего скрывать, молодым менеджерам, желающим не отставать от моды, тоже не всегда это удается.
В ходе коммерческих переговоров, а тем более встреч, не рекомендуется снимать пиджак, не спросив разрешения окружающих дам. Это относится и к курению. Кстати, заметим, что в последнее время курение имеет все меньшее распространение в процессе делового общения. Об этом нужно помнить и при отсутствии дам в обществе. Если переговоры проходят в небольшом помещении, то лучше подавлять в себе желание курить».
Нарушения этих норм поведения и внешнего облика делового человека приводят к психологическому барьеру с партнерами с первых минут встречи.
К неосознаваемым манерам поведения, которые влияют на взаимопонимание партнеров при деловом общении, относится пространственная дистанция между ними. Деловая дистанция — это расстояние между собеседниками от 1 до 3 метров.
Стремление стоять дальше может интерпретироваться как неуверенность или высокомерие, нежелание устанавливать психологический контакт. Исследования показывают, что расстояние более 3 метров предпочитают также лица с повышенным уровнем агрессивности. Расстояние менее 1 метра является интимной зоной. Поэтому попытки недостаточно знакомого партнера приблизиться на такое расстояние могут вызвать у другого человека неприятные чувства, раздражение, стремление быстрее завершить беседу.
Первая встреча деловых людей часто начинается с предъявления визитной карточки инициатора встречи или рекомендательного письма. Отсутствие данных атрибутов также вызывает настороженность и недоверие к партнеру. Принимая малознакомых работников на совместные предприятия, целесообразно, чтобы они предоставляли рекомендацию авторитетного человека.
Вторая типичная ошибка — неуважительное обращение к партнеру. Формы проявления неуважительного обращения бывают разные. Одна из них — это обращение к зарубежным партнерам без титулов. Учитывая распространение данной ошибки, Вольфганг Хойер дает советским коммерсантам сле дующие рекомендации: «Во всех западноевропейских странах при общении лучше называть людей по их титулу, например: «Господин министр…» или «Господин секретарь…» и т. п. Опускать такие титулы, как, например, доктор или директор, считается невежливым. Одна тонкость: в ФРГ принято говорить «господин доктор» плюс фамилия, в Австрии и Швейцарии достаточно произнести — «господин доктор».
Самые распространенные титулы — «доктор», «магистр» или «дипломированный инженер» (выпускник технического вуза). Так называемых недипломированных инженеров (выпускников технических училищ) можно называть без титулов только «господин» плюс фамилия. Однако известно, что именно эти люди испытывают определенный комплекс неполноценности по отношению к дипломированным инженерам».
Проявлением неуважительного отношения к партнеру является обезличенное обращение (без имени). Не случайно Дейл Карнеги в качестве одного из правил, соблюдение которых позволит понравиться людям, указывает: «Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Во время запланированных деловых встреч обезличенное обращение допускается редко, так как партнеры готовятся к общению. Но при ситуативных (неожиданных) встречах (например, на выставке, на приеме в посольстве, в баре и т. п.), предприниматели не всегда, вспоминают титулы, фамилию, имя партнера и вынуждены либо уклоняться от общения, либо приветствовать его в обезличенной форме. Естественно, это не способствует дальнейшему развитию деловых контактов.
Необходимо помнить титулы, фамилию, имя партнеров. Но как быть, если партнеров много или человек не отличается достаточно хорошей памятью? В этом случае Д. Карнеги рекомендует записывать в специальную книжку всех лиц, с которыми пришлось иметь деловые контакты и регулярно (например, перед сном) ее просматривать. Тогда встретив на улице давнего собеседника и поприветствовав его, обратившись по имени, Вы не только доставите удовольствие собеседнику, удивите его своей памятью, но и получите аванс доверия на будущее сотрудничество.
Как неуважительное к себе отношение партнер может воспринимать следующие высказывания: «Давайте с Вами быстренько рассмотрим…», «Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к Вам…», «А у меня на этот счет другое мнение…» и т. п.
К числу ошибок в начале беседы относятся проявления признаков неуверенности. Например, «Извините, если я помешал…», «Я бы хотел еще раз услышать…», «Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать…» и т. п. Неуверенность в себе может быть вследствие нескольких причин: отсутствия необходимых знаний, опыта коммерческой деятельности; допущенных ранее ошибок при ведении переговоров; опасения ответственности в случае неблагоприятного исхода деловой беседы; повышенной тревожности. Чувство такта — это не только уважительное отношение к партнеру, но и раскованность поведения. В настоящее время психологами разработаны методики проведения специальных тренингов по формированию уверенности в себе. При необходимости коммерсанты могут пройти такой курс обучения.
2.3.Что влияет на восприятие партнера
Одной из задач в начале беседы является изучение партнера. Необходимость решения этой задачи повышается при незапланированной (ситуативной) беседе, когда предварительную информацию о собеседнике собрать было невозможно. Но в любой ситуации возникают вопросы:
Какое настроение у собеседника?
Каково его отношение ко мне, к моей фирме?
Насколько он говорит искренне?
Уверен ли он в себе?
Какой должна быть моя тактика?
Пытаясь найти ответы на эти вопросы необходимо ориентироваться не только на то, что говорит человек, но и как он говорит, как себя при этом держит. В этой связи, важно рассмотреть психологические механизмы восприятия человека человеком.
2.3.1.Национальные стереотипы
Когда говорят о национальном стереотипе, то имеют в виду типичные Представления о характере и особенностях поведения граждан конкретного государства или национальности. В этой связи несомненный интерес представляет информация о том, как люди на Западе смотрят на русских или вообще граждан нашей страны. Обратимся вновь к книге В. Хойера «Как делать бизнес в Европе».
«Все люди на Западе (за небольшим исключением) относятся с большим уважением к русским и другим народам Советского Союза как носителям древней культуры и неотъемлемой части общеевропейской культуры. В первую очередь сказанное относится к культуре русского народа и народов западных границ Советского Союза. Другие народы — грузины, узбеки, азербайджанцы и т. д. — менее известны жителям стран Запада, хотя большинство европейцев знает, что Армения, к примеру, страна с очень древней культурой… Жители западноевропейских стран считают, что русские — это европейцы, обладающие, правда, некоторыми особенностями, которые впрочем, не отличают среднего русского от среднего европейца в большей степени, чем скажем, характерные черты испанцев, португальцев или греков.
Однако нельзя упускать из виду, что западная пропаганда уже в ходе первой мировой войны, а затем пропагандистская машина фашистского третьего рейха, создала резко отрицательный образ русского человека, славянина вообще. Все славяне изображались уже ленивыми и неумными мужиками, предпочитающими проводить зимнее время, лежа на медвежьей шкуре на печи.
Кстати, уже во время наполеоновских войн, когда на короткое время русские полки вступили в Париж, возникла французская поговорка: «Поцарапай русского, увидишь варвара». Но вопреки подобной пропаганде, люди на Западе смотрят на русского, как на добродушного, добросердечного человека, который, однако, сравнительно легко становится раздражительным. Впрочем, и в доброжелательных карикатурах, шаржах на русского человека его нередко показывают в образе медведя, которому основательно или безосновательно тоже приписывают аналогичные черты и качества… Теперь коснемся вкратце того, как жители стран Запада смотрят друг на друга и какие в связи с этим существуют у них предрассудки. Западные немцы считают себя исключительно прилежными и пунктуальными людьми. Они полагают, что больше, чем представители других народов, любят порядок и порядочность, и полагают, что австрийцы, например, менее серьезные, менее пунктуальные и менее порядочные люди, чем немцы. С точки зрения западных немцев итальянцы — еще менее надежные, зато более веселые люди и им жить намного легче.
Самое хорошее впечатление у них сложилось о скандинавах. Другие народы Европы, в свою очередь, считают, что немцам свойственна аккуратность и порядочность, что они обожают совершенство в любой форме. Но при всем этом они ведут себя высокомерно.
Национальные стереотипы играют двойственную роль в изучении человека. С одной стороны, они облегчают, ускоряют процесс ориентировки в ситуации. А с другой — «доверчивость» стереотипам приводит к частым ошибкам в понимании людей, ибо каждый человек — это личность и его поведение может определяться не национальными, этническими или профессиональными особенностями, а его интересами и индивидуальным своеобразием.
2.3.2.Психологические стереотипы
Наряду с национальными стереотипами, существуют социально-психологические стереотипы в восприятии людей. Их сущность состоит в том, что между определенными внешними признаками телосложения лица, мимики, манерами поведения устанавливается взаимосвязь с личностными качествами человека.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология делового общения. Как добиться результата. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других