Систематизированные в смысловой последовательности (смысловая рифма) поучительные истории и изречения на темы уроков прошлого.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание поучительных историй и изречений. Часть седьмая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Составитель А. Н. Стуков
ISBN 978-5-4493-7822-4 (т. 7)
ISBN 978-5-4493-6743-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 7. 1. Люди, не забывайте!
Прошлое не забывай: прошлое — учитель будущего.
Надо знать прошлое, чтобы оценить настоящее.
Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого
Тот, кто познаёт начало вещей и следует за их постепенным развитием, узнаёт их лучше всего.
Отыщи начало и ты многое поймешь.
Гвоздь и подкова
Не было гвоздя — подкова пропала,
Подкова пропала — лошадь захромала,
Лошадь захромала — командир убит,
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнеце не было гвоздя.
Истинный мыслитель, увидев один-единственный факт во всей полноте, может вывести из него не только всю цепь событий, приведших к нему, но также и все последствия, вытекающие из него.
Вероятность каждого последующего события зависит от предыдущего.
Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, предсказывать возможно
С известной точностью грядущих ход событий.
Помнить — это значит предвидеть.
Что такое память? Память — это великолепный и восхитительный подарок природы, с помощью которого мы пересказываем прошлое, обнимаем настоящее и предполагаем будущее через его сходство с прошлым.
Память — краеугольный камень психического развития. Сила, сплачивающая всякое предыдущее со всяким последующим.
Память — страж всему и сокровищница всего.
А культура наша, а наука? Это всё память.
Память — это крылья, позволяющие человечеству подняться над дикостью.
Сохранение в памяти опыта предшествовавших поколений — в этом главное отличие современного человека от пещерного жителя.
Истинное настоящее — это неуловимое движение вперёд прошлого, которое поглощает будущее. По сути, все ощущения — это уже память.
Нет прошлого, настоящего и будущего. Есть прошлое настоящего, настоящее настоящего и будущее настоящего.
Изучение материалов прошлого дает нам основания для предсказаний.
Мы же почти всегда принимаем решение без учета факторов прошлого. И порой сходим с рельс.
О тени прошлого, как властны вы над нами!
Будущее только следствие прошлого.
Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому.
Прошлое — лучший пророк для будущего.
На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое.
Новый Завет был сокрыт в Ветхом, Ветхий ныне раскрывается в Новом.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
История — это тот учитель, который даёт мудрые советы на завтрашний день.
История учит, история должна учить.
История — это, извините меня, язык, которым Бог говорит с людьми.
Историк — это пророк, обращенный в прошлое.
Будущего мы не знаем, настоящее мы еще не осмыслили и лишь по тому, какой была история, мы можем судить, что же возвещает нам Господь.
История — это исследование, установление достоверного, точное выяснение основ и начал всего сущего, глубокое знание того, как и почему происходили события. Поэтому история — одна из основ философии, и она может быть достойна быть причисленной к философским наукам.
История — философия, основанная на примерах.
История добывает для юности разум стариков.
Извлекайте уроки из поведения своих предшественников прежде чем будущее поколение извлечет уроки из ваших дел.
История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Истoрия. В ней oтсутствует oснoвнoй признaк нaуки, субoрдинaции пoзнaнных фaктoв. Oнa предстaвляет сoбoй знaние, a не нaуку.
История — это наука. Это наука про то, как обращаться с собственной страной, как извлекать уроки из ошибок, как извлекать уроки из побед. И если у человека туманное, лакированное, сиропное представление о собственной истории, он таким вырастет, он эти ошибки будет совершать снова и снова.
История — учительница жизни.
История — не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
Неправда, что история ничему не учит. Она ничего не дает тем, кто ее просто не знает или не хочет знать, сочиняя взамен идеологические байки.
История вряд ли поможет тем, кто стремится найти в ней готовые рецепты спасения и конечные ответы на все насущные вопросы. Но прошлое как резервуар идей и прецедентов может оказаться важным инструментом для осмысления настоящего. Исторические параллели не помогут предсказать будущее, они ценны как симптомы сходных социальных процессов, неизменно возникающих в разные эпохи в разных странах и, как правило, имеющих разные сценарии развития в зависимости от сложившихся обстоятельств.
История — не учительница и не надзирательница. Она — назойливая суфлерша..
Экономична мудрость бытия, всё новое в нём шьётся из старого.
Все в мире повторяется.
Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
История есть там, где есть неповторимость события, а уникальность события — это неповторяемость участвующих в ней личностей.
Немало в этом смысле есть резонного,
И ты во многом прав.
Но что, как вдруг железный посох Иоанна Грозного
Пробьет века — и в дверь раздастся стук…
Если история есть там, где есть неповторимость события, то история и в самом деле ничему не может научить. Но каким бы неповторимым не казалось даже самое невероятное происшествие, оно неизбежно повторится, если будут воспроизведены условия его вызвавшие.
54-летний Пол Ален, занимавшийся исторической реконструкцией, погиб на съемках рыцарского турнира для британского телеканала. Во время конного поединка 13 сентября в замке Рокингем кусок переломившегося копья соперника попал в прорезь в шлеме Алена и пронзил глаз. 22 октября Ален умер. Сообщая об его смерти, СМИ напомнили об аналогичном происшествии, повлекшем запрещение рыцарских турниров во Франции — в 1559 году французский король Генрих II на турнире точно таким же образом был ранен обломками копья противника и вскоре скончался.
То, что случилось однажды, может никогда больше не случиться, но то, что случилось два раза, непременно случится в третий.
Логика истории пострашнее её эксцессов.
Змеелова в конце концов жалит змея.
Земля — это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под разными названиями.
Глаза будущего смотрят на нас суровым взглядом всего прошедшего
В истории нет отдельных замкнутых на себе фактов — каждый из них явно или тайно влияет на последующие события. Без возвращения вспять, без осознания того, что произошло с нашей страной и нашим народом, всякие попытки оздоровления общества обращены на провал.
Всё происходящее — последствия прошедшего.
В недрах настоящего прорастают семена прошлого.
Уважать историю — значит уважать современность, самих себя, созидающих историю для тех, кто придёт после нас.
Плох тот народ, который не любит, не ценит своей истории
Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего и пресмыкаются перед настоящим
Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости
Если у людей нет интереса к прошлому, то, что с них еще можно спросить?
Человек, утративший память о прошлом, теряет себя.
Не голос памяти правдивой,
Таит беспамятство беду.
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.
Мне также кажется, что неумение помнить равнозначно неумению выносить уроки из прошедшего с тобой, с твоей страной, твоей историей.
Тот, кто не помнит своего прошлого, осуждён на то, чтобы пережить его вновь.
К известной истине — забывающий прошлое рискует встретиться с ним завтра — хочется такую мысль добавить: зло есть зло, но знание о зле есть добро. Зная, легче бороться и побеждать. Чем больше зло, тем больше надо разузнать о нём, по возможности всё.
Творите зло — великий грiх,
Та знати зло — велике благо.
Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели — и слава времени, когда вооруженный истиною дееписатель может в правлении самодержавном выставить на позор такого властителя, да не будет уже впредь ему подобных! Могилы бесчувственны; но живые страшатся вечного проклятия в истории, которая, не исправляя злодеев, предупреждает иногда злодейства, всегда возможные, ибо страсти дикие свирепствуют и в веки гражданского образования, веля уму безмолствовать или рабским гласом оправдывать свои исступления.
История — собрание фактов, которых не должно было быть.
Лучшее познание зла должно сделать моралистов более искусными в излечении его.
Меня не так волнует, что они говорят, что Бога нет, меня волнует, что они говорят, что дьявола нет. Потому что дьявол именно этого от нас хочет, чтоб мы думали, что его нет.
Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание — это тоже убийство, убийство памяти. А убийство памяти грозит обернуться новой бедой.
Нельзя это замалчивать, нельзя забывать, иначе все это повторится.
А правда вечна. Но иногда эта правда ужасна. Может, такую правду лучше вычеркнуть из памяти? Но что тогда останется? Ложь, только ложь!
Но берегись и уберегай душу свою, чтобы не забыть того, что видели глаза твои.
Если человеку выпадает случай наблюдать чрезвычайное, как-то: извержение огнедышащей горы, погубившей цветущие селения, восстание угнетенного народа против всесильного владыки или вторжение в земли родины невиданного и необузданного народа, — всё это видевший должен поведать на бумаге. А если он не обучен искусству нанизывать концом тростинки слова повести, то ему следует рассказать свои воспоминания опытному писцу, чтобы тот начертал сказанное на прочных листах в назидание внукам и правнукам.
Итак, напиши, что ты видел и что есть и что будет после сего.
Нет более опасного оружия, чем искусство воспоминания.
История должна быть злопамятной.
Каждый мошенник рассчитывает на плохую память того, кто должен быть обманут.
На съезде младотурок в 1910 году один из лидеров партии доктор Назым, перечисляя выгодные и невыгодные для Турции стороны планируемого геноцида, отмечает: «Безусловно после армянской резни повсюду распространится волна протеста и негодования и моральный авторитет Турции сильно пострадает…». И тут же спешит успокоить своих единомышленников: «Однако не следует забывать, что это будет временным явлением, и вскоре все будет предано забвению…».
Не на ту же забывчивость рассчитывал спустя 25 лет после армянской резни и другой палач — Адольф Гитлер, напутствуя своих эсэсовцев перед вторжением в Польшу: «Безжалостно уничтожайте мужчин, женщин и детей, главное быстрота и жестокость. Скоро всё забудется. Кто помнит сегодня о резне армян?».
Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, что были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, кто войдет в историю. Пусть же павшие в бою будут всегда близки к вам как друзья, как родные, как вы сами.
Нечто страшное постепенно доходит до нашего сознания, это — что зло может оставаться совсем безнаказанным и новая ликующая жизнь может вырастать на трупах замученных людей и созданной ими культуры — без памяти о них.
Я бы не казнил даже самых главных, тех — в Нюрнберге. Чтобы ни у кого не возникало иллюзий, будто за то, что они сделали, можно чем-то расплатиться. Особенно такими медяками, как их ничтожные жизни. Я хочу, чтобы не могло возникнуть даже мысли, что мука и гибель стольких людей как-то могут быть отомщены. Что можно считать вопрос закрытым и жить дальше. Я хочу, чтобы он вечно оставался открытым. А для этого наша боль должна вечно оставаться неотомщенной, не для того, чтобы вечно ненавидеть, а для того, чтобы вечно помнить.
В первых числах декабря 1941 года тяжело больного старика (Семена Дубнова; 1860—1941, ученого-гуманиста, историка. — И.К.) вывели на расстрел. Двигаясь в колонне смертников, он из последних сил шептал запекшимися губами: «Люди, не забывайте, люди, записывайте, люди, рассказывайте!».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание поучительных историй и изречений. Часть седьмая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других