Комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)

А. Н. Борисов, 2021

В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый на смену Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1), действие которого было распространено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ на лиц рядового и начальствующего состава ОВД, переходящих на службу в ГПС МЧС России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в ГПС. Подробно проанализированы процедуры поступления на службу в ФПС, ее прохождения и прекращения, рассмотрены элементы правового положения (статуса) сотрудника ФПС. При комментировании положений Закона использован самый широкий круг законодательных актов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов МЧС России. Адресовано сотрудникам ФПС, гражданам, поступающим на службу и уволенным со службы в ФПС, членам их семей, а также практикующим юристам, студентам и преподавателям юридических вузов и факультетов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Правовое положение (статус) сотрудника федеральной противопожарной службы

Статья 10. Сотрудник федеральной противопожарной службы

1. Сотрудник федеральной противопожарной службы (далее также — сотрудник) — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению службы в федеральной противопожарной службе в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

2. Сотрудник федеральной противопожарной службы может проходить службу в федеральной противопожарной службе в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения либо в случае его прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в федеральной противопожарной службе. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в федеральной противопожарной службе, когда он не замещает должность в федеральной противопожарной службе.

3. Правовое положение (статус) сотрудника федеральной противопожарной службы определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в федеральной противопожарной службе.

4. Сотруднику федеральной противопожарной службы выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника федеральной противопожарной службы и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность сотрудника федеральной противопожарной службы, принадлежность его к федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделению, должность и специальное звание сотрудника федеральной противопожарной службы, права и полномочия, предоставленные ему законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментируемая статья определяет основы правового положения (статуса) сотрудника ФПС. Положения данной статьи в точности аналогичны положениям ст. 10 Закона 2011 г. о службе в ОВД, определяющим основы правового положения (статуса) сотрудника ОВД.

В части 1 комментируемой статьи установлено, что сотрудником ФПС (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «сотрудник») является гражданин при одновременном выполнении двух условий: во-первых, гражданин взял на себя обязательства по прохождению службы в ФПС в должности рядового или начальствующего состава, и, во-вторых, гражданину в установленном комментируемым Законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Ранее в норме ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в ОВД было определено, что сотрудниками органов ОВД являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава ОВД или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава ОВД.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает случаи, когда сотрудник ФПС проходит службу в ФПС, не замещая при этом должность в ФПС:

прежде всего, непосредственно названы случаи нахождения сотрудника ФПС в распоряжении ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России или подразделения, и прикомандирования сотрудника ФПС к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации. Ранее это предусматривалось в норме ч. 10 ст. 16 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 156-ФЗ[61]), устанавливающей, что сотрудник ОВД может проходить службу не на должностях рядового и начальствующего состава в случаях: а) нахождения в распоряжении ОВД; б) прикомандирования к органу государственной власти, а также к организации в порядке и на условиях, которые определяются Президентом РФ;

наряду с этим предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в ФПС, когда он не замещает должность в ФПС. Положение 1992 г. о службе в ОВД на такую возможность не указывало.

В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что правовое положение (статус) сотрудника ФПС определяется как комментируемым Законом, так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ФПС. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 2 Закона), речь идет, прежде всего, о Федеральном законе «О пожарной безопасности», Законе 2012 г. о социальных гарантиях и Законе 2003 г. о системе государственной службы (см. комментарий к указанной статье).

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает выдачу сотруднику ФПС служебного удостоверения и специального жетона с личным номером. При этом ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России делегированы полномочия по утверждению образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника ФПС и порядка их выдачи.

Ранее в части 7 ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) устанавливалось, что личному составу ГПС в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом ФОИВ, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. На основании данной нормы Приказом МЧС России от 17 мая 2005 г. № 400 утверждена Инструкция о порядке изготовления, оформления и выдачи служебных удостоверений личному составу Федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[62].

Часть 4 комментируемой статьи также определяет, что служебное удостоверение сотрудника ОВД: является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к ФОИВ в области пожарной безопасности, подразделению, должность и специальное звание сотрудника ФПС, права и полномочия, предоставленные ему законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Данные положения почти в точности аналогичны положениям ч. 4 упомянутой выше статьи 10 Закона 2011 г. о службе в ОВД, которые, в свою очередь, закреплены по аналогии с нормами ст. 411 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (статья введена Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ)[63], посвященными служебному удостоверению прокурорского работника.

Статья 11. Права сотрудника федеральной противопожарной службы

1. Сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на:

1) надлежащие условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

2) ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и служебные обязанности, критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, а также с показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в федеральной противопожарной службе;

3) отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) посещение в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей объектов защиты для их обследования, а также для проведения исследования, испытания, экспертизы, расследования и других мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности;

8) ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности;

9) приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

10) защиту своих персональных данных;

11) продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы в федеральной противопожарной службе, уровня образования;

12) прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;

13) рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) проведение по его просьбе, выраженной в письменной форме, служебной проверки;

15) обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы и (или) в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в федеральной противопожарной службе;

16) обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

20) обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;

21) надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в федеральной противопожарной службе;

22) создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов.

2. Права сотрудника федеральной противопожарной службы при осуществлении им должностных полномочий наряду с настоящим Федеральным законом определяются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Права сотрудника федеральной противопожарной службы по замещаемой должности в федеральной противопожарной службе определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

4. Иные права могут быть предоставлены сотруднику федеральной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В комментируемой статье определены права сотрудника ФПС. Положения данной статьи в точности аналогичны положениям ст. 11 Закона 2011 г. о службе в ОВД, определяющим права сотрудника ОВД, но не во всем. Так, в комментируемую статью не вошло положение, аналогичное положению ч. 2 ст. 11 данного Закона о праве сотрудника ОВД на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств в порядке, устанавливаемом ФОИВ в сфере внутренних дел. Разумеется, в комментируемую статью не вошло и положение, аналогичное положению ч. 3 ст. 12 Закона 2011 г. о службе в ОВД о том, что права сотрудника ОВД, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции».

Часть 1 данной статьи определяет перечень прав сотрудника ФПС. Положение 1992 г. о службе в ОВД подобным образом перечень прав сотрудника ОВД не определяло. В части 1 его ст. 18 указывалось лишь то, что сотрудник ОВД выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой сотрудника ОВД, названным Положением и контрактом.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи сотрудник ФПС имеет право на:

1) надлежащие условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития. Согласно статье 93 комментируемого Закона финансирование службы в ФПС, включая гарантии социальной защиты сотрудников ФПС, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством РФ, является расходным обязательством России и обеспечивается за счет средств федерального бюджета (см. коммент. к указанной статье);

2) ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и служебные обязанности, критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, а также с показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в ФПС. Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона на сотрудника ФПС возлагается обязанность знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством РФ при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству РФ. Как установлено в ч. 1 ст. 29 данного Закона, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем ФОИВ в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем осуществляется профессиональная служебная деятельность сотрудника ФПС. Согласно части 2 указанной статьи порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций), их примерная форма устанавливаются руководителем данного федерального органа (см. комментарий к указанной статье);

3) отдых в соответствии с законодательством РФ. В части 1 ст. 56 комментируемого Закона дано определение понятия «время отдыха» — это время, в течение которого сотрудник ФПС свободен от выполнения служебных обязанностей. Согласно части 2 указанной статьи для сотрудника ФПС устанавливаются следующие виды времени отдыха: перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска (см. комментарий к указанной статье);

4) денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей. В соответствии с ч. 1 ст. 67 комментируемого Закона в виде денежного довольствия производится оплата труда сотрудника ФПС (там же, как и в рассматриваемом пункте указано, что денежное довольствие сотрудника ФПС является основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности). Согласно части 2 указанной статьи обеспечение сотрудника ФПС денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ (см. комментарий к указанной статье);

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России. В свою очередь, пунктом 9 ч. 1 ст. 12 комментируемого закона на сотрудника ФПС возлагается обязанность представлять в порядке, установленном законодательством РФ, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона на сотрудника ФПС возлагается обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в т. ч. сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Отказ от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений, определен в п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Закона в качестве обстоятельства, при наличии которого сотрудник ФПС не может находиться на службе в ФПС (быть принят на службу в ФПС). О государственной тайне и иной охраняемой законом тайне см. коммент. к ст. 39 Закона;

7) посещение в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей объектов защиты для их обследования, а также для проведения исследования, испытания, экспертизы, расследования и других мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности. Данный пункт сформулирован соответственно положению ч. 12 ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» (часть введена Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ) о том, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

8) ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела в порядке, определяемом указанным федеральным органом. Ведение личных дел и документов учета сотрудников ФПС регламентировано статьей 39 комментируемого Закона, согласно ч. 3 которой в личное дело сотрудника ФПС вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу в ФПС, ее прохождением и увольнением со службы и необходимые для обеспечения деятельности ФОИВ в области пожарной безопасности или подразделения (см. комментарий к указанной статье);

9) приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. В отношении данного положения следует иметь в виду, что комментируемым Законом предусмотрены два случая обязательной дачи сотрудником ФПС письменных объяснений. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 51 данного Закона до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника ФПС, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Как предусмотрено там же, в случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. В пункте 1 ч. 7 ст. 53 данного Закона установлено, что сотрудник ФПС, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в устной или письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

10) защиту своих персональных данных. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 комментируемого Закона в ФОИВ в области пожарной безопасности, подразделении при получении, хранении, обработке, использовании и передаче персональных данных сотрудника ФПС должна быть обеспечена защита персональных данных сотрудника от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств указанного федерального органа в порядке, установленном данным Законом и другими федеральными законами (см. коммент. к указанной статье);

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

61

СЗ РФ, 2010, № 30, ст. 3987.

62

«Пожарная безопасность», 2005, № 5.

63

Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 8, ст. 366; СЗ РФ, 1999, № 7, ст. 878.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я