Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (постатейный)

А. Н. Борисов, 2010

В книге приводится постатейный комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений. Комментарий содержит наиболее полный круг законодательных и иных нормативных правовых актов, а также разъяснений высших судебных органов и федеральных органов исполнительной власти по вопросам бухгалтерского учета. Проведен сравнительный анализ положений законодательства о бухгалтерском учете и положений законодательства, регулирующих налоговый учет. В работе приведены положения нормативных правовых актов, устанавливающих особенности бухгалтерского учета и отчетности в банках, страховых организациях и бюджетных учреждениях. Особое внимание уделено регламентации документирования бухгалтерского и налогового учета—первичным учетным документам, учетным регистрам и отчетности. Перечислены все установленные и рекомендуемые формы учетных и отчетных документов. Рассмотрены особенности журнально-ордерной, мемориально-ордерной и обеих упрощенных систем бухгалтерского учета, проанализировано соотношение систем бухгалтерского и налогового учета. Книга адресована руководителям организаций, юристам, бухгалтерам, аудиторам, специалистам по налогообложению, судьям, сотрудникам налоговых органов, милиции, иных контролирующих и правоохранительных органов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

С введением в действие Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — комментируемый Закон, Закон) единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России впервые установлены на законодательном уровне. Более того, основы бухгалтерского учета закреплены в одном законодательном акте, представляющем собой в силу этого кодифицированный нормативный правовой акт бухгалтерского учета. До принятия Закона единые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории России устанавливались Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, разработанным Минфином России во исполнение поручения Правительства РФ (постановление от 16 февраля 1992 г. № 89[1] и утвержденным приказом от

20 марта 1992 г. № 10[2], а позднее — переработанным Минфином России и утвержденным приказом от 26 декабря 1994 г. № 170[3].

Необходимость же закрепления единых основ организации и ведения бухгалтерского учета была вызвана кардинальными изменениями в самой концепции бухгалтерского учета, что, в свою очередь, было предопределено коренными социально-экономическими преобразованиями России, происходившими на рубеже 80—90-х гг. XX в. Как отмечалось в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283[4], система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Роль бухгалтерского учета в современных условиях наиболее емко определена КС РФ: бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя России. Данная правовая позиция, основанная на положениях ст. 71(п. «ж», «р») Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. «б» ч. 1), выражена КС РФ в постановлении от 1 апреля 2003 г. № 4-П[5] и подтверждена в постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П[6] и определении от 13 июня 2006 г. № 319-0[7].

В то же время выполняемая бухгалтерским учетом функция проведения единой налоговой политики в настоящее время имеет принципиально новое содержание по сравнению с тем, как это устанавливалось при формировании новой российской налоговой системы, действующей с 1992 г. Обновленным законодательством о налогах и сборах установлена система налогового учета, представляющая собой систему обобщения информации об объектах налогообложения для исчисления налоговой базы на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.

Налоговый учет существует либо как самостоятельная учетная система, либо как дополнительная учетная система по отношению к системе бухгалтерского учета. В последнем случае эти две учетные системы совпадают в части использования данных бухгалтерского учета для налогообложения.

Ведение налогового учета не предусматривает двойной записи — одного из главных методов бухгалтерского учета. Однако налоговый учет располагает другими инструментами, аналогичными соответствующим инструментам бухгалтерского учета, — системой учетных принципов, учетной политикой для целей налогообложения, документацией и регистрацией (первичные документы, регистры налогового учета), налоговой отчетностью (налоговые декларации).

Соответственно в настоящей книге не только даны комментарии к положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете», но и сделан сравнительный анализ этих положений с положениями о налоговом учете, содержащимися в законодательстве о налогах и сборах.

За время действия комментируемого Закона в него вносились изменения и дополнения. Эти изменения рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям Закона. Здесь же представляется целесообразным лишь упомянуть об актах, вносивших изменения. В частности, это ТмК РФ, а также Федеральные законы:

от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»[8];

от 28 марта 2002 г. № 32-Ф3 «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»[9];

от 31 декабря 2002 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»[10];

от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»[11];

от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения»[12];

от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»[13];

от 3 ноября 2006 г. № 183-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[14].

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

ФГ. — 1992. — № 13.

2

Там же.

3

РВ. — 1995. — 18 мая. — № 90.

4

СЗРФ. — 1998. — № 11. — Ст. 1290.

5

СЗРФ. — 2003. — № 15. — Ст. 1416.

6

СЗРФ. — 2003. — № 30. — Ст. 3102.

7

СПС.

8

СЗРФ. — 1998. — № 30. — Ст. 3619.

9

СЗРФ. — 2002. — № 13. — Ст. 1179.

10

СЗ РФ. — 2003. — № 1. — Ст. 2.

11

СЗ РФ. — 2003. — № 1. — Ст. 6.

12

СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 160.

13

СЗ РФ. — 2003. — № 27. — Ч. I. — Ст. 2700.

14

СЗРФ. — 2006. — № 45. — Ст. 4635.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я