Комментарий к Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (постатейный)

А. Н. Борисов, 2021

В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции последних изменений законодательства. Подробно рассмотрены процедуры регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, открытия и ведения индивидуальных лицевых счетов застрахованного лица, выдачи и обмена страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, представления сведений о застрахованных лицах, а также права, обязанности и ответственность участников системы персонифицированного учета – органов и должностных лиц Пенсионного фонда РФ, застрахованных лиц, страхователей. Нормы Закона проанализированы в их взаимосвязи с положениями многочисленных законодательных актов и иных нормативных правовых актов. Приведены положения актов Минздравсоцразвития России и Пенсионного фонда РФ. Издание предназначено для застрахованных лиц, страхователей, должностных лиц и работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Комментарий к Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федеральных законов от 25 октября 2001 г. № 138-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. № 198-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 48-ФЗ, от 19 июля 2007 г. № 140-ФЗ, от 30 апреля 2008 г. № 55-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ, от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. № 378-ФЗ, от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ, от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ, от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ и от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ)

Преамбула

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

В Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490[27] предусмотрено, что преамбула (введение) — это самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Но, как видно, преамбула Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее — комментируемый Закон) содержит несколько иное регулирование, а именно определяет предмет регулирования данного Закона.

С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями. В качестве предмета регулирования комментируемого Закона в первоначальной редакции его преамбулы были названы установление правовой основы и принципов организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Подготовка к принятию такого законодательного акта началась одновременно с формированием новой пенсионной системы России. Так, в Основных направлениях социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 474[28], отмечалось, что в дальнейшем предусматривается обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма индивидуального учета трудового вклада работающих граждан, стимулирующего заинтересованность активной части населения в «зарабатывании» пенсии.

Постановлением Правления ПФР от 24 января 1995 г. № 13 была утверждена Концепция организации персонифицированного учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования[29], в которой в отношении актуальности и состава организации персонифицированного (индивидуального) учета застрахованных лиц отмечалось следующее:

действующая в России система государственного пенсионного страхования формировалась, начиная с 1912 г., и основана на общепринятых в мировой практике принципах всеобщности, обязательности, гарантированности и независимости от форм собственности. Однако механизмы реализации указанных принципов в период перехода России к рыночной экономике нуждаются в корректировке;

хотя в обществе укрепилось понимание пенсионного страхования, как системы самообеспечения работающего населения в пожилом возрасте, однако по нынешнему законодательству назначение пенсий осуществляется независимо от взносов государственного пенсионного страхования. Работающий гражданин России на основе своего предыдущего опыта считает, что уплачиваемые за него (в т. ч. и из его заработной платы) взносы в ПФР не влияют непосредственно на размер пенсии, которая в будущем будет ему назначена. В результате распространено уклонение работодателей и других плательщиков от этих платежей, и следовательно, имеет место снижение сумм средств, которые могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам;

разгосударствление собственности и изменение экономических отношений в стране привело к ликвидации сложившихся до этого механизмов контроля за соблюдением пенсионного законодательства и достоверностью сведений, представляемых при назначении пенсий. Как показали проведенные ПФР в III-м квартале 1994 г. проверки, до трети справок, представляемых гражданами для назначения пенсии, содержат искаженные значения заработка. В целом можно констатировать, что информационный поток о страховых взносах, стаже и других данных о застрахованных лицах в настоящее время неполон и недостаточно достоверен. Он практически никак не сопоставляется с финансовым потоком — уплачиваемыми взносами ОПС;

в результате, деформируется практическое применение нормы, записанной в преамбуле действующего Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»: основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты;

обеспечить соблюдение действующего законодательства, создать мотивацию к уплате страховых взносов, наладить контроль за правильным назначением пенсий и полнее учитывать трудовой вклад граждан можно, применяя механизм персонифицированного (индивидуального) учета тех сведений о застрахованных лицах, которые впоследствии используются при назначении, индексации и выплате трудовых пенсий;

подобный механизм используется в большинстве стран с рыночной экономикой. Учет ведется для каждого застрахованного лица в течение всего его страхового стажа, начиная с первого дня работы. Он предполагает регистрацию всех граждан, начинающих свою трудовую деятельность; своевременное представление сведений о месте работы, заработной плате, профессиональных и других льготах; учет страховых взносов, уплачиваемых за данное застрахованное лицо; назначение пенсий с учетом всего страхового стажа и относительных размеров страховых платежей; индексацию пенсий;

система хранения этих данных должна обеспечить возможность их оперативного использования в ПФР для анализа и прогнозирования процессов, происходящих в пенсионной системе, для планирования при финансировании выплаты пенсий, для более точного определения тарифа и для решения других проблем государственного пенсионного страхования;

персонификация учета застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсий будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями (плательщиками) и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были в ПФР. Это должно положительно сказаться на собираемости страховых взносов, привести к увеличению потока денежных средств в ПФР, а следовательно, улучшить обеспечение нынешних и будущих пенсионеров, что и является основной целью данного мероприятия. Фактически, механизм персонифицированного учета обеспечит строгое выполнение РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

в принципе, на основе данных персонифицированного учета можно будет назначать пенсии с учетом всего страхового стажа, что повысит их обоснованность. Появится возможность принятия простых, но эффективных процедур осовременивания заработка и индексации пенсий. В любом случае назначение пенсий на базе данных персонифицированного учета можно будет осуществлять полностью с помощью ЭВМ;

план финансирования выплаты пенсий тоже будет формироваться на основе данных персонифицированного учета пенсионеров и будет точным и достоверным. Ряд макроэкономических показателей, которые определяются сегодня на основе далеко не достоверной статотчетности, могут быть рассчитаны точно с использованием данных персонифицированного учета. Сюда относятся: численность пенсионеров и работающих в целом по России, по регионам и отраслям (профессиям), средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготы для назначения пенсий, количество временно неработающих и др. В результате можно прогнозировать развитие ситуации в области пенсионного обеспечения и необходимые финансовые и другие ресурсы;

индивидуальный учет и контроль создадут предпосылки для развития в будущем реабилитационных услуг работающим, что поможет увеличить их возможность активно трудиться и позже уходить на пенсию;

данные персонифицированного учета позволят более обоснованно рассчитывать и прогнозировать тариф страховых взносов, существенно влияющих на социальные и экономические процессы;

на основании международного опыта можно утверждать, что персонифицированному учету в области государственного пенсионного страхования не найдено лучшей альтернативы. Учитывая, что полный переход на такой вид учета потребует определенного времени, необходимо начинать его безотлагательно.

Чуть позже было издано Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»[30], которым одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Названной Концепцией планировалось ввести персонифицированный учет уплаты страховых взносов и приобретенных пенсионных прав, осуществляемый на основе применения современных средств информатики, и таким образом упорядочить весь процесс осуществления пенсионного обеспечения при переходе на новые принципы назначения пенсий в жесткой зависимости от уплаты страховых взносов. Как отмечалось при этом, такой учет не только укрепит дисциплину плательщиков этих взносов, но и позволит существенно упростить и облегчить процедуру назначения пенсий, избавит от необходимости сбора и представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, многочисленных документов о стаже работы (страхования) и заработке, поскольку эти органы будут располагать всеми требующимися сведениями; в результате сократятся сроки оформления пенсий и отпадет необходимость ведения трудовых книжек, с которыми в условиях перехода к рыночным отношениям связаны многочисленные злоупотребления.

До вступления в силу комментируемого Закона в ч. 1 ст. 96 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (наименование в ред. Федерального закона от 14 января 1997 г. № 19-ФЗ)[31] предусматривалось, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями. Часть 2 указанной статьи указывала, что работа у отдельных граждан по их обслуживанию (в качестве домашней работницы, няни и т. д.) подтверждается справкой организации, с участием которой заключен трудовой договор между нанимателем и работником. Наряду с этим действовало Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР[32], утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190.

Соответственно, в связи с принятием комментируемого Закона, который в первоначальной редакции имел наименование «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования, принят Федеральный закон от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[33], которым указанная статья 96 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» изложена в новой редакции, предусматривающей следующее: трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с комментируемым Законом, устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями; трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На смену Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» приняты Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[34], Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как Закон об обязательном пенсионном страховании) и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как Закон о трудовых пенсиях). В целях реализации положений Закона об обязательном пенсионном страховании и Закона о трудовых пенсиях в системе индивидуального (персонифицированного) учета принят Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 198-ФЗ, которым внесен ряд изменений в комментируемый Закон, в т. ч. изменено название на ныне действующее, а в преамбуле Закона указание на государственное пенсионное обеспечение (в части трудовых пенсий) заменено указанием на обязательное пенсионное страхование.

В свою очередь, Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ, принятым в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[35], в преамбулу комментируемого Закона введено указание на то, что система индивидуального (персонифицированного) учета распространяется также на лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (обозначается в настоящем комментарии как Закон о материнском (семейном) капитале), а также не детей. При этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки».

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе употребляются следующие основные понятия:

застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

страхователи — юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь»;

физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, — застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

страховые взносы — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также страховые взносы, уплачиваемые страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованных лиц — работников, являющихся субъектами профессиональных пенсионных систем, для реализации ими пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;

индивидуальный (персонифицированный) учет — организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации;

специальная часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой отдельно учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, а также сведения о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), включая доход от их инвестирования, сведения о выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

профессиональная часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица — субъекта профессиональной пенсионной системы, в которой отражаются сведения о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда (профессиональный стаж), доходе от инвестирования, выплатах и другие сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;

профессиональный стаж застрахованного лица — суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

отчетный период — период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Комментируемая статья определяет понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов — редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

В отношении же определений основных понятий, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.

Застрахованные лица.

Данное понятие определено как лица, на которых распространяется ОПС, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством РФ. Это определение изложено в новой редакции Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 378-ФЗ. В прежней редакции комментируемой статьи говорилось о лице, на которое распространяется ОПС, а также о занятом на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда лице, за которое уплачиваются страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством РФ.

Для целей Закона об обязательном пенсионном страховании понятие застрахованных лиц определено в п. 1 ст. 7 названного Закона как лица, на которых распространяется ОПС в соответствии с названным Законом. Как предусмотрено там же (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 428-ФЗ[36]), застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 названного Закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

священнослужители;

иные категории граждан, у которых отношения по ОПС возникают в соответствии с названным Законом.

Для целей Закона о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии понятие застрахованного лица определено в п. 1 ст. 2 названного Закона как лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Законопроектом, принятым в качестве указанного Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 378-ФЗ, предполагалось в целях комментируемого Закона к застрахованным лицам приравнять лиц, направивших средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Законом о материнском (семейном) капитале. Но, как видно, это предложение реализовано не было.

В то же время в п. 3 Инструкции Минздравсоцразвития России о порядке ведения персонифицированного учета (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27 июля 2010 г. № 550н[37]) определено, что в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета к застрахованным лицам приравниваются:

а) безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости населения и получающие пособие по безработице, а также лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к оплачиваемому труду. В отношении указанных лиц к приему на работу приравнивается регистрация в качестве безработного, привлечение к оплачиваемому труду осужденного к лишению свободы, а к увольнению — снятие с учета в качестве безработного, освобождение лица, осужденного к лишению свободы, из мест лишения свободы;

б) лица, добровольно вступившие в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Законом о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии;

в) физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется ОПС в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании;

г) лица, направившие средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Законом о материнском (семейном) капитале.

Страхователи.

В комментируемой статье, по сути, не дано определение данного понятия, а перечислены субъекты, являющиеся страхователями, а также приравниваемые к таковым.

В отношении страхователей по ОПС в п. 1 ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ[38]) установлено, что ими являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в т. ч.: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Эти же субъекты перечислены в ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС в качестве плательщиков страховых взносов.

В Законе о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии используется понятие «работодатель застрахованного лица, уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии», определенное в п. 2 его ст. 2 как лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

Исходя из положений комментируемой статьи в п. 5 Инструкции Минздравсоцразвития России о порядке ведения персонифицированного учета определено, что в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователями признаются:

а) лица, производящие выплаты физическим лицам, в т. ч. юридические лица, включая иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в т. ч. иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключившие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;

б) застрахованные лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, поименованные в п. 4 названной Инструкции (см. ниже);

в) органы службы занятости населения в отношении безработных;

г) организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к оплачиваемому труду;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

27

СПС.

28

СЗ РФ, 1994, № 4, ст. 363.

29

СПС.

30

СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3388.

31

Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 27, ст. 351; СЗ РФ, 1997, № 3, ст. 363.

32

«Социальная защита», 1997, № 7.

33

СЗ РФ, 1997, № 19, ст. 2188.

34

СЗ РФ, 2001, № 51, ст. 4831.

35

СЗ РФ, 2010, № 49, ст. 6422.

36

СЗ РФ, 2011, № 1, ст. 40.

37

РГ, 2010, 17 сентября, № 210.

38

СЗ РФ, 2006, № 31, ч. I, ст. 3436.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я