В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с учетом внесенных в него изменений, в том числе Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ и от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ. Подробно проанализированы правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы управления обществ, права и обязанности участников, совершение сделок с долями в уставном капитале и имуществом обществ. Рассмотрены особенности статуса обществ в кредитной и страховой сферах деятельности. Приведены правовые позиции Конституционного Суда РФ и разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ. Книга предназначена прежде всего для правоприменителей – учредителей и участников обществ, руководителей, юристов, экономистов и специалистов по налогообложению обществ. Книга также будет полезна всем, кто интересуется вопросами правового регулирования статуса обществ с ограниченной ответственностью в России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — комментируемый Закон) принят во исполнение прямого предписания, содержащегося в п. 3 ст. 87 «Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью» части первой ГК РФ: правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются данным Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью. Приведенной нормой одновременно предопределены предмет регулирования и сфера применения комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 1 Закона).
До принятия комментируемого Закона правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности участников обществ, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации обществ на законодательном уровне определялись только частью первой ГК РФ. Однако многие аспекты деятельности обществ с ограниченной ответственностью данным Кодексом не регламентируются детально. Таким образом, принятие специального закона устранило «правовой вакуум» в соответствующей сфере правового регулирования. Аналогичный шаг сделан ранее федеральным законодателем в отношении правового регулирования статуса акционерных обществ: в рамках исполнения прямого предписания п. 3 ст. 96 части первой ГК РФ принят Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Соответственно, в ряде норм комментируемого Закона прослеживаются аналогии с нормами Закона об АО, о чем подробнее сказано в комментариях к статьям Закона.
Проект закона, принятого в качестве комментируемого Закона, внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы П.Г. Буничем, В.Е. Ларицким, Л.М. Канаевым, В.И. Сергиенко. В разработке проекта приняли участие: Г.Е. Авилов, В.В. Витрянский, Г.Д. Голубов, О.М. Козырь, Е.А. Кульков, Т.М. Медведева, Е.А. Суханов, А.В. Тимофеев, С.А. Хохлов, С.А. Шишкин.
В качестве общей характеристики законопроекта в пояснительной записке к нему отмечалось следующее:
представленный проект разработан на основе положений ГК РФ, а также законодательного опыта и судебной практики России и зарубежных стран. Основная цель проекта — дополнить действующее законодательство правилами, более детально регламентирующими права и обязанности участников обществ с ограниченной ответственностью, порядок формирования уставного капитала, управление обществом, ответственность исполнительных органов. Проект уделяет большое внимание вопросам внесения вкладов в уставный капитал общества, увеличения уставного капитала, исключения и выхода участников из общества, переходу долей участников общества;
проект развивает положения ГК РФ, направленные на защиту интересов кредиторов общества с ограниченной ответственностью, и устанавливает требования к минимальному размеру уставного капитала, минимальному размеру вклада одного участника, требования о необходимости проведения независимой оценки вкладов, вносимых в неденежной форме и другое;
нормы проекта обеспечивают достаточную защиту прав участников, обладающих небольшим количеством голосов, от злоупотреблений со стороны участников с большим количеством голосов. Во-первых, к таким нормам относятся правила принятия решений на общем собрании участников — большинством или квалифицированным большинством от всех участников, а не от присутствующих. Во-вторых, правила, обязывающие при принятии ряда решений (например, предоставлении дополнительных прав, возложении дополнительных обязанностей и т. п.) принимать решения единогласно или с согласия того лица, права которого непосредственно затрагиваются таким решением. Кроме того, проект Закона предоставляет возможность участникам общества при чрезвычайных обстоятельствах требовать в судебном порядке исключения из общества участников, грубо нарушающих свои обязанности или делающих невозможным деятельность общества. Такое положение проекта важно для разрешения патовых ситуаций, часто складывающихся при создании обществ с ограниченной ответственностью, когда часть участников не вносит заявленные ими вклады, ставя тем самым в заблуждение кредиторов общества относительно истинного размера уставного капитала, а само общество и остальных его участников в сложное экономическое положение;
проект Закона детально регламентирует такие важные для общества и его участников вопросы, как выход участника из общества, порядок, способы и сроки выплаты стоимости имущества выбывающему участнику, переход доли в уставном капитале от одного участника к другому или третьему лицу, порядок приобретения обществом доли участника и порядок продажи доли, принадлежащей обществу, порядок залога участником доли в уставном капитале, обращение взыскания кредиторов участника на его долю в уставном капитале;
в проекте Закона подробно определены положения, связанные с управлением обществом. По сравнению с ГК РФ расширен круг вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Определены сроки и порядок созыва и проведения общего собрания участников и порядок принятия собранием решений, предусмотрена возможность заочного проведения общего собрания. Проектом определены полномочия исполнительного органа общества, предусмотрены случаи, когда лица, выполняющие функции исполнительного органа, несут ответственность перед обществом за причиненные их виновными действиями убытки;
несмотря на строгость ряда своих норм, проект Закона, тем не менее, во многом либерален. Такой подход отражает сущность общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы коммерческой организации, делает ее более привлекательной при выборе формы ведения бизнеса, делового сотрудничества. Авторы проекта, учитывая современный уровень подготовки учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью, ориентировались на создание правил, которые участники общества могут изменять своими учредительными документами. Эти правила касаются внутренней жизни общества с ограниченной ответственностью и могут определяться по соглашению самих участников общества;
ориентируясь на практику использования данной формы в различных сферах хозяйственной деятельности, проект Закона указывает на возможность установления другими (специальными) законами правил, определяющих особенности правового положения обществ с ограниченной ответственностью, действующих в сферах банковской, страховой, инвестиционной деятельности и сельскохозяйственного производства.
За время действия комментируемого Закона в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Эти изменения рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям Закона. Здесь же представляется целесообразным лишь упомянуть об актах, вносивших изменения. В частности, это Федеральные законы от 11 июля 1998 г. № 96-ФЗ «О внесении изменения в статью 59 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»[1], от 31 декабря 1998 г. № 193-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в статью 59 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»[2], от 21 марта 2002 г. № 31 — ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»[3], от 29 декабря 2004 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах»[4], от 27 июля 2006 г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»[5], от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[6], от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[7], от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»[8], от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»[9], от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10], от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[11] и от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»[12].
Особое внимание в комментарии уделено изменениям, внесенным федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 312-Ф3 и от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ (далее — Закон 2008 г. № 312-Ф3 и Закон 2009 г. № 205-ФЗ соответственно).
Законом 2008 г. № 312-Ф3, проект которого внесен в Государственную Думу Правительством РФ, в рамках совершенствования действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение обществ, а также их участников внесен ряд существенных изменений не только в комментируемый Закона, но и в часть первую ГК РФ. При принятии Закона 2008 г. № 312-Ф3 учтен ряд моментов, изложенных в Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, одобренной Советом по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ 10 февраля 2006 г. (далее — Концепция развития корпоративного законодательства). Названная Концепция разработана в рамках исполнения плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы), утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы)»[13].
Законом 2009 г. № 205-ФЗ изменения внесены как в комментируемый Закон, так и в ряд других законодательных актов. Данный Закон, как отмечалось авторами его проекта, направлен на совершенствование действующего процессуального законодательства, а также законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, в части, посвященной процедурным вопросам урегулирования так называемых корпоративных споров. Основными идеями, реализуемыми в данном Законе, является обеспечение непротиворечивости судебных актов, принимаемых при рассмотрении хозяйственных споров; предоставление лицам, участвующим в корпоративном споре, права и законные интересы которых могут быть нарушены, широких возможностей вступления в дело, рассматриваемое арбитражным судом; повышение уровня реальной доступности правосудия по корпоративным спорам.
При рассмотрении норм комментируемого Закона наряду с прочим приведены разъяснения, данные Пленумом ВС РФ и Пленумом ВАС РФ. Основными используемыми при этом документами являются Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».
ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ:
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
от 8 февраля 1998 г. 14-ФЗ
Принят Государственной Думой 14 января 1998 г.
Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 г.
(в ред. Федеральных законов от 11 июля 1998 г. № 96-ФЗ, от 31 декабря 1998 г. № 19Э-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31 — ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 192-ФЗ, от 27 июля 2006 г № 138-Ф3, от 18 декабря 2006 г. № 231 — ФЗ, от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ, от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ и от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других