Александр Васильевич Колчак – один из самых противоречивых деятелей российской Гражданской войны, общепризнанный вождь Белого движения, выдающийся полярный исследователь, видный военачальник Первой мировой войны. Судьбе было угодно, чтобы свою жизнь он навсегда связал с жизнью удивительной женщины – Анны Васильевны Тимиревой. Это была последняя любовь адмирала – одна из драм, которыми полнится русская история. Об этом и многом другом рассказывает новая книга историков А.М. и А.А. Плехановых.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Любовь вопреки судьбе. Александр Колчак и Анна Тимирева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Брак с С.Н. Тимиревым и знакомство с А.В. Колчаком
На праздновании дня рождения своей бабушки Варвары Федоровны Вышнеградской Анна познакомилась с морским офицером Сергеем Николаевичем Тимиревым, за которого и вышла замуж в 1911 г. Она писала: «Восемнадцати лет я вышла замуж за своего троюродного брата С.Н. Тимирева. Еще ребенком я видела его, когда проездом в Порт-Артур — шла война с Японией — он был у нас в Москве. Был он много старше меня, красив, герой Порт-Артура. Мне казалось, что люблю — что мы знаем в восемнадцать лет!» «Брак случился нежданно-негаданно. Суженый явился, как с неба свалился: герой, овеянный славой Порт-Артура, сорокалетний адмирал, весь в орденах и ослепительных позументах, было отчего сойти с ума восемнадцатилетней девчонке, жаждущей вырваться наконец из-под родительской опеки и зажить своей, свободной от родственных обязательств жизнью». В ноябре — декабре того же года Тимиревы совершили свадебное путешествие по Франции.
А.В. Тимирева и С.Н. Тимирев. 1910-е гг.
Преимущественно офицерская линия Тимиревых восходит к подполковнику Ивану Степановичу, сын которого Иван Иванович, будучи в чине капитан-лейтенанта, в 1845 г. получил дворянское звание и стал, таким образом, родоначальником дворянского рода Тимиревых. В 1857–1859 гг. его избрали предводителем дворянства Тихвинского уезда. Один из двух его сыновей, также ставший капитан-лейтенантом, Николай Иванович Тимирев женился на Лобойковой Екатерине Порфирьевне, которая состояла в родстве с семьей Вышнеградских — вышневолоцких священников. Она была родной племянницей И.А. Вышнеградского и, следовательно, двоюродной теткой Анны Васильевны.
Одним из сыновей этого семейства и был Сергей Николаевич, родившийся в 1875 г. В 1895 г. он окончил Морской кадетский корпус 3-м по успеваемости. Ему присуждена премия адмирала Нахимова в размере 300 рублей. В корпусе познакомился с А.В. Колчаком, который был старше одним выпуском; в последний год его учебы оба состояли в одной роте: Колчак — фельдфебелем, Тимирев — унтер-офицером. В 1895–1897 гг. он плавал в Средиземном море и Тихом океане младшим штурманом на крейсере «Россия». Затем зачислен в Гвардейский экипаж, где состоял до 1911 г.
Замужество Анны продолжалось недолго. На своем жизненном пути она встретила другого адмирала — Александра Васильевича Колчака. Мы не будем давать его полную биографию, а ограничимся лишь краткими справками, которые позволят читателю получить представление о том, каким он был до знакомства с нашей героиней.
Род Колчаков относился к служилому дворянству Российской империи и был довольно обширным. В разных поколениях его представители очень часто оказывались связанными с военным делом. Предки более близкие — бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии. Многие в роду служили в армии и на флоте.
В источниках времен Павла I и Александра I упоминается прадед А.В. Колчака — сотник созданного в 1803 г. для охраны границы России по Днестру Бугского казачьего войска Лукьян Колчак, который вместе со своими братьями получил земельные наделы в Ананьевском уезде Херсонской губернии, близ Балты, Жеребково и Кантакузенки. Три сына сотника, Иван (1790), Антон (1802) и Фёдор (1817), после смерти отца разделили между собой его имение. Фёдор Лукьянович стал военным и дослужился до чина полковника. Иван Лукьянович продал свою часть имения и уехал в Одессу, где приобрёл дом и поступил на гражданскую службу. Антон Лукьянович семьи не имел и потомства не оставил. Указом Сената от 1 мая 1843 г. Колчаки утверждены в потомственном дворянстве и внесены в родословную книгу дворян Херсонской губернии.
Иван Лукьянович был отцом многодетного семейства: он воспитал троих сыновей и нескольких дочерей. Все сыновья — Василий, Пётр и Александр выбрали для себя военную карьеру, став морскими артиллеристами. Младший сын, Пётр, дослужился до капитана 1-го ранга; Александр, от которого взяла начало средняя линия Колчаков — помещиков Тамбовской губернии, закончил службу в чине генерал-майора.
Отец Колчака — Василий Иванович, воспитывался в одесской Ришельевской гимназии, служил в морской артиллерии. Защищал Малахов курган, был ранен и взят в плен французами. После освобождения прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, изучал металлургию, практиковался на Урале, был приемщиком Морского ведомства на Обуховском заводе. Уйдя в отставку в чине генерал-майора, остался на заводе в инженерной должности. В 1894 г. выпустил «Историю Обуховского завода, в связи с прогрессом артиллерийской техники» и на самом склоне лет — книгу «Война и плен, 1853–1855 гг. Из воспоминаний о давно пережитом» (С.-Петербург, 1904). Умер в 1913 г.
Мать Колчака — Ольга Ильинична (урождённая О.И. Посохова; 1855–1894), происходила из одесской купеческой семьи. Ее отец Илья Михайлович был почетным потомственным гражданином, многолетним гласным Одесской городской думы. Красивая и добрая, Ольга Ильинична имела спокойный и тихий характер, отличалась набожностью и стремилась всеми силами передать ее и своим детям. Получила воспитание в Одесском институте. Александр Васильевич ее очень любил и на всю жизнь сохранил память о долгих вечернях, на которые он ходил мальчиком со своей матерью в церковь.
После женитьбы в начале 1870-х гг. родители А.В. Колчака поселились около Обуховского завода, в с. Александровском, практически за тогдашней городской чертой. Супруга была на 18 лет моложе своего мужа. 4 ноября 1874 г. у них родился сын Александр. Кроме Александра, родились еще две дочери.
В 1888–1894 гг. юноша Александр проходил обучение в морском училище — Морском кадетском корпусе, в который перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом. Слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории. 12 мая 1890 г. он впервые вышел в море на броненосном фрегате «Князь Пожарский».
Учебная программа Морского корпуса предусматривала экскурсии на Обуховский сталелитейный завод для получения общего представления о «последовательных процессах полной фабрикации орудий… а также и о приготовлении стали». Александр часто бывал у отца на заводе и стремился досконально изучить производство. Приехавший на Обуховский завод английский изобретатель и пушечный король У. Дж. Армстронг предлагал Александру уехать в Англию, изучить дело на его заводах и стать инженером. Но желание «плавать и служить в море» в мечтах молодого Колчака взяло верх.
В 1892 г. гардемарин Александр произведён в фельдфебели как лучший по наукам и поведению, в числе немногих на курсе, и назначен наставником в младшую роту. Кадет той роты М.И. Смирнов вспоминал о том времени: «…Здесь я с ним впервые познакомился, будучи воспитанником младшей роты. Колчак, молодой человек невысокого роста, с сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз, глубоким грудным голосом, образностью прекрасной русской речи, серьёзностью мыслей и поступков, внушал нам, мальчикам, глубокое к себе уважение».
В 1894 г., выпускном для молодого офицера, в его жизни произошли еще два важных события: на сороковом году жизни после долгой болезни умерла мать, в этом же году на престол вступил император Николай II, с которым Колчак в течение своей жизни несколько раз встречался и чей уход от власти впоследствии определил и окончание военно-морской карьеры Колчака. Приказом от 15 сентября 1894 г. в числе всех выпущенных гардемаринов он был произведен в мичманы, получив премию адмирала П.И. Рикорда с вручением 300 рублей, полагавшуюся «отличнейшему во всех отношениях воспитаннику».
Выйдя из Морского корпуса, Колчак в 1895–1899 гг. находился в дальних заграничных плаваниях на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер». Во время плаваний в водах Тихого океана соприкоснулся с миром Востока. Пытался самостоятельно изучить китайский язык. Начал заниматься наукой (океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи). Готовил себя к южнополярной экспедиции, мечтал продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. Командир «Крейсера» Г.Ф. Цывинский оставил такой отзыв о молодом офицере: «Одним из вахтенных учителей был мичман А.В. Колчак. Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью… знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».
5 декабря 1898 г. «Крейсер» отправился из Порт-Артура в распоряжение Балтийского флота, 6 декабря Колчак был произведён в лейтенанты. В этом звании из-за перевода в Императорскую академию наук Колчак пробудет около 8 лет (в то время лейтенанты могли командовать крупными судами).
Во время плавания по Тихому океану Колчак узнал, что к походу на Шпицберген в составе русско-шведской экспедиции готовится судно «Бакан», а новейший, мощный ледокол «Ермак» готовится отплыть в путешествие в глубины Арктики под руководством вице-адмирала С.О. Макарова. Колчак стремился попасть в экспедицию. Но служебные обстоятельства не позволили ему этого сделать.
Колчак знал, что в Академии наук готовится Русская полярная экспедиции с задачей пройти Северным морским путём от Кронштадта до Владивостока, исследовать район Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и попытаться отыскать легендарную Землю Санникова. Но тем временем был назначен на броненосец «Петропавловск» и отправился на нем на Дальний Восток.
Служба на новейшем броненосце увлекла молодого офицера, однако вскоре он увидел, что и здесь «есть служба, но нет практики, нет возможности плавать и жить». Он решил принять участие в начавшейся осенью 1899 г. Англо-бурской войне. К этому его толкало не только романтическое желание помочь бурам, но и стремление получить опыт современной войны, совершенствоваться в своей профессии. Но когда корабль стоял в греческом порту Пирей, он получил телеграмму из Императорской академии наук от Э.В. Толля с предложением принять участие в экспедиции на шхуне «Заря» — той самой, в которую он так стремился попасть еще в Петербурге. Толля, нуждавшегося в трех морских офицерах, заинтересовали научные работы молодого лейтенанта в журнале «Морской сборник». Колчак сообщил о своем согласии и был временно переведен с военной службы в распоряжение академии. В начале января 1900 г. он прибыл в Петербург, а 8 июня путешественники вышли в путь. Пройдя Балтийским морем, обогнув Скандинавский полуостров и загрузившись углём в Екатерининской гавани (Кольский залив), 5 августа они держали курс на Таймырский полуостров, и 22 сентября 1900 г. экспедиция остановилась на зимовку на западном побережье Таймыра. А.В. Колчак заведовал гидрологическими исследованиями, занимался гидрохимическими исследованиями и наблюдениями по земному магнетизму, топографическими работами, проводил маршрутную съёмку и барометрическое нивелирование, а во время ночей с ясным небом определял широты и долготы различных географических объектов. На протяжении всей экспедиции он составлял подробное описание берегов и островов Ледовитого океана, изучал состояние и развитие морских льдов. Он сопровождал Э.В. Толля в двух его санных поездках в малоисследованную восточную часть полуострова Таймыр, на полуостров Челюскина (15–19 октября 1900 г. и 6 апреля — 18 мая 1901 г.). Во время первой поездки, проходившей в 30-градусные морозы, ему, производившему по дороге астрономические уточнения ряда точек, удалось внести существенные уточнения и исправления в старую карту, сделанную экспедицией Ф. Нансена в 1893–1896 гг. Весной за 41 день они с Толлем преодолели 500 верст пути, занимаясь маршрутной съемкой и геологическими изысканиями. Из-за нехватки собак часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки.
Навигация 1901 г. продолжалась ровно 25 суток, за которые яхта прошла 1350 миль. 19 августа «Заря» пересекла долготу мыса Челюскин, став 4-м судном после «Веги» Норденшельда с ее вспомогательным кораблем «Лена» и «Фрама» Нансена, обогнувшим северную точку Евразии.
10 сентября 1901 г. началась вторая зимовка экспедиции у западного побережья острова Котельный (Новосибирские острова). Колчак, как и во время первой зимовки на Таймыре, старался не терять времени даром и при любом удобном случае с товарищами или самостоятельно отправлялся изучать остров Котельный, а весной — еще и Бельковский.
Тем временем, отчаявшись найти Землю Санникова, Толль решил хотя бы провести изучение неисследованного острова Беннетта. 23 мая 1902 г. он с тремя спутниками отправился с места зимовки в сторону острова. После окончания работ полярников (группу Толля и группу А.А. Бялыницкого-Бирули, ушедшую 29 апреля на о. Новая Сибирь) должна была подобрать «Заря».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Любовь вопреки судьбе. Александр Колчак и Анна Тимирева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других