Методика обучения спортсменов основам техники фехтования на колющих и рубяще-колющих шпагах. Рекомендации для начинающих тренеров по арт-фехтованию

А. Д. Мовшович

В данном учебном пособии для начинающих тренеров по арт-фехтованию изложена методика обучения спортсменов основам техники фехтования на колющих и рубяще-колющих шпагах. В доступной форме представлена последовательность овладения приемами арт-фехтования, включающая фазы ознакомления, разучивания и совершенствования.Пособие предназначено как для специалистов по фехтованию, желающих начать профессиональную деятельность в арт-фехтовании, так и для тех, кто делает первые шаги на тренерском поприще.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика обучения спортсменов основам техники фехтования на колющих и рубяще-колющих шпагах. Рекомендации для начинающих тренеров по арт-фехтованию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Практическое освоение основных положений, приемов нападения и маневрирования, действий наступления и обороны

1. Программирование обучения.

Педагогический процесс обучения арт-фехтованию строится на основе систематизации его содержания и методических средств, главными среди которых являются:

— выбор последовательности обучения видам фехтования;

— выделение обязательного состава действий оружием и передвижений;

— выбор последовательности обучения действиям наступления и обороны в каждом виде фехтования;

— объединение освоенных действий в двигательные комплексы;

— освоение сюжетных постановочных комплексов;

— использование двигательных средств для повышения достоверности действий участников поединков;

— создание исторического соответствия в положениях и движениях оружием.

2. Сопряжение воздействий на техническую и функциональную подготовленность обучаемых осуществляется на основе:

— стандартизации техники выполнения основных средств ведения боя;

— освоения атак и защит в заданных дистанционных и моментных условиях начала и завершения схваток;

— регулирования участниками схваток пространственных и временных взаимодействий;

— овладения действиями оружием на основе представлений о направленности взаимоперемещений клинков;

— формирования специальных умений, обеспечивающих продолжение боя в неожиданных ситуациях;

— совершенствования приемов передвижений и двигательных качеств в единых упражнениях.

3. Методика обучения двигательным действиям.

Овладение приемами арт-фехтования проходит в определенной последовательности, включающей фазы ознакомления, разучивания и совершенствования.

Средствами ознакомления являются: рассказ, показ и самостоятельное опробование осваиваемых приемов.

Разучивание предусматривает выполнение упражнений в общем строю, серийно, поточно, по команде педагога и самостоятельно. Важнейшей формой разучивания приемов в арт-фехтовании являются упражнения между партнерами, выполняемые на месте и в передвижении.

Совершенствование приемов проходит в условиях изменения дистанций, преднамеренного чередования действий нападения и обороны по установкам педагога, выполнения приемов в условиях выбора между альтернативными действиями, переключения на другие действия, предвосхищения пространственно-временных параметров действий партнера, выступления перед зрителями и судьями.

4. Методическими установками на освоение и совершенствование техники артистического фехтования являются:

— многократное выполнение приемов передвижений и действий оружием в заданных условиях;

— стабилизация типовых пространственно — временных параметров движений, исходных и конечных положений оружия и звеньев тела занимающихся;

— пространственная вариативность техники передвижений и действий оружием с учетом изменяющегося расстояния до противника, его ростовых данных, длины конечности, быстроты движений и защитных реакций.

5. Сопряжение процесса освоения техники артистического фехтования с оптимизацией двигательной и психической сферы занимающихся предусматривает:

— достижение специализированности разновидностей двигательных реакций (простой, с выбором из двух действий, с переключением от неудавшегося действия к другому действию, на движущийся объект);

— совершенствование двигательной памяти;

— повышение уровня двигательных качеств (быстроты, скоростно-силовых возможностей, координационных способностей, выносливости).

Последовательность обучения видам фехтования

Рекомендуемая последовательность обучения в артистическом фехтовании: неинерционное оружие (спортивная рапира/шпага, колющая шпага, рубяще-колющая шпага, шпага + дага, трость), полуинерционное оружие (тяжелая ренессансная рапира, сабля и т.п.), инерционное оружие (меч и т.п., меч + щит), инерционное оружие длинномерное (копье, алебарда и т.п.)

Основной принцип обучения, гарантирующий грамотное освоение спортсменами всего оружейного арсенала — последовательный переход от легкого (неинерционного) колющего оружия ко все более тяжелому. Критерием возможности перехода от предыдущего вида оружия к освоению следующего является устойчивое владение спортсменом базовой техникой фехтования на всех изученных ранее разновидностях оружия. С увеличением веса и габаритов оружия все большее значение приобретает общефизическая составляющая подготовки спортсмена, развитость его суставно-мышечного аппарата.

Техника фехтования на колющих шпагах

Обязательный состав действий оружием и передвижений:

— боевая стойка

— держание оружия

— шаги вперед

— шаги назад

— шаги в сторону

— скрестные шаги

— скачки вперед

— скачки назад

— выпад

— уход с выпада назад

— перемена боевой стойки

— позиции верхние 4-я, 6-я

— соединения верхние

— показ укола

— атаки уколом прямо в туловище

— атаки переводом в туловище

— верхние защиты прямые

— ответы уколом прямо в туловище

— верхние круговые защиты

— позиции нижние 7-я, 8-я

— соединения нижние

— атаки уколом в ногу

— защиты нижние прямые

— защиты нижние круговые

— контрзащиты верхние и контрответы уколом прямо в туловище

— атаки с финтом и уколом

— атаки с батманом и уколом

— атаки с захватом и уколом

— «завязывание» оружия

— выпад и закрытие вперед, повторный выпад

— ситуационные разновидности атак:

— атаки, начинающие схватку (основные)

— атаки повторные

— атаки ответные

— атаки на подготовку

— контратаки

Техника фехтования на рубяще-колющих шпагах

Обязательный состав действий оружием и передвижений (на основе знаний, полученных при изучении фехтования на колющих шпагах):

— держание оружия

— позиция 5-я

— позиция 6-я

— позиция 3-я

— позиция 4-я

— позиция 1-я

— позиция 2-я

— соединения третье, четвертое, первое, второе

— техника ударов: вертикальные, горизонтальные, диагональные, режущие, лезвием, обухом

— атаки ударом:

в голову, в правый бок, в левый бок, в ногу с замахом слева, в ногу с замахом справа

— защиты от ударов в голову — 5-я и 6-я

— защиты верхние 3-я и 4-я от ударов в туловище

— защиты нижние 1-я и 2-я от ударов в туловище и ноги

— приемы «завязывания» оружия

— атаки с батманом и ударом

— атаки с финтом и ударом

— атаки на подготовку, контратаки, ремизы

— атаки уколом

— контратаки

— уколы и удары с вращением туловища

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика обучения спортсменов основам техники фехтования на колющих и рубяще-колющих шпагах. Рекомендации для начинающих тренеров по арт-фехтованию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я