Иерусалим. Взлет и крушение Великого города

А. Г. Виноградов

Книга А. Г. Виноградова «Иерусалим. Взлет и крушение Великого города» посвящена локализации, расцвету и гибели метрополии мировой религии. Городу, находившемуся не в безводных пустынях Аравии, а в стране, названной античными авторами «земным Раем». В результате эпохального открытия раскрываются тайны древней истории, подтверждаются сведения еврейских, античных и христианских авторов.

Оглавление

Глава 6 Ромеи и халифат

В 326г. при императоре Константине Иерусалим получил свое прежнее название и официально признан был христианским городом. Евсевий Памфил в сочинении «О жизни блаженного василевса Константина» сообщает: «Книга 4. глава 40: О том, что на протяжении трех десятилетий провозгласив трех своих сыновей василевсами, он праздновал освящение храма, созданного им в Иерусалиме».

«Похвала Константину» составлена по поводу тридцатилетия царствования императора в 335г. Но «Жизнь Константина» служит предметом горячих споров. Некоторые исследователи обвиняют его в фальсификации документов.

Население продолжало называть город Кудс. В официальных документах он продолжал именоваться Элия. «Деяние шестнадцатое Халкедонского собора»: «Шестое правило 318-ти святых отцов.… Так как утвердилось обыкновение и есть древнее предание, чтобы чтить и епископа, пребывающего в Элии, то пусть он имеет подобающую честь, а митрополия сохранит собственное достоинство».

Кроме того, историки упускают из виду, тот факт, что Константин переименовывал многие города. Так Филосторгий в «Сокращении Церковной истории» пишет: «Пишет еще, что Константин на 28-м году своего управления перестроил Византию в Константинополь… Константин, построив город, дал ему имя Alma Roma, что по-латыни означает „Славный Рим“, учредил в нем сенат, назначил для граждан щедрую раздачу годовых хлебных припасов и весь прочий государственный порядок устроил столь великолепно, что Константинополь почетом и славой мог соперничать со старейшим Римом». Под именем Roma Константинополь существовал в официальной переписке Оттоманской Порты еще в 18 веке.

Почему бы ему не присвоить было имя городу в Палестине, хотя многие постройки, осуществленные в Иерусалиме при Константине, находятся в Риме. Известен римский монастырь Св. Феклы или Иерусалим.

Всеобщая хроника Эккехарда: «376 год Господень. Магненция, она же Фекла, благороднейшая римская дама, придя в Иерусалим, славилась многочисленными чудесами и смирением».

Император Константин основал в Риме базилику Santa Croce in Gerusalemme.

Базилика Santa Croce in Gerusalemme

В 614г. город в Палестине был завоеван персидским шахиншахом Хозроем 2. В 628г. император Гераклий вернул его, но в 637г. Палестина была захвачена арабами халифа Омара. При этом арабы считали, что заняли не Иерусалим, а Эль-Кудс.

Считается, что при Харуне-ар-Рашиде (786—809г.) некоторые имения в Палестинe были покинуты земледельцами. Одной из причин запустения земель была чума, свирепствовавшая в Палестине в начале царствования ар-Рашида; часть населения вымерла, многие бежали. Кроме чумы, их побуждала бежать война арабов мударитов и теменитов в Сирии в 796—98г. Хотя эта борьба велась главным образом в дамасском округе, но в ней участвовали жители Урдунна и Палестины. Арабское правление не внесло спокойствия в страну.

Во время царствования халифа Ал-Амина (809—13г.) не прекращались смуты и восстания, вызванные борьбой ал-Амина со своим братом ал-Мамуном. Смуты в Палестине и Сирии были настолько велики, что правитель Египта, должен был ехать в Ирак через Хиджаз. К 810г. относится сообщение о захвате власти разными вождями в Сирии, Дамаске, Урдунне и Палестине. Этими смутами и сопровождавшим их голодом воспользовался Фома, патриарх Иерусалимский. Он возобновил обветшавший купол церкви Воскресения в Иерусалиме. Незадолго до этого, христиане подверглись гонению, и многие их новопостроенные церкви были разрушены. В 832г. халиф ал-Мамун (813—33г.) проехал через Сирию и Палестину в Египет. Ему приходилось бороться против целого ряда претендентов на престол и усмирять восстания. В 879г. при Ал-Мутамиде (870—92г.) в Палестине возникла междоусобная война между лахмитами и джузамитами.

В 947г. (932г.) мусульмане в Иерусалиме разорили церковь св. Константина и храм Воскресения. В 976г. (961г.) множество людей бежало в Дамаск, Рамлу и другие города, спасаясь от нашествия греков и голода в северной Сирии. Такое переполнение Палестины озлобленными против греков мусульманами возбудило фанатизм населения и повело в следующем году к разгрому церкви Воскресения в Иерусалиме. Высшее начальство защищало христиан. Правитель Сирии послал одного из своих воевод для охраны патриарха и христиан. Вскоре после этого карматы вторглись в Сирию, овладели Дамаском, его округами, заняли Палестину. Первые четыре года царствования халифа Ал-Азиза (975—96г.) были заняты борьбой в Сирии и Палестине против засевшего в Дамаске турка Алф-текина.

Переход Палестины в 969г. под власть египетской династии Фатимидов, не внес какого-либо существенного изменения в благоприятное положение восточных христиан. Однако в 11 веке обстоятельства изменились. Фатимидский халиф ал-Хаким, открыл в 1002г. жестокое гонение на христиан и иудеев на всем пространстве своих владений. В 1012 году вождь кочевников Муфарридж-ибн-ал-Джаррах восстал против халифа, захватил Сирию, обязал христиан восстановить храм Рождества в Иерусалиме и назвал одного епископа по своему выбору патриархом Иерусалимским.

В 1025г. было заключено перемирие халифа с царем румов, который признал аз-Захира главой мусульман в стране румов и восстановил соборную мечеть в Царьграде. За это аз-Захир восстановил церковь Воскресения в Иерусалиме, разрушенную в 1002г. при ал-Хакиме. Часть церкви уже была восстановлена Муфарриджем-ибн-ал-Джаррахом около 1012г. В 1032г. сильное землетрясение разрушило треть Рамлы; обрушилась часть иерусалимских стен, большие куски отвалились от михраба Давида в Иepyсалиме. В 1067г. во время землетрясения в Палестине и Египте море отступило от берега на расстояние одного дня пути и затем хлынуло обратно, была разрушена Рамла. Скала в Иерусалиме раскололась, но затем приняла свой прежний вид.

В 1070г. в Сирии появился турок Атсиз, один из воевод Мелик-Шаха. Вступив в Палестину, он сначала взял Рамлу, потом Эль-Кудс и овладел всей страной, за исключением Аскалана. Вскоре после этого город восстал, так что Атсиз вынужден был начать осаду города снова. Эль-Кудс был взят вторично, и подвергнут страшному разграблению. В 1085г. когда египетское войско, вступив в Сирию, осадило Дамаск, города Палестины не были заняты гарнизонами турок. В 1086г. Эль-Кудс был в руках турок Ортока, прибрежные города принадлежали египтянам, и власть Ортока, владетеля Эль-Кудса, распространялась не на всю Палестину. В 1097г. при халифе ал-Мустали (1094—1101г.) полководец ал-Афдаль отнял Эль-Кудс у Сукмана и Ильгази, сыновей Ортока. 15 июля 1099г. город был завоеван крестоносцами и сделался столицей Иерусалимского королевства.

В это время написано достаточно много произведений, в которых дается указание на Иерусалим. Но в одних тестах сведения относятся к более поздним ситуациям, а в других название относится явно к другим городам. Иерусалим в Риме, Новый Иерусалим, город в Болгарии и Константинополь и т. д. При этом арабское имя Эль-Кудс при переводах передают как Иерусалим, так что два города смешиваются.

Ал-Белазурий. «Книга завоевания стран» (890г.): «И взял Амр город Рафах на таких же условиях. В то время как он в 16-м году (637—38 г.) осаждал Илию… и два или три дня спустя жители Илии просили у Абу-Убейды пощады и мира на том же условии уплаты поголовной подати и хараджа, на каком сдались жители городов сирийских, и еще с условием быть на таком же положении, как и равные им, и с тем, чтобы договор с ними заключил сам Омар… Омар приехал, остановился в ал-Джабии, что в округе дамасском, затем пошел в Илию, заключил мир с ее жителями и написал им в том грамоту». Город назван Илия.

Aл-Якубий. «Китаб-ал-Булдан» (890г.): «И вернулся Абу-Убейда в Урдунн и осадил жителей Илии, — а это Иерусалим. Они оказали ему сопротивление и задержали его… И написал Абу-Убейда Омару, извещая его о задержке, причиняемой жителями Илии и о их стойкости. Некоторые говорят, что жители Илии просили Абу-Убейду, чтобы с ними заключил мир сам халиф.

Палестинский военный округ. От урдуннского военного округа до палестинского три перехода. Древним главным городом Палестины был город Лудд. Сулейман-ибн-Абд-ал-Мелик, вступив на престол, построил город Рамлу, обезлюдил Лудд и выселил жителей Лудда в Рамлу, которая теперь главный город Палестины… Население этого города состоит из смеси арабов и персов. Зиммии этого города самаритяне. К округам Палестины принадлежат: округ Илии, т. е. Бейт-ал-Макдис, в котором находятся святыни, свидетельствующие о пребывании пророков — спасение да будет над ними!

…Население палестинского военного округа состоит из смеси арабов, принадлежащих к племенам: Лахм, Джузам, Амила, Кинда, Кайс, Кинана. Завоевана была Палестина в 16-м году, после долгого сопротивления, когда прибыл сам Омар-ибн-ал-Хаттаб и заключил договор с жителями округа Илии, т. е. Бейт-ал-Макдиса, которые объявили, что заключат мир только с самим халифом… Кто хочет ехать из Сирии через Палестину в Мекку, должен пройти через дикие, наводящие уныние горы, пока не дойдет до Айлы, а затем до Мадьяна. Дальше он пойдет по дороге, идущих из Египта и Магриба».

Ибн-Рустэ. «Книга драгоценных камней» (903г.): «Округа сирийские: Халеб, Киннесрин, Антакия, Шейзар, Хама, Химс, Фамия, Балабекк, Дамаск, Табария, Рамла, Илия…».

Ал-Масуди. «Книга возбуждения внимания» (948—57г.): «…в Кур-Селаме, а это Иерусалим; этот дом остался до нашего настоящего времени, т. е. до 332-го г., и известен под именем Михраба Давидова. В настоящее время это самое высокое здание в Иерусалиме. С его вершины видны Зловонное Озеро и река Иордан, о которой говорилось выше в этой книге…

Соломон первый построил Бейт-ал-Макдис (священный дом), т. е. ту Месджид-ал-Аксу… Соломон построил дом для себя; это тот дом, который в наше настоящее время известен под названием Кенисет-ал-Кумамы…».

«Золотые копи и россыпи самоцветов» (948—57г.): В правление ал-Мансура 771г. «Сказал ал-Кахир: «Ты сказал, и получилось хорошо, растолковал и объяснил. Сообщи мне об ал-Махди — каковы были нравы его?» Я сказал: «Был он добрым, расточительным, благородным, щедрым. И люди следовали пути его и подражали поведению его, и устремились ко многому. Выезжая, брал он с собой кошельки динарами и дирхамами. Кто бы ни просил него, давал он тому. А если молчал, то раздавались милости шедшими перед — и так он одаривал. Увлекся убиением безбожников и отступившихся от религии, так как появились они в дни его и провозглашать учения свои из-за распространения книг Мани, Ибн Дайсана, Маркийуна, что передали Абдаллах б. ал-Мукаффа и иные. Книги эти были переведены с персидского и ал-фахлавиййа на арабский и сочинены были Ибн Абу-л-Ауджой, Хаммадом Аджрадом, Йахйей б. Зийадом, Мути б. Ийасом в поддержку учений манихейства, ад-дайсаниййа и ал-маркийуниййа. И умножились из-за этого еретики и распространились воззрения их среди людей. Был ал-Махди первым, кто приказал диалектикам-богословам сочинять книги против безбожников и прочих. И они выдвинули доводы против упорствующих, опровергли прелесть и очевидной сделали правду для верных. Принялся отстраивать Запретную мечеть и Мечеть Пророка, да пребудет с ним приветствие и благословение Аллаха, в каком пребывают они до сих пор. Отстроил он Иерусалим, разрушенный землетрясениями».

Ал-Мансур отстроил Багдад и разрушенные землетрясениями 752г. города в Египте и Палестине. По ал-Мекину, в рамадане 752г. произошло страшное землетрясение, разрушившее до 600 городов.

Ибн-Хордадбех. «Книга о путях и царствах» (900г.): «Округ Палестинский. Округ Рамлы; округ Илии, а это есть Бейт-ал-Макдис; между ней и Рамлой 10 миль. Бейт-ал-Макдис был столицей Давида и Соломона — спасение да будет над ними! — Ровоама, сына Соломонова, и потомства Соломона».

Кудама. «Книги о харадже» (10в.): «К округам химсским прилегают области военного округа Дамаска, что в Сирии; они дают 110 тысяч динаров; затем области военного округа Урдунна, что в Сирии; они дают 109 тысяч динаров; затем области военного округа Палестины, что в Сирии, город Рамла и Бейт-ал-Макдис; они дают денег 195 тысяч динаров».

Насири-Хосрау. «Книга путешествия» (1047г.): «От Рамлы до Иерусалима. 3-го Рамадана мы отправились из Рамлы и дошли до селения, которое называется Хатун, а оттуда дошли до другого селения, которое называется Кариет-ал-Инаб. По дороге мы видели много руты растущей в диком состоянии на горах и равнинах. В Кариет-ал-Инабе мы видели вытекающий из скалы источник хорошей, вкусной воды. Там были сделаны колоды и построены здания. Отправясь оттуда, мы стали подниматься и думали, что, взойдя на гору и опустясь по другому ее скату, мы увидим город. Но когда мы поднялись на известную вышину, перед нами развернулась большая равнина, покрытая частью камнем, частью голой землей, и вот на горе раскинулся Бейт-ал-Муккаддас. От прибрежного города Тарабулуса до Иepyсалима 56 фарсахов, а от Балха до Иерусалима 876 фарсахов.

…Жители Сирии и этой окраины называют Иерусалим — Кудс… Много христиан и евреев приходят сюда из областей румов и иных стран для посещения церкви и храма, которые здесь находятся. Здешняя большая церковь будет описана в своем месте. Bсе окрестности Иерусалима и его область состоят из гор, покрытых посевами, оливковыми деревьями, смоковницами и другими растениями. Местность вся безводна; тем не менее продукты изобильны и дешевы. Есть хозяева, из которых каждый сливает по 50,000 менов оливкового масла в колодцы и цистерны. Отсюда его вывозят во все страны света. Говорят, что в Сирии никогда не было голода…

Теперь я опишу Иерусалим. Это город, построенный на вершине горы. Другой воды, кромe дождевой, нет. В окрестностях есть источники, но в самом городе их нет. Город окружен крепкой стеной, построенной из камня с известью, с железными воротами. Вблизи от города нет ни одного дерева, так как Иepycaлим построен на скале. Город велик; в то время, когда я увидал его, в нем было двадцать тысяч мужчин. Базары прекрасны, здания высоки, почва вся устлана каменными плитами; все скалы и неровности почвы срезаны и сглажены, так что когда идет дождь, то вся мостовая города омывается начисто. В этом городе много ремесленников; для каждого ремесла отведен особый ряд лавок. Джамия находится в восточной части города; восточная стена города вместе с тем служит и стеною джамии. Если миновать джамию, то перед вами большая, обширная, гладкая равнина, называемая Сахира.…Между джамией и этим полем, Сахирой, простирается большая, глубокая долина. В этой долине, которая похожа на ров, находятся большие строения, построенные так, как строили древние; я видел домик с вытесанным из камня куполом… Ходит молва, что это дом Фараона.… Если отойти на полфарсаха от города к югу и спуститься в овраг, то встретится источник, бьющий из скалы. Его называют Айн-Сулван (Selwan, Sulwan). Над этим источником возведено много зданий; его вода протекает через селение. Там много построек и садов… Вот что было до времени Соломона, при котором вокруг Сахры, служившей киблой, выстроили мечеть, так что Сахра оказалась в средине храма и служила михрабом для молящихся. До времени нашего Пророка, Мухаммеда Избранника, на Сахру смотрели, как на киблу, и совершали намаз, обращаясь в ее сторону… Co стороны восточной стены в середине площади мечети есть громадный вход, тщательно отделанный, выстроенный из тщательно пригнанных камней, точно высеченный из одного камня, имеющий в вышину пятьдесят гезов и тридцать в ширину. Он покрыт узорами и резьбой. В нем десять красивых дверей, так что между каждой парой дверей находится не более одного столпа. Двери старательно украшены железом и желтой дамасской медью, снабжены кольцами и обиты гвоздями. Говорят, что этот портик соорудил для своего отца Соломон, сын Давида…

В почве Харама вырыто множество цистерн и водоемов; Харам целиком расположен на скале, и сколько бы ни упало дождя, ни одна капля воды не утекает за пределы Харама и не пропадает: вся вода стекает в водоемы, и люди приходят брать ее. Устроены свинцовые водосточные трубы, по которым сбегает вода, а под ними — каменные бассейны с отверстием на дне, так что вода течет через это отверстие и попадает в цистерну не загрязненной и без дурного запаха. В трех фарсахах от Иерусалима я видел громадный водоем, в который собирается вода, стекающая с горы. Из этого водоема, с помощью водопровода, вода доходит до Харама, который есть самое обильное водой место города. В каждом здании есть цистерна, в которую собирают дождевую воду; другой воды там нет; каждый собирает ту воду, которая попала на его крышу. Бани и другие заведения пользуются только дождевой водой. Бассейны, находящиеся в Xapaме, никогда не требуют ремонта, потому что они высечены в сплошной скале; если и были скважины или щели, то oни так прочно заделаны, что никогда не потребуют поправки. Говорят, что эти бассейны сооружены Соломоном. Верхняя часть водоемов имеет вид таннура, а отверстие колодца покрыто камнем, чтобы в него ничто не могло упасть. Вода этого города вкуснее и чище всякой другой воды. Даже после небольшого дождя в течение двух-трех дней из водосточных труб стекает вода, так что небо прояснилось и не осталось и следа, а капли дождя все еще падают. Я сказал, что город Иерусалим построен на горе и что местность, которую он занимает, неровна. Но в Хараме почва выровнена и гладка… Над этим проходом выстроено крытое помещение Месджид. Проход так прочен, что возведение над ним такого громадного здания нисколько не отразилось на нем. Здесь для постройки пользовались такими глыбами, что ум отказывается верить, чтобы хватило сил человеческих для их передвижения и постановки на место. Это сооружение приписывается Соломону, сыну Давида… В середине помещается терраса; эта терраса была сооружена потому, что Сахра (Скала) высока, и ее невозможно было перенести в крытое помещение… Когда поднимаются на террасу, то становится видна крыша Месджид. В середине этой террасы под почвой вырыта цистерна, в которую собирается по водостокам вся дождевая вода, падающая на эту часть Харама. В этой цистерне находится самая чистая и вкусная вода всего Харама. На этой террасе находятся четыре покрытых куполом здания…

Харам построен так, что терраса приходится посередине двора, покрытое куполом здание Сахры — посередине террасы, и Сахра — посередине куполообразного здания… Сахра — камень синего цвета; никогда никто на ставил на нее своей ноги. По направлению к кибле в одном месте есть скат. Этот скат имеет такой вид, будто тут кто-то прошел, причем его нога вдавилась в этот камень, как в мягкую глину, и на нем остались отпечатки пальцев ноги. Таких следов на нем имеется семь… Под Сахрой есть большая пещера, в которой постоянно горят свечи. Говорят, что когда Сахра сделала движение, чтобы подняться, то под ней образовалось пустое пространство, которое осталось после того, как Сахра улеглась… Во дворе Харама, но не на террасе, с северной стороны есть нечто вроде маленькой мечети, похожее на ограду из тесаного камня с стенами, более человеческого роста. Это здание называется михрабом Давида; вблизи ограды находится камень, в рост человека; его верхушка немного больше молитвенного коврика; камень неровен. Говорят, что это трон Соломона, на котором он сидел во время постройки храма. Вот что я видел в Хараме Иерусалима; я сделал рисунок и присоединил его к моему дневнику. По части диковинок я видел в Хараме дерево гурии».

Вообще арабы 7—11в. называли город Илия, Бейт-ал-Макдис, Бейт-ал-Муккаддас, Кур-Селам, Кудс — но переводы дают Иерусалим, как и арабское название Шам передают как Сирия и Дамаск.

Упоминания многочисленных построек Соломона в Сирии могло быть связано и с тем фактом, что в Палестине достаточно долго строили правители, имевшие такое же имя. Их постройки могли связываться затем с именем царя. Халиф ал-Валид (705—15г.) назначил правителем Палестины своего брата, Сулеймана. Он основал город Рамлу и сделал его административным центром Палестинского военного округа. Затем Сулейман стал халифом. Известие о своем воцарении халиф Сулейман (715—17г.) получил в Рамле. Сыновья Сулеймана жили в Палестине и пользовались любовью ее жителей. Халиф Язид III (744г.) назначил правителем Палестины полководца Сулеймана-ибн-Хишама. Наместниками Сирии и Палестины были Сулейман ибн аль-Мансур (811—15г.) и Сулейман ибн Фаллах (996—1002г.).

Рамлу основанную в 8в. халифом Сулейманом позднее стали считать римским городом Кессарией Филипповой. Даниил Эфесский (1493г.). «Рассказ и путешествие Даниила митрополита Ефесского»: «Отсюда отправились мы в Кесарию Филиппову, ныне так называемый Рамблий».

В отличие от арабских Иерусалим во многих европейских сообщениях не мог размещаться в Сирии.

Анналы Хилдесхайма: «Император Карл умер в Ахене 28 января, в субботу, в 814г. от воплощения Господня, 6 индикта, и стал править вместо него Людовик, его сын. В этом году, 1 числа месяца августа, император провёл с франками сейм, и греческие послы просили у него помощи против болгар и прочих варварских народов. В это время Иерусалим был разорён персами, и сильным гонениям подверглись христиане в восточных землях.

878г. В этом году произошло солнечное затмение».

В халифате в 749г. к власти пришли Абассиды из Персии и Эль-Кудс до 969г. оставался под властью халифов Багдада. Разорение своих городов в Палестине при аль-Мамуне не отмечено. Хотя его приход к власти связан с походом персов на арабов (811—13г.), осадой и разрушением Багдада (города Мира) и последовавшим присоединением западных провинций, а затем, с 815г. гражданской войной в Ираке.

Гонения христиан в восточных землях было не у арабов, а в империи. Правивший в 813—20г. римский император Лев V Армянин (Леон Арцруни) в апреле 815г. сместил константинопольского патриарха Никифора, созвал церковный Собор, на котором были отменены постановления Никейского Собора 787г. восстановившего почитание икон и провозглашен возврат к постановлениям иконоборческого Собора в Гиерии 753г. Одновременно проходили гонения на противников подобного решения. Политика Льва была суровой, она основывалась на жесточайшем терроре. Отношения Ромеи и халифата стали враждебными, соперничество продолжалось в пограничных районах.

Многие тексты, датированные ранним периодом, относятся к более поздним ситуациям и реально выполнены после 11в.

«Бордоский путник» (333г.): «станция Иеронпотамус (Hieronpotamum, Hierospotamos — река впадающая в Сакарию)…станция Цэна (Саеnа, Соnа, Бегагли на р. Кирк-Гечик)… Сирия. Здесь находится гора Кармил (Carmelus), где Илия приносил жертву… Отсюда Иерусалим (Hierusalem)… Также если выйти из Иерусалима, чтоб подняться на Сион (Sion), на левой стороне и внизу в долине, возле стены, находится водоем, называемый Силоа (Siloa, аин Силван) имеющий четыре крытых хода и другой большой водоем (биркет ел-Гамра) вне города. Источник этот течет в продолжение шести дней и ночей, на седьмой же день, который есть суббота, он вовсе не течет ни днем, ни ночью… Также если идти из Иерусалима в ворота, находящиеся на восток, чтоб подняться на гору Масличную (Oliveti, джебел ет-Тор), долина, называемая Иосафатова (Вади ситти Мариам)… Отсюда в тысячи пятистах шагах к востоку, селение, называемое Вифания (Веthania, ел-Азирие)». Рукопись в пергаментном кодексе относят к 10в. Описание деталей относит ее к эпохе Певтингеровых карт (13—16в.).

«Паломничество по святым местам» (4в.): «…Затем, по прошествии некоторого времени, я пожелала посетить страну Авситидийскую, для того чтобы увидать гробницу святого Иова, молитвы ради. Я видала многих святых отшельников, приходивших оттуда в Иерусалим для посещения святых мест, молитвы ради: они, рассказывая подробности об этой местности, возбудили во мне сильное желание подъять на себя труд посетить и ее, если только можно назвать трудом то, когда человек видит исполнение своего желания. И так, я отправилась из Иерусалима со святыми мужами, которые соблаговолили провожать меня на пути, и сами отправлялись молитвы ради. И так, держа путь от Иерусалима до Карней, мы прошли восемь ночлегов (Карнеями зовется теперь город Иова, который прежде назывался Деннава в земле Авситидийской, на границах Идумеи и Аравии). Идя этим путем, я видела на берегу реки Иордана долину весьма прекрасную и приятную, обилующую виноградниками и деревьями, потому что там было много превосходной воды. В этой долине есть большое поселение, которое теперь называется Седима. И так, в этом поселении, находящемся среди равнины, в центре есть пригорок небольшой, но сделанный так, как обыкновенно делаются надгробия, и притом большая. Там на верху есть церковь, а внизу, кругом пригорка, видны большие древние основания. Теперь в поселении живут некоторые толпы. Я, увидав столь прелестное место, спросила: какое это столь приятное место? Тогда мне сказали: это есть город царя Мельхиседека, называвшийся прежде Салем, откуда теперь, в испорченной речи, поселение зовется Седима. На этом пригорке, лежащем в центре поселения, на верху его, постройка, которую видишь, есть церковь; эта церковь называется теперь на греческом языке opu melchis et haec…». Рукопись датируют 12 в., известна с 1884г.

«Путник Антонина из Плаценции» (6в.): «Когда мы поднимались с горней в Иерусалим, недалеко от Иерусалима мы прибыли в Ваорим (Баорим, Вараним, Вафирим, Ваурим лежал близ Иерусалима, между Масличной горой и Иорданом, отожествляют с Абу-Дис, с Сур Бахир, с хирбет Альмит), а затем, на лево к сооружениям на горе Масличной, в Вифанию, к гробу Лазаря. Обозревая эти долины и обходя многие келлии, много чудесных местностей, мы видели на горе Масличной множество затворников, мужчин и женщин. И вверху, на горе, на том месте, откуда вознесся Господь, мы видели много чудесного, и келлию, где затворилась святая Пелагия и где она почивает в теле. На этой горе почивают Иаков Зеведеев, Клеопа и многие телеса святых.

Затем мы пришли в святую базилику Сион, где много чудес, между которыми то, что читается о краеугольном камне, его же небрегоша зиждущие». Рукопись относят к 16в.

Соглашение Омара I (634—44г.) с христианами Иерусалима: «Копия указа Его Величества государя нашего Омара-ибн-ал-Хаттаба… остальным разрядам христиан, там находящимся, как-то грузинам, абиссинцам, приходящим на поклонение франкам, коптам, сирийцам, армянам, несторианам и яковитам, которые следуют за вышеупомянутым патриархом, так что он будет во главе их».

Текст явно относится ко времени после 1099г. Кроме присутствия франков, среди иностранцев отсутствуют румы (ромеи), а лишь после 1517г. они оказались в одном государстве с Палестиной.

Ал-Мукаддасий. «Лучшее из делений для познания климатов» (985г.): «Нет между главными городами округов города большего, чем Бейт-ал-Макдис (называется также Илия и ал-Балат); многие столицы областей, как например Истахр, Каин и ал-Ферама, меньше его. В Иерусалиме не бывает ни сильного холода, ни жары, и редко в нем падает снег. Когда судья Абу-л-Касим, сын судьи Мекки и Медины, спросил меня о его климате, я сказал: «он умерен; не бывает ни жары, ни сильного холода». Он ответил: «такой климат свойствен раю». Здания иерусалимские каменные; более красивых и более прочных ты не найдешь, как не найдешь ни людей более порядочных, чем жители Иepyсалима, ни более приятной жизни, чем его жизнь, ни более опрятных торговых улиц, чем в нем, ни мечети большей, чем его мечеть, ни большего числа святых мест, чем в нем. Виноград его славится; нет айвы, которые могли бы сравниться с его айвами; в нем всякие мастера и врачи, к нему стремится сердце всякого умного, и не бывает дня без того, чтобы в нем не было иноземца.

…При всем том в этом городе есть много недостатков. В Пятикнижии сказано: Иерусалим — золотой сосуд, наполненный скорпионами. Ты не найдешь более грязных бань и более тяжелого налога, чем в Иерусалиме; ученых — мало, христиан — много, жители неприветливы. На площади и в караван-сараях взимается тяжелая пошлина с продаваемых там товаров; при воротах стоят полицейские, и никто не может купить какой-либо предмет пользования иначе как там, несмотря на недостаточность своих средств. Обиженный беспомощен, человек с положением озабочен, богатому завидуют, законоведом пренебрегают, знатоков словесности не посещают; нет места, где собирались бы для обсуждения; преподавания не существует. Христиане и евреи взяли верх в Иерусалиме, и мечеть пустует без собраний и заседаний. Город меньше Мекки, но больше Медины; но он очень населен, так как сюда съезжается множество людей с востока и запада, христиан и евреев, над ним крепость, частью построенная на горе, а вокруг остальной части города окоп. Городских ворот восемь железных: Баб-Сихьяун (Ворота Cионские), Баб-ат-Тих (Ворота Пустыни), Баб-ал-Балат (Дворцовые ворота), Баб-Джубб-Ирмия (Ворота колодца Иеремии), Баб-Сульван (Ворота Силоамские). Баб-Ариха (Ворота Иерихонские), Баб-ал-Амуд (Ворота Колонны), Баб-Михраб-Дауд (Ворота Давидова михраба). В Иерусалиме изобилие воды; сложилась поговорка: азан да вода — в Иерусалиме господа. В редком доме нет одной или нескольких цистерн. Больших прудов три: пруд Израильтян, пруд Соломона и пруд Ияда. При них бани, и в них стекают уличные ручьи. В мечети двадцать колодцев, образующих пруд. В редком квартале нет колодцев для всеобщего пользования; но они наполняются уличной водой.

В одной лощине устроены два пруда; сюда зимой стекают ручьи, и отсюда проведен в город водопровод, который наполняет весной цистерны джамии и иные».

Город, в котором христиане и евреи взяли верх, мог быть только после 1099г.

Нет никакой информации о паломничествах до 11 века из Ромеи в Святую Землю. Ромейский монах Епифаний, автор первого греческого итинерария в Святую Землю, составил описание Палестины до Крестовых походов, однако его время нельзя определить с точностью. Все остальные греческие описания относятся к путешествиям после 15в. из Египта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иерусалим. Взлет и крушение Великого города предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я