Авеста. Денкард. Древний канон

А. Г. Виноградов

Денкард (деяния веры) – это энциклопедия зороастрийской веры девятого века, с обширными цитатами из материалов тысячелетней давности, включая утерянные авестийские тексты. Помимо Авесты, это самый ценный источник информации об этой веры. Этот том содержит подробное содержание гатических насков Древнего канона, большая часть которых теперь утеряна.В 9-ю книгу включены детали первоначальных текстов «Авесты».На русский язык 9-я книга Декарда ранее не переводилась.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Авеста. Денкард. Древний канон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Варшт-манср Наск (Warsht-mansr Nask)

Фаргард 1

Зартошт рассказывает о своем рождении Майдок-маху; его первые три высказывания, которые разогнали демонов; его исповедание веры, совет Омазда и его принятие, ропот злого духа, творение Ормазда, почитание огня, воды и духа.

1. Из Варшт-мансра (Warsht-mansr) [1] двадцать три фаргарда, и первый — Аетрапаитский (Aethrapaitish) [2], по прошению Зартошта (Zartosht), Майдок-махом (Maidok-mah) [3], о характере рождения Зартошта, и его приход в веру.

2. И ответ Зартошта о боевом сближении животворящего и смертоносного духов при его рождении [4].

3. Это также то, что, когда односельчане той, которая его родила, увидели его голову, они сочли ее плечом Ардуисура (Arduisur) [5], а его грудь и спину — Ашишвангом (Ashishwangh), и когда они увидели его полную грудь, они сочли это проявлением духа щедрости [6]; и рядом с ним была каянская слава [7], чтобы натирать (муштано) его грудь.

4. Говоря о Зартоште духовно, о тяжелом появлении его головы [8], таким образом: «Как духовный владыка есть мое желание, скажи мне ты, кто есть Зоти [9]»; и ответ Ормазда таков: «Ты должен быть учителем жрецов в отношении любой праведности, которую я изрекаю с праведным разумом; ты очень ценен, ты очень праведный, ты самый разумный, и ты будешь излагать веру поклонников Мазды всем созданиям».

5. Через сие изречение стрела достигает духовно демонов, как от могучего главного воина Кая Виштаспа (Kay Vishtasp), подобно ему в горном жилище, который пустил стрелу для нападения (паткопишно) против тех в кольчугах.

6. Злой дух возроптал (дандидо) на демонов так: «Зло стало вам, демоны, а вы ненаблюдательны».

7. Так и Зартошт провозгласил жизнь, свободную от владычества бесов, когда то же самое изречение было произнесено им, так: «Как духовный владыка есть желание мое»; и при падении демонов на Зартошт для его уничтожения им противостояло воплощение (тану) его духовного существования в этом оружии, исходящем от Зартошта, чтобы удержать их.

8. И он снова сказал так: «Вера благодетелей развивается там в том, кто благодаря добрым делам получает радость благодаря своей праведности; и, чрез сие изречение, достигает духовно демонов стрела, равная десяти из сказанного прежде, и, при падении бесов на Зартошта для его погибели, она духовно противостояла им, и то оружие, исходящее от Зартошт сдерживал их.

9. Третье высказывание Зартошта, когда он поднял руки, было таким: «То, что произвело первое существование, должно так практиковаться, с вниманием, посредством действий, которые должны быть скрыты тем, кто является жреческой властью (rado); и чрез сие слово стрела достигает духовно демонов, равная сотне сказанного вначале; а при падении демона на Зартошт для его смерти его дух, как священное существо, удерживал демона от Зартошта.

10. И когда выведено было все тело Зартошта, смута (асипо) пришла к бесам, и бесы поспешно бросились обратно в ад; свет усилился среди созданий, и каждое создание благодетельного священного существа радуется и говорит о добродетельном поведении.

11. И Ормазд с радостью забрал Зартошта, чтобы обеспечить ему безопасность, и Ардуисур, Ашишванг и первобытная и каянская слава в теле Зартошта говорили Зартошту о его произведении Ормаздом так: «Ты должен думать о том, кто мудр.»

12. Вслед за этим Зартошт говорил духовно в ответ так: «Я мазда-поклонник, я исповедую мазда-поклонение Зартошту; а это значит, что я апостол Ормазда, и меня послал Ормазд».

13. И Ормазд сказал Зартошту так: «Что касается священных существ мирского существования, проси у них товарищества; но что касается демонов, ты жаждешь (дош) [10] отделения от каждого из них; практикуй добрые мысли, добрые слова и добрые дела и воздерживайся от злых мыслей, злых слов и злых дел».

14. Также о неусыпном почитании святых существ и награде за это; не усиливая дурное и не ослабляя добро; толкование для нарушителя веры (дино-падреш) и создание щедрости для тех, кто принимает веру; и не отворачиваться от веры из-за любви к телу и жизни.

15. Принятие таких советов духовно Зартоштом, и его прославление Ормазда, за творчество, владычество и всякое благо, и первичных архангелов и других добрых творений, каждого в отдельности, за свою особую славу [11].

16. И, впоследствии, злобное ворчание злого духа, на эту досаду, таким образом: я произвел, для раздражения любого сторонника этой веры твоей, 99 999 волшебников, 99 999 волкопоклонников [12], и 99 999 отступников».

17. Ормазд сказал Зартошту так: «Стойко держи эту веру, ибо с помощью этой веры я, кто есть Ормазд, буду с тобой, и всеведущая мудрость становится твоей и распространяется на твоих учеников, Майдок-мах (Maidok-mah), Паршадгаво (Parshadgavo) [13], Сено (Seno) [14], Кей Виштасп, Фрашостар и Джамасп (Kay Vishtasp, Frashostar, Jamasp), учитель общественного благочестия и воли праведных, кроме многих из людей прилежных и даже праздных, и их добрые дела и похвала будут принадлежать тебе».

18. Аналогично о мирском проявлении веры Зартошту Ормаздом, принятии веры Зартоштом через декламацию и веру и почитании Ахунвара Зартоштом.

19. Также о том, что Ормазд сотворил тварей в духовном бытии, и об уделении их земному бытию, о превосходстве праведника над другими тварями, а среди людей того, кто уповает на положения закон и его неизменяемость от добра, и кто является учителем и поставщиком учения о преимущественном существовании хорошей веры священных существ.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Авеста. Денкард. Древний канон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я