Патриотическое воспитание – педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребёнка. Никакие знания не дадут результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, городом.Конспекты занятий содержат материалы по истории Евпатории. Их цель – проявление у детей интереса к её прошлому и настоящему, воспитание гордости за свой город, стремление сохранить его традиции.Мы надеемся, что сборник найдёт своих читателей среди педагогов и родителей детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Увлекательные истории о родной Евпатории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2.
Пять поводов увидеть Евпаторию
Конспект НОД
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром
Тема: «Город, где звучит детский смех,
или
Пять поводов увидеть Евпаторию»
Цель: формировать знания и представления детей о родном городе, как о курорте.
Задачи
образовательные:
— закрепить и расширить знания детей о родном городе, его климатических особенностях;
— расширять представления детей о том, что делает родной город курортом;
— познакомить с природным своеобразием родного города;
— расширять представления детей о труде взрослых, познакомить с профессией менеджер по туризму;
— познакомить детей с понятием «реклама» — одним из средств информации;
развивающие:
— развивать познавательный интерес, желание знакомиться с родным городом;
— развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности, вызвать желание понимать суть явлений, выявлять их взаимосвязь;
— развивать внимание, память, мышление;
— развивать эмоциональную отзывчивость;
воспитательные:
— воспитывать чувство гордости за свой родной город;
— формировать активную гражданскую позицию участника жизни родного города-курорта;
— вызвать желание быть гостеприимными хозяевами для гостей города.
Словарь: агентство туристическое, город-курорт, менеджер по туризму, лечебные грязи, озеро Мойнаки, рапа, реклама.
Материалы и оборудование: видеофильм «Выставка евпаторийского фотохудожника А. Семенченко «Моя Евпатория», аудиозапись «Ветерок над Евпаторией», видеоролик «Виды Евпатории», аудиозапись песни «Артек. Чёрное море», презентация «Евпатория — город-курорт», карта с туристическими маршрутами Евпатории, лист картона, сложенный пополам, картинки с видами Евпатории, цветные карандаши, клей, стаканы с водой, соль, сырые яйца, световые песочные планшеты.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство», дидактическая игра «Реклама», беседы «Евпатория — город курорт», «Для чего нужна реклама?», поисково-исследовательская деятельность «Как сделать солёную воду?», «Как из солёной воды получить питьевую?», просмотр презентации «Евпатория — курортоград».
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Дети входят под музыку «Ветерок над Евпаторией» на стихотворение В. Маяковского.
Слайд 1. Евпатория.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение.
Для начала встанем в круг.
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся
(Дети берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся.
(Смотрят друг на друга с улыбкой).
Настроение на «пять»! —
Можно встречу начинать.
2. Основная часть.
Воспитатель:
На Крымской земле возле самого моря
Сверкает огнями моя Евпатория.
Пускай этот город совсем небольшой,
Но все же люблю я его всей душой.
Сегодня мы с вами поговорим о самом замечательном городе на Земле, о нашем родном городе Евпатория. Ребята, как называют жителей города Евпатории?
Дети: Евпаторийцы.
На экране проходит демонстрация видеофильма о Евпатории, которая сопровождается рассказом воспитателя.
Воспитатель: Наша Евпатория — город-курорт. Курорт — это местность с природными лечебными свойствами (минеральными источниками и грязями) и санаториями для лечения. Расположен город на берегу Каламитского залива Чёрного моря. Евпатория — город мира, добра, солнца и тепла.
Рано поутру в Евпатории слышатся вздохи ворчливого моря. Пробуждается Евпатория, всю ночь не спит маяк-ревун: он стережёт спокойный сон города. До восхода солнца на рассвете кричат чайки: они спорят, кто первым увидит солнце. Звенит трамвай. Слышен детский смех на набережной. Утро наступило, город проснулся.
В Евпаторию летом приезжает много людей. Как вы думаете, почему в наш город к берегу Чёрного моря приезжает так много гостей из разных краёв?
Ответы: Люди приезжают, чтобы отдохнуть, получить лечение, увидеть Чёрное море, санатории, походить босиком по тёплому песочку. Они приезжают в наш город к Чёрному морю, чтобы купаться в его тёплой воде, греться под жарким солнцем, дышать полезным морским воздухом. Морская вода, солнце и воздух — природные лекарства и т. д.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как люди выбирают место, куда хотят поехать отдыхать и лечиться?
Дети: Узнают из рекламы, обращаются в туристическое агентство.
Воспитатель: Правильно. Реклама — это короткий красочный рассказ или видеоролик о предметах или событиях вокруг нас. Скажите, пожалуйста, а для чего нам нужна реклама? Зачем её придумывают люди?
Дети: Из рекламы люди узнают о предметах, вещах, новых товарах.
Воспитатель: Молодцы, реклама действительно нужна для того, чтобы люди узнавали о новых предметах и вещах, о новых городах и курортах. Реклама привлекает наше внимание и помогает нам решить, стоит ли идти за этой вещью в магазин или отправиться в путешествие, или на лечение в этот город. Вспомните, какая бывает реклама?
Дети: Текстовая реклама, реклама на телевидении и радио, рекламные листовки, рекламные плакаты, банеры.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы получше рассмотреть предлагаемую рекламу.
Глазодвигательная гимнастика.
Раз — налево, два — направо,
Три — наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
То на пол, то на карниз.
Взгляд направим ближе, дальше.
Тренируем мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше —
Убедитесь вы сейчас.
Воспитатель: Внимание на экран!
На экране видеореклама туристического агентства.
Воспитатель: Какая интересная реклама туристического агентства! Ребята, как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы путешествие состоялось?
Дети: Прийти в туристическое агентство, выбрать город, отель, гостиницу, санаторий, купить путёвку и билеты, собрать вещи и отправиться в путешествие.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам открыть своё туристическое агентство! (Давайте!) Как мы его назовём? (Варианты ответов детей). В туристическом агентстве работают менеджеры по туризму, они помогают людям выбрать город для путешествия и разработать маршрут. Сегодня мы с вами станем менеджерами по туризму. Подумаем, как будем рекламировать наш город посетителям и гостям. Назовите объекты, которые могут привлечь туристов и гостей в наш город-курорт.
Дети: Чёрное море, лечебные грязи, песочные пляжи, детская здравница, климат.
Воспитатель: Правильно, ребята. Первое, что видят люди при въезде в наш город, это символ в виде солнца и мальчика, который держит в руках дельфина.
Слайд 2. Въезд в Евпаторию.
Воспитатель: Это визитная карточка города. Евпатория — это солнечный город. В Евпатории более 280 солнечных дней в году! А солнце — это универсальный антидепрессант, источник радости и хорошего настроения. Подскажите, какой витамин вырабатывается в организме человека благодаря солнцу?
Дети: Витамин «Д».
Воспитатель: Правильно, в организме вырабатывается необходимый для детей и взрослых витамин «Д» и гормон счастья — серотонин. Так что, если вы в поисках счастья, — то вам в Евпаторию! Вот поэтому наш город называют город-курорт.
Слайд №3. Чёрное море.
Воспитатель: Евпатория расположена на берегу Чёрного моря, вода которого быстро и равномерно прогревается. Здесь редки штормы и холодные течения. Купальный сезон длится почти 5 месяцев. Вода в мае прогревается до 17—19 градусов, а в августе нередко достигает 27 градусов. И лишь в конце октября температура снижается до 16—18 градусов.
Дидактическая игра «Найди слова о море».
Воспитатель: Ребята, опишите одним словом, какое бывает море.
Дети: Ласковое, бурное, тёплое, солёное и т. д.
Воспитатель: Что можно делать в море?
Дети: Плавать, купаться, нырять и т. д.
Воспитатель: Назовите представителей живой природы в Чёрном море.
Дети: Дельфин, медуза и т. д.
Воспитатель: Назовите представителей неживой природы в Чёрном море.
Дети: Морская вода, камни, песок и др.
Воспитатель: Назовите полезные свойства морской воды.
Дети: Морская вода содержит полезные для человека вещества, обладает закаливающим действием, и др.
Воспитатель: Всё правильно, ребята. Я добавлю, что в морской воде около 30 полезных для человека микроэлементов и минералов. И ещё она содержит сероводород, который благоприятно воздействует на сердце и сосуды человека. Одно из свойств морской воды — антибактериальное, т.е., если у вас на теле есть ранки, или ссадины, купайтесь в морской воде, и они быстрее заживут.
Поисково-исследовательская деятельность.
Слайд 4. Чёрное море.
Воспитатель: Чёрное море — самое комфортное по концентрации соли (18 г на 1 литр) для здоровья человека. Вода Чёрного моря не раздражает слизистую и кожные покровы, а наоборот, способствует их заживлению. А ещё в море легко плавать. Чтобы вы могли рассказать нашим гостям, почему так происходит, я предлагаю вам провести опыт в нашей лаборатории.
Дети переходят к столу с надписью «Лаборатория», садятся вокруг на стулья. Перед каждым ребёнком стоит тарелка с солью и ложка.
Воспитатель: Для проведения опыта нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана с чистой водой и соль. Потрогайте соль и скажите, какая она на ощупь?
Дети: Твёрдая, сыпучая, сухая.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если соль положить в воду?
Дети: Соль растворится.
Воспитатель: Давайте мы это проверим. Каждый из вас наберите половину ложки соли и насыпьте соль в стакан с водой. Перемешайте соль с водой. Опишите, что происходит с солью.
Дети: Соль растворилась в воде. Соль растворилась, вода осталась прозрачной.
Воспитатель: Соль растворилась и её теперь не видно. Подумайте и скажите, если соль растворилась в воде, то какой на вкус стала вода?
Дети: Солёной.
Воспитатель: Делаем вывод: соль растворяется в воде, вода с солью становится солёной.
Воспитатель: Возьмём яйцо и опустим его в простую, пресную воду. Расскажите, что происходит с яйцом?
Дети: Яйцо опустилось на дно.
Воспитатель: Верно, яйцо опустилось на дно. Теперь опустим другое яйцо в стакан с солёной водой. Что сейчас происходит с яйцом?
Дети: Яйцо плавает на поверхности.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?
Дети: Солёная вода удерживает яйцо на поверхности.
Воспитатель: Правильно, ребята, соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В Чёрном море вода солёная, и человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Вот почему так легко плавать в море. Но, купаясь в море, надо обязательно выполнять правила безопасности. Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем много о свойствах морской воды и сможем прорекламировать это нашим посетителям. Возвращаемся в наше туристическое агентство. Главное богатство Евпатории — это песчаные пляжи.
Слайд 5. Пляжи Евпатории.
Ни один город Крыма не может похвастаться такими пляжами: широкими с золотистым песком, пологим берегом и тёплой прозрачной морской водой! Их протяжённость — свыше 15 км, а ширина достигает 70 метров.
Слайд 6. Морской песок.
Ребята, песок — это чудо природы, его используют в различных сферах деятельности человека — при строительстве, для благоустройства территории, в ландшафтном дизайне, в сельском хозяйстве, а ещё на песке можно рисовать. Я предлагаю вам пройти к столам, здесь на планшетах лежит песок наших евпаторийских пляжей. Но прежде чем заняться рисованием, давайте подготовим наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Море и песок».
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны).
Что нам чудится в тумане?
(Вытягивают руки вперёд и сжимают пальцы).
Это — мачты кораблей,
(Складывают руки ладошками друг к другу).
Пусть плывут сюда скорей!
(Двигают сложенными ладошками влево и вправо).
Мы по берегу гуляем, моряков мы поджидаем,
(Перебирают пальцами, изображая ходьбу).
Ищем ракушки в песке
(Сжимают и разжимают пальцы).
И сжимаем в кулаке.
(Сжимают кулаки).
Воспитатель: Опустите руку в песок и скажите, что вы чувствуете, какой песок на ощупь?
Дети: Сыпучий, сухой, шершавый, прохладный и т. д.
Воспитатель: Предлагаю вам изобразить на песке свою песочную фантазию.
Звучит музыка, дети рисуют на песочных световых планшетах.
Воспитатель: Замечательные рисунки получились, мы сделаем в нашем агентстве выставку под названием «Евпаторийская песочная фантазия» и будем приглашать на выставку наших посетителей.
Сердце Евпатории — это озеро Мойнаки. Ребята, почему Мойнаки называют лечебным озером?
Слайд 7. Озеро Мойнаки.
Дети: В озере лечебная солёная вода (рапа), а на дне — лечебные иловые грязи.
Воспитатель: Назовите вещества, которые входят в состав лечебных грязей.
Дети: Минеральные соли, органические и неорганические вещества, микроорганизмы, газы — метан и сероводород.
Воспитатель: Мойнаки — это неглубокое солёное озеро лиманного типа площадью 1,76 км². Его целебная рапа и лечебные грязи (пелоиды) старше тех, что содержатся в Мёртвом море, и славятся высокой концентрацией солей и микроэлементов. Ещё в 1913 году в Путеводителе-справочнике писали, что Евпатория — один из редких курортов, где возможно комбинированное лечение грязями, морскими и лиманными купаниями. В 1884 году (почти 150 лет назад) евпаторийские врачи С. И. Ходжаш и С. П. Цеценовский начали строительство грязелечебницы «Мойнаки».
С тех пор популярность Евпатории-курорта стремительно росла. Ежегодно на грязелечение ехали гости со всей страны.
Слайд 8. Грязелечебница Мойнаки.
В 2021 году самой большой радостью для горожан стало известие о том, что городу выделены средства на реконструкцию лечебного учреждения Мойнаки. И скоро оно заработает с новыми силами и оборудованием. Много людей оздоровятся на базе нашего города. Это ещё раз подтверждает, что Евпатория — город-курорт. Евпатория — город детства, где всегда звучит весёлый детский смех, и в Евпатории лучший семейный отдых. Здесь есть 2 аквапарка (Слайд 9), Дельфинарий (Слайд 10), Парк динозавров (Слайд 11), Театр юного зрителя «Золотой ключик» (Слайд 12), театры и музеи, детские санатории и, конечно, будто специально созданные для детей пляжи: с пологим берегом, мягким песком, безопасным мелководьем и тёплой чистой водой. Очень часто здесь проводятся разные фестивали (Слайды 13, 14. Фестивали в Евпатории). Ребята, предлагаю вам отдохнуть и принять участие в праздничном флешмобе.
Флешмоб. Песня «Артек. Чёрное море».
3. Практическая часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы с вами узнали, как можно рекламировать наш город посетителям и гостям. Давайте ещё раз назовём, что может привлечь туристов и гостей в наш город-курорт.
Дети: Чёрное море, лечебные грязи, песочные пляжи, детская здравница, климат и др.
Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на команды.
Дети делятся на команды по цифрам на бейджиках и проходят к столам.
Воспитатель: Ребята, вы, как менеджеры по рекламе, сейчас сделаете рекламную листовку о нашем городе Евпатория. У вас на столах лежат чистый лист картона, карандаши, клей и картинки с видами Евпатории. Вам нужно оформить рекламу так, чтобы она заинтересовала наших гостей, и они выбрали именно наш город для отдыха. Когда рекламная листовка будет готова, каждая команда прорекламирует наш замечательный город-курорт Евпаторию.
Во время выполнения работы звучит музыка «Морская волна». После выполнения работы каждая команда представляет свою рекламную листовку.
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились очень интересные рекламные листовки. Я думаю, что, увидев их, всем захочется обязательно посетить наш замечательный город-курорт.
Рефлексия.
1 ребёнок:
Золотистый песок и лазурное небо.
Евпатория — солнечный край!
Ах, какие здесь звёзды, закаты, рассветы!
Наслаждайся, лови их, вдыхай.
2 ребёнок:
Лето, море, солнечный кураж,
Дельфинарий, акватория…
Приглашает нас на пляж
Город Евпатория!
3 ребёнок:
Евпатория, Евпатория —
Это солнце и яркие краски.
Евпатория, Евпатория —
Вечно юный наш город из сказки.
Воспитатель: Есть много городов, у всех своя история, но нет милее на Земле, чем наша Евпатория.
Сценарий
досуга для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие на трамвае желания»
Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой родной город, свою Родину; способствовать формированию речевой культуры у детей; привлечь внимание дошкольников к культурному и историческому наследию города Евпатория.
Задачи
образовательная:
— расширять кругозор детей;
— в доступной форме обобщить и обогатить знания детей об историческом прошлом и настоящем родного города на материалах краеведческого музея, экскурсии по Малому Иерусалиму и мини-музея детского сада;
развивающие:
— развивать основные мыслительные процессы: внимание, память, мышление, воображение детей;
— развивать связную речь детей;
— развивать умение различать эмоциональные состояния человека и изображать их;
— развивать творческое воображение, фантазию, чувство эмоциональной отзывчивости;
воспитательные:
— воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей;
— вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями;
— создать атмосферу дружеского внимания и положительного эмоционального фона для детей;
— воспитывать желание беречь свой город, расти достойным гражданином своей страны.
Предварительная работа: экскурсии детей и их родителей по Евпатории; беседа о названиях улиц города; беседа о городском транспорте; рассматривание иллюстраций «Достопримечательности родного города»; заучивание стихов, песен.
Звучит музыка. Выходит ребёнок.
Ребёнок:
Что-то настроения почему-то нет,
Что-то загрустилось мне опять…
Я возьму друзей с собой и горсть конфет
И пойду по улице гулять.
Выбегают дети, поют на мотив припева песни «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского).
В городе, в городе жизнь всегда бьёт ключом.
Некогда городу нашему скучать.
Здорово, здорово и тоска нипочём,
Всё нам о городе хочется узнать!
Появляется экскурсовод.
Экскурсовод:
Он никого не забывает,
На все вопросы отвечает,
Экскурсионный, расписной
Трамвай желаний городской!
Ребёнок 1:
По городу в трамвайчике
Покататься рады мальчики?
Мальчики: Да!!!!
Ребёнок 2:
Эй, девчонки, забегай,
Песню дружно запевай!
Дети садятся в импровизированный трамвай и поют песню о трамвайчике.
Как хорошо в трамвайчике в окошечко глядеть,
И эту чудо-песенку с друзьями звонко петь.
Дилинь-день, тёплый день, песню подпевай, (2 раза)
Красивый, разукрашенный, маленький трамвай!
Экскурсовод:
Я рада вас приветствовать в трамвайчике у нас.
Экскурсию по городу вам предложу сейчас.
Свой город Евпаторию полюбите душой —
Дети: За что?!
Экскурсовод:
За то, что хоть и древний он, но всё же молодой!
Мы от вокзала путь начнём.
Гостей здесь ждут всегда —
Со всех концов, со всех сторон
К нам мчатся поезда.
Ребёнок:
Мы часто с бабушкой моей
Гуляем вдоль аллей.
Нет краше улицы центральной,
Красивей, зеленей.
Экскурсовод:
Улица Фрунзе встречает гостей,
что к нам в Евпаторию едут.
Улица Фрунзе проводит друзей,
Которые нас не забудут.
Ребёнок:
Ведь наша Евпатория — «жемчужина» целебная!
Экскурсовод:
Природные условия богаты без сомнения.
Излечат от болезней, депрессий и хандры.
Все дети:
Чтоб больше никогда у вас не было беды!
Экскурсовод:
На площадь Театральную приехал наш трамвай.
Ребёнок:
А я на Новый год с сестрой здесь пел и танцевал!
Экскурсовод:
В честь Александра Пушкина был назван наш гортеатр.
Тут пел Шаляпин, Собинов, Вертинский Александр!
Ребёнок:
Одним из самых лучших на юге признан он!
Стал лучшим украшением в городе моём!
Экскурсовод:
Наш трамвайчик катится, нежно трель звенит,
А песенка-чудесенка по городу летит.
Дети поют песенку.
Как хорошо в трамвайчике в окошечко глядеть,
И эту чудо-песенку с друзьями звонко петь.
Дилинь-день, тёплый день, песню подпевай, (2 раза)
Красивый, разукрашенный, маленький трамвай!
Экскурсовод:
Набережная Терешковой очень скоро станет новой
Остановимся, друзья? Покажу её вам я.
Дети выходят из трамвайчика.
Ребёнок 1: Ух, какая красота!
Ребёнок 2: Красота… и лепота-а-а-а!
Ребёнок 3: Солнце светит ярко!
Ребёнок 4: Штиль на море… Жарко!
Ребёнок 5: Воздух нежен, чист и свеж.
Ребёнок 6: Отдыхающие есть!
Ребёнок 7: Весь народ лежит на пляже.
Ребёнок 8: Стали все чернее сажи.
Ребёнок 9: И ныряют иногда, закипит вот-вот вода!
Все смеются. Вдалеке появляется местный житель — торговец.
Торговец: Покупаем! Покупаем!
Экскурсовод:
Так как любит фастфуд многочисленный люд,
Местный житель в сезон свой меняет фасон.
Целый солнечный день он гуляет, как тень,
И продаст на ходу вам любую еду.
Торговец: Пахлава медовая! Пирожки крымские! Самса! Хачапури! Напитки прохладительные! Мальчики! Купите девочкам сладости, (в сторону) если у вас, конечно, есть денежки.
Экскурсовод:
Продолжаем экскурсию нашу
Мы прогулкою пешей, друзья!
Вглубь дворов, старых стен, древних башен,
По следам прошлых лет бытия.
С вами мы посетим Малый Иерусалим, —
Много тайн сохранила история.
Двадцать пять сотен лет сохраняет завет
Старый город — моя Евпатория.
Слышен голос с небес, мы проходим мечеть,
Голос веры, культуры народной.
Вот Николы собор, зазвенел колоко́л —
Мысли вечной в душе благородной.
В метрах ста друг от друга и церковь, и храм —
В мире, дружбе, любви и согласии.
На кусочке земли жили здесь и росли —
Вместе в радости, вместе в ненастие!
Экскурсовод: Вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Евпатория. Но впереди у вас ещё будет много экскурсий и встреч с родным городом. У него такая история, что изучать её можно бесконечно. А в заключении хочу обратиться к вам стихами:
Вы полюбите город всей душой,
Не требуя взамен любви взаимной.
За что? За то, что этот город мой —
И для меня он в жизни самый дивный!
Звучит музыка, дети выстраиваются.
Ребёнок 1:
Мы город свой с любовью украшаем,
Чтоб чисто и уютно было в нём.
Ведь мы — одна семья большая,
Пусть хорошеет наш любимый дом!
Ребёнок 2:
Не найдёте нигде на свете
Среди сотен иных городов
Лучше нашего, где рассветы
Улыбаются в окна домов!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Увлекательные истории о родной Евпатории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других