Увлекательные истории о родной Евпатории

А. В. Широшенко

Патриотическое воспитание – педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребёнка. Никакие знания не дадут результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, городом.Конспекты занятий содержат материалы по истории Евпатории. Их цель – проявление у детей интереса к её прошлому и настоящему, воспитание гордости за свой город, стремление сохранить его традиции.Мы надеемся, что сборник найдёт своих читателей среди педагогов и родителей детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Увлекательные истории о родной Евпатории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Пять поводов увидеть Евпаторию

Конспект НОД

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром

Тема: «Город, где звучит детский смех,

или

Пять поводов увидеть Евпаторию»

Щеткова Оксана Анатольевна, старший воспитатель,Асанова Сусанна Якубовна, воспитатель МБДОУ «ДС№29 «Чебурашка»

Цель: формировать знания и представления детей о родном городе, как о курорте.

Задачи

образовательные:

— закрепить и расширить знания детей о родном городе, его климатических особенностях;

— расширять представления детей о том, что делает родной город курортом;

— познакомить с природным своеобразием родного города;

— расширять представления детей о труде взрослых, познакомить с профессией менеджер по туризму;

— познакомить детей с понятием «реклама» — одним из средств информации;

развивающие:

— развивать познавательный интерес, желание знакомиться с родным городом;

— развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности, вызвать желание понимать суть явлений, выявлять их взаимосвязь;

— развивать внимание, память, мышление;

— развивать эмоциональную отзывчивость;

воспитательные:

— воспитывать чувство гордости за свой родной город;

— формировать активную гражданскую позицию участника жизни родного города-курорта;

— вызвать желание быть гостеприимными хозяевами для гостей города.

Словарь: агентство туристическое, город-курорт, менеджер по туризму, лечебные грязи, озеро Мойнаки, рапа, реклама.

Материалы и оборудование: видеофильм «Выставка евпаторийского фотохудожника А. Семенченко «Моя Евпатория», аудиозапись «Ветерок над Евпаторией», видеоролик «Виды Евпатории», аудиозапись песни «Артек. Чёрное море», презентация «Евпатория — город-курорт», карта с туристическими маршрутами Евпатории, лист картона, сложенный пополам, картинки с видами Евпатории, цветные карандаши, клей, стаканы с водой, соль, сырые яйца, световые песочные планшеты.

Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство», дидактическая игра «Реклама», беседы «Евпатория — город курорт», «Для чего нужна реклама?», поисково-исследовательская деятельность «Как сделать солёную воду?», «Как из солёной воды получить питьевую?», просмотр презентации «Евпатория — курортоград».

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Дети входят под музыку «Ветерок над Евпаторией» на стихотворение В. Маяковского.

Слайд 1. Евпатория.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение.

Для начала встанем в круг.

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся

(Дети берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся.

(Смотрят друг на друга с улыбкой).

Настроение на «пять»! —

Можно встречу начинать.

2. Основная часть.

Воспитатель:

На Крымской земле возле самого моря

Сверкает огнями моя Евпатория.

Пускай этот город совсем небольшой,

Но все же люблю я его всей душой.

Сегодня мы с вами поговорим о самом замечательном городе на Земле, о нашем родном городе Евпатория. Ребята, как называют жителей города Евпатории?

Дети: Евпаторийцы.

На экране проходит демонстрация видеофильма о Евпатории, которая сопровождается рассказом воспитателя.

Воспитатель: Наша Евпатория — город-курорт. Курорт — это местность с природными лечебными свойствами (минеральными источниками и грязями) и санаториями для лечения. Расположен город на берегу Каламитского залива Чёрного моря. Евпатория — город мира, добра, солнца и тепла.

Рано поутру в Евпатории слышатся вздохи ворчливого моря. Пробуждается Евпатория, всю ночь не спит маяк-ревун: он стережёт спокойный сон города. До восхода солнца на рассвете кричат чайки: они спорят, кто первым увидит солнце. Звенит трамвай. Слышен детский смех на набережной. Утро наступило, город проснулся.

В Евпаторию летом приезжает много людей. Как вы думаете, почему в наш город к берегу Чёрного моря приезжает так много гостей из разных краёв?

Ответы: Люди приезжают, чтобы отдохнуть, получить лечение, увидеть Чёрное море, санатории, походить босиком по тёплому песочку. Они приезжают в наш город к Чёрному морю, чтобы купаться в его тёплой воде, греться под жарким солнцем, дышать полезным морским воздухом. Морская вода, солнце и воздух — природные лекарства и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как люди выбирают место, куда хотят поехать отдыхать и лечиться?

Дети: Узнают из рекламы, обращаются в туристическое агентство.

Воспитатель: Правильно. Реклама — это короткий красочный рассказ или видеоролик о предметах или событиях вокруг нас. Скажите, пожалуйста, а для чего нам нужна реклама? Зачем её придумывают люди?

Дети: Из рекламы люди узнают о предметах, вещах, новых товарах.

Воспитатель: Молодцы, реклама действительно нужна для того, чтобы люди узнавали о новых предметах и вещах, о новых городах и курортах. Реклама привлекает наше внимание и помогает нам решить, стоит ли идти за этой вещью в магазин или отправиться в путешествие, или на лечение в этот город. Вспомните, какая бывает реклама?

Дети: Текстовая реклама, реклама на телевидении и радио, рекламные листовки, рекламные плакаты, банеры.

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы получше рассмотреть предлагаемую рекламу.

Глазодвигательная гимнастика.

Раз — налево, два — направо,

Три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

То на пол, то на карниз.

Взгляд направим ближе, дальше.

Тренируем мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше —

Убедитесь вы сейчас.

Воспитатель: Внимание на экран!

На экране видеореклама туристического агентства.

Воспитатель: Какая интересная реклама туристического агентства! Ребята, как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы путешествие состоялось?

Дети: Прийти в туристическое агентство, выбрать город, отель, гостиницу, санаторий, купить путёвку и билеты, собрать вещи и отправиться в путешествие.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам открыть своё туристическое агентство! (Давайте!) Как мы его назовём? (Варианты ответов детей). В туристическом агентстве работают менеджеры по туризму, они помогают людям выбрать город для путешествия и разработать маршрут. Сегодня мы с вами станем менеджерами по туризму. Подумаем, как будем рекламировать наш город посетителям и гостям. Назовите объекты, которые могут привлечь туристов и гостей в наш город-курорт.

Дети: Чёрное море, лечебные грязи, песочные пляжи, детская здравница, климат.

Воспитатель: Правильно, ребята. Первое, что видят люди при въезде в наш город, это символ в виде солнца и мальчика, который держит в руках дельфина.

Слайд 2. Въезд в Евпаторию.

Воспитатель: Это визитная карточка города. Евпатория — это солнечный город. В Евпатории более 280 солнечных дней в году! А солнце — это универсальный антидепрессант, источник радости и хорошего настроения. Подскажите, какой витамин вырабатывается в организме человека благодаря солнцу?

Дети: Витамин «Д».

Воспитатель: Правильно, в организме вырабатывается необходимый для детей и взрослых витамин «Д» и гормон счастья — серотонин. Так что, если вы в поисках счастья, — то вам в Евпаторию! Вот поэтому наш город называют город-курорт.

Слайд №3. Чёрное море.

Воспитатель: Евпатория расположена на берегу Чёрного моря, вода которого быстро и равномерно прогревается. Здесь редки штормы и холодные течения. Купальный сезон длится почти 5 месяцев. Вода в мае прогревается до 17—19 градусов, а в августе нередко достигает 27 градусов. И лишь в конце октября температура снижается до 16—18 градусов.

Дидактическая игра «Найди слова о море».

Воспитатель: Ребята, опишите одним словом, какое бывает море.

Дети: Ласковое, бурное, тёплое, солёное и т. д.

Воспитатель: Что можно делать в море?

Дети: Плавать, купаться, нырять и т. д.

Воспитатель: Назовите представителей живой природы в Чёрном море.

Дети: Дельфин, медуза и т. д.

Воспитатель: Назовите представителей неживой природы в Чёрном море.

Дети: Морская вода, камни, песок и др.

Воспитатель: Назовите полезные свойства морской воды.

Дети: Морская вода содержит полезные для человека вещества, обладает закаливающим действием, и др.

Воспитатель: Всё правильно, ребята. Я добавлю, что в морской воде около 30 полезных для человека микроэлементов и минералов. И ещё она содержит сероводород, который благоприятно воздействует на сердце и сосуды человека. Одно из свойств морской воды — антибактериальное, т.е., если у вас на теле есть ранки, или ссадины, купайтесь в морской воде, и они быстрее заживут.

Поисково-исследовательская деятельность.

Слайд 4. Чёрное море.

Воспитатель: Чёрное море — самое комфортное по концентрации соли (18 г на 1 литр) для здоровья человека. Вода Чёрного моря не раздражает слизистую и кожные покровы, а наоборот, способствует их заживлению. А ещё в море легко плавать. Чтобы вы могли рассказать нашим гостям, почему так происходит, я предлагаю вам провести опыт в нашей лаборатории.

Дети переходят к столу с надписью «Лаборатория», садятся вокруг на стулья. Перед каждым ребёнком стоит тарелка с солью и ложка.

Воспитатель: Для проведения опыта нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана с чистой водой и соль. Потрогайте соль и скажите, какая она на ощупь?

Дети: Твёрдая, сыпучая, сухая.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если соль положить в воду?

Дети: Соль растворится.

Воспитатель: Давайте мы это проверим. Каждый из вас наберите половину ложки соли и насыпьте соль в стакан с водой. Перемешайте соль с водой. Опишите, что происходит с солью.

Дети: Соль растворилась в воде. Соль растворилась, вода осталась прозрачной.

Воспитатель: Соль растворилась и её теперь не видно. Подумайте и скажите, если соль растворилась в воде, то какой на вкус стала вода?

Дети: Солёной.

Воспитатель: Делаем вывод: соль растворяется в воде, вода с солью становится солёной.

Воспитатель: Возьмём яйцо и опустим его в простую, пресную воду. Расскажите, что происходит с яйцом?

Дети: Яйцо опустилось на дно.

Воспитатель: Верно, яйцо опустилось на дно. Теперь опустим другое яйцо в стакан с солёной водой. Что сейчас происходит с яйцом?

Дети: Яйцо плавает на поверхности.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?

Дети: Солёная вода удерживает яйцо на поверхности.

Воспитатель: Правильно, ребята, соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В Чёрном море вода солёная, и человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Вот почему так легко плавать в море. Но, купаясь в море, надо обязательно выполнять правила безопасности. Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем много о свойствах морской воды и сможем прорекламировать это нашим посетителям. Возвращаемся в наше туристическое агентство. Главное богатство Евпатории — это песчаные пляжи.

Слайд 5. Пляжи Евпатории.

Ни один город Крыма не может похвастаться такими пляжами: широкими с золотистым песком, пологим берегом и тёплой прозрачной морской водой! Их протяжённость — свыше 15 км, а ширина достигает 70 метров.

Слайд 6. Морской песок.

Ребята, песок — это чудо природы, его используют в различных сферах деятельности человека — при строительстве, для благоустройства территории, в ландшафтном дизайне, в сельском хозяйстве, а ещё на песке можно рисовать. Я предлагаю вам пройти к столам, здесь на планшетах лежит песок наших евпаторийских пляжей. Но прежде чем заняться рисованием, давайте подготовим наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика «Море и песок».

Волны плещут в океане.

(Дети машут руками, изображая волны).

Что нам чудится в тумане?

(Вытягивают руки вперёд и сжимают пальцы).

Это — мачты кораблей,

(Складывают руки ладошками друг к другу).

Пусть плывут сюда скорей!

(Двигают сложенными ладошками влево и вправо).

Мы по берегу гуляем, моряков мы поджидаем,

(Перебирают пальцами, изображая ходьбу).

Ищем ракушки в песке

(Сжимают и разжимают пальцы).

И сжимаем в кулаке.

(Сжимают кулаки).

Воспитатель: Опустите руку в песок и скажите, что вы чувствуете, какой песок на ощупь?

Дети: Сыпучий, сухой, шершавый, прохладный и т. д.

Воспитатель: Предлагаю вам изобразить на песке свою песочную фантазию.

Звучит музыка, дети рисуют на песочных световых планшетах.

Воспитатель: Замечательные рисунки получились, мы сделаем в нашем агентстве выставку под названием «Евпаторийская песочная фантазия» и будем приглашать на выставку наших посетителей.

Сердце Евпатории — это озеро Мойнаки. Ребята, почему Мойнаки называют лечебным озером?

Слайд 7. Озеро Мойнаки.

Дети: В озере лечебная солёная вода (рапа), а на дне — лечебные иловые грязи.

Воспитатель: Назовите вещества, которые входят в состав лечебных грязей.

Дети: Минеральные соли, органические и неорганические вещества, микроорганизмы, газы — метан и сероводород.

Воспитатель: Мойнаки — это неглубокое солёное озеро лиманного типа площадью 1,76 км². Его целебная рапа и лечебные грязи (пелоиды) старше тех, что содержатся в Мёртвом море, и славятся высокой концентрацией солей и микроэлементов. Ещё в 1913 году в Путеводителе-справочнике писали, что Евпатория — один из редких курортов, где возможно комбинированное лечение грязями, морскими и лиманными купаниями. В 1884 году (почти 150 лет назад) евпаторийские врачи С. И. Ходжаш и С. П. Цеценовский начали строительство грязелечебницы «Мойнаки».

С тех пор популярность Евпатории-курорта стремительно росла. Ежегодно на грязелечение ехали гости со всей страны.

Слайд 8. Грязелечебница Мойнаки.

В 2021 году самой большой радостью для горожан стало известие о том, что городу выделены средства на реконструкцию лечебного учреждения Мойнаки. И скоро оно заработает с новыми силами и оборудованием. Много людей оздоровятся на базе нашего города. Это ещё раз подтверждает, что Евпатория — город-курорт. Евпатория — город детства, где всегда звучит весёлый детский смех, и в Евпатории лучший семейный отдых. Здесь есть 2 аквапарка (Слайд 9), Дельфинарий (Слайд 10), Парк динозавров (Слайд 11), Театр юного зрителя «Золотой ключик» (Слайд 12), театры и музеи, детские санатории и, конечно, будто специально созданные для детей пляжи: с пологим берегом, мягким песком, безопасным мелководьем и тёплой чистой водой. Очень часто здесь проводятся разные фестивали (Слайды 13, 14. Фестивали в Евпатории). Ребята, предлагаю вам отдохнуть и принять участие в праздничном флешмобе.

Флешмоб. Песня «Артек. Чёрное море».

3. Практическая часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы с вами узнали, как можно рекламировать наш город посетителям и гостям. Давайте ещё раз назовём, что может привлечь туристов и гостей в наш город-курорт.

Дети: Чёрное море, лечебные грязи, песочные пляжи, детская здравница, климат и др.

Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на команды.

Дети делятся на команды по цифрам на бейджиках и проходят к столам.

Воспитатель: Ребята, вы, как менеджеры по рекламе, сейчас сделаете рекламную листовку о нашем городе Евпатория. У вас на столах лежат чистый лист картона, карандаши, клей и картинки с видами Евпатории. Вам нужно оформить рекламу так, чтобы она заинтересовала наших гостей, и они выбрали именно наш город для отдыха. Когда рекламная листовка будет готова, каждая команда прорекламирует наш замечательный город-курорт Евпаторию.

Во время выполнения работы звучит музыка «Морская волна». После выполнения работы каждая команда представляет свою рекламную листовку.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились очень интересные рекламные листовки. Я думаю, что, увидев их, всем захочется обязательно посетить наш замечательный город-курорт.

Рефлексия.

1 ребёнок:

Золотистый песок и лазурное небо.

Евпатория — солнечный край!

Ах, какие здесь звёзды, закаты, рассветы!

Наслаждайся, лови их, вдыхай.

(Ю. Дубинский)

2 ребёнок:

Лето, море, солнечный кураж,

Дельфинарий, акватория…

Приглашает нас на пляж

Город Евпатория!

(С. Глотов)

3 ребёнок:

Евпатория, Евпатория —

Это солнце и яркие краски.

Евпатория, Евпатория —

Вечно юный наш город из сказки.

(В. Бочаров)

Воспитатель: Есть много городов, у всех своя история, но нет милее на Земле, чем наша Евпатория.

Сценарий

досуга для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие на трамвае желания»

Елисоветская Алла Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ДС №37 «Журавлик»

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой родной город, свою Родину; способствовать формированию речевой культуры у детей; привлечь внимание дошкольников к культурному и историческому наследию города Евпатория.

Задачи

образовательная:

расширять кругозор детей;

— в доступной форме обобщить и обогатить знания детей об историческом прошлом и настоящем родного города на материалах краеведческого музея, экскурсии по Малому Иерусалиму и мини-музея детского сада;

развивающие:

— развивать основные мыслительные процессы: внимание, память, мышление, воображение детей;

— развивать связную речь детей;

— развивать умение различать эмоциональные состояния человека и изображать их;

— развивать творческое воображение, фантазию, чувство эмоциональной отзывчивости;

воспитательные:

— воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей;

— вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями;

— создать атмосферу дружеского внимания и положительного эмоционального фона для детей;

— воспитывать желание беречь свой город, расти достойным гражданином своей страны.

Предварительная работа: экскурсии детей и их родителей по Евпатории; беседа о названиях улиц города; беседа о городском транспорте; рассматривание иллюстраций «Достопримечательности родного города»; заучивание стихов, песен.

Звучит музыка. Выходит ребёнок.

Ребёнок:

Что-то настроения почему-то нет,

Что-то загрустилось мне опять…

Я возьму друзей с собой и горсть конфет

И пойду по улице гулять.

Выбегают дети, поют на мотив припева песни «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского).

В городе, в городе жизнь всегда бьёт ключом.

Некогда городу нашему скучать.

Здорово, здорово и тоска нипочём,

Всё нам о городе хочется узнать!

Появляется экскурсовод.

Экскурсовод:

Он никого не забывает,

На все вопросы отвечает,

Экскурсионный, расписной

Трамвай желаний городской!

Ребёнок 1:

По городу в трамвайчике

Покататься рады мальчики?

Мальчики: Да!!!!

Ребёнок 2:

Эй, девчонки, забегай,

Песню дружно запевай!

Дети садятся в импровизированный трамвай и поют песню о трамвайчике.

Как хорошо в трамвайчике в окошечко глядеть,

И эту чудо-песенку с друзьями звонко петь.

Дилинь-день, тёплый день, песню подпевай, (2 раза)

Красивый, разукрашенный, маленький трамвай!

Экскурсовод:

Я рада вас приветствовать в трамвайчике у нас.

Экскурсию по городу вам предложу сейчас.

Свой город Евпаторию полюбите душой —

Дети: За что?!

Экскурсовод:

За то, что хоть и древний он, но всё же молодой!

Мы от вокзала путь начнём.

Гостей здесь ждут всегда —

Со всех концов, со всех сторон

К нам мчатся поезда.

Ребёнок:

Мы часто с бабушкой моей

Гуляем вдоль аллей.

Нет краше улицы центральной,

Красивей, зеленей.

Экскурсовод:

Улица Фрунзе встречает гостей,

что к нам в Евпаторию едут.

Улица Фрунзе проводит друзей,

Которые нас не забудут.

Ребёнок:

Ведь наша Евпатория — «жемчужина» целебная!

Экскурсовод:

Природные условия богаты без сомнения.

Излечат от болезней, депрессий и хандры.

Все дети:

Чтоб больше никогда у вас не было беды!

Экскурсовод:

На площадь Театральную приехал наш трамвай.

Ребёнок:

А я на Новый год с сестрой здесь пел и танцевал!

Экскурсовод:

В честь Александра Пушкина был назван наш гортеатр.

Тут пел Шаляпин, Собинов, Вертинский Александр!

Ребёнок:

Одним из самых лучших на юге признан он!

Стал лучшим украшением в городе моём!

Экскурсовод:

Наш трамвайчик катится, нежно трель звенит,

А песенка-чудесенка по городу летит.

Дети поют песенку.

Как хорошо в трамвайчике в окошечко глядеть,

И эту чудо-песенку с друзьями звонко петь.

Дилинь-день, тёплый день, песню подпевай, (2 раза)

Красивый, разукрашенный, маленький трамвай!

Экскурсовод:

Набережная Терешковой очень скоро станет новой

Остановимся, друзья? Покажу её вам я.

Дети выходят из трамвайчика.

Ребёнок 1: Ух, какая красота!

Ребёнок 2: Красота… и лепота-а-а-а!

Ребёнок 3: Солнце светит ярко!

Ребёнок 4: Штиль на море… Жарко!

Ребёнок 5: Воздух нежен, чист и свеж.

Ребёнок 6: Отдыхающие есть!

Ребёнок 7: Весь народ лежит на пляже.

Ребёнок 8: Стали все чернее сажи.

Ребёнок 9: И ныряют иногда, закипит вот-вот вода!

Все смеются. Вдалеке появляется местный житель торговец.

Торговец: Покупаем! Покупаем!

Экскурсовод:

Так как любит фастфуд многочисленный люд,

Местный житель в сезон свой меняет фасон.

Целый солнечный день он гуляет, как тень,

И продаст на ходу вам любую еду.

Торговец: Пахлава медовая! Пирожки крымские! Самса! Хачапури! Напитки прохладительные! Мальчики! Купите девочкам сладости, (в сторону) если у вас, конечно, есть денежки.

Экскурсовод:

Продолжаем экскурсию нашу

Мы прогулкою пешей, друзья!

Вглубь дворов, старых стен, древних башен,

По следам прошлых лет бытия.

С вами мы посетим Малый Иерусалим, —

Много тайн сохранила история.

Двадцать пять сотен лет сохраняет завет

Старый город — моя Евпатория.

Слышен голос с небес, мы проходим мечеть,

Голос веры, культуры народной.

Вот Николы собор, зазвенел колоко́л —

Мысли вечной в душе благородной.

В метрах ста друг от друга и церковь, и храм —

В мире, дружбе, любви и согласии.

На кусочке земли жили здесь и росли —

Вместе в радости, вместе в ненастие!

Экскурсовод: Вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Евпатория. Но впереди у вас ещё будет много экскурсий и встреч с родным городом. У него такая история, что изучать её можно бесконечно. А в заключении хочу обратиться к вам стихами:

Вы полюбите город всей душой,

Не требуя взамен любви взаимной.

За что? За то, что этот город мой —

И для меня он в жизни самый дивный!

Звучит музыка, дети выстраиваются.

Ребёнок 1:

Мы город свой с любовью украшаем,

Чтоб чисто и уютно было в нём.

Ведь мы — одна семья большая,

Пусть хорошеет наш любимый дом!

Ребёнок 2:

Не найдёте нигде на свете

Среди сотен иных городов

Лучше нашего, где рассветы

Улыбаются в окна домов!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Увлекательные истории о родной Евпатории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я