Мониторинг состояния транспортной системы региона

А. В. Миронов, 2014

В работе представлена методология мониторинга состояния транспортной системы региона. Проведен анализ её функционирования и выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие. Выполнена оценка реализации целевой программы «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Вологодской области на период 2009–2014 годов». Книга адресована работникам органов управления, научным работникам, преподавателям высших учебных заведений и студентам, а также широкому кругу читателей, которых интересуют вопросы развития региональной транспортной системы.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Разработка методологии мониторинга состояния транспортной системы региона

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мониторинг состояния транспортной системы региона предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Разработка методологии мониторинга состояния транспортной системы региона

Повышение эффективности управления транспортной системой как одно из ведущих направлений реструктуризации экономики региона в условиях рынка возможно осуществить путём внедрения в процесс управления определённых организационно-экономических механизмов с последующим переходом к системному управлению транспортом региона [4]. В число инструментов, позволяющих решить эту задачу, входит мониторинг. Его применение диктуется необходимостью заметно повысить уровень практической значимости результатов, полученных в процессе реализации программ социально-экономического развития территорий.

Под мониторингом состояния транспортной системы, на наш взгляд, следует понимать деятельность по информационному обеспечению управления, которая состоит в организации поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью ее использования для постановки и решения таких задач, как:

— обеспечение эффективного управления, координации деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов, занимающихся перевозкой грузов всеми видами транспорта;

— выявление проблем, препятствующих развитию транспортной системы Вологодской области;

— проведение мероприятий, направленных на экономическое регулирование транспортной системы.

Получаемая в ходе мониторинга информация может использоваться в целях разработки предложений, а затем, на их основе, конкретных мероприятий по изменению ситуации, сложившейся в транспортной системе.

Составными частями мониторинга транспортной системы являются оценка её фактического состояния и анализ факторов, влияющих на её развитие [20].

Как нам видится, один из эффективных путей оптимизации исследований, связанных с мониторингом состояния транспортной системы Вологодской области, представляет использование системы показателей — индикаторов производственных и социально-экономических процессов. А главным направлением мониторинга выступает получение достоверной информации о динамике развития (трендов) и фактическом уровне индикаторов, которые впоследствии могут стать основой для разработки прогнозов перспективного развития системы в целом, а также отдельных целевых программ. Следовательно, мониторинг может носить диагностический и прогностический характер. Диагностический мониторинг означает наблюдение за динамикой уровня индикаторов, а прогностический — оценку уровня показателя.

Мониторингу присущи также системность, стационарность, многолетие и комплексность[1].

Системность предусматривает, что исследование должно проводиться не только в транспортной системе в целом, но и в транспортных подразделения и хозяйствующих субъектах, расположенных на территории муниципальных образований.

Стационарность заключается в исследовании состояния одних и тех же объектов и субъектов по единой (стандартной) методике в один и тот же момент времени при непрерывности наблюдения.

Под комплексностью подразумевается обязательное синхронное обследование различных составляющих системы (видов транспорта, объемов перевозок, структуры грузов, доходности, рентабельности и т. п.).

По нашему мнению, основными принципами методологии проведения мониторинга состояния транспортной системы региона должны стать следующие:

1. Принцип выделения ведущих звеньев — определение направлений отслеживания динамики развития транспортной системы. В качестве ведущих звеньев на микроуровне могут выступить отдельные перспективные транспортные предприятия и подразделения, на макроуровне — отдельные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и др.).

2. Принцип сопоставимости — обеспечение сопоставимости информации по объему, качеству, срокам и методам получения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Разработка методологии мониторинга состояния транспортной системы региона

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мониторинг состояния транспортной системы региона предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Сигов И. И. Региональная экономика: методология исследования и понятийный аппарат. — М.: Вуз и школа, 2003. — 334 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я