Европейский фашизм. Проблемы идентификации и предупреждения

А. В. Гапоненко, 2021

Данная монография посвящена вопросам уточнения причин возникновения, природы, форм, разновидностей, стадий развития фашизма, идентификации его проявлений в жизни современных европейских наций и определения набор институтов и механизмов, которые могут использоваться для предупреждения его развития в будущем. Книга предназначена для политиков, исследователей, общественных деятелей, преподавателей общественных дисциплин, публицистов, правозащитников, общественных активистов, которые заинтересованы в предупреждении возрождения фашизма в Европе. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Европейский фашизм. Проблемы идентификации и предупреждения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II. Этнические иерархии в рабовладельческом обществе

Рабовладение обеспечивает получение господствующим этносом материальных ресурсов за счет порабощения подчиненных этносов и силового изъятия производимого ими прибавочного продукта. Полученные ресурсы позволяют создавать социальные институтов, которые построены на кооперационных принципах. Возникшие социальные институты обеспечивают господствующему этносу развитие с уровня племя до уровня народность. Подчиненные этносы в условиях рабовладения полностью лишаются возможности воспроизводить свою коллективную идентичность. В формируемой народности господствующие этносы занимают высшие социальные позиции, а подчиненные этносы — низшие социальные позиции. В обществе складывается этническая иерархия.

Рабовладение является основой «черного» проекта строительства народности. «Коричневые», «белые» и «красные» разновидности строительства народности в условиях рабовладения побочны, поскольку не могут выдержать конкуренции, прежде всего силовой, с «черным» проектом.

В Европе в античные времена существовало множество обществ, основанных на рабовладении и имеющих явно выраженное этническое иерархическое строение. Это, например, Македонская империя, Карфагенская империя, древнегреческие города-государства с их колониями. Мы рассмотрим древнеримское общество, которое было наиболее долговечным и охватывало набольшее число людей.

§ 2.1. Господствующий и угнетенный этнос: отношения рабовладения

Для поддержания этнического неравенства требуется регулярное силовое подавление этносом победителем поверженного этноса и регулярное изъятие производимого последним прибавочного продукта.

В условиях племенного строя отношение господство — подчинение поддерживалось за счет набегов сильных в военном отношении племен на слабые, их грабежа, уничтожения способных к сопротивлению элементов — взрослых мужчин, кражи женщин, которых превращали в наложниц или жен, кражи детей, которых потом воспитывали, как членов этноса победителя. Под угрозой насилия слабые племена сами соглашались на выплату дани в пользу сильных племен. В том случае, когда сильные племена нуждались в дополнительных хозяйственных территориях они сгоняли слабые племена с мест их постоянного жительства и обрекали последние на гибель.

Полученная в результате войны добыча или территория пригодная для проживания и ведения хозяйственной деятельности, прежде всего сельскохозяйственные угодья, доставалась всему племени победителю и переходили в его общую (общинную) собственность.

Захваченные во время войны пленные-иноплеменники первоначально уничтожались. Зачастую это уничтожение представлялось, как сакральное действие — приношение человеческих жертв богам племени победителей.

С повышением производительности труда в сфере материального производства и появлением возможности извлечения прибавочного продукта появился смысл превращать захваченных пленников в рабов и принуждать их к труду на господствующее племя.

Раб представляет собой живое орудие труда, которым распоряжается его владелец. Рабу, с целью экономии издержек, предоставлялась возможность воспроизводить только рабочую силу, но не возможность воспроизводить свои личностные качества, не возможность заводить потомство и растить себе живых заместителей — детей. Не предполагалось создание возможности для воспроизводства этнической идентичности рабов. Новых рабов, на замену выбывших по причине физического износа или смерти, добывали в ходе завоевательных войн.

Захваченные рабы первоначально доставались племени победителю, как единому целому. Пленные становились общинными рабами и выполняли тяжелые общественные работы, вроде строительства дорог, мостов, крепостей, портов, работали на принадлежавших общине рудниках. Захваченные пленные могли передаваться также храмам для обслуживания потребностей священничества победившего племени.

Затем рабов стали присваивать, в качестве добычи, военные вожди и цари, командиры воинских отрядов и даже простые воины. У них рабы первоначально выполняли роль личных слуг или военных помощников. Затем рабы стали выполнять простейшие подсобные работы по хозяйству своего господина — пасти скот, охранять сады и собирать в них урожай, прислуживать по дому. По форме это было патриархальное рабство.

В результате эксплуатации достаточно большого числа рабов в рамках одной социальной общности появляется господствующий этнос и угнетенный этнос (чаще всего этносы).

Отношения этнической эксплуатации позволяют господствующему этносу присваивать и направлять на свое социальное развитие часть получаемых от угнетения чужих этносов материальных ресурсов. Эти ресурсы использовались на содержание тех людей, которые отправляют культ и поддерживают религиозные верования господствующего этноса, тех, которые развивали его устный язык и письменность, тех, которые учат, пишут историю, формулируют правовые нормы, философствуют, занимаются живописью, скульптурой, архитектурой, тех, которые играют в театре, участвуют в спортивных и развлекательных мероприятиях. Рабы создавали для этих людей соответствующую материальную базу — строили здания храмов, школ, академий, библиотек, стадионов, театров, терм. Рабы доставляли этим людям материальные средства существования. В итоге создавались социальные институты кооперационного типа по развитию способностей членов господствующего этноса — храмы, школы, театры, стадионы, библиотеки, гимназии, термы.

Появление кооперационных социальных институтов позволяло развивать способности всех членов господствующего этноса или его подавляющего большинства. Члены господствующего этноса принимали задаваемые религиозным культом, литературой, театральными постановками, спортивными состязаниями моральные нормы поведения. Они научались жить в соответствии с установленными правовыми нормами. Они научались читать, писать, считать, правильно говорить, логически думать, развивали свои физические способности в ходе спортивных занятий, научались понимать прекрасное. В результате из членов господствующего племени формировалась новая, более сложно устроенная социальная общность — народность.

Члены порабощенных этносов не только не имели свободного времени для поддержания личных способностей, но и не были допущены к религиозным службам, оставались неграмотными, не имели возможности посещать библиотеки, гимназии, театры и стадионы. Это вело к тому, что они оставались на племенном уровне социального развития.

Все члены господствующего этноса были свободными, независимо от того владели ли они рабами или нет, все имели равный доступ к услугам, которые оказывали социальные институты.

В итоге в одном обществе сосуществовали: господствующий этнос, который находился на уровне развития народность и подчиненные ему этносы, которые находились на племенном уровне развития. Это общество имело социальную структуру, в котором господствующий этнос занимал высшие социальные позиции, а подчиненные ему этносы — низшие социальные позиции. То есть общество имело этническую иерархию. Эту разновидность социального строительства народности мы и обозначаем, как «черный» проект.

Со временем рабский труд стал широко применяться в сельском хозяйстве, ремесле. Это привело к социальной дифференциации господствующего этноса. Его правящая элита присваивала себе общинные земли, чтобы разместить на них свои частные имения, основанные на рабском труде. Рабовладельцы учреждали также крупные ремесленные мастерские, в которых трудились преимущественно рабы.

Простые общинники — члены господствующего этноса — разорялись, не выдерживая конкуренции с более дешевым рабским трудом. Богатые общинники господствующего этноса кредитовали впадавших в нужду соплеменников. Если же заемщики не возвращали кредиты, то их порабощали за долги.

Община господствующего этноса в результате социального расщепления распадалась на класс рабовладельцев и класс рабов. Между этими классами начиналась ожесточенная борьба за свободу и средства существования. Класс рабовладельцев терял поддержку простых общинников своего этноса, этнические связи переставали играть в обществе былую цементирующую роль. Простые общинники не хотели служить в армии ради защиты материальных и социальных интересов рабовладельцев. Численность армии резко сокращалась. Господствующий этнос терял свою политическую силу и становился жертвой соседних этносов, в среде которых были еще сильны общинные связи, не было раскола на рабовладельцев и рабов, которые были способны выставить большее число хорошо мотивированных воинов. Таким образом устоявшаяся этническая иерархия разрушалась, рабовладение, как способ производства материальных благ и основанный на нем способ социального производства (производства людей), исчерпывали себя.[88]

Правящие элиты господствующего этноса, осознавая опасность его разложения на рабов и рабовладельцев, устанавливали законодательные запреты на порабощение соплеменников по экономическим причинам. К этому их подталкивало и нежелание простых общинников из числа господствующего этноса выполнять военно-служилые функции, которое перерастало зачастую в вооруженные восстания. За членами господствующего этноса закреплялось монопольное право заниматься торговлей и ремеслами, «инородцы» лишались права владеть землей, им не давали права участвовать в политической жизни общины. Зачастую происходило разовое перераспределение земли между богатыми и бедными членами общины — земельные реформы. Часть свободных общинников не получала земли. Правящие классы были вынуждены их кормить и развлекать. Отсюда появилось требование пролетариев: «Хлеба и зрелищ!» Соплеменников пролетариев набирали служить в армию и использовали для захвата новых рабов и новых земель. Ветеранам воинской службы выделялись участки земли на завоеванных территориях. Таким образом, в рамках рабовладельческого строя реализовывался «красный» проект воспроизводства господствующей народности.

Однако многие утратившие социальный статус и трудовые навыки пролетарии не могли полноценно выполнять военно-служилые функции. Поэтому в армию набирали наемников из числа свободных иноплеменников. Они служили за деньги. Зачастую они переходили на сторону врага, если тот предлагал большую плату.

В тот период, когда господствовали родоплеменные отношения и труд рабов играл вспомогательную роль, все члены господствующего этноса пользовались благами демократии, участвовали в принятии политических решений, пользовались общинными землями. Позже устанавливается диктатура, которая направлена на насильственное сдерживание обострившихся классовых противоречий внутри господствующего этноса и сдерживание давления класса рабов. При диктатуре возрастает роль бюрократического аппарата, через который правитель — диктатор проводил свою политику. Бюрократия со временем превращается в самостоятельный класс, который проводит свою политику уже не в интересах базовых классов, но в своих собственных интересах.

Это ведет к модификации рабовладельческих отношений в сфере материального производства. В научной среде принято рассматривать две модификации этого способа материального производства: античное рабовладение, основанное на общинной и частной собственности на средства производства, включая рабов, и азиатский способ производства, основанный на государственной и общинной собственности на средства производства, включая рабов. Они имеют соответствующие политические режимы власти господствующего класса: демократию и диктатуру.[89]

Модификации общественных отношений при рабовладельческом способе материального производства мало изучены и нами здесь специально не рассматриваются.

«Белый» проект строительства народности, основанные на развитие племени в народность на своей собственной материальной базе мы здесь специально также не рассматриваем. Единственно отметим, что в рамках этого проекта должно было происходить разложение самой племенной общины на рабовладельцев и рабов, что вызывало ее ослабление. Поэтому такая община не могла длительное время противостоять агрессии более сильных соседей, становилась их жертвой.

Священники и ученые из числа членов господствующей народности приводили обоснование существования отношений «господство-подчинение» путем объявления представителей «чужих» этносов варварами, которым не свойственны человеческие качества. Для закрепления этой идеологической установки варваров зачастую приносили в жертву своим богам.

После отказа от уничтожения военнопленных и распространения рабства возникла необходимость в его идейном обосновании. Апология рабовладения заняла важное место в трудах античных философов и писателей.

Один из выдающихся греческих философов — Платон писал по поводу рабства следующее: «, впрочем, должно правосудно наказывать рабов и не изнеживать их, как людей свободных, увещаниями. Почти каждое обращение к рабу должно быть приказанием. Никоим образом и никогда не надо шутить с рабами, ни с женщинами, ни с мужчинами. Многие очень безрассудно любят изнеживать рабов; этим они только делают более трудной их подчиненную жизнь, да и самим себе затрудняют управление ими… В пределах государства ни раб, ни рабыня никогда не должны вкушать вина».[90]

Не отставал в этом вопросе от своего учителя и другой выдающийся мыслитель античности — Аристотель. Отношение раба к господину он сравнивал с отношением тела к душе. Раб — тело, отделенное от господина (души), как бы для того, чтобы освободить его от печати усталости и скорби, сообщаемых душе телом. Для господина раб «есть живая собственность, первое из орудий». Нельзя, по мнению Аристотеля, обойтись без этих одушевленных орудий. Это было бы возможно лишь в том случае, если бы неодушевленные орудия получили силу двигаться сами собой, что немыслимо без нарушения физических законов.[91]

С распространением христианства, догматика которого утверждала равенство всех людей перед богом, теологам приходилось прилагать немалые усилия для того, чтобы найти выход из возникшей логической коллизии. Блаженный Аврелий Августин, например, находил такую аргументацию: «Естественный порядок извращен первородным грехом, и вполне справедливо, что иго рабства наложено на грешников… В естественном состоянии, в котором Бог создал человека, нет ни раба, ни грешника: рабство поэтому есть наказание».[92]

Если господствующий этнос оставался открытым и являлся носителем привлекательных духовных ценностей, то он привлекал в свой состав правящие элиты подчиненных этносов. Это позволяло ему ставить под контроль достаточно большое число этносов. Выстраивались отношения метрополия — колония (провинция), возникали рабовладельческие империи. Они держались не только на принуждении, но и на тяге жителей провинции к духовной и материальной культуре метрополии. Элементы материальной и духовной культуры господствующего этноса служили средством идеологической консолидации всех членов империи. В случае выработки господствующим этносом привлекательных духовных ценностей и материальной культуры империи становились не только политическими системами, но и системами духовных и культурных связей между различными этносами — цивилизациями.

§ 2.2. «Черный» проект строительства древнеримской народности

В Х веке до н. э. на территории нынешнего Рима совместно проживали племена латинов, сабинов и лигуро-сикулов. Они сотрудничали между собой, имели общую культуру, говорили на одном — латинском языке. Племена назывались трибами и состояли в целом из двухсот родов. Затем число родов возросло до трехсот — к ним присоединились представители этрусков.

Роды всех трех племен объединялись в военно-административные единицы, которые назывались куриями. Курий было тридцать. Курии владели сельскохозяйственными землями и наделяли ими отдельные роды. Роды наделяли землей семьи в зависимости от числа взрослых мужчин в них, то есть делили на равных началах. Часть земель были куриальным резервом для распределения между новыми членами курии, для строительства принадлежавших членам курии храмов, мест захоронений.

Входящие в роды патриархальные семьи были самостоятельными хозяйственными единицами, владели обособленным от рода движимым и недвижимым имуществом. Некоторые семьи занимались ремеслом и торговлей.

Часть обедневших семей входили в чужие роды на подчиненном положении ради получения земли в аренду. Эти семьи связывали себя с главами чужих родов отношениями как хозяйственной, так и властной зависимости: патрон — клиент.

Управлялся Рим к VII веку до нашей эры куриальными собраниями — комициями. В комициях участвовали только взрослые мужчины — воины. Другим органом управления был сенат, в котором заседали главы родов — старейшины. На время войны куриальные собрания избирали царей, выполнявших функции руководителей войска, а по совместительству отправлявших еще и общие для всех триб и родов религиозные обряды.

Именно в это время из отдельных племен начала складываться единая римская народность. Происходило это первоначально в форме «белого» проекта. «Коричневые» элементы в виде клиентских отношений внутри римских родов не имели решающего значения.

Численность населения Рима быстро возрастала. Поэтому возникла необходимость в приобретении новых земель для обеспечения возраставшего населения источниками средств существования. Рим стал вести войны с соседями — захватывал принадлежавшие им сельскохозяйственные земли и расположенные на них поселения.

Первой жертвой агрессии стали племена, жившие в окружавшей Рим области Лаций. Все жившие в Лации племена говорили на латыни, исполняли схожие религиозные обряды, имели схожую с римлянами культуру.

Значительную часть захваченных латинских племен переселяли в Рим, а на освободившиеся земли селили выходцев из Рима — колонистов. Римские колонисты наделялись через курии участками на захваченной у соседей, и ставшей теперь римской земле.[93]

«Старое» население Рима сохранило права членов городской общины и стало называться патрициями. «Новое» население — переселенные из Лация члены латинских племен — не включались в состав римских триб, не участвовали в комициях, не могли претендовать на куриальный резерв земли при раздачах, не платили налоги, не несли воинской службы. «Новое» население получило название плебеи. Плебеи были чужеплеменниками по отношению к римлянам, хотя и говорили с ними на одном — латинском языке. Браки между патрициями и плебеями были законодательно запрещены, поскольку это вело к размыванию более высокого социального статуса патрициев. Посредством запрета на смешанные браки поддерживалась этническая обособленность и патрициев, и плебеев. Плебеи занимались ремеслом и торговлей, арендовали землю у патрициев для нужд ведения сельскохозяйственного производства. Правами римского гражданства плебеи не обладали. Они не могли отправлять свои собственные религиозные обряды и поддерживать таким образом свою этничность.

Отношение «патриции — плебеи» было первым значимым проявлением этнического неравенства в древнеримском обществе. Его можно рассматривать, как значимый «коричневый» элемент в рамках «белого» римского проекта.

Цари, руководившие войском во время войн, и патрициат, возглавлявший войско, присваивали себе значительно большую часть захваченных земель, чем рядовые римские воины. Цари присваивали себе также большее число военнопленных, которых к этому времени стали обращать в рабов.

Рабов обычно захватывали за пределами Лация. Попав в Рим, порабощенные этносы оказывалось разобщенным, поскольку не знали языка друг друга, принадлежали к разным религиозным и культурным сообществам.

Рабский труд первоначально не получал широкого распространения в силу его малой производительности. Рабов использовали в качестве слуг в богатых римских семьях или для выполнения тяжелых общегородских работ.

По истечению известного времени хозяева отпускали рабов на волю, и они становились вольноотпущенниками. Вольноотпущенники превращались в клиентов своих бывших хозяев, работали на них в поместьях, мастерских, часто выполняли функции управленцев, торговых агентов. Зачастую вольноотпущенники выполняли роль интеллигенции — учителей, писателей, архитекторов, скульпторов.[94]

Таким образом в рамках римского общества сложилась жесткая этническая иерархия. Высшие позиции социальной лестницы занимали потомки латинов, сабинов, лигуро-сикулов, этрусков, имевшие статус патрициев. Ниже патрициев располагались члены поверженных латинских племен со статусом плебеи. Инструментом поддержания социальных различий между ними было гражданство, открывавшее доступ к земле, как главному средству производства и дававшее право на несение воинской службу, а через нее доступ к политической деятельности. Вольноотпущенники из числа членов италийских племен, имели еще более низкий статус, чем плебеи. Обычно вольноотпущенники владели латинским языком, поклонялись римским богам, то есть были в значительной степени романизированными. Наконец, на самой низшей ступени социальной лестницы древнеримского общества находились рабы, которые обычно не знали латинского языка, были иноверцами. Они не имели семьи и не могли продолжить свой род.

По форме это был уже «бело-коричнево-черный» проект строительства римской народности.

Система этнического неравенства создавала постоянное напряжение и нуждалось в подпитке рабами, труд которых, равно как и грабеж соседей, давал дополнительные материальные блага всем жителям Рима, в первую очередь, конечно, патрициям.

К середине VI века до н. э. царь Сервий Тулий (?-535/534), озабоченный ростом этнической напряженности в Риме и потребностью в наращивании воинского контингента для пополнения экономики новыми землями и рабами, провел важные законодательные реформы. В соответствии с этими реформами плебеи частично уравнивались в правах с патрициями. Плебеи должны были впредь нести общую с патрициями налоговую и военно-служилую нагрузку. Общество было поделено на группы в соответствии с имущественным статусом каждой семьи. Богатые римляне, как патриции, так и плебеи стали нести большую налоговую и военно-служилую нагрузку, чем бедные. Доступа к общему земельному фонду плебеи по этим реформам не получили.

Одновременно была проведена реформа управления, которая урезала права низших слоев плебеев. Управление передавалось в руки специально созданных для этого центуриальных комиций. Подавляющее большинство в этих комициях принадлежало группам, выставлявшим большее число воинов — патрициям. Патриции также закрепили за собой исключительное право быть сенаторами, жрецами, судьями, патронами. То есть богатые плебеи инородцы получили больший объем прав, но и большую военно-служилую и налоговую нагрузку. Богатые плебеи инородцы, таким образом, остались на более низких ступенях социальной лестницы, чем патриции — представители титульного этноса.

Таким образом мы можем говорить, что Сервий Тулий отчасти реализовал «красный» проект, который существенным образом перераспределил власть и материальные ресурсы между этническими и социальными группами в римском обществе. «Красный» проект реализовывался, как подсобный в рамках более общего «черного» проекта строительства римской народности.

Дальнейшая этническая история Рима развивалась следующим образом. Патриции свергли выборных царей и установили республиканский режим правления. Они стали выдвигать из своей среды преторов, которые осуществляли основные административные и судебные функции в государстве. Постепенно высшая власть сосредоточилась в руках двух ежегодно избираемых из среды патрициев консулов.

Политическая победа патрициев позволили им усилить давление на плебеев. Обедневшие плебеи вынуждены были работать на патрициев в роли клиентов, брать у них землю в аренду, брать кредиты, а при невозможности выплатить заем попадали в кабалу. За невозврат долга плебеи могли потерять свободу и даже жизнь.

Нестерпимое положение плебса привело к тому, что он стал отказываться выполнять свои военно-служилые функции. Например, в 494 г. до н. э. перед началом войны с эквами, плебеи, все как один, покинули Рим. В условиях военной угрозы со стороны иноплеменников, патриции согласились на учреждение должностей народных трибунов, которые стали представлять интересы плебеев. Однако приобретаемый Римом в ходе завоевательных войн земельный фонд по-прежнему оставался в руках патрициев. В ответ на сохранение экономической дискриминации, плебеи продолжили устраивать «забастовки», как только возникали военные конфликты с соседями.

Для решения возникшей проблемы патриции пошли на выделение плебеям части завоеванных земель, обычно одну треть, и стали «выводить» их из Рима на жительство во вновь создаваемые колонии. В этих колониях бывшие римские плебеи становились правящим слоем — местным патрициатом. Римские колонисты осуществляли ассимиляцию — романизацию племен в городах, где они становились патрициями. Это было продолжение «красной» линии в рамках «черного» проекта строительства римской народности.

К VI веку до н. э. Рим, вслед за Лацием, захватил большую часть территории Апеннинского полуострова — Кампанию, Апулию, Умбрию и Пицию.

Завоеванное население этих территорий — италики были наделены победителями различным правовым статусом.

Жители Лация сохранили свободу, но были лишены гражданских прав — стали перегринами, иначе негражданами. Перегрины подвергались экономической эксплуатации со стороны римлян. Отсутствие гражданства не позволяло им добиваться выгодных политических решений.

Жители Лация стали бороться с оружием в руках за равные права в социальной и экономической сферах — разразились две Латинские войны. После Второй Латинской войны (340–338 гг. до н. э.) жители Лация были наделены частичными правами гражданства — стали жить по латинскому праву.

Подпадание под действие латинского права предполагало: право владения недвижимостью в любом поселении латинского статуса; право на заключение юридически обязательных сделок; право на заключение законного брака с представительницей семьи, имеющей латинское гражданство. Дети мужского пола, рождённые в таком браке, автоматически получали латинское гражданство. Латинское право предоставляло возможность перемещаться и постоянно проживать на любой территории Лация, с сохранением всех привилегий. Жители Лация могли получить римского гражданства за заслуги в гражданской и муниципальной службе. Этим обеспечивалась лояльность высшего слоя латинян господствующей римской народности.

По существу, в результате вооруженного сопротивления латинянам удалось получили тот социальный статус, который был раньше у римских плебеев.

Покоренные племена, жившие на остальной части территории Апеннинского полуострова, имели статус — «союзники Рима». Они сохраняли самоуправление на территории своего проживания, но лишились права на ведение самостоятельной внешней политики. Союзники должны были предоставлять в распоряжение Рима воинские подразделения для ведения захватнических войн. Союзники не получали римского гражданства, то есть доступа на высшие ступени социальной лестницы, были, как и большинство жителей Лация, перегринами, то есть негражданами.

Права гражданства при переселении в Рим получали только высшие должностные лица из числа союзников, доказавшие ранее преданность правящему классу римских патрициев своей службой.

Низшие категории племен союзников не имели прав самоуправления и управлялись назначенными из Рима наместниками-префектами.

Все союзники, независимо от их социального статуса, платили налоги в пользу римлян.

Ряд захваченных римлянами италийских городов был превращен в колонии. Жители колонии теряли часть своих земель в пользу поселявшихся в них римлян. Больше всех территориальные потери понесли племена латинов, вольсков и кампанцев. Жители колоний также наделялись статусом перегринов.[95]

Рабы, в значительном числе приобретаемые в результате завоевательных войн, в это время все еще не были главной производительной силой в сельском хозяйстве и в ремесле. Часть из них, по сложившимся ранее традициям, приносилась в жертву римским богам. Битвы гладиаторов также были первоначально формой принесения в жертву порабощенных инородцев. Только к 97 г. до н. э. римляне отказались от человеческих жертвоприношений. От зрелищ с участием гладиаторов они при этом не отказались. Сакральный смысл приносимых во время гладиаторских боев жертв остался тот же.

Материальное производство в V–III вв. до нашей эры основывалось на мелких и средних самостоятельных хозяйствах свободных общинников, либо на крупных хозяйствах патрициев и богатых плебеев, которые эксплуатировали лиц, находившихся в клиентской зависимости от них, но не рабов.

Обращение плебеев в кабальное рабство существенно ослабляло возможность комплектовать римскую армию, поддерживать таким образом основы существования римской народности. Условия кабальных договоров постоянно облегчались государством. С 326 г. до н. э., по закону Папирия и Петелия, попавшие в кабалу плебеи стали отвечать перед заимодавцем только своим имуществом, но не личной свободой и жизнью. Это событие также можно расценивать, как реализацию элементов «красного» социального проекта.

Запрет на обращение в рабство попавших в экономическую кабалу плебеев вызвал расширение применения труда рабов-иноплеменников. Из римских патрициев и богатых плебеев стал формироваться класс рабовладельцев, которому противостоял класс рабов иноплеменников.[96]

В III в до н. э. римляне завоевали Сицилию, Сардинию и Корсику. Началась война с Карфагеном за земли побережья Средиземного моря. Была также захвачена Предальпийская Галлия.

Эти регионы стали первыми римскими провинциями за пределами Апеннинского полуострова. Для управления провинциями назначались римские наместники. Наместники были выборными преторами или консулами и назначались только на непродолжительное время. Таким образом римские власти пытались ограничить коррупцию среди наместников. При наместниках формировался аппарат управления провинцией. Обычно он состоял из клиентов наместников или из их вольноотпущенников.

Римское государство превратилось к этому времени в империю с явно выпаженным делением территории на метрополию и колонии.

Племена населявшие новые провинции получали статус перегринов. Часть захваченных у них земель передавалась в римский (государственный) фонд. На этих землях устраивались римские колонии. Во вновь образованных колониях селились прежде всего отставные легионеры, имевшие права римского гражданства. Отставные военные женились на местных, инородных в этническом плане женщинах и обзаводились потомством. Дети от смешанных браков первоначально римского гражданства не получали.

На ряд римских провинций со временем распространилось латинское право. Этническая иерархия получила юридическое закрепление на этих территориях, власть римского этноса на территории империи укрепилась.

Из провинций в Рим поступали налоги. Сбором налогов занимались наместники. Помимо выполнения возложенных на них государством функций, наместники занимались прямым грабежом подведомственного им населения. В провинциях действовали крупные торговцы, ростовщики, подрядчики, приезжавшие из Рима или из Италии. Они откупали сбор налогов с местного населения у наместников. Откупщики часто использовали полученные права для приобретения земли подешевле у должников или отбирали ее у местного населения обманом и силой. На подученной таким образом земле они организовывали крупные сельскохозяйственные поместья, основанные на труде рабов. Заработанные деньги откупщики использовали также для организации крупных ремесленных хозяйств, основанных на рабском труде. Таким образом в провинциях быстро развивались рабовладельческие отношения.

В ходе длительных войн римлянами была покорена Македония и Греция, Карфаген с окрестностями в Северной Африке, захвачен ряд азиатских царств.

Покоренные племена и народности частично уничтожались, частично обращались в рабов. Так, в ходе трехлетней осады Карфагена от голода погибла большая часть его 500 тысячного населения. В 167 г. до н. э. город был покорен и разрушен, 50 тыс. карфагенян было обращено в рабство, а оставшиеся в живых изгнаны в пустыню. Карфагеняне по уровню социального развития ничем не отличались от римлян, а по многим показателям даже превосходили их.

Во II–I вв. до н. э. в центре Римской республики стали нарастать кризисные явления. Римские патриции захватили большие участки общинной земли и отдали их в обработку своим рабам. Крупные рабовладельческие поместья и мастерские стали основными хозяйственными ячейками римского общества. Численность рабов резко возросла, их эксплуатация усилилась.

В ответ на усиление эксплуатации рабы стали поднимать восстания против своих хозяев. Особенно крупными были два восстания рабов на Сицилии, а также восстание Спартака в Италии (73–71 гг. до н. э.)

Под воздействием дешевого рабского труда семейные хозяйства римлян и италиков, которые составляли до этого основу экономического базиса римского общества разорялись. Некому стало служить в армии.

Часть римской правящей элиты, например, Гай и Тиберий Гракхи (163–133 гг. до н. э.), попыталась ограничить землевладения патрициев и перераспределить часть незаконно изъятой ими общественной земли в пользу бедных плебеев и италиков, которые бы могли служить в армии. Возникли также проекты предоставления всем италикам римского гражданства. Проекты передела земель и расширения круга граждан стали постепенно воплощаться в жизнь. Опять были реализованы элементы «красного» проекта в рамках базового «черного» проекта строительства римской народности.

За счет реализации инициированного братьями Грак-хами «красного» проекта произошла частичная перестройке этнической иерархии в рамках всего римского общества. За счет латинян и италиков был расширен слой, стоявший на вершине и в середине социальной лестницы римского общества.

Перестройка этнической иерархии шла крайне медленно. Препятствием был не только патрициат Рима, но и римский плебс, который пользовался рядом экономических и социальных преимуществ и не желал поступаться ими в пользу иноплеменного населения — италиков. Одной из таких льгот была раздача властями хлеба и денег римскому плебсу, другой — устройство для плебса бесплатных театральных представлений, спортивных соревнований, боев гладиаторов.

Италики, в ответ на этническую эксплуатацию римлян восстали и начали вести военные действия против Рима. Это были так называемые Союзнические войны (90–88 гг. до н. э.). По итогам этих войн Рим был вынужден принять законы о предоставлении всем италикам полноценного римского гражданства. Новые граждане были приписаны к трибам и получили право доступа к общественному земельному фонду. Однако приписка к трибам была организована таким образом, что не давала возможности новым гражданам сильно влиять на принятие важных политических решений. Зато из числа италиков стали набирать много большее число солдат в римскую армию.

Вопрос о «новых гражданах», то есть вопрос о гражданских правах инородцев приобрел такую остроту, что вызвал еще несколько гражданских войн: 88–87 гг., 83–82 гг., 49–45 гг., 44–42 гг. до н. э. Это были войны римлян с италиками за источники материальных средств существования и место в социальной иерархии. Гражданские войны носили крайне жестокий характер и сопровождались гибелью большого числа людей с обоих сторон.

В результате гражданских войн италики отстояли право на равное гражданство с римлянами и на доступ к общественным землям. Римские патриции взамен на эти уступки италикам укрепили свою власть в Сенате, суде, муниципиях и ослабили таким образом влияние италиков на процесс принятия политических решений в государстве.

Гражданские войны завершаются установлением в Риме власти консула Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.). Он стал основывать уже для всех италиков колонии в провинциях и предоставлять их жителям римское гражданство. Это позволило вовлечь италиков и провинциальных патрициев в состав правящего класса империи. Большая часть этих людей была по отношению к римлянам инородцами.

По окончанию гражданских войн состав господствующего этноса был существенно расширен. Наиболее талантливые из инородцев получили возможность поднялись вверх по социальной лестнице. Перестройка этнической структуры Римской империи продолжалась и после смерти Юлия Цезаря.

После 27 г. до н. э. власть в Риме сосредоточилась в руках Октавиана, получившего от Сената титул Август (63–14 гг. до н. э.). Он выполнял одновременно функции консула и трибуна, был наделен высшей судебной властью, стал верховным жрецом — понтификом, а также командовал армией.

Август создал обширный государственный бюрократический аппарат: полицию, налоговые службы, отраслевые и провинциальные органы управления. Он также ужесточил контроль над армией и над судом. Государственный аппарат обеспечивал защиту собственности на землю и на имущество, а потому действия Августа по укреплению государственной власти были поддержаны широкими массами граждан.

Август был провозглашен императором. В его честь установили культ религиозного характера, предполагавший поклонение его изображению, вознесение благодарностей и обращение с просьбами к его духовному образу. Это была форма консолидации италийской народности вокруг системы духовных ценностей воплощенных в фигуре конкретного императора. Потом этот культ стал культом императоров вообще, то есть высших должностных лиц в государстве. В ходе отправления этого культа из разноплановых в этническом отношении элементов формировалась единая италийская народность.

Последующие императоры, сталкиваясь с недовольством набранных в армию из провинций инородцев стали шире наделять их при увольнении со службы землей, предоставлять им и их детям римское гражданство. Это способствовало романизации населения отдаленных провинций. Из этих романизированных элементов комплектовались вспомогательные римские воинские части. Отставные римские военные активно участвовали в распространении императорского культа среди туземного населения.

В итоге, к I в до. н. э. сложилась колониальная система со свободной италийской народностью на вершине социальной лестницы и этносами рабами у ее подножья. Посередине этой лестницы находились этносы, имевшие статус «союзников». Эта этническая иерархия раскинулась по всему средиземноморскому побережью и включала в себя большую часть континентальной Европы. Она получила наименования Pax Romana.[97]

К I в. н. э. римляне захватили Испанию, оккупировали половину земель Галлии, Германии и Британии. В новых провинциях они поставили свои крепости и разместили в них легионы. Покоренные племена облагались данью, тех, кто сопротивлялся римскому владычеству уничтожали. Для удержания власти римляне искусно стравливали племена туземцев между собой. Захваченные племена восставали против господства римлян, но в конце концов терпели от них поражение и подвергались тотальному уничтожению, переселению, их религиозные культы запрещались.

Такими жестокими были, например, две Иудейские войны в I — начале II века н. э., в которых стороны уничтожали друг друга сотнями тысяч в ходе боев и в ходе геноцида гражданского населения, творили насилия, грабили, стирали с лица земли города, вырубали плодовые деревья, засыпали землей источники воды, разрушали храмы, сжигали произведения чужой культуры.[98]

В этом смысле и римляне, и их противники осуществляли «черные» проекты строительства своих народностей. Победа любой из сторон не означала отказа от «черной» разновидности социального производства, а только смену этнической верхушки реализуемого проекта.

Местное население новых покоренных римлянами провинций, в большинстве своем, не знало земледелия и имело слабо развитое ремесленное производство. У крепостей, где стояли римские легионы возникали города, в которых жили приехавшие из центра империи италийские ремесленники, торговцы и земледельцы. Землевладельцы италики организовывали латифундии и принуждали к труду на них захваченных в рабство «туземцев».

Вождей покоренных племен в провинциях привлекали на службу Риму, платили им за это жалование, предоставляли наиболее отличившимся имперское гражданство.

Рост числа граждан, живших за пределами Рима повел к изменению состава Сената. К I в. н. э. — в нем подавляющую часть заняли италики и представители провинций.

Аппарат управления императоров к этому времени разросся и стал весьма дифференцированным по исполняемым функциям. Основную часть аппарата комплектовалась из вольноотпущенников императоров, которые находились в клиентской зависимости от них и не могли претендовать на самостоятельную политическую роль. Вольноотпущенники были инородцами по отношению к римской народности.

Со второй половины I в. н. э. основной хозяйственной единицей по всей Римской империи становится крупное сельскохозяйственное или ремесленное хозяйство, основанное на труде рабов. Это хозяйство было малоэффективным из-за отсутствия заинтересованности рабов в результатах труда. Дешевый труд рабов окончательно подорвал основы существования небольших хозяйств свободных римских граждан. Разорявшиеся мелкие производители вынуждены были наниматься в хозяйства крупных землевладельцев на положении колонов-арендаторов. Одновременно часть рабовладельцев отпускала рабов на волю и предоставляло им в аренду участки земли. То есть на положение колонов переводились рабы. Таким образом появлялся слой крестьян арендаторов, которые работали на землевладельца и находились от него в поземельной, а не в личной зависимости.[99]

Можно говорить о том, что с появлением колоната в Римской империи стал развиваться, в качестве подчиненного, «коричневый» проект.

Государство на происходившие хозяйственные изменения реагировало ослаблением давления на рабов и усилением давления на бедных плебеев с целью принуждения их к труду. Причиной этого, среди прочего, было сокращение поступления рабов из-за невозможности вести дальнейшую завоевательную политику.

В Италии начался процесс упадка крупного рабовладельческого хозяйства. Ко II в. н. э. этот упадок распространился на провинции. Стал резко сокращаться слой свободных земледельцев, из которого комплектовалось римское войско. Численность армии уменьшилась. Римская империя перешла от наступления к обороне по всему периметру своих границ.

В стране опять начались гражданские войны. Теперь они шли между представителями живших в центре империи римлян и италиков, с одной стороны и жившими в провинции инородными племенами, с другой стороны. Первые защищали интересы крупных рабовладельцев, вторые интересы еще крепких племенных общин, состоявших из мелких и средних производящих семейных хозяйств. Внешне эта борьба проявлялась, как борьба за поступавшие из провинций в центр налоги. Эти налоги использовались для содержания сильно выросшего государственного бюрократического аппарата и на раздачи бедным римским жителям, которые не могли, а потом и не хотели работать в материальном производстве и служить в армии.

Из части собираемых в провинциях денег нанимались солдаты из числа нападавших на империю варваров. Этим варварам также предоставляли римское гражданство, но они не были заинтересованы в сохранении империи, как римские и италийские общинники. Процесс замены в армии римлян и италиков на варваров шел столь стремительно, что последние не успевали в достаточной степени романизироваться и при первой возможности выходили из повиновения римлян.

В качестве одной из мер борьбы за сохранение римского государства, император Семптимий Каракалла (188–217 гг.) издал в 212 г. закон, предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи. Закон преследовал цель охватить всех свободных подданных налоговой системой и увеличить базу для комплектования армии, поскольку в легионах имели право служить только полноценные римские граждане. Это была очередная попытка правящей элиты реализовать «красный» проект строительства более широкой социально общности, чем италийская народность.

Несмотря на принятые меры, система этнической иерархии, имевшая историю более чем в тысячу лет, перестала действовать. Италийская народность потеряла политический инструмент, который обеспечивал ее материальными ресурсами, а потому стала распадаться на отдельные этнические части.

В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную части. В 410 году племенами вестготов был взят и разорен Рим. В 476 году вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось существование Pax Romana.

Захватившие власть в Восточной части Римской империи германские племена часть италиков уничтожили, оставшихся в живых лишили статуса господствующей народности, присвоили себе их земли и другие материальные ресурсы. Оставшиеся в живых италики были превращены в крепостных крестьян. Сохранить в полной мере социальные институты италиков германцы не смогли, поэтому не развились до уровня народность. В целом в отношении италийской народности германцами был реализован типичный «красный» проект.

Римляне, с момента покорения латинских племен, практиковали изъятие материальных ресурсов у инородцев и использования их для создания своих собственных социальных институтов, содержания занятых в них работников.

Римляне использовали эти ресурсы для развития латинского языка и письменности. Этот латинский язык распространился потом на территории южной части Европы в качестве официального. В Африке и Азии основным языком общения населения был греческий, поскольку греки колонизировали эти территории задолго до римлян.

На основе латинского языка существовала традиция передачи устных мифов, рассказов, искусство публичной речи (риторика). Потом стала развиваться письменная латинская литература — появились такие ее формы, как стихи, песни, мифы, проза, драма, эпиграммы. Составлялись религиозные тексты и гимны. Действовали мастерские, в которых переписывались во многих экземплярах художественные, религиозные и научные произведения.

В Риме развивалась музыкальная культура. Религиозные празднества, семейные мероприятия, военные походы сопровождались исполнением различных музыкальных произведений.

В Риме был создан свой театр и для него писались оригинальные комедии и трагедии. Театральные представления сопровождались исполнением песен, музыки. В представлениях было задействовано большое число профессиональных актеров, певцов, музыкантов. Для римских граждан проводились массовые спортивные празднества, организовывались гладиаторские бои. Театры и стадионы функционировали и в других крупных городах республики, а потом империи.

Богатые патриции первоначально нанимали для обучения своих детей персональных учителей. Во II в. до н. э. в Риме появились публичные школы, в которых чтению, письменности, счету, риторике, литературе учили детей патрициев и богатых плебеев.

В период республики обучение в школах было частным и государство в него не вмешивалось. В период империи государство поставило образование под свой контроль. Учителя стали государственными служащими. Император Антонин Пий (2 в. н. э.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу, в зависимости от числа его жителей, определил ряд льгот и привилегий для учителей. Содержались школы в Италии и провинциях на средства муниципалитетов. Начиная с Юлиана Отступника (с 362 г.) все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императоров. Учащиеся также оказались под контролем императорской власти (эдикт 370 г.).

В Риме, ряде провинциальных городов действовали также высшие школы — академии, в которых готовили юристов, риторов, философов.[100]

Сложились самостоятельная римская живопись, скульптура, архитектура.

В состав наработанных римлянами духовных ценностей входили грамматика, риторика, юриспруденция, история, медицина, зоология, ботаника, аграрное дело, военное искусство, философия, арифметика и геометрия, астрономия.[101]

Патриции и богатые плебеи сами развивали отдельные виды духовной культуры или, как меценаты, материально поддерживали работу архитекторов, живописцев, скульпторов, библиотекарей, писателей, артистов.

Проблема была только в отсутствии единой для всех составных этнических элементов государства общей религии — каждый из входящих в римскую народность этносов поклонялся своим собственным богам. Поклонение римским божествам не было обязательным требованием к покоренным этносам — те сохраняли свой собственный пантеон богов. Поклонение этим богам происходило в отдельных храмах. Храмы покоренных народов разрушались только в наказание за неповиновение римлянам.

Все практикуемые религиозные культы в Римской империи носили преимущественно обрядовый характер, они не имели проработанной системы догматов, не опирались на священные тексты.[102]

Как отмечалось выше, этническое единство римляне одно время пытались обеспечить посредством введения культа поклонения императорам. Даже вводили санкции за отказ от отправления этого культа. Единая христианская религия официально установилась в Риме только в 380 г. н. э. Это была вера, которая отказывалась от стремления к обладанию безграничными материальными ценностями ради обретения ценностей духовных. Главный социальный смысл христианства был в провозглашении представителей всех этносов равными перед богом.[103]

Как отмечалось христианским апостолом Павлом в послании к Галатам (3:28): «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Европейский фашизм. Проблемы идентификации и предупреждения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

88

Ингрэм Д К История рабства от древнейших до новых времен. Пер. З. Журавской. СПб., 1896.

89

К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 43, ч. 1, с. 268–269.

90

Платон. Законы. М., 2004. 338 с.

91

Аристотель. Политика. О домохозяйстве и рабстве. Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т. 4.

92

Мухин Н. Отношение христианства к рабству в Римской империи. Киев, 1916. С. 235.

93

А. Коптев. Ранний Рим и греческий полис. М.: Вестник древней истории. № 3 2015.

94

История Европы. Т. 1, Древняя Европа. М.: Наука, 1986, с. 182–199.

95

О. Жидков. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. М.: Норма, 2001.

96

История Европы. Т. 1, Древняя Европа. М.: Наука, 1986, с. 347–383.

97

Goldsworthy, Adrian. Pax Romana: War, Peace and Conquest in the Roman World. New Haven: Yale University Press. 2016

98

Флавий Иосиф. Иудейские войны. М.: Мосты культуры, 2016.

99

И.Б.Новицкий, И.С. Перетерский. Римское частное право. М.: КНОРУС, 2016.

100

Мелихов В. А., Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме, ч. 1, Харьков, 1913

101

История древнего Рима. Полигон-АСТ, СПб. 1998.

102

История Европы. Т. 1, Древняя Европа. М.: Наука, 1986, с. 446–492.

103

История Европы. Т. 1, Древняя Европа. М.: Наука, 1986, с. 534–587.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я