Молодой специалист, являясь «товаром» на рынке труда, должен задумываться над тем, какие ценные для работодателя качества он может предложить. Рынок труда выдвигает новые требования к профессиональной, психологической и социальной подготовке молодых специалистов, от которой зависит степень его конкурентоспособности на рынке труда. Включены основные теоретические положения по темам учебной программы, практические рекомендации по поиску работы, образцы документов и тестовые задания. Предназначено для обучения студентов СФУ ТЭИ очной и заочной форм, подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело». В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навыки эффективного поиска работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Модуль 2. Основные навыки общения
План
2.1. Персональные качества и навыки
2.2. Уверенное поведение, стратегии поведения
2.3. Коммуникативные навыки общения
2.4. Психологические особенности поведения при собеседовании
2.1. Персональные качества и навыки
Качества, необходимые кандидату разделяют на три группы: личные, профессиональные, деловые.
Личные качества:
• физическая и эмоциональная выносливость;
• высокие моральные стандарты;
• понимание назначения организации и направления ее деятельности;
• высокий уровень культуры;
• энтузиазм;
• порядочность;
• оптимизм;
• уверенность в себе;
• дружелюбие;
• расположение других.
Профессиональные — это качества, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя:
• высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
• широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
• стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
• поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
• умение планировать свою работу.
Выделяют три группы навыков, составляющих основу профессиональной деятельности руководителя-менеджера:
1) концептуальную — на высшем уровне управления (составляет 50 %);
2) межличностную;
3) специальную (техническую) — на низшем уровне управления (50 %).
Руководителем делают человека не личные и профессиональные качества, а деловые.
Деловые:
• знание организации, способность обеспечить ее деятельность всем необходимым, координировать и контролировать поставленные задачи, побуждать к труду;
• энергичность, честолюбие, доминантность, решительность, требовательность;
• бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
• контактность, коммуникабельность, умение располагать к себе людей, убежденность;
• ответственность, способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем;
• стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск.
Данные обследований дают характеристики «идеальных» руководителей (в порядке убывания значения), которые приведены в табл. 1.
Таблица 1. Характеристики руководителей
Основными характеристиками сильных менеджеров российских фирм считают:
• сознательный поиск контактов с сотрудниками на рабочих местах;
• стремление повысить свой авторитет;
• сохранение независимости в суждениях и действиях;
• стремление создать работоспособный коллектив и опереться на него в работе;
• попытка блокировать вмешательство высшего руководства;
• жесткость требований по выполнению собственных рекомендаций;
• стремление выработать собственную позицию по проблемам;
• умение правильно распределять обязанности;
• стремление иметь ясные цели работы и развития;
• отсутствие попыток уклоняться от принятия решений;
• умение добиться единого образа мышления и действий.
2.2. Уверенное поведение, стратегии поведения
Уверенное поведение — это собирательное понятие, включающие в себя различные составляющие.
Уверенное поведение:
• целенаправленное: уверенный человек конкретно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом цель должна быть конкретной и позитивной, амбициозной и достижимой одновременно;
• ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу. Самые непреодолимые преграды это те, которые человек сам ставит перед собой;
• гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку;
• социально ориентированное: направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей»;
• сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регуляции; когда ситуация требует немедленных действий, человек их совершает, при этом вполне осознанно может управлять своими спонтанными реакциями;
• настойчивое, но не переходящее в агрессивное;
• направленное на достижение успеха, а не на избежание неудачи;
• созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным.
Еще древние философы считали, что человек, живя в социуме, не может быть независимым от него. Всю свою жизнь индивид имеет различные связи с другими людьми (опосредованные или непосредственные). Он действует на окружающих или сам подвергается их воздействию. Часто случается так, что человек может поменять свое мнение или поведение под влиянием общества, соглашается с чужой точкой зрения. Подобное поведение объясняется способностью к конформизму.
Конформизм — морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм — это отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).
Нонконформи́зм — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнение, результаты восприятия, поведение и т. д., прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе.
Отмечается также то, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречается в группах низкого уровня социально-психологического развития и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.
В ситуации поиска работы можно выделить два разных подхода (или два разных стиля поведения): конструктивный и неконструктивный. Конструктивный стиль помогает находить оптимальные пути и самоопределиться для достижения целей в любых условиях. Неконструктивный — либо не приводит к успеху, к удовлетворению, либо сопряжен со многими непродуктивными затратами сил, эмоций и времени.
Особенности неконструктивного стиля.
1. Подчеркивание тяжести проблем, безвыходности положения. Люди с неконструктивным стилем оценивают любую стрессовую ситуацию как чрезвычайную, катастрофическую. «Катастрофа» — наиболее подходящее слово, характеризующее ситуацию отказа в трудоустройстве.
2. Собственная беспомощность и ожидание помощи со стороны. Люди ждут помощи потому, что не верят в себя, свои возможности и способности.
3. Расплывчатое представление о собственных целях. Неконструктивно мыслящие люди не знают не только своих возможностей, но, как правило, и своих потребностей, не знают, чего они хотят.
4. Поиск оправданий. Неконструктивность предполагает, кроме подчеркивания тяжести проблем, поиск оправдания своего бездействия. Нередко можно видеть, как человек с легкостью находит объяснения, почему та или другая работа ему не подходит. Этот человек живет по сценарию неудачника.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навыки эффективного поиска работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других