Многие думают, что сказка – это только для детей. Но ведь в каждом из нас живет ребенок. Сказка похожа на многослойный пирог, где каждый выбирает тот слой, который подходит ему, созвучен мироощущению или может дать ответ на важный внутренний вопрос. Сказки, собранные в этой книге, будут интересны детям и родителям, их могут использовать в работе психологи, педагоги. Они помогут открыть удивительный мир философии, логики и психологии, объясняя законы этих наук в простой и понятной форме.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библиотека ненаписанных сказок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Иллюстратор А. Л. Гриневич
© А. В. Архипова, 2020
© А. Л. Гриневич, иллюстрации, 2020
ISBN 978-5-0051-6310-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Если бы в детстве какой-нибудь волшебник сказал мне, что я стану писать сказки, я бы очень удивилась. Как и многие, я любила слушать сказки, которые читала моя мама, придумывать и фантазировать, представлять себя героиней этих историй. Но все это осталось в далеком-далеком детстве. Когда я училась в четвертом классе, в школе дали задание — сочинить сказку. Помню, что сочинительство вызвало у меня большие затруднения. Я не могла ничего придумать, поэтому не нашла ничего лучшего, чем взять толстую книжку, отыскать там небольшую, малоизвестную сказку, переименовать в ней героев и таким образом выполнить заданное. Когда мы становимся совсем взрослыми, сказка и вовсе уходит из нашей жизни, повседневные заботы и хлопоты не дают нам оглянуться вокруг и заметить, что жизнь вокруг нас кишит волшебными предметами и событиями. Ведь в нашем детстве еще не было компьютеров, Интернета, смартфонов, планшетов, всего того, без чего наши дети уже не представляют свою жизнь. А ведь это именно то, о чем издавна мечтали наши предки. Посредством одного движения, проведя пальцем по планшету, мы можем увидеть, что творится сейчас в самых удаленных уголках нашей планеты, чем вам не «катись, катись яблочко по серебряному блюдечку» из одноименной народной сказки? Даже яблочко на многих устройствах имеется. До сих пор удивляюсь, как наши предки заглядывали в будущее и так точно описывали совершенно неведомые им предметы? А знаменитое «свет мой зеркальце скажи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». Ведь это же всем нам привычные Skype или Instagram. Я уж не говорю про ковер-самолет и самоходные сани, которые давно стали частью нашей жизни. Поэтому нужно замечать чудеса вокруг нас и радоваться им. А ведь многие этого не успевают. Только купил один телефон, он уже вышел из моды, нужно покупать следующий. Не успел порадоваться новой машине, автопром выкинул на рынок другую, более совершенную модель, которую непременно хочется иметь. Бесконечная потребительская гонка, не успевают люди радоваться и ценить то, что у них есть. Все развивается как в сказке «О золотой рыбке» А. С. Пушкина.
Как же появились те сказки, которые вы, дорогой читатель, держите сейчас в своих руках?
Многие писатели открывают в себе талант сказочника благодаря детям. Так, несравненная шведская сказочница Астрид Линдгрен сочинила свою первую сказку, которую мы знаем под названием «Пеппи Длинный чулок» в 1941 году, когда ее маленькая дочка Карен заболела тяжелым воспалением легких. Лекарств не было, денег тоже. Астрид лечила дочку народными средствами и сказками… Причем весьма успешно, дочка выздоровела, а Астрид Линдгрен впоследствии записала придуманные истории и отправила их в издательство, в 1945 году книга увидела свет, а Астрид проснулась знаменитой. Так болезнь ее дочери Карен подарила нам замечательные истории про Пеппи Длинный чулок, а затем и Карлсона, который живет на крыше.
Знаменитая сказка «Алиса в Стране чудес» тоже родилась благодаря десятилетней Алисе Лиддел, которая была знакома с Льюисом Кэрроллом и отправилась с ним в сопровождении своих сестер на пикник. В дороге девочке стало скучно, и, чтобы развлечь ее, была придумана эта сказка.
Знаменитый Ганс Христиан Андерсен тоже черпал свое вдохновение, общаясь с детьми. Сказка «Цветы маленькой Иды» родилась от вопроса шестилетней девочки Иды Тиле. Андерсен дружил с ее отцом, тоже сказочником, собравшим и опубликовавшим датские народные сказки. Ида показала Андерсену увядший букет цветов в вазе и плача спросила: «Неужели они умерли, мои цветочки?» Андерсену стало жаль девочку, и он принялся сочинять сказку о том, что цветы вообще никогда не умирают. Они уходят на бал и так веселятся там, что потом имеют весьма усталый вид. Маленькой Иде сказка очень понравилась.
Антоний Погорельский, под таким псевдонимом написал свою сказку «Черная курица» Алексей Перовский, своих детей не имел. Он принимал участие в воспитании племянника Алеши. В письме из пансиона десятилетний мальчик написал своему дяде, что подружился с… курицей, каждый день носит ей крошки со стола. Видимо, мальчику было совсем одиноко в Петербурге, где он получал образование. Читая его письмо, Перовский вдруг подумал: «А что, если Алешина птица только в нашем мире простая курица-чернушка, а в другом, например, подземном, — это человек в черном камзоле, возможно, даже министр?» Напечатанная в 1829 году «Черная курица» стала первой русской литературной сказкой для детей.
Появлением моей первой сказки я обязана своему сыну. Он занимался в художественной школе, и однажды ему задали, на мой взгляд, странное задание — нарисовать гвоздь. Казалось, чего проще? Но вся фишка была в том, что гвоздь надо было нарисовать так, чтобы, посмотрев на него, можно было поведать миру историю этого самого гвоздя. Гвоздь мой сын нарисовал, задание сдал. У меня же этот гвоздь не шел из головы, и в один миг, когда я занималась хозяйственными делами, меня просто озарила история о счастливом гвозде. В то время я занималась в клубе КРОСС у М. Е. Литвака, и в сказке нашли отражение многие идеи, почерпнутые из книг и семинаров. Я прочла эту сказку в качестве отчета на одном из семинаров. Сказка нашла живой отклик у слушателей. Какова же была моя радость, когда М. Е. Литвак предложил включить мою сказку в качестве заключения в книгу «Религия и прикладная философия». Это был мой творческий дебют, и сразу же такая удача! Хотелось ли мне продолжать это занятие? Еще бы! Сказки полились из меня рекой. Иногда приходилось вставать среди ночи, чтобы записать очередную сказку, стремившуюся вырваться из моей головы наружу. Теперь каждое событие в жизни было особенным и волшебным. Сказка могла родиться из любого пустяка: замеченного сломанного дерева, воспоминаний детства, брошенной кем-то фразы, или прочитанной книги. Помню, как-то меня до глубины души тронули строчки А. Ахматовой из стихотворения «Мне ни к чему одические рати»:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Тогда еще, будучи ученицей одиннадцатого класса, я думала: «Как же из сора может рождаться нечто прекрасное, возвышенное, духовное — то, что заставляет людей становиться лучше?» Теперь я хорошо понимаю, что имела в виду Анна Ахматова. Любой валяющийся на дороге гвоздь может вызвать к жизни историю, главное, его заметить, не пройти мимо. И каждый человек способен рассказать эту историю по-своему.
Издревле люди передавали из уст в уста народную мудрость, содержащуюся в сказках. Ведь неспроста даже присказка существует: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Сказка — это кладовая человеческого опыта и миропонимания с древнейших времен. Читая сказки, люди осознают себя и свои мечты. Сказки дают нам возможность вспомнить, что мы созданы по образу и подобию Главного Творца. Человек, читая сказки, сам может почувствовать себя Творцом Вселенной, а не ее крошечным винтиком. А Творцом Вселенной нельзя управлять, его невозможно принизить, нельзя объявить никем и ничем. Он сам творит свою судьбу. Сказки дают нам ощутить свою значимость и возможность противостоять злу в любых его проявлениях. Сказка дает нам силы изменить свою жизнь к лучшему. Видимо, поэтому сказка имеет терапевтический эффект.
Многие думают, что сказка — это только для детей. Но ведь в каждом из нас живет ребенок. Так Э. Берн описывал три Я-состояния: Я-родитель, Я-взрослый и Я-ребенок. Все три состояния необходимы для жизни. Ребенок — источник наших желаний, влечений, потребностей. Именно здесь содержатся радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность. В Ребенке сосредоточена вся психическая энергия. Это может быть лучшая часть нашей личности. Не потому ли, когда мы становимся взрослыми, продолжаем читать и смотреть современные сказки: детективы, триллеры, фэнтези, любовные романы. В каждой сказке зашифрован какой-то глубинный смысл, каждый читатель найдет что-то свое. Сказка похожа на многослойный пирог, где каждый выбирает тот слой, который подходит ему, созвучен мироощущению или может дать ответ на важный внутренний вопрос. Именно поэтому в любом возрасте в сказке можно открыть что-то совершенно новое.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библиотека ненаписанных сказок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других