Первая «Аврора» Российского флота

А. А. Сизов, 2020

Эта небольшая книжка рассказывает о замечательном корабле Российского флота – о деревянном парусном фрегате «Аврора». Речь пойдёт об истории его постройки, о дальних походах и жестоких сражениях, в которых корабль и его экипаж верно служили России. ФГБУ культуры и искусства «Центральный военно-морской музей им. Императора Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации благодарит ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в лице генерального директора ГА. Фокина за благотворительное пожертвование на финансирование издания серии книг «Неизвестная Аврора», посвящённого 120-ой годовщине с момента спуска легендарного крейсера I ранга «Аврора» на воду. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Неизвестная «Аврора»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая «Аврора» Российского флота предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Амосов Иван Афанасьевич

…доставление в наше адмиралтейство, порты и контрольные экспедиции потребного числа корабельных мастеров и подмастерьев, искусных механиков, гидравликов и учителей по разным частям морского департаменту…

Из Устава первого в мире Училища корабельной архитектуры, (утверждён 4(16) марта 1803 года Императором Александром I)

Строительством первого большого корабля «Александр Невский» на Охтинском адмиралтействе руководил корабельный мастер и старший судостроитель предприятия Вениамин Фомич Стокке (Benjamin Stuckey) — английский кораблестроитель на русской службе, построивший за свою жизнь около 600 судов. Именно он занимался развитием верфи после перехода в казну. В 1832 году Стокке уехал для лечения пошатнувшегося здоровья, и его должность занял капитан Корпуса корабельных инженеров, грамотный и опытный кораблестроитель Иван Афанасьевич Амосов. Под руководством Амосова на верфи строилось большое количество кораблей, среди которых и фрегат «Аврора».

Амосов И.А.

Иван Афанасьевич Амосов родился в Архангельске в 1800 году, 12 (24) ноября. Ещё в допетровском Московском государстве Архангельск и другие города поморского русского Севера были центрами кораблестроения и мореплавания. Тамошние корабелы и моряки должны были считаться с исключительной суровостью условий плавания в Белом и Баренцевом морях. Поэтому они обладали уникальными знаниями, опытом и умением. Молодой Московский царь Пётр I, начиная грандиозное дело по созданию Российского флота, привлёк на первые русские верфи и корабли не только иноземных специалистов, но и отечественных умельцев, прежде всего поморских мореходов и мастеров корабельного искусства. Сохранились архивные документы, свидетельствующие, что род Амосовых известен своими судостроителями на Белом море еще с XIV века. Отец будущего создателя фрегата «Аврора» Афанасий Петрович Амосов закончил Училище флотских штурманов, служил на Балтике, в отставку вышел подполковником Корпуса флотских штурманов. Старшие братья отца Осип Петрович и Иван Петрович Амосовы — известные в истории нашего флота кораблестроители.

Здание, в котором размещалось Училище корабельной архитектуры. СПб. Никольская пл.

Именно корабельный мастер Иван Петровичи Амосов определил своего одиннадцатилетнего племянника в младший класс петербургского Училища корабельной архитектуры. Об этом замечательном учебном заведении можно подробнее узнать из Примечаний. Училище Иван Амосов окончил в 1818 году отличником, получил, как отличник, чин тиммермана (голланд. timmerman, нем. zimmermann — старший корабельный плотник) 12 класса в Табели о рангах и был оставлен преподавателем младших классов.

Здание, в котором размещалось Училище корабельной архитектуры. Памятная доска

Вскоре Амосов начинает работать на Кронштадтской верфи, где руководит ремонтом фрегатов. В 1823 году его назначают начальником конструкторского бюро в Главном адмиралтействе. В 1826 году он произведён в подпоручики Корпуса корабельных инженеров. С 1827 по 1831 год молодой инженер-корабел несколько раз ездит в командировки в Великобританию и США, где знакомится с тамошним опытом кораблестроения, в том числе изучает конструкцию и технологии постройки паровых судов. Вернувшись в Санкт-Петербург, вместе с отчетом о заграничной командировке Амосов представил альбом рисунков, которые последовательно и подробно фиксировали почти все стадии постройки военных паровых кораблей на американских верфях.

В 1828 году Амосов произведён в поручики Корпуса корабельных инженеров, через два года — в штабс-капитаны, в 1831 году — в капитаны. Так высоко начальство оценило сведения, добытые Амосовым за границей. Таков был служебный путь русского инженера-корабела Амосова, когда он тридцати двух лет от роду возглавил Охтинскую верфь, где начал руководить постройкой больших кораблей.

Перечень работ Амосова впечатляет:

— 1832 год — 54-пушечный фрегат «Прозерпина», фрегат «Паллада»,

— 1833 год — 74-пушечный корабль «Фершампенуаз». «Фершампенуаз» своими мореходными качествами и боевыми возможностям превзошёл все русские корабли Балтийского флота. За его постройку Амосов получил орден Святого Владимира 4-й степени и, как кавалер ордена, стал потомственным дворянином.

— 1835 год — 56-пушечный фрегат «Аврора», за постройку которого Амосов произведён в чин подполковника,

— 1837 год — 74-пушечного корабль «Константин»,

— 1841 год — 74-пушечного корабль «Выборг».

— «Константин» и «Выборг», в истории Российского флота памятны тем, что оба перед началом Крымской войны («Выборг» в 1853 г., «Константин» в 1854 г.) прошли модернизацию, при которой на них были установлены паровыми двигатели и винтовые движители.

— 1844 год — 400-сильный колесный пароходофрегат «Грозящий»,

— 1845 год — 400-сильный колесный пароходофрегат «Надежда»,

— 1848 год — первый в России винтовой фрегат «Архимед».

Теоретический чертёж фрегата «Спешный»

Теоретический чертёж, корпус. Фрегат «Аврора» проекта «Спешный»

Модель фрегата «Аврора». Автор М. Безверхний

«Архимедом» Российский флот открыл новый период своего развития. При его проектировании Амосов показал себя не только талантливым инженером, но и серьёзным учёным гидродинамиком.

Он экспериментировал с различными типами винтов из различных материалов, с разным количеством лопастей (2 и 4). Специально для «Архимеда» он разработал передовую для своего времени методику швартовых и ходовых испытаний. Охтинская верфь начала строить быстроходные винтовые корабли. Одним из них стал 52-пушечный винтовой фрегат «Паллада», пришедший на замену уже знакомому нам «тёзке» — парусному фрегату.

Чертёж первого русского винтового парохода «Архимед»

Первый русский пароход «Архимед»

С 1860 года Амосов служит инспектором кораблестроительных работ Кронштадтского порта, не оставляя инженерной деятельности. В частности, им в этот период спроектирована система дублирования трюмно-балластной и противопожарной систем кораблей.

В 1844 году Амосова производят в полковники, в 1853 году — в чин генерал-майора, в 1864 году — в чин генерал-лейтенанта, наконец, в 1872 году он получает чин инженер-генерала и возглавляет Корпус корабельных инженеров.

В 1873 году И. А. Амосов оставляет должность инспектора кораблестроительных работ Кронштадтского порта, потому что его назначают в состав Адмиралтейств-совета — высшего совещательного органа при Морском министре.

Скончался славный российский кораблестроитель 1(13) июня 1878 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Большеохтинском кладбище, последнем приюте всех, именитых и безвестных, тружеников Охтинской верфи. Могила Ивана Афанасьевича Амосова не сохранилась.

Церковь Святого Георгия Победоносца на Большеохтинском кладбище. Строилась с 1817 по 1860 гг. Архитекторы К. И. Брандт, К. А. Кузьмин. Не сохранилась

Оглавление

Из серии: Неизвестная «Аврора»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первая «Аврора» Российского флота предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я